DOI: 10.34680/2411-7951.2024.4(55).633-643 Специальность ВАК: 5.9.9
УДК 070.1:070.731.2(470.13) ГРНТИ 19.01.29+19.45.09
Бешкарев А. А., Пыстина О. В.
МЕДИАОБРАЗ РЕГИОНА В ДИСКУРСЕ СОВРЕМЕННЫХ СМИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ)
Аннотация. Целью статьи является рассмотрение образа Республики Коми в российском медиапространстве. Объектом исследования послужили публикации СМИ из топа самых популярных официальных медиа страны (информационных агентств «ТАСС», «РИА Новости») и региона (информационных агентств «БНК» и «Комиинформ») за период с 2018 по 2024 гг. Научная новизна работы заключается в определении основных тематических аспектов освещения образа Республики Коми в современном медиаполе. В результате анализа выявленных тем определено, что в указанных СМИ складывающийся образ Республики Коми связан с такими тематическими группами, как «безопасность», «экология», «культура», «спорт», «образование», «здравоохранение», «экономика», «достопримечательности» и «власть». Журналисты официальных СМИ заинтересованы в том, чтобы изображать общую ситуацию в республике как в целом нормальную, без серьезных проблем, хотя неизбежно касаются их при освещении событий, связанных с безопасностью (аварии на угольных шахтах, низкое качество или отсутствие дорог), экологией (нефтеразливы, проблема сохранения лесов) и медициной (заболевания, карантины) и т.д., однако и в этих случаях основной акцент делают на решении властями этих проблем.
Ключевые слова: медиаобраз, регион, Республика Коми, федеральные СМИ, региональные СМИ, информационные агентства.
Для цитирования: Бешкарев А. А., Пыстина О. В. Медиаобраз региона в дискурсе современных СМИ (на примере Республики Коми) // Ученые записки НовГУ. 2024.4(55). 633-643. DOI: 10.34680/2411-7951.2024.4(55).633-643
Медиа играют важную роль в формировании общественного сознания, так как от них зависит интерпретация событий, в том числе связанных с различными территориями. В условиях возрастающих информационных потоков актуальной оказывается задача исследования процессов создания регионального образа, а также выявления его характера в СМИ.
На данный момент понятие медиаобраза разработано такими учеными, как Е. Н. Богдан [Богдан, 2007], О. Ф. Русакова [Русакова, 2012], А. В. Марущак [Марущак, 2012], А. Н. Всеволодова [Всеволодова, 2013], Т. Н. Галинская [Галинская, 2013]и др. Так, О. Ф. Русакова под медиаобразом понимает «структурный визуально-эмоциональный компонент виртуальной реальности, представляющий собой медийную модель объективного бытия, запечатленную в информационных носителях и общественном сознании» [Русакова, 2012, с. 116]. В других работах медиаобраз трактуется в схожем ключе как выраженный в медиапространстве образ, «созданный средствами массовой информации в сотрудничестве с разными сферами духовного творчества и отражающий особенности текущего момента действительности» [Богдан, 2007, с. 14]. Следовательно, разные ученые сходятся во мнении, что медиаобраз является особым видом реальности, который формируется с помощью СМИ.
Делая обзор исследований, посвященных медиаобразу, Ю. Н. Драчева и Е. Н. Ильина обращают внимание на то, что составляет содержательную суть
медиаобраза: образ кого или чего изучают специалисты? Обычно это три типа объектов: собственно люди в их персональном или обобщенном представлении, образы неких абстрактных явлений, а также образ территории, государства, города, края и пр., вмещающий в себя локативные, общественно-политические, культурные, языковые и иные составляющие [Драчева, Ильина, 2022, с. 10].
Ряд исследований последних лет посвящен именно вопросу влияния СМИ на формирование образа территории. Например, в недавней коллективной монографии «Медиаобраз региона в современной массовой коммуникации» систематизированы результаты обсуждения проблем изучения медиаобраза региона в современной массовой коммуникации. В исследовании представлен опыт описания медиаобразов южных и центральных областей России, а также Урала, Сибири и Европейского Севера страны [Медиаобраз, 2022].
Медиаобраз территории - это транслируемый средствами массовой информации образ географического объекта, включающий в себя исторические, социально-экономические, политические и прочие особенности. При этом необходимо отметить, что тема формирования образа регионов исследовалась прежде всего с позиций имиджа и брендинга территорий такими учеными, как А. П. Панкрухин [Панкрухин, 2006], И. С. Важенина [Важенина, 2010], П. А. Булочников [Булочников, 2020], А. А. Хуажев [Хуажев, 2021].
Брендинг и имидж Республики Коми был рассмотрен в статьях К. А. Казаковой и А. Н. Горуновича [Казакова, Горунович, 2019], а также И. И. Лейман [Лейман, 2018]. Однако образ республики в российском медиаполе до сих пор не подвергался комплексному исследованию.
Республика Коми - один из субъектов Российской Федерации, входящий в Северо-Западный федеральный округ. Она расположена на северо-востоке европейской части России, ее столицей является город Сыктывкар. Государственные языки - коми и русский. Для Республики Коми, часть площади которой относится к Арктической зоне, характерны низкие температуры, долгие зимы и малое количество солнечных дней в году.
Для всестороннего изучения образа региона в нашей статье были исследованы более тысячи публикаций региональных и федеральных СМИ за период с января 2018 г. по июнь 2024 г., где так или иначе освещалась тематика, связанная с Республикой Коми. Среди исследуемых СМИ - российские информационные агентства «ТАСС» и «РИА Новости», а также региональные - «БНК» и «Комиинформ». Данные СМИ выбраны в связи с тем, что они являются одними из самых цитируемых изданий в России и в Республике Коми по версии системы мониторинга и анализа СМИ «Медиалогия». ИА «ТАСС» и «РИА Новости» входят в тройку самых цитируемых и читаемых информационных агентств [Топ-3 самых цитируемых информационных агентств - апрель 2024]. Что касается «БНК» и «Комиинформ», то данные СМИ также находятся в топ-3 самых цитируемых в Республике Коми [Т0П-10 самых цитируемых СМИ Республики Коми - 2023 год]. Для выявления материала в российских СМИ использовался поиск всех публикаций по слову «коми», а для региональных СМИ применялся метод сплошной выборки. В процессе качественного исследования контента исходя из содержания новостей публикации соотносились с несколькими
выявленными нами тематическими группами.
Для того, чтобы реконструировать медиаобраз, необходимо выявить и описать те аспекты, которые связаны с данным объектом (территорией) и активно выявляются в медиадискурсе. Содержательный анализ как федеральных, так и региональных СМИ показал, что журналисты в своих публикациях раскрывают сущностные особенности образа республики, отталкиваясь от нескольких основных информационных поводов. Тематическое пространство текстов о Республике Коми в медиа можно разделить на несколько смысловых блоков: 1) безопасность жизни в республике, 2) экология, 3) культурная жизнь, 4) спорт, 5) образование, 6) медицина, 7) экономическая сфера, 8) местные достопримечательности, 9) политические события и власть.
1. Одним из главных информационных поводов для публикаций о республике является безопасность. Этот блок самый многочисленный, что закономерно, поскольку безопасность - базовая потребность индивида. В качестве примеров можно привести новости «Движение четырех пассажирских поездов задержано в Коми из-за схода вагонов с углем» (ТАСС) (Прим. 1), «Врио главы Коми рассказал Путину о проблемах с дорогами» (РИА Новости) (Прим. 2), «При обрушении на шахте в Коми погибли четверо горняков» (БНК) (Прим. 3), «Глава Коми провел оперативное совещание по ситуации с обрушением многоквартирного дома» (Комиинформ) (Прим. 4).
Для людей важным является ощущение безопасности и комфорта, поэтому журналисты фиксируют то, что мешает ему осуществляться. Большинство материалов этой группы относится к проблемным, изображающим жизнь республики как в целом не вполне безопасную, с большим количеством аварий, транспортных происшествий и криминальных инцидентов. Даже в тех случаях, когда авторы говорят об усилиях местных властей, направленных на общее улучшение обстановки, можно заключить, что проблемы региона хоть и решаются, но с трудом. При этом очевидно, что упоминаемость Коми в связи с чрезвычайными ситуациями и происшествиями в федеральных СМИ повышается, если они являются масштабными либо связаны с участием медийных личностей вроде главы региона или президента страны. Региональные же издания фиксируют любые отклоняющиеся от повседневной нормы события как важные для своей аудитории. В обоих случаях это зачастую техногенные происшествия, связанные с добычей в республике угля и нефти и иногда с экстремальными погодными условиями территории: снегопадами, морозами, разливами рек. Это добавляет к медиаобразу Республики Коми специфические черты северной территории, где жизнь людей во многом обусловлена не столько урбанистической, сколько естественной средой обитания (погодные катаклизмы, природные ресурсы).
2. Все те случаи, когда новостные сообщения в первую очередь связаны не столько с обществом, сколько с природой, мы отнесли ко второй категории, посвященной экологической теме. Авторы федеральных и региональных изданий достаточно часто освещают жизнь республики через призму экологии. Так, СМИ информировали аудиторию об утечке нефтепродуктов в реку Колву: «В Усинске ввели режим ЧС из-за загрязнения нефтепродуктами реки Колвы» (ТАСС) (Прим. 5), «В Коми возбудили дело после нефтеразлива» (РИА Новости) (Прим. 6). В других публикациях
сообщается, что «Ученые Коми исследуют редкие виды перед переизданием Красной книги» (БНК) (Прим. 7), «В Коми обследуют более семи миллионов гектаров леса» (Комиинформ) (Прим. 8).
Поскольку в этом блоке мы рассматривали те СМИ, которые работают на благоприятный имидж местных властей и в той или иной степени финансируются из бюджета, то они чаще обращают внимание на действия, нацеленные на снижение нагрузки на окружающую среду и преодоление негативных последствий хозяйственной деятельности человека и наказание виновных («ввели режим», «возбудили дело», «исследуют редкие виды», «обследуют более семи миллионов гектаров леса»). В силу этого экологическая сторона медиаобраза Коми предстает относительно благополучной, несмотря даже на освещение различных катастроф, которые обычно выглядят как случайные и не оставляющие серьезных последствий для местных жителей.
3. Следующий крупный блок выявленных текстов посвящен культурной жизни республики. В Республике Коми проходит много уникальных по своему содержанию мероприятий: межрегиональный фестиваль кузнечного мастерства «Корт Айка» («Железный свекор»), республиканский фестиваль современной национальной коми песни «Василей», всероссийский фестиваль самодеятельных исполнителей народной песни «Завалинка», праздник оленеводов «Тэрыб^р» («Быстроногий олень»), республиканский обрядовый праздник «Усть-Цилемская горка», старинный обрядовый праздник коми-ижемцев «Луд» («Луг»), республиканский лыжный фестиваль на лямпах, лызях, охотничьих и гоночных лыжах «Лямпиада», этнофестиваль «Люди леса», международный гастрономический фестиваль финно-угорской кухни «ШаньгаФест» и многие другие. При этом в СМИ находят отражение не только мероприятия с региональной спецификой, но и общекультурные события вроде международного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» («Сыктывкарская весна»): «Северный фестиваль пройдет в Сыктывкаре с участием театров из регионов СЗФО и Италии» (ТАСС) (Прим. 9), «Молодежь Подмосковья снова поборется за медали на Дельфийских играх в Коми» (РИА Новости) (Прим. 10), «В Сыктывкаре столетие Коми начнут праздновать с 17 августа» (БНК) (Прим. 11), «В Коми увеличилось число туристов, посещающих народные праздники» (Комиинформ) (Прим. 12).
В подобного рода публикациях можно найти информацию о театральных постановках, концертах, фестивалях, фольклорных праздниках, гастролях популярных артистов. В 2022 г. заметное место в медиатекстах занимали новости о праздновании 100-летия Коми. В целом этот блок материалов представляет Республику Коми как территорию с высокой культурной активностью. При этом федеральными СМИ выбираются события, которые связывают республику с общероссийским или международным контекстом (Подмосковье, СЗФО, Италия и т.д.), в то время как для региональных важными оказываются любые поводы вроде премьеры спектакля в городском театре.
4. Достаточно часто в СМИ появляется информация о спортивной жизни Республики Коми: «Лыжный фестиваль "Лямпиада-2019" открылся в Республике
Коми» (ТАСС) (Прим. 13), «Глава Коми поздравил российских лыжниц с золотом на эстафете на Олимпиаде» (РИА Новости) (Прим. 14), «В Коми столицей "Кросса нации" станет Ухта» (БНК) (Прим. 15), «В Сыктывкаре состоялись Всероссийские массовые соревнования по конькобежному спорту "Лёд надежды нашей"» (Комиинформ) (Прим. 16).
Из публикаций можно заключить, что в республике развита спортивная сфера. В локальных СМИ в рубрике «Спорт» можно найти упоминания о соревнованиях в таких видах, как баскетбол, самбо, легкая атлетика, хоккей с мячом, плавание, лыжные гонки, бокс, биатлон, дзюдо, мини-футбол, художественная гимнастика, спортивный туризм, настольный теннис, конькобежный спорт, волейбол, тяжелая атлетика, вольная борьба, скейтбординг и пр. В региональных СМИ Коми позиционируется как место, где жители придерживаются здорового образа жизни, занимаются в секциях. Особенно много публикаций посвящено зимним видам спорта, в частности, лыжным гонкам, что связано с подходящими погодными условиями и традициями региона. Кроме того, как в региональных, так и федеральных СМИ отмечается, что в республике проводятся соревнования различного уровня, на которые приезжают представители других регионов России.
5. Авторы федеральных и региональных СМИ обращаются также к теме образования: «В Республике Коми передали 37 автобусов городским и сельским школам» (ТАСС) (Прим. 17), «Большинство детей, прибывших в Коми из Донбасса, зачислили в школы» (РИА Новости) (Прим. 18), «В школах Коми благодаря "Народному бюджету" появились театр и медиацентр» (БНК) (Прим. 19), «Выпускники Коми написали экзамен по русскому языку в резервный день» (Комиинформ) (Прим. 20). Кроме того, в региональных СМИ с мая по август встречается немало публикаций, посвященных сдаче школьниками ЕГЭ и поступлению в учебные заведения. В 20202023 гг. большое количество новостей касалось карантинов.
В целом ситуация в образовательной сфере республики в подобных сообщениях рисуется как нормальная, лишенная значительных проблем и отличающаяся отдельными достижениями. Федеральные СМИ и в этой теме в первую очередь интересуют события, связанные с общероссийской новостной повесткой.
6. Освещение событий в сфере медицины (здравоохранения) носит системный характер: «В Коми продлили режим ограничений из-за коронавируса» (ТАСС) (Прим. 21), «Кабмин выделит средства на больницы в Коми и в Калужской области» (РИА Новости) (Прим. 22), «Для Республиканской детской клинической больницы купят компьютерный томограф» (БНК) (Прим. 23), «В Коми диспансеризация населения идет почти в два раза активнее, чем в прошлом году» (Комиинформ) (Прим. 24).
В исследуемый период чаще всего встречаются публикации об эпидемиях гриппа, СОУЮ-19 и вакцинации против них, об итогах диспансеризации, карантинах по различным заболеваниям.
Информация, касающаяся здоровья граждан, так же важна аудитории, как и вопросы безопасности. Как можно заметить, авторы новостей официальных СМИ стремятся снизить уровень тревожности своих сообщений, обращая внимание на позитивные процессы в области здравоохранения: введение карантинных мер, снижение числа заболевающих, налаженную работу медиков, закупку нового
оборудования, строительство больниц и т.д.
7. Экономическая сфера жизни также активно освещается как федеральными медиа, так и СМИ Республики Коми. Республика позиционируется как регион, богатый природными ресурсами (нефть, газ, уголь, лес), поэтому большое количество материалов тематически относится к добывающей и перерабатывающей промышленности. Немаловажными для СМИ оказываются информационные поводы, касающиеся перспектив развития региона, инвестиций в экономику, запуска новых производственных мощностей: «План развития Воркуты потребует более 50 млрд рублей инвестиций» (ТАСС) (Прим. 25), «Программа "Арктический гектар" стартует в Коми с августа» (РИА Новости) (Прим. 26), «Глава Коми заявил о возможном возобновлении добычи угля в Инте» (БНК) (Прим. 27), «Малый и средний бизнес Коми привлек за 2022 год в рамках Национальной гарантийной системы почти 2,6 млрд рублей» (Комиинформ) (Прим. 28).
Эти сообщения, информационным поводом для которых нередко становятся планируемые изменения, обычно обращены в будущее и создают образ региона как активно развивающегося с большим экономическим потенциалом, несмотря на то, что зачастую даже из позитивных заголовков становятся очевидными проблемы (закрытие шахт в традиционно шахтерских городах Воркуте и Инте, отток населения).
8. Достопримечательности. В СМИ встречаются публикации, посвященные туристической репрезентации республики, которые упоминают такие объекты, как плато Торре-Порре-Из в Приполярном Урале, национальный парк «Югыд Ва», признанный одним из чудес России геологический памятник - столбы выветривания Маньпупунёр, стоянка древнего человека и т.д. Кроме того, Республика Коми является одним из исторических центров системы «ГУЛАГ».
Примерами этой тематической группы могут послужить следующие публикации: «В Усть-Цильме увековечили память протопопа Аввакума, установив крест на берегу Печоры» (ТАСС) (Прим. 29), «"Арктика в один клик": Коми создаст туристическую платформу по Заполярью» (РИА Новости) (Прим. 30), «Маршруты по лесам "Югыдва" намерены сделать круглогодичными» (БНК) (Прим. 31), «Плато Маньпупунёр - в шаге от победы в конкурсе National Geographic Traveler» (Комиинформ) (Прим. 32).
Подобные новостные сообщения подчеркивают природную и историческую уникальность северной территории, выделяют ее из других подобных.
9) К сообщениям о политических событиях и власти относятся публикации, где главными акторами становятся представители руководства республики. Например, это новости о событиях, связанных с выборами, решениями и яркими высказываниями глав республики, иногда скандалами: «Глава Коми заявил об утверждении арктической стратегии региона» (ТАСС) (Прим. 33), «Уголовное дело экс-главы Коми Вячеслава Гайзера» (РИА Новости) (Прим. 34), «Власти Коми приступили к отработке поручений Путина по развитию региона» (БНК) (Прим. 35), «Большинство глав районов Коми проголосовали в первый день президентских выборов» (Комиинформ) (Прим. 36).
Эти новости во многом выполняют функции пиара, исправления имиджа представителей власти. В Республике Коми отношение населения к политике в течение
последних лет обусловлено коррупционным скандалом 2015 г., когда большинство представителей руководства региона, включая главу В. Гайзера, были задержаны и осуждены на различные сроки. Следующий глава С. Гапликов досрочно отправился в отставку в 2020 г. на фоне протестов против строительства мусорного полигона на железнодорожной станции Шиес и массового заражения жителей коронавирусом.
В связи с этим задача повышения доверия к региональной власти становится важной для официальных СМИ разных уровней. Подтверждением тому является опубликованная на сайте «БНК» новость «Владимир Уйба: "Мы делаем новый образ Республики Коми"», в которой глава утверждает, что региону необходим новый позитивный имидж (Прим. 37). Как следствие, авторы новостей обращают внимание на выступления и активные действия властей, обычно персонифицированных в лице главы республики, направленные на повышение благосостояния граждан.
Итак, опираясь на публикации федеральных и региональных СМИ, можно заключить, что образ региона включает в себя спектр взаимосвязанных, но при этом относительно самостоятельных смысловых блоков: природно-ресурсный потенциал, историческое и этнокультурное наследие, политико-правовые и социально-экономические особенности, имидж власти (в лице главы) и т.д. При этом основными факторами, влияющими на воспроизведение образа Республики Коми в первую очередь являются сообщения, касающиеся базовых потребностей аудитории: безопасности, включающей в себя безопасность среды обитания, и здоровья. В меньшей степени событийный ряд Республики Коми представлен мероприятиями из области культуры и спорта, в том числе имеющих этнографическую направленность.
Обобщая складывающийся в публикациях официальных информационных агентств образ Республики Коми, можно заключить, что она предстает как регион, активно развивающийся в таких сферах, как экономика, образование, культура, спорт. Проблемы территории отражаются в текстах журналистов неявно, когда отталкиваются от резонансных криминальных событий, громких политических скандалов, экономических и экологических проблем. Но и в этих случаях они подаются как решаемые благодаря усилиям властей разных уровней.
Разница в создании медиаобраза территории в региональных и федеральных СМИ заключается только в отборе освещаемых тем: аудиторию российских медиа интересуют масштабные события, отмеченные участием медийных персон и встраиваемые в общероссийскую и международную новостную повестку, в то время как местные медиа обращают внимание и на частные события, не имеющие такого широкого общественного влияния.
В качестве перспектив исследования стоит отметить, что при привлечении гражданских и независимых медиа и комментариев пользователей к их публикациям образ республики получил бы иное наполнение. И в этом плане научный интерес представляет сопоставление дискурсов СМИ с различными политическими позициями. Особое место в уточнении медийного образа Коми занимает и анализ освещения СМИ отдельных населенных пунктов региона: например, сопоставление образа столичного Сыктывкара с новостями о жизни города Воркуты, которая сегодня отличается оттоком населения и закрытием основных производств.
Примечания
1. Движение четырех пассажирских поездов задержано в Коми из-за схода вагонов с углемhttps://tass.ru/proisshestviya/6687864?ysclid=lwzeeeyq2g777591944 ( 22.07.2019).
2. Врио главы Коми рассказал Путину о проблемах с дорогами https://ria.ru/20200831/komi-1576530053.html (31.08.2020).
3. При обрушении на шахте в Коми погибли четверо горняков https://www.bnkomi.ru/data/news/116294/?ysclid=lx7xe0uk56669743684/ (15.08.2020).
4. Глава Коми провел оперативное совещание по ситуации с обрушением многоквартирного дома https://komiinform.ru/news/265600 (11.05.2024).
5. В Усинске ввели режим ЧС из-за загрязнения нефтепродуктами реки Колвы https://tass.ru/proisshestviya/9751587?ysclid=lwzenuu8zp117740300 (19.10.2020).
6. В Коми возбудили дело после нефтеразлива https://ria.ru/20230703/delo-1882020346.html (03.07.2023).
7. Ученые Коми исследуют редкие виды перед переизданием Красной книги https://www.bnkomi.ru/data/news/171953/ (22.05.2024).
8. В Коми обследуют более семи миллионов гектаров леса https://komiinform.ru/news/266104 (23.05.2024).
9. Северный фестиваль пройдет в Сыктывкаре с участием театров из регионов СЗФО и Италии https://tass.ru/kultura/6892249?ysclid=lwzespdous610979673 (16.09.2019).
10. Молодежь Подмосковья снова поборется за медали на Дельфийских играх в Коми https://ria.ru/20231120/delfiyskie_igry-1910591515.html (20.11.2023).
11. В Сыктывкаре столетие Коми начнут праздновать с 17 августа https://www.bnkomi.ru/data/news/147263/?ysclid=lx7xv37w5x15528598/(14.08.2022).
12. В Коми увеличилось число туристов, посещающих народные праздники https://komiinform.ru/news/266865?ysclid=lxs0on01r4256875328 (11.06.2024).
13. Лыжный фестиваль «Лямпиада-2019» открылся в Республике Коми https://tass.ru/obschestvo/6224612
(16.03.2019).
14. Глава Коми поздравил российских лыжниц с золотом на эстафете на Олимпиаде https://rsport.ria.ru/20220212/uyba-1772457519.html (12.02.2022).
15. В Коми столицей «Кросса нации» станет Ухта https://www.bnkomi.ru/data/news/99534/?ysclid=lwzexwf2hz797478264/ (06.09.2019).
16. В Сыктывкаре состоялись Всероссийские массовые соревнования по конькобежному спорту «Лёд надежды нашей» https://komiinform.ru/news/261418 (03.02.2024).
17. В Республике Коми передали 37 автобусов городским и сельским школам https://tass.ru/obschestvo/9260717
(21.08.2020).
18. Большинство детей, прибывших в Коми из Донбасса, зачислили в школы https://ria.ru/20220408/bezhentsy-1782476533.html (08.04.2022).
19. В школах Коми благодаря «Народному бюджету» появились театр и медиацентр https://www.bnkomi.ru/data/news/118612/?ysclid=lx802w9ghy384689280/ (07.10.2020).
20. Выпускники Коми написали экзамен по русскому языку в резервный день https://komiinform.ru/news/267100 (17.06.2024).
21. В Коми продлили режим ограничений из-за коронавируса https://tass.ru/obschestvo/8832795?ysclid=lx80at2zch950355193 (27.06.2020).
22. Кабмин выделит средства на больницы в Коми и в Калужской области https://realty.ria.ru/20231218/bolnitsy-1916413388.html (18.12.2023).
23. Для Республиканской детской клинической больницы купят компьютерный томограф https://www.bnkomi.ru/data/news/125512/?ysclid=lwzf2plidl123103644/ (15.03.2021).
24. В Коми диспансеризация населения идет почти в два раза активнее, чем в прошлом году https://komiinform.ru/news/252677 (06.07.2023).
25. План развития Воркуты потребует более 50 млрд рублей инвестиций https://tass.ru/ekonomika/7697035?ysclid=lwzfmgydke694981548 (06.02.2020).
26. Программа «Арктический гектар» стартует в Коми с августа https://realty.ria.ru/20210429/komi-1730474570.html (29.04.2021).
27. Глава Коми заявил о возможном возобновлении добычи угля в Инте https://www.bnkomi.ru/data/news/172749/ (14.06.2024).
28. Малый и средний бизнес Коми привлек за 2022 год в рамках Национальной гарантийной системы почти 2,6 млрд рублей https://komiinform.ru/news/248301 (29.03.2023).
29. В Усть-Цильме увековечили память протопопа Аввакума, установив крест на берегу Печоры https://tass.ru/v-
strane/8999681?ysclid=lx80thel9j404866639 (18.07.2020).
30. «Арктика в один клик»: Коми создаст туристическую платформу по Заполярью https://ria.ru/20201118/resurs-1584960792.html (18.11.2020).
31. Маршруты по лесам «Югыдва» намерены сделать круглогодичными https://www.bnkomi.ru/data/news/112727/?ysclid=lwzfpwj3jq94855596/ (03.06.2020).
32. Плато Маньпупунёр - в шаге от победы в конкурсе National Geographic Traveler https://komiinform.ru/news/222444 (03.10.2021).
33. Глава Коми заявил об утверждении арктической стратегии региона https://tass.ru/v-strane/9832079 (27.10.2020).
34. Уголовное дело экс-главы Коми Вячеслава Гайзера https://ria.ru/20190610/1555373395.html (10.06.2019).
35. Власти Коми приступили к отработке поручений Путина по развитию региона https://www.bnkomi.ru/data/news/118050/?ysclid=lx80xu9hne749239554/ (24.09.2020).
36. Большинство глав районов Коми проголосовали в первый день президентских выборов https://komiinform.ru/news/263176 (15.03.2024).
37. Владимир Уйба: «Мы делаем новый образ Республики Коми» https://www.bnkomi.ru/data/news/114724/ (13.07.2020).
Литература и источники
Богдан Е. Н. (2007). Медиаобраз России как средство консолидации общества: структурно-функциональные характеристики: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидат филологических наук. Москва: Московский государственный университет, 25. Булочников П. А. (2020). Формирование имиджа региона как элемент системы стратегического развития. Петербургский экономический журнал, 3, 57-64. DOI: 10.24411/2307-5368-202010024.
Важенина И. С. (2010). Имидж и репутация территории. Региональная экономика: теория и практика, 23, 2-12.
Всеволодова А. Н. (2013). Медиаобраз городов России в федеральных печатных СМИ. Вопросы теории
и практики журналистики, 2, 152-158. Галинская Т. Н. (2013). Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной
лингвистике. Вестник Оренбургского государственного университета, 11 (160), 91-94. Драчева Ю. Н., Ильина Е. Н. (2022). Введение. Медиаобраз региона в современной массовой
коммуникации: монография. Вологда: Вологодский государственный университет, 7-14. Казакова К. А., Горунович А. Н. (2019). Влияние исторического развития территории на характер
регионального брендинга (на примере Республики Коми). Манускрипт, 12 (5), 42-46. DOI: 10.30853/manuscript.2019.5.7
Лейман И. И. (2018). Возможности и направления формирования бренда территории (на примере Республики Коми). Современные проблемы сервиса и туризма, 12 (4), 106-118. DOI: 10.24411/1995-0411-2018-10410 Марущак А. В. (2012). Политико-социальный образ России в американском медиапространстве.
Журналистский ежегодник, 1, 93-96. Медиаобраз региона в современной массовой коммуникации (2022): монография. Вологда:
Вологодский государственный университет, 329. Панкрухин А. П. (2006). Маркетинг территорий. 2-е изд., доп. Санкт-Петербург: Питер. (Маркетинг для профессионалов).
Русакова О. Ф. (2012). Современная политическая философия: предмет, концепты, дискурс.
Екатеринбург: Дискурс-Пи, 399. Топ-3 самых цитируемых информационных агентств - апрель 2024 (2024). Медиалогия: официальный сайт компании. URL: https://www.mlg.ru/ratings/media/federal/13084/ (Дата обращения: 03.06.2024).
Т0П-10 самых цитируемых СМИ Республики Коми - 2023 год (2023). Медиалогия: официальный сайт компании. URL: https://www.mlg.ru/ratings/media/regional/12867/ (Дата обращения: 03.06.2024).
Хуажев А. А. (2021). Имидж vs образ региона в СМИ: анализ распространенных трактовок. Вестник Поволжского института управления, 21 (5), 67-77. DOI 10.22394/1682-2358-2021-5-67-77
References
Bogdan E. N. (2007). Mediaobraz Rossii kak sredstvo konsolidaci iobshhestva: strukturno-funkcional'nye harakteristiki [The media Image of Russiaas a means of consolidating society: structural and functional characteristics]. Abstract of the dissertation of the Candidate of Philological sciences. Moscow: Moscow State University, 25.
Bulochnikov P. A. (2020). Formirovanie imidzha regiona kak jelement sistemy strategicheskogo razvitija [Formation of the image of the regionas an element of the strategic development system]. St. PetersburgEconomicJournal, 3, 57-64.D0I:10.24411/2307-5368-2020-10024
Vazhenina I. S. (2010). Imidzh i reputacija territorii [The image and reputation of the territory]. Regional Economics: Theoryand Practice, 23, 2-12.
Vsevolodova A. N. (2013). Mediaobraz gorodov Rossii v federal'nyh pechatnyh SMI [Media image of Russian citiesin the federal print media]. Questions of theory and practice of Journalism, 2, 152-158.
Galinskaja T. N. (2013). Ponjatie mediaobraza i problema ego rekonstrukcii v sovremennoj lingvistike [The concept of a media image and the problem of its reconstruction in modern linguistics]. Bulletin of Orenburg State University, 11, 91-94.
Dracheva Ju. N., Il'ina E. N. (2022). Vvedenie [Introduction]. The media image of the region in modern mass communication: a monograph. Vologda, 7-14.
Kazakova K. A., Gorunovich A. N. (2019). Vlijanieistoricheskogorazvitijaterritoriinaharakterregional'nogobre ndinga (na primere Respubliki Komi) [The influence of the historical development of the territory on the nature of regional branding (on the example of the Komi Republic)]. Manuscript, 5, 42-46.
Lejman I. I. (2018). Vozmozhnosti i napravlenija formirovanija Brenda territorii (na primere Respubliki Komi) [Opportunities and directions for the formation of the brand of the territory (on the example of the Komi Republic)]. Modern problems of serviceand tourism, 4, 106-118. DOI:10.24411/19950411201810410.
Marushhak A. V. (2012). Politiko-social'ny jobraz Rossii v amerikanskom mediaprostranstve [The political and socialimage of Russiain the Americanmedia space]. Journalistic Yearbook, 1, 93-96.
Mediaobraz regiona v sovremennoj massovoj kommunikacii [Media image of the region in modern mass communication (2022)]: monograph. Vologda: Vologda State University, 329.
Pankruhin A. P. (2006). Marketing territorij [Marketing of territories]. 2nd ed., suppl. St. Petersburg: Piter. (Marketing for professionals).
Rusakova O. F. (2012). Sovremennaja politicheskaja filosofija: predmet, koncepty, diskurs [Modern political philosophy: subject, concepts, discourse]. Yekaterinburg: Discourse-Pi, 399.
Top-3samyhcitiruemyhinformacionnyhagentstv - aprel' 2024 (2024). [Top3mostcitednewsagencies-April2024]. Medialogy. Available at:
https://www.mlg.ru/ratings/media/federal/13084/(accessed:06/03/2024).
T0P-10samyhcitiruemyh SMI Respubliki Komi - 2023 god (2023). [The T0P10mostquoted mass media of the KomiRepublic - 2023]. Medialogy. Available at:
https://www.mlg.ru/ratings/media/regional/12867/(accessed:06/03/2024).
Huazhev A. A. (2021). Imidzh vs obrazregiona v SMI: analiz rasprostranennyh traktovok [Imagevsimage of the regionin the media: an analysis of common interpretations]. Bulletin of the Volga Region Institute of Management, Volume21, 5, 67-77.D0I 10.22394/1682-2358-2021-5-67-77.
Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 20.08.2024. Принята к публикации 10.10.2024.
Об авторах
Бешкарев Алексей Александрович - кандидат филологических наук, доцент, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина; ORCID: 0000-0002-6731-4712; [email protected];
Пыстина Ольга Владимировна - кандидат филологических наук, доцент, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина; ORCID: 0000-0001-6148-5070; [email protected].
Beshkarev A. A., Pystina O. V.
THE MEDIA IMAGE OF THE REGION IN THE DISCOURSE OF MODERN MEDIA (USING THE EXAMPLE OF THE KOMI REPUBLIC)
Abstract. The purpose of the article is to examine the image of the Komi Republic in the Russian media space. The object of the study was media publications from the country'stop three most popular official media and the region, namely: TASS, RIA Novosti, BNK and Komiinform news agencies for the period from 2018 to 2024. The scientific novelty of the work is to identify the main thematic aspects of highlighting the image of the Komi Republic in the modern media field. As a result of the analysis of the identified topics, it was determined that in these media the emerging image of the Komi Republic is associated with such thematic groups as "security", "ecology", "culture", "sports", "education", "healthcare", "economy", "attractions" and "power". Journalists of the official media are interested in portraying the general situation in the republic as generally normal, without serious problems, although they inevitably concern them when covering events related to safety (accidents at coal mines, poor quality or lack of roads, crime), ecology (oil spills, the problem of forest conservation) and medicine (diseases quarantines), etc., however, in these cases the main emphasis is placed on the solution of these problems by the authorities.
Key words: media image, region, Komi Republic, federal media, regional media, news agencies.
For citation: Beshkarev A. A., Pystina O. V. The media image of the region in the discourse of modern media (using the example of the Komi republic). Memoirs of NovSU, 2024, 4(55), 633-643. DOI: 10.34680/2411-7951.2024.4(55).633-643