Научная статья на тему 'КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗА ВЛАСТИ В РЕГИОНАЛЬНОМ МЕДИАДИСКУРСЕ'

КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗА ВЛАСТИ В РЕГИОНАЛЬНОМ МЕДИАДИСКУРСЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
89
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАДИСКУРС / MEDIA DISCOURSE / ОБРАЗ ВЛАСТИ / IMAGE OF POWER / ЯЗЫК СМИ / LANGUAGE OF MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пыстина О.В., Лемешко М.Д.

В статье рассматриваются способы вербализации образа власти в СМИ Республики Коми. Делается вывод о том, что набор вербальных имиджевых конструктов, с помощью которых изображается власть и ее действия, остается стабильным, несмотря на изменение ситуации в системе руководства республикой, а образ главы региона раскрывается посредством функционально-семантических разрядов слов, в зависимости от типа издания либо вызывающих доверие аудитории, либо формирующих отрицательный образ представителя власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY FEATURES OF THE IMAGE OF POWER IN THE REGIONAL DISCOURSE

The article deals with the ways of verbalization of the image of power in the media of the Komi Republic. It is concluded that the set of verbal image constructs, with the help of which power and its actions are depicted, remains stable despite the change in the situation in the system of leadership of the Republic, and the image of the head of the region is revealed by means of functional and semantic categories of words, depending on the type of publication or causing the trust of the audience, or forming a negative image of the representative of power.

Текст научной работы на тему «КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗА ВЛАСТИ В РЕГИОНАЛЬНОМ МЕДИАДИСКУРСЕ»

УДК 81'26

О. В. Пыстина, М. Д. Лемешко

O. V. Pystina, M. D. Lemeshko

КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗА ВЛАСТИ В РЕГИОНАЛЬНОМ МЕДИАДИСКУРСЕ

KEY FEATURES OF THE IMAGE OF POWER IN THE REGIONAL DISCOURSE

В статье рассматриваются способы вербализации образа власти в СМИ Республики Коми. Делается вывод о том, что набор вербальных имиджевых конструктов, с помощью которых изображается власть и ее действия, остается стабильным, несмотря на изменение ситуации в системе руководства республикой, а образ главы региона раскрывается посредством функционально-семантических разрядов слов, в зависимости от типа издания либо вызывающих доверие аудитории, либо формирующих отрицательный образ представителя власти.

Ключевые слова: медиадискурс, образ власти, язык СМИ.

The article deals with the ways of verbalization of the image ofpower in the media of the Komi Republic. It is concluded that the set of verbal image constructs, with the help of which power and its actions are depicted, remains stable despite the change in the situation in the system of leadership of the Republic, and the image of the head of the region is revealed by means of functional and semantic categories of words, depending on the type ofpublication or causing the trust of the audience, or forming a negative image of the representative ofpower.

Кеуwords: media discourse, image of power, language of mass media.

В последнее время интерес к разноаспектному изучению проблем власти, репрезентации данного феномена в социуме, в том числе в языке, существенно возрос [1; 2; 5; 10; 11 и др.]. Устойчивый интерес к всестороннему анализу влияния политики на язык СМИ прослеживается и в современной медиалингвистике. Как отмечается в коллективной монографии «Язык СМИ и политика», эта проблема -центральная для языка средств массовой информации, так как политика составляет основное содержание в деятельности СМИ [12]. В рамках данного исследования особое внимание уделено способам вербализации образа представителя власти в региональных средствах массовой информации. В Республике Коми этот аспект является особенно значимым после массовых арестов в сентябре 2015 г. Типичным представителем власти в регионе является фигура губернатора, поэтому свой анализ мы связываем с двумя знаковыми личностями - бывшим губернатором В. М. Гайзером (руководил республикой с января 2010 г., 19 сентября 2015 г. был обвинен в организации преступного сообщества и 30 сентября 2015 г. освобождён от должности в связи с утратой доверия) и нынешним руководителем республики С. А. Гапликовым (30 сентября 2015 г. назначен временно исполняющим

обязанности Главы Республики Коми, 22 сентября 2016 г. после выборов стал Главой Республики Коми).

Источником фактического материала послужили тексты и фрагменты текстов ведущих электронных средств массовой информации Республики Коми - информационного агентства «БНК» [3] и информационного портала «Красное знамя» [4]. Исследовались публикации, освещающие деятельность руководителей региона, с января 2010 г. по январь 2019 г. (всего проанализировано более 1000 текстов). Наиболее популярным провластным источником информации в республике является ИА «БНК», которое представляет собой агентство новостей в режиме онлайн, осуществляющее оперативную передачу актуальной информации о политике, экономике, праве, экологии, культуре, спорте в Республике Коми и в мире и дающее возможность ее комментировать читателями. Информационно-аналитический портал «Красное знамя» является преемником старейшего СМИ Республики Коми - газеты «Красное знамя». Здесь публикуются новости, комментарии, аналитические материалы, авторские колонки, интервью с интересными собеседниками, которые можно распределить по таким разделам, как политика, происшествия и криминал, экономика, общество, культура, спорт, окружающая среда, наука и образование, ЖКХ, погода и др. На странице «Красное знамя. Республика Коми» «ВКонтакте» указывается, что для данного издания характерна независимая позиция авторов: «Мы пишем, о чём другие молчат» [6]. Как отмечается в интернет-журнале «7x7» [7], «Красное знамя» является маркером общественных настроений: «В этой ситуации важно понимать, что «Красное знамя» не является оголтелой оппозицией, редакция вовсе не выступает против власти как таковой. Газета не нашла взаимопонимания с конкретной командой чиновников, которые управляют республикой последние несколько лет, потому что журналисты имеют основания полагать, что обитатели Желтого дома действуют не столько в интересах жителей Коми, а исключительно в собственных» (Смирнов С. «Красное знамя» как маркер общественных настроений // https://7x7-journal.ru/komi. 2013. 1 июл. URL: https://7x7-journal.ru/item/29410 (дата обращения: 28.01.2019)).

Образ власти в медиадискурсе можно определить как «представление о власти, которое слагается из всех оценок, мнений, фактов, комментариев, сообщенных в текстах СМИ» [9, с. 285]. Создаваемое в СМИ представление о власти передается массовому адресату и в значительной степени определяет то мнение о власти, которое преобладает в обществе в данный момент. Немаловажными для комплексного изучения власти являются выделенные В. Н. Суздальцевой функционально-семантические разряды слов (вербальные имиджевые конструкты), с помощью которых формируется образ власти. К ним исследователь относит: номинации; лексику, обозначающую «деятельностное поле» власти; отрицательные слова; слова и конструкции генерализующей семантики; детализирующую лексику; слова, обозначающие качества или действия положительного / отрица-

тельного свойства; оценочные слова и слова-ярлыки; слова с эмоциональными коннотациями; оценочные метафоры; лексику с семантикой достоверности / недостоверности; переосмысленные прецедентные тексты; элементы историко-культурного кода; слова-жупелы и слова-фетиши [9, с. 292-310].

Выявленные имиджевые конструкты, с помощью которых изображаются представители власти в публикациях информационного агентства «БНК», разнообразием не отличаются в связи с новостной направленностью издания и представлены прежде всего категориями «номинация» и «деятельностное поле» политика. Слова, называющие руководителя региона, играют важнейшую роль в создании мнения о власти. Формирование образа представителя власти в лице В. М. Гайзера изначально строилось на том, что он - преемник бывшего главы региона В. А. Торлопо-ва (ученик Торлопова) и выходец из Республики Коми (человек из республики; уроженец Республики Коми; местный, родившийся и выросший в республике; по национальности наполовину коми, наполовину немец): «Ядумаю, это самая оптимальная кандидатура. По крайней мере, это человек из республики. Он жил в республике, знает республику» (Политэлита Коми оценивает внесение кандидатуры Вячеслава Гайзера // https://www.bnkomi.ru/. 2010. 6 янв. URL: https://www.bnkomi.ru/ data/news/3869/ (дата обращения: 30.01.2019)). Кроме того, при первом появлении в новостном поле личность будущего руководителя региона характеризуется следующими номинациями: кандидат на пост главы Республики Коми; самая оптимальная кандидатура; наиболее перспективная кандидатура; выбор президента Дмитрия Медведева: «Председатель госсовета РКМарина Истиховская ожидает, что депутаты поддержат выбор президента РФ по выбору кандидатуры на пост руководителя республики Вячеслава Гайзера» (Марина Истиховская уверена, что госсовет утвердит Вячеслава Гайзера главой республики // https://www.bnkomi. ru/. 2010. 6 янв. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/3870/ (дата обращения: 30.01.2019)). При этом упоминаются прежние должности В. М. Гайзера, а также уровень его профессионализма, отмечается опыт будущего руководителя региона на политическом поприще: финансист - лучший вариант на пост главы региона; министр финансов республики; первый заместитель главы РК; новый лидер с экономическим мышлением; настоящий грамотный профессионал; успешный управленец; человек года в опросе «Молодежи Севера»; в политике он не новичок: «Кандидат - профессиональный специалист, «выдержанный и доброжелательный» в споре с оппонентами, умеющий отстаивать свое мнение, и, кроме того - проявивший личное мужество, встав на защиту «поспешно», по выражению Сергея Катунина, арестованного банкира» (Госсовет Коми согласился с выбором Дмитрия Медведева // https://www.bnkomi.ru/. 2010. 16 янв. URL: https://www.bnkomi.ru/ data/news/3905/ (дата обращения: 30.01.2019)). После избрания на должность руководителя региона номинации, обозначающие В. М. Гайзера, указывают на его новый высокий статус и связаны со служебной идентификацией личности: пер-

вое лицо; новый глава РК; глава Коми; глава региона; губернатор; руководитель РК: «Сегодня глава республики Вячеслав Гайзер ранним утром навестил село Ыб Сыктывдинского района, где без особых свидетелей трижды, как и полагается по православному обычаю, погрузился в крещенскую иордань» (Вячеслав Гайзер окунулся в сысольскую иордань, а Владимир Торлопов не смог по уважительной причине // https://www.bnkomi.ru/. 2010. 19 янв. URL: https://www.bnkomi.ru/ data/news/3938/ (дата обращения: 30.01.2019)). В целом преобладают нейтральные и положительные оценочные номинации, обозначающие представителя власти и, соответственно, способные передать это отношение адресату.

Наиболее распространенным в публикациях «БНК» является имиджевый конструкт, обозначающий «деятельностное поле» политика. Посредством глагольных лексем весьма подробно описывается круг действий лидера, о чем свидетельствуют заголовки материалов, освещающих трудовые будни политика. Большая часть заголовков построена по единой модели (субъект действия - предикат действия (глагол) и группа, относящаяся к предикату): «Глава Коми намерен вытащить Воркуту из коммунального коллапса» (https://www.bnkomi. ru/. 2011. 3 март. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/7412/ (дата обращения: 31.01.2019)), «Вячеслав Гайзер объявил о создании в Ухте инновационного нефтегазового кластера» (https://www.bnkomi.ru/. 2012. 4 февр. URL: https:// www.bnkomi.ru/data/news/11670/ (дата обращения: 31.01.2019)), «Глава Коми призвал прокуроров быть принципиальными и выдержанными в борьбе с коррупцией» (https://www.bnkomi.ru/. 2015. 12 янв. URL: https://www.bnkomi.ru/ data/news/34711/ (дата обращения: 31.01.2019)). Лексика активного действия, обозначающая «деятельностное поле» В. М. Гайзера, освещает разные аспекты деятельности губернатора и направлена на создание (имитирование) действительности, в которой лидер обладает необходимыми, по мнению аудитории, качествами руководителя. В СМИ особо отмечается взаимодействие В. М. Гайзера с рядовыми гражданами: «Глава Коми Вячеслав Гайзер предложил жителям республики через независимые СМИ выдвигать своих представителей в новый состав Общественной палаты региона» (Глава Коми предложил жителям республики и независимым СМИ сформировать Общественную палату // https://www. bnkomi.ru/. 2010. 05 авг. URL: https://www. bnkomi.ru/data/news/5450/ (дата обращения: 01.02.2019)). Не остается без внимания и такой аспект жизни руководителей региона, как активность в Интернете: «Глава Коми Вячеслав Гайзер решил вживую пообщаться со своими «друзьями» с персональной страницы популярной социальной сети ВКонтакте» (Вячеслав Гайзер ждет от «друзей» ВКонтакте креативные предложения // https://www.bnkomi.ru/. 2010. 21 июн. URL: https://www. bnkomi.ru/data/news/5089/ (дата обращения: 14.02.2019)). Зачастую в публикациях подчеркивается стремление и способность политика лично решать проблемы местных жителей, что также формирует положительный образ главы в целом: «В

поселковой администрации пенсионерке сказали: Вячеслав Гайзер желает лично посмотреть, дали газ в Максаковке или нет. Руководитель региона проверил, что сделано в населенном пункте по газификации шести десятков многоквартирных домов согласно его поручению» (Максаковку газифицировали после вмешательства Вячеслава Гайзера // https://www.bnkomi.ru/. 2010. 20 авг. URL: https://www. bnkomi.ru/data/ news/5567/ (дата обращения: 01.02.2019)).

Фон, на котором воспринимаются действия власти, образуют слова-жупелы и слова-фетиши, определяющие угол зрения на власть. Особо следует отметить использование «слов-жупелов», к которым В. Н. Суздальцева относит слова, входящие в семантическое поле «насилие» и называющие нечто пугающее, внушающее страх [9, с. 307]. В материалах «БНК» жупелы зачастую характеризуют коммуникативный стиль В. М. Гайзера, используемый им в процессе решения проблемных ситуаций: подверг жесткой критике; раскритиковал; «разобрал полеты»; жестко отчитал; устроил разнос; жестко потребовал разобраться; поручил к «чертовой матери» закрыть и др. В. М. Гайзер характеризуется как прямой, временами резкий руководитель, критично оценивающий работу своих подчиненных, о чем свидетельствуют и многочисленные заголовки «БНК»: «Вячеслав Гайзер пригрозил муниципалам отставкой за неэффективную работу по тушению лесных пожаров» (https://www.bnkomi.ru/. 2011. 28 июн. URL: https://www.bnkomi.ru/data/ news/8684/ (дата обращения: 31.01.2019)), «Вячеслав Гайзер готов дать «волшебный пендель» чиновникам для создания мемориального комплекса «ГУЛАГ» в Воркуте» (https://www.bnkomi.ru/. 2012. 26 февр. URL: https://www.bnkomi.ru/data/ news/11969/ (дата обращения: 31.01.2019)), «Глава Коми Вячеслав Гайзер чуть не «сожрал» руководителя Усть-Цилемского района Александра Чупрова» (https:// www.bnkomi.ru/. 2010. 17 сент. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/5813/ (дата обращения: 31.01.2019)).

Весьма красноречиво характеризуют риторический портрет В. М. Гайзе-ра и «слова-фетиши», имеющие задачу внушить доверие к представителям власти. Выходец из Республики Коми В. М. Гайзер делает акцент на будущем республики, используя номинации, обозначающие программу развития республики, - «республика новых возможностей» и «территория мечты»: «Поздравляя жителей региона с праздником, первые лица республики пообещали приложить все усилия, чтобы Коми в ближайшее время действительно стала «республикой новых возможностей»» (Вячеслав Гайзер: «От работы сегодня зависит будущее республики на десятилетия вперед» // https://www.bnkomi.ru/. 2014. 21 авг. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/31114/ (дата обращения: 03.02.2019)); «Нам необходимо сделать регион территорией мечты, каким он был когда-то, в период комсомольских строек, ударного освоения во второй половине ХХ века» (Глава Коми предложил обсудить программу по превращению республики в территорию мечты // https://www.bnkomi.ru/. 2011. 11 янв. URL: https://www.

bnkomi.ru/data/news/6863/ (дата обращения: 03.02.2019)). Считается, что, обозначая высокое или идеализированное понятие, слово становится фетишем тогда, когда оказывается оторванным от ситуации, им обозначенной, и утрачивает связь с реальным денотатом. Так слова входят в круг средств политической демагогии [9, с. 309]. Позже в сети «Интернет» был создан юмористический паблик с вышеуказанным названием - «Территория мечты», саркастично описывающий реальную ситуацию в республике и действия политиков [8].

Богатые возможности для выражения позитивного отношения к персонажу имеет положительнооценочная лексика: «Глава Коми Вячеслав Гайзер работает на посту губернатора на «отлично». Такая оценка ему выставлена в «Кремлевском рейтинге губернаторов РФ - 2011»» (Работа главы Коми оценена Кремлем на «отлично» // https://www.bnkomi.ru/. 2011. 28 авг. URL: https://www.bnkomi.ru/ data/news/9316/ (дата обращения 01.02.2019)), а также слова, обозначающие значимые деловые и личностные качества главы. В качестве примера можно привести публикацию «Вячеслав Гайзер признан самым открытым перед прессой и обществом губернатором» (https://www.bnkomi.ru/. 2011. 28 окт. URL: https://www. bnkomi.ru/data/news/10163/ (дата обращения: 01.02.2019)).

Первые материалы «БНК» о С. А. Гапликове содержат большое количество слов, несущих положительную оценку, и слов, обозначающих положительные качества, которые имеют своей целью создать благоприятное впечатление о новом руководителе региона. Для этого приводятся отклики коллег С. А. Га-пликова, а также известных медийных личностей республики: его характеризуют хорошо; входит в «президентскую сотню»; достаточно хороший опыт работы в государственных органах; человек, несомненно, опытный; человек компетентный, системный, требовательный; имеет значительный опыт управленческой деятельности; очень высокий послужной список; хорошее образование; производит довольно приятное впечатление; впечатление такое интересное и хорошее; имеет нужный опыт и на руководящих постах, и в сфере экономики; образование экстракласса: два языка, три серьезных диплома; большие связи в Москве, серьезные контакты в финансовой сфере; большой опыт плюс соответствующее образование; главный его ресурс - это авторитет президента, и ресурс немаленький; достаточно серьезное образование - «Бауманка» и МГИМО; незаурядный человек; всесторонне развитый человек, имеющий серьезные связи в высших политических кругах и финансовой сфере; выбор президента; им еще долго будет гордиться страна, это человек известный на федеральном уровне. В публикациях информационного агентства отмечается уважительное отношение жителей республики к новому главе региона: «Увидев врио, с которым сейчас у многих связаны большие надежды на восстановление и развитие региона, люди сначала принялись аплодировать, а потом и вовсе встали в едином порыве, некоторым даже удалось немного пообщаться с недавно назна-

ченным руководителем Коми» (Владыка Питирим благословил Сергея Гаплико-ва на работу // https://www.bnkomi.ru/. 2015. 07 окт. URL: https://www.bnkomi.ru/ data/news/43135/ (дата обращения: 07.02.2019)). Негативных отзывов представлено меньше и связаны они прежде всего с тем, что новый руководитель - малоизвестная в регионе личность (совершенно не знаком с регионом; Республике Сергей Гапликов практически неизвестен; совсем новая метла; в республике никогда не работал), а также с назначением С. А. Гапликова «сверху», без учета мнения жителей республики (такое назначение стало очень неожиданным), хотя данные характеристики встречаются как в отрицательном, там и в положительном контексте: «Это человек для республики совершенно новый и незнакомый. Он не только не знаком жителям республики, но и сам пока имеет слабое представление о Республике Коми, специфике нашего региона, поэтому, конечно, ему будет сложно входить в работу. Будет видно, как он себя покажет» (Олег Михайлов: «Новому главе Коми будет сложно входить в работу» // https://www.bnkomi.ru/. 2015. 01 окт. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/42997/ (дата обращения: 05.02.2019)).

Создать образ представителя власти позволяют также номинации, которые можно условно разделить на три вида: номинации, характеризующие прошлое С. А. Гапликова (заместитель руководителя аппарата правительства Сергея Собянина; заместитель главы департамента стран Европы; бывший президент «Олимпстроя»; председатель кабинета министров Чувашской Республики), номинации, отражающие новую должность политика (врио Главы РК; исполняющий обязанности главы Коми; недавно назначенный руководитель Коми; новый руководитель региона; Глава Республики Коми) и номинации, называющие нового руководителя по имени-отчеству или фамилии (господин Гапликов). В большинстве своем номинации носят нейтральный или положительно оценочный характер: «Вечером 1 октября, после прилета, врио главы республики Сергей Гапликов провел рабочую встречу с председателем правительства республики Владимиром Тукмаковым, на которой дал ряд поручений по работе предприятий жилищно-коммунального комплекса, а также органов власти регионального и муниципального уровней, отвечающих за данное направление» (Сергей Га-пликов проводит совещания в Коми по ЖКХ, переселению из аварийного жилья и исполнению бюджета // https://www.bnkomi.ru/. 2015. 02 окт. URL: https://www. bnkomi.ru/data/news/43023/ (дата обращения: 05.02.2019)).

Наиболее широко в публикациях информационного агентства «БНК» представлен имиджевый конструкт «деятельностное поле» С. А. Гапликова, описывающий попытки нового главы решить наиболее болезненные проблемы региона - вопросы жилья, коммунально-бытового обслуживания, социальной сферы и т. д. (подискутировал с Сергеем Бажутовым о переселении из ветхого и аварийного жилья; объявил субботник для борьбы со снегом; предложил Валерию Козлову разработать программы, чтобы Сыктывкар «выглядел как город»; от-

читал муниципалов за срыв программы переселения; поручил завершить строительство детсада в Усть-Цильме в кратчайшие сроки; объявил для коммунальных служб «боевую вахту» и др.). Глагольная лексема деятельностного поля, как правило, является ключевым словом и в заголовках «БНК»: «Сергей Гапли-ков проинспектировал строительство домов для переселенцев в Сыктывкаре» (https://www.bnkomi.ru/. 2015. 06 окт. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/ 43120/ (дата обращения: 07.02.2019)). При описании действий политика используется большое количество глаголов, содержащих в своей семантике указание на различные реформы (планирует ликвидировать; будут оптимизированы; сформировал новый состав правительства; были освобождены от занимаемых должностей; внес на рассмотрение законопроект; отправил на доработку сетевые графики; поручил провести полную инвентаризацию), о чем свидетельствуют и заголовки публикаций: «Сергей Гапликов до 1 декабря поручил навести порядок в выдаче земли многодетным семьям» (https://www.bnkomi. ru/. 2015. 23 окт. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/43642/ (дата обращения: 10.02.2019)). В преддверии выборов политик посредством глагольных лексем формулирует различные оптимистические обещания (заверил присутствующих, что не собирается уезжать из Коми, пока жизнь здесь не будет лучше, чем в Европе; я вас заколебаю всех, но вы будете жить лучше, чем в Европе): «Я приложу все свои усилия, опыт, силы, знания, энергию для решения задач, которые ставит перед нами, в первую очередь, президент, - пообещал новый руководитель региона, спрогнозировав «неуклонное повышение качества жизни в республике»» (Сергей Гапликов озвучил первые поручения и пообещал жесткие меры за их неисполнение // https://www.bnkomi.ru/. 2015. 03 окт. URL: https://www. bnkomi.ru/data/news/43060/ (дата обращения: 10.02.2019)). Не остается без внимания и фиксируется в заголовках и такой аспект жизни С. А. Гапликова, как его активность в социальных сетях, а также рейтинг в СМИ: «Сергей Гапликов вошел в топ-20 губернаторов-блогеров» (https://www.bnkomi.ru/. 2017. 29 мая. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/63493/ (дата обращения: 10.02.2019)).

Особо отмечается строгость и жесткий стиль управления губернатора, реализующийся посредством слов-жупелов, в том числе с семантикой долженствования и предписания: «Жесткий, прямой, открытый. Любителям декларативности и громких фраз из чиновного люда могу посочувствовать: Гапликову лучше «по ушам не ездить»» (Советник руководителя администрации Чувашии Альберт Ильин: «Гапликову лучше «по ушам не ездить» // https://www.bnkomi. ru/. 2015. 01 окт. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/42983/ (дата обращения: 05.02.2019)). Как правило, критика направлена в адрес подчиненных или прежних руководителей республикой: раскритиковал членов правительства; недоволен уровнем развития коммунальной отрасли в республике; все, кто прикрываются реально не существующими результатами, будут отвечать; успел «раз-

нести» провальные проекты и пригрозить их исполнителям; отчитал муниципалов за срыв программы переселения; отчитал министров; разнес ухтинских чиновников за «болтологию» и разгильдяйство; приехал сюда, как вы уже поняли, работать, а не разговоры разговаривать, чего требую и от вас; почти все министры Коми получили выговоры и замечания. Эту коммуникативную особенность нового руководителя фиксируют и заголовки «БНК»: «Сергей Гапликов: «Все, кто допустил халатность в вопросе переселения из ветхого жилья, будут наказаны»» (https://www.bnkomi.ru/. 2015. 03 окт. URL: https://www.bnkomi.ru/ data/news/43055/ (дата обращения: 07.02.2019)); «Руководитель республики пригрозил «разобрать на запчасти» прообещавшихся чиновников» (https://www. bnkomi.ru/. 2016. 22 март. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/48497/ (дата обращения: 07.02.2019)); «Глава Коми Сергей Гапликов устроил разнос конкурсному управляющему шахты «Интауголь»» (https://www.bnkomi.ru/. 2017. 20 март. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/60674/ (дата обращения: 07.02.2019)).

В период предвыборной кампании актуализировались также слова-фетиши, ставящие своей целью завоевать доверие аудитории, например: «Власть должна быть в служении народу, а не наоборот, - обозначил позицию Гапликов» (Сергей Гапликов проинспектировал строительство домов для переселенцев в Сыктывкаре // https://www.bnkomi.ru/. 2015. 06 окт. URL: https://www.bnkomi.ru/data/ news/43120/ (дата обращения: 07.02.2019)). Для этой же цели используются слова, указывающие на любовь к республике и к ее жителям: «Я север люблю, мне здесь хорошо. И люди здесь хорошие, я с детства это понял, когда с отцом на севере работал» (Сергей Гапликов намерен работать так, чтобы в Коми жилось лучше, чем в Европе // https://www.bnkomi.ru/. 2015. 02 дек. URL: https://www.bnkomi.ru/ data/news/44728/ (дата обращения: 09.02.2019)). Показательным в этом плане является и активное употребление новым главой местоимения «мы» как вербального знака интеграции, позволяющего отождествить себя с республикой и подразумевающего, что адресант и адресат включены в общую ситуацию: «Я себя от республики не отделяю. Мы - вместе, и республика это мы» (Сергей Гапликов: «Новая управленческая команда Коми формируется исключительно по профессиональному признаку» // https://www.bnkomi.ru/. 2015. 12 дек. URL: https://www.bnkomi.ru/ data/news/44722/ (дата обращения: 09.02.2019)). Как отмечается в исследованиях политического медиадискурса, оценочный потенциал слова-фетиша положительный: оно вызывает доверие, и, соответственно, такое же доверие вызывает автор речи, который становится якобы «причастен» к этому явлению и его оценочности [9, с. 310].

В целом в публикациях «БНК» можно говорить о создании положительного образа представителя власти как харизматичного, умеющего общаться с населением лидера, который обладает качествами хорошего управленца.

Вербальные имиджевые конструкты, формирующие образы политиков в публикациях «Красного знамени», представлены гораздо большим количеством категорий, чем в материалах информационного агентства «БНК», что может быть связано с жанровым своеобразием информационного портала, в котором одним из доминирующих жанров является авторская колонка аналитической направленности. При этом, как и в текстах «БНК», среди имиджевых конструктов доминируют номинации, обозначающие руководителя региона, и слова, описывающие деятельностное поле политика. Однако смысловое и эмоционально-экспрессивное наполнение данных конструктов направлено на критику в адрес власти и формирование прежде всего негативного отношения к деятельности главы региона, что наглядно иллюстрирует следующий пример, в котором нейтральные номинации приобретают иронический смысл благодаря контексту: «Сейчас на страницах газет на первой странице Гайзер, на второй - Вячеслав Михайлович, на третьей - глава республики. На каналах телевизоров - то же самое: здесь глава открывает детский сад, тут Вячеслав Михайлович общается со студентами, там глава республики обсуждает со школьниками проблемы развития региона...» (Полькин А. Леонид Литвак: «Глава не соврал, просто не сказал всего» // https://komikz.ru/. 2013. 05 дек. URL: https://komikz.ru/ news/interview/11646 (дата обращения: 10.02.2019)). В рамках деятельностного поля В. М. Гайзер раскрывается как строгий руководитель (не удовлетворён работой Кабинета министров; отправил правительство в отставку; раскритиковал главу Усть-Цилемского района), отмечается активность главы республики в социальных сетях (набирает кадровый резерв из своих френдов vkontakte). Однако в целом деятельностное поле В. М. Гайзера также оценивается отрицательно: «Сегодня главные проблемы республики, в первую очередь связанные с жизнью простых граждан, не решаются, а загоняются вглубь. Сельское население попросту бедствует, так как лишено работы и перспектив. В городах чудеса творятся с теми же тарифами на ЖКХ, из года в год не решаются кардинально проблемы в медицинских учреждениях с предоставлением мест в детских садах» (Мурзатин И. Губернаторская доля (мнения экспертов) // https://komikz. ru/.2012. 22 сент. URL: https://komikz.ru/news/akcenty/7918 (дата обращения: 11.02.2019)).

В публикациях портала «Красное знамя» при описании семантического поля «власть» значительно чаще по сравнению с текстами информационного агентства «БНК» встречаются оценочные слова, особенно отрицательно оценочные. В качестве примера можно привести негативные комментарии рейтинга В. М. Гайзера (в

последнем так называемом «Кремлёвскомрейтинге» ему поставили двойку, да ещё с минусом; позиции В. Гайзера соответствующие, то есть слабоватые; оказался одним из самых неэффективных руководителей российских регионов): «Фонд изучения электоральных процессов и электоральной политики (ФИЭП) опублико-

вал апрельский «Кремлёвский рейтинг» губернаторов РФ. Для Главы Коми он оказался, мягко говоря, провальным» (Канев А. Оценка на отчисление (таблица) // https://komikz.ru/. 2013. 12 апр. URL: https://komikz.ru/news/politics/10061 (дата обращения: 11.02.2019)). По поводу существующих рейтингов журналисты «Красного знамени» делали различные прогнозы, один из которых сбылся: «Практика показывает, что региональных лидеров, не прошедших оценку околокремлёвских экспертов, ожидает одинаковая участь: они покидают свой пост. Кто-то уходит красиво на повышение, кто-то «по состоянию здоровья» и «в никуда», кто-то на - скамью подсудимых» (Канев А. Оценка на отчисление (таблица) // https://komikz. ru/. 2013. 12 апр. URL: https://komikz.ru/news/politics/10061 (дата обращения: 11.02.2019)). Кроме того, в данном СМИ отмечается причастность (со стороны федеральных экспертов) главы к коррупции: «Итогом такой «борьбы» стали более десяти крупных коррупционных скандалов, прогремевших в республике за время губернаторства Гайзера. И в каждом из них были замешаны в том числе и самые высокопоставленные чиновники» (The Moscow Post. Губернатор Коми занял второе место... с конца // https://komikz.ru/. 2013. 28 апр. URL: https://komikz.ru/news/ politics/10260 (дата обращения: 11.02.2019)). Из-за несоответствия реальных рейтингов политика и публикуемых в провластных СМИ употребляется лексика с семантикой неточности, которая позволяет образовать смысловое поле недостоверности: «Ну вот мы и дождались: все победоносные реляции о якобы высочайшем рейтинге Главы Коми на поверку оказались профанацией и блефом» (Литвак Л. Опять двойка? // https://komikz.ru/. 2013. 18 апр. URL: https://komikz.ru/news/columnists/ 10155 (дата обращения: 11.02.2019)).

Активно используются слова с эмоциональными коннотациями «негативное», которые выражают осуждение и негодование и позволяют оценить предвыборную кампанию главы региона В. М. Гайзера: «Политтехнологи за бюджетные деньги пытаются вдолбить в сознание жителей республики страшилку о том, что без Гайзера всех нас ждёт конец света, и если он не будет избран, коллапс неизбежен» (Полькин А. Леонид Литвак: «Глава не соврал, просто не сказал всего» // https://komikz.ru/. 2013. 05 дек. URL: https://komikz.ru/news/ interview/11646 (дата обращения: 10.02.2019)). Негативно оценочные метафорические обороты в текстах «Красного знамени» встречаются чаще всего в жанре авторской колонки и являются средством выражения отношения к высказываемому и персонажу: «Ну и самый главный вопрос: как будут выглядеть республика и её Глава в глазах Президента и премьера, если выяснится, что приписки и фальсификации имели место, а высокий процент голосов «за» "Единую Россию"» - липовый? <... > А вот зачем это было нужно закулисному кукловоду - большой вопрос» (Полькин А. Кто подставил Вячеслава Гайзера? // https://komikz.ru/. 2011. 25 дек. URL: https://komikz.ru/news/rakurs/4923 (дата обращения: 11.02.2019)).

Самыми распространенными имиджевыми категориями, формирующими образ С. А. Гапликова в публикациях «Красного знамени», остаются номинации и глагольные слова деятельностного поля. Журналисты информационного портала прибегают как к нейтральным и положительным обозначениям главы региона (руководитель «Олимпстроя»; человек с достаточно серьёзными лоббистскими возможностями; грамотный финансист; персона; пример «новой крови»; новый лидер региона; кризис-менеджер; Глава Республики Коми), так и к отрицательно оценочным единицам (варяг; сменщик Гайзера; «чужой дядька»; аутсайдер рейтинга «новых» губернаторов). Кроме того, в некоторых номинациях возникает отрицательная коннотация благодаря контексту: «Всюду Гапликов, Гапликов, Гапликов. Включишь телевизор - «Гапликов сказал...», «Гапликов поручил...», «Гапликов пообещал...», откроешь ленту информагентств - опять один Гапликов!» (Полькин А. Чего мы дождались от сменщика Гайзера // https://komikz.ru/. 2016. 28 апр. https://komikz.ru/news/columnists/15750 (дата обращения: 11.02.2019)). Способы вербализации образа представителя власти позволяют судить о том, что акцент во многом делается на негативных моментах даже в нейтральных номинациях.

Говоря о лексике, обозначающей «деятельностное поле» власти, необходимо отметить глагольные слова, описывающие предвыборную кампанию главы региона. В рамках этой темы журналисты «Красного знамени» возвращаются к вопросу о назначении политика: «Фигура Сергея Гапликова виднеется отчетливее других кандидатов. Он везде: рассказывает на камеры о новых производствах, встречается с известными по всей России людьми, раздает поручения направо и налево, летает на самолетах, и, наконец, именно его поставил сам Путин» (Харитонов В. Как выбрать «не наше» // https://komikz.ru/. 2016. 26 июл. URL: https://komikz.ru/news/politics/91564 (дата обращения: 11.02.2019)). Несмотря на победу С. А. Гапликова, результаты выборов презентуются с негативной коннотацией в публикации «Сергей Гапликов проиграл Вячеславу Гайзеру»: «Избиратели накидали новому Главе Коми в два раза больше «чёрных шаров», нежели его предшественнику», но при этом отмечаются и положительные моменты: «Результат, показанный им, - 62,17 % голосов, - вполне достойный и, главное, выглядит очень реалистично на фоне иных» (Черницын В. Сергей Гапли-ков проиграл Вячеславу Гайзеру // https://komikz.ru/. 2016. 21 сент. URL: https:// komikz.ru/news/politics/91805 (дата обращения: 11.02.2019)). Акцент в публикациях, описывающих результаты деятельности нового главы, как правило, делается на провалах политика (не удалось сплотить «приезжих» и местных чиновников; не удалось обзавестись поддержкой бизнес-элит и сохранить инвестиционную привлекательность Коми; ткнул пальцем в небо; прожект по вводу санатория «Серёгово» провалился, а башенные краны никому не нужны; обещанный ввод новой школы в Сыктывкаре сорван; надругательство над экологией; «пиаровская рать» Гапликова навесила электорату лапшу на уши в виде идеи «воз-

рождения республики»; отобрало ряд льгот у ветеранов, учителей и работников культуры): «Если команда «варягов» будет хозяйствовать так и дальше, то уже в следующем году республика обанкротится» (Полькин А. Сто дней и 15 месяцев // https://komikz.ru/. 2016. 29 дек. URL: https://komikz.ru/news/politics/ 92179 (дата обращения: 11.02.2019)).

При описании нововведений политика активно используются эмоционально-экспрессивные коннотации и оценочная лексика: «Вот в Емве обещано возвести тепличный комплекс, который завалит огурцами всю республику и будет, видимо, снабжать ими также Киров и Архангельск. Наверняка теперь испуганные кировчане, прослышав про такие чудеса, бросят заниматься овощами вовсе и будут ждать, когда соседи привезут им свои дешёвые северные огурцы» (Полькин А. Чего мы дождались от сменщика Гайзера // https://komikz.ru/. 2016. 28 апр. https://komikz.ru/news/columnists/15750 (дата обращения: 11.02.2019)). Слова с эмоциональными коннотациями особенно часто употребляются в авторских колонках. В качестве примера можно привести следующий контекст, в котором выделенные вербальные единицы указывают на неуважительно-пренебрежительное и даже фамильярное отношение к представителям власти: «На кой ляд вам, Сергей Анатольевич, понадобилось наделять вашего, видимо, давнего кореша по олимпийской стройке странным, никогда не существовавшим в РК титулом «спецпредставителя», вообще говоря, требующим расходов из бюджета?» (Черницын В. Зарубин Сергея Гапликова // https://komikz.ru/. 2016. 03 дек. URL: https://komikz.ru/news/columnists/92099 (дата обращения: 13.02.2019)). Активно привлекаются прецедентные тексты, делающие текст более емким в смысловом и эмоциональном плане. В следующем примере негативная оценочность вызвана литературной аналогией и направлена на современные реалии: «Одним словом, в республике было создано своё Министерство правды - почти как в романе-антиутопии «1984» Джорджа Оруэлла» (Полькин А. Чего мы дождались от сменщика Гайзера // https://komikz.ru/. 2016. 28 апр. URL: https://komikz.ru/ news/columnists/15750 (дата обращения: 14.02.2019)).

Таким образом, ключевые вербальные характеристики образа власти в меди-адискурсе зависят от формата издания и его идеологической составляющей и могут быть представлены как эксплицитно, так и имплицитно. На страницах исследуемых СМИ формируются два противоположных образа руководителя региона: в публикациях информационного агентства «БНК» - прежде всего с положительной оценочной направленностью, в материалах информационного портала «Красное знамя» - с отрицательной. При этом набор вербальных имиджевых конструктов, с помощью которых изображается власть и ее действия, в публикациях остается стабильным, несмотря на изменение ситуации в системе руководства республикой, а образ главы региона раскрывается посредством функционально-семантических разрядов слов в зависимости от типа издания, либо вызывающих доверие ауди-

тории, либо формирующих отрицательную репрезентацию. Кроме того, способы вербализации образа власти позволяют судить о том, что нужный смысловой акцент можно сделать и с помощью стилистически нейтральных языковых единиц

посредством имплицитной контекстуальной оценочности.

***

1. Гринберг Т. Э. Политические технологии: ПР и реклама : учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2005 [Электронный ресурс]. URL: http://www. lobbyists.ru/eu/polit.pdf (дата обращения: 04.02.2019).

2. Данкова Н. С. Дискурсивные стратегии репрезентации судебной власти в жанрах печатных СМИ : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 2018.

3. Информационное агентство «БНК» [Электронный ресурс]. URL: https://www. bnkomi.ru/ (дата обращения: 28.01.2019).

4. Информационный портал «Красное знамя» [Электронный ресурс]. URL: https:// komikz.ru/ (дата обращения: 28.01.2019).

5. Касаткина Е. А. Концепт «власть» в русской лингвокультуре: когнитивный и фразе-осемантический аспекты : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ростов н/Д, 2012.

6. Красное знамя. Республика Коми [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/ komikzru (дата обращения: 28.01.2019).

7. Межрегиональный интернет-журнал «7x7» новости, мнения, блоги [Электронный ресурс]. URL: https://7x7-journal.ru/komi (дата обращения: 15.02.2019).

8. Паблик Республики Коми «Территория мечты» [Электронный ресурс]. URL: https:// vk.com/komipublic (дата обращения: 28.01.2019).

9. Суздальцева В. Н. Образ власти в современных российских СМИ // Язык СМИ и политика / под ред. Г. Я. Солганика. М.: Изд-во Московского университета; Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2012. С. 284-328.

10. Чудинов А. П. Политическая лингвистика : учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=490457&spec=1 (дата обращения: 04.02.2019).

11. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса. М.: Гнозис, 2004.

12. Язык СМИ и политика / под ред. Г. Я. Солганика. М.: Изд-во Московского университета; Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.