Научная статья на тему 'ОБРАЗ ВЛАСТИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ МЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ'

ОБРАЗ ВЛАСТИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ МЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
117
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВЫЕ СМИ / ОБРАЗ ВЛАСТИ / КОММЕНТАРИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕДИА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бешкарев А.А., Пыстина О.В.

Целью статьи является рассмотрение эволюции и способов формирования образа региональной власти. Объектом послужили сетевые СМИ Республики Коми за период с 2016 по 2020 гг. и комментарии аудитории к ним, которые исследовались методом сплошной выборки. Научная новизна работы заключается в комплексном анализе языковых средств формирования образа представителя власти на материале региональных сетевых СМИ. В результате определено, что дискурс официальных новостей отличается тяготением к сакрализации власти, а комментарии пользователей и независимые ресурсы десакрализируют ее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF POWER IN THE POLITICAL MEDIA DISCOURSE OF THE KOMI REPUBLIC

The purpose of the article is to consider the evolution and ways of forming the image of regional official authority. The object was the network media of the Komi Republic for the period from 2016 to 2020 and the audience's comments on them, which were studied by the continuous sampling method. The scientific novelty of the work is in a comprehensive analysis of the linguistic means of forming the representative authority's image on the material of regional network media. As a result, it is determined that the discourse of official news is characterized by a tendency to sacralize power, and users's comments and independent resources desacralize it.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ ВЛАСТИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ МЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ»

УДК 316.77

А. А. Бешкарев,

A. A. Beshkarev, О. В. Пыстина

O. V. Pystina

ОБРАЗ ВЛАСТИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ МЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ

РЕСПУБЛИКИ КОМИ

THE IMAGE OF POWER IN THE POLITICAL MEDIA DISCOURSE OF THE KOMI REPUBLIC

Целью статьи является рассмотрение эволюции и способов формирования образа региональной власти. Объектом послужили сетевые СМИ Республики Коми за период с 2016 по 2020 гг. и комментарии аудитории к ним, которые исследовались методом сплошной выборки. Научная новизна работы заключается в комплексном анализе языковых средств формирования образа представителя власти на материале региональных сетевых СМИ. В результате определено, что дискурс официальных новостей отличается тяготением к сакрализации власти, а комментарии пользователей и независимые ресурсы десакрализируют ее.

Ключевые слова: сетевые СМИ, образ власти, комментарии, региональные медиа.

The purpose of the article is to consider the evolution and ways offorming the image of regional official authority. The object was the network media of the Komi Republic for the period from 2016 to 2020 and the audience's comments on them, which were studied by the continuous sampling method. The scientific novelty of the work is in a comprehensive analysis of the linguistic means of forming the representative authority's image on the material of regional network media. As a result, it is determined that the discourse of official news is characterized by a tendency to sacralize power, and users's comments and independent resources desacralize it.

Кеу words and phrases: network media, the authority image, comments, regional media.

2019—20-е гг. в России оказались во многом кризисными в отношениях между населением страны, провластными СМИ и властью: например, непопулярная «мусорная» реформа привела к митингам и акциям протеста в различных городах, падению рейтингов губернаторов и депутатов, голосовавших за принятие изменений в законодательстве. В течение этого периода повсеместно отмечался рост недоверия к официальным источникам информации, что особенно ярко проявило себя в отношении аудитории к освещению официальными СМИ чрезвычайных ситуаций, например, к публикуе-

мой статистике заболеваемости COVID-19. После каждого из таких резонансных событий глобальную сеть наводняли выпуски видеоблогов, Те1е§гаш-расследований, фейков и разоблачений, утверждавших, что представленная официально картина произошедшего не отражает объективной действительности. Показательной в этом отношении является Республика Коми. В 2015 г. в регионе были задержаны и осуждены практически все наделенные властью лица, проведены фактически безальтернативные выборы, в результате которых на пост руководителя региона был избран экс-президент ГК «Олимпстрой» Сергей Гапликов. 2 апреля 2020 г. он заявил об уходе в отставку, а в сентябре того же года на выборах главы республики явка избирателей составила всего 30%, из них за нового назначенного кандидата Владимира Уйбу было отдано всего 73% или 145 тыс. голосов (меньше, чем за любого кандидата в истории республики) [1]. Таким образом, несмотря на все усилия официальных СМИ республики создать положительный имидж представителя власти, аудитория региона осталась скептически настроенной к их сообщениям.

Исследование процессов формирования образа политического лидера в региональных СМИ представляется актуальным, поскольку позволяет расширить границы знаний о способах создания имиджа власти как таковой в современной России, причинах его эффективности и неэффективности. Кроме того, изучение специфики формирования и трансформации образа представителя власти в СМИ позволяет выявить вектор развития современного российского политического медиадискурса.

Для достижения поставленной нами цели решаются следующие задачи: во-первых, определить, с помощью каких методов и приемов журналисты региональных провластных СМИ пытаются создавать позитивный имидж главы Республики Коми; во-вторых, объяснить, почему их усилия не всегда приводят к ожидаемым результатам.

Наиболее популярным провластным источником информации в регионе является Информационное агентство «Бизнес новости Коми» (сокращенный вариант — «БНК») [1], учредителями (соучредителями) которого выступают Администрация Главы Республики Коми и Общество с ограниченной ответственностью «Информационное агентство «Север-Медиа». Востребованность этого официального по своему контенту ресурса связана с возможностью анонимных комментариев без регистрации. Хотя комментарии и подвергаются оперативной цензуре, тем не менее, даже в этом случае они служат средством выражения читательских мнений и оценок. В силу популярности данного ресурса и разнообразия материала есть смысл сосредоточиться на публикациях именно «БНК», где в качестве героев зачастую фигурируют представители руководства региона. В рамках настоящего исследова-

ния методом сплошной выборки были выявлены и рассмотрены все публикации и комментарии пользователей, упоминающие главу республики С. А. Гапликова практически за весь период его руководства регионом.

Теоретической базой исследования послужили труды Т. А. ван Дейка [2], посвященные политическому массмедийному дискурсу. В современных отечественных исследованиях СМИ отмечается, что одной из семантических констант медиадискурса являются слова, так или иначе связанные с обозначением власти и упоминанием о ней. В совокупности из этих единиц в текстовом пространстве СМИ складывается образ власти, который передается массовому адресату и в значительной степени определяет мнение о ней в обществе [3, с. 284—285]. Например, в коллективной монографии «Язык СМИ и политика» [4], написанной известными российскими учеными, представлена широкая картина функционирования медиатекстов, всесторонне анализируется влияние политики на СМИ, в том числе и на их язык. Эта проблема — центральная для средств массовой информации, так как политика составляет основное содержание в деятельности СМИ.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты дискурсивного анализа конструирования позитивного образа политического лидера могут быть использованы для обнаружения в медийных текстах манипулятивного воздействия.

Как указывают многие исследователи, образ власти не является абстракцией: «В массовом повседневном сознании власть, как правило, персонифицирована, то есть ассоциируется с конкретными личностями, политическими лидерами, представителями власти, харизматическими личностями современного политического бомонда» [5, с. 16]. С 2015 по 2020 гг. в Коми власть была персонифицирована в лице главы республики С. А. Гапликова. Конструирование его имиджа в СМИ началось сразу же с момента появления в регионе. За это время его образ пережил несколько этапов трансформаций.

За исследуемый период уровень доверия жителей республики к заявлениям и инициативам властей постоянно снижался, а последние, пытаясь поддержать позитивный образ руководства республики, стремились транслировать через государственные СМИ свою повестку. Региональные журналисты из провластных средств массовой информации использовали разные способы, чтобы подчеркнуть успехи региона, достигнутые в различных сферах благодаря политике властей: «Сергей Гапликов рассказал о развитии лесной промышленности Коми на конференции в Вене» [1] и т.п. Об озабоченности имиджем главы свидетельствует и тот факт, что в мае 2018 г. пресс-служба главы разослала в редакции газет (включая частные коммерческие издания) список из 15 пунктов, предписывающих определенным образом подавать информацию и модерировать пользовательские комментарии.

Один из его пунктов предписывал «не допускать в комментариях клички и

а 7-т >> а 7-т >> << г-* ((т~г >> << ~ >>

оскорбления 1аплик , 1аплос , 1апл , 1 апло , пузатенькии няшка , "Харя бандитская" и т.д.». О существовании этих требований стало известно из поста на личной странице «ВКонтакте» тогдашнего главного редактора рекламно-информационной газеты «РгоГород», головной офис которой находится в другом регионе — городе Кирове. Пост был вскоре удален, однако его скан сохранился.

С октября 2015 г. и в первые месяцы работы на посту руководителя региона основным способом создания положительного имиджа С. А. Гапликова стало использование положительно оценочных лексем в его адрес: «образование экстракласса», «опытный», «незаурядный человек», «приятное впечатление» и др.

В 2016 г. С. А. Гапликов в глазах аудитории оказывается практически единоличным представителем местной власти: информагентство «БНК» упоминало фамилию Сергея Гапликова 1227 раз, в то время как фамилия второго по важности человека в новом правительстве республики Руководителя Администрации Главы РК Михаила Порядина за тот же период звучала всего 68 раз. При этом имя С. А. Гапликова зачастую вынесено в начало заголовков, за этим следуют цитаты из его выступлений: «Сергеи Гапликов: "Зимний субботник стал первой ласточкой по наведению порядка в Коми"» [1] и т.д. Кроме того, заголовки включали в себя обращения главы к различным структурам с поручениями и требованиями работать эффективнее: «Сергей Гапликов отчитал министров за "филькины грамоты "» [1] и т.п.

Для того чтобы подчеркнуть, что ситуация меняется в благоприятную сторону под контролем харизматичного лидера, весной 2016 г. на «БНК» все реже встречается стандартная синтаксическая конструкция «Гапликов «попросил», «призвал» и «поручил», чаще звучат слова «поблагодарил», «поддержал», «отдал дань уважения», «пожелал процветания»: «Сергей Гапликов пожелал молодёжи добиваться исполнения своей мечты» [1]. Помимо этого, Гапликов как главный герой публикаций зачастую сам становится катализатором положительных перемен, что также отражается в заголовках «БНК»: «Сергей Гапликов пообещал уменьшить отток населения из Коми» [1]. В журналистских текстах начинают подчеркиваться личностные, человеческие качества политика, что делает его образ более близким к простому народу и понятным потенциальному избирателю. Для этого в качестве одного из новостных поводов для публикаций выступает участие С. А. Гапликова в таких праздничных мероприятиях, как 9 мая: «Ветераны и руководство республики выпили за Победу фронтовые "сто грамм"» [1].

Тональность материалов, освещающих деятельность С. А. Гапликова, меняется с начала июня 2016 г., когда он выдвигает свою кандидатуру на

пост главы Республики Коми: в заголовках временно исполняющий обязанности главы либо участвует в торжественных мероприятиях по открытию новых хозяйственных объектов, либо рапортует об успехах экономики республики, что должно свидетельствовать о стремительном развитии региона. Информационные поводы, связанные с врио главы, в этот период можно разделить на 3 группы. Это 1) истории о том, как благодаря его усилиям возрождается регион: «Колвинская свалка ликвидируется» [1]; 2) тексты, призванные связать имя врио с популярными медийными лицами: «Сергей Гапликов: "Приезд святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Коми — дар ко дню рождения региона"» [1]; 3) прогнозирующие и программирующие тексты, обращенные в будущее так, как будто исход предстоящих выборов уже фактически предрешен: «Образцовый квартал появится на месте аварийных домов в Печоре»» [1]. В случае с Гапликовым новостной сюжет строится по «временнОй оси»: существующие проблемы вызваны неэффективной работой предшествующего руководства, однако под властью нового главы регион обязательно возродится. Важно отметить, что при разработке имиджа предыдущего главы республики В. Гайзера последний вид технологий не применялся: освещение деятельности Гайзера ориентировалось на «пространственную ось», и виновными в проблемах оказывались районные чиновники.

В то же время «БНК» и другие прогосударственные СМИ региона прибегают к такому приему, как информационная блокада (умолчание), избегая освещения любых фактов, которые могли бы негативно сказаться на образе С. Гапликова. Публикации, содержащие отрицательные характеристики главы, единичны и оказываются, как правило, политической рекламой. В качестве примера можно привести аналитическую статью «Олег Михайлов: "Поломаем систему лживых обещаний!"» [1], профинансированную из средств избирательного фонда кандидата в депутаты Государственной Думы Российской Федерации VII созыва по Сыктывкарскому одномандатному избирательному округу № 18 О. А. Михайлова.

После успешного для Гапликова завершения выборов до конца года его активность как ньюсмейкера приблизилась к нулю, что по контрасту с высокой активностью предыдущего периода оказалось серьезной ошибкой в пиар-деятельности его окружения. Ситуацией не преминули воспользоваться независимые оппозиционные СМИ. 29 декабря журналист независимого сайта «Красное знамя» А. Полькин прокомментировал наступившее затишье на информационном поле статьей «Сто дней и 15 месяцев. Размышления по поводу знаменательных сроков Главы Коми», где представил свой анализ деятельности прогосударственных СМИ региона: «Сразу после инаугурации Глава отправился в вояжи по стране, а вся его пиаровская рать оказалась

без работы: писать-то стало не о ком и нечего!» [6]. В конце осени 2016 г. имя Гапликова практически не встречается в заголовках «БНК», для объяснения чего в декабре даже потребовалась публикация «Сергей Гапликов объяснил свое продолжительное отсутствие в Коми» [1]. Очевидно, в редакции «БНК» осознали, что факт длительного отсутствия главы в регионе отрицательно сказывается на его имидже, поэтому в публикациях, посвященных поездкам С. Гапликова, оказалась отключена функция комментирования во избежание наплыва негативных высказываний. В декабре ситуация с освещением деятельности главы напоминает мартовскую, когда сообщается о повседневных действиях и заявлениях губернатора: «Сергей Гапликов заострил внимание на экологической безопасности в Арктике» [1]. Кроме того, для усиления позиции главы в «БНК» поднимается тема высокого положения Гапликова в различных рейтингах: «Сергей Гапликов вошел в топ-20 наиболее цитируемых губернаторов» [1].

Впоследствии, в начале 2017 г., СМИ предпринимают попытки преодолеть негативное отношение к главе, о чем свидетельствуют заголовки, содержащие положительную оценку перспектив развития региона: «Сергей Гапликов: "Перспективы угледобычи в Воркуте — не менее 50 лет "» [1]. В дальнейшем, в 2017—2020 гг., государственные сетевые СМИ освещают активность главы в формате отчетов о его действиях и заявлениях. Тематически данные публикации можно разделить на следующие типы: 1) тексты, обращенные в будущее, с формулировками «поручил», «обещал разобраться», «обсудил», «заявил» и др., создающие образ сильного хозяина, решающего проблемы региона; 2) освещающие поездки главы материалы, акцентирующие внимание на каких-то заметных фактах: посещение шахты, открытие сквера и т.п.; 3) новости, посвященные торжественным поводам: поздравления главой представителей разных профессий, награждения, учреждения праздников и т.п. В целом, такие тексты должны продемонстрировать перманентный прогресс региона под управлением энергичного менеджера.

Опубликованные в Сети тексты представляют собой интерактивную форму, открытую для комментирования читателями (комментарий, несмотря на его непрофессиональную природу, ученые считают особым жанром, порожденным полилогическим характером интернет-общения [7]). Комментаторы, как правило, подвергают сомнению изложенные в новостях факты и скептически настроены по отношению к официальным лицам. Например, новость «Сергей Гапликов изложил свое видение будущего удаленных населенных пунктов Коми» сопровождается репликами читателей: «Населенные пункты Коми изложили свое видение будущего удаленного Главы», «Он свое видение во сне увидел?» [1].

Так в сетевых СМИ республики мы получаем два разнонаправленных и взаимодополняющих коммуникативных потока: с одной стороны, официальных сообщений прогосударственных источников информации, а, с другой — пользовательских комментариев к ним, а также публикаций независимых СМИ, часто дающих противоположные трактовки одних и тех же явлений и фактов. В условиях фильтрации информации для аудитории все более важным фактором получения альтернативных сведений о происходящем становится неформальный уровень коммуникации — комментарии на сайтах и в соцсетях (неслучайно модерация читательских комментариев являлась одной из задач, поставленных пресс-службой главы перед местными изданиями).

В то же время в открыто оппозиционных текстах интернет-журнала «7х7», являющегося платформой для публикации независимых блогеров, представляющих неофициальную точку зрения, при сообщении о распоряжениях и указах главы, как правило, подчеркиваются негативные последствия принятия непродуманных решений, например: «Госсовет Коми с подачи главы региона Сергея Гапликова в декабре 2016 года внес в закон "Об образовании... " (№144) поправки, из-за которых компенсацию за детский сад стали получать только малоимущие семьи. Закон спровоцировал протесты родителей и судебные иски» [8]. В материалах о рабочих поездках акцент может быть сделан, например, на личных интересах главы: «Июль этого года выдался очень дождливым: ряд районов Республики Коми затопило. В Сосногорском районе рухнул железнодорожный мост, в Печоре затопило водозаборы. Но "Глава" Гапликов, как ни в чем не бывало уехал загорать в Крым» [8]. В некоторых публикациях «7х7» такое поведение главы региона, как умение вести себя раскрепощенно, преподносится, в отличие от провластных СМИ, как отрицательное качество: «.. .Губернатор Гапликов за время своей нелепой карьеры в Коми совершил много ошибок <...> Можно еще вспомнить <...> его же публичные танцы в непонятно каком состоянии с не менее дорогостоящими хористками Турецкого, но уже в записи» [8].

Выступления блогеров неслучайно подчеркивают чуждость С. А. Гапли-кова жителям республики: избыточное веселье в противовес ментальности северян, в традиционных представлениях склонных к сдержанности в проявлении эмоций, тяготение к пребыванию в южных регионах, территориально максимально отдаленных от Республики Коми. Во всех этих случаях заметна апелляция к мифологическому противопоставлению по принципу «свой-чужой», где позицию «чужого» занимает глава. В связи с этим в независимых СМИ и социальных сетях за ним и его командой закрепилось про-

звище «варягов», например: «В Коми у "варягов призыва Сергея Гапликова" продолжаются проблемы» [6].

Таким образом, проведя анализ лексических средств и методов дискурсивного конструирования образа главы региона в провластных и независимых СМИ, мы пришли к следующим выводам: если дискурс официальных новостей стремится к сакрализации власти, то комментарии пользователей и независимые СМИ десакрализируют ее, акцентируют внимание на проблемах, которых избегают официальные источники, и отражают характерную для интернет-общения тотальную иронию. Контраст этих двух параллельных потоков информации подчеркивает, что журналисты прогосударствен-ных СМИ, работающие на позитивный имидж власти в традициях советской прессы, не обращают внимания на то, что развитие технологий изменило психологию аудитории. В настоящее время она не склонна слепо доверять мнению авторов публикаций, а все чаще проверяет информацию по нескольким источникам, скептически относясь к любому официозу и не поддаваясь прямому манипулированию.

В качестве перспектив исследования рассматривается возможность выявления других маркеров манипулятивного воздействия в современных региональных политических медиатекстах.

***

1. https://www.bnkomi.ru/ (дата обращения: 10.12.2020).

2. Ван Дейк Т. Дискурс и власть. Репрезентация доминирования в языке и коммуникации; пер. с англ. М.: Либриком, 2013. 337 с.

3. Суздальцева В. Н. Образ власти в современных российских СМИ // Язык СМИ и политика / под ред. Г. Я. Солганика. М.: Изд-во Московского университета; Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2012. С. 284—328.

4. Язык СМИ и политика / под ред. Г. Я. Солганика. М.: Издательство Московского университета; Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2012.952 с.

5. Зуева Т. М., Шкилева Е. М. Механизмы формирования образа власти // Теория и практика общественного развития. 2013. № 3. С. 15—20.

6. https://www.komikz.ru/ (дата обращения: 10.12.2020).

7. Танабаева И. Р. Комментарий как особый жанр в интернет-общении // [Электронный ресурс]. Молодой ученый. 2017. № 51. С. 207—210. URL https://moluch.ru/archive/185/47375/ (дата обращения: 10.12.2020).

8. https://www.7x7-journal.ru/ (дата обращения: 10.12.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.