Научная статья на тему 'Медиаобраз городов России в федеральных печатных СМИ'

Медиаобраз городов России в федеральных печатных СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1507
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗ / ГОРОД РОССИИ / РЕГИОН / ДЕТАЛИ ОПИСАНИЯ / MEDIA FIGURE / THE CITY OF RUSSIA / THE REGION / THE DETAILS OF THE DESCRIPTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Всеволодова Александра Николаевна

Статья посвящена формированию медиаобраза российских крупных региональных городов. На основе исследования федеральных газет был сделан анализ журналистских текстов. Автор выделил детали, которые используют журналисты для описания жизни городов. С помощью этих черт был составлен условный образ типичного города. Автор статьи утверждает, что медиаобраз городов страны является важной частью в понимании читателями собственной национальной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media figure of Russian cities in federal print media

The article is devoted to the formation of Russian media image of large regional cities. Based on a study of the federal newspapers made the analysis of journalistic texts. The author lists the details that journalists use to describe life in the cities. With the help of these features were made conditional image of a typical city. The author argues that the media figure cities in the country is an important part in understanding the readers of their own national identity.

Текст научной работы на тему «Медиаобраз городов России в федеральных печатных СМИ»

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

УДК 070.15 ББК 76.024.711.1

Александра Николаевна Всеволодова

выпускник, соискатель, кафедра периодической печати, факультет журналистики,

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова,

125009, г. Москва, ул. Моховая, 9, e-mail: [email protected]

Alexandra N. Vsevolodova

graduate student, Chair of Periodical Print Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University,

125009, Moscow, Mokhovaya str., 9, e-mail: [email protected]

МЕДИАОБРАЗ ГОРОДОВ РОССИИ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПЕЧАТНЫХ СМИ

Статья посвящена формированию медиаобраза российских крупных региональных городов. На основе исследования федеральных газет был сделан анализ журналистских текстов. Автор выделил детали, которые используют журналисты для описания жизни городов. С помощью этих черт был составлен условный образ типичного города. Автор статьи утверждает, что медиаобраз городов страны является важной частью в понимании читателями собственной национальной идентичности.

Ключевые слова: медиаобраз, город России, регион, детали описания.

media figure of Russian cities in federal print media

The article is devoted to the formation of Russian media image of large regional cities. Based on a study of the federal newspapers made the analysis of journalistic texts. The author lists the details that journalists use to describe life in the cities. With the help of these features were made conditional image of a typical city. The author argues that the media figure cities in the country is an important part in understanding the readers of their own national identity.

Keywords: media figure, the city of Russia, the region, the details of the description.

Материалы журналистов о крупных областных центрах в федеральных СМИ — это единственный канал информации для жителей страны, по которому они получают знание по этому вопросу. Россиянам, расселенным по большой территории, не хватает данных друг о друге, а если смотреть глубже, — не достаточно

© А.Н. Всеволодова, 2013

каналов коммуникации. Отсутствие у жителей российских городов понимания особенностей индивидов, проживающих на других территориях, приводит к тому, что у них нет также понимания собственной идентичности, которое могло бы быть сформировано при помощи СМИ. Это имеет непосредственное отношение

152

к поиску национальной идеи страны, о котором так много говорится в последние годы.

Медиаобраз городов России — это впечатление, составленное всей совокупностью упоминаний региональных событий журналистами. Как отмечает Е.Н. Богдан, «...образ, который создается средствами массовой информации в сотрудничестве с разными сферами духовного творчества, и является выражением общественного сознания в медиапространстве, может быть определен как медиаобраз» [2, с. 68]. В более общем виде медиаобраз — это образ, создаваемый в сознании реципиентов информации при участи СМИ и других информационных институтов, который впоследствии отражает комплекс представлений участников информационного сообщества по конкретному вопросу.

Можно сказать, что медиаобраз городов России складывается из их особенностей, отмеченных авторами журналистских материалов вскользь. Это такие детали, как пейзаж, инфраструктура города, а также нравы людей, которые в нем живут.

В этой статье речь идет о городах России, которые являются областными центрами, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, так как образ каждого их них слишком выделяется

на общем фоне и требует отдельного исследования. Был сделан обзор федеральных газет, которые распространяются по различным городам, чтобы понять, какое впечатление о российских регионах складывается у читателей по всей стране. В обзор были включены материалы с упоминанием городов из таких изданий, как «Российская газета», «Коммерсант», «Независимая газета», «Новая газета» и «Комсомольская правда».

Результаты исследования журналистских материалов, вышедших преимущественно в марте 2013 г., представлены в таблице. Анализировались журналистские тексты, в которых, кроме основного события, упоминаются особенности города, где это произошло. Среди этих побочных деталей были выделены следующие: особенности инфраструктуры городов, характер действий местной власти и личные качества людей, которые упоминаются в материалах.

Выделены именно эти категории, так как, во-первых, именно они чаще всего встречались в текстах, а во-вторых, к этому перечню подводит нас российская литературная традиция. У Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Достоевского мы находим описание зданий с пыльными фасадами, низкопоклонства чиновников, мыслей и душевных порывов простых людей.

Впечатления реципиентов, складывающиеся в результате коммуникации

Город Событие Д ополнительные сведения

Инфраструктура Власть и госорганы Люди

Кали- нинград1 Кража памятной доски из старинной пивоварни Наличие исторических мест Равнодушие полиции Внимание к своему историческому прошлому. Хамство богачей

Красно- ярск2 Борьба с городскими долгостроями по инициативе властей Недостроенные конструкции, уродующие город Инициатива на благо граждан Инициативность

1 http://www.ng.ru/regions/2013-03-14/5_kaliningrad.html.

2 http://www.ng.ru/regions/2013-03-14/5_krasnoyarsk.html.

Продолжение табл.

Город Событие Дополнительные сведения

Инфраструктура Власть и госорганы Люди

Челя- бинск1 Падение метеорита и регистрация торговых марок со словом «метеорит» Ориентированность на привлечение туристов Открытость к необычным инициативам предпринимателей Изобретательность. Предприимчивость. Материалистичность. Вера в прогрессивность своего региона

Верхо- турье2 Отключение отопления в районе, где расположен исторический духовный центр Плохие условия жизни. Ориентированность на интерес туристов Глобальные замыслы. Невнимание к частным проблемам Близость к духовным корням. Желание бороться за свои права. Склонность жаловаться, а не решать на месте. Стрессоустойчивость

Волго- град3 Активисты выступили за переименование улиц, названных в честь жестоких советских лидеров Город как сосредоточие истории и культуры Внимание к историческому прошлому. Внимание к самоидентификации. Готовность к борьбе за справедливость. Инициативность. Скандальность вместо решения проблемы. Невежество

Кали- нинград4 Спор вокруг запрещения парковки в центре города Неудобное транспортное устройство города. Интерес граждан к устройству города. Исторические данные о планировке города — узкие улицы в немецком стиле Неверие в активность граждан. Суровые меры. Желание улучшить жизнь людей. Вектор направлен против людей, а не на взаимодействие Ориентир на зарубежные страны

Барна- ул5 Конфликт с полицейскими Нет деталей Беспредел. Внимание к жалобам граждан. Способность признавать ошибки Хамство. Пьянство. Борьба за справедливость. Желание бороться за свои права

Астра- хань6 Проведение салюта 9 мая Праздники в городе Нехватка бюджета, экономия на главном. Внимание со сторон федеральной власти и невнимание со стороны местной Внимание к историческому прошлому

1 http://www.ng.ru/regions/2013-03-10/6_ural.html.

2 http://www.ng.ru/regions/2013-03-07/5_eburg.html.

3 http://www.ng.ru/regions/2013-03-07/5_volgograd.html.

4 http://www.ng.ru/regions/2013-03-01/6_kaliningrad.html.

5 http://www.rg.ru/2013/03/19/debosh.html.

6 http://www.rg.ru/2013/03/18/golodec-salut-site-anons.html.

Окончание табл.

Город Событие Д ополнительные сведения

Инфраструктура Власть и госорганы Люди

Казань1 Акция в городском транспорте: «Уступи место бабуле» Активность на улицах города Совестливость. Инициативность. Желание отвечать не только за себя, но и за других. Уважение к старшим. Лень. Мелочность. Эгоизм

Сара- тов2 Забота о разрушающейся старинной усадьбе Есть объекты для сохранения, но в плохом состоянии. Архитектурный и исторический объект — место сбора и общения людей Противоречие слов и дел. Невнимание к частному случаю. Парадоксально неудобные правила Внимание к историческим корням. Энтузиазм. Самоотверженность. Самостоятельность

Тю- мень3 Спартакиада молодежи. Привлечение гостей в город. Наличие инфраструктуры для больших мероприятий. Соответствие города уровню больших событий Стремление к развитию Гостеприимство. Ощущение включенности в жизнь всей страны. Готовность служить хорошим целям. Любовь к своему региону и вера в него

Киров4 Хищение бюджета на лыжном деревообрабатывающем комбинате Кооперация бизнеса и научного предприятия Сговор с бизнесом. Преступные схемы Большие планы и плохое исполнение. Желание быть включенными в жизнь всей страны (работать для Олимпиады). Преобладание личных интересов над общественными. Неверие в свои силы

Уфа5 Стрельба из пневматики по стеклам детского сада Небезопасность на улицах Внимание властей Опасные развлечения. Безответственность. Желание разрушать

Гроз- ный6 Нападение на омоновцев из Москвы Небезопасность на улицах Готовность к вражде. Внутренние конфликты. Жестокость

Крас- ноярск7 Журналист съел газету, как обещал, из-за начала строительства моста, в которое он не верил Изменение облика города. Проблемы с движением Внимание к городу Азарт. Изобретательность. Честность. Критичность к государству. Забота о собственном городе. Веселый нрав

1 http://www.rg.ru/2013/03/07/kazan.html.

2 http://www.novayagazeta.ru/society/54949.html.

3 http://www.novayagazeta.ru/sports/57128.html.

4 http://www.novayagazeta.ru/economy/57135.html.

5 http://msk.kp.ru/online/news/1384012/

6 http://msk.kp.ru/online/news/1392028/

7 http://msk.kp.ru/daily/26002.5/2928987/

Подводя итог, можно сделать ряд выводов по всем трем категориям, отмеченным в таблице. Если обратить внимание на пейзаж города, который мы встречаем в журналистских текстах, на тот «взгляд», которым автор осматривает улицы города, то мы увидим, что в типичном областном центре внимание сразу заостряется на разбитых дорогах, недостроенных домах, стройках и заборах. Иногда «в кадр» попадают здания администрации, новые постройки жилья или медицинских центров, а кое-где и мостов. Город, разумеется, показан также через социальные и коммунальные проблемы. С этими темами перекликается образ местной власти, который нередко бывает в новостном плане слит воедино с образом города: есть материалы о региональных центрах, где речь идет только о городских чиновниках и губернаторе, который формально не имеет отношения к городу.

Отдельного внимания заслуживают нравы жителей областных городов, которые иногда описываются авторами материалов. Нужно сказать, что эти нравы можно рассматривать, как нравы русских людей вообще. В ходе исследования встретились такие качества, как инициативность и неравнодушие, изобретательность, желание восстановления справедливости. Однако контрастно с этим выступают такие черты, как грубость, жестокость и эгоизм. Противоположными качествами также можно назвать веру в собственные силы в решении какой-либо проблемы и предварительную разочарованность, неверие в возможности других людей и собственные.

Яркой чертой русского человека, которая просматривается во многих материалах, можно назвать внимание к историческим корням и к про-

шлому собственного народа, края. Это качество проявляется, например, и в апеллировании к прошлому как к поводу изменить что-то в настоящем, и в попытке обратить внимание на важность этого наследия.

Как видно из приведенного материала, медиаобраз российского города складывается из многих компонентов. Механизм этого процесса может быть описан с помощью рассуждений И.Е. Прониной о моменте понимания читателем конкретных деталей: «Универсальным механизмом творческого мышления считается «АГА-переживание» (догадка, открытие, прозрение, откровение), то есть момент, когда, как говорят психологи, «бессознательное переходит порог сознания» и в понимании человека складывается новый, более адекватный образ реального явления и своего существа. А в массовой коммуникации этот процесс не только многократно усиливается, но и приобретает деятельностный характер» [5, с. 9].

Примером такой организующей роли текста в федеральном СМИ о проблеме конкретного региона может стать материал из «Независимой газеты» под названием «Ветераны вышли на тропу протеста» [4]. Несмотря на то, что речь идет не об одном, а о нескольких городах Приморья, автор сумел дать достойный обобщающий анализ ситуации с деталями и комментариями. Речь идет о том, что в Приморье прошли митинги в связи с плохим состоянием больниц и жилья в военных гарнизонах. Как пишет автор: «в акциях приняли участие около тысячи человек. Для малонаселенного Приморья это немало, если учесть, что требования митингующих разделяют практически все действующие офицеры, солдаты и сержанты, ветераны военной службы, их жены и дети».

Журналист дает оценку массовости митингов с точки зрения местных условий, подчеркивая при этом, сколько еще людей в регионе согласны с этим, т.е. приводит состояние общественного мнения. Также автор указал, что «в ближайшее время митинги и пикеты с требованием улучшить медицинское и жилищнокоммунальное обеспечение в гарнизонах должны пройти в Артеме и Шкотовском районе», тем самым сообщив эту информацию тем, кто еще захочет присоединиться. Журналистский текст федеральной газеты о регионе в этом случае, таким образом, выполнил организующую функцию на локальном уровне.

В этом тексте дан конкретный пример закрытия госпиталя, из-за чего без медицинского обеспечения остались военнослужащие нескольких районов. Автор дает комментарий, что «такого в истории региона еще не было», из чего читатели могут сделать вывод, что ситуация достигла пика кризиса и для жителей это большое потрясение, в связи с чем они и выходят на пикеты. Этот пример подчеркивает, что местные детали зачастую вообще дают возможность понять логические связи между событиями. Тем более что нередко они могут быть связаны и с какими-то причинами федерального уровня.

В качестве примера упоминания журналистом дополнительной информации, которая позволяет сформировать ассоциации с конкретным городом, может стать материал «Подайте памяти ради» [1], опубликованный в «Новой газете». Он примечателен тем, что затрагивает исторический аспект жизни города. Речь идет об издании книги со списком жертв политических репрессий в Саратове, на которое не могут найти средств. Автор «рисует» прошлое

города, помогая понять историческое значение этой темы: «Ссыльных везли через Саратов... По некоторым оценкам, по количеству раскулаченных Саратовская область занимала второе место после Красноярского края» [1]. Так мы понимаем, что новость о Саратове на тему репрессий появилась в федеральной прессе не зря — это действительно город, пострадавший от жестокости власти наиболее сильно, и в выпуске книги там заинтересованы многие люди, чьих семей это коснулось.

Помимо упоминания особенностей городов в ходе описания конкретной проблемы существует и другой метод работы журналиста с темой городов: грамотное использование ярлыков. Иногда журналист сам дает готовую формулу эмоционального восприятия города, что помогает читателям запомнить и усвоить его особенности. Журналист делает часть интеллектуальной оценочной работы вместо читателя. Примером этому может служить материал о Перми, где автор использовал подобный метод. Текст на тему культуры был обнаружен в «Независимой газете» под названием «Вогнали педагогов в гроб» [3]. Это материал о театральном фестивале-форуме «Пространство режиссуры» в Перми. Замечательную ремарку дает автор в скобках, характеризуя сам город: «На несколько дней фойе и залы «Сцены-Молот» и «Театра-Театра» (так все обстоит с названиями в самопровозглашенной культурной столице России.)». Самопровозглашенная культурная столица — это очень хорошее, «народное» объяснение концепции современной Перми, которое автор уловил самостоятельно и поделился им с читателем.

Среди многообразия способов, с помощью которых журналисты

могут способствовать культурному «освоению» читателями просторов России, городской активной жизни вдали от столицы, авторы текстов редко выбирают что-то для своих материалов. Поэтому можно сказать, что медиаобраз российских городов формируется у читателей стихийно,

без продуманной работы журналистов. Этому состоянию медиапроцесса сложно дать оценку, однако можно сказать, что формирование медиаобраза городов — это важная духовная работа самих журналистов, которая помогает в самоопределении личности любого жителя России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Н. Подайте памяти ради // Новая газета. 2013. 18 марта. URL: http:// www.novayagazeta.ru/society/57250.html.

2. Богдан Е. Н. Медиаобраз России как средство консолидации общества: структурнофункциональные характеристики: дис. ... канд. филол. наук. М., 2007.

3. Борисова Д. Вогнали педагогов в гроб // Независимая газета. 2012. 18 окт. URL: http://www.ng.ru/culture/2012-10-18/8_pedagogi.html.

4. Мухин В. Ветераны вышли на тропу протеста // Независимая газета. 2012. 17 окт. URL: http://www.ng.ru/regions/2012-10-17/6_veterany.html.

5. Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.