Научная статья на тему 'Жизнь областного российского города как объект интереса журналистов федеральных СМИ'

Жизнь областного российского города как объект интереса журналистов федеральных СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
388
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТРЕТ ОБЛАСТНОГО ГОРОДА / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СМИ / ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ / ПРОФЕССИЯ ЖУРНАЛИСТА / PORTRAIT OF LOCAL CITY / FEDERAL MEDIA / SOURCES OF INFORMATION / JOURNALISTS PROFESSION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Всеволодова Александра Николаевна

Статья посвящена анализу понятия ‘портрет областного российского города’, который рассматривается как продукт коллективного творчества журналистов федеральных печатных СМИ. В статье исследуются причины обращения авторов к жизни городов и тенденции в их выборе источников информации. В качестве результата приводятся выводы о содержательности сформированного образа областного города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LIFE OF RUSSIAN LOCAL CITIES AS A FEDERAL JOURNALIST’S OBJECT OF INTEREST

This article is devoted to the category of the “portrait of Russian local city” which is examined as the product of federal journalist’s collective creating process. The interest to the portrait of a Russian city is determined by the traditionally topical question about Russian life the question about the national unity and idea. Russian federal media are in the process of transformation from soviet element of system to modern media. It is the single instrument which helps Russian people from different cities to get information about each other and to compare some details for making their opinion about country life. The reasons of making articles about cities and choosing of information sources are investigated in the text. The author has collected a number of journalist’s texts which contain the mention of Russian local cities. The review is showing that journalists usually use information from information agencies to make stories about politics or emergency and use other sources for cultural, social and sport news. Sources of information are important when they give some additional information about local city portrait sometimes. As a result conclusion about the meaning of Russian local city portrait was made.

Текст научной работы на тему «Жизнь областного российского города как объект интереса журналистов федеральных СМИ»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 309-314. УДК 070

А. Н. Всеволодова

жизнь областного российского города как объект интереса журналистов федеральных сми

Статья посвящена анализу понятия 'портрет областного российского города', который рассматривается как продукт коллективного творчества журналистов федеральных печатных СМИ. В статье исследуются причины обращения авторов к жизни городов и тенденции в их выборе источников информации. В качестве результата приводятся выводы о содержательности сформированного образа областного города.

Ключевые слова: портрет областного города; федеральные СМИ; источники информации; профессия журналиста.

Интерес к портрету современного российского областного города вызван традиционно актуальным для российского государства вопросом о единстве нации, представленной мультикультурным сообществом и расселенной по обширной территории страны.

Особенную важность этот вопрос приобретает в связи с закрепившейся в последние годы тенденцией в российской управленческой системе - создавать отдельные министерства не только по отраслевому, но и по территориальному принципу. Примером этому может служить Министерство по делам Крыма, Министерство по развитию Дальнего Востока и планируемое Министерство по развитию Арктики. Этой политикой государство посылает смысловой импульс населению, что названные регионы важны для всей страны.

Теория регионоведения утверждает, что существуют различные способы обоснования роли отдельных частей государства в его жизни. На индустриальном этапе развития цивилизации крупные города, как в России, так и в других странах, включенных в процесс технического прогресса, делились по роли в «территориальном разделении труда» [7. С. 156]. В современном постиндустриальном обществе города теряют эти назначения и на фоне этого утрачивают четкость собственных образов. Сегодняшние российские города находятся на стадии формирования новых портретов, а в этом процессе СМИ играют наиважнейшую роль.

Учитывая специфику административного устройства России, а также информационного поля федеральных СМИ, представляется возможным использовать медиаобраз областного города как воплощение характерных черт всего региона.

Обращая взор на предшествующие исследования, стоит непременно упомянуть работу Е. Н. Богдан «Медиаобраз России как средство консолидации общества: структурно-функциональные характеристики» [1], где исследователь тщательно рассматривает феномен меди-аобраза конкретного региона как инструмента, объединяющего социокультурные особенности конкретной единицы общества.

Зарубежные авторы также обращались к теме образа города, ставя своей целью выяснить, каковы составляющие этого продукта коллективного журналистского творчества. Так, профессор Европейского института городских исследований Александр Бергман изучает образ немецкого города Хемниц в Саксонии по материалам национальных СМИ [10]. Он отмечает, что журналисты используют описания зданий города для создания в представлении читателей его образа. Также одним из его выводов стало то, что о городах более поздней постройки журналисты часто предпочитают писать в концепции «растущего города». Таким образом, и время основания, и архитектурные особенности являются важными деталями для журналиста федерального издания, стремящегося донести до читателя образ города.

Возвращаясь к портрету российского города, стоит заметить, что целью исследования является выяснить, как сегодня позиционируют федеральные СМИ - отражение общественного мнения всей страны - современную роль региональных центров в жизни России.

Задачами исследования является определение специфики источников, которыми пользуются журналисты при освещении жизни городов, и особенности информационных поводов, которые послужили причиной обращения к региональной тематике.

Материалом для исследования были выбраны журналистские тексты в «Независимой газете», «Коммерсанте», «Новой газете», «Комсомольской правде» и «Российской газете», опубликованные в сентябре-декабре 2014 года. Благодаря этой выборке мы видим разрез интереса журналистов разных по формату изданий к теме городов. В каждой из газет были выбраны материалы, посвященные соответственно городам Екатеринбург, Челябинск, Калининград, Оренбург и Казань.

Эти города были выбраны в связи с тем, что портрет каждого из них уже сложился в определенной степени. Общее число публикаций составило 75 текстов.

Для изучения отобранных журналистских материалов была выбрана методика качественного анализа. Все тексты были исследованы по нескольким из приведенных пунктов: какие автор использует источники информации, какой объем информации он заимствует, приводит ли он выводы из отобранного материала, включает ли он описание черт города и его жителей, использует ли комментарии местных экспертов, проводит ли параллели между локальной и федеральной ситуациями, отталкивается от регионального или от общенационального новостного повода. Проверка всех материалов по этим критериям, как предполагается, даст возможность сделать выводы относительно работы федеральных журналистов с региональными новостями.

В настоящее время интерес журналистов федеральных изданий при обращении к новостям областных городов привлекают события из сфер политики, экономики, культуры, спорта, экологии, образования и других. В ходе анализа текстов было обнаружено, что журналисты нередко посвящают материал не одному, а нескольким городам сразу. Чаще всего это делается для того, чтобы привести несколько примеров, иллюстрирующих конкретное социальное явление. В подтверждение этого можно привести материал «Независимой газеты» [3] на тему замены института выборов городских мэров на институт назначения сити-менеджеров. В журналистском материале упоминается Челябинск, областные центры Свердловской, Самарской, Ульяновской, Архангельской, Омской, Иркутской, Белгородской, Нижегородской областей и Пермского края.

При анализе по приведенным выше критериям было отмечено, что автор использовал для подготовки материалы из открытых ис-

точников крупицы информации, выбранные из общего потока. Корреспондент не поехал ни в один из городов и не добавил мнение местного эксперта, ограничившись «взглядом сверху» и предложив читателю обзор информации.

Тема отмены прямых выборов мэров в городах России очень актуальна на данный момент. Это связано с ростом общественного внимания к системе выборов и более активно проявляющейся гражданской активности населения страны. В последнее время ряд громких событий был представлен в прессе по этой теме: победа оппозиционного кандидата Евгения Ройзмана на выборах мэра Екатеринбурга и арест мэра города Ярославля Евгения Урла-шова, выступавшего на выборах независимым кандидатом.

В тексте «Независимой газеты» обращение журналиста к общественной жизни городов было обосновано необходимостью осветить новую фазу этого важного процесса. Стоит сказать, что возможность составления портретов городов не была реализована, поскольку в этом тексте не играла решающей роли. Однако с помощью метода перебора - указания, какой город принял решение оставить прямые выборы мэра, а какой - ликвидировал эту возможность, можно сформировать представление о том, где граждане более активны и где местные власти более самостоятельны. Таким образом, журналист провел некоторый анализ собранных данных и предложил читателю самому сделать выбор.

Другим примером материала, построенного на сравнении, является текст в «Комсомольской правде» о том, как российские города ощутили наплыв зарубежных туристов из-за падения курса рубля [5]. Так, корреспондент оценивает, что Новосибирск привлек покупателей люксовых автомобилей, в Оренбурге произошел бум спроса на недвижимость, а в Калининграде закупают сигареты и алкоголь. Этот случай интересен тем, что событие национально масштаба рассмотрено в наложении на российские города, что немного изменило медиаобраз каждого из них. В этом случае корреспондент отталкивается от федеральной повестки, изучая региональный новостной повод.

Еще один пример сравнения нескольких городов встретился в «Комсомольской правде». Материал-эксперимент бы сделан при участии журналистов из разных частей страны. Корреспонденты в Уфе, Иркутске, Волгограде, Саратове, Воронеже, Нижнем Новгороде, Ярос-

лавле, Екатеринбурге и Москве тестировали прохожих на отзывчивость [2]. Изображая, что чувствуют себя плохо, они ждали, кто из прохожих и как быстро предложит им помощь. Этот материал сделан на основе личных наблюдений, переданных авторами в форме небольших репортажей. Немногочисленные детали дают мало понимания специфики города, но единый шаблон позволяет увидеть общие черты горожан различных провинциальных мегаполисов. В этом случае наибольшее внимание уделяется особенностям самих жителей города.

Сравнение городов используется даже в сатирическом виде. Например, в небольшой заметке «Независимой газеты» [8], посвященной сравнению схожих ситуаций - приезда высокого чиновника в Пермь и Екатеринбург, - автор указывает на то, что в первом случае к приезду не были убраны от снега даже центральные улицы города, а во втором случае работники хозяйственной службы настолько перестарались, что, несмотря на снежную погоду, продолжали укладку асфальта. Журналист выбрал два примера российских городов и показал полярное поведение людей, отмечая, что оба варианта не оптимальны. В этом тексте мы находим вновь пример внимания не к внешним деталям, а сравнение поведения горожан в схожих ситуациях. Прибегая к методике анализа, выбранной изначально, стоит сказать, что автор текста в этом случае не только собирает информацию о городе, но анализирует полученные данные, делает вывод.

Подводя итог четырем рассмотренным материалам, стоит сказать, что форма сравнения ситуаций в различных городах применяется журналистами не только в политической тематике, но и для описания общественных явлений. Эта форма может быть сравнима с социальным исследованием. Образы городов на фоне друг друга приобретают индивидуальные черты.

Стоит перейти к анализу еще одного материала из «Независимой газеты», который посвящен жизни Екатеринбурга [9]. В нем автор рисует портрет города не столько как административного ядра области, сколько как прогрессивного культурного центра. Речь в тексте идет о желании жителей города переименовать одну из улиц в честь современного поэта Бориса Рыжего, который родился в Екатеринбурге. Интересно заметить, что в качестве источника информации корреспондент упоминает соответствующую петицию с обращением к мэру

и депутатам городской думы на сайте Change. org, который является популярной в России платформой для сбора электронных подписей. В этом случае даже источник, который использовал автор, по-особенному характеризует жителей города и несет читателям информацию о них. Это формирует у аудитории образ Екатеринбурга как города с активным населением, использующим современные технологии и заинтересованным в его развитии.

Продолжая тему использования журналистами интернет-сайтов в качестве источника информации, нельзя не упомянуть и соцсети, где в открытом доступе находятся мнения жителей различных городов. Так, например, в материале «Новой газеты» [6], посвященном сокращению финансирования школьного образования по всей стране, автор выбрал в качестве заключительных строк текста отрывок поста калининградского учителя, опубликованного им в Интернете: «Перефразируя Мартина Нимёллера, можно сказать: когда объединяли школы в комбинаты в Москве - я молчал, ведь я же живу не в Москве... А когда пришли за мной...». Часть материала с упоминанием Калининграда не включает в себя описания деталей города, но ёмко говорит об уровне культуры местных педагогов и об их сочувствии коллегам в других городах.

Переходя к общему анализу источников, которые используют журналисты для подготовки материалов о городах, стоит сказать, что было обнаружено более десяти вариантов источников. Подавляющее большинство текстов основывается на новостях, предоставляемых информационными агентствами по этой теме. В значительной степени это связано с переходом электронных версий многих газет к формату информационного сайта. Скорость освещения важных событий начинает становиться важнее всего, поэтому зачастую информация проходит лишь самую минимальную обработку редактора и попадает в материалы газеты. Естественно, что такие тексты содержат минимум информации о чертах упоминаемого города. Поводом включения информации о городе в ленту новостей в этом случае становится событие, имеющее отношение к чрезвычайным ситуациям, в особенности, транспортным происшествиям.

Интересно отметить, что журналисты используют интернет-издания, освещающие жизнь нескольких отдельных городов. Например, в «Независимой газете» появилась замет-

ка по материалам портала Znak.com, который специализируется на событиях в Москве, Екатеринбурге, Челябинске, Кургане, Тюмени, а также городах Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов.

Также любопытно было обнаружить, что некоторые тексты, которые отнесены к новостям о регионах, сделаны корреспондентом по итогам событий, проходивших в Москве. Примером этому может служить материал о выступлении губернатора Свердловской области в штаб-квартире Ассоциации европейского бизнеса в Москве [4]. В тексте приводятся цитаты высокопоставленных чиновников области, дается ретроспектива экономической жизни мегаполиса. Нужно сказать, что этот формат работы очень пригоден для федеральных изданий, которые стремятся предложить читателю качественный анализ жизни городов России.

Стоит отметить, что многие федеральные газеты имеют отделения в регионах России. Однако при рассмотрении материалов «Российской газеты», подготовленных местными корреспондентами, было обнаружено, что они написаны в формате сообщений федерального издания, то есть практически не включают в себя дополнительной информации о городе. Тексты повествуют исключительно о событиях и фактах, даже если это сделано в формате интервью или небольшого репортажа.

В противовес этому материалы местных корреспондентов «Комсомольской правды» отличаются более внимательным отношением к местным экспертам и местным деталям.

Подводя итог анализа примеров, можно сказать, что в качестве источников для освещения происшествий и политических событий журналисты чаще всего прибегают к информации новостных агентств, а для новостей по теме экономики, культуры, общественной жизни и спорта используют широкий перечень других источников.

Среди этих источников те, которые были названы выше в статье. Перечислим и остальные: новостные интернет-издания о жизни нескольких городов, общественные порталы (Change. org) и социальные медиа, новости компаний для коммерческого размещения, мероприятия в столице с участием представителей региона, местные корреспонденты, телефонные комментарии локальных экспертов и, конечно, собственный выезд на место. Стоит отметить, что во всех исследованных материалах такой пример встретился лишь один раз. К тому же

у этого мероприятия была особая специфика. Корреспонденты на нем выступали в качестве ньюсмейкеров. Это были автомобильные гонки для журналистов на сочинской гоночной трассе.

Касательно портретов российских городов, которые составляются федеральными СМИ, стоит сказать, оценив отобранные материалы по списку критериев, что в настоящее время журналистов национальных изданий гораздо больше привлекают новостные поводы, продиктованные повесткой страны, нежели местные события. Города рассматриваются корреспондентами как площадка для наблюдения: местная специфика позволяет показать, как гипотеза журналиста относительно крупного социального или политического явления в масштабе страны раскрывается на примере областного города. Именно поэтому журналисты так часто прибегают к методу сравнения нескольких городов, зачастую даже применяя ситуации одного сценария. Это позволяет им показать весь спектр возможных вариаций события на российской, но не столичной «почве».

Примененная методика анализа источников информации журналистов, пишущих о городах, привела к следующим результатам: корреспонденты используют большой арсенал инструментов для «добычи» информации, но большинство этих источников не позволяет журналисту получить достаточно информации для того, чтобы составить объемный и уникальный портрет города. Стоит сказать, что портреты городов сегодня складываются по очень небольшому числу деталей, присутствующих в СМИ. Время от времени журналисты приводят информацию о характере местных жителей, что усиливает индивидуальную окраску образа города. В случае, когда сравнивались ситуации в нескольких городах, журналисты не всегда снабжали материал выводом, предоставляя читателю разбираться и сравнивать самому. Отталкиваясь от факта, что такие издания, как, например, «Российская газета», обладающая сетью региональных редакций, могли бы себе позволить больше информации об индивидуальных чертах городов, можно предположить, что вектор на унифицированность региональной информации выбран не случайно, а вследствие незаинтересованности аудитории федеральных изданий в жизни городов. Также ни разу не было отмечено, что федеральные СМИ используют материалы корреспондентов региональных изданий. Исходя из этих двух

наблюдений, можно сделать вывод, что национальные СМИ формируют обезличенные образы городов, не имеющих весомого влияния на жизнь страны. Это подтверждается и тем, что журналисты чаще всего предпочитают федеральные источники информации локальным. В таком случае можно утверждать, что интерес журналистов к российским областным городам представляет собой заинтересованность не в их индивидуальных чертах, а в иллюстрации общенациональных тенденций.

Список литературы

1. Богдан, Е. Н. Медиаобраз России как средство консолидации общества: структурно-функциональные характеристики [Электронный ресурс] / Е. Н. Богдан. URL: http://www. mediascope.ru/node/199.

2. Вязовкина, Н. Эксперимент «КП»: россияне даже в обморок не дадут упасть [Электронный ресурс] / Н. Вязовкина // Комсомол. правда. 2014. 4 сент. URL: http://www.kp.ru/ daily/26278.4/3155654/.

3. Горбачев, А. Муниципальная реформа топчется на месте [Электронный ресурс] / А. Горбачев // Независимая газ. 2014. 30 окт. URL: http://www.ng.ru/politics/2014-10-30/3_ reforma.html.

4. Малышев, А. Свердловская область рассчитывает на иностранные инвестиции [Элек-

тронный ресурс] / А. Малышев // Независимая газ. 2014. 12 нояб. URL: http://www.ng.ru/ regions/2014-11-12/6_ekaterinburg.html.

5. Морозов, А. Россия - Мекка приграничного шопинга [Электронный ресурс] / А. Морозов // Комсомол. правда. 2014. 14 дек. URL: http://www.kp.ru/daily/26321/3202119/.

6. Рыбина, Л. Выплеснули и ребенка [Электронный ресурс] / Л. Рыбина // Новая газ. 2014. 15 окт. URL: http://www.novayagazeta.ru/ society/65688.html.

7. Перцик, Е. Н. География городов. Геоурбанистика / Е. Н. Перцик. М., 1991. 156 с.

8. Тиртей, А. Сюжет о том, что Приволжскому федеральному округу - катастрофа, а Уральскому - нипочем [Электронный ресурс] / А. Тиртей // Независимая газ. 2014. 20 окт. URL: http://www.ng.ru/titus/2014-10-20/1_ filantropia.html.

9. Филлипов, А. Одну из улиц в Екатеринбурге могут переименовать в честь поэта Бориса Рыжего [Электронный ресурс] / А. Филиппов // Независимая газ. 2014. 18 сент. URL: http://www.ng.ru/news/479423.html.

10.Bergmann, A. How do national media cover with the issue of a city's image? [Электронный ресурс] / A. Bergmann. URL: http://www.uni-kassel.de/fb6/ssu/diss/City-Image.pdf.

Всеволодова Александра Николаевна - аспирант Института международного права и экономики им. А. С. Грибоедова.

[email protected]

Vsevolodova A. Agency of humanitarian technologies. [email protected]

the life of russian local cities as a federal journalist's object of interest

This article is devoted to the category of the "portrait of Russian local city" which is examined as the product of federal journalist's collective creating process. The interest to the portrait of a Russian city is determined by the traditionally topical question about Russian life - the question about the national unity and idea. Russian federal media are in the process of transformation from soviet element of system to modern media. It is the single instrument which helps Russian people from different cities to get information about each other and to compare some details for making their opinion about country life. The reasons of making articles about cities and choosing of information sources are investigated in the text. The author has collected a number of journalist's texts which contain the mention of Russian local cities. The review is showing that journalists usually use information from information agencies to make stories about politics or emergency and use other sources for cultural, social and sport news. Sources of information are important when they give some additional information about local city portrait sometimes. As a result conclusion about the meaning of Russian local city portrait was made.

Keywords: portrait of local city; federal media; sources of information; journalists profession.

References

1. Bogdan, E. (2008) "Mediaobraz Rossii kak sredstvo konsolidacii obshhestva: strukturno-funkcional'nye harakteristiki" [=Media image of Russia as a means of consolidating society: structural and functional characteristics], available at: http://www.mediascope.ru/node/199, accessed 19.01.2015 (in Russ.).

2. Vjazovkina, N. (2014) "Jeksperiment «KP»: rossijane dazhe v obmorok ne dadut upast'" [=Experiment "KP" : Russians even faint not let fall] in: Komsomol'skaja Pravda [=Komsomol's truth], available at: http://www.kp.ru/daily/26278.4/3155654/, accessed 19.01.2015 (in Russ.).

3. Gorbachev, A. (2014) "Municipal'naja reforma topchetsja na meste" [=Municipal reform stopped] in: Nezavisimaya Gazeta [=Independent newspaper], available at: http://www.ng.ru/ politics/2014-10-30/3_reforma.html, accessed 19.01.2015 (in Russ.).

4. Malyshev. A. (2014) "Sverdlovskaja oblast' rasschityvaet na inostrannye investicii" [=Sverdlovsk region is counting on foreign investment] in: Nezavisimaya Gazeta [=Independent newspaper], available at: http://www.ng.ru/regions/2014-11-12/6_ekaterinburg.html (in Russ.).

5. Morozov, A. (2014) "Rossija - Mekka prigranichnogo shopinga" [=Russia - Mecca of cross-border shopping] in: Komsomol'skaja Pravda [=Komsomol's truth], available at: http://www.kp.ru/ daily/26321/3202119/, accessed 19.01.2015 (in Russ.).

6. Rybina, L. (2014) "Vyplesnuli i rebenka" [=Splashed a child] in: Novaya gazeta [=New newspaper], available at: http://www.novayagazeta.ru/society/65688.html, accessed 19.01.2015 (in Russ).

7. Percik, E. N. (1991) Geografija gorodov. Geourbanistika [=Geography of cities. Geourbanistika], Moscow, 156 p. (in Russ.).

8. Tirtej, (2014) "Sjuzhet o tom, chto Privolzhskomu federal'nomu okrugu - katastrofa, a Ural'skomu - nipochem" [=The plot is that the Volga Federal District - a catastrophe, and the Urals - overweening] in: Nezavisimaya Gazeta [=Independent newspaper], available at: http://www.ng.ru/ titus/2014-10-20/1_filantropia.html, accessed 19.01.2015 (in Russ.).

9. Fillipov, A. (2014) "Odnu iz ulic v Ekaterinburge mogut pereimenovat' v chest' pojeta Borisa Ryzhego" [=One of the streets in Yekaterinburg can be renamed in honor of the poet Boris Ginger] in: Nezavisimaya Gazeta [=Independent newspaper], available at: http://www.ng.ru/news/479423.html, accessed 19.01.2015 (in Russ.).

10.Bergmann, A. (2008) "How do national media cover with the issue of a city's image?", available at: http://www.uni-kassel.de/fb6/ssu/diss/CityImage.pdf, accessed 19.01.2015.

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 314-319.

УДК 070:004(470.344)

А. П. Данилов, М. Г. Данилова

пресса чувашии в интернете

Пресса теряет читателей, с приростом пользователей Интернета аудитория традиционных газет будет снижаться и дальше. Чувашия — один из немногих регионов, где печатные СМИ продолжают развиваться и удерживать позиции. Трансформация СМИ оборачивается кризисом для неадаптированных традиционных изданий, усилением новых медиа. Необходима смена информационных ориентиров печатных СМИ с учетом новых коммуникационных технологий.

Ключевые слова: региональная пресса; средства массовой информации; новые медиа; Интернет; Чувашия; конвергенция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.