Научная статья на тему 'Некоторые аспекты перехода маргинальной новости в федеральную'

Некоторые аспекты перехода маргинальной новости в федеральную Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
297
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОСТЬ / ПОРТРЕТ ГОРОДА / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СМИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОВЕСТКА / NEWS / CITY PORTRAIT / FEDERAL MEDIA / REGIONAL AGENDA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Всеволодова Александра Николаевна

Статья посвящена особенностям функционирования системы СМИ в части отбора региональных новостей для федеральных печатных изданий. Автор ставит задачу выяснить, насколько полноценно складывается портрет города в общероссийских изданиях при существующем порядке попадания местных информационных поводов в федеральную повестку и как он отражает перемены, происходящие в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ASPECTS OF THE TRANSITION FROM MARGINAL NEWS TO FEDERAL NEWS

This article is devoted to the features of the media system. The author is investigating the reasons of choosing news for federal newspapers. The aim was to explore what is the media image of a city and how does it changes.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты перехода маргинальной новости в федеральную»

УДК: 070 ББК: 76.0

Всеволодова А.Н.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕХОДА МАРГИНАЛЬНОЙ НОВОСТИ

В ФЕДЕРАЛЬНУЮ

Vsevolodova A.N.

THE ASPECTS OF THE TRANSITION FROM MARGINAL NEWS TO FEDERAL

NEWS

Ключевые слова: новость, портрет города, федеральные СМИ, региональная повестка.

Key words: news, city portrait, federal media, regional agenda.

Аннотация: статья посвящена особенностям функционирования системы СМИ в части отбора региональных новостей для федеральных печатных изданий. Автор ставит задачу выяснить, насколько полноценно складывается портрет города в общероссийских изданиях при существующем порядке попадания местных информационных поводов в федеральную повестку и как он отражает перемены, происходящие в обществе.

Abstract: this article is devoted to the features of the media system. The author is investigating the reasons of choosing news for federal newspapers. The aim was to explore what is the media image of a city and how does it changes.

Вопрос присутствия региональной повестки в газетах федерального уровня является одним из актуальных в современной журналистской

исследовательской среде. В статье предполагается перейти от анализа повестки к изучению более широкого понятия -портрета областного года в федеральных СМИ. Анализ парадигмы «центр -периферия» в контексте российских реалий не теряет сегодня своей важности. Это связано с тем, что внутренние потоки информации и процессы в национальном информационном поле являются

определенным «резонатором», который реагирует на внешнеполитические «колебания». Например, украинский кризис 2014 года оказал заметное косвенное влияние на медиаобразы российских крупных областных городов в федеральных СМИ. В связи с этим изучение портрета региональных мегаполисов в национальных газетах является надежным инструментом для анализа текущих изменений в общественной, культурной и

экономической жизни населения России.

Опорным пунктом этого исследования становится изучение закономерностей в

отсеве региональных новостей перед попаданием на полосы или на сайты центральных газет. Анализ

информационных поводов, которые были оценены журналистами федеральных СМИ как достойные внимания всех жителей страны, дает основания сделать вывод о ключевых темах, которые волнуют население, об общем уровне жизни и настроениях в стране.

В ретроспективный обзор

существующих исследований непременно нужно включить диссертационную работу О.А. Фокиной «Региональная повестка дня в общероссийских печатных СМИ»1. Она дает глубокий анализ современной концепции федеральных масс-медиа и даже оспаривает их право иметь статус федеральных.

Также стоит упомянуть диссертацию Е.Н. Богдан на тему «Медиаобраз России как средство консолидации общества: структурно-функциональные характеристики»2. В этой работе внимание в

1 Фокина, О.А. Региональная повестка дня в общероссийских печатных СМИ: дис. ... канд. фил. наук. - М., 2013.

2 Богдан, Е.Н. Медиаобраз России как средство консолидации общества: структурно-

большей степени уделяется продукту федеральных СМИ - медиаобразу определенного объекта, в данном случае -страны.

Целью настоящего исследования является определение специфики работы федеральных СМИ с темой жизни российских областных городов и характеристика потенциала портрета провинциального мегаполиса как индикатора изменений в общественной, экономической и культурной жизни общества.

Задачами исследования является: выявить, в связи с какими поводами региональные новости попадают в федеральное информационное поле, через какие детали формируется образ города, какие факторы способствуют изменению портретов городов.

Материалом для исследования послужили публикации в «Независимой газете», «Коммерсанте», «Новой газете», «Комсомольской правде» и «Российской газете», опубликованные или размещенные на сайте за период с сентября по декабрь 2014 года включительно. Для изучения подбирались материалы с упоминанием пяти городов: Казань, Калининград, Челябинск, Оренбург и Екатеринбург. Общее число материалов составило более 330. Выбор городов для анализа портретов определен в соответствии с достаточно высокой частотой упоминания всех городов.

Начать обзор результатов

исследования хотелось бы со спектра тематик, которые выбираются

журналистами для новостей о городах. Наиболее частыми поводами для упоминания городов были темы политики, общества и также происшествия. Более редко встречались темы здоровья, экологии, культуры и спорта.

Обращаясь к тезису О. А. Фокиной о том, что федеральные газеты недостаточно явно выполняют свои функции создателей единого информационного поля, стоит отметить, что он подтверждается. Так, только в единичных случаях одна новость возникала сразу в нескольких газетах.

функциональные характеристики: дис. ... канд. фил. наук. - М., 2007. - С. 68.

Преобладающей тенденцией является существенное различие в региональных информационных поводах. То есть читателю сложно найти анализ события с разных точек зрения, поскольку о нем пишет только одна газета. Рассмотрим иллюстрацию из СМИ.

Показателен будет пример, когда одна тема появилась одновременно в двух газетах - в «Российской газете»1 и

«Независимой газете» . Эта новость касалась отмены выдачи краткосрочных виз иностранцам для посещения Калининграда. В «Российской газете» читателям предлагается развернутый анализ, насколько востребован был этот инструмент, какое реальное влияние он оказывал на жизнь и экономику города. В «Независимой газете» приводится короткая заметка только о факте прекращения выдачи виз с некоторым негативным окрасом новости. Стоит сказать, что заметка в «Российской газете» дает больше ясности, оставляет позитивное ощущение и, что самое главное, включает в себя уникальные черты позиционирования города. Например, автор материала упоминает о том, что калининградцы стремятся сохранить образ своего города как открытого для всех иностранных гостей. В этом случае отражены и духовная связь прошлого города с наследием европейских наций, и одобрение жителями туристической привлекательности региона.

Этот пример подчеркивает то, что с нарастанием политических противоречий России с Европой и Америкой у жителей городов есть желание, чтобы международные связи оставались налаженными. Автор материала в «Российской газете» очень грамотно включает в текст обширную информации об отношении местных жителей к этой проблеме, поскольку названный вопрос должен решаться самими горожанами.

1 Вылегжанина, У. В Калининграде попросили сохранить "быстрые" визы для иностранцев // Российская газета. - 2014. - 10 дек. (http://www.rg.ru/2014/12/10/reg-szfo/viza.html).

2 Россия прекратит выдачу краткосрочных виз для посещения Калининградской области // Независимая газета. - 2014. - 9 дек. (http://www.ng.ru/news/ 487974.html).

Рассуждая об отборе региональных материалов в федеральную повестку, стоит заметить, что СМИ интересуются тем, как печать выживает в регионах. Иллюстрацией в этом случае может стать материал «Новой газеты». Там рассматривается вопрос о сокращении числа газетных киосков в российских областных городах: «По рекомендации Минкомсвязи, в городах должен быть один киоск прессы на 1500 жителей. ... Ассоциация распространителей печатной продукции подсчитала, что на ноябрь 2014 года в России работают 28 938 киосков прессы. Значит, в среднем по стране один специализированный киоск приходится почти на 5000 человек. Лучший показатель среди областей — у географически европейской

Калининградской области (1731)» 1. Так, в числовом выражении автор материала продемонстрировал, насколько

существующие показатели отстают от тех, что приняты за норму. Этот подсчет предлагается читателям как показатель уровня вовлеченности жителей городов в информационную жизнь страны и анализ происходящих событий на основе материалов газет. Приведенный текст подготовлен автором из Челябинска, но включает в себя анализ ситуации в различных регионах страны. Вероятно, именно это послужило причиной его включения в федеральный выпуск «Новой газеты». На основе ранее проведенных автором исследований2 было отмечено, что сравнение между собой ситуации в нескольких городах России применятся как журналистский метод во многих материалах общенациональных газет. В упомянутом тексте практически не дается деталей, характеризующих конкретные города, за исключением указания на немецкое прошлое Калининграда. Выводом на основе всех вышеперечисленных особенностей выбранной статьи является предположение,

1 Гринин, Н. Чиновники хуже погоды // Новая газета. - 2014. - 03 дек. (http://www. novayagazeta. т/ politics/66356.html).

2 Скрипов, А. Челябинск признали самым компактным мегаполисом в России // Российская газета. 2014. - 29 сент. (http://www.rg.ru/2014/09/23/reg-urfo/megapolis-anons.html).

что этот материалы был напечатан в федеральной газете в связи с тем, что он дает понять тенденцию изменений в культурной жизни общества всей страны.

Стоит также рассмотреть материал, имеющий некоторые сходства с предыдущим. Этот текст «Российской газеты» также построен по принципу сравнения областных мегаполисов. В этом случае автор уделяет внимание урбанистической тематике. В материале дается сравнение протяженности

центральных частей городов и их адаптированности к передвижению пешеходов: «Картографы составили "пеший рейтинг" крупнейших городов страны. При составлении рейтинга рассматривались города России с населением более одного миллиона человек. Самыми компактными миллионниками можно назвать Нижний Новгород и Челябинск», - говорится в тексте. Попав на страницы федеральной «Российской газеты», эта заметка сообщила читателям всей страны о том, что, во-первых, в российских городах есть пешеходные зоны - подобные очевидные факты, безусловно, всем понятны, но не отмечаются на подсознательном уровне, где складывается образ и регионов, и страны в целом. Во-вторых, эта заметка доносит до читателей информацию о том, что описанный рейтинг можно изучить перед тем, как планировать деловую или туристическую поездку в один из городов России. В-третьих, в этом сообщении заложено более глубокое послание читателям: автор называет новую ценность - критерий удобства города для пешеходов. Отмечая в этом случае приведенную характеристику как важную, автор подчеркивает, что города в настоящее время условно соревнуются между собой не по производительности промышленных

предприятий и не только по численности населения и развитости экономики, но и по степени удобства для обычных жителей города и его иногородних или зарубежных гостей. В этом случае эта особенность города - удобство для человека - может экстраполироваться и на другие сферы жизни: здравоохранение, образование, связь. В данном случае это может быть

воспринято читателями как один из векторов будущего развития, что и объясняет попадание новости в федеральную повестку.

Продолжая изучение примеров журналистских текстов, где внимание уделяется непосредственно жизни города, необходимо отметить уникальный материал «Российской газеты». В нем идет речь о том, что жители города Краснодар обратили внимание на то, что студия дизайна Артемия Лебедева разработала логотип для города Екатеринбурга: «Логотип выполнен в стиле вензеля императрицы и представляет собой прописную букву "Е" сочного зеленого цвета. Зеленый - цвет двух главных уральских драгоценностей, изумруда и малахита. Новое творение дизайнера уже спровоцировало небольшой скандал. Жители Краснодара, известного ранее как Екатеринодар, возмутились логотипом уральского города. Дело в том, что уже несколько лет в Краснодаре используется почти такая же монограмма "Е"»1. Уникальность этого случая состоит в том, что жители одного города обратили внимание на культурное и общественное событие из жизни другого города. Это говорит о том, что в России появились культурные институты, кроме телевидения, чьи продукты производства привлекают внимание жителей страны. Так, деятельность дизайнерского объединения спровоцировала большое общественное обсуждение. Примечательно, что оно содержит анализ исторического наследия и всего государства, и отдельных городов. Возможно, именно этот аспект сделал текст интересным для жителей всей России. Нужно отметить, что студия Артемия Лебедева в течение последних лет разработала логотипы для целого ряда российских городов. В этом случае, внимание автора заметки к визуальному воплощению образа города, подчеркнуло важность этой детали для жителей областного центра. Как и в прошлом рассмотренном материале, мы видим здесь расшифровку новых ценностей,

1 Воронина, Д. Краснодарцев возмутил весь // Российская газета. - 2014. - 02 дек. (http://www.rg.ru/ 2014/12/02Л^-ш^/^ойр.^т1).

существующих в современном обществе.

Значительная доля заметок о жизни городов в федеральных газетах в настоящее время посвящена подготовке к приближающемуся чемпионату мира по футболу 2018 года. Эта тематика встречается в «Российской газете», «Независимой газете» и «Новой газете». В последнем издании был опубликован материал, касающийся одновременно нескольких городов, где будут возведены спортивные комплексы для проведения этапов соревнования: «Российские темпы по итогам недавней инспекционной поездки признаны хорошими, а хозяевам удалось отстоять прежний формат «11 городов — 12 стадионов», не допустив сокращения городов-участников до девяти. Мало того, договорились о том, что количество мест на стадионах в Калининграде, где еще с местом не определились, и Екатеринбурге будет составлять не 45 тысяч, а на 10 тысяч меньше, что футбольных полей на тренировочных базах может быть три, а не четыре — все ради оптимизации, экономии и рачительности»2. То, что масштабным спортивным событием будут охвачены 11 городов России, заметно насыщает повестку федеральных газет информацией о региональных центрах. Этот новостной повод особенно привлекателен тем, что он напрямую касается темы значения России в современном мире, то есть дает возможность анализа национальной идентичности. Вместе с этим, материалы этой тематики не позволяют дать описания многих деталей жизни городов. Работа, которая ведется в выбранных мегаполисах, подчинена одной цели - подготовиться вовремя и качественно, не повредив имиджу страны во внешнем информационном пространстве. Материалы журналистов о чемпионате мира по футболу дают возможность познакомиться и с положительной, и с отрицательной оценкой деятельности государства. Эта тематика -одна из немногих, как ранее говорилось, которая присутствует одновременно в нескольких национальных газетах. В этом

2 Мозгова, В. Шоу на Цветном бульваре // Новая газета. - 2014.- 30 окт. (http://www.novavagazeta. щ^ро11Б/65920.^т1).

случае можно видеть, как международное событие влияет на повестку российских газет и меняет портреты городов страны, поскольку читатели узнают о том, как готовятся площадки для постройки стадионов, параллельно получают информацию о том, что перед этим там укрепляются набережные, чтобы дать жителям и гостям города прогуливаться по берегу реки. Это создает впечатление развивающегося и комфортного города.

Стоит выделить целую группу материалов, которые посвящены

рассмотрению государственных инициатив или проблем федерального масштаба в применении «на местах». Один из таких текстов рассказывает о том, как городская транспортная компания, которая обеспечивала общественные перевозки, не смогла продолжать работу: «В Челябинске приостановлена работа большей части автобусного сообщения»1, - говорится в тексте. Там же приводятся слова директора МУП «Челябинский автобусный транспорт» Эдуарда Маховского: «На линию из-за нехватки топлива вышли автобусы только 14 из 39 действовавших до сих пор муниципальных маршрутов. Наше

предприятие два года существовало только за счет внутренних резервов. И сейчас сложилась ситуация, когда мы больше не имеем возможности приобретать горюче-смазочные материалы». В статье есть указание на то, что компания возобновит работу после поступления средств, которые составляют государственную компенсацию за перевозку льготных категорий граждан. Указание на то, что государственные службы виновны в том, что перестала работать такая важная для людей сфера услуг, как общественный транспорт города, является явным сигналом о наступлении кризиса. Стоит предположить, что это сигнал не только населению, но и власти. Этот пример иллюстрирует попадание маргинальной новости в список материалов федерального издания как способ указать на существующую системную проблему в жизни страны через региональное происшествие.

Образ города становится также проблемным.

Не только кризисные явления отмечаются в упоминаемой ранее группе журналистских материалов о городах. Для примера приведем текст, в котором рассказывается об испытании нового инструмента для контроля прозрачности проведения госзакупок: «Челябинская область станет пилотной площадкой для старта масштабного проекта. Здесь в ближайшее время запустят новый механизм мониторинга проведения конкурсных процедур в сфере госзакупок, который поможет более эффективно выявлять недобросовестных заказчиков,

коррупционные схемы и разорительные для казны лоты»2. Тема коррупции и траты бюджета вообще является очень острой в российском политическом и общественном дискурсе, а также весьма часто встречается на страницах СМИ. Нередко именно чиновничьи взятки становятся причиной попадания того или иного города на полосы федеральных газет.

В приведенном журналистском тексте был дополнительный повод для выделения этой региональной новости из числа других. Челябинск был выбран для испытания нового административного инструмента, который может поднять на более высокий уровень исполнение государственных задач и, соответственно, качество жизни населения страны. Этот текст иллюстрирует то, что федеральные СМИ стремятся наполнить информационное пространство фактами о сегодняшнем состоянии государства и его перспективах. Город здесь, как и в прошлом материале, выступает как индикатор общенациональных процессов. В этом тексте мы встречаем мнения представителей различных институтов и сфер деятельности, включая чиновников и ГГ-специалистов, что также вносит определенные коррективы в восприятие у читателей государства в целом, а образ города приобретает черты развивающегося и перспективного. По аналогии с предыдущим рассмотренным примером мы можем сказать, что информация о городах в связи с

1 Пинкус, М. Две трети автобусов Челябинска

не вышли в рейс из-за нехватки топлива // Российская газета. - 2014. - 12 дек. (.http://www.rg.ru/ 2014/12/22/reg-urfo/avtobusy-anons.html).

Мироненкова, А. Сигнал принят // Российская газета. - 2014. - 10 дек. (http://www.rg.ru/ 2014/12/10/reg-urfo/go szakupki.html).

государственными масштабными

изменениями, попавшая на страницы федеральной прессы, может рассказывать как о негативных изменениях и даже кризисе, так и о положительных инициативах и нововведениях, которые меняют жизнь россиян к лучшему.

Следующий пример необходим для того, чтобы подчеркнуть, что попадание в федеральную повестку региональной новости может обеспечить событие, отражающее роль города в каких-либо значимых федеральных или общемировых процессах. В этом материале город Оренбург рассматривается как часть глобальной инфраструктуры: «В

Оренбургской области подготовили проекты строительства в регионе участков дорог международного транспортного маршрута "Европа - Западный Китай". Трасса Санкт-Петербург - Москва - Казань -Оренбург - это "ворота" в Азию»1. Стоит указать, что российские города, которые играют значение в общемировом транспортном и грузовом потоке - такие, как Владивосток, Санкт-Петербург, Калининград, Астрахань, а теперь и Севастополь - всегда отмечены особым вниманием федеральных СМИ. Это обусловлено тем, что у города кроме роли государственной единицы, появляется роль мировой единицы. Особенно важно это становится в период международной изоляции, в которой по многим аспектам с 2014 года оказалась Россия. Тем более что связи с Азией и, в особенности, с Китайской народной республикой традиционно считаются стратегическими.

Вопрос обороны, о котором уже упоминалось при рассмотрении

предыдущей статьи, вышел на гораздо более значимые роли в федеральной повестке российских СМИ в настоящий момент. Поэтому и отбор региональных новостей в последнее время делается с упором на эту тему. Так, многие города упоминаются в выпусках центральных газет

1 Кудряшов, Д. В Оренбуржье построят платный участок дороги "Европа - Западный Китай" // Российская газета. - 2014. - 06 дек.

(http://www.rg.ru/_2014/12/06/reg-pfo/1ogistika-

anons.html).

именно в связи с обороной: «Выполнен ряд задач по совершенствования

инфраструктуры РВСН. В 2014 году две радиолокационные станции высокой заводской готовности в Калининграде и Иркутске заступили на боевое дежурство, а еще две — в Барнауле и Енисейске — заступили на опытное дежурство»2. Информирование жителей страны о наращивании вооруженной силы и укреплении боевой защиты в период обострения внешнеполитической ситуации - это закономерный процесс. В этом случае СМИ играют роль информатора населения о прямой обязанности государства -защищать своих граждан от внешних угроз. На местах жители городов могут не ощущать в большой степени появления в регионе дополнительных оборонных сил, но именно в масштабе страны эта информация важна, она рассчитана на аудиторию всероссийских СМИ. Вовлеченность страны в глобальный напряженный диалог оказывает, тем не менее, большое влияние на портреты российских городов. Город, снабженный каким-либо элементом оборонной системы, приобретает некие черты крепости. Это очень понятный любому человеку образ, берущий корни в далеком прошлом. При спокойной ситуации на мировой арене любая новость о перевооружении в армии осталась бы незамеченной, но в настоящих условиях эти публикации составляют целый массив, и в таком виде оставляют в сознании массового читателя значительный след, меняют его восприятие действительности.

Последний из рассмотренных примеров будет посвящен также вопросам изменения в отборе маргинальных новостей для федеральной повестки в связи с внешними событиями. Речь пойдет о материале «Комсомольской правды» об украинской свадьбе на Урале. В тексте приводятся слова героини истории: «Предложение Гена сделал мне в День святого Валентина - подарил золотое колечко и серебряную цепочку. Конечно, я

2 Развитие стратегических ядерных сил станет основным приоритетом Минобороны в 2015 году // Коммерсант. - 2014. - 29 дек. (http://www. kommersant.ru/doc/2643362?isSearch=True).

ответила «да». Но город к тому времени уже вовсю начали бомбить. Снаряды летели прямо в огороды. Было очень страшно». Далее автор материала поясняет: «Теперь влюбленные живут в Реже (Свердловская область). Здесь они и сыграли свадьбу, причем сделали ее в традиционном украинском стиле»1. Этот пример можно назвать обратной стороной вопроса при рассмотрении темы внешних конфликтов в национальной повестке. Новостные поводы общественной тематики очень часто связаны с переселенцами с Украины в настоящее время. В связи с тем, что многие российские города приняли большие группы беженцев, это внесло значительные коррективы в привычную жизнь региона. Роль СМИ в этом вопросе сформировалась естественным образом - показать обществу различные стороны жизни новых жителей России после переезда. Это помогает россиянам разобраться в ситуации, а переселенцам с Украины видеть, как живут их соотечественники в схожей ситуации. В этом случае переход маргинальной новости в федеральную произошел из-за потребности общества в информации по этому вопросу. Поскольку не один регион сталкивается с подобной ситуацией, новость оказалась актуальной для федеральной повестки. Этот пример можно назвать иллюстрацией для всех случаев, когда общероссийские газеты отбирают региональную новость, чтобы обеспечить всех информацией об опыте другого региона.

Переходя к обобщению

рассмотренных примеров, стоит начать с выделения главных тенденций в отборе региональных новостей для федеральной повестки. Оставляя без внимания стандартные причины трансляции новостей из регионов, таких, как происшествия, визиты руководства страны, изменения в структуре госкорпораций и новости выборных кампаний, необходимо указать на другие информационные поводы, которые регулярно позволяют региональным

1 Салтыкова, Е. На Урале юные беженцы с Украины сыграли свадьбу в национальном стиле // Комсомольская правда. - 2014. - 4 сен. (http://www.kp.ru/daily/26278/3155674/).

новостям становиться частью повестки, транслируемой всей стране.

Как уже говорилось, проведенный обзор материалов с упоминанием нестоличных городов позволил выявить неоднородный характер федерального информационного поля: очень редко одна новость присутствовала одновременно в нескольких газетах. Помимо отсутствия разнообразия взглядов разных СМИ это позволяет говорить о большом объеме информационных поводов в регионах. Стоит отметить, что в электронной версии «Российской газеты» было найдено более 8 000 материалов с упоминанием городов за три месяца с сентября по декабрь 2014 года.

По итогам анализа собранного материала стало очевидно, что время от вемени региональные новости отбираются федеральными журналистами с целью дать сигнал о нарушениях и изменениях в государственной системе. Сбой в работе общественного транспорта по вине невыплат со стороны государственных органов - это безусловный знак, который предупреждает и жителей страны, и центральные управляющие органы о серьезной проблеме. Рассматривая этот случай в контексте роли института СМИ как проводника информации между властью и обществом, стоит сказать, что в этом случае газета является хорошим транслятором информации в верхние ступени власти, минуя административную структуру.

Нельзя не сказать о том, что принцип отбора новостей для федеральных печатных изданий претерпел большие изменения в связи с событиями во внешнеполитическом поле. На примере встраивания новостей, связанных с ситуацией на Украине и реакции на нее международного сообщества, становится ясно, что региональный сегмент национальной повестки в значительной степени зависим от таких масштабных событий. В настоящее время это проявляется в виде новостей об укреплении оборонного комплекса в регионах, о жизни украинцев, переехавших в России, о влиянии санкций на экономическую жизнь регионов. Вместе с этим особую роль стали играть региональные новости об укреплении

партнерства с зарубежными странами силами нестоличных городов. Так, на основе отобранных материалов портрет города Калининграда складывается в ключе «город без санкций», поскольку благодаря своему географическому положению ему удается сохранять прежние контакты.

Отдельное внимание необходимо уделить тем материалам, которые были посвящены непосредственно жизни в городах. В этом случае читатели узнавали об инфраструктуре города, об истории и, что самое главное - о его жителях. Благодаря новости о рейтинге компактности центральных районов читатели всей страны могли сами оценить удобство различных городов, задуматься о том, насколько им важна комфортная жизненная среда. При упоминании разработки логотипа города и пояснения, как этот вопрос волнует горожан, есть возможность пересмотреть собственное понимание человеческих ценностей.

Подводя итог, можно сказать, что анализ процесса перехода маргинальной новости в федеральную дает понять, что подбор новостных поводов проходит в соответствие с сегодняшними интересами общества. Региональная повестка дня в федеральных СМИ испытывает

значительное влияние глобальной повестки. Тем не менее именно обзор жизни провинциальных городов России, отраженный в СМИ, с акцентом на внимание именно к жизни города и горожан, позволяет понять нравственные ориентиры нации, глубинные реакции на общемировые процессы и процесс поиска смыслов и ценностей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Фокина, О.А. Региональная повестка дня в общероссийских печатных СМИ: дис. ... канд. фил. наук. - М., 2013.

2. Богдан, Е.Н. Медиаобраз России как средство консолидации общества: структурно-функциональные характеристики: дис. ... канд. фил. наук. - М., 2007. - С. 68.

3. Вылегжанина, У. В Калининграде попросили сохранить "быстрые" визы для иностранцев // Российская газета. - 2014. - 10 дек. (http://www.rg.ru/2014/12/10/reg-szfo/viza.html).

4. Россия прекратит выдачу краткосрочных виз для посещения Калининградской области // Независимая газета. - 2014. - 9 дек. (http://www.ng.ru/news/487974.html).

5. Гринин, Н. Чиновники хуже погоды // Новая газета. - 2014. - 03 дек. (http://www.novayagazeta.ru/politics/66356.html).

6. Скрипов, А. Челябинск признали самым компактным мегаполисом в России // Российская газета. - 2014. - 29 сент. (http://www.rg.ru/2014/09/23/reg-urfo/megapolis-anons.html).

7. Воронина, Д. Краснодарцев возмутил весь // Российская газета. - 2014. - 02 дек. (http://www.rg.ru/2014/12/02/reg-urfo/logotip.html).

8. Мозгова, В. Шоу на Цветном бульваре // Новая газета. - 2014. - 30 окт. (http://www.novayagazeta.ru/sports/65920.html).

9. Пинкус, М. Две трети автобусов Челябинска не вышли в рейс из-за нехватки топлива // Российская газета. - 2014. - 12 дек. (http://www.rg.ru/2014/12/22/reg-urfo/avtobusy-anons.html).

10. Мироненкова, А. Сигнал принят // Российская газета. - 2014. - 10 дек. (http://www.rg.ru/2014/12/10/reg-urfo/goszakupki.html).

11. Кудряшов, Д. В Оренбуржье построят платный участок дороги "Европа -Западный Китай" // Российская газета. - 2014. - 06 дек. (http://www.rg.ru/2014/12/06/reg-pfo/logistika-anons.html).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Развитие стратегических ядерных сил станет основным приоритетом Минобороны в 2015 году // Коммерсант. - 2014. - 29 дек. (http://www.kommersant.ru/ doc/2643362?isSearch=True ).

13. Салтыкова, Е. На Урале юные беженцы с Украины сыграли свадьбу в национальном стиле // Комсомольская правда. - 2014. - 4 сен. (http://www.kp.ru/daily/26278/3155674/).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.