Научная статья на тему 'Социальные сети как источникинформации о жизни областных российских городов'

Социальные сети как источникинформации о жизни областных российских городов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
441
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ПОРТРЕТ ОБЛАСТНОГО ГОРОДА / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СМИ / ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ / ПРОФЕССИЯ ЖУРНАЛИСТА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Всеволодова Александра Николаевна

Статья посвящена важному для журналиста источнику информации: социальным сетям. Автор преследует цель выяснить, насколько активно корреспонденты федеральных СМИ обращаются к соцсетям в поиске информации о российских областных городах. Проведенный анализ приводит к выводам, что письменные выступления жителей городов на личных страницах позволяют журналистам создать более точный портрет города в материале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные сети как источникинформации о жизни областных российских городов»

А. Н. Всеволодова

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ О ЖИЗНИ ОБЛАСТНЫХ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ

Статья посвящена важному для журналиста источнику информации: социальным сетям. Автор преследует цель выяснить, насколько активно корреспонденты федеральных СМИ обращаются к соцсетям в поиске информации о российских областных городах. Проведенный анализ приводит к выводам, что письменные выступления жителей городов на личных страницах позволяют журналистам создать более точный портрет города в материале.

Ключевые слова: социальные сети, портрет областного города, федеральные СМИ, источники информации, профессия журналиста.

Сегодняшнее медиапространство оценивается многими исследователями, как воплощение идей Маршалла Маклюэна [11] и Георга Зиммеля [9] о всемирной паутине, соединяющей всех людей на Земле информационными сетями. Именно на этой схеме базируется сегодняшняя конструкция информационного общества, диктующего журналисту новые профессиональные стандарты. Тенденции развития и совершенствования компьютерных технологий свидетельствуют о широком применении их в различных областях человеческой деятельности [5. С. 48]. Если более прицельно взглянуть на социальные сети, то можно сказать, что они, встроившись в общественную жизнь в последние годы, стали неким «проявителем» такой психологической и социальной особенности человека, как тяготение быть автором. По мнению исследователя И. И. Засурского [8], современные процессы в информационной среде привели к появлению нового типа зрителя - actor, или вовлеченный, участвующий зритель.

Именно эту характерную черту сегодняшнего медиапространства - обилие пользовательской информации из социальных сетей - предполагается рассмотреть в разрезе влияния на портрет российского города, сформированный в федеральных СМИ. Город в понимании философов и ученых трактуется как сообщество, объединенное по территориальному принципу [12. С. 156]. Сегодня можно выделить в информационном поле соцсетей группы пользователей, которые создают «поле мнений» о жизни конкретного региона или города. В обработке журналистов эта информация представляет собой уникальный источник, позволяющий донести до читателя особенности портрета любого областного центра.

Проводя обзор существующих исследований, необходимо обратить внимание на работу Е. Н. Богдан «Медиаобраз России как средство консолидации общества: структурно-функциональные характеристики»[4], где медиаобраз страны является интегративным продуктом, зависимым от работы журналистов и, в то же время, имеющим свое собственное информационное влияние. Портрет областного российского города представляется также сформированным журналистами и играющим значимую роль в понимании современной жизни страны в отражении СМИ.

Целью исследования является выяснение того, насколько активно журналисты федеральных СМИ используют в работе информацию из социальных сетей для создания портрета российских областных городов.

Для достижения цели исследования ставятся следующие задачи:

• определение тематики, в которой корреспонденты используют информацию из соцсе-тей;

• выявление частоты появления этих материалов;

• анализ видов информации из соцсетей, включенной в журналистский текст.

Материалом исследования послужили публикации с сентября 2014 года по февраль 2015 об областных городах России с упоминанием социальных сетей в федеральных изданиях: «Коммерсант», «Российская газета», «Независимая газета», «Новая газета» и «Комсомольская правда». Всего было отобрано 32 материала. В них идет речь о жизни городов: Екатеринбург, Казань, Сочи, Пермь, Челябинск, Иркутск, Калининград, Барнаул, Владивосток, Волгоград, Омск, Саратов, Томск, Красноярск, Ростов-на-Дону, Таганрог и Мурманск.

В рассмотренных примерах встречается достаточно разнообразная информация о городах России, взятая журналистами из социальных сетей. Во-первых, она всегда представляет собой дополнительный источник знаний. Особенно активно журналисты используют его при освещении тем криминала и терроризма. Часто в случае, если органы власти не дают достаточной информации. В России город Казань, по данным предыдущих исследований, является региональным центром, который чаще всего упоминается в информационном поле федеральных СМИ в связи с темой терроризма. В материале газеты «Коммерсант» [14] об экстремистской группировке «Исламское государство», которая, по их словам, взяла в заложники граждан РФ, включая одного жителя Казани, корреспондент провел собственное расследование. Это помогло ему выяснить, кем именно являлись пленные. Автор статьи смог найти профили необходимых людей в социальных сетях и рассказать читателям об их жизни в последние несколько лет. Из этого можно сделать вывод, что соцсети дают журналистам больше возможностей для самостоятельного расследования ситуаций в регионах. Информация, которую они ищут, находится в открытом доступе и, чаще всего, оказывается правдивой. В этом случае, даже при условии, что материал был посвящен не локальной теме, журналист оказал своим материалом влияние на портрет города Казань, усилив его образ «террористического центра» России.

Также журналисты часто прибегают к исследованию информации из социальных сетей для освещения ДТП и других происшествий в городах России. Интересным примером в этом случае может быть материал «Новой газеты» [10] о громком деле с виноватым в гибели двух ростовчан водителем военного бронированного автомобиля «Тигр», который также повредил множество гражданских машин. Родственники одного из погибших призвали к помощи очевидцев, обратившись к горожанам в социальных сетях. Люди откликнулись на этот призыв, что помогло установить множество деталей и подтвердить эти данные видеосъемками. Журналист исследовал хронологию ДТП вместе с пользователями соцсетей и обеспечил федеральную аудиторию как обширной информацией о происшествии, так и чертами жителей Ростова-на-Дону, которые оказались очень неравнодушными людьми.

Кроме этого информация из социальных сетей часто используется журналистами, освеща-

ющими деятельность протестных движений в городах. Это связано с тем, что оппозиционные группы очень активно используют социальные сети как организационный инструмент и, конечно, как дискуссионную площадку. Чаще всего потому, что они не имеют выхода на официальные СМИ. Это позволяет журналистам федеральных изданий освещать вопросы локальной оппозиционной повестки, иногда опираясь лишь только на данные из социальных сетей.

Интересный пример из «Новой газеты» [2] заставляет предположить, что информация из социальных сетей может быть не только дополнительными сведениями, но и поводом для проверки факта. Так, в материале «Новой газеты» заявления людей в социальных сетях стали сигналом для освещения события. В этом случае можно провести аналогию с более ранней моделью работы журналиста: «командировка по письму». В настоящее время появление необычной информации в соцсетях, которая привлекает внимание читателей, становится для журналиста поводом более пристально заняться темой, обратиться к экспертам и очевидцам. Например, в упомянутом материале сообщается, что между интернет-сообществом и мэром города Саратова разгорелся конфликт. Градоначальник был крайне недоволен негативными отзывами жителей города в соцсетях на работу коммунальных служб по уборке снега. Чиновник даже выступил с заявлением по этому поводу на сайте городской думы. Журналиста это подтолкнуло разобраться, насколько обоснованы обвинения с обеих сторон и какова стадия решения проблемы. В тексте корреспондент приводит как обобщенную информацию о комментариях жителей в социальных сетях, так и цитирует конкретные высказывания горожан на своих страницах. Также он добавляет факты, полученные от областного министерства здравоохранения о том, сколько людей обратились за медицинской помощью из-за ушибов и падений сосулек, что делает картину более целостной.

Этот пример можно назвать «ответом на практике» на вопрос, заменяют ли социальные сети традиционные СМИ. В этом случае мы видим, что журналист проделал значительную работу для того, чтобы конкретный локальный конфликт стал в деталях известен и понятен федеральной аудитории.

Следующей темой, в связи с которой журналисты часто прибегают к помощи социальных сетей, является сфера услуг. Особенно

это касается темы туризма. Можно сказать, что пользовательская информация выступает в этом случае самым надежным источником для журналиста. Например, в материале газеты «Коммерсант» [15] о внутреннем туризме для характеристики возросшей популярности города Сочи выбрано именно мнение пользователей соцсетей. В этом случае портрет города в СМИ формируется практически напрямую из мнения его посетителей.

Интересно отметить, что довольно редко журналисты прибегают к информации из социальных сетей, освещая экономическую сторону жизни российских городов. Однако в случае, если это происходит, портрет города приобретает черты динамичного мегаполиса с активным и информационно просвещенным населением. Так, например, в материале «Коммерсанта» [3] рассказывается о молодых бизнесменах из Перми, которые открыли интернет-магазин варежек ручной работы и смогли зарабатывать без каких-либо затрат на рекламу, только благодаря присутствию в соцсетях. Это, безусловно, говорит читателю о том, что пермские жители ведут активную жизнь в социальных сетях и это дает хорошие возможности малому бизнесу.

Возвращаясь к теме политики, стоит сказать, что многими журналистами федеральных СМИ соцсети стали использоваться как индикатор процессов в политической жизни городов. Анализ городского интернет-дискурса стал форматом политического обзора. Так, в одном из материалов «Независимой газеты» [13] журналист полностью посвятил внимание изучению активности городских блогеров, которые переходили из интернет-среды в реальные политические структуры. Это позволило ему рассказать о городе с точки зрения его общественного устройства. Читатели узнали, что, несмотря на активность блогеров в соцсе-тях, их вес на политической арене города был незначителен, а карьера - недолговечной. Это дает повод предположить, что местная административная структура не готова к выдвиженцам «из народа».

Очень часто объектом внимания журналистов становится активность региональных чиновников в социальных сетях. Так, опираясь на отобранный материал, можно сказать, что складывается образ неумелого обращения провинциальных властей с этим инструментом. Так, зарисовка в «Независимой газете» [1] рассказывает нам о случае, произошедшем с вице-

губернатором Волгоградской области: чиновник выложил в сеть «Инстаграм» сообщение, что он застрял в уборной. Это позволило журналисту создать определенный портрет региональной власти.

Также примером того, что федеральные журналисты благодаря анализу социальных сетей дают характеристику политическому процессу в регионах, может стать материал в «Независимой газете» [6]. В нем говорится о мэре города Омск, который пытается с помощью использования аккаунтов в социальных сетях сделать свой образ ближе к людям. Интересно заметить, что для выхода на массовую аудиторию политики стали использовать соцсети вместо телевидения. Это подтверждает тезис, что журналисты могут получить из этого источника всеобъемлющую информацию о жизни городов России.

Переходя к выводам исследования, стоит сказать, что журналисты федеральных СМИ очень активно используют социальные сети как источник информации о жизни областных городов России. Они отбирают комментарии местного сообщества к определенным событиям, анализируют личные страницы героев материала, собирают статистику. Информация из социальных сетей позволяет им очень глубоко погрузиться в локальные конфликты и повестку.

Если опираться на наблюдения журналистов, социальные сети становятся новым медийным инструментом, обеспечивающим единое информационное пространство страны. Формально Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» [7] закрепляет перечень теле- и радиоканалов, которые доступны без взимания платы для жителей всей страны. Это позволяет информировать население об общественно важных событиях. В настоящее время социальные сети приняли на себя роль инструмента, обеспечивающего коммуникацию различных регионов напрямую. Стоит добавить, что этот инструмент гораздо более эффективен и интерактивен, чем радио и телевидение, поскольку пользователи сами генерируют контент и инициируют коммуникации.

Замечено, что города активно перенимают друг у друга форматы присутствия в социальных сетях. Например, рост популярности таких групп, как «Типичный Питер» и «Типичная Астрахань», где наибольший объем контента представляют юмористические заметки и новости с сильным региональным акцентом, является наглядным отражением того, что города

стремятся четко идентифицировать себя и в то же время оставаться в культурной связи друг с другом.

Еще несколько лет назад новость появлялась сначала на телевидении или в газете, а затем в социальных сетях. В настоящее время все происходит наоборот: люди спешат сообщить о новостях в соцсетях, а затем эту информацию находят и тиражируют СМИ. Эта перемена, безусловно, «играет на руку» журналистам федеральных массмедиа, освещающих жизнь городов России.

Исследование влияния информации из социальных сетей на портреты областных российских городов показало, что эти факты очень обогащают медиаобраз нестоличного мегаполиса. Главной особенностью, которая отличает информацию из социальных сетей, является большое количество знаний о жителях описываемого города. Портрет областного центра становится насыщен деталями человеческих мнений, поведения, отношений и реакций. Благодаря соцсетям в СМИ стал гораздо ярче выделяться именно портрет провинциального городского жителя.

Это явление очень точно отвечает современной реформации роли города в жизни государства. Сегодня, когда города, вслед за обществом уходят от индустриальной формации, на первый план выходит культурная, общественная, интеллектуальная, экономическая стороны жизни общества. Именно в этих аспектах заложены индивидуальности городов. Социальные сети как источник информации для журналиста в этом случае становятся неким «зеркалом», способным рассказать корреспонденту все необходимые детали.

Добавление в текст информации из социальных сетей позволяет журналисту задать читателю направления для дальнейшего изучения вопроса. Таким образом, благодаря соцсе-тям в федеральных СМИ чаще используется прием гипертекста. Это отвечает современным тенденциям активности и самостоятельности аудитории.

Погружение в локальную специфику городов с помощью социальных сетей дает федеральному журналисту недостижимый ранее уровень близости к своим героям и к своей аудитории. Социальные сети позволяют журналисту познавать местные особенности с той же позиции, что и жителям города, оставляя в то же время за корреспондентом право пользоваться информацией из других источников.

Привлечение информации из соцсетей также позволяет журналисту добиться более высокого уровня доверия, поскольку вся представленная им информация может быть проверена любым человеком.

Подводя итог, стоит сказать, что в настоящее время социальные сети все чаще и чаще используются журналистами как способ создать у читателей представление о жизни областного города. Есть основания предполагать, что эта тенденция сохранится в ближайшее время, поскольку это делает работу журналиста более аналитической и качественной.

Список литературы

1. Алкей. Повесть о том, почему губернаторы бегут из Facebook в Instargam // Независимая газета. - 2014. - 13 ноя. URL: http://www. ng.ru/titus/2014-11-13/1_filantropia.html.

2. Андреева, Н. Мэр Саратова требует привлечь к ответственности интернет-комментаторов // Новая газета. - 2015. - 26 янв. URL: http://www.novayagazeta.ru/society/66995.html.

3. Астафьева, О. Креативный бизнес-класс // Коммерсант. - 2014. - 30 сен. URL: http://www. kommersant.ru/doc/2578439?isSearch=True.

4. Богдан, Е. Н. Медиаобраз России как средство консолидации общества: структурно-функциональные характеристики. (2008). [Электронный ресурс]. URL: http://www. mediascope.ru/node/199.

5. Всеволодова, А. В. Компьютерная обработка лингвистических данных. Ярославль, 2005. 48 с.

6. Дунаев, Д. Власть в Омске делят «хороший парень» и «крепкий хозяйственник» // Независимая газета. - 2014. - 18 ноя. URL: http:// www.ng.ru/ng_politics/2014-11-18/13_omsk. html.

7. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 N 2124-1.

8. Засурский, И. И. Об изменениях в ме-диасреде и сознании людей. (2012). [Электронный ресурс]. URL: http://www.cossa.ru/ articles/234/15838/.

9. Зиммель, Г. Большие города и духовная жизнь. (1903). [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruthenia.ru/logos/number/34/02.pdf.

10. Макаренко, В. Жертвы «Тигра» // Новая газета. - 2014. - 25 сен. URL: http://www.novay-agazeta.ru/inquests/65423.html.

11. Маклюэн, М. Понимание медиа. М., 2011. 464 с.

12. Перцик, Е. Н. География городов. Геоурбанистика. М., 1991. 156 с.

13. Рябушев, А. Калининградская интернет-общественность увлеклась перекрестным огнем // Независимая газета. - 2014. - 3 июн. URL: http://www.ng.ru/ng_politics/2014-06-03/13_ kaliningrad.html.

14. Черненко, Е. Халифат уполномочен заявить // Коммерсант. - 2015. - 1 янв. URL: http://www.kommersant.ru/ doc/2646029?isSearch=True.

15. Якорева, А. Неподъемный тур // Коммерсант. - 2014. - 24 ноя. URL: http://www. kommersant.ru/doc/2608268.

Александра Николаевна Всеволодова, аспирант, Институт международного права и экономики имени Александра Сергеевича Грибоедова.

vsevolodova.alex 1@gmail. com

A. Vsevolodova

SOCIAL NETWORKS AS A SOURCE OF INFORMATION ABOUT THE LIFE OF REGIONAL RUSSIAN CITIES

This article is devoted to such an important modern source of information for journalists as social networks. The author was aimed to explore how often journalists of federal media use social networks to find information about regional russian cities. The result of investigation is that correspondents often use different kinds of information from social networks, such as profile information, comments and statistic. The topics which are the most popular for articles with information from social networks are emergency, criminal and terrorism. Policy topic and articles about opposition activism are very popular too. Journalists regularly use users comments for articles about services, especially some reviews of tourism market. Including information from social networks make media images of regional Russian cities more "human". It could be explained by the fact that information from social networks is often presented personal opinions, people's discussions and reactions. Also information from social networks could be easy checked - it makes journalist's articles more reliable. So, the review let us say that information from social networks enrich media images of regional Russian cities many important details and make correspondent work more analytical and quality.

Keyworlds: social network, portrait of local city, federal media, sources of information, journalists profession.

References

1. Alkej. (2014) "Povest' o tom, pochemu gubernatory begut iz Facebook v Instargam" [=Tale about why governors run from Facebook to Instargam], in: Nezavisimaya Gazeta [=Independent newspaper], available at: http://www.ng.ru/titus/2014-11-13/1_filantropia.html, accessed 03.02.2015 (in Russ.).

2. Andreeva, N. (2015) "Mjer Saratova trebuet privlech' k otvetstvennosti internet-kommentatorov" [=The mayor of Saratov requires to prosecute Internet commentators], in: Novaya gazeta [=New newspaper], available at: http://www.novayagazeta.ru/society/66995.html, accessed 03.02.2015 (in Russ.).

3. Astaf eva, O. (2014) "Kreativnyj biznes-klass" [=Creative business class] in Kommersant ^Merchant], available at: http://www.novayagazeta.ru/society/66995.html, accessed 03.02.2015 (in Russ.).

4. Bogdan, E. (2008) "Mediaobraz Rossii kak sredstvo konsolidacii obshhestva: strukturno-funkcional'nye harakteristiki" [=Media image of Russia as a means of consolidating society: structural and functional characteristics], available at: http://www.mediascope.ru/node/199, accessed 19.01.2015 (in Russ.).

5. Vsevolodova, A. V. (2005) Komp'juternaja obrabotka lingvisticheskih dannyh [=Computer processing of linguistic data], Yaroslavl, 67 p. (in Russ).

6. Dunaev, D. (2014) "Vlast' v Omske deljat «horoshij paren'» i «krepkij hozjajstvennik»" [=Power in Omsk divide "good guy" and "strong economic manager"] in Nezavisimaya Gazeta [=Independent newspaper], available at: http://www.ng.ru/ng_politics/2014-11-18/13_omsk.html, accessed 03.02.2015 (in Russ.).

7. RF Law "About Mass media" from 27.12.1991 N 2124-1.

8. Zasurskij, I. I. (2012) "Ob izmenenijah v mediasrede i soznanii ljudej" [=About changes in the media environment and people's minds], available at: http://www.cossa.ru/articles/234/15838/, accessed 03.02.2015 (in Russ.).

9. Zimmel', G. (1903) "Bol'shie goroda i duhovnaja zhizn'" [=Big cities and spiritual life], available at: http://www.ruthenia.ru/logos/number/34/02.pdf, accessed 03.02.2015 (in Russ.).

10.Makarenko, V. (2014) "Zhertvy «Tigra»" [=Victims of the Tiger] in Novaya gazeta [=New newspaper], available at: http://www.novayagazeta.ru/inquests/65423.html, accessed 03.02.2015 (in Russ.).

11.McLuhan, M. (2011) Ponimanie media ^Understanding Media], Moscow, 464 p. (in Russ).

12.Percik, E. N. (1991) Geografija gorodov. Geourbanistika [=Geography of cities. Geourbanism], Moscow, 156 p. (in Russ.).

13.Rjabushev, A. (2014) "Kaliningradskaja internet-obshhestvennost' uvleklas' perekrestnym og-nem" [=Kaliningrad online public was fascinated by crossfire], in: Nezavisimaya Gazeta ^Independent newspaper], available at: http://www.ng.ru/ng_politics/2014-06-03/13_kaliningrad.html, accessed 03.02.2015 (in Russ.).

14.Chernenko, E. (2015) "Halifat upolnomochen zajavit'" [=The Caliphate is authorized to declare], in: Kommersant [=Merchant], available at: http://www.kommersant.ru/doc/2646029?isSearch=True, accessed 03.02.2015 (in Russ.).

15.Jakoreva, A. (2014) "Nepod"emnyj tur" [=Very heavy tour] in in Kommersant [=Merchant], available at: http://www.kommersant.ru/doc/2608268, accessed 03.02.2015 (in Russ.).

А. Р. Габбазов

АНАЛИЗ КОММУНИКАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ МВД РОССИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

В статье проводится анализ коммуникационной активности МВД России в социальных сетях. Приводятся данные о публикациях в официальных группах МВД в социальных сетях «ВКон-такте», «Одноклассники», «Фейсбук» за 2 месяца. На основе полученных данных разработаны рекоамендации по повышению эффективности коммуникационной активности для МВД в социальных сетях.

Ключевые слова: социальная сеть, контент, коммуникационная активность.

Современное российское общество вслед за развитыми странами становится все более ин-тернетизировано. Так, по данным ФОМ, в настоящее время уровень проникновения интернета в селах составляет около 45%, в городах с населением меньше 100 тысяч человек - 58 %, а в городах с населением от 100 тысяч до миллиона человек - 65 %.

Стремительный рост продолжает аудитория мобильного интернета. За год количество «мобильных» пользователей выросло на 48 % в городах с населением от 100 до 799 тысяч жителей, на 45 % - в Москве и на 34 % - в других городах-миллионниках.

Согласно международным исследованиям, Россия заняла первое место по показателю

продолжительности времени, проведенному в социальных сетях.

Развитие интернета на площадке web 3:0, который позволяет потребителю информации вступать в коммуникацию как с ее автором, так и с другими ее получателями и тем самым влиять на информационное поле сети, а также формировать общественное мнение. Web 3:0 позволяет любому пользователю интернета стать источником информации, формируя контент сети. Именно поэтому журналистский продукт стал дигитализироваться. Я. Н. Засурский считает, что общей единицей для всех средств массовой информации становится текст, обретающий новое цифровое измерение [2. С. 25].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.