Научная статья на тему 'Образ областного города в федеральных СМИ: события культурной жизни'

Образ областного города в федеральных СМИ: события культурной жизни Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
532
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / РЕГИОНЫ / РОССИЙСКИЙ ГОРОД / МЕДИАОБРАЗ / ПОРТРЕТ ГОРОДА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ / ПОВЕСТКА / ИНСТРУМЕНТЫ ЖУРНАЛИСТОВ / АУДИТОРИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СМИ / CULTURE / REGIONS / RUSSIAN CITY / MEDIA IMAGE / CITY PORTRAIT / INFORMATION SPACE / AGENDA / JOURNALISTS INSTRUMENTS / AUDIENCE / NATIONAL MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Павлова А.Н.

В статье рассмотрен ряд материалов федеральных СМИ, рассказывающих о культурной жизни в крупных городах России. Целью исследования было определение особенностей портрета областного российского города на основе этих материалов. Среди задач исследования важными были определить круг тем и ключевых деталей материалов, которые могут повлиять на образ города. Рассмотренные примеры указали на то, что в СМИ отражены такие стороны жизни областных городов России, которые помогают аудитории более глубоко рассмотреть ряд вопросов, являющихся актуальными в политике государства и привлекающих внимание большинства граждан. Следовательно, был сделан вывод, что анализ образов городов России является уникальным инструментом для фиксирования глубоких изменений в массовом сознании и в национальной политике России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CITY PORTRAIT IN THE FEDERAL MEDIA: CULTURAL EVENTS

The article deals with a number of federal media materials, telling about the cultural life in the large cities of Russia. The aim of the study was to determine the characteristics of a portrait of Russian regional cities on the basis of these materials. Among the important objectives of the study were to determine the range of topics and key components of materials that could affect the image of the city. These examples indicate that the media reflect these aspects of life in provincial Russian cities, which help the audience more deeply consider a number of issues that are relevant in the policy of the state and attract the attention of the majority of citizens. Consequently, it was concluded that the analysis of images of Russian towns is a unique tool for fixing a profound change in the public consciousness and in national policy of Russia.

Текст научной работы на тему «Образ областного города в федеральных СМИ: события культурной жизни»

УДК: 070

ББК: 76.0

Павлова А.Н.

ОБРАЗ ОБЛАСТНОГО ГОРОДА В ФЕДЕРАЛЬНЫХ СМИ: СОБЫТИЯ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ

Pavlova A.N.

THE CITY PORTRAIT IN THE FEDERAL MEDIA: CULTURAL EVENTS

Ключевые слова: культура, регионы, российский город, медиаобраз, портрет города, информационное поле, повестка, инструменты журналистов, аудитория, федеральные СМИ.

Keywords: culture, regions, Russian city, media image, city portrait, information space, agenda, journalists instruments, audience, national media.

Аннотация: в статье рассмотрен ряд материалов федеральных СМИ, рассказывающих о культурной жизни в крупных городах России. Целью исследования было определение особенностей портрета областного российского города на основе этих материалов. Среди задач исследования важными были определить круг тем и ключевых деталей материалов, которые могут повлиять на образ города. Рассмотренные примеры указали на то, что в СМИ отражены такие стороны жизни областных городов России, которые помогают аудитории более глубоко рассмотреть ряд вопросов, являющихся актуальными в политике государства и привлекающих внимание большинства граждан. Следовательно, был сделан вывод, что анализ образов городов России является уникальным инструментом для фиксирования глубоких изменений в массовом сознании и в национальной политике России.

Abstract: the article deals with a number of federal media materials, telling about the cultural life in the large cities of Russia. The aim of the study was to determine the characteristics of a portrait of Russian regional cities on the basis of these materials. Among the important objectives of the study were to determine the range of topics and key components of materials that could affect the image of the city. These examples indicate that the media reflect these aspects of life in provincial Russian cities, which help the audience more deeply consider a number of issues that are relevant in the policy of the state and attract the attention of the majority of citizens. Consequently, it was concluded that the analysis of images of Russian towns is a unique tool forfixing a profound change in the public consciousness and in national policy of Russia.

Современное информационное пространство России, формируемое средствами массовой информации, является полем для осмысления актуальных вопросов. Журналисты освещают различные тематики, обращают внимание на разнообразные явления, чтобы собрать детали единой картины и дать ответы на интересующие людей вопросы. Одним из элементов этой картины являются образы российских областных центров. Портрет городов этой категории, показанный в СМИ, является собирательным образом региональных «столиц» различных типов: промышленных и аграрных центров, древних и относительно новых городов, малочисленных муниципальных образований и городов-миллионников.

Каждое упомянутое журналистами событие, каждая указанная деталь региональной жизни придают образу областного города новые черты Представляет интерес рассмотреть ряд материалов федеральных СМИ, рассказывающих о культурной жизни в административных центрах регионов России. Для этого необходи-

мо обозначить, какое именно значение понятия «культура» будет использоваться в статье.

Приведем следующую трактовку, которую предлагают исследователи Г.В. Лазутина и С.С. Распопова: «Мы часто сталкиваемся с пониманием культуры как сферы производства определенных духовных ценностей - произведений живописи, архитектуры, музыки, литературы. ... На самом деле понятие «культура» несравнимо шире: оно характеризует весь окружающий нас современный мир - неразрывное единство природы и культуры. Неразрывное единство той данности, в которой возник человек, и тех богатств, которые он неустанно к этой данности добавляет. Продукты культуры многообразны настолько, насколько многообразны виды деятельности, освоенные человечеством»1. Помимо указанного понимания культуры будет использоваться более практическое: «совокуп-

1 Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества. М.: Аспект Пресс, 2012. C. 320.

ность отраслей духовного производства, связанная с непосредственным воздействием на человека»1. Это определение необходимо дополнить понятием «сфера культуры», которое расшифровывается как «система организаций и лиц, осуществляющих деятельность по созданию, сохранению и распространению благ, удовлетворяющих потребности людей в эстетических переживаниях, развлечении и информации»2. В рамках этого исследования внимание будет уделено более узкому пониманию явления культуры, а также сфере культуры.

Целью исследования является определение особенностей портрета областного российского города на основе материалов в федеральной прессе, посвященных сфере культуры в населенных пунктах этого типа. В списке задач исследования:

определить круг тем в рамках освещения сферы культуры в областных городах в федеральном информационном поле;

- выявить общие информационные поводы в повестках федеральных СМИ, касающиеся сферы культуры в областных городах России;

- рассмотреть особенности журналистских материалов, влияющие на формирование медиаобраза областного российского города;

В качестве гипотезы исследования выбрано предположение о том, что образы городов могут рассматриваться в качестве индикаторов общероссийских социальных процессов.

Среди предшествующих работ по очерченной теме стоит отметить работу Е.Н. Богдан на тему «Медиаобраз России как средство консолидации общества: структурно- функциональ-

3

ные характеристики» , где автор ставила целью определить резервы совершенствование практической деятельности СМИ по формированию медиаобраза страны, используя результаты теоретического изучения понятия «медиаобраз России» и анализ содержания пяти печатных изданий. Также необходимо упомянуть исследование зарубежного автора Александра Бергмана, который изучает город Хемниц в общенациональных немецких СМИ. Автор проанализировал характер описаний города при упоминаниях в связи с определенными событиями, в частности, из сферы культуры, и создал его ито-

1 Понятие и состав сферы культуры. Режим доступа: http://www.uni-kassel.de/fb6/ssu/diss/City-Image.pdf. Дата обращения 12.09.2016.

2 Там же.

3 Богдан Е.Н. Медиаобраз России как средство консолидации общества: структурно-функциональные характеристики. М., 2007. С. 68. Режим доступа: http://qps.ru/UDFgy. Дата обращения 24.07.2015.

говый портрет в виде графической схемы. Одним из выводов исследователя стало то, что сообщения журналистов о культурных событиях придают образу города в федеральных СМИ положительную окраску: «Образ города находится под влиянием культуры, в частности, музеев, более чем под влиянием чего-либо еще... журналист упоминает "Документу" - фестиваль, который "имеет привкус" искусства и культуры. Эти два понятия, очевидно, воспринимаются в универсально положительном свете журналистом из "ГэмбургерАбендблат"»4.

Приведенные выше методы наблюдения, анализа содержания и обобщение полученных данных оцениваются как подходящие для изучения образов российских городов в федеральных СМИ на основе освещения событий культурной сферы. Совместно с ними был использован метод интеллектуального анализа - изучения массива ранее известных и общедоступных данных для выявления моделей и тенденций -поскольку «в настоящее время применяют методы интеллектуального анализа данных для обработки крупных массивов, чтобы существенно облегчить обнаружение общих закономерностей»5.

Нельзя не отметить важнейший опыт исследования функционирования массовой информации в условиях города, который был сформирован в ходе «таганрогского проекта» Б.А Грушина - первопроходца в изучении общественного мнения в России. Исследование, проведенное его группой в одном из типичных российских промышленных городов - Таганроге - в 60-70 годах двадцатого века, позволило оценить характер городской аудитории и особенности каналов коммуникации Фундаментальные выводы того исследования дали основу для разработки в дальнейшем более узких направлений: «...исследования... проводятся в ситуации, когда существует... система координат, теоретически схватывающих предмет, и исследователю необходимо...построить на их комбинации свою собственную новую систему»6.

Крупнейшие шаги в направлении теоре-

4 Bergmann, A. (2008) "How do national media cover with the issue of a city's image?", C. 24. Режим доступа: http://www.uni-kassel.de/fb6/ssu/diss/City-Image.pdf. Дата обращения 24.07.2015.

5 Всеволодова А.В. Технологии визуализации экономической информации // Ученые записки Международного банковского института. Вып. № 11(2). Актуальные проблемы экономики и инновации в образовании / Под науч. ред. М.В. Сиговой. - СПб.: Изд-во МБИ, 2015. C. 57 - 62.

6 Грушин Б.А. Массовая информация в советском промышленном городе. М.: ИПЛ, 1980. - С. 6.

тического изучения массовой информации сделал исследователь основ журналистики Е.П. Прохоров, который дал характеристику этому явлению как рабочему инструменту журналиста, которым он пользуется для коммуникации с аудиторией: «Становясь посредником между журналистикой и аудиторией, информация является тем рабочим инструментом, с помощью которого решается все многообразие задач, стоящих перед системой журналистики как специфическим социальным институтом»1.

Для иллюстрации актуальности провод и-мого исследования может быть приведен вывод авторитетного автора работ по социологии СМИ И.Д. Фомичевой о том, что аудитория СМИ подвержена «вызовам времени» и нуждается в таких общероссийских медиа, которые «давали бы возможность для информационного обмена между территориальными и социальными частями общества»2. Автор подчеркивает, что недостаточная реализация этих функций федеральными СМИ спровоцировали отток части аудитории.

В качестве материала для текущего исследования были взяты публикации журналистов о событиях культурной жизни в областных городах в газетах «Коммерсант», «Комсомольская правда», «Российская газета», «Новая газета» и «Независимая газета» за январь-апрель 2015 года. Из списка городов были выбраны Челябинск, Екатеринбург, Казань, Оренбург и Калининград. Выбор был продиктован тем, что, во-первых, такое количество городов позволит внимательно изучить весь объем найденных материалов, во-вторых, образы этих городов были интересны для исследования, поскольку обладают ярко выраженными индивидуальными чертами. По результатам предыдущих исследований, за этими городами условно закрепились следующие характеристики: Челябинск - промышленный центр, Екатеринбург - развивающийся мегаполис, Казань - религиозная столица, Оренбург - приграничный город, Калининград - лидер по туризму.

За указанный период в перечисленных газетах было обнаружено 56 материалов, содержащих информацию о крупных городах и касающихся сферы культуры. Эти материалы были использованы для получения статистических результатов, они могут быть разделены на сле-

1 Прохоров Е. П, Введение в теорию журналистики. М.: Аспект Пресс, 2007. - С. 40.

2 Средства массовой информации России:

Учеб. пособие для студентов вузов / М.И. Алексеева, Л.Д. Болотова, Е.Л. Вартанова и др.; под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2008. - С. 203.

дующие группы в соответствии с тематикой: материалы о концертах, оперных и балетных представлениях, выставках, фестивалях, творческих конкурсах, временных и постоянных уличных инсталляциях, акциях и праздниках. Редкими исключениями стали сообщениях о книгах, рынке СМИ, историческом прошлом города и состоянии культурных памятников. По итогам отбора материалов было выявлено, что лидером по числу упоминаний стал город Екатеринбург, далее за ним - Калининград. Если эти два города, как и Казань с Челябинском, упоминались в связи с различными темами, то, например, жизнь Оренбурга была освящена однобоко - в основном в ключе скандального танца пчел.

Ряд публикаций из полученной подборки были проанализированы детально, 10 материалов журналистов были рассмотрены с точки зрения, какие именно черты образов городов раскрываются в том или ином газетном тексте. В первую очередь внимание было уделено тем событиям в областных российских городах, на которые одновременно обратили внимание различные СМИ. Так, анализу были подвергнуты публикации об акции «Тотальный диктант» в «Комсомольской правде» и «Российской газете». В качестве дополнительной иллюстрации был рассмотрен материал об олимпиаде по русскому языку в Калининграде. Затем были изучены тексты «Комсомольской правды», «Новой газеты» и «Независимой газеты» об обсуждениях перенесения скандально известного рок-фестиваля в Калининградскую область и то, как эти материалы влияют на образ города. Далее было уделено внимание материалам «Новой газеты» и «Независимой газеты» о внезапном закрытии выставки, посвященной участию союзников в Великой Отечественной войне. Затем были рассмотрены примеры единичных публикаций, которые иллюстрируют формирование портрета областного города в СМИ. Рассмотрим все перечисленные тексты подробнее.

Обращаясь к первому прецеденту, можно сказать, что в федеральной прессе часто упоминается русский язык как важная составляющая культурной жизни страны. Главным событием в этой тематике стала всероссийская акция «Тотальный диктант», которая состоялась в 60 городах России и мира, в том числе в большинстве российских региональных центров 18 апреля 2015 года. На страницы федеральных газет попала новость о жителе Екатеринбурга, который сделал рекордное количество ошибок: «"Ценитель" русского языка допустил 273 ошибки. Притом, что в диктанте было всего 282 слова»3.

3 Лялин Р. Участник «Тотального диктанта» из

Делались предположения, что работа принадлежала иностранному гражданину. Эта новость была опубликована не только в «Комсомольской правде», но и в «Российской газете».

Также теме русского языка была посвящена заметка в «Комсомольской правде» о том, что в Калининграде пройдет международная олимпиада по этому предмету. В материале подчеркивается ценность внимания иностранцев: «В этом году олимпиада расширила свою географию. Это показывает, что интерес к русскому языку и культуре в мире не ослабевает»1. Вышеприведенные материалы позволяют сделать вывод, что русский язык используется журналистами как метафора связи всех жителей России, а также русскоязычных граждан за рубежом. Тема национального языка как «культурного моста» в этом случае перекрывает уникальность регионов, о которых идет речь, особенно, потому что и «Тотальный диктант», и международная олимпиада по русскому языку носят федеральный или международный характер. Второй материал, который повествует о международном событии в Калининграде, подчеркивает близость этого региона России к Европе и к европейскому культурному пространству. Вместе с тем, проведение мероприятия, где все внимание уделено русской культуре, именно в Калининграде создает этому городу особый образ - образ города-«посла» или горо-да-«дипломата». Это очень важно с точки зрения наделения городов России новыми специфическими функциями независимо от расположенного там производства. Калининград только после распада СССР был открыт для сотрудничества с зарубежными странами, а значит, находится на начальной стадии этой коммуникации. Новейшая история России доказывает, что на государственном уровне придается большое значение коммуникации с Западом. Возможно, имеет место предположение, что лидирующая позиция Калининграда по числу упоминаний в федеральной прессе в связи с культурными событиями продиктована именно тем, что в городе осуществляется большая работа по выстраиванию международного диалога не в политическом, а в культурном поле.

Нельзя не упомянуть те региональные со-

Екатеринбурга поставил рекорд по количеству ошибок // Комсомольская правда. 2015. 24 апр. Режим доступа: http://www.kp.ru/daily/26372.7/3252494/. Дата обращения 24.07.2015.

1 Катеруша А.В. Калининграде пройдет международная студенческая олимпиада по русскому языку и литературе // Комсомольская правда. 2015. 21 мая. Режим доступа: http://www.kp.ru/online/news/ 2061746/. Дата обращения 24.07.2015.

бытия, которые стали поводом для возникновения культурного дискурса в национальных СМИ. Самая крупная из дискуссий в рассматриваемый период разгорелась о перенесении рок-фестиваля «Кубана» из Краснодара в Калининград. Интерес СМИ вызвал не факт изменения площадки проведения мероприятия, а инцидент, который произошел на заседании калининградского совета по культуре: «Представитель РПЦ в Совете по культуре при губернаторе Калининградской области Михаил Черенков выступил против проведения фестиваля «Кубана» в Калининградской области. Он объяснил это тем, что музыкальный форум пропагандирует разврат и пьянство. После этого заявления губернатор Николай Цуканов попросил Черенкова покинуть встречу и никогда больше не появляться на заседаниях совета»2. Это событие было описано в «Независимой газете», «Новой газете» и «Комсомольской правде». Таким образом, можно сделать вывод, что в данном случае имеет место противостояние славянской и западной культур, что очень важно для образа города. Это выражается в том, что мнение представителя православного церковного сообщества было крайне негативно воспринято. В свою очередь, рок-музыка ассоциируется с западным миром и культурой. В журналистском материале особенно подчеркивалось, что на фестивале ожидается выступление зарубежных музыкальных групп. В связи с этим можно предположить, что грядущее событие может помочь построить диалог между российской и иностранной аудиторией. Рассмотренный случай доказывает, что образ города и его роль имеют определяющее значение для формирования даже культурной политики, воплощаемой администрацией.

Вторым примером культурного события, вызвавшего споры в федеральной прессе, стала фотовыставка в Екатеринбурге, посвященная годовщине окончания Второй мировой войны и, в частности, отражающая участие в сражениях войск союзников. Особое внимание прессы эта выставка привлекла тем, что была отменена за день открытия: «Открытие не состоялось. Первую причину назвала теперь уже бывшая сотрудница «Областной газеты» Екатерина Хол-кина, написавшая, что выставку закрыли «по приказу Федеральной службы безопасности». Другим журналистам в музее объясняли - старый музей срочно потребовал ремонта»3.

2 Представитель РПЦ обвинил фестиваль «Кубана» в пропаганде разврата // Независимая газета. 2015. 6 апр. Режим доступа: http://www.ng.ru/news/ 499335.html. Дата обращения 24.07.2015.

3 Патриотизм без берегов // Независимая газета

В этом случае автор материала сам делает предположение о причине отмены выставки: «История в Екатеринбурге не похожа ни на действия ФСБ, ни на указующий запрет из Кремля. Скорее, это одно из проявлений нынешнего взлета патриотизма, который с учетом региональных специфик может инициировать самые удивительные решения»1. Становится очевидным, что излишнее насаждение патриотических догм в регионах уже традиционно оценивается журналистами федеральных СМИ отрицательно и придает образу города черты несамостоятельности и примитивности.

Другой крайней степенью воплощения «национальной идеи» в региональной культурной жизни можно назвать прецедент в Казани, где в детской книге об истории татарского народа русские воины представлены в роли захватчиков. С требованием об изъятии этой книги из продажи и библиотек обратился в прокуратуру глава «Общества русской культуры Татарстана» профессор Александр Салагаев: «Применение подобных русофобских и антироссийских учебников на территориях нацсубъ-ектов России просто недопустимо. В Татарстане обстановка в сфере межнациональных отношений последнее время только ухудшается, исламский терроризм завоевывает здесь всё новые позиции»2. В этом случае самостоятельность региона, «переписывание» истории, расценивается как негативное явление и усиливает образ Казани как потенциально опасного источника сепаратистских настроений.

Многие регионы с большим вниманием относятся к своей истории. Можно привести пример положительной оценки журналистами того, как региональное сообщество подчеркивает свою индивидуальность. В Екатеринбурге разработали специальный маршрут по достопримечательностям края: «Путешественники могут спланировать свой собственный тур выходного дня по историческим, промышленным и культурным объектам, познакомиться с уникальными ремеслами и технологиями последнего поколения, связанными с историей промышленного Урала»3. Развитие заводов Урала - это

2015. 16 апр. Режим доступа: http://www.ng.ru/ editoria]/2015-04-16/2_redhtml. Дата обращения 24.07.2015.

1 Там же.

2 Постнов Г. «Освободительная война татарского народа» продолжается // Независимая газета. 2015. 3 апр. Режим доступа: http://www.ng.ru/regms/2015-04-03Z6_kazan.htmL Дата обращения 24.07.2015.

3 Воробьева Т. На Урале разработали «индустри-

альный» туристический маршрут // Российская газета.

2015. 29 апр. Режим доступа: http//www.rg.ru/2015/04/

неотъемлемая часть истории России, которая связана с экономическим подъемом, наращиванием производительной мощи. Именно это определяет позитивное отношение к такой новости в федеральных СМИ и последующее придание образу Екатеринбурга черт самобытности и исключительной важности для истории всей страны, а, также туристической и культурной привлекательности.

Нужно отметить, что администрации некоторых городов самостоятельно прикладывают усилия, чтобы изменить образ города в лучшую сторону. Одним из традиционных способов показать уникальность и культурную важность в масштабе страны является обращение к выдающимся деятелям искусства национального или мирового масштаба. Так, «в Екатеринбурге -родном городе скульптора (Эрнста Неизвестного) - по случаю его 90-летия открывается мемориальная доска»4, и также «В Свердловской области торжества в честь 175-летия Петра Ильича Чайковского начались с водружения флага на Свердловской филармонии. Для этого на крышу музыкального учреждения поднялись Денис Мацуев и директор филармонии Александр Ко-лотурский»5. Такие мероприятия имеют большую вероятность попасть на страницы федеральной прессы и, безусловно, могут изменить образ города к лучшему.

Рассмотренные примеры позволяют сделать вывод об особенностях портрета областного российского города на основе газетных материалов о сфере культуры. Так, областной город рисуется журналистами местом, где регулярно проходят культурные события, которые привлекают внимание не только местных жителей, но и жителей других городов и стран. Часто можно заметить, что город использует культурные события для повышения собственного статуса или туристической привлекательности. Это придает портрету городу черты нацеленности на собственное развитие. Неразнообразные форматы культурных событий говорят о некоторой узости взглядов, хотя есть исключения. Большая доля культурных новостей, связанных с историческим прошлым, добавляет к портрету города черты традиционности и рефлективности Ма-

29/reg-urfo/poezdka-anons.html. Дата обращения 24.07.2015.

4 Эрнст Неизвестный отметит 90-летие в своей мастерской в Нью-Йорке // Независимая газета. 2015. 9 апр. Режим доступа: http://www.ng.ru/news/499711.html. Дата обращения 24.07.2015.

5 Дубичева К. В Екатеринбурге юбилей Чайковского отметили на крыше // Российская газета. 2015. 7 мая. Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/05/07/reg-urfo/flag-anonshtmL Дата обращения 24.07.2015.

териалы об отменах выставок подчеркивают в образе города линию несвободы. Вместе с тем, новости о талантливых горожанах, как прошлых лет, так и сегодняшних, указывают на то, что современный областной город является подходящим местом для творческого развития людей.

Интересным является обнаружение общих информационных поводов в повестке выбранных газет. Выяснилось, что эти публикации касаются скандальных и острых тем.

Среди особенностей журналистских материалов, влияющих на формирование медиаобра-за областного российского города, можно отметить использование исторических справок для создания у читателей представления о городе, а

также добавление комментариев местных экспертов, чтобы показать отношение локального сообщества к проблеме.

Рассмотренные материалы указывают на то, что в СМИ отражены такие стороны жизни областных городов России, которые помогают аудитории более глубоко рассмотреть ряд вопросов, являющихся наиболее актуальными в политике государства и привлекающих внимание большинства граждан. В связи с этим можно сказать, что анализ образов городов России во всей их многогранности и сложной структуре является уникальным инструментом для фиксирования глубоких изменений в массовом сознании и в национальной политике России.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Богдан, Е.Н. Медиаобраз России как средство консолидации общества: структурно-функциональные характеристики. - М, 2007. - С. 68. Режим доступа: http://qps.ru/UDFgy. Дата обращения 24.07.2015.

2. Бутусов, О.М. Печатные средства массовой информации: анализ текущей ситуации // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. Вып. № 4. - М.: Издательство Московского государственного университета печати имени Ивана Федорова, 2014. - С. 141 - 147.

3. Воробьева, Т. На Урале разработали «индустриальный» туристический маршрут // Российская газета. - 2015, 29 апр. - Режим доступа: http://www.rgru/2015/04/29/reg-urfo/poezdka-anons.html. Дата обращения 24.07.2015.

4. Всеволодова, А.В. Технологии визуализации экономической информации // Ученые записки Международного банковского института. Вып. № 11(2). Актуальные проблемы экономики и инновации в образовании / под науч. ред. М.В. Сиговой - СПб.: Изд-во МБИ, 2015. - С 57 - 62.

5. Всеволодова, А.Н. Некоторые аспекты перехода маргинальной новости в федеральную // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2015. - № 2 (8). - С. 281-288.

6. Грушин, Б.А Массовая информация в советском промышленном городе. - М.: ИПЛ, 1980. - С. 6.

7. Денчев, С., Матрюхин Г.И. Право на информацию: социальные и технические аспекты проблем // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. Вып. № 2. - М.: Издательство Московского государственного университета печати имени Ивана Федорова,

2014. - С. 59 - 64.

8. Дубичева, К.В. В Екатеринбурге юбилей Чайковского отметили на крыше // Российская газета. - 2015, 7 мая. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/05/07/reg-urfo/flag-anons.html. Дата обращения 24.07.2015.

9. Катеруша, А.В. В Калининграде пройдет международная студенческая олимпиада по русскому языку и литературе // Комсомольская правда. - 2015, 21 мая. - Режим доступа: http://www.kp.ru/ online/news/2061746/. Дата обращения 24.07.2015.

10. Лазутина, Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества. - М: Аспект Пресс, 2012. -

С 320.

11. Лялин, Р. Участник «Тотального диктанта» из Екатеринбурга поставил рекорд по количеству ошибок // Комсомольская правда. - 2015, 24 апр. - Режим доступа: http://www.kp.ru/daily/26372.7/3252494/. Дата обращения 24.07.2015.

12. Павлова, А.Н. Социальные сети как источник информации о жизни областных российских городов // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2015. - № 4 (19). - С. 27- 31.

13. Патриотизм без берегов // Независимая газета. - 2015, 16 апр. - Режим доступа: http://www.ngru/editorial/2015-04-16/2_red.html. Дата обращения 24.07.2015.

14. Понятие и состав сферы культуры. - Режим доступа: http://www.uni-kassel.de/fb6/ssu/diss/City-Image.pdf. Дата обращения 12.09.2016.

15. Постнов, Г. «Освободительная война татарского народа» продолжается // Независимая газета. -

2015, 3 апр. - Режим доступа: http://www.ngru/regions/2015-04-03/6_kazan.html. Дата обращения 24.07.2015.

16. Представитель РПЦ обвинил фестиваль «Кубана» в пропаганде разврата // Независимая газета. -2015, 6 апр. - Режим доступа: http://www.ngru/news/499335.html. Дата обращения 24.07.2015.

17. Прохоров, Е.П., Введение в теорию журналистики. - М.: Аспект Пресс, 2007. - С. 40.

18. Средства массовой информации России: учеб. пособие для студентов вузов / М.И. Алексеева, Л.Д. Болотова, Е.Л. Вартанова и др.; под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2008. - С. 203.

19. Штыков, Н.Г., Демократия как способ общественного управления // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. Вып. № 3. - М.: Издательство Московского государственного университета печати имени Ивана Федорова, 2013. - С. 171 - 174.

20. Эрнст Неизвестный отметит 90-летие в своей мастерской в Нью-Йорке // Независимая газета. -2015, 9 апр. - Режим доступа: http://www.ngru/news/499711.html. Дата обращения 24.07.2015.

21. Bergmann, A. (2008) "How do national media cover with the issue of a city's image?". - C. 24. Режим доступа: http://www.uni-kasselde/fb6/ssu/diss/City-Image.pdf Дата обращения 24.07.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.