Научная статья на тему 'МЕДИАКОНТЕНТ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ'

МЕДИАКОНТЕНТ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1277
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ТУРИЗМ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТЕВЫЕ МЕДИА / SMM / ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЧЕРНОЗЕМЬЕ / INSTAGRAM / LOCAL_TOURISTIC / ТУРИЗМ ВЫХОДНОГО ДНЯ / SOCIAL NETWORKS / TOURISM / SOCIAL NETWORK MEDIA / CENTRAL BLACK SOIL ZONE OF RUSSIA / WEEKEND TOURISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Степанов Максим Андреевич

Целью исследования является изучение возможностей социальных сетей для развития туристско-рекреационной деятельности в регионе. В работе рассматриваются основные подходы к применению социальных сетевых медиа в маркетинге. Актуальность работы обусловлена возрастающими темпами использования в повседневной жизни населения интернет-ресурсов. Показаны возможности и инновационная роль социальных медиа в туристско-рекреационной сфере. Представлены и охарактеризованы основные типы пользователей в соцсетях. В статье рассматривается характер связей между участниками социальных сетей и их свойства. Выделены наиболее популярные web-платформы в России с описанием специфики работы в них. При помощи SWOT-анализа определены слабые и сильные стороны использования социальных сетей в туристическом бизнесе. На примере проекта local_touristic в Instagram рассматриваются возможности продвижения локальных туристских брендов, взаимодействие с целевой аудиторией. Медиаконтет аккаунта информативен, нагляден и имеет единый стиль оформления, что является конкурентным преимуществом. В статье представлена авторская методика расчета лояльности пользователей к контенту на основе эмпирических показателей в соцсети Instagram - лайков, комментариев, сохранений («likes», «comments», «saves»). Корректность расчетов обеспечивается введением поправочных коэффициентов. Проведенный анализ медиаконтента проекта позволил выделить наиболее аттрактивные объекты Центрального Черноземья для внутреннего туризма. Определено, что наибольшую популярность у населения макрорегиона имеют уникальные для ЦЧР природные объекты. Полученные результаты могут быть использованы муниципальными ведомствами в сфере туризма и представителями туристического бизнеса для развития внутреннего туризма в Центральном Черноземье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Степанов Максим Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA CONTENT IN SOCIAL NETWORKS AS A TOOL OF DOMESTIC TOURISM DEVELOPMENT AND PROMOTION IN THE REGION

The article is aimed at studying the opportunities of social networks for the development of tourist and recreational activities in the region. The author considers the main approaches to the use of social network media in marketing. Increasing importance of Internet resources in daily life causes the relevance of the work. The author shows the possibilities and innovative role of social media in the tourism and recreation sphere and describe the main types of users in social networks. The article discusses the nature of the relationships among participants in social networks and their properties. The author emphasizes the most popular web-platforms in Russia with a description of the specifics of working in them. SWOT analysis, conducted by the author, made it possible to identify the weaknesses and strengths of using social networks in the tourism business. Through the example of the project «local_touristic» in Instagram, the article considers the possibilities of local tourist brands promotion and interaction with the target audience. The media content of the account is informative, visual, and has a single design style, which is a competitive advantage. The article presents the authorial method of calculating user loyalty to the content based on such Instagram empirical indicators as likes, comments, and saves. Correction factors provide the correctness of calculations. Using the analysis of the project’s media content the author identifies the most attractive objects for users of the social network. The author also determines the most popular among the population attractive objects of the Central Black Soil Region for domestic tourism. The results obtained can be used by municipal tourism departments and by tourism business for the domestic tourism development in the Central Black Soil Zone of Russia.

Текст научной работы на тему «МЕДИАКОНТЕНТ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ»

Современные проблемы сервиса и туризма

№ 1/2020 Том 14

СТЕПАНОВ Максим Андреевич УДК 3798

DOI: 10.24411/1995-0411-2020-10108

Курский государственный университет (Курск, РФ); аспирант; e-mail: [email protected]

МЕДИАКОНТЕНТ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ

Целью исследования является изучение возможностей социальных сетей для развития туристско-рекреационной деятельности в регионе. В работе рассматриваются основные подходы к применению социальных сетевых медиа в маркетинге. Актуальность работы обусловлена возрастающими темпами использования в повседневной жизни населения интернет-ресурсов. Показаны возможности и инновационная роль социальных медиа в туристско-рекреационной сфере. Представлены и охарактеризованы основные типы пользователей в соцсетях. В статье рассматривается характер связей между участниками социальных сетей и их свойства. Выделены наиболее популярные web-платформы в России с описанием специфики работы в них. При помощи SWOT-анализа определены слабые и сильные стороны использования социальных сетей в туристическом бизнесе. На примере проекта local_touristic в Instagram рассматриваются возможности продвижения локальных туристских брендов, взаимодействие с целевой аудиторией. Медиаконтет аккаунта информативен, нагляден и имеет единый стиль оформления, что является конкурентным преимуществом. В статье представлена авторская методика расчета лояльности пользователей к контенту на основе эмпирических показателей в соцсети Instagram - лайков, комментариев, сохранений («likes», «comments», «saves»). Корректность расчетов обеспечивается введением поправочных коэффициентов. Проведенный анализ медиаконтента проекта позволил выделить наиболее аттрактивные объекты Центрального Черноземья для внутреннего туризма. Определено, что наибольшую популярность у населения макрорегиона имеют уникальные для ЦЧР природные объекты. Полученные результаты могут быть использованы муниципальными ведомствами в сфере туризма и представителями туристического бизнеса для развития внутреннего туризма в Центральном Черноземье.

Ключевые слова: социальные сети, туризм, социальные сетевые медиа, SMM, Центральное Черноземье, Instagram, local_touristic, туризм выходного дня

Для цитирования: Степанов М.А. Медиаконтент в социальных сетях как инструмент развития и продвижения внутреннего туризма в регионе // Современные проблемы сервиса и туризма. 2020. Т.14. №1. С. 79-90. DOI: 10.24411/1995-0411-2020-10108.

Дата поступления в редакцию: 10 февраля 2020 г. Дата утверждения в печать: 16 апреля 2020 г.

79

Стр.79-90

СТЕПАНОВ Максим Андреевич

Maxim A. STEPANOV

UDC 379.8

DOI: 10.24411/1995-0411-2020-10108

Kursk State University (Kursk, Russia); postgraduate student; e-mail: [email protected]

MEDIA CONTENT IN SOCIAL NETWORKS AS A TOOL OF DOMESTIC TOURISM DEVELOPMENT AND PROMOTION

IN THE REGION

Abstract. The article is aimed at studying the opportunities of social networks for the development of tourist and recreational activities in the region. The author considers the main approaches to the use of social network media in marketing. Increasing importance of Internet resources in daily life causes the relevance of the work. The author shows the possibilities and innovative role of social media in the tourism and recreation sphere and describe the main types of users in social networks. The article discusses the nature of the relationships among participants in social networks and their properties. The author emphasizes the most popular web-platforms in Russia with a description of the specifics of working in them. SWOT analysis, conducted by the author, made it possible to identify the weaknesses and strengths of using social networks in the tourism business. Through the example of the project «local_touristic» in Instagram, the article considers the possibilities of local tourist brands promotion and interaction with the target audience. The media content of the account is informative, visual, and has a single design style, which is a competitive advantage. The article presents the authorial method of calculating user loyalty to the content based on such Instagram empirical indicators as likes, comments, and saves. Correction factors provide the correctness of calculations. Using the analysis of the project's media content the author identifies the most attractive objects for users of the social network. The author also determines the most popular among the population attractive objects of the Central Black Soil Region for domestic tourism. The results obtained can be used by municipal tourism departments and by tourism business for the domestic tourism development in the Central Black Soil Zone of Russia.

Keywords: social networks, tourism, social network media, SMM, Central Black Soil Zone of Russia, Instagram, local_touristic, weekend tourism.

Citation: Stepanov, M. A. (2020). Media content in social networks as a tool of domestic tourism development and promotion in the region. Service and Tourism: Current Challenges, 14(1), 79-90. doi: 10.24411/1995-0411-2020-10108. (In Russ.).

Article History Disclosure statement

Received 10 February 2020 No potential conflict of interest was reported by the

Accepted 16 April 2020 author(s).

This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons.org/licenses/ by-sa/4.0/

80

Современные проблемы сервиса и туризма

№ 1/2020 Том 14

Введение

В постиндустриальную эпоху социум использует множество новых каналов коммуникации. Повсеместное внедрение интернет-технологий формирует благоприятную инновационную среду для развития различных сфер деятельности общества. Сегодня сложно представить жизнь человека без доступа в глобальную сеть, даже сама современная культура на данный момент представляет собой «...систему, где реальность полностью схвачена и погружена в виртуальные образы, в вымышленный мир, в котором визуальная составляющая не просто транслируется через экраны мониторов, через которые пользователям предается опыт, но и сами изображения становятся опытом» [17]. Кастельс характеризует ее как «культура реальной виртуальности».

Несмотря на то, что сам термин «социальная сеть» вводится еще в середине XX века [3], первые современные онлайновые соцсети начинают появляться лишь к концу века. Социальная сеть - это информационная среда, которая подразумевает процесс передачи и восприятия информации, влияющую на поведение всех участников сети и упрощающий их взаимодействие несмотря на расстояние многих сотен километров [3], содержание в котором произвольно заполняется самими участниками веб-сайта [4].

Необходимо отметить, что среди широкого круга исследователей существуют различные взгляды на проблему трактовки и связи терминов «социальные сетевых медиа» (ССМ) и «социальные сети» (СС). Чэнь Ди [16] говорит о том, что в американских научных работах понятие «социальная сеть» является лишь составной частью, одной из категорий социальных медиа, в то время как в трудах российских ученых четкой дифференциации между ними не прослеживается. В данной статье будем придерживаться точки зрения отечественной науки на данный вопрос, считая социальные сетевые медиа и социальные сети тождественными понятиями.

Множество крупных компаний используют социальные сети не только как рекламную и информационную площадку, но и как инструмент реализации корпоративной социальной ответственности, что

позволяет анализировать интерес местных сообществ, поставщиков, муниципальных органов управления, а также помогает сформировать обратную связь с потребителями [8]. Социальные медиа являются одним из наиболее эффективных инструментов для бизнеса, способствуя охвату широкой аудитории, продвижению продукции, формированию лояльного отношения среди потребителей услуг. При этом, затраты компаний на работу с клиентами в социальных сетях будут минимальны. Неоспоримые преимущества и важность ССМ и СС имеют важное значение и для развития туризма, как одного из наиболее развивающихся секторов экономики.

Маркетинг в социальных сетях

Наиболее распространенные интернет-ресурсы имеют огромную аудиторию зарегистрированных пользователей. Большинство появляются там ежедневно, что делает данную информационную сетевую среду крайне благоприятной для рекламы и PR товаров и услуг. Важную роль среди инструментов по продвижению продукции компаний играет маркетинг в социальных сетях (Social Media Marketing, SMM). При помощи SMM реклама и привлекательный имидж создается по всем возможным социальным медиа-каналам - социальные сети, форумы, порталы, блогосфера.

Поведение пользователей в СС не является перманентным. Несмотря на индивидуальность каждого интернет-пользователя, можно выделить различные типы участников сетевых сообществ. Например, для раскрытия психологических аспектов поведения людей в рамках веб-платформы, аналитики компании Forrester составили социальнотехнографическую сегментацию с выделением 6 типов пользователей соцсетей [6].

«Создатели» - создают и публикуют контент (авторские тексты, аудио, фото, видео). «Критики» - выражают свое мнение/ отношение к уже опубликованным материалам в сети. «Общественники» - посещают сайты соцсетей, а также публикуют блоги. «Собиратели» - классифицируют, обозревают и организовывают контент; составляют рейтинги сайтов, ставят теги (метки). «Потребители» - потребляют материалы и информацию в сети (читают форумы, ре-

81

Стр.79-90

СТЕПАНОВ Максим Андреевич

Рис. 1 - Схема взаимодействия разных типов пользователей в социальной сети

Fig. 1 - Scheme of interaction of different types of users in a social network

комендации, блоги, просматривают и прослушивают аудио-и видео). «Неактивные» - тип пользователей, которые не подходят под описание ни одной из групп.

Помимо понимания ролей самих пользователей не менее важным является их взаимодействие (рис. 1). Связи между различными группами могут иметь такие свойства как:

- стабильность (является ли взаимодействие постоянным или же периодичным);

- частота (как часто ссылаются на пользователя);

- симметричность (имеется обратная связь или она односторонняя)

- сила (комплексная характеристика, состоящая из «частоты» и «стабильности»).

Важно понимать, что несмотря на общие аспекты, существует и ряд различий среди групп пользователей СС, которые обусловлены менталитетом жителей стран; политикой и правилами, характерными для каждой платформы социальных медиа; политической и экономической ситуацией в регионе; отношением и сложившимися стереотипами общества к контенту.

Например, для развития туризма в регионе важным значением является положительный имидж. Позитивный образ важен независимо от масштаба территории, т.к.

отрицательные представления у отдыхающих на макроуровне (страна) в значительной степени распространяются и на микроуровень (город, муниципальное образование). Для внутреннего туризма также характерна данная зависимость. Например, неблагоприятные представления об области/крае/ре-спублике повлияют и на привлекательность отдыха у туристов в конкретном городе. Существует и обратная тенденция, например, когда иностранные туристы составляют субъективное мнение о всей стране из-за неудачной поездки в конкретный город.

Сформированный негативный имидж территории будет негативно сказываться на конкурентоспособности туристской де-стинации [9]. Социальные сети имеют ряд неоспоримых преимуществ в преодолении данных сложностей, т.к. через популяризацию местных брендов, привлечение известных специалистов-блогеров возможно в относительно короткие сроки изменить отрицательное или настороженное отношение потенциальных туристов на благоприятное. Опираясь на такой метод, как SWOT-анализ, автором предпринята попытка выделить позитивные и негативные стороны использования СС в туристской сфере.

Активное ведение аккаунтов в социальных сетях способствует формированию

82

Современные проблемы сервиса и туризма

№ 1/2020 Том 14

Таблица 1 - SWOT-анализ возможностей использования социальных сетей в туризме

Table 1 - SWOT analysis of the possibilities of using social networks in tourism

Преимущества Недостатки

- Обратная связь (отличие от традиционных форм медиа в наличии двусторонней связи с аудиторией); - доступность для любого человека (достаточно иметь доступ в интернет и устройство ввода / вывода информации); - географическая «досягаемость» и мобильность (связь с любой точкой планеты без задержек); - актуальность (при необходимости информация корректируется); - экономичность (размещение рекламы в соцсетях предполагает относительно небольшие финансовые затраты); - охват (возможность донести информацию значительному количеству людей); - размещение аудио- и видеоконтента; - интерактивность (возможность оперативно реагировать на вопросы пользователей). Ограниченность доступа для некоторых возрастных категорий населения (например, Instagram почти не использует население старше 45 лет, а Одноклассники - младше 30); - внутренняя политика и правила каждой отдельной социальной сети (не всегда подходят для реализации целей компании); - недостоверность информации (неполные, искаженные или фейковые данные пользователей).

Возможности Угрозы

- Использование пользовательских аудио, фото, видео и текстовых материалов (с разрешения автора материала). Например, фотографии и видеосъемки туристов с прошедшего путешествия; - доступ к статистической информации об аудитории (компания может проследить пол, возраст, семейное и финансовое положение, место жительства, отношение людей к продвигаемому продукту); - проведение в реальном времени тестирования новых идей и продукции на фокус-группах. - Высокий риск потери репутации (в комментариях на аккаунтах организации возможна публикация пользователями или конкурентами искаженных фактов, оскорбительных высказываний, что приведет к ухудшению имиджа); - необходимость постоянной работы предприятия в социальных сетях, т.к. нерегулярные и неполные материалы могут значительно уменьшить интерес интернет-сообщества.

собственной постоянной аудитории, которая, со временем, будет транслировать предложения и акции туристской организации, способные привлечь потенциально новых клиентов. В определенный момент интернет-сообщество превращается в площадку, на которой туристы оставляют свои отзывы, выкладывают фотографии из поездок, формируя положительный имидж компании/бренда/дестинации [15].

Большая часть современного общества в своей повседневной жизни пользуется смартфонами и планшетами, например, по данным Всемирной организации туризма ООН (UNWTO) 40% международных туристов всех возрастов пользуются в путешествиях гаджетами, и больше трети выходят в СС [5]. Население России является одним из наиболее активных на просторах социальных сетей - 93 млн. россиян пользуются интернетом, при этом рост данного показателя составил 7% за последние 3 года.1

1 Компания медиаисследований Media-

scope. URL: mediascope.net/ (Дата обращения:

В данной работе мы не будем использовать информацию об общем числе зарегистрированных пользователей на конкретных web-платформах, т.к. множество аккаунтов дублируются, существуют фейковые страницы и т.д., что будет формировать неверное представление о популярности приведенных социальных сетей. Более корректным будет использование данных об интернет-активности пользователей в социальных медиа.

Наиболее популярными web-платформами в России являются такие интернет-ресурсы как (в порядке убывания по популярности): Яндекс, Google.com, Youtube, Vk.com, Mail.ru, Sberbank.ru, Whatsapp.com, Instagram.com и Odnoklassniki.ru, 2/3 которых - это сетевые медиа, не являющие онлайн социальными сетями в классическом понимании. Яндекс, Mail.ru и Google - в большей степени почтовые сервисы и поисковые системы. Sberbank.ru и Aliexpress.com - коммерческие платформы. Youtube больше предназначен для видеоблогов, нежели для общения,

28.01.2020).

83

Стр.79-90

СТЕПАНОВ Максим Андреевич

хотя существуют прямые эфиры, в которых создатель канала общается со своей аудиторией, а также имеет возможность общения в комментариях под видео. Whatsapp в основном используется для аудио/ видеозвонков и корпоративных чатов. В классическом понимании наиболее популярными социальными сетями в России являются Вконтакте, Instagram и Одноклассники.

Наибольшую популярность за последние годы у представителей бизнеса набирает именно Instagram. Возможность создания бизнес-аккаунтов, доступность, аналитика подробной статистической информации об аудитории, размещение одновременно текстового, фото- и видеоматериала в одной публикации, теги и геолокации, встроенная таргетированная реклама - все это создает конкурентные преимущества данному социальному медиа ресурсу. Важно отметить, что 61% всех пользователей рунета для выхода в сеть используют смартфоны (рост данного показателя на 22% за три года), что также соотносится с популярностью Instagram, т.к. большинство пользователей заходят на ресурс именно через мобильные устройства (в 7 раз чаще, чем с компьютерных устройств)1.

Одной из наиболее распространенных потребностей туристов в путешествии является желание сделать фотоснимки, а также дальнейшая их демонстрация в своем окружении в обществе. Возможности такой социальной сети как Instagram - одни из наиболее подходящих для этого среди соцсетей [2]. Он и создавался изначально как редактор для фото, в 2010 г. (тогда количество пользователей насчитывало 25 тыс. человек по всему миру, на данный момент - более 1 млрд. человек). Сейчас же это развитая web-платформа, предоставляющая целый спектр инструментов, полезных для развития сферы туризма.

Одной из наиболее эффективных форм продвижения брендов и турпродукта на просторах социальных сетевых медиа являются различные туристские интернетпроекты, представляющие аккаунты в социальных сетях с информацией о достопримечательностях определенного региона. Например, это «Нескучный день, или Путе-

шествия из Воронежа»2 [1] и «Прогулка по old Kazan»3 [13, 14] и «local_touristic»4. Продвижение внутреннего туризма в ЦЧР на примере проекта «local_touristic»

Территория Центрального Черноземья не входит в число популярных направлений внутреннего туризма, однако, ряд исследователей отмечает туристско-рекреационный потенциал и перспективность данного макрорегиона [12]. На территории Липецкой, Белгородской и Тамбовской областей в разной степени реализованы проекты туристских кластеров в рамках ФЦП «Развитие въездного и внутреннего туризма в РФ (2011-2018)» [11]. Несмотря на это, в Центральном Черноземье имеется ряд проблем, тормозящих развитие внутреннего туризма, одной из которых является информационно-маркетинговая [10]. В соседних с макрорегионом областях, как и в нем самом, население имеет недостаточные представления об аттрактивных объектах ЦЧР. Социальные онлайн сети - современное решение данной проблемы. Каждая СС имеет свой интерфейс, свои плюсы и минусы. Стоит отметить, что эти различия во многом определяют содержание и основную цель контента, а также ключевые показатели, по которым определяется эффективность взаимодействия с аудиторией.

В Центральном Черноземье на данный момент существует несколько проектов в социальных сетях по продвижению местных туристско-рекреационных ресурсов. С 2014 года существует сообщество путешественников из Черноземья «Нескучный день, или Путешествия из Воронежа» в Vk.com. На базе данного интернет-профиля предоставляется возможность совершать совместные поездки жителям ЦЧР по России и областям макрорегиона.

В апреле 2019 года на платформе профиля в Instagram был запущен проект по развитию туризма в Курской области - local_ touristic. В отличие от воронежского интер-

2 Сообщество в соцсети Вконтакте. URL: vk.com/ everydayfunday (Дата обращения: 23.01.2020).

3 Аккаунт проекта в соцсети Instagram. URL: instagram.com/oldkazan (Дата обращения:

23.01.2020) .

4 Аккаунт проекта в соцсети Instagram. URL: instagram.com/local_touristic (Дата обращения:

23.01.2020) .

84

Современные проблемы сервиса и туризма

№ 1/2020 Том 14

Рис. 2 - Оформление Instagram-профиля local touristic

Fig. 2 -Instagram profile of local_touristic

нет-сообщества, курское имеет некоммерческий характер, основной целью которого является знакомство аудитории с туристическими объектами области и всего ЦЧР.

В публикациях содержится следующая информация: краткая история, факты и фотографии объекта, а также, что является одной из основополагающих задач, описание маршрута проезда (при отсутствии или труднодоступности локации прикрепляются географические координаты). Следует отметить, что данный контент в значительный степени способствует развитию «туризма выходного дня», который в последние годы все чаще наблюдается среди основных рекреационных потребностей населения [7].

Проект имеет единый стиль оформления, свой логотип (рис. 2), целостную структуру контента, что в значительной степени облегчает восприятие информации и ее привлекательность для подписчиков.

Материалы, публикуемые в профиле local_touristic, отличаются инновационным характером (информация о некоторых объектах до этого отсутствовала в сети Интернет и на порталах муниципальных ведомств по развитию туризма) и актуальны для основной аудитории web-платформы Instagram.

На рис. 3 приведены наиболее значимые статистические показатели деятельности Instagram-профиля local_touristic за 2019 г. Наибольшее число подписчиков находится в возрастном диапазоне с 18 до 34 лет, что соотносится с общероссийскими данными по активности пользователей в данной социальной сети (16-35 лет). Важно понимать, что на данную категорию населения приходится около 20% населения ЦЧР5, и она является одной из наиболее активных во внутреннем туризме, которую отличает высокая мобильность и инициативность. Поэтому, выбор Instagram, как платформы для продвижения туризма внутри макрорегиона, является актуальным и целесообразным.

Основная часть аудитории приходится на города Центрального Черноземья и г. Орел, т.к. в 12 публикациях профиля local_touristic рассматриваются туристскорекреационные объекты Орловской области. Четверть пользователей приходится на г. Москва, что можно объяснить проживанием там значительной части уроженцев из областей ЦЧР. Динамика роста подписчиков равномерная, что подчеркивает постепенное увеличение интереса у интернет-сообщества. Полученные данные дают представление о «портрете» потенциальных туристов выходного дня.

Одним из преимуществ социальных медиа в туризме является анализ реакции и взаимодействия аккаунтов с контентом. Профиль local_touristic относится к типу «Создатели» (рис. 1), т.к. создается и публикуется новый, авторский материал. При этом, у него существуют связи со всеми другими типами пользователей в социальных медиа, кроме «Неактивных».

Не менее важным является характер и свойства этих связей: взаимодействие аудитории и интернет-аккаунта проекта происходит постоянно с момента создания и по настоящее время (сообщения и комментарии); на local_touristic ссылаются люди в суточных публикациях (stories), что в совокупности говорит о стабильности и росте силы связей. Основными показателями, подтверждающими интенсификацию взаимосвязи профиля и пользователей, явля-

5 Федеральная служба государственной статистики. URL: gks.ru (Дата обращения: 02.01.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

85

Стр.79-90

СТЕПАНОВ Максим Андреевич

Рис. 3 - Основные статистические данные Instagram-профиля local_touristic за 2019 г.

Fig. 3 - Key statistics for Instagram profile local_touristic in 2019

ются качественные показатели платформы Instagram, такие как лайки (Likes), комментарии (Comments) и сохранения (Saves).

Медиаконтент проекта положительно воспринимается не только участниками профиля (количество лайков и сохранений превышает число подписчиков), но и вызывает интерес у значительной части интернет-сообщества - 102,2 тыс. человек (рис. 3). Показатель «просмотры профиля» отображает число «уникальных» профилей, которые не подписаны на аккаунт, но просматривали его контент.

Отношение пользователей к вопросам и проблемам, рассматриваемым в социальных медиа, является крайне важным индикатором лояльности интернет-сообщества. Например, если публикация с усадьбой Романовых в с. Захаровка Воловского района Липецкой области практически не вызвала интереса у аудитории, то прогресса в изменении данной ситуации ждать не стоит. «...Если идею поддерживают менее 10% людей, то не следует ожидать перемен. Понадобится невероятное количество времени, буквально сравнимое с возрастом Вселенной для того, чтобы мнение меньшинства стало общественным... Но, если число приверженцев каких-либо взглядов станет выше 10%, то идеи распространяются с космической скоростью» [18].

Данный тезис упоминается в исследовании социологов Политехнического института Ренсселира и в значительной степе-

ни характерен для распространения идей в социальных сетях. Поэтому, для понимания восприятия пользователями информации о туристско-рекреационных объектах в профиле local_touristic необходим анализ каждой публикации аккаунта с учетом различных эмпирических индикаторов [8].

Основными показателями, рассматриваемыми при оценке лояльности подписчиков к опубликованному контенту, послужили лайки, комментарии и сохранения к конкретной публикации в Instagram-профиле. При этом опираться только на них не стоит, т.к. следует сделать поправку на количество подписчиков. Важно понимать, что наиболее корректным будет сопоставление количества лайков, комментариев и сохранений с числом подписчиков на момент публикации в профиле-Instagram, а не с конечной величиной пользователей. Например, запись со 130 лайками при аудитории в 500 человек, и те же 130 при интернетсообществе в 3000 аккаунтов указывают на различный уровень лояльности аудитории к информации в социальных медиа.

Не стоит забывать, что значение отдельных показателей для оценки восприятия контента подписчиками выше, чем других. Лайкам большинство людей не придает принципиального значения, этот индикатор будет самым низким в исследовании. В комментариях пользователи задают вопросы создателю Instagram-профиля и могут выразить свое мнение или отно-

86

Современные проблемы сервиса и туризма

№ 1/2020 Том 14

шение к опубликов энной информации, что указывает на формирование у человека определенного взгляда на проблему. Од-наоо, нттк и^оиаот не ксегда и^ов^^в ^г^й^т ж^лнемелоныг^, поэтому данный й^1^ш^и-теаи будет важней предюдущеыо, но нстф-пает следующему. Сохранения являются ноиббаев цаниым и°от^с^а^ойб (особенно кит и зм е) и а^^ййде/^^овк оомл ьникти пон-нисотна к медивоонтеову, в.к. ^ийтом^ы этому енстрнменауеаиенЫейо в кмуram пользователь может сделать интернет-за-клыдту забнттрныо в а вшего ето мике р икон, ионНы ве ин^тсо т ^окд иoддннeкли сжи по-нтлиты ся кжоигиму.

Жт l<oppeотнpoвтн амйвpинaокик пота-зателей по их значимости введем поправочные коэффициенты: лайки получают коэффи-циинт Ы кдммeноновамД; уoxаонагиоф4.

Жи дцeнтк воспринтнт ией

конвыоти at cодтульоой аетк ^stagrai^ ними предложена формула:

п _ {k1tL)+{k2*c)+{k3tS) rL _ р ,

где: PL - относительный показатель лояльности публикации, L - лайки; C - комментарии; S - сохранения; F - количество подписчиков (Followers) на момент публикации; k - поправочные коэффициенты, k1 - к лайкам, k2 - к комментариям, k3 - к сохранениям.

Например, расчет относительногопока-зателялояльности к публикаНимо памятнике «Тепловские высоты» Поныровского района Курской области имеет следующий вид:

(1 * 634) + (2 * 19) + (3 * 44)

Р, =---------—______— --------- = 0,217

L 3169 ,

Полученные результаты были обработаны при помощи ГИС-программы QGIS 3,8, с построением картосхемы (рис. 4). Значения лояльности варьируются в широком диапазоне от минимального 0,029 (Успенский Храм в с. Рыбинские Буды, Обоянский район Курской области) до максимального 1,467 («Цветные озера», Железногорский район Курской области). Поэтому, целесообразным было распределить все объекты на категории с низким (0,029-0,090), средним (0,091-0,200) и высоким (0,201-1,467) относительным показателем лояльности.

Важно отметить, что восприятие аудиторией во многом зависело от того, какой аттрактивный объект был в публикации -например, церкви и храмы, бюсты и монументы имели меньшую привлекательность для подписчиков. Поэтому, автором была предложена типология всех объектов на 5 групп: 1) Памятники культовой архитектуры (соборы, церкви, храмы, костелы, святые источники); 2) Уникальные природные объекты (необычные формы рельефа, водоемы, заповедники, флора и тп.); 3) Памятники истории и гражданской архитектуры (монументы, стэллы, усадьбы, мельницы и др.); 4) Современные аттрактивные объекты (этнографические комплексы, объекты туристской инфраструктуры, памятники искусства и народного творчества); 5) Смешанный тип (сочетающие в себе несколько типов объектов, например, д. Александровка в Гла-зуновском районе Орловской области, где находится исток р. Оби и этнографический комплекс со славянскими идолами).

Наибольшие значения относительного показателя лояльности имеет категория «Уникальные природные объекты», что объясняется потребностями населения в смене привычных пейзажей их среды проживания (на большей части территории Центрального Черноземья сходный рельеф местности, а также флора и фауна). Следующими за ними идут категории: «Комплекс-еые тбъоеты» е ео четание нескольких видов туристска-ррсмпеционных ресурсов повышают их привлекательность у туристов; «Современные аттрактивные объекты» - часть находится вблизи областных центров и крупных населенных пунктов, что повышает их транспортную доступность населению, а также в большей степени, чем две следующие категории, удовлетворяют эстетические потребности основной половозрастной аудитории Instagram.

«Памятники истории гражданской архитектуры» и «Памятники культовой архитектуры» оказались наименее востребованными у подписчиков проекта local_ touristic, т.к. значительная часть данных историко-культурных ресурсов находится в разрушенном или неудовлетворительном материально-техническом состоянии, что снижает их эстетические свойства и ниве-

87

Стр.79-90

СТЕПАНОВ Максим Андреевич

/Липецк

Воронежа

Условные обозначения

® Областные центры — Границы областей Тип туристических объектов О Современные аттрактивные объекты О Памятники культовой архитектуры О Уникальные природные объекты О Памятники истории и гражданской архитектуры © Комплексные объекты (смешанный тип)

Относительный показатель лояльности

высокий

средний

низкий

Рис. 4 - ГИС-анализ туристических объектов Центрального Черноземья lnstagram-профиля local touristic

Fig. 4 - GIS analysis of tourist sites in Instagram profile local_touristic

лирует историческую и духовную ценность (многие имеют региональное и федеральное культурное значение).

Анализ медиаконтента и статистики профиля проекта позволил выявить основные рекреационные потребности потенциальных туристов, что в дальнейшем может способствовать продвижению местных туристских брендов.

Выводы

На современном этапе общество постоянно используют интернет и гаджеты в своей повседневной жизни. Поэтому, реклама в социальных сетевых медиа является одним из наиболее перспективных направлений маркетинга. Возможности социальных сетей могут широко использоваться для развития внутреннего туризма в регионах: продвижение местных брендов; информационно-просветительский контент по аттрактивным местам для подписчиков интернет-сообщества; блоги о новых экскурсионных маршрутах, базах отдыха, уникальных природных объектах; привлечение популярных спикеров и блогеров с большой аудиторией для рекламы региона

в других частях страны. Несмотря на достоинства, социальные медиа в маркетинге могут иметь и ряд недостатков (табл. 1).

Web-платформа Instagram является одной из наиболее перспективных для рекламы в туристкой сфере, благодаря популярности, доступности, простоте в использовании и широкому спектру возможностей.

Некоммерческий проект local_touristic является примером успешного продвижения локальных брендов и развития внутреннего туризма в регионе. Анализ деятельности их профиля позволил собрать статистическую информацию об аудитории (возраст, пол, место проживания) и их рекреационных потребностях.

Для оценки восприятия потенциальными туристами медиаконтента в Instagram возможно использование таких методов, как геоинформационный и математический. Расчеты относительного показателя лояльности аудитории к интернет-посту следует проводить с использованием поправочных коэффициентов для таких эмпирических показателей как лайки, комментарии и сохранения, сопоставляя с числом

88

Современные проблемы сервиса и туризма

№ 1/2020 Том 14

подписчиков web-платформы на момент публикации. Полученные данные позволяют выявить наиболее привлекательные туристско-рекреационные ресурсы региона.

Наиболее аттрактивными для жителей ЦЧР являются уникальные для макрорегиона природные и комплексные объекты (сочетающие на своей территории несколько видов туристских ресурсов).

Наименее привлекательными, несмотря на свою культурно-историческую ценность, являются памятники истории, гражданской и культовой архитектуры.

Проведенное исследование демонстрирует эффективность использования социальных сетей для создания медиаконтента, посвященного развитию внутреннего туризма.

Список источников

1. Быстрянцева Д.И., Щепина И.Н. Использование возможностей сообществ в социальных сетях для развития туризма в регионе // Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследования региональных рынков». Воронеж, 2016. С. 215-220.

2. Волкова Т.А. Фототуризм: история и тенденции развития // Успехи современного естествознания. 2019. №9. С. 103-112.

3. Данина М.М., Шаляпин А.А. Социально-психологический аспект исследования социальных сетей в Интернете // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2012. №3. С. 16-33.

4. Ефимова Г.З., Зюбан Е.В. Социальные сети как элемент социально-экономического развития постиндустриального общества // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Т.7. №6. С.1-13. DOI: 10.15862/118EVN615.

5. Исаева М.Б. Влияние социальных сетей на развитие туризма на примере Facebook // Электронный научноэкономический журнал «Стратегии Бизнеса». 2017. №7(39). С. 23-26.

6. Лебедев П.А., Петухова С.И. Социальные медиа: показатель развития информационного общества? // Мониторинг общественного мнения. 2010. №5. С. 16-25.

7. Левашева М.В., Петрухин Н.В., Силаев А.С. Перспективы реализации недельного рекреационного цикла населения Иркутской городской агломерации // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Науки о Земле. 2018. Т.24. С. 53-69.

8. Петухов К.А. Взаимодействие с заинтересованными сторонами в социальных сетях как форма социально ответственного поведения компаний // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2014. №2(18). С. 133-141.

9. Степанов М.А. Особенности формирования имиджа и бренда территории // Актуальные вопросы наук о Земле в концепции устойчивого развития Беларуси и сопредельных государств. Сб. мат. V Междунар. науч.-практ. конф. (Гомель, 28-29.11.2019). Ч.2. Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2019. С. 303-312.

10. Степанов М.А. Основные проблемы и тенденции развития внутреннего туризма (на примере Курской области) // Актуальные проблемы развития российской экономики и управления: Сб. науч. ст. II Всерос. науч.-практ. конф., 17.12.2019 / Ю.П. Грабоздин (отв. ред.), А.В. Павлова и др. Самара: СГСПУ, 2019. С. 82-89.

11. Степанов М.А. Оценка степени реализации ФЦП «Развитие въездного и выездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» в Центральном Черноземье // Вестник МГОУ. Сер.: Естественные науки. 2019. №1. С. 112-123. DOI: 10.18384/2310-7189-2019-1-112-123.

12. Степанов М.А. Ретроспектива туристско-рекреационных исследований потенциала Центрального Черноземья: экономико-географический аспект // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. География. Геология. 2019. Т.5(71). №3. С. 99-115.

13. Фахертдинова Д.И. Петрова А.А., Халилов А.Р. «Прогулка по old Kazan» - инновационный авторский проект в туризме Республики Татарстан // Развитие инновационной экономики: достижения и перспективы: Мат. VI междунар. науч.-практ. конф. М.: Московский ун-т им. С.Ю. Витте, 2019. С. 493-500.

14. Фахертдинова Д.И., Блинов М.А. Эргономичность информационных технологий в развитии туристической индустрии Республики Татарстан // Актуальные проблемы развития туризма и индустрии гостеприимства: Сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. Казань: Казанский кооперативный ин-т, 2018. С. 94-97.

15. Чулов Д.А. Брендинг и территориальное развитие в туризме: взаимодействие со СМИ и потребителем // Сервис в России и за рубежом. 2015. №5(61). С. 140-157.

16. Чэнь Д. Социальные сетевые медиа и социальные сети в концепциях американских и российских исследователей // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2012. №3. С. 223-230.

17. Castells M. The Rise of the Network Society: The Information Age: Economy, Society, and Culture. Wiley, 2010. 597 p.

18. Xie J., Sreenivasan S., Korniss G., Zhang W., Lim C., Szymanski B. Social consensus through the influence of committed minorities // Physical Review E. 2011. Vol.84. Iss.1. DOI: 10.1103/PhysRevE.84.011130.

References

1. Bystrjanceva, D. I., & Shhepina, I. N. (2016). Ispol'zovanie vozmozhnostej soobshhestv v social'nyh setjah dlja razvitija turizma v regione [Using the opportunities of communities in social networks for the tourism development in the region]. Aktual'nye problemy issledovanija regional'nyh rynkov [Actual problems of Regional Markets Research]: Collection of articles of the All-Russian scientific-practical conference. Voronezh, 215-220. (In Russ.).

89

Стр.79-90

СТЕПАНОВ Максим Андреевич

2. Volkova, T. A. (2019). Fototurizm: istorija i tendencii razvitija [Phototourism: History and development trends]. Uspehisovremennogo estestvoznanija [The Modern Science Successes], 9, 103-112. (In Russ.).

3. Danina, M. M., & Shaljapin, A. A. (2012). Social'no-psihologicheskij aspekt issledovanija social'nyh setej v Internete [Socio-psychological aspect of the researching the social networks]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 10. Zhurnalistika [Bulletin of Moscow University. Series 10. Journalism], 3, 16-33. (In Russ.).

4. Efimova, G. Z., & Zjuban, E. V. (2015). Social'nye seti kak element social'no-ekonomicheskogo razvitija postindustrial'nogo obshhestva [Social networks as an element of the socio-economic development of post-industrial society]. Naukovedenie [Science Study], 7(6), 1-13. DOI: 10.15862/118EVN615. (In Russ.).

5. Isaeva, M. B. (2017). Vlijanie social'nyh setej na razvitie turizma na primere Facebook [The impact of social networks on tourism development through the example of Facebook]. Strategii Biznesa [Business Strategy], 7, 23-26. (In Russ.).

6. Lebedev, P. A., & Petukhova, S. I. (2010). Social'nye media: pokazatel' razvitija informacionnogo obshhestva? [Are the social media an indicator of the information society development?]. Monitoring obshhestvennogo mnenija [Public Opinion Monitoring], 5, 16-25. (In Russ.).

7. Levasheva, M. V., Petrukhin, N. V., & Silaev, A. S. (2018). Perspektivy realizacii nedel'nogo rekreacionnogo cikla naselenija Irkutskoj gorodskoj aglomeracii [Prospects for the weekly recreational cycle of the population in Irkutsk city agglomeration]. Izvestija Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Nauki o Zemle [Proceedings of Irkutsk State University. Series: Earth Sciences], 24, 53-69. (In Russ.).

8. Petukhov, K. A. (2014). Vzaimodejstvie s zainteresovannymi storonami v social'nyh setjah kak forma social'no ot-vetstvennogo povedenija kompanij [Interaction with stakeholders in social networks as a form of socially responsible behavior of companies]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofija. Psihologija. Sociologija [Bulletin of Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology], 2, 133-141. (In Russ.).

9. Stepanov, M. A. (2019). Osobennosti formirovanija imidzha i brenda territorii [Image and brand of the territory: features of creation]. Aktual'nye voprosy nauk o Zemle v koncepcii ustojchivogo razvitija Belarusi i sopredel'nyh gosudarstv [Actual issues of Earth sciences considering Belarus and neighboring countries sustainable development]: Collection of materials of the V International Scientific and Practical Conference (Gomel, November 28-29, 2019) Part 2. Gomel: GSU named after F. Scorins, 303-312. (In Russ.).

10. Stepanov, M. A. (2019). Osnovnye problemy i tendencii razvitija vnutrennego turizma (na primere Kurskoj oblas-ti) [The main problems and development trends of domestic tourism (through the example of Kursk region)]. Aktual'nye problemy razvitija rossijskoj ekonomiki i upravlenija [Development of the Russian economy and management: Current Challenges]: Collection of articles of the II All-Russian scientific-practical conference (December 17, 2019). Samara: SSSPU, 82-89. (In Russ.).

11. Stepanov, M. A. (2019). Ocenka stepeni realizacii FCP «Razvitie v'ezdnogo i vyezdnogo turizma v Rossijskoj Federacii

(2011-2018 gody)» v Central'nom Chernozem'e [Assessing the realization level of Federal Target Program «Development of entry and internal tourism in Russian Federation (2011-2018)» in the Central Black Soil Zone]. Vestnik MGOU. Serija: Estestvennye nauki [Bulletin of MGOU. Series: Natural Sciences], 1, 112-123. doi: 10.18384/2310-7189-2019-1-112-123. (In Russ.).

12. Stepanov, M. A. (2019). Retrospektiva turistsko-rekreacionnyh issledovanij potenciala Central'nogo Chernozem'ja: ekonomiko-geograficheskij aspekt [Retrospective of tourism and recreational researches of the Central Black Soil Zone of Russia: The economic and geographical aspect]. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Geografija. Geologija [Scientific notes of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Geography. Geology], 5(3), 99-115. (In Russ.).

13. Fahertdinova, D. I., Petrova, A. A., & Khalilov, A. R. (2019). “Progulka po old Kazan" - innovacionnyj avtorskij proekt v turizme Respubliki Tatarstan [“Walking along old Kazan" - an innovative author's project in the tourism of the Republic of Tatarstan]. Razvitie innovacionnoj ekonomiki: dostizhenija i perspektivy [Innovative Economy Development: Achievements and prospects]: Collection of materials of the VI international scientific and practical conference, 493-500. (In Russ.).

14. Fahertdinova, D. I., & Blinov, M. A. (2018). Ergonomichnost' informacionnyh tehnologij v razvitii turisticheskoj industrii Respublike Tatarstan [Ergonomics of information technology in the development of the tourism industry in the Republic of Tatarstan]. Aktual'nye problemy razvitija turizma i industrii gostepriimstva [Tourism and the hospitality industrY: The actual issues of the development]: Collection of scientific articles of the International scientific-practical conference. Kazan: Kazan Cooperative Institute, 94-97. (In Russ.).

15. Chulov, D. A. (2015). Brending i territorial'noe razvitie v turizme: vzaimodejstvie so SMI i potrebitelem [Branding and territorial development in tourism: interaction with the media and consumers]. Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad], 5, 140-157. (In Russ.).

16. Chjen', D. (2012). Social'nye setevye media i social'nye seti v koncepcijah amerikanskih i rossijskih issledovatelej [Social network media and social networks in the concepts of American and Russian researchers]. Vestnik SPbGU. Jazyk i literatura [Bulletin of St. Petersburg State University. Language and Literature], 3, 223-230. (In Russ.).

17. Castells, M. (2010). The Rise of the Network Society: The Information Age: Economy, Society, and Culture, Wiley.

18. Xie, J., Sreenivasan, S., Korniss, G., Zhang, W., Lim, C., & Szymanski, B. (2011). Social consensus through the influence of committed minorities. Physical Review, 84(1). doi: 10.1103/PhysRevE.84.011130.

90

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.