Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: УСПЕШНЫЙ ОПЫТ ПРОДВИЖЕНИЯ «ОТВ» (ЧЕЛЯБИНСК) И «ОТВ» (ЕКАТЕРИНБУРГ)'

РЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: УСПЕШНЫЙ ОПЫТ ПРОДВИЖЕНИЯ «ОТВ» (ЧЕЛЯБИНСК) И «ОТВ» (ЕКАТЕРИНБУРГ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
563
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ПАБЛИКИ ТЕЛЕКАНАЛОВ / ПРОДВИЖЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-АУДИТОРИЯ / RUSSIAN TELEVISION / REGIONAL TELEVISION / PUBLIC TELEVISION CHANNELS / SOCIAL NETWORKS / PROMOTION / INTERNET AUDIENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Софьина Елизавета Валерьевна, Журавлева Анна Аркадьевна

Статья посвящена анализу продвижения регионального телевидения в социальных сетях на примере пабликов челябинского телеканала «ОТВ» и екатеринбургского телеканала «ОТВ». Наиболее рейтинговыми и значимыми социальными сетями для челябинского телеканала стали ВКонтакте, YouTube, Одноклассники и Instagram, а для екатеринбургского - YouTube, Instagram и ВКонтакте. В ходе исследования авторы стремятся выявить наиболее успешные стратегии продвижения телеканалов в социальных сетях и наиболее эффективные методы работы с интернет-аудиторией пабликов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Софьина Елизавета Валерьевна, Журавлева Анна Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL TELEVISION ON SOCIAL NETWORKS: SUCCESSFUL EXPERIENCE OF PROMOTION «OTV» (CHELYABINSK) AND «OTV» (EKATERINBURG)

The article is devoted to the analysis of the promotion of regional television in social networks on the example of the publics of the Chelyabinsk TV channel “OTV” and the Yekaterinburg TV channel «OTV». The most rated and significant social networks for the Chelyabinsk TV channel were VKontakte, YouTube, Odnoklassniki and Instagram, and for the Yekaterinburg channel, YouTube, Instagram and VKontakte.In the course of the study, the authors seek to identify the most successful strategies for promoting TV channels in social networks and the most effective methods of working with the Internet audience of publics.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: УСПЕШНЫЙ ОПЫТ ПРОДВИЖЕНИЯ «ОТВ» (ЧЕЛЯБИНСК) И «ОТВ» (ЕКАТЕРИНБУРГ)»

УДК 070 DOI: 10.24411/1999-5407-2020-10408

РЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: УСПЕШНЫЙ ОПЫТ ПРОДВИЖЕНИЯ «ОТВ» (ЧЕЛЯБИНСК) И «ОТВ» (ЕКАТЕРИНБУРГ)

Е. В. Софьина

Челябинский государственный университет, Челябинск

А. А. Журавлева

Челябинский государственный университет, Челябинск

Статья посвящена анализу продвижения регионального телевидения в социальных сетях на примере пабликов челябинского телеканала «ОТВ» и екатеринбургского телеканала «ОТВ». Наиболее рейтинговыми и значимыми социальными сетями для челябинского телеканала стали ВКонтакте, YouTube, Одноклассники и Instagram, а для екатеринбургского - YouTube, Instagram и ВКонтакте. В ходе исследования авторы стремятся выявить наиболее успешные стратегии продвижения телеканалов в социальных сетях и наиболее эффективные методы работы с интернет-аудиторией пабликов.

Ключевые слова: отечественное телевидение, региональное телевидение, социальные сети, паблики телеканалов, продвижение, интернет-аудитория.

Социальные сети, как система массовой коммуникации, сегодня является самой часто посещаемой платформой для общения пользователей. С каждым годом расширяются возможности, возрастает значимость социальных сетей для пользователей. Именно поэтому некоторые группы телеканалов в социальных сетях уже становятся полноценными средствами массовой информации, специфику работы которых определяет новая технологическая среда, ставшая важнейшей коммуникационной площадкой XXI века и диктующая новые условия не только СМИ, но и медиарынку в целом. Сегодня интернет-аудитория может самостоятельно отбирать информацию и активно участвовать в работе средств массовой информации - от простого диалога и обсуждений до размещения собственных видеоматериалов и отстаивании своего мнения в решении важных социальных проблем.

Цель исследования: рассмотреть паблики челябинского «ОТВ» и екатеринбургского «ОТВ» в социальных сетях и сравнить стратегии их продвижения, выявив приоритетные направления, а также определить полноту использования телеканалами возможностей, предоставляемых социальными сетями.

Методы исследования: структурно-функциональный метод, статистический анализ, наблюдение, метод описания, сравнительный анализ, дедуктивный метод, обобщение, синтез. Структурный принцип и системный подход являются методологической базой и применяются в ходе всего исследования.

Изучением социальных сетей активно занимались и продолжают заниматься очень многие исследователи. Необходимо отметить работу А. Г. Мирумян, в которой были выделены основные функции социальных сетей - коммуникативная, развлекательная, информационная и коммерческая [6], статью А. С. Воронкина [2], где социальные сети изучались в формально-содержательном, эволюционном и других аспектах, диссертационное исследовании А. Е. Джазояна «Трансформация журналистской деятельности в современном медиапространстве» [3], где уделено

значительное внимание проблемам влияния социальных сетей на журналистику, а также одно из последних исследований - статью Т. Ф. Мельникой, Р. Н. Азнабаевой и Н. М. Конкабаевой [5], в которой соцсети рассматриваются как средство массовой коммуникации в современном обществе. Обширных же научных исследований, посвященных изучению взаимодействия регионального телевидения и социальных сетей, не так много. В 2013 году диссертационное исследование Л. А. Биткова [1] стало одним из первых, посвященных анализу результатов выхода телевидения на площадки социальных сетей. В 2018 году вышла статья Г. Г. Щепиловой и Л. А. Кругловой [11], исследующая специфику взаимодействия телевидения и социальных сетей. Среди научных работ, посвященных челябинскому телевизионному рынку можно отметить работу молодого исследователя Т. С. Калининой «Региональные телевизионные СМИ и их продвижение через социальные сети» [4]. В нашей статье мы продолжим исследовать развитие регионального телевидения в социальных сетях на примере двух уральских телеканалов - «ОТВ-Челябинск» и «ОТВ-Екатеринбург».

Телеканал «ОТВ» челябинского телевидения, в сравнении с другими каналами региона - «Южным Уралом», «31 каналом», «СТС-Челябинск», является более молодым, он начал вещание в 2003 году. Согласно рейтингу «Делового квартала», в 2014 году телеканал находился на 15 месте по доле зрителей среди всех эфирных телеканалов, выходящих в Челябинске и Челябинской области [8]. В 2020 году в ТОП-20 самых цитируемых СМИ Челябинской области (за I квартал) сайт телеканала 1obl.ru занял 2-ое место [10]. В настоящее время «ОТВ» осуществляет активное продвижение своего телеканала в пяти социальных сетях - ВКонтакте, Одноклассниках, YouTube, Facebook, Instagram, а также имеет свои страницы в Twitter и месенджере Telegram.

Прежде чем начать анализ продвижения челябинского и екатеринбургского «ОТВ» в социальных сетях, необходимо определить критерии, по которым мы будем исследовать различные паблики телеканалов: а) год создания группы телеканала в соцсети; б) число подписчиков паблика; в) контент сообществ, его периодичность, тематическое разнообразие; г) дизайн пабликов в соцсетях; д) связь с аудиторией и способы продвижения телеканала - флешмобы, конкурсы, опросы и др.

Челябинский телеканал «ОТВ» пришел в социальные сети в 2011 году. Его первой официальной группой стала страница ВКонтакте, на которую сегодня подписано 64,2 тыс. человек. Все статистические данные по пабликам, указанные в статье, были собраны в июне-июле 2020. Все записи в группе выстроены по единому для многих региональных телеканалов структурному принципу: заголовок, краткое описание и ссылка на сюжет с официального сайта - 1 obl.ru. Контент в группе ежедневно обновляются. В ленте новостей можно увидеть не только текстовые записи, но также видеоматериалы и анимацию. Спектр тем чрезвычайно широк - от остросоциальных публикаций до материалов развлекательного характера: тестов, гороскопов, курьезных новостей и т. д. Периодичность выхода публикаций в сутки - 25 материалов (в среднем). Количество просмотров в день варьируется от 2 тыс. до 6 тыс., в зависимости от важности и резонансности размещаемых новостей. Связь с аудиторией в паблике активно поддерживается, новости сопровождаются обсуждениями в комментариях подписчиками группы. Лайки и репосты также присутствуют под постами паблика, однако их количество, по сравнению с общим числом подписчиков, не столь велико, тем не менее, этот аудиторный отклик находится в общем русле тенденций, характерных для новостных пабликов ВКонтакте в целом - снижение общего количества лайков и комментариев к «среднестатистическим» новостям.

В паблике челябинского «ОТВ» имеется два «обсуждения»:

1) «Тема для наших правил»: здесь можно познакомиться с правилами сообщества, тема закреплена и закрыта;

2) «Тема для ваших новостей» (в настоящий момент - 182 сообщения): здесь любой посетитель может оставить свою новость и таким образом принять участие в выпуске новостей.

В сообществе телеканала постоянно размещается интерактивно настроенный контент, проводятся разнообразные конкурсы для подписчиков. Имеются пять кнопок в меню группы для быстрого перехода по темам. В настоящее время это следующие темы:

1) «Все о Covid-19»: перейдя по ней, пользователь получит подробную и актуальную информацию о вирусе, а также узнает номера горячих линий в регионе и стране.

2) «Время новостей»: при переходе на эту страницу пользователь получает доступ к ежедневным выпускам новостей в полной версии.

3) «Тесты»: при переходе к этой теме пользователю открывается окно с ссылками на все актуальные тесты. В настоящий момент в группе представлены два теста: «Насколько хорошо вы знаете основы Конституции России?» и «Что вызнаете про Деда Мороза?».

4) «Болеем за Трактор»: перейдя в этот раздел, аудитория получает информацию о трансляциях хоккейных матчей «Трактора» и может перейти по ссылке, предоставленной для их просмотра в онлайн-режиме.

5) «Статьи»: при выборе этой темы пользователь попадает в «библиотеку» материалов, написанных журналистами телеканала специально для группы ВКонтакте. Их можно отсортировать по дате публикации, либо по рейтингу (от самой интересной - к менее интересной).

Осенью 2020 года две из этих пяти тем - «Тесты» и «Статьи» - были удалены из паблика.

В разделе «Видеозаписи» находятся специальные репортажи, записи прямых трансляций и разнообразные сюжеты, каждый пользователь самостоятельно сможет найти нужный ему телевизионный материал. В описании группы также размещены ссылки на разнообразные онлайн-площадки телеканала: группы в других соцсетях, сайт, страницы отдельных популярных телепрограмм канала ВК и др. В «Контактах» паблика указаны редактор новостей, менеджер по рекламе, а также размещены адрес электронной почты и номер телефона, по которому можно связаться с редакцией.

«ОТВ» основал свой канал на YouTube в августе 2011-го года и за 9 лет набрал 16,6 миллиона просмотров и 27301 подписчика. В хронике канала содержатся как новостные выпуски (полный вариант), так и отдельные сюжеты, а также отдельные рубрики и авторские программы телеканала. В разделе «О канале» можно найти ссылки на паблики телеканала в других социальных сетях, а по указанному в описании номеру сообщить о новой, эксклюзивной новости журналистам телеканала.

В 2014-м году паблик челябинского «ОТВ» появился в «Одноклассниках», в настоящее время здесь свыше 17 тысяч участников (темы: 46894, фото: 32449, видео: 2557). Данная группа, несмотря на то, что новостной контент постоянно пополняется свежими материалами, полностью дублирует (и идейно, и содержательно, и стилистически) паблик телеканала ВКонтакте. Связь с аудиторией на этой медиаплощадке вполне успешно осуществляется, подписчики принимают активное участие в обсуждении новостей: ставят оценки, оставляют комментарии к новостям, делают репосты. Как и паблике ВК, аудитории предлагается поучаствовать в информационном наполнении телеканала: любой пользователь может поделиться с телеканалом своей интересной новостью. В описании группы также указаны номера телефонов, по которым можно дозвониться в редакцию. Кроме того, под описанием находится ссылка на сервис сайта «Онлайн ТВ» - площадка, на которой размещаются актуальные анонсы в режиме реального времени.

«ОТВ-Челябинск» имеет и собственный Instagram, на который сегодня подписано 13453 человека, а число публикаций составляет более 3-х тысяч. Для максимального

облегчения поиска необходимой информации введен тематический рубрикатор: спорт, погода, персона, общество, происшествия, общество.

Instagram-платформа телеканала также представлена достойно, контент постоянно обновляется: главные региональные новости, спортивные новости, краткие анонсы сюжетов, прогноз погоды. Публикации представлены как в текстовом варианте, так и видеоформате. Выкладываются наиболее интересные сюжеты, показанные телеканалом в выпусках новостей. Тематическое наполнение так же, как и в группе ВКонтакте, достаточно разнообразно: политика, социальные проблемы, культура и другие темы, различные советы, рекомендации и др. Достаточно редко в данном паблике появляется реклама.

Отклик от подписчиков на этой медиаплощадке телеканала больше, чем у группы во ВКонтакте: большое количество просмотров, лайков и комментариев. Этому способствует активное размещение важной ежедневной информации, публикуемой в историях, сохраненные прямые эфиры и «вечные сторис», а также возможность посмотреть так называемые сериалы (длинные сюжеты) в Instagram. Для привлечения аудитории, активизации внимания и удержания ее в своем информационном поле «ОТВ-Челябинск» проводит в этой соцсети конкурсы, розыгрыши призов, разнообразные акции и др. Раздел «Актуальное» на странице телеканала помогает узнать интернет-аудитории информацию о нынешних и предстоящих конкурсах и акциях. Как и в предыдущих пабликах телекананала, здесь также есть свой «интерактивный набор» для пользователя: любой желающий, сделавший красивое фото города, сможет стать одним из авторов Instagram-аккаунта телеканала. Фотография будет размещена в группе. Instagram телеканала вполне успешен и отвечает всем запросам современной аудитории.

Группа челябинского «ОТВ» в Facebook была открыта в апреле 2011 года, сегодня на нее подписано 3075 человек. Однако этот результат нельзя назвать успешным, как и выбранную стратегию продвижения телеканала в этой социальной сети - дублирование новостного контента с сайта телеканала. Также традиционно и стандартно оформление публикаций в группе - заголовок и ссылка на источник. На стратегические просчеты указывает и отсутствие обратной связи: пользователи не оставляют свои комментарии и оценки к новостям.

В описании паблика есть интерактивная кнопка «Отправить сообщение», с помощью которой пользователь-очевидец может поделиться своей новостью и прислать пожелания, предложения в группу. Для максимального удобства подписчиков все важные фото- и видеоматериалы вынесены в специальный раздел.

В 2011 году телеканал запустил свой Twitter, на который с 2011 по 2018 годы подписалось 5320 человек. Но с 2018 года редакция телеканала остановила информационное пополнение и обновление этой медиаплощадки. Принцип работы этой группы был тот же, что и паблика в Facebook: копирование новостного контента с сайта и стандартное оформление новости.

Необходимо отметить, что «ОТВ» совсем недавно, в марте 2020 года, начал развивать свой канал в месенджере Telegram, девиз которого - «Только важное», сегодня его активно читают 295 человек. Содержание телеграм-канала мало чем отличается от других пабликов телеканала в социальных сетях, но стоит отметить, что в нем чаще используется форма тезисного информирования без ссылки для перехода на сайт с новостью. Это визуально и содержательно значительно облегчает информацию, аудитории становится намного удобнее ее читать и легче воспринимать. Обновление происходит ежедневно: 8-10 сообщений в сутки (в среднем).

Итак, приоритетными, опорными социальными сетями для продвижения челябинского «ОТВ» являются ВКонтакте, YouTube, Одноклассники, Instagram и Facebook. Лидерами по количеству подписчиков и активности ведения самих пабликов стали медиаплощадки

телеканала во ВКонтакте, на YouTube, в Одноклассниках и Instagram. Паблики в этих социальных сетях демонстрируют отличный контакт со своей аудиторией: подписчики активны, с ними есть обратная связь, аудитория пабликов постоянно растет, SMM-сотрудники телеканала грамотно используют все возможности платформ. «ОТВ» успешно развивается, расширяет зону своего влияния, активно наращивает аудиторию и увеличивает количество молодых интернет-зрителей, вовлекая их в информационное поле телеканала. Ведущие паблики телеканала функционируют как самостоятельные медиаплатформы - онлайновые аналоги традиционного телевизионного СМИ в социальных сетях. Среди телеканалов челябинского телевидения, «ОТВ» - наиболее динамично развивающийся канал, продвижение которого в социальных сетях может служить примером для других региональных медиа.

Рассмотрим теперь деятельность в социальных сетях телеканала «ОТВ-Екатеринбург», основанного в декабре 1997 года. Его полное название -Свердловское областное телевидение. В рейтинге фонда ВЦИОМ за 2019 год данный телеканал занимал 14 место по популярности среди всех телеканалов, выходящих в телеэфир Екатеринбурга и Свердловской области, имея при этом долю зрителей 36% [7], а в рейтинге Медиалогии ТОП-25 самых цитируемых СМИ Свердловской области (I квартал 2020 года) телеканал занимает 16 место [9]. В настоящее время «ОТВ» ведет продвижение в семи социальных сетях и месенджерах: YouTube, Twitter, ВКонтакте, Facebook, Одноклассниках, Instagram и Telegram.

В марте 2009 года на видеохостинге YouTube была запущена первая интернет-площадка свердловского областного телевидения, которая активно развивается и сегодня. Летом 2020 года YouTube-канал «ОТВ» набрал свыше 5,2 миллиона просмотров и 57322 подписчика. На странице канала имеется раздел с плейлистами, что значительно облегчает поиск и просмотр нужного видео. Ежедневно в онлайн-эфир YouTube-канала «ОТВ» выходит вечерний выпуск новостей, который транслируется одновременно и на сайте obltv.ru. Помимо этого, на канале три раза в неделю размещаются небольшие видео для научно-познавательной рубрики «Проверь себя», хронометраж - от 1 до 2 минут. Совсем недавно данная рубрика начала дублироваться и в профиле телеканала в Instagram.

В 2010 году «ОТВ» открыл свою группу в Twitter. Несмотря на то, что многие страницы других аудиовизуальных СМИ на этой платформе перестают существовать, областное телевидение Свердловской области уже 10 лет продолжает информировать своих читателей в Twitter обо всех самых актуальных новостях. Профиль телеканала в Twitter активно читают 3468 человек, и это несмотря на то, что выкладываемые новости тождественны с новостным контентом его сообществ в других социальных сетях.

Внешний вид публикаций в силу специфики данной медиаплощадки незначительно изменен: описание новостной заметки минимально, однако на смену ему приходят несколько хэштегов для быстрого доступа к записям этой же темы. Оценки и комментарии читатели оставляют редко. Для обратной связи здесь не указаны контакты, что является незначительным, но все же недостатком.

Наиболее активная деятельность телеканала сегодня ведется в группе ВКонтакте, которая была основана в январе 2011 года. Количество подписчиков группы в 2020 году - 15847 человек. Здесь, как и у челябинского телеканала «ОТВ», можно сразу заметить серьезный подход к дизайну страницы, наполнению группы и использованию в полной мере всех возможностей данной медиаплощадки. В меню группы располагаются следующие кнопки быстрого доступа к основным разделам страницы:

1) «Видео»: при переходе пользователь попадает на страницу с альбомами, в которых размещены видеозаписи группы. Все максимально удобно систематизировано

и сгруппировано; видеоматериалы подписаны в соответствии с их тематикой и хронологическим порядком;

2) «Фотоальбомы»: данный раздел предоставляет пользователю доступ к большому количеству фотоальбомов на разнообразную тематику: «9 мая. Команда ОТВ за работой», «Пасха 2020», «Суворовцы на ОТВ», «Куклы» и др.;

3) «Статьи»: здесь в печатном формате размещены материалы о главных новостях в стране и регионе. Стоит отметить, что на данный раздел подписаны 13 831 человек;

4) «Обсуждения»: всего в данном разделе 11 «обсуждений», однако их количество может меняться, потому что каждое из них - это программа телепередач одного дня, и, как правило, обсуждения выкладывают на 10 дней вперед, а устаревшие удаляют. С нашей точки зрения, это очень интересный и удобный интерактивный раздел, преследующий цель - большой охват целевой аудитории и привлечение новых заинтересованных интернет-зрителей.

Программа передач телеканала также продублирована в разделе «Файлы» группы «ОТВ» во ВКонтакте. В разделе «Ссылки» у сообщества имеются ссылки для перехода на официальные страницы «ОТВ» в других социальных сетях, а также ссылки на шоу и программы, которые выходят на «ОТВ»:

1) «События. Итоги дня» - вечернее шоу, которое выходит по будням с 19:00 до 21:30 на «ОТВ», в нем ведущие вместе с жителями региона обсуждают самые громкие события минующего дня;

2) «Урал. Третий тайм» - программа, посвященная футболу, в центре внимания которой - футбольный клуб «Урал», сильнейшая команда Свердловской области. В выпусках ведется разбор домашних игр, рассказывается об игроках команды, которые приглашаются в студию, анонсируются новые матчи и др.;

3) «Национальное измерение» - программа-долгожитель о традициях и культуре разных народов, которая уже 15 лет выходит в эфир (по субботам и вторникам в 12:00).

Помимо этого, в контактах группы ВК указаны трое сотрудников: менеджер для обратной связи, редактор и контент-редактор. Благодаря грамотной и слаженной работе этих сотрудников в группе адекватно настроена коммуникация с подписчиками, которые активно участвуют в обсуждениях, оценивают посты и проходят предлагаемые опросы.

С марта 2011 года екатеринбургское «ОТВ» ведет и паблик телеканала в Facebook, на который сегодня подписаны 2150 человек, отметившие его 1951 раз как «понравившийся». Дизайн этого профиля более скромный, чем, например, у групп телеканала ВКонтакте и Instagram. Несмотря на то, что новости здесь обновляются точно так же, как и на других площадках, большой работы по продвижению паблика в Facebook редакция не ведет, заполнение данных профиля ограничено только ссылкой на официальный сайт и указанием региона.

Группа екатеринбургского телеканала «ОТВ» в социальной сети Одноклассники была создана немного позднее, в 2012 году. Сегодня участников в группе 1711 человек, при этом контент настроен абсолютно так же, как и во ВКонтакте: ежедневное обновление новостей, фото и видео разделены на альбомы, имеется 25 тем для обсуждения, в которых, однако, комментарии, оценки и репосты практически отсутствуют. В меню группы размещены номер телефона редакции и электронная почта для обратной связи, а также предложение для интернет-аудитории о размещении собственных новостей.

Наиболее же стремительно развивающаяся медиаплатформа канала «ОТВ» - это его группа в Instagram. Работа по наращиванию аудитории и продвижению телеканала в этой соцсети началась в 2013 году, и за 7 лет вместе с «ОТВ» за новостями стали следить 18755 человек. В профиле опубликованы почти 2000 журналистских материалов различной тематической и функциональной направленности. В «историях» ежедневно размещаются ссылки на новости с сайта, а в «актуальном» закреплены два блока с видео:

1) «Коронавирус»: здесь закреплены фото- и видеопамятки о том, насколько важно оставаться дома, а также телефоны горячих линий и спецслужб;

2) «Как смотреть ОТВ»: памятка для телезрителей, которые смотрят «ОТВ» с помощью кабельного и спутникового телевидения, а также для тех, кто «выбросил телевизор». Даны ссылки на сайт obltv.ru или на YouTube-канал, где можно смотреть онлайн-трансляцию телеканала.

На странице также размещены три кнопки быстрого доступа:

1) «Подписаться»: обязательная кнопка, необходимая для того, чтобы стать подписчиком группы и видеть в своей новостной ленте новые публикации и истории профиля;

2) «Написать»: кнопка для перехода в диалог с профилем телеканала;

3) «Контакты»: здесь можно увидеть номер телефона и электронную почту редакции (для связи альтернативным способом).

Месенджер Telegram - последняя, самая молодая медиаплощадка телеканала, работу на которой началась с сентября 2016 года; однако в настоящее время здесь всего 50 подписчиков. Лента на канале обновляется каждый час, и она кардинально отличается от того, что наполняет другие социальные сети телеканала. Например, записи могут быть следующими: прогноз погоды на ближайшие несколько дней, статистика об эпидемиологической обстановке и анализах на COVID-19 и др. В целом подобный формат размещения контента для этой медиаплатформы вполне уместен, группа информационно не перегружена.

Итак, исследуя работу пабликов Свердловского областного телевидения в важнейших для вещателя социальных сетях, можно с уверенностью сказать, что наиболее рейтинговыми и опорными для продвижения телеканала в Интернете являются YouTube, Instagram и ВКонтакте, публикации и видеоматериалы в которых интегрированы в контентную политику телеканала и полностью соответствуют ей. Паблики же в других трех соцсетях - Twitter, Facebook, Одноклассники и месенджере Telegram не играют столь важной роли в расширении аудитории телеканала и сферы его влияния. Выкладываемый на этих площадках контент, за исключением Telegram-канала, полностью дублирует новостную повестку из сообществ ведущих социальных сетей. Тройка же лидеров максимально задействована телеканалом и может гарантировать свердловскому областному телевидению прирост интернет-аудитории, дополнительную заинтересованность, именно для этого в пабликах соцсетей вводятся дополнительные рубрики, происходит активное взаимодействие с аудиторией посредством опросов, анкет, викторин, интерактивных конкурсов и других мероприятий, проводимых сообществами. Кроме того, «ОТВ-Екатеринбург», как и челябинский телеканал «ОТВ», поощряет дальнейшее расширение своего онлайн-присутствия и использование новых площадок, стремительно появляющихся в современном медиапространстве. Оба телеканала стараются максимально использовать технические возможности ведущих социальных сетей, рерайтить контент под каждую из них, постоянно быть на связи со своими подписчиками, что способствует увеличению охватов аудитории пабликов, которые могут стать полноценной заменой традиционным оффлайновым телевизионным СМИ в интернет-пространстве.

Список литературы

1. Битков, Л. А. Специфика телевизионного вещания в социальных сетях в Интернете : специальность 10.01.10 «Журналистика» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Битков Лев Алексеевич ; Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. -Екатеринбург, 2013. - 23 с. - Текст : непосредственный.

2. Воронкин, А. С. Социальные сети: эволюция, структура, анализ / А. С. Воронкин. -Текст : непосредственный // Образовательные технологии и общество. - 2014. - Т. 17.-№ 1. - С. 650-675.

3. Джазоян, А. Е. Трансформация журналистской деятельности в современном медиапространстве : специальность 10.01.10 «Журналистика» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Джазоян Ашот Егишеевич. - Москва, 2014. - 32 с. - Текст : непосредственный.

4. Калинина, Т. С. Региональные телевизионные СМИ и их продвижение через социальные сети // Т. С. Калинина. - Текст : непосредственный / Медиасреда. - 2017. -№ 12. - С. 156-164.

5. Мельникова, Т. Ф. Социальные сети как средство массовой коммуникации в современном обществе / Т. Ф. Мельникова, Р. Н. Азнабаева, Н. М. Конкабаева. - Текст : непосредственный // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции. -Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2019. - С. 2707-2715.

6. Мирумян, А. Г. Социальные сети в системе массовой коммуникации / А. Г. Мирумян. - Текст : непосредственный // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. - 2015. - № 3 (164). - С. 125-129.

7. Оценка эффективности регионального телеканала // ВЦИОМ : [сайт]. - URL: https://ok.wciom.ru/media/ocenka_ehffektivnosti_regionalnogo_telekanala/ (дата обращения: 15.10.2020).

8. Рейтинг телеканалов в Челябинске // Деловой квартал : [сайт]. - URL: https://chel. dk.ru/wiki/reyting-telekanalov (дата обращения: 15.10.2020).

9. Свердловская область: рейтинг СМИ за I квартал 2020 // Медиалогия : [сайт]. -URL: https://www.mlg.ru/ratings/media/regional/7502/ (дата обращения: 15.10.2020).

10. Челябинская область: рейтинг СМИ за I квартал 2020 // Медиалогия : [сайт]. -URL: https://www.mlg.ru/ratings/media/regional/7541/ (дата обращения: 15.10.2020).

11. Щепилова, Г. Г. Телеканалы и социальные сети: специфика взаимодействия / Г. Г. Щепилова, Л. А. Круглова. - Текст : непосредственный // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. - 2018. - № 3. - С. 3-16.

REGIONAL TELEVISION ON SOCIAL NETWORKS: SUCCESSFUL EXPERIENCE OF PROMOTION «OTV» (CHELYABINSK)

AND «OTV» (EKATERINBURG)

Sof'ina E. V

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, sofina1999@bk.ru Zhuravleva A. A.

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, anettazhuravleva@gmail.com

The article is devoted to the analysis of the promotion ofregional television in social networks on the example of the publics of the Chelyabinsk TV channel "OTV" and the Yekaterinburg TV channel «OTV». The most rated and significant social networks for the Chelyabinsk TV channel were VKontakte, YouTube, Odnoklassniki and Instagram, and for the Yekaterinburg channel, YouTube, Instagram and VKontakte.In the course of the study, the authors seek to identify the most successful strategies for promoting TV channels in social networks and the most effective methods of working with the Internet audience of publics.

Key words: Russian television, regional television, public television channels, social networks, promotion, Internet audience.

References

1. Bitkov, L. A. (2013). Spetsifika televizionnogo veshchaniya v sotsial'nykh setyakh v Internete [Specificity of television broadcasting in social networks on the Internet] : author. dis. ... Cand. philol. Sciences: 10.01.10. Yekaterinburg, 23 p. (in Russ.).

2. Voronkin, A. S. (2014). Sotsial'nyye seti: evolyutsiya, struktura, analiz [Social networks: evolution, structure, analysis]. Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo [Educational technologies and society]. T. 17. 1, pp. 650-675 (in Russ.).

3. Dzhazoyan, A. Ye. (2014). Transformatsiya zhurnalistskoy deyatel'nosti v sovremennom mediaprostranstve [Transformation of journalistic activity in the modern media space] : author. diss. ... Cand. philol. sciences. Moscow, 32 p. (in Russ.).

4. Kalinina, T. S. (2017). Regional'nyye televizionnyye SMI i ikh prodvizheniye cherez sotsial'nyye seti [Regional television media and their promotion through social networks]. Mediasreda [Media environment]. 12, pp. 156-164. (in Russ.).

5. Mel'nikova, T. F., Aznabayeva, R. N. & Konkabayeva, N. M. (2019). Sotsial'nyye seti kak sredstvo massovoy kommunikatsii v sovremennom obshchestve [Social networks as a means of mass communication in modern society]. Universitetskiy kompleks kak regional'nyy tsentr obrazovaniya, nauki i kul'tury: materialy Vserossiyskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii [University complex as a regional center of education, science and culture: materials of the All-Russian scientific and methodological conference]. Orenburg: Orenburg State University, pp. 2707-2715 (in Russ.).

6. Mirumyan, A. G. (2015). Sotsial'nyye seti v sisteme massovoy kommunikatsii [Social networks in the system of mass communication]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Filologiya i iskusstvovedenie [Bulletin of the Adyghe State University. Series 2: Philology and art history]. 3 (164), pp. 125-129 (in Russ.).

7. Otsenka effektivnosti regional'nogo telekanala (2014). [Evaluation of the effectiveness of a regional TV channel]. VTsIOM [VTsIOM], available at: https://ok.wciom.ru/media/ocenka_ ehffektivnosti_regionalnogo_telekanala/ (accessed 15.10.2020) (in Russ.).

8. Reyting telekanalov v Chelyabinske (2020). [Rating of TV channels in Chelyabinsk]. Delovoy kvartal [Business quarter], available at: https://chel.dk.ru/wiki/reyting-telekanalov (accessed 15.10.2020) (in Russ.).

9. Sverdlovskaya oblast': reyting SMI za I kvartal 2020 (2020). [Sverdlovsk Region: Media Rating for Q1 2020]. Medialogiya [Medialogy], available at: https://www.mlg.ru/ratings/ media/regional/7502/(accessed 15.10.2020) (in Russ.).

10. Chelyabinskaya oblast': reyting SMI za I kvartal 2020 (2020). [Chelyabinsk Region: Media Rating for Q1 2020]. Medialogiya [Medialogy], available at: https://www.mlg.ru/ ratings/media/regional/7541/(accessed 15.10.2020) (in Russ.).

11. Shchepilova, G. G. & Kruglova, L. A. (2018). Telekanaly i sotsial'nyye seti: spetsifika vzaimodeystviya [TV channels and social networks: specificity of interaction]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika [Moscow University Bulletin. Series 10: Journalism]. 3, pp. 3-16 (in Russ.).

Софьина Елизавета Валерьевна, студент V курса заочного отделения бакалавриата по журналистике факультета журналистики, Челябинский государственный университет.

sofina1999@bk.ru

Журавлева Анна Аркадьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций факультета журналистики, Челябинский государственный университет. anettazhuravleva@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.