УДК 37
Фомина О.Е.
студент магистрант 3 курса направления «Дизайн мультимедиа» Московский педагогический государственный университет
(г. Москва, Россия)
МЕДИАКОММУНИКАЦИИ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация: в данной статье рассматриваются основные стороны взаимодействия медиакоммуникаций и электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. Их влияние на процесс обучения и перспективы для дальнейшего развития.
Ключевые слова: медиакоммуникации, образовательные ресурсы, интерактивность, информационные технологии.
С развитием электронных технологий в современном обществе медиакоммуникации и электронные образовательные ресурсы (ЭОР) изменили подход к обучению и методы взаимодействия между преподавателями и обучающимися. Доступность интернета, появление новых коммуникационных технологий взаимодействия, сделали образование более доступным, эффективным и интерактивным.
Медиакоммуникации можно представить в виде процесса обмена информации с использованием различных медиаформатов и современных технологий. Под термином медиакоммуникация понимают процесс создания, трансляции, обмена информацией в индивидуальном, групповом, массовом формате по различным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных, аудиальных, визуальных, проч.) [1.C 26].
С помощью средств медиакоммуникаций можно распространять информацию независимо от временной и территориальной отдалённости.
Из этого следует, что медиакоммуникации занимают ключевую роль в образовательном процессе и обеспечивают такие функции как: доступ к информации - учебные материалы, различные исследования и новости с помощью средств медиакоммуникаций могут быть доступны в любое время. Интерактивное взаимодействие представляет собой возможность общения между преподавателем и обучающимся через различные интернет-платформы. В качестве примера можно привести такие интернет-ресурсы как: getcourse, Контур.Толк, Яндекс Телемост и д.р.
С латинского «медиакоммуникация» трактуется, как «communication» -сообщение, передача и «medium», что означает промежуточное, посредническое. Под термином «медиа» подразумевается сам носитель коммуникации, который используется для передачи и производства символьных форм, а под термином коммуникация принято понимать вид социальной активности, который затрагивает производство, передачу и получение символьных форм.
Медиакоммуникации можно определить как процесс передачи информации, идей, эмоций и ценностей через различные медиаканалы. Этот процесс включает в себя не только традиционные средства массовой информации, такие как телевидение и пресса, но и цифровые платформы, включая социальные сети и блоги. Основные функции медиакоммуникаций включают информирование, образование, развлечение и влияние на общественное мнение [3. C 25].
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) — это цифровые материалы и инструменты, используемые в образовательном процессе. Существует несколько типов ЭОР, среди которых существуют: электронные учебники, онлайн- курсы, видеоуроки, интерактивные тесты и задания. Использование ЭОР имеет ряд преимуществ таких как:
• Доступность: ЭОР доступны для пользователя в любое время, что позволяет учиться в удобное время.
• Интерактивность: с помощью интерактивных элементов изучаемый материал более легко усваивается и запоминается в отличии от традиционных монотонных лекций.
• Актуальность: благодаря тесному взаимодействию с медиакоммуникациями ЭОР имеют возможность быстро обновлять учебный материал.
Современное образование претерпевает значительные изменения под воздействием новых технологий, и одним из наиболее заметных аспектов этого процесса является внедрение электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Эти ресурсы представляют собой неотъемлемую часть образовательной среды, обеспечивая доступ к разнообразным видам обучающих материалов, включая текстовые, графические, аудио- и видеоматериалы. ЭОР не только расширяют горизонты традиционного обучения, но и создают новые возможности для взаимодействия между преподавателями и учащимися, а также между самими учащимися. В условиях стремительного развития информационных технологий и глобализации образовательного процесса, актуальность изучения ЭОР становится все более очевидной.
Электронные образовательные ресурсы позволяют учащимся получать знания в удобное для них время и в комфортной обстановке, что значительно повышает уровень вовлеченности и мотивации. В условиях пандемии СОУГО-19, когда традиционные формы обучения были временно приостановлены, ЭОР стали незаменимым инструментом для обеспечения непрерывности образовательного процесса. Это подчеркивает важность и необходимость дальнейшего изучения и внедрения ЭОР в образовательные учреждения всех уровней.
За последние десятилетия наблюдается заметная эволюция в использовании традиционных учебных материалов. Печатаемые книги и аудиовизуальные пособия всё чаще уступают место интерактивным платформам, таким как онлайн-курсы и обучающие программы. Это постепенно приводит к изменению роли преподавателей, которые становятся не просто источником
знаний, а направляющими и консультантами для студентов. В таком контексте важно рассматривать ЭОР как средство поддержки не только учебного процесса, но и организации взаимодействия между обучающимися и преподавателями.
Однако внедрение ЭОР также вызывает некоторые трудности. Первый аспект касается технического обеспечения: наличие необходимых устройств и интернета влияет на равный доступ к образовательным ресурсам. Региональные различия в уровне развития технологической инфраструктуры могут создать неравноправие в доступе к учебным материалам. Второй аспект связан с вопросами грамотности пользователей: не все учащиеся обладают навыками работы с цифровыми ресурсами, что может снижать эффективность обучения. Важно разработать специальные программы, направленные на обучение пользователей, чтобы они могли уверенно взаимодействовать с ЭОР.
На данный момент в системе образования на базе ЭОР набирают популярность мультимедийные интерактивные образовательные онлайн- курсы (МИОК), с их помощью открываются новые горизонты в методике преподавания и усвоения материала. [2. C 118] МИОК согласно классификации Рособразования относится к высшему уровню эффективности.
Взаимодействие медиакоммнуикаций и ЭОР способны создать новый возможности для обучения. Использование социальных сетей (общие чаты с преподавателями и сотрудниками образовательных учреждений в WhatsApp, Telegram, вКонтакте) способствуют быстрой обратной связи и получению актуальной информации, касающейся учебного процесса). Создание видеоконтекта для разъяснения сложных тем, способствует более легкому восприятию и быстрому усвоению новой информации. Применение интерактивных платформ, онлайн-курсов дают возможность для доступности образования.
Внедрение ЭОР с помощью медиакоммуникаций в современном образовательном процессе, подчеркивают важность системного подхода к интеграции технологий в процесс обучения. Успешное внедрение ЭОР требует участия всех заинтересованных сторон: преподавателей, обучающихся,
администраторов и родителей. Необходимо создавать условия для обмена опытом и лучшими практиками, а также обеспечивать постоянное обновление и модернизацию образовательных ресурсов.
Будущее электронных образовательных ресурсов выглядит многообещающим. С развитием медиакоммуникаций и новых технологий, таких как искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность, возможности ЭОР будут только расширяться. Это открывает новые горизонты для создания интерактивных и персонализированных образовательных опытов, которые могут значительно повысить эффективность обучения. Важно, чтобы образовательные учреждения продолжали адаптироваться к изменениям и использовали все доступные ресурсы для создания качественного и доступного образования.
Таким образом, электронные образовательные ресурсы представляют собой важный элемент современного образовательного процесса, способствующий его модернизации и обновлению. Их использование открывает новые возможности для учащихся и преподавателей, позволяя создавать более гибкую, доступную и эффективную образовательную среду. Важно продолжать исследовать и развивать ЭОР, чтобы они могли максимально эффективно служить интересам образования и общества в целом.
Из этого следует, что медиакоммуникации и электронные образовательные ресурсы представляют собой мощные инструменты для модернизации образовательного процесса. Они позволяют обеспечить постоянный доступ к знаниям, повышают качество обучения и создают интерактивную образовательную среду. Преимущества использования ЭОР, такие как доступность и гибкость, играют важную роль в современном образовании. Учащиеся могут учиться в удобное для них время и в любом месте, что особенно актуально в условиях глобализации и увеличения мобильности. Это создает новые возможности для самообразования и повышения квалификации, что, в свою очередь, способствует развитию профессиональных навыков и конкурентоспособности на рынке труда. Кроме того, ЭОР позволяют
реализовать индивидуальный подход к обучению, что является важным фактором для повышения мотивации и вовлеченности студентов в учебный процесс.
В будущем можно спрогнозировать дальнейшее развитие этих технологий и их влияние на формирование современного образовательного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Войтик Е.А. К вопросу определения медиакоммуникации как понятия // Открытое и дистанционное образование. 2013. №1. C. 26-31;
2. Катханова Ю.Ф. Электронные образовательные ресурсы от разработки до применения // Международный научный журнал «Символ науки» №8/2016. М., 2016. С. 118;
3. Луман Н. Медиа коммуникации. М., 2005. С. 25
Fomina O.E.
Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia)
MEDIA COMMUNICATIONS AND ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN MODERN EDUCATION
Abstract: this article examines the main aspects of the interaction of media communications and electronic educational resources in the educational process. Their impact on the learning process and prospects for further development.
Keywords: media communications, electronic educational resources, interactivity, information technology.