Забота о здоровье. Нам необходимо минимизировать риски для здоровья, поощряя правильное отношение и занимаясь вопросами медицинского просвещения с динамической, личной и коллективной точек зрения.
Критическое мышление. Такое мышление делает нас более аналитическими и наблюдательными, учит распознавать качественную информацию и помогает решать проблемы.
Выводы. В настоящее время существуют две различные теории о природе ценностей. Традиционное обучение охватывает объективные и универсальные этические стандарты, которые могут быть получены путем обучения и постоянной практики. Но более инновационный подход утверждает, что мораль относительна и зависит от личности, поэтому очень трудно ее преподавать на педагогическом уровне.
Наиболее распространенные стратегии в образовании ценностей включают в себя следующее: образование не означает, что нужно учить детей тому, чего они не знают, а значит учить их вести себя так, как необходимо вести себя. Цели являются самоцелью, а ценности - продуктом. Для достижения любой цели или задачи мы разрабатываем определенные методы для ее достижения, а, когда мы в состоянии достичь цели, мы называем ее ценностями. Таким образом, в сфере образования ценностями являются те результаты, которые мы фактически получаем.
В общем виде, цели ценностного образования - это понимание связи между образованием и ценностями, понимание необходимости ценностного образования; понимание цели ценностного образования в школах, определение различных источников ценностного образования, понимание разных подходов к оценке образования, планирование различного учебного опыта детей, чтобы развивать ценности между собой.
Литература:
1. Александрова Н.С., Дорофеев А.А. Повседневная культура и проблема её формирования у студентов вузов // Научно-педагогическое обозрение. - 2017. - № 4(18). - С. 81-89.
2. Бедерханова В.П., Демакова И.Д., Крылова Н.Б. Гуманистические смыслы образования // Проблемы современного образования. - 2012. - №1. - С. 16-27.
Педагогика
УДК:372.8
кандидат педагогических наук, доцент Югова Мария Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Уральский государственный юридический университет» (г. Екатеринбург)
ИЗ ОПЫТА СОЗДАНИЯ ЭОР ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
Аннотация. В статье рассматриваются понятия «информационная образовательная среда», «дидактические свойства», «дидактические функции»; анализируется процесс создания и управления электронным образовательным ресурсом как средства смешанного обучения на платформе MOODLE для студентов заочной формы обучения; описываются преимущества и сложности применения ЭОР в учебном процессе.
Ключевые слова: информационная образовательная среда, дидактические свойства, дидактические функции, электронный образовательный ресурс, MOODLE, иностранный язык.
Annotation. The article discusses the concepts of "information educational environment", "didactic properties", "didactic functions"; analyzes the process of creating and managing an e-learning resource as a means of blended learning on the MOODLE platform for correspondence students. The advantages and difficulties of using an ELR in the educational process are described.
Keywords: information educational environment, didactic properties, didactic functions, e-learning resource, MOODLE, foreign language.
Введение. Изменения, происходящие в системе образования в последние десятилетия: смена образовательной парадигмы, переход на двухуровневую систему образования и, как следствие, сокращение количества часов на изучение ряда учебных дисциплин, повсеместная компьютеризация и курс на цифровизацию, применение информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе — мотивируют задаться вопросами, которые связаны с адекватностью выбора способов организации учебного процесса и управления учебно-познавательной деятельностью студентов, выбора образовательных технологий, методов и средств обучения. Действующие федеральные государственные стандарты высшего образования отражают в своем содержании эти тенденции и ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция (уровень бакалавриата)» в п.3.4. указывает, что организация вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, а далее в п.7.1.2 уточняется, что «Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать: доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, и к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах; фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата; проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и/или асинхронное взаимодействия посредством сети "Интернет"» [10].
Изложение основного материала статьи. Создание, внедрение и развитие информационной образовательной среды в вузе, как правило, является одним из приоритетных направлений развития университетов. Информационную образовательную среду можно рассматривать как «совокупность условий, обеспечивающих единые подходы к осуществлению информационной деятельности и информационного взаимодействия при использовании распределенного информационного ресурса в области образования, науки и культуры» [8. C. 33]. Эти подходы, проявляющие себя при осуществлении информационной и
коммуникационной деятельности, заключены в единстве способов доступа к информационным ресурсам, обмена информацией и ее передачи; единстве средств самоидентификации пользователя; единстве методов и форм осуществления информационного взаимодействия с партнерами по коммуникации; а также в наличии базы данных различной информации, применяемой для образовательных целей [8]. Именно эти подходы служат ориентирами при создании ИОС. Преподаватели наряду со студентами, сотрудниками вспомогательных служб выступают в качестве пользователей информационной образовательной среды и используют ее обширные возможности в дидактических целях. В работах российских педагогов-исследователей информационной образовательной среды четко определены понятия «дидактические свойства» и «дидактические функции» в отношении средств обучения, к которым относятся и современные информационные коммуникационные технологии, и обозначены различия между ними (Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина и М.В. Моисеева) [5]. Дидактические свойства - основные признаки средств обучения, к которым относят и ИКТ, отражающие потенциальные возможности и отличающие одни от других, существенные для дидактики (включая лингводидактику), а дидактические функции - это внешние проявления свойств объекта в данной системе отношений, то есть средств ИКТ, используемых в учебно-воспитательном процессе для реализации поставленных целей [5. С. 113].
Дидактические свойства ИОС, включающие в себя возможность организации синхронного и асинхронного общения, возможность автоматизации процессов информационно-методического обеспечения и организации управления учебной деятельностью обучающихся и ее контроль, мультимедийность информации, возможность создания личной зоны пользователя и ряд других, выделяемых профессором В.П. Сысоевым, позволяют углубить и расширить потенциальные возможности управления учебно-познавательной деятельности обучающихся, в том числе и самостоятельной; реализовывать современные образовательные технологии, например, обучение в сотрудничестве и проектные технологии; создавать условия реализации технологии модульного обучения и разработки индивидуальной образовательной траектории, а для гуманитарных дисциплин и, в частности, дисциплины «Иностранный язык», создают обширное поле деятельности для реализации педагогического потенциала преподавателя и для языковой и социокультурной практики обучающихся [9].
В рамках информационной образовательной среды вуза автор статьи в сотрудничестве с коллегами приняла участие в разработке электронного образовательного ресурса (ЭОР) на платформе MOODLE по дисциплине «Иностранный язык в сфере юриспруденции» для студентов заочной формы обучения. Данный ЭОР представляет из себя вариант смешанного обучения, где присутствуют традиционное обучение и электронное обучение. В книге «Handbook of Blended Learning» американские ученые К. Бонк (C. Bonk) и Ч. Грэхем (Ch. Graham) описывают три элемента смешанного обучения: обучение в форме традиционных аудиторных занятий при наличии личного контакта студентов и преподавателя; самостоятельная деятельность студентов, включающая в себя различные виды без помощи со стороны преподавателя; совместное электронное обучение, состоящее в выполнении различных заданий онлайн, участии в онлайн форумах, консультациях, конференциях и т.д. [11]. Существуют различные интегрированные модели смешанного обучения, например, «Face-to-Face Driver», «Flex», «Rotation», «Online Lab»,«Self-Blend», «Online Driver» [3], которые сочетают непосредственное контактное обучение при наличии личного реального взаимодействия студентов и преподавателя и совместное электронное обучение в ИОС, представляя собой единый целостный процесс организации сотрудничества преподавателя и студента с целью достижения образовательных целей в ходе освоения конкретного курса или учебной дисциплины. Обучение по нашему курсу реализуется по модели «Flex», которая предполагает освоение большей части учебного курса в условиях электронного обучения, где основная часть материала первоначально представляется онлайн, а после проводятся традиционные аудиторные занятия. Преподаватель выступает в роли координатора и фасилитатора, организовывающего консультации для снятия трудностей, возникающих в ходе работы по ЭОР. Консультации могут быть как групповыми, так и индивидуальными, проводится в режиме онлайн и очно [3].
Электронный курс «Иностранный язык в сфере юриспруденции» для студентов заочной формы обучения представляет собой единый учебно-методический комплекс, который включает в себя методические рекомендации по освоению курса, правила оценивания, дидактические средства обучения и контроля (лекции, презентации, видеоматериалы, интернет-задания, тренировочные и контрольные тесты) и проведение консультаций онлайн в режиме вопрос-ответ. Дидактические свойства электронного образовательного ресурса, такие как возможность автоматизации процессов информационно-методического обеспечения и организации управления учебной деятельностью обучающихся и ее контроль, гипертекстовая структура документов; возможность организации синхронного и асинхронного общения; мультимедийность информации; возможность создания личной зоны пользователя; многоязычие и поликультурность, позволяют эффективно и в полную меру использовать потенциал ЭОР как средства обучения и создают условия, необходимые для продуктивной учебно-познавательной деятельности студентов и управления ею. Неоспоримым достоинством является возможность «восстановить важнейшую и практически утраченную в заочном обучении дидактическую связь «преподаватель — учащийся» [1, с. 239].
При создании курса и его управлении основными задачами преподавателя- разработчика выступают организация, контроль, регулирование и анализ учебно-познавательной деятельности студентов в рамках создаваемого ЭОР. В MOODLE для этого представлены и технические, и инструментальные возможности: проведение различных контролей, интерактивное взаимодействие, получение своевременной информации о состоянии обучаемого и его деятельности. Управленческие возможности подобного рода позволяют обнаруживать уязвимые места в обучении студента, вносить своевременные изменения в предоставляемый ему учебный материал и улучшать качество обучения через корректировку неудовлетворительного результата академической успеваемости и сохранения оптимального индивидуального темпа обучения [4, с. 126-128]. Считается, что ведущей целью MOODLE является предоставление преподавателям первоклассных средств для управления процессом обучения и его популяризации: 1) MOODLE предлагает возможности для обучения значительного количества людей (может обучаться нескольких сотен тысяч человек), может использоваться для любого уровня общего и профессионального образования или самостоятельного обучения; 2) MOODLE используется в качестве платформы для создания онлайновых курсов и смешанного обучения; 3) пользователей привлекает возможность создания подходящей среды для обмена информацией по изучаемым темам за счет определенных элементов курса; 4) преподаватели высших
учебных заведений предпочитают использовать MOODLE как способ предоставления информации для студентов и контроля результатов обучения с помощью различных типов тестовых заданий, эссе или других видов контролей; 5) благодаря интерактивности MOODLE делает образовательный процесс более увлекательным и динамичным, увеличивая тем самым объем и глубину усвоения учебного материала обучающимися [2].
Процесс планирования и организации учебно-познавательной деятельности включает в себя формулирование целей и задач, разработку последовательности и способов выполнения задач, распределение всех ресурсов, определение порядка взаимодействия и координации выполняемых задач. На этапе планирования мы определили основную цель учебно-познавательной деятельности, которая коррелируется с ОПК-7 ФГОС ВО по направлению 40.03.01 «Юриспруденция (уровень бакалавриата)»: «способность владеть необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОПК-7)». Принимая во внимание цели, задачи и содержание дисциплины, обозначенные в РПД дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденции», специфику обучающихся, уровень образования и форму обучения мы спроектировали наш курс.
Для достижения поставленных целей и задач на стадии планирования необходимо было выбрать наиболее эффективные элементы электронного образовательного ресурса (ЭОР), определить их последовательность и вариации их применения. Структура курса включает в себя общий блок и два модуля: «Судебные системы России и Великобритании» и «Профессия юриста в России и Великобритании». Элементы общего блока - это новостной форум, где, сообщая актуальную информацию, преподаватель имеет возможность координировать деятельность обучающихся; общие указания, где содержится информация по всему курсу изучаемой дисциплины, и порядок и правила оценивания результатов обучения по ЭОР; форум «Вопрос-ответ», где обучающиеся могут задать преподавателю интересующие их вопросы. При создании курса следует в первую очередь уделить внимание проработке содержания порядка и правил оценивания, поскольку именно этот элемент определяет и направляет работу студентов над курсом.
Структура каждого модуля включает в себя элементы ЭОР, оптимальные для наших целей: лекции и тесты (тренировочные и контрольные). Элементы мы расположили в обоих модулях в одинаковой последовательности. Лекции по грамматике и лексике основаны на языковом материале, запланированном для определенного модуля, и даны в виде презентаций: схем, таблиц и примеров, а также каждая лекция как элемент ЭОР содержит тексты по обозначенным темам модулей. По каждой лекции предлагаются дополнительные интернет-задания как материалы для самостоятельного изучения в виде полезных ссылок, которые представляют из себя авторитетные сайты, а также ссылки на видеоматериалы - таким образом преподаватель направляет самостоятельную работу обучающихся. Контрольные и тренировочные тесты включают вопросы по лексике, грамматике и чтению с множественным выбором и открытые вопросы. Количество попыток тренировочных тестов неограниченное, по контрольным тестам было принято решение, исходя из опыта работы по ЭОР, засчитывать лучшую попытку.
В данном курсе предусматривается три вида контроля: текущий, промежуточный, итоговый. Текущий контроль включает в себя вопросы после каждой лекции и тренировочные тесты. Цель текущего контроля — это мотивировать учебную деятельность студентов через самопроверку усвоения материала, при необходимости возвращаясь к лекциям и глоссарию. Промежуточный контроль включает в себя контрольные тестирования по темам двух модулей. Перед выполнением контрольного теста, который позволяет оценить учебные достижения и результаты которого учитываются в итоговой оценке, обучающиеся имеют возможность пройти тренировочные тесты. Итоговый контроль представляет из себя экзаменационное тестирование и устную часть экзамена. Задача экзаменационного тестирования - это контроль первых трех «ступенек» иерархии познавательных целей Б. Блума: «знание», «понимание» и «применение» языкового материала, включенного в модули курса.
Колоссальный потенциал управляющего воздействия на обучающихся содержится в настройках ЭОР. Разрабатывая свой курс, мы стремились организовать работу обучающихся таким образом, чтобы ни один элемент ресурса в процессе изучения дисциплины не был упущен из вида: для обеспечения поэтапного выполнения учебной работы студентов мы задаем определенный алгоритм выполнения элементов ресурса, то есть устанавливаем ограничения доступа к элементам, если не завершены предыдущие элементы. Контроль и регулирование учебно-познавательной деятельности подразумевает управляющее воздействие преподавателя на обучающегося. По сравнению с традиционной системой заочного обучения, обучение в информационной образовательной среде вуза носит интерактивный характер, и обратная связь позволяет в большей степени координировать и контролировать учебно-познавательную деятельность студентов. С помощью обратной связи организуется многовариантный контроль обучения [7]. Такие элементы, как «Отчеты» и «Оценки», дают возможность преподавателю мониторить процесс выполнения элементов ЭОР, отслеживать статистику, получать отчет о деятельности и отсматривать историю оценок каждого из обучающихся по курсу. Координация и коррекция процесса обучения может осуществляться посредством форума «вопрос-ответ», новостного форума или индивидуальных сообщений. Объявления преподавателя в новостном форуме напоминают студентам о начале занятий, необходимости соблюдать сроки, стимулируют вовремя приступать к занятиям и выполнять задания в срок.
По окончании работы с ЭОР студенты проходят анонимное анкетирование, где отвечают на 12 вопросов анкеты о сложности и доступности курса, необходимости наличия тех или иных элементов ЭОР и т.п. На первый вопрос анкеты: «Насколько сложным в освоении является данный электронный курс?» ответы распределились следующим образом: 55% обучающихся считают курс сложным, но доступным при приложении достаточных усилий, 19% умеренно сложным. При этом, 22% обучающихся сочли курс сложным. 9 вопросов анкеты были направлены на выявление востребованности тех или иных элементов курса. Наиболее полезными и востребованными элементами электронного курса были названы лекции и тесты, поскольку они содержат необходимый и достаточный материал для освоения модулей ЭОР и дают возможность контролировать свои учебные достижения по курсу. Форум «Вопрос-ответ» был наименее популярен у обучающихся: всего 10% обучающихся обращались с вопросами к преподавателю, ответами на которые были полностью удовлетворены. Большинство обучающихся (54%) признали, что электронный курс был полезен при подготовке к итоговому экзамену, но по отдельным темам приходилось обращаться к дополнительным материалам. При этом, дополнительные материалы отражены в виде ссылок на полезные
ресурсы в самом ЭОР. Анализ результатов работы с ЭОР позволил сделать вывод, что с требованиями курса справилось 95% обучающихся.
Выводы. Результаты работы с электронным образовательным ресурсом по дисциплине «Иностранный язык в сфере юриспруденции» для обучающихся по заочной форме обучения, созданный в электронной информационно-образовательной среде вуза, в частности, результаты итогового контроля на экзамене, и результаты анкетирования показали, что цели и задачи, поставленные для организации учебно-познавательной деятельности, в целом достигнуты. Данный электронный курс доказал свою эффективность. В системе образования концепцию, метод, средство обучения можно назвать эффективными, если они способствуют более качественному, легкому, быстрому достижению поставленных целей обучения. К.Маркс в понятие эффективности как раз и вкладывал достижение цели с учетом качества достигнутого результата, с учетом затраченного на это времени и с учетом материальных и трудозатрат [6]. Организация процесса обучения, включающая в себя действенное управление учебно-познавательной деятельностью, грамотную организацию, отбор и структуризацию учебно-методического обеспечения, обеспечивают высокий уровень мотивации, включенность обучающихся в самостоятельную работу, развивают информационную культуру и вносят свой вклад в развитие иноязычной коммуникативной компетенции.
Несомненным преимуществами применения ЭОР являются значительные иллюстративные возможности - картинки, схемы, презентации, которые способствуют более эффективному усвоению учебного материала; больше возможностей для взаимодействия преподавателя и студента в заочном и дистанционном обучении по сравнению с традиционным заочным обучением; потенциал ЭОРа по организации, регулированию, контролю и анализу учебно-познавательной деятельности студентов (самостоятельной, прежде всего); возможность сохранения индивидуального темпа обучения каждого конкретного студента, своего рода индивидуализация при сохранении целостности учебного процесса. Сложности, с которыми мы сталкиваемся при разработке и работе с ЭОР, не содержательной части, а «технической», поэтому оптимальный вариант работы при создании ЭОР - это сотрудничество преподавателя-предметника и ИТ специалиста, где преподаватель-предметник отвечает за структуру, содержание и требования к результатам курса.
В заключение необходимо отметить, что электронная информационная образовательная среда и, соответственно, электронные образовательные ресурсы обладают дидактическими свойствами, которые значительно обогащают языковую и социокультурную практику обучающихся, а также позволяют выстраивать индивидуальные образовательные траектории, реализовывать идеи «обучения в сотрудничестве», развивать навыки самостоятельной работы и самообразования [9]. Внедрение электронной информационной образовательной среды соответствует поставленным целям обучения, способствует развитию тех компетенций, которые могут позволить будущему специалисту быть конкурентоспособным в его будущей профессиональной деятельности и подготовить к реализации себя как человека, профессионала и гражданина в условиях современного общества и прогнозируемого его развития.
Литература:
1. Зайченко Т.П. Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся как центральная задача дистанционного обучения// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2003. Том 3, Выпуск № 6. C. 238-248.
2. Корень А.В. Особенности разработки учебных курсов с использованием электронной образовательной среды Moodle // Вестник евразийской науки. 2013. №1 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razrabotki-uchebnyh-kursov-s-ispolzovaniem-elektronnoy-obrazovatelnoy-sredy-moodle (дата обращения: 18.11.2019).
3. Краснова Т.И., Сидоренко Т.В. Смешанное обучение как новая форма организации языкового образования в неязыковом вузе // ОТО. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smeshannoe-obuchenie-kak-novaya-forma-organizatsii-yazykovogo-obrazovaniya-v-neyazykovom-vuze (дата обращения: 18.11.2019).
4. Лагунова, М.В., Юрченко, Т.В. Управление познавательной деятельностью студентов в информационно-образовательной среде вуза: монография. Н. Новгород: ННГАСУ, 2011. 167 с.
5. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения: учеб.-метод. пособие. М.: Академия, 2004 - 416 с.
6. Полат Е.С. К проблеме определения эффективности дистанционной формы обучения // Открытое образование. 2005. №3. С. 71-77
7. Прохорец Е.К., Вершкова Е.М. Электронные образовательные ресурсы в развитии автономной учебно-познавательной деятельности на иностранном языке в вузе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. №5-2. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=6743 (дата обращения: 18.11.2019).
8. Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учеб.-метод. пособие. М.: Дрофа, 2008. 320 с.
9. Сысоев П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции // Язык и культура. 2012. №1 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-informatsionnye-i-kommunikatsionnye-tehnologii-didakticheskie-svoystva-i-funktsii (дата обращения: 18.11.2019).
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 1 декабря 2016 г. N 1511) URL:http://ivo.garant.ru/#/document/71579274/ paragraph/13:0 (дата обращения: 16.11.2019).
11. Bonk C.J. & Graham C.R. Handbook of blended learning: Global perspectives, local designs. San Francisco, C.A.: Pfeiffer Publishing, 2005. 624 p.