Научная статья на тему 'ИЗ ОПЫТА СОЗДАНИЯ ЭОР ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА'

ИЗ ОПЫТА СОЗДАНИЯ ЭОР ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДИДАКТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / MOODLE / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / DIDACTIC PROPERTIES / DIDACTIC FUNCTIONS / E-LEARNING RESOURCE / FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Югова Мария Анатольевна

В статье рассматриваются понятия «информационная образовательная среда», «дидактические свойства», «дидактические функции»; анализируется процесс создания и управления электронным образовательным ресурсом как средства смешанного обучения на платформе MOODLE для студентов заочной формы обучения; описываются преимущества и сложности применения ЭОР в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Югова Мария Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE EXPERIENCE OF CREATING EOR IN A FOREIGN LANGUAGE IN THE ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY

The article discusses the concepts of "information educational environment", "didactic properties", "didactic functions"; analyzes the process of creating and managing an e-learning resource as a means of blended learning on the MOODLE platform for correspondence students. The advantages and difficulties of using an ELR in the educational process are described.

Текст научной работы на тему «ИЗ ОПЫТА СОЗДАНИЯ ЭОР ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА»

Забота о здоровье. Нам необходимо минимизировать риски для здоровья, поощряя правильное отношение и занимаясь вопросами медицинского просвещения с динамической, личной и коллективной точек зрения.

Критическое мышление. Такое мышление делает нас более аналитическими и наблюдательными, учит распознавать качественную информацию и помогает решать проблемы.

Выводы. В настоящее время существуют две различные теории о природе ценностей. Традиционное обучение охватывает объективные и универсальные этические стандарты, которые могут быть получены путем обучения и постоянной практики. Но более инновационный подход утверждает, что мораль относительна и зависит от личности, поэтому очень трудно ее преподавать на педагогическом уровне.

Наиболее распространенные стратегии в образовании ценностей включают в себя следующее: образование не означает, что нужно учить детей тому, чего они не знают, а значит учить их вести себя так, как необходимо вести себя. Цели являются самоцелью, а ценности - продуктом. Для достижения любой цели или задачи мы разрабатываем определенные методы для ее достижения, а, когда мы в состоянии достичь цели, мы называем ее ценностями. Таким образом, в сфере образования ценностями являются те результаты, которые мы фактически получаем.

В общем виде, цели ценностного образования - это понимание связи между образованием и ценностями, понимание необходимости ценностного образования; понимание цели ценностного образования в школах, определение различных источников ценностного образования, понимание разных подходов к оценке образования, планирование различного учебного опыта детей, чтобы развивать ценности между собой.

Литература:

1. Александрова Н.С., Дорофеев А.А. Повседневная культура и проблема её формирования у студентов вузов // Научно-педагогическое обозрение. - 2017. - № 4(18). - С. 81-89.

2. Бедерханова В.П., Демакова И.Д., Крылова Н.Б. Гуманистические смыслы образования // Проблемы современного образования. - 2012. - №1. - С. 16-27.

Педагогика

УДК:372.8

кандидат педагогических наук, доцент Югова Мария Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Уральский государственный юридический университет» (г. Екатеринбург)

ИЗ ОПЫТА СОЗДАНИЯ ЭОР ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Аннотация. В статье рассматриваются понятия «информационная образовательная среда», «дидактические свойства», «дидактические функции»; анализируется процесс создания и управления электронным образовательным ресурсом как средства смешанного обучения на платформе MOODLE для студентов заочной формы обучения; описываются преимущества и сложности применения ЭОР в учебном процессе.

Ключевые слова: информационная образовательная среда, дидактические свойства, дидактические функции, электронный образовательный ресурс, MOODLE, иностранный язык.

Annotation. The article discusses the concepts of "information educational environment", "didactic properties", "didactic functions"; analyzes the process of creating and managing an e-learning resource as a means of blended learning on the MOODLE platform for correspondence students. The advantages and difficulties of using an ELR in the educational process are described.

Keywords: information educational environment, didactic properties, didactic functions, e-learning resource, MOODLE, foreign language.

Введение. Изменения, происходящие в системе образования в последние десятилетия: смена образовательной парадигмы, переход на двухуровневую систему образования и, как следствие, сокращение количества часов на изучение ряда учебных дисциплин, повсеместная компьютеризация и курс на цифровизацию, применение информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе — мотивируют задаться вопросами, которые связаны с адекватностью выбора способов организации учебного процесса и управления учебно-познавательной деятельностью студентов, выбора образовательных технологий, методов и средств обучения. Действующие федеральные государственные стандарты высшего образования отражают в своем содержании эти тенденции и ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция (уровень бакалавриата)» в п.3.4. указывает, что организация вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, а далее в п.7.1.2 уточняется, что «Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать: доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, и к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах; фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата; проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и/или асинхронное взаимодействия посредством сети "Интернет"» [10].

Изложение основного материала статьи. Создание, внедрение и развитие информационной образовательной среды в вузе, как правило, является одним из приоритетных направлений развития университетов. Информационную образовательную среду можно рассматривать как «совокупность условий, обеспечивающих единые подходы к осуществлению информационной деятельности и информационного взаимодействия при использовании распределенного информационного ресурса в области образования, науки и культуры» [8. C. 33]. Эти подходы, проявляющие себя при осуществлении информационной и

коммуникационной деятельности, заключены в единстве способов доступа к информационным ресурсам, обмена информацией и ее передачи; единстве средств самоидентификации пользователя; единстве методов и форм осуществления информационного взаимодействия с партнерами по коммуникации; а также в наличии базы данных различной информации, применяемой для образовательных целей [8]. Именно эти подходы служат ориентирами при создании ИОС. Преподаватели наряду со студентами, сотрудниками вспомогательных служб выступают в качестве пользователей информационной образовательной среды и используют ее обширные возможности в дидактических целях. В работах российских педагогов-исследователей информационной образовательной среды четко определены понятия «дидактические свойства» и «дидактические функции» в отношении средств обучения, к которым относятся и современные информационные коммуникационные технологии, и обозначены различия между ними (Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина и М.В. Моисеева) [5]. Дидактические свойства - основные признаки средств обучения, к которым относят и ИКТ, отражающие потенциальные возможности и отличающие одни от других, существенные для дидактики (включая лингводидактику), а дидактические функции - это внешние проявления свойств объекта в данной системе отношений, то есть средств ИКТ, используемых в учебно-воспитательном процессе для реализации поставленных целей [5. С. 113].

Дидактические свойства ИОС, включающие в себя возможность организации синхронного и асинхронного общения, возможность автоматизации процессов информационно-методического обеспечения и организации управления учебной деятельностью обучающихся и ее контроль, мультимедийность информации, возможность создания личной зоны пользователя и ряд других, выделяемых профессором В.П. Сысоевым, позволяют углубить и расширить потенциальные возможности управления учебно-познавательной деятельности обучающихся, в том числе и самостоятельной; реализовывать современные образовательные технологии, например, обучение в сотрудничестве и проектные технологии; создавать условия реализации технологии модульного обучения и разработки индивидуальной образовательной траектории, а для гуманитарных дисциплин и, в частности, дисциплины «Иностранный язык», создают обширное поле деятельности для реализации педагогического потенциала преподавателя и для языковой и социокультурной практики обучающихся [9].

В рамках информационной образовательной среды вуза автор статьи в сотрудничестве с коллегами приняла участие в разработке электронного образовательного ресурса (ЭОР) на платформе MOODLE по дисциплине «Иностранный язык в сфере юриспруденции» для студентов заочной формы обучения. Данный ЭОР представляет из себя вариант смешанного обучения, где присутствуют традиционное обучение и электронное обучение. В книге «Handbook of Blended Learning» американские ученые К. Бонк (C. Bonk) и Ч. Грэхем (Ch. Graham) описывают три элемента смешанного обучения: обучение в форме традиционных аудиторных занятий при наличии личного контакта студентов и преподавателя; самостоятельная деятельность студентов, включающая в себя различные виды без помощи со стороны преподавателя; совместное электронное обучение, состоящее в выполнении различных заданий онлайн, участии в онлайн форумах, консультациях, конференциях и т.д. [11]. Существуют различные интегрированные модели смешанного обучения, например, «Face-to-Face Driver», «Flex», «Rotation», «Online Lab»,«Self-Blend», «Online Driver» [3], которые сочетают непосредственное контактное обучение при наличии личного реального взаимодействия студентов и преподавателя и совместное электронное обучение в ИОС, представляя собой единый целостный процесс организации сотрудничества преподавателя и студента с целью достижения образовательных целей в ходе освоения конкретного курса или учебной дисциплины. Обучение по нашему курсу реализуется по модели «Flex», которая предполагает освоение большей части учебного курса в условиях электронного обучения, где основная часть материала первоначально представляется онлайн, а после проводятся традиционные аудиторные занятия. Преподаватель выступает в роли координатора и фасилитатора, организовывающего консультации для снятия трудностей, возникающих в ходе работы по ЭОР. Консультации могут быть как групповыми, так и индивидуальными, проводится в режиме онлайн и очно [3].

Электронный курс «Иностранный язык в сфере юриспруденции» для студентов заочной формы обучения представляет собой единый учебно-методический комплекс, который включает в себя методические рекомендации по освоению курса, правила оценивания, дидактические средства обучения и контроля (лекции, презентации, видеоматериалы, интернет-задания, тренировочные и контрольные тесты) и проведение консультаций онлайн в режиме вопрос-ответ. Дидактические свойства электронного образовательного ресурса, такие как возможность автоматизации процессов информационно-методического обеспечения и организации управления учебной деятельностью обучающихся и ее контроль, гипертекстовая структура документов; возможность организации синхронного и асинхронного общения; мультимедийность информации; возможность создания личной зоны пользователя; многоязычие и поликультурность, позволяют эффективно и в полную меру использовать потенциал ЭОР как средства обучения и создают условия, необходимые для продуктивной учебно-познавательной деятельности студентов и управления ею. Неоспоримым достоинством является возможность «восстановить важнейшую и практически утраченную в заочном обучении дидактическую связь «преподаватель — учащийся» [1, с. 239].

При создании курса и его управлении основными задачами преподавателя- разработчика выступают организация, контроль, регулирование и анализ учебно-познавательной деятельности студентов в рамках создаваемого ЭОР. В MOODLE для этого представлены и технические, и инструментальные возможности: проведение различных контролей, интерактивное взаимодействие, получение своевременной информации о состоянии обучаемого и его деятельности. Управленческие возможности подобного рода позволяют обнаруживать уязвимые места в обучении студента, вносить своевременные изменения в предоставляемый ему учебный материал и улучшать качество обучения через корректировку неудовлетворительного результата академической успеваемости и сохранения оптимального индивидуального темпа обучения [4, с. 126-128]. Считается, что ведущей целью MOODLE является предоставление преподавателям первоклассных средств для управления процессом обучения и его популяризации: 1) MOODLE предлагает возможности для обучения значительного количества людей (может обучаться нескольких сотен тысяч человек), может использоваться для любого уровня общего и профессионального образования или самостоятельного обучения; 2) MOODLE используется в качестве платформы для создания онлайновых курсов и смешанного обучения; 3) пользователей привлекает возможность создания подходящей среды для обмена информацией по изучаемым темам за счет определенных элементов курса; 4) преподаватели высших

учебных заведений предпочитают использовать MOODLE как способ предоставления информации для студентов и контроля результатов обучения с помощью различных типов тестовых заданий, эссе или других видов контролей; 5) благодаря интерактивности MOODLE делает образовательный процесс более увлекательным и динамичным, увеличивая тем самым объем и глубину усвоения учебного материала обучающимися [2].

Процесс планирования и организации учебно-познавательной деятельности включает в себя формулирование целей и задач, разработку последовательности и способов выполнения задач, распределение всех ресурсов, определение порядка взаимодействия и координации выполняемых задач. На этапе планирования мы определили основную цель учебно-познавательной деятельности, которая коррелируется с ОПК-7 ФГОС ВО по направлению 40.03.01 «Юриспруденция (уровень бакалавриата)»: «способность владеть необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОПК-7)». Принимая во внимание цели, задачи и содержание дисциплины, обозначенные в РПД дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденции», специфику обучающихся, уровень образования и форму обучения мы спроектировали наш курс.

Для достижения поставленных целей и задач на стадии планирования необходимо было выбрать наиболее эффективные элементы электронного образовательного ресурса (ЭОР), определить их последовательность и вариации их применения. Структура курса включает в себя общий блок и два модуля: «Судебные системы России и Великобритании» и «Профессия юриста в России и Великобритании». Элементы общего блока - это новостной форум, где, сообщая актуальную информацию, преподаватель имеет возможность координировать деятельность обучающихся; общие указания, где содержится информация по всему курсу изучаемой дисциплины, и порядок и правила оценивания результатов обучения по ЭОР; форум «Вопрос-ответ», где обучающиеся могут задать преподавателю интересующие их вопросы. При создании курса следует в первую очередь уделить внимание проработке содержания порядка и правил оценивания, поскольку именно этот элемент определяет и направляет работу студентов над курсом.

Структура каждого модуля включает в себя элементы ЭОР, оптимальные для наших целей: лекции и тесты (тренировочные и контрольные). Элементы мы расположили в обоих модулях в одинаковой последовательности. Лекции по грамматике и лексике основаны на языковом материале, запланированном для определенного модуля, и даны в виде презентаций: схем, таблиц и примеров, а также каждая лекция как элемент ЭОР содержит тексты по обозначенным темам модулей. По каждой лекции предлагаются дополнительные интернет-задания как материалы для самостоятельного изучения в виде полезных ссылок, которые представляют из себя авторитетные сайты, а также ссылки на видеоматериалы - таким образом преподаватель направляет самостоятельную работу обучающихся. Контрольные и тренировочные тесты включают вопросы по лексике, грамматике и чтению с множественным выбором и открытые вопросы. Количество попыток тренировочных тестов неограниченное, по контрольным тестам было принято решение, исходя из опыта работы по ЭОР, засчитывать лучшую попытку.

В данном курсе предусматривается три вида контроля: текущий, промежуточный, итоговый. Текущий контроль включает в себя вопросы после каждой лекции и тренировочные тесты. Цель текущего контроля — это мотивировать учебную деятельность студентов через самопроверку усвоения материала, при необходимости возвращаясь к лекциям и глоссарию. Промежуточный контроль включает в себя контрольные тестирования по темам двух модулей. Перед выполнением контрольного теста, который позволяет оценить учебные достижения и результаты которого учитываются в итоговой оценке, обучающиеся имеют возможность пройти тренировочные тесты. Итоговый контроль представляет из себя экзаменационное тестирование и устную часть экзамена. Задача экзаменационного тестирования - это контроль первых трех «ступенек» иерархии познавательных целей Б. Блума: «знание», «понимание» и «применение» языкового материала, включенного в модули курса.

Колоссальный потенциал управляющего воздействия на обучающихся содержится в настройках ЭОР. Разрабатывая свой курс, мы стремились организовать работу обучающихся таким образом, чтобы ни один элемент ресурса в процессе изучения дисциплины не был упущен из вида: для обеспечения поэтапного выполнения учебной работы студентов мы задаем определенный алгоритм выполнения элементов ресурса, то есть устанавливаем ограничения доступа к элементам, если не завершены предыдущие элементы. Контроль и регулирование учебно-познавательной деятельности подразумевает управляющее воздействие преподавателя на обучающегося. По сравнению с традиционной системой заочного обучения, обучение в информационной образовательной среде вуза носит интерактивный характер, и обратная связь позволяет в большей степени координировать и контролировать учебно-познавательную деятельность студентов. С помощью обратной связи организуется многовариантный контроль обучения [7]. Такие элементы, как «Отчеты» и «Оценки», дают возможность преподавателю мониторить процесс выполнения элементов ЭОР, отслеживать статистику, получать отчет о деятельности и отсматривать историю оценок каждого из обучающихся по курсу. Координация и коррекция процесса обучения может осуществляться посредством форума «вопрос-ответ», новостного форума или индивидуальных сообщений. Объявления преподавателя в новостном форуме напоминают студентам о начале занятий, необходимости соблюдать сроки, стимулируют вовремя приступать к занятиям и выполнять задания в срок.

По окончании работы с ЭОР студенты проходят анонимное анкетирование, где отвечают на 12 вопросов анкеты о сложности и доступности курса, необходимости наличия тех или иных элементов ЭОР и т.п. На первый вопрос анкеты: «Насколько сложным в освоении является данный электронный курс?» ответы распределились следующим образом: 55% обучающихся считают курс сложным, но доступным при приложении достаточных усилий, 19% умеренно сложным. При этом, 22% обучающихся сочли курс сложным. 9 вопросов анкеты были направлены на выявление востребованности тех или иных элементов курса. Наиболее полезными и востребованными элементами электронного курса были названы лекции и тесты, поскольку они содержат необходимый и достаточный материал для освоения модулей ЭОР и дают возможность контролировать свои учебные достижения по курсу. Форум «Вопрос-ответ» был наименее популярен у обучающихся: всего 10% обучающихся обращались с вопросами к преподавателю, ответами на которые были полностью удовлетворены. Большинство обучающихся (54%) признали, что электронный курс был полезен при подготовке к итоговому экзамену, но по отдельным темам приходилось обращаться к дополнительным материалам. При этом, дополнительные материалы отражены в виде ссылок на полезные

ресурсы в самом ЭОР. Анализ результатов работы с ЭОР позволил сделать вывод, что с требованиями курса справилось 95% обучающихся.

Выводы. Результаты работы с электронным образовательным ресурсом по дисциплине «Иностранный язык в сфере юриспруденции» для обучающихся по заочной форме обучения, созданный в электронной информационно-образовательной среде вуза, в частности, результаты итогового контроля на экзамене, и результаты анкетирования показали, что цели и задачи, поставленные для организации учебно-познавательной деятельности, в целом достигнуты. Данный электронный курс доказал свою эффективность. В системе образования концепцию, метод, средство обучения можно назвать эффективными, если они способствуют более качественному, легкому, быстрому достижению поставленных целей обучения. К.Маркс в понятие эффективности как раз и вкладывал достижение цели с учетом качества достигнутого результата, с учетом затраченного на это времени и с учетом материальных и трудозатрат [6]. Организация процесса обучения, включающая в себя действенное управление учебно-познавательной деятельностью, грамотную организацию, отбор и структуризацию учебно-методического обеспечения, обеспечивают высокий уровень мотивации, включенность обучающихся в самостоятельную работу, развивают информационную культуру и вносят свой вклад в развитие иноязычной коммуникативной компетенции.

Несомненным преимуществами применения ЭОР являются значительные иллюстративные возможности - картинки, схемы, презентации, которые способствуют более эффективному усвоению учебного материала; больше возможностей для взаимодействия преподавателя и студента в заочном и дистанционном обучении по сравнению с традиционным заочным обучением; потенциал ЭОРа по организации, регулированию, контролю и анализу учебно-познавательной деятельности студентов (самостоятельной, прежде всего); возможность сохранения индивидуального темпа обучения каждого конкретного студента, своего рода индивидуализация при сохранении целостности учебного процесса. Сложности, с которыми мы сталкиваемся при разработке и работе с ЭОР, не содержательной части, а «технической», поэтому оптимальный вариант работы при создании ЭОР - это сотрудничество преподавателя-предметника и ИТ специалиста, где преподаватель-предметник отвечает за структуру, содержание и требования к результатам курса.

В заключение необходимо отметить, что электронная информационная образовательная среда и, соответственно, электронные образовательные ресурсы обладают дидактическими свойствами, которые значительно обогащают языковую и социокультурную практику обучающихся, а также позволяют выстраивать индивидуальные образовательные траектории, реализовывать идеи «обучения в сотрудничестве», развивать навыки самостоятельной работы и самообразования [9]. Внедрение электронной информационной образовательной среды соответствует поставленным целям обучения, способствует развитию тех компетенций, которые могут позволить будущему специалисту быть конкурентоспособным в его будущей профессиональной деятельности и подготовить к реализации себя как человека, профессионала и гражданина в условиях современного общества и прогнозируемого его развития.

Литература:

1. Зайченко Т.П. Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся как центральная задача дистанционного обучения// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2003. Том 3, Выпуск № 6. C. 238-248.

2. Корень А.В. Особенности разработки учебных курсов с использованием электронной образовательной среды Moodle // Вестник евразийской науки. 2013. №1 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razrabotki-uchebnyh-kursov-s-ispolzovaniem-elektronnoy-obrazovatelnoy-sredy-moodle (дата обращения: 18.11.2019).

3. Краснова Т.И., Сидоренко Т.В. Смешанное обучение как новая форма организации языкового образования в неязыковом вузе // ОТО. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smeshannoe-obuchenie-kak-novaya-forma-organizatsii-yazykovogo-obrazovaniya-v-neyazykovom-vuze (дата обращения: 18.11.2019).

4. Лагунова, М.В., Юрченко, Т.В. Управление познавательной деятельностью студентов в информационно-образовательной среде вуза: монография. Н. Новгород: ННГАСУ, 2011. 167 с.

5. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения: учеб.-метод. пособие. М.: Академия, 2004 - 416 с.

6. Полат Е.С. К проблеме определения эффективности дистанционной формы обучения // Открытое образование. 2005. №3. С. 71-77

7. Прохорец Е.К., Вершкова Е.М. Электронные образовательные ресурсы в развитии автономной учебно-познавательной деятельности на иностранном языке в вузе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. №5-2. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=6743 (дата обращения: 18.11.2019).

8. Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учеб.-метод. пособие. М.: Дрофа, 2008. 320 с.

9. Сысоев П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции // Язык и культура. 2012. №1 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-informatsionnye-i-kommunikatsionnye-tehnologii-didakticheskie-svoystva-i-funktsii (дата обращения: 18.11.2019).

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 1 декабря 2016 г. N 1511) URL:http://ivo.garant.ru/#/document/71579274/ paragraph/13:0 (дата обращения: 16.11.2019).

11. Bonk C.J. & Graham C.R. Handbook of blended learning: Global perspectives, local designs. San Francisco, C.A.: Pfeiffer Publishing, 2005. 624 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.