Научная статья на тему 'СТУДЕНЧЕСКИЙ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ЖУРНАЛ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ'

СТУДЕНЧЕСКИЙ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ЖУРНАЛ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
МедиаVектор
Область наук
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ЖУРНАЛ / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЦИФРОВЫЕ МЕДИА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лепина Лада Станиславовна

В данной статье рассматривается опыт работы студенческого мультимедийного журнала на кафедре журналистики и медиакоммуникаций Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Междисциплинарный характер проекта дает возможность взаимодействовать преподавателям различных курсов и профессиональных дисциплин - интернет-журналистики, теле-, радио-, фотожурналистики и других. Одним из результатов реализации данного проекта является подготовка специалистов, отвечающих потребностям современных медиа и цифровой экономики в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT MULTIMEDIA MAGAZINE AS A TOOL FOR THE FORMATION OF NEW COMPETENCIES IN THE DIGITAL ENVIRONMENT

The article is devoted to the experience of creating a student multimedia magazine at the Department of Journalism and Media Communications of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University. The interdisciplinary nature of the project makes it possible to interact with teachers of various courses and professional disciplines - Internet journalism, television, radio, photojournalism and others. One of the results of this project is the training of specialists who meet the needs of modern media and the digital economy as a whole.

Текст научной работы на тему «СТУДЕНЧЕСКИЙ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ЖУРНАЛ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ»

Рисунок 1. Пиктограмма на модульной сетке

Рисунок 2. Примеры цветографического решения пиктограмм

Выводы. Предлагаемая концепция определяет условное направление разработки визуальных коммуникаций в формировании корпоративной культуры университета. В качестве перспективных проектных разработок в данном направлении следует отметить также обращение к национальным традициям в композиции и декоре предметно-пространственных систем, включение элементов природной среды в структуру пространств комплекса для формирования специфической атмосферы его помещений и территорий, что будет способствовать оптимальной организации главных компонентов комплекса.

Список литературы:

1. Ажгихин, С.Г., Марченко, М.Н. Типы принятия решений в процессе проектной деятельности //21 century: fundamentalscienceandtechnology. - Vol. 2. - NorthCharleston, 2014. - С. 86-89

2. Марченко, М.Н. Влияние дизайнерской деятельности на развитие способностей обучающихся к творчеству// Международный журнал экспериментального образования. -2013. - № 11-13. - С. 201-203

3. Марченко, М.Н., Лапченко, А.К. Фирменный стиль как средство формирования имиджа образовательного учреждения // Молодой ученый. - 2016. - №11. - С. 1610-1612.

УДК 070

СТУДЕНЧЕСКИЙ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ЖУРНАЛ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ

Лепина Лада Станиславовна,

старший преподаватель Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. В данной статье рассматривается опыт работы студенческого мультимедийного журнала на кафедре журналистики и медиакоммуникаций Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Междисциплинарный характер проекта дает возможность взаимодействовать преподавателям различных курсов и профессиональных дисциплин - интернет-журналистики, теле-, радио-,

фотожурналистики и других. Одним из результатов реализации данного проекта является подготовка специалистов, отвечающих потребностям современных медиа и цифровой экономики в целом.

Ключевые слова: мультимедийный журнал, мультимедийная журналистика, электронные образовательные ресурсы, цифровые медиа.

Annotation. The article is devoted to the experience of creating a student multimédia magazine at the Department of Journalism and Media Communications of the V.l. Vernadsky Crimean Fédéral University. The interdisciplinary nature of the project makes it possible to interact with teachers of various courses and professional disciplines - Internet journalism, télévision, radio, photojournalism and others. One of the results of this project is the training of specialists who meetthe needs of modem media and the digital economy as a whole.

Keywords: multimédia magazine, multimediajournalism, electronic educational resources, digital media.

Постановка проблемы. По результатам исследования компании Медиатор (Mail.ru) самую большую группу читателей российских медиа составляют так называемые миллениалы и поколение Z, т.е. совсем молодые люди. Их доля составляет почти 60%. При этом время концентрации на материалах у миллениалов 30 секунд, а у поколения Z -всего 8 [3]. И, естественно, что борьба за внимание аудитории, её привлечение и вовлечение стала одной из насущных задач любого СМИ и медиаресурса. В ход идут разные приёмы: короткие и содержательные заголовки, визуализация, объем и вёрстка текста, постоянный поиск новых форм и форматов, геймификация и многое другое. Что-то срабатывает, что-то умирает так же быстро как появляется.

Рынок требует от молодых журналистов, выпускников вузов, не только базовых профессиональных знаний и навыков, но и новых компетенций в сфере цифровых медиа, знаний в области дизайна, программирования, визуализации данных и мультимедийного мышления, умения наиболее точно и качественно создавать контент для своей целевой аудитории.

Может ли система подготовки журналистских кадров в традиционных вузах угнаться за современными тенденциями и готовить специалистов, востребованных на рынке медиа? Вопрос - не риторический. Благодаря использованию цифровых технологий и разнообразных сервисов и внедрению их в образовательный процесс, безусловно, может. Цель данной статьи рассказать об опыте использования таких технологий, продемонстрировать круг задач, которые можно решить при использовании доступных цифровых ресурсов и игровых педагогических практик.

Изложение основного материала. Внедрение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательный процесс на разных уровнях помогает решать самые актуальные задачи. Особая необходимость в более активном внедрении ЭОР возникла с началом пандемии Covid-19.

ЭОР является частью общей информационно-образовательной среды, которая представляет собой систему средств и ресурсов, обеспечивающих образовательную деятельность на основе информационно-коммуникативных технологий.

Одним из важнейших отличительных черт ЭОР является внедрение в методику образования новых методов и форм обучения, а также их слияние с классическими способами преподавания.

Среди новых форм и методов обучения стоит выделить следующие:

- электронное обучение;

- мобильное обучение;

- сетевое обучение;

- автономное обучение;

- смешанное обучение;

- совместное обучение.

Электронные образовательные ресурсы могут состоять из учебных блоков: текст, иллюстрации, мультимедийные лекции или обучающие программы.

По своим функциям ЭОР отличаются из-за свойств и возможностей платформ, предоставляющих учебный материал. Необходимо учитывать коммуникативность,

интерактивность, наличие обратной связи и автоматизацию работы электронного образовательного ресурса [2].

В 2016 учебном году силами студентов и преподавателей факультета славянской филологии и журналистики Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского был создан электронный образовательный ресурс -студенческий мультимедийный журнал «READ MORE...» [6]. После реорганизации факультета эта работа продолжена на базе кафедры журналистики и медиакоммуникаций Института медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Название журнала можно интерпретировать по-разному. Прямая ассоциация с гипертекстовой ссылкой «читать больше...» или «подробнее». Также на главной странице сформулирован слоган журнала: «Читать больше, знать больше, видеть больше», что подразумевает мультимедийный характер публикаций и заставляет читателя предполагать занятие большее, чем чтение.

Мультимедийный журнал - довольно новое понятие в журналистике, определяющее подход к работе над материалами в соответствии с последними тенденциями развития медиа. Оно включает в себя принципиально иное устройство средства массовой информации в сети интернет. На одной платформе собраны несколько видов подачи журналистских материалов. В том числе - мультимедийные статьи, аудио-слайд-шоу, видеосюжеты, аудиоподкасты, также публикуются интерактивные карты, инфографика, таймлайны и многие другие форматы.

Журнал «READ MORE...» задумывался как площадка для отработки различных профессиональных навыков, своеобразный полигон мультимедийной журналистики, место для проб и ошибок начинающих журналистов.

Заглавная страница сайта «READ MORE...» (см. рис. 1) имеет обложку с названием, кратким описанием журнала, рубриками и формой обратной связи.

ф

интервью обо всем в объективе Р1Юфессия слайдшоу инфографика on air спецпроекты

read more...

читать больше, знать больше, видеть больше...

Студенческий мультимедийный журнал. Мультимедийные статьи, интерактивная графика, таймлайны и другие новые интерактивные форматы журналистики позволяют пристальнее взглянуть на мир вокруг нас и по-новому рассказать о том, что нам интересно.

Рисунок 1. Главная страница сайта журнала «READ MORE...»

Любой желающий может предложить свою тему или идею публикаций, стать членом «редакции» журнала (см. рис. 2).

Хочешь сотрудничать?

Есть идеи и темы для публикаций? Можешь предложить свой материал? Хочешь попробовать себя в мультимедийной журналистике?

Рисунок 2. Форма обратной связи журнала «READ MORE...»

Рубрикация в журнале изначально была не тематической, а близкой жанровой, но поскольку в новых медиа, в том числе мультимедийных, происходит диффузия жанров, речь чаще всего идет о форматах. Некоторые из них очень схожи с жанрами традиционных СМИ, другие - совершенно новые.

В «шапке» сайта представлены все рубрики и направления работы журнала:

«В объективе» - визуальные форматы: фотогалереи, конкурсы, зарисовки и видеосюжеты.

«Слайдшоу» - материалы в современном аудиовизуальном формате.

«Инфографика» - включает в себя не только традиционную инфографику, но и интерактивную графику, мультимедийные таймлайны и другие форматы визуализации данных.

«On air» - подборка тематических радиопрограмм в виде аудиоподкастов.

Формат мультимедийной статьи представлен сразу в нескольких рубриках:

«Интервью» - в традиционный текст интервью может быть интегрировано видео, звуковые цитаты, что делает его более активным и живым.

«Обо всём» - статьи и заметки на самые разные темы, где студенты экспериментируют с дизайном и мультимедийными элементами.

Тематическая рубрика «РЯОфессия» посвящена изучению журналистики, в том числе здесь представлены мастер-классы, созданные по материалам партнеров вуза -Международной ассоциации студенческого телевидения (МАСТ).

В разделе «Спецпроекты» презентованы различные масштабные коллективные работы: журналистские конкурсы, просветительские проекты, открытые лекции. Например, мультимедийная хроника «Имени Вернадского» (к 100-летию Таврического университета), конкурс мультимедийной журналистики «#КРЫММОИ» (рис. 3) и другие. Над ними, как правило, работают творческие группы в течение одного или нескольких семестров. Группы формируются из студентов разных курсов. Состав «редакций» носит условный характер, он постоянно меняется, так как студенческая среда очень мобильна.

#КРЫММОЙ

конкурс мультимедийном журналистики

Цели и задачи конкурса:

• повышение профессионального мастерства в сфере мультимедийной журналистики;

• стимулирование студентов и молодых журналистов на создание качественного мультимедийного контента;

• утверждение профессиональных и этических стандартов журналистики, в т.ч. в новых медиа.

Официальная страница конкурса: #КРЫММОЙ 2017

Рисунок 3. Специальный проект конкурса мультимедийной журналистики

Наиболее полными возможностями для реализации данного проекта на момент зарождения идеи обладал конструктор «Tilda Publishing» [4]. Он прост в освоении, работу в нем можно сравнить с увлекательной компьютерной игрой, что делает обучение более привлекательным.

Начиная с первого курса, студенты учатся работать в конструкторе, пробуют создавать яркие и привлекательные публикации.

Для того чтобы мотивировать студентов активно участвовать в работе журнала применяются не только традиционные методы обучения, например, выдача преподавателем практических заданий. Одной из эффективных форм организации работы и мотивации студентов является использование активных форм взаимодействия, таких как «деловая игра». Организация таких игр преследует несколько целей:

У мотивационную: формирование профессиональной идентичности и мотивации в сфере журналистики, литературного творчества для реализации в студенческих медиа (специальности «журналистика» и «филология»);

У дидактические:

- знакомство студентов с продуктивными коммуникативными технологиями в сфере журналистики, что позволяет выстраивать эффективное коммуникативное поведение в профессиональной и личностной сферах;

- повышение компетентности в области знаний о работе редакции современного интернет-СМИ на примере студенческого журнала;

- знакомство с особенностями создания мультимедийного контента в интернет-СМИ;

У коммуникативную: повысить коммуникативную компетентность обучающихся,

наработать навыки конструктивного взаимодействия в группе, в том числе, в ситуации дискуссии, принятия решений и прочее [1].

В самом начале обучения со студентами проводится деловая игра под условным названием «Редакционная планёрка». Игра проходит в форме «Мозгового штурма» по примерно одному сценарию.

Студенты находятся в одном помещении. Это условная редакция и они выполняют роль членов коллектива. Пока роли каждого не определены. Задача игры выявить интерес, желание и возможности каждого участника для формирования студенческой редакции.

Шаг 1: обозначается «проблема», которую нужно решить. К примеру, журнал теряет популярность, мало посетителей сайта, мало публикаций. Что делать?

Шаг 2. Что нужно? Идет работа по выявлению интересов целевой аудитории. Составляется список основных тем, которые интересуют молодых людей, определяются направления, по которым можно вести работу.

Шаг 3. Как это сделать? Какими должны быть материалы для молодёжи, как удержать внимание посетителей сайта?

Рассматриваются различные мультимедийные форматы для реализации тем, предложенных на предыдущем этапе. Например, материал о кафедре журналистики и медиакоммуникаций должен быть сделан в виде GIF-анимации. Это должен быть цикл

коротких и весёлых роликов, которые можно будет распространять через социальные сети. Формат - привлекающий будущих абитуриентов. Или проблемный материал о состоянии студенческих общежитий может быть представлен в виде интерактивной графики, куда будут интегрированы тексты, фото, видео. Хроника жизни и творчества популярного среди молодёжи писателя или поэта будет рассказана в виде таймлайна с фрагментами интервью, фото, картой путешествий и т.п.

Шаг 4: Кто? После определения задач, что и как нужно делать редакции, все студенты распределяются по командам - творческим группам, в зависимости от интереса, имеющихся знаний и наклонностей, а также, с целью получить новые знания и навыки в сфере мультимедийной журналистики. Каждое направление - это условный редакционный отдел, например, отдел фотопроектов, графики, мультимедийных статей, аудиоподкастинга и т.п.

Таким образом, студенческая редакция сформирована.

Каждое из направлений деятельности редакции может трансформироваться в отдельный проект, продолжится и продолжается в рамках различных практических курсов в дельнейшем обучении. Это могут быть практикумы и лаборатории, проектная деятельность и выполнение практических заданий по различным предметам. Междисциплинарный характер такой деятельности позволяет сделать процесс обучения увлекательным и комплексным. Студенческая редакция - организация мобильная и подвижная. Каждый «сотрудник» за время обучения работает в разных «отделах» по созданию разного типа контента. Это связано не только с личным интересом, но и с плановым освоением учебной программы, а также возможностями дисциплин свободного выбора.

Выводы. Опыт работы студенческого мультимедийного журнала, использование доступных сетевых ресурсов для создания учебного контента, организация работы, приближенная к реальному процессу журналистской деятельности, позволяет студентам освоить общие и профессиональные компетенции, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом [5]. Такие, как способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности, а также способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах и ряд других.

Список литературы:

1. Бреднева H.A. Формирование проектной компетентности студентов в образовательном процессе вуза // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -2017. - № 5(71): в2ч.-Ч.2.-С. 166-169.

2. ГОСТ Р57721-2017 Информационно-коммуникационные технологии в образовании [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200156823 (Дата обращения 22.08.2021).

3. Как читают медиа в России 2017-2018 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://mediator.media/doc/Mediator_2018_How_People_Read.pdf (Дата обращения:10.07.2021).

4. Конструктор сайтов Tilda Publshing [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://tilda.cc/ (Дата обращения:15.09.2021).

5. Реестр примерных образовательных программ. Министерство образование и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fgosreestr.ru (Дата обращения: 20.09.2021).

6. Студенческий мультимедийный журнал «READ MORE...» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://projectl81026.tilda.ws (Дата обращения: 11.09.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.