Научная статья на тему 'Медиакартина в контексте региональной детско-юношеской самодеятельной печати (на примере Оренбургской области)'

Медиакартина в контексте региональной детско-юношеской самодеятельной печати (на примере Оренбургской области) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
147
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНАЯ ПЕЧАТЬ / YOUTH AMATEUR NEWSPAPERS / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ / ORENBURG REGION / МЕДИАКАРТИНА / MEDIA PICTURE OF THE WORLD

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Халиуллина Маргарита Сагиндыковна

Данная статья посвящена изучению региональной детско-юношеской самодеятельной печати. На современном информационном рынке Оренбуржья отсутствуют региональные издания, непосредственно адресованные подрастающему поколению. Отчасти информационные запросы детей и молодежи исполняют самодеятельные издания. Формируемая средствами детско-юношеской самодеятельной печати медиакартина приближена реальному представлению о мире и удовлетворяет информационные запросы аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media in the context of the regional youth amateur creative print (on the example of Orenburg's region)

The article is concerned with the regional youth amateur newspapers. Professional regional youth pressis lacking on the modern Orenburg information media market. Amateur press partly has its function. Youth amateur press`s media picture of the world approximates to the real concept of the world and copes with audience information needs. These factors are the cause of youth demand of such press, especially on the watershed in life of society.

Текст научной работы на тему «Медиакартина в контексте региональной детско-юношеской самодеятельной печати (на примере Оренбургской области)»

УДК 070.1 ББК 76.000.8

Маргарита Сагиндыковна Халиуллина

старший преподаватель, кафедра журналистики, Оренбургский государственный педагогический университет, 460000, г. Оренбург, ул. Пушкинская, 18, Россия, e-mail: ha_rita@mail.ru

Margarita S. Khaliullina

Senior Lecturer, Department of Journalism, Orenburg State Pedagogical University, 460000, Orenburg, str. Pushkin, 18, Russia, e-mail: ha_rita@mail.ru

МЕДИАКАРТИНА В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОЙ ПЕЧАТИ (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)

Данная статья посвящена изучению региональной детско-юношеской самодеятельной печати. На современном информационном рынке Оренбуржья отсутствуют региональные издания, непосредственно адресованные подрастающему поколению. Отчасти информационные запросы детей и молодежи исполняют самодеятельные издания. Формируемая средствами детско-юношеской самодеятельной печати меди-акартина приближена реальному представлению о мире и удовлетворяет информационные запросы аудитории.

Ключевые слова: детско-юношеская самодеятельная печать, социализация, Оренбургская область, медиакартина.

MEDIA IN THE CONTEXT OF THE REGIONAL YOUTH AMATEUR CREATIVE PRINT (ON THE EXAMPLE OF ORENBURG'S REGION)

The article is concerned with the regional youth amateur newspapers. Professional regional youth pressis lacking on the modern Orenburg information media market. Amateur press partly has its function. Youth amateur press's media picture of the world approximates to the real concept of the world and copes with audience information needs. These factors are the cause of youth demand of such press, especially on the watershed in life of society.

Key words: youth amateur newspapers, socialization, Orenburg region, media picture of the world.

На современном информационном рынке Оренбуржья нет региональных изданий, непосредственно адресованных подрастающему поколению и удовлетворяющих их интересы и потребности. Отчасти эти функции исполняют самодеятельные издания. И следует признать, что формируемая средствами детско-

© М.С. Халиуллина, 2014

юношеской самодеятельной печати медиакартина приближена реальному представлению о мире и удовлетворяет информационные запросы аудитории. Вместе с тем самодеятельная печать не является прямым конкурентом профессиональной прессы, поскольку для полноценного и всестороннего развития юной лич-

91

ности необходимо существование и той и другой периодики.

Возраст, уровень умственного и духовного развития юных авторов напрямую влияют на их тематические предпочтения. Чем старше становятся ребята, тем серьезней и значительнее выбирается тема. Зачастую это темы взрослого мира, но творчески осмысленные и интерпретированные.

Обычно юнкоры адресуют свои материалы сверстникам. Но нередко возрастные рамки расширяются. В частности, областная газета «ДОГ» позиционирует себя как издание для детей и взрослых, публикуя материалы ребят в возрасте от 5 до 17 лет. И.А. Руденко и другие исследователи детской и юношеской прессы подчеркивают снижение эффективности прессы при объединении различных социально-демографических групп, поскольку дистанция между этими возрастными группами огромная, велика и разница в интересах и информационных потребностях [20, с. 188]. Но, как показал опыт работы редакции газеты «ДОГ», здесь есть и положительные моменты: образуется достаточно благоприятная взаимообразовательная и воспитательная среда, где старшим интересно с младшими потому, что есть возможность попробовать себя в новой ответственной роли — учителя, советчика, старшего товарища, а младшие, гордясь общением с более старшими товарищами, лучше усваивают новую информацию, и тем активнее развивается их мышление. Нередко юнкоры выбирают тему, одинаково интересную всем, независимо от их возраста. В итоге получаются интересные материалы, демонстрирующие различные уровни проникновения в проблему. Таким образом, происходит расширение социального статуса детства и отрочества.

Кроме того, Ю.Б. Балашова пишет, что разброс возрастных характеристик в целом типичен для ученической периодики, «при этом общая тенденция такова, что наиболее активными участниками не всегда являются старшеклассники, стремящиеся к новому — к студенческому этапу жизни» [3, с. 81].

Тем не менее редколлегии, где авторам меньше 11 — 12 лет, образуются крайне редко. Чаще всего костяк редакции образуют члены одной социальной группы (школьники, студенты, члены творческой студии и т. п.), объединенные общими интересами. Допускается незначительная возрастная дистанция между юнкорами. В противном случае данный коллектив будет испытывать серьезные противоречия, нуждаться в руководительстве одинаково референтной для всех личности, например, из числа взрослых.

Каждый возрастной период жизни человека отличают динамические свойства и качества личности, которые определяются сочетанием внутренних и внешних условий развития. Существенные психологические и физиологические сдвиги, происходящие в подростковом возрасте, обусловливают готовность юной личности к овладению различными формами и видами деятельности, необходимыми для вхождения в социум. Тем не менее подростки, усваивая различные стереотипы поведения, действующие социальные нормы, обычаи, интересы, ценностные ориентации, не копируют жизнь взрослых, а моделируют свою.

Стремление подростка к личностному самосовершенствованию, самопознанию, самовыражению и самоутверждению, по мнению Р.С. Немова, определяет линию его поведения [18, с. 96]. Участие в издательской деятельности позволяет

ребятам удовлетворить эту потребность: «Главные мотивы, вызвавшие у нас желание иметь журнал, это пробуждающееся сознание ответственности за нашу грядущую жизнь. Наше развитие, умственное и физическое, еще так слабо; нам необходимо общение и совместная работа для того, чтобы выяснить наше стремление к свету, познать себя» [3, с. 1]. Об этом же свидетельствуют и результаты исследования А.Я. Школьника, изучавшего интересы и побуждения юнкоров детского информационного агентства «Юн-пресс». Так, только 24 % из опрошенных детей в качестве целей своего участия в этой деятельности называют стремление попробовать себя в качестве журналиста. Большинство подростков стремятся объединиться для выпуска газет с целью самоорганизации, общения с единомышленниками (соответственно 38 % и 42 %). Необходимо также отметить достаточно большое количество детей, которые через участие в «Юнпрессе» стремятся узнать жизнь (32 %) [25, с. 12].

Пубертатный период характеризуется возникновением у индивида чувством собственной взрослости, ощущением нового этапа в жизни. Вчерашние дети позиционируют себя взрослыми и хотят, чтобы окружающие их таковыми признавали. У них появляются желания и возможности соотносить свою личность с системой оценок мира старшего поколения, они претендуют на равноправие в отношениях, готовы отстаивать свою «взрослость».

«Что со мной? Я взрослею...» [26, с. 5].

«Меня родители совсем не понимают, они только твердят, что я должна слушаться и не перечить им, как будто у меня нет права иметь свое мнение и его высказывать?!» [23, с. 6].

«Был в моей жизни период, когда меня бесили все направо и налево. А назывался этот период переходным возрастом. Период закончился, а некоторые люди меня бесят до сих пор...» [7, с. 13].

Ю. Кузнецова справедливо замечает, что в социуме нет традиции фиксации нового статуса подростка, поэтому ему самому приходится искать ориентиры самоопределения [14, с. 233]. Таким образом, самодеятельные СМИ становятся каналом опосредованного общения со старшим поколением. «Раньше мы считали, что наша газета исключительно для тебя, сверстник, и взрослым ее читать категорически воспрещается. Но после долгих споров мы пришли к выводу, что это неправильно <...> с этого номера «ДОГ» не только для ТЕБЯ, ровесник, но и для ВАС, уважаемые взрослые!» [8, с. 2]. Нередко содержание текстов самодеятельных изданий напрямую не связано с проблемой взросления, вхождения во взрослую жизнь, но отношение автора выражается в его мнении, оценке, позиции, что позволяет нам говорить о косвенной передаче информации. «Пока вы не поймете: возможно, за отметки в дипломе и не придется краснеть, но потерять путевку в жизнь благодаря своей беспечности очень просто. Второго шанса у вас не будет. Не познаете, не выучите сейчас — всю жизнь будете «плавать» в луже своих образовательных лакун. Ни с одним серьезным заданием не справитесь. Какой работодатель вас полюбит?» [22, с. 5].

«.Нужно поднимать уровень промышленности, научных технологий, образования и жизни населения, а не упиваться националистическими идеями... Все эти межнациональные розни приведут к тому, что... в сторону юга отправятся ребята-срочни-

ки. И направятся они не мазать себя и своих подруг солнцезащитным кремом, а поливать те земли своей и чужой кровью» [6; 9].

Юное поколение в силу своего возраста и социального статуса не участвует в политике, но неравнодушно к происходящему в стране и делится мыслями, мнениями со своими сверстниками на страницах газет: «Если бы я был депутатом...», «Письмо к президенту», «Широка страна моя родная.», «Беслан в сердце каждого из нас», «И мне скоро выбирать» и др. «Редакция «Времени Колокольчиков», как и вся сознательная молодежь, разделяет далеко не все идеи автора материала «Не бойтесь Жириновского», публикуя статью в порядке дискуссии» [4].

Детско-юношеский самиздат выполняет функцию посредника между юной личностью и культурой / социумом. Исследователи выделяют следующие характеристики позитивного результата социализации: социальная адекватность, социальная коммуникативность, сочетание лидерской и исполнительской роли, социальное партнерство, консолидационность, внимание к другим людям, устойчивость в сложных или простых условиях проживания и т. д. [13, с. 9-13].

Вот пример, как эта тема освещается в самодеятельном СМИ: «В г. Чагоде Вологодской области появилась новая сфера приложения труда подростков. Каждое утро бригады подростков из 3—4 человек выходят на улицы города с лестницами-стремянками и протирают дорожные знаки, светофоры. По утверждению чагодинской ГАИ, которая и оплачивает труд своих юных помощников, количество ДТП в городе сократилось почти в 2 раза» [4, с. 6].

Негативный результат социализации: патернализм и привычка к нему,

социальный конформизм, социальная конфронтация, зависть, авантюризм, протестность, социальный страх, пессимизм, агрессия, мстительность и социальная неустойчивость [13, с. 9-13].

Эта тема на страницах самиздата следующим образом реализуется: «На выпускных экзаменах в 9 классе, когда все писали изложение, она написала примерно так: «Вы все меня не любите...». Это было так на самом деле. Ее не могли любить, потому что ее поступки вызывали у одних недоумение, у других неприязнь. Чужая в школе, среди подростков, она искала себя среди взрослых. Но других взрослых, кроме друзей своей семьи, она не знала. Рано повзрослела моя героиня. Дорого расплатилась она за свою взрослость. В августе нынешнего года убила человека...» [17, с. 6].

Автор вместе со своим читателем проходит социализацию. Через журналистское творчество молодой человек познает себя относительно существующих ценностей и ищет свое место в окружающем мире. «Хочу понять, как можно любить весь мир и выживать в нем: смотрю, слушаю, наблюдаю за людьми. Пытаюсь понять их поведение. И пытаюсь сделать так, чтобы они поняли меня. Иногда удается» [24, с. 22].

Более того, самодеятельное издание осмысляется ребятами как действенный инструмент социализации, способный объединить и читателей, и авторов. А приводимые нами в качестве примеров материалы свидетельствуют о достаточно рефлексивной установке сознания подрастающего поколения и, как следствие, способности его к самоорганизации и адекватному развитию. Публицистический и полемический характер многих материалов имеет направленность на то, чтобы повлиять на умы,

настроение и поведение сверстников: «Ты куришь? Фи, какая гадость», «Есть мнение», «Будь здоров, школяр», «Не хочу учиться...» и т. д.

Другая не менее серьезная проблема взрослеющей личности — это межличностное общение, взаимопонимание, взаимодействие с коллективом, необходимость проявления терпимого отношения друг к другу, преодоление своей отчужденности и обособленности, трансформация «я» в «мы». «Мы молоды, нас много, мы умеем за себя постоять. Но нам пора научиться терпеть друг друга, везде и повсюду и каждый день. Давайте попробуем улыбаться друг другу в метро и приветствовать друг друга на улицах...» [5, с. 86].

Формирование индивидуальности происходит за счет осознания собственных границ и специфики «самости». «Меня бесит тупость, самовлюбленность, хамство, излишний эгоизм... Меня многое бесит... Однако надо стараться видеть в людях хорошее. Всех под себя не переделаешь. А если бесит весь мир, то это диагноз» [11].

В жизни ребят часто возникают ситуации, когда они не могут поделиться с кем-то своими мыслями, ощутить чью-то дружескую поддержку. Характерная особенность самиздата — это тесный контакт с читателями, переписка. На страницах газет нередко можно встретить такие рубрики: «Вот такое письмо», «Письма издалека», «Обратная связь». Со страниц своих газет юнкоры неустанно обращаются к читателям: «От тебя требуется не так уж много. Сядь (ляг, подпрыгни), прочитай (пролистай, «прохрусти») газетку и напиши (нарисуй, позвони) к нам в редакцию. Неплохая идея, кстати. А время уже пошло» [9].

На некоторые письма-исповеди читателей в газете публикуются це-

лые серии статей. В этих материалах юнкоры стремятся поддержать своего сверстника, посоветовать ему, как справиться, преодолеть трудности, сообщают полезную информацию, куда те могут обратиться в трудную для них минуту.

В подростковом возрасте также происходит определение ведущей деятельности, которая оказывает решающее влияние на характер развития личности молодого человека. Особое внимание педагоги концентрируют на таких явлениях детства, как игра, учеба, труд. Без игры, по мнению А.С. Макаренко, нет и не может быть полноценного умственного развития [16]. А известный психолог Д.Б. Эльконин делает вывод, что игра влияет на формирование основных психологических процессов от самых элементарных до самых сложных [27]. Ш.А. Амонашвили рассматривает игру как метод познания действительности, направляемый внутренними силами и позволяющий ребенку приобретать новые знания, опыт, овладевать обширными основами человеческой культуры [1].

Через игру ребенок включается в мир взрослых, осмысляет и интерпретирует его содержание. В самодеятельных изданиях много игрового материала. И только на первый взгляд кажется, что единственное назначение этих текстов — развлечение. В.Ф. Олешко справедливо замечает, что игры в средствах массовой информации «и просвещают, и воспитывают, и формируют моду, и отвлекают от трудностей жизни, и порой в сегодняшних условиях разрушения всех и всяческих связей служат единственным средством межличностной, групповой, в целом социальной коммуникации...» [19, с. 142]. Как правило, в юнкоровских редакциях царит атмосфера праздника и веселья. Игра в самоде-

ятельной прессе позволяет подрастающему поколению в безопасных условиях примерить на себя любую социальную роль и достаточно безболезненно апробировать различные стратегии поведения в обществе. Кроме того, игра способствует развитию творческих способностей. «Наверное, я этим буду заниматься в скором будущем (режиссурой. — М. Х.). Но у меня есть такой закон, и я его соблюдаю, что пока я у себя внутри не придумал какой-то продукт, какую-то идею, я планы не строю...» [23, с. 26].

На страницах детско-юношеских самодеятельных газет и журналов печатается незамысловатый, шутливый материал: анекдоты, приколы, стишки-страшилки, стишки-смешилки; объявляются конкурсы, викторины, игры (конкурс на лучшую подпись к иллюстрации, конкурс комиксов, рисунков, рассказов и т. п.). Во многих газетах постоянно действуют такие рубрики: «Вот был случай», «Улыбнись», «Выпедреха», «Школьные байки», публикующие развлекательный материал.

Но все же игра для подростка и старшеклассника менее значима по сравнению с познавательной (учебной) деятельностью. Данная деятельность представляет собой процесс усвоения знаний, формирования навыков и умений в добывании новых сведений и творческое их усвоение. Участие в выпуске газеты или журнала стимулирует познавательный интерес юнкора и дает практический выход его интеллектуальной активности. Не претендуя на фундаментальность, самодеятельная пресса создает вполне достоверную картину мира. А кроме того, она не только информирует о каких-либо событиях, но и сообщает о противоречиях, не получивших пока своего разрешения. «В этой газете вы найдете всего

понемногу — тем лучше! Что общего во всех наших статьях? Они наглядно показывают потребность в информации. А еще вопросы. В них мы обнаруживаем страх перед будущим...» [5, с. 103].

Интересы ребят разнообразны и неоднородны. Жизнь молодым людям любопытна во всем своем многообразии и противоречии: загадка существования «черных дыр» в космосе, деятельность общественных организаций, общение со сверстниками, взаимоотношение полов, политическая ситуация в стране и мире, вопросы религии и веры, причины психотропной зависимости и многое другое. Юнкоры поднимают проблемы различной степени серьезности и масштабности. Безусловно, позиции «вечных тем» во все времена остаются незыблемыми, подрастающее поколение всегда будут волновать вопросы любовных, дружеских, сексуальных отношений, досуга и развлечений, творческой самореализации. А вот обращение к другим темам обусловлено социально-экономическими событиями, происходящими в стране и мире. Например, интерес к спорту в 2006—2010-х гг. был вызван последними громкими и яркими победами российских спортсменов. Обращение к теме распространения ВИЧ-инфекции — ответ на крупномасштабные профилактические и протестные акции в данной сфере, рост числа ВИЧ-инфицированных в стране. Серия публикаций, посвященных политике, является реакцией на череду выборов и предвыборных баталий различных уровней в России.

Специфический характер деятельности детско-юношеской самодеятельной прессы обусловлен постоянной ротацией читательской аудитории и редколлегии. «Хочу сразу сказать, — пишут юнкоры «ДОГа», — он (номер) получился несколько не-

обычным, отличающимся от всех предыдущих номеров. Это объясняется наступлением нового учебного года, вливанием новой «крови» в наш коллектив и просто тем, что все течет, все изменяется» [10].

А также:

«В этом году в нашем полку прибыло: подписчиков на газету стало еще больше! Мы благодарим всех-всех, кто присоединился к нам, и обещаем, что приложим все силы, чтобы вы об этом не пожалели!» [8].

Нередко совместная работа над очередным выпуском способствует формированию кружковой атмосферы, способствующей сближению друг с другом, самообразованию и самоопределению, а также профессиональной ориентации. Трудовые навыки и понимание необходимости труда формируется в сознании человека в повседневных практических делах. Первоначально элементы трудовой активности присутствуют в жизни ребенка в рамках игры, но по мере его взросления это соотношение меняется. Участие ребят в социально значимой и общественно полезной деятельности позволяет им не только приобщиться к труду, но и осознать многогранность и созависи-мость всех творцов общего дела.

Сама журналистская деятельность и выпуск издания, в частности, обладают всеми вышеперечисленные характеристиками. «Школьная газета — это совместное творчество, которое подготавливает детей к жизни в обществе, — пишет основатель движения юных корреспондентов во Франции С. Френе. — На всех этапах этого процесса газета предполагает коллективную работу школьников» [15, с. 21]. Кроме того, юнкоры видят конечный результат, который зависит от их усилий и стараний. В зависимости от того, насколько ребята осознают

всю важность и серьезность издательской деятельности, насколько их потребности удовлетворяются, и зависит долгожительство издания, его качество и периодичность выхода.

«13 января у нас профессиональный праздник — День Российской прессы. Возможно, многие взрослые нахмурятся и скажут: «Надо же! Профессионалы! Дорасти еще надо!» Но мы не обижаемся на таких взрослых, нам и не такое говорят. Вот недавно один умный и серьезный дядечка о нашей газете еще более легкомысленно отозвался, мол, баловство это, а не газета. Почему он так решил, мы так и не поняли. Видно, если ты не выпускаешь бульварных газет, если не занимаешься «джинсой», а пишешь то, во что веришь, и не думаешь постоянно о деньгах, то хмурые дяди и тети называют это ерундой и глупостью. Впрочем, пусть говорят что хотят, а у нас все равно будет своя газета! Правда, читатель?» [20, с. 2].

Следует также отметить, что отношение к миру детства и общественно-политические условия, в которых происходит формирование личности ребенка, с течением времени меняются. И детско-юношеская самодеятельная пресса, будучи гибким социальным образованием, незамедлительно реагирует на это. Следовательно, подрастающее поколение не только испытывает на себе влияние общества, но и само активно на него воздействует, поскольку «люди этого возраста обладают иногда весьма полезными для общества качествами, которые могут быть необходимы на определенном этапе развития социума, страны в целом (активность, творческих потенциал, потребность в самореализации, готовность к деятельности и др.)» [2, с. 66].

Понимание психолого-возрастных особенностей и социального поло-

жения детей и юношества как нельзя лучше раскрывает природу детско-юношеской самодеятельной прессы, ее специфику и назначение. В основе всех материалов и самой журналистской деятельности юнкоров лежат идеи взрослого мира, которые были творчески осмыслены и интерпретированы. Тематические предпочтения обусловлены уровнем интеллектуального и психического развития, а также реальных запросов юной лич-

ности на информацию. Активное воспроизводство такого социального поведения, как журналистская деятельность, позволяет подрастающему поколению удовлетворять свои потребности и успешно преодолевать социально-биологические противоречия. В то же время отсутствие опыта и глубоких знаний начинающих журналистов объясняют нестабильность выхода этих изданий и зачастую поверхностность содержания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амонашвили Ш.А. В школу — с 6 лет. М., 1986.

2. Аникина М.Е. Молодежная аудитория печати: чтение в условиях развития Интернета: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. М., 2006.

3. Балашова Ю.Б. Школьная журналистка начала 20 века как форма социально-культурной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05. СПб, 2006.

4. Время колокольчиков. 1994. № 1.

5. Гонне Ж. Школьные и лицейские газеты. М.: Юнпресс, 2000.

6. Горчичка. 2011. № 5.

7. ДикаЯ. Посвящается всем, кто меня бесит // ДОГ. 2005. № 2 (150). С. 13.

8. ДОГи. КРиК // ДОГ. 2005. № 11 (158). С. 2.

9. ДОГ. 1994. № 22.

10. ДОГ. 2001. № 21 (73).

11. Иваненков С.П., Кусажанова А.Ж. Молодежь и государство: инновационные подходы (На материалах Оренбургской области). Оренбург, 2009.

12. Ивойлова И. Перезагрузить Чехова: Почему после 5-го класса у российских школьников пропадает интерес к чтению? // http://www.rg.ru/2012/02/14/chtenie.html

13. Волохов А.В., Кочеркин В.Н., Попова Г.Н., Фришман И.И. Историко-педагогиче-ский анализ подходов к организации деятельности детских общественных объединений // Дополнительное образование. 2004. № 3. С. 9-13.

14. Кузнецова Ю. Подростковые периодические издания: на зеркало нечего пенять // Народное образование. 2004. № 8. С. 233-241.

15. Лего К. Школьные газеты: продолжение традиций Френе // Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика. Материалы российско-французского семинара, проходившего 6 октября 1992 г. в Москве / под общ. ред. А.В. Шарикова. М.: Агентство ЮНПРЕСС, 1994. С. 21.

16. Макаренко Л.С. Некоторые выводы из педагогического опыта // Сочинение: в 5 т. М., 1958. Т. 5.

17. Молдыбаева Б. Так холодно и неуютно в душе // ДОГ. 2001. № 2 (54). 2001. С. 7.

18. Немов Р.С. Психология. Книга 2. М., 1989.

19. Олешко В.Ф. Психология журналистики. СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2006.

20. Редколлегия детской областной газеты «ДОГ» // ДОГ. 2006. № 1 (161). С. 2.

21. Руденко И.А. Детская и юношеская пресса // Типология периодической печати / под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. М., 2009.

22. Свой взгляд. 2011. № 2 (3).

23. Трудный подросток. Твои предки инопланетяне, или Три открытия про взрослых // ДОГ. 2006. № 4 (164). С. 11.

24. Фишка. 2003. № 1 (4).

25. Школьник А.Я. Детская самодеятельная пресса как фактор социального воспитания подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00.06: Кострома, 1999.

26. Элька. Глюк Эльки // ДОГ. 2000. 14 (50). С. 11.

27. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.