Научная статья на тему 'Жанровые и тематические особенности современной детско-юношеской самодеятельной прессы'

Жанровые и тематические особенности современной детско-юношеской самодеятельной прессы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
511
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЕ САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ СМИ / ЖАНРЫ / ТЕКСТ / ЖАНРОВЫЕ ПРИЗНАКИ / CHILDREN AND YOUTH AMATEUR MASS MEDIA / GENRES / TEXT / GENRE CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Халиуллина Маргарита Сагиндыковна

Данная статья направлена на изучение важных в теоретическом и практическом планах жанровых и тематических особенностей детско-юношеской самодеятельной прессы. С этой целью исследуются предпочтения юных авторов в выборе тем и выразительных средств. Анализируется влияние перемен в социальной сфере на контент детско-юношеских изданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Халиуллина Маргарита Сагиндыковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genre and thematic features of children and youth amateur modern press

Given article is directed on studying important in theoretical and practical plans of genre and thematic features of children and youth amateur press. Preferences of young authors in a choice of expressive means and themes are investigated. Influence of changes in social sphere on a content of children and youth amateur Mass Media is analyzed.

Текст научной работы на тему «Жанровые и тематические особенности современной детско-юношеской самодеятельной прессы»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 23 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES

№ 23 2011

УДК 809-1

ЖАНРОВЫЕ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОЙ ПРЕССЫ

© М. С. ХАЛИУЛЛИНА Оренбургский государственный педагогический университет, кафедра журналистики e-mail: [email protected]

Халиуллина М. С. - Жанровые и тематические особенности современной детско-юношеской самодеятельной прессы // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 23. С. 265-270. - Данная статья направлена на изучение важных в теоретическом и практическом планах жанровых и тематических особенностей детско-юношеской самодеятельной прессы. С этой целью исследуются предпочтения юных авторов в выборе тем и выразительных средств. Анализируется влияние перемен в социальной сфере на контент детско-юношеских изданий.

Ключевые слова: детско-юношеские самодеятельные СМИ, жанры, текст, жанровые признаки.

Khaliullina M. S. - Genre and thematic features of children and youth amateur modern press // Izv. Penz. gos. peda-gog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 23. P. 265-270. - Given article is directed on studying important in theoretical and practical plans of genre and thematic features of children and youth amateur press. Preferences of young authors in a choice of expressive means and themes are investigated. Influence of changes in social sphere on a content of children and youth amateur Mass Media is analyzed.

Key words: children and youth amateur Mass Media, genres, text, genre characteristics.

Понятие «жанр» в отечественной журналистике является одним из наиболее спорных. Данный термин практики и теоретики СМИ позаимствовали у литераторов, которые определяют его преимущественно на основе принадлежности произведения к литературному роду как исторически сложившемуся виду художественного произведения [1]. Сегодня исследователи медиа больше предпочитают слово «текст». По мнению Л. Е. Кройчик, есть несколько причин подобной замены: усиление размывания жанровых границ, унификация терминологии в целом, динамичное изменение окружающей действительности и как следствие - трансформация коммуникационной системы [2]. Как бы то ни было, для отображения действительности автор использует определенный набор приемов и способов, на основании чего различные публикации можно объединить в те или иные группы, выделить сущностные «жанровые признаки».

Детско-юношеская самодеятельная пресса является неотъемлемым компонентом общей системы СМИ, а значит, развивается по общим законам и претерпевает те же изменения, что и вся журналистика.

Существует мнение, что публикации юных авторов лежат вне жанровых различий, поскольку дети пишут интуитивно, не догадываясь о существовании теории жанров. Согласиться с этим утверждением абсолютно нельзя по нескольким причинам. Во-первых,

жанры и жанрообразующие факторы существуют объективно. Во-вторых, учащиеся усваивают художественные методы во время прочтения материалов детской периодики. В-третьих, сегодня редколлегию детского самиздата в основном составляют те, кто уже имеет первичную журналистскую подготовку.

Привлеченный к исследованию материал самодеятельной прессы Оренбургской области, дает возможность наглядно показать жанрово-тематические предпочтения авторов самиздата, установить наличие или отсутствие влияния социально-политических процессов, психолого-возрастных особенностей на контент и стилевые качества текста.

Для выделения публицистических текстов в определенные жанровые группы мы опирались на подходы, предложенные А. А. Тертычным и Л. Е. Кройчи-ком [2; 3].

Несомненный интерес представляет ежемесячная детско-юношеская газета «ДОГ», издающаяся в Оренбургской области с 1990 года. Это единственное в регионе самодеятельное издание, имеющее свиде-тельствоорегистрации, распространяетсяпоподписке и в розницу. В настоящее время учредителями газеты выступаютОренбургскаяобластнаяобщественнаяор-ганизация «Федерация пионерских и детских организаций» и Министерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области. За 20 лет своего

существования газетапретерпела многочисленные из-менения.Рукописныелисточкипостепеннотрансфор-мировались в 16-полосную полноцветную газету, издающуюся типографским способом тиражом 2000 экземпляров. Но неизменно автором всех материалов выступало подрастающее поколение в возрасте от 5 до 17 лет. В самом начале пути создатели «ДОГа» так определили его назначение: «Дать высказаться всем, быть организатором интересных дел, стать энциклопедией жизни...». По сути, данного кредо юнкоры придерживаются до сих пор.

142 номера газеты «ДОГ» были нами разделены на четыре группы:

1 группа - номера газеты, выпущенные за период 1990-1995 годы;

2 группа - за 1996-2000 годы;

3 группа - за 2001-2006 годы;

4 группа - за 2007-2010 годы.

Такое деление не случайно. Данные периоды совпадают с переменами в сферах политики и экономики нашей страны.

всего за 20 лет было издано:

- 1990-1995 гг. - 22 номера - 479 публикаций;

Данные табл. 2 демонстрируют:

- юнкоровская деятельность детей и юношества в основном направлена на получение и распространение информации о мире. В газете «ДОГ» превалируют

информационные жанры (57,6 %, 56,6 %, 60,2 %, 36 %);

- художественно-публицистические жанры занимают второе место (40,6 %, 41,8 %, 33,8 %, 33 %). В последние годы сократилось число художественнопублицистических материалов, произошло это за счет

- 1996-2000 гг. - 12 номеров - 583 публикаций;

- 2001-2006 гг. - 63 номера - 1518 публикаций;

- 2007-2010 гг. - 45 номеров - 880 публикаций. Для поиска ответов на наши вопросы мы проанализировали материалыюнкоров,применяяметоды контент- и сравнительного анализов.

Анализ данных, представленных в табл. 1, показывает, что:

- как правило, авторы информируют (32,7 %,

23.4 %, 24,3 %, 24,5 %), развлекают, информируя (или информируют, развлекая) (26,6 %, 26,8 %, 27,7 %,

16.4 %), стремятся к самовыражению (15,3 %, 28,5 %,

26,1 %, 19 %);

- заметно стремятся убедить, призвать к чему-либо своих сверстников (5,5 %, 16,2 %, 9,1 %, 18,3 %);

- со страниц газеты нередко звучат благодарности, призывы, просьбы, вопросы (12,6 %, 2,6 %, 8,5 %,

9,2 %);

- через рассуждение и анализ причин юнкоры познают окружающую действительность (1,8 %, 1,7 %,

0,9 %, 10,3 %).

- наблюдается сокращение числа публикаций, содержащих совет, кон сультацию (5%,0,4 %, 1,6%,2,6 %).

увеличения информационных и аналитических материалов;

- у юных авторов возникают затруднения в подготовке аналитических жанров, требующих более глубокого исследования предмета, анализа фактов и установление причинно-следственных связей. Однако мы замечаем,чтовпоследнеевремязначительновозросло количество аналитических публикаций (1,8 %, 1,6 %, 6 %, 33 %).

таблица 1

Распределение материалов по задачам публикаций (в %)

Задача 1990-1995 гг. 1996-2000 гг. 2001-2006 гг. 2007-2010 гг.

Информирование 32,7 % 23,4 % 24,3 % 24,5 %

Информационно-развлекательная 26,6 % 26,8 % 27,7 % 16,4 %

Убеждение 5,5 % 16,2 % 9,1 % 18,3 %

Рассуждение, анализ причин 1,8 % 1,7 % 0,9 % 10,3 %

Вопрос, призыв, просьба, благодарность 12,6 % 2,6 % 8,5 % 9,2 %

Публикация официальных документов 0,5 % 0,4 % 1,8 % -

Совет, консультация 5 % 0,4 % 1,6 % 2,3 %

Самовыражение 15,3 % 28,5 % 26,1 % 19 %

таблица 2

Распределение материалов по жанрам, по А. А. Тертычному (в %)

Жанры 1990-1995 гг. 1996-2000 гг. 2001-2006 гг. 2007-2010 гг.

Информационные 57,6 % 56,6 % 60,2 % 36 %

Аналитические 1,8 % 1,6 % 6 % 31 %

Художественно-публицистические 40,6 % 41,8 % 33,8 % 33 %

Данные табл. 3 показывают, что:

- наметилась тенденция уменьшения оперативно-новостных жанров (30,8 %, 14,4 %, 11,9 %, 10 %). По всей видимости, начинающие журналисты предпочитают не сообщать о грядущем событии, а откликаться на уже произошедшее. Способствует этому и периодичность издания - «ДОГ» выходит один раз в месяц. Подтверждением тому служит факт увеличения числа оперативно-исследовательских жанров (7,7 %, 12,6 %, 16,3 %, 15 %);

- исследовательско-новостные жанры занимают весьма нестабильную позицию (20,6 %, 10,7 %,

23.2 %, 9 %);

- количество исследовательских жанров год от года возрастает (3,3 %, 11,8 %, 12,3 %, 32 %). Стремление ребят найти ответы на возникающие у них вопросы определяет выбор соответствующих жанров;

- исследовательско-образные жанры занимают относительно стабильную позицию (37,6 %, 50,5 %,

36.3 %, 34 %), поскольку через участие в редакционной и издательской деятельности большинство авторов стремятся к самоидентификации и самовыражению.

Анализ данных, отраженных в табл. 4, выявил следующие особенности:

- самыми востребованными жанрами у старшеклассников (16 лет и старше) являются: заметка (11,5 %, 7,2 %, 3,9 %, 7,1 %), отчет (3,3 %, 5,6 %, 4 %,

5.8 %),колонка(6,7 %,2,9%,1,4%,3,9 %),рекомендация (совет) (2,1 %, 1,2 %, 2,5 %, 10,3 %) и эссе (0,8 %, 2,9 %,

3.3 %, 5,2 %);

- у подростков (11-15 лет) лидируют: заметка (1,3 %, 1,7 %, 3,2 %, 1,5 %), отчет (2,5 %, 2 %, 6,5 %,

1.9 %), эссе (0,4 %, 3,4 %, 4,5 %, 3,8 %), письмо (1,9 %,

3.4 %, 12 %, 0,9 %), а из художественного творчества -сказка,рассказ, комикс (3,3 %, 8,5 %, 4 %, 2,2 %);

Данные табл. 5 свидетельствуют о разнообразии интересов детей и молодежи. Лидирующие позиции занимают следующие темы: досуг, развлечение (31,2 %,

25,5 %, 24,1 %, 9,2 %), культура (6,5 %, 8,5 %, 11,1 %,

9.2 %), общество, окружающий мир (6,8 %, 17 %, 7,6 %,

8.2 %), связь с читателями (10,8 %, 8,15 %, 8,45 %,

11,1 %), учеба в школе, вуз, будущая профессия (8 %,

3,4 %, 11 %, 9,1 %).

Увеличилось число публикаций, в которых поднимается сразу несколько проблем (0,5 %, 0,9 %, 2,6 %,

3,7 %). Примечательно, что в 1990-1995 годах нет ни одной статьи, посвященной политике, зато в последу-

- следует отметить, что первые пять лет существования газеты в ее создании не принимали участие ребята младше 10 лет. В последующие годы количество публикаций дошкольников и младших школьников постепенно возрастало, чаще всего на страницах «ДОГа» публикуются их сказки и рассказы (2,1 %,

1,6 %, 0,7 %);

- авторы из второй и третьей возрастной групп в последнее время тяготеют к такому жанру как статья. Примечательно, что 1990-2006 годы статья присутствовала лишь изредка, а вот в 2007-2010 годы она стала лидирующим жанром (3,8 % и 10,3 %). Объясняется это в том числе и тем, что сегодня редакция «ДОГа» состоит из ребят, желающих поступить в профильный вуз и, имеющих определенную журналистскую подготовку;

- редкие гости на газетной полосе интервью (не более 1,7 %), блицопрос (не более 1,5 %), репортаж (не более 0,8 %);

- отдельную строку занимают материалы, опубликованные в колонке. Не все теоретики СМИ признают колонку самостоятельным жанром. Нами это сделано на том основании, что материалам данной текстовой формы присущи характерный стиль, тяготение к авторскому и личностному началам. Как правило, в колонке выступают ребята из второй и третьей возрастных групп, частота обращения к ней варьируется от 0,6 % до 6,7 %;

- группа «другие жанры, синтез» включает жанры, появляющиеся на газетной полосе крайне редко (обозрение, эксперимент, дневник, некролог, фельетон, фоторепортаж), материалы с размытыми жанровыми границами, а также не журналистские материалы (помимо рассказов, сказок и комиксов), как правило, пу-бликации,относящиесякхудожественномутворчеству (стихи, песни, считалки, сказки-страшилки и другие).

ющие три периода отмечается заинтересованность политическими вопросами (1996-2000 гг. - 0,4 %, 20012006 гг. - 1,4 %, 2007-2010 гг. - 1 %). А вот внимание к экономике снижается (1 %, 0,9 %, 0,3 %, 0,4 %), правда, данная тема нередко звучит в совокупности сдругими.

Колеблется отношение начинающих журналистов к проблемам экологии (1990-1995 гг. - 7,3 %, в 1996-2000 гг. - снижение до 4,3 %, в 2001-2005 гг. -практически достиг уровня 90-х годов - 7 %, в 20072010 - снова 4,6 %) и вероисповедания (в 1990-1995 гг. -1 %, 1996-2000 гг. - 0 %, 2001-2006 гг. - 15 %, 20072010 гг. - 0,6 %).

Таблица 3

Жанровая классификация публицистических текстов, по Л. Е. Кройчику (в %)

Жанры 1990-1995 гг. 1996-2000 гг. 2001-2006 гг. 2007-2010 гг.

Оперативно-новостные 30,8 % 14,4 % 11,9 % 10 %

Оперативно-исследовательские 7,7 % 12,6 % 16,3 % 15 %

Исследовательско-новостные 20,6 % 10,7 % 23,2 % 9 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследовательские 3,3 % 11,8 % 12,3 % 32 %

Исследовательско-образные 37,6 % 50,5 % 36,3 % 34 %

Таблица 4

Соотношение возраста юных авторов и жанровых предпочтений (в %)

Жанры 10 лет и младше 11-15 лет 16 лет и старше

1990-1995 гг.

Заметка - 1,3 % 11,5 %

Отчет - 2,5 % 3,3 %

Интервью - 0,2 % 0,2 %

Блицопрос - 0,8 % 0,6 %

Колонка - - 6,7 %

Анкета - - 1,5 %

Рейтинг - - 3,3 %

Рецензия - - 1 %

Статья - - 1,5 %

Рекомендация, совет - 4,2 % 2,1 %

Эссе - 0,4 % 0,8 %

Сказка, рассказ, комикс - 3,3 % 0,4 %

Письмо - 1,9 % 1 %

Очерк - 0,8 % 0,4 %

Легенда - - 0,6 %

Шутка, анекдот - 4 % 1 %

Игра - 0,4 % 3,8 %

Другие жанры, синтез - 18,2 % 21,7 %

1996-2000 гг.

Заметка - 1,7 % 7,2 %

Отчет - 2 % 5,6 %

Интервью - 0,8 % 1,7 %

Блицопрос - 0,5 % 1,5 %

Колонка - 0,6 % 2,9 %

Статья - 1 % 1,8 %

Рекомендация (совет) - 0,3 % 1,2 %

Эксперимент - - 0,3 %

Эссе - 3,4 % 2,9 %

Сказка, рассказ, комикс 2,1 % 8,5 % 5,3 %

Письмо - 3,4 % 2,7 %

Очерк - 1,4 % 0,7 %

Легенда - 0,7 % 0,2 %

Шутка, анекдот 0,2 % 2,5 % 0,7 %

Игра 0,2 % 1 % 1,5 %

Другие жанры, синтез 0,9 % 14,9 % 14 %

Жанры 10 лет и младше 11-15 лет 16 лет и старше

2001-2006 гг.

Заметка - 3,2 % 3,9 %

Отчет - 6,5 % 4 %

Интервью - 1,4 % 0,8 %

Блицопрос - 2,2 % 1,2 %

Колонка - 3 % 1,4 %

Репортаж - 0,2 % 0,1 %

Анкета - 0,1 % 0,4 %

Рейтинг - 0,3 % 0,6 %

Рецензия - 1 % 0,8 %

Статья - 1 % 2,2 %

Рекомендация (совет) - 1,9 % 2,5 %

Эссе 0,2 % 4,5 % 3,3 %

Сказка, рассказ,комикс 1,6 % 4 % 3,4 %

Письмо 0,7 % 12 % 1 %

Очерк - 0,9 % 1,7 %

Легенда - 0,7 % 0,2 %

Шутка, анекдот 0,2 % 4,2 % 0,8 %

Игра 1,4 % 4 %

Другие жанры, синтез 1,9 % 5,6 % 9 %

2007-2010 гг.

Заметка 0,1 % 1,5 % 7,1 %

Отчет - 1,9 % 5,8 %

Интервью - 0,6 % 3,1 %

Блицопрос - 0,7 % 1,3 %

Колонка - 2,1 % 3,9 %

Репортаж - 0,1 % 0,8 %

Рейтинг - 0,1 % 0,5 %

Рецензия - 0,6 % 2,9 %

Статья 0,1 % 3,8 % 10,3 %

Рекомендация (совет) - 0,5 % 2,0 %

Эссе 0,7 % 3,8 % 5,2 %

Сказка, рассказ,комикс 0,7 % 2,2 % 2,3 %

Письмо 0,1 % 0,9 % 0,8 %

Очерк 0,2 % 2,2 % 3,4 %

Легенда - 0,2 % 0,2 %

Шутка, анекдот - 0,3 % 0,7 %

Игра 0,1 % 1,4 % 1,9 %

Другие жанры, синтез 1,7 % 8,6 % 13,4 %

Таблица 5

Распределение материалов по темам (в %)

Тема 1990-1995 гг. 1996-2000 гг. 2001-2006 гг. 2007-2010 гг.

Политика - 0,4 % 1,4 % 1 %

Культура (литература, искусство, музыка и т. д.) 6,5 % 8,5 % 11,1 % 9,2 %

Учеба, школа, вуз, будущая профессия 8 % 3,4 % 11 % 9,1 %

Досуг, развлечения 31,2 % 25,5 % 24,1 % 9,2 %

Дружба, любовь, секс 1 % 14,9 % 7,7 % 7,3 %

Семья, взаимоотношения с родителями 0,3 % 0,4 % 1,8 % 4,9 %

Этика, мораль 6 % 1,7 % 3,2 % 4,9 %

Экономика 1 % 0,9 % 0,3 % 0,4 %

Спорт 0,3 % - 1,3 % 3,5 %

Общество, окружающий мир 6,8 % 17 % 7,6 % 8,2 %

Здоровье, внешний вид 2,5 % 0,4 % 2,7 % 3,1 %

История 3,5 % 1,7 % 4,1 % 3 %

Связь с читателями, публикация писем 10,8 % 8,1 % 8,4 % 11,1 %

Природа, экология 7,3 % 4,3 % 7 % 4,6 %

Религия 1 % - 15 % 0,6 %

Интернет, компьютерные технологии 1,3 % 1,9 % 2 % 1,9 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Другие темы 12 % 10 % 2,7 % 14,3 %

Синтез проблем 0,5 % 0,9 % 2,6 % 3,7 %

Полученные в ходе исследования данные позволяют нам утверждать, что существует прямое влияние психолого-возрастныхособенностейюнкоровнастиль публикаций и контент издания в целом. Авторы демонстрируют различные уровни освоения действительности и умения оформлять публицистические тексты. Так, мы видим, что старшеклассники для раскрытия темы и отображения окружающего мира используют более широкий набор выразительных средств (заметка, отчет, статья, эссе, письмо, рассказы, комиксы и многие другие), пробуют свои силы и в сложных жанрах(репортаж,фельетон,обозрение,эксперимент и др.). Как правило, это жанры, тяготеющие к авторскому и личностному началу (эссе, письмо, эксперимент и др.). Задачи публикации (самовыражение, информирование, убеждение, анализ причин, познание окружающие мира и т.д.) определяют ее структурнокомпозиционные формы. Дошкольники и младшие школьники испытывают затруднения в подготовке материалов, предпочитают жанры художественного творчества (2,1 %-0,7 %), их пока не привлекает социальное окружение, куда интересней им мир сказок и волшебства.

На содержание и тематику номера оказывают также воздействие постоянная ротация редколлегии, возрастная, интеллектуальная и количественная неоднородность контингента редакции. Большое значение имеет и личность руководителя СМИ, его профессиональная подготовка, опыт, навыки журналисткой работы. Первые десять лет существования газеты ее редакторами были не журналисты (студенты истори-

ческих, медицинских и педагогических факультетов), и это сказалось на качестве издания, жанровой палитре публикаций, составе редакции, мотивации участия юнкоров в создании газеты, сборов в редакции. Так, сегодня достаточно надежно отлажен редакционноиздательский механизм, авторский коллектив в основном составляют ребята, желающие стать журналистами, проводятся регулярные занятия в редакции по освоению азов журналистики. Для авторов 19902000 годов «ДОГ» был в большей степени средством самовыражения, зачастуюпротеста(взрослым,системе), коммуникации со сверстниками; редакционные встречи носили неформальный и нерегулярный характер.

Юнкоры поднимают различной степени серьезности и масштабности проблемы. Позиции «вечных тем» во все времена остаются незыблемыми, подрастающее поколение всегда будут волновать вопросы любовных, дружеских, сексуальных отношений, досуга и развлечений, творческой самореализации. А вот обращение к другим темам обусловлено социальноэкономическими процессами, происходящими в регионе и стране. Так, интерес к спорту в 2006-2010 годах был вызван последними громкими и яркими победами российскихспортсменов,атакженекоторымиположи-тельнымиизменениямиданнойотраслив Оренбуржье. Обращение к теме ВИЧ-инфекция - реакция на крупномасштабные профилактическиеипротестныеакции в данной сфере, ростом числа ВИЧ-инфицированных в Оренбургском крае. Серия публикаций о назначении журналистики и правах подрастающего поколения на свободу мысли и словав 2006-2008годах была вызвана

финансовымитрудностями,связаннымисизменением регионального законодательства в области поддержки социально значимых изданий, и как следствие -угрозой закрытия газеты.

Восновноммассивепубликацийавторскаяпози-циявыраженапрямоинепосредственно,создательтек-ста и действующее лицо в материале совпадают. Чаще употребляется 1 лицо единственного числа («я считаю», «ядумаю», «япредлагаю»и т.д.), реже используется 1 лицо множественного числа («мы должны», «мы хотим» и другие). Крайне редко со страниц «ДОГа» звучит 3 лицо - «он», «она», «они». Поначалу создается впечатление, что юнкоры предпочитают монолог. Но при внимательном изучении мы видим диалоговые формы общения: автор адресует свои вопросы читателю, с ним советуется/советует, делится впечатлениями, размышлениями, то есть создается видимость доверительного и серьезного разговора с собеседником («подскажи, читатель», «нам важно твое мнение», «а ты как думаешь?»).

Тональность материалов - доброжелательная, предельно откровенная, общение ведется на равных. Если начинающие журналисты адресуют свои материалы ровесникам, то обращаются как бы к конкретному человеку, а вот взрослых (родителей, учителей) создатели «ДОГа» не персонифицируют, они у них выступают во множестве. Вот один из примеров: «Раньше мы считали, что наша газета исключительно для тебя,

сверстник, и взрослым ее читать категорически воспрещается. Но после долгих споров мы пришли к выводу, что это неправильно. Как узнают взрослые, что мы думаем о них?! Как научить их немножечко прислушиваться к нашему мнению?! Где (если не в газете?) мы научим их вести диалог с нами? Вот поэтому с этого номера «ДОГ» не только для ТЕБЯ, сверстник, но и для ВАС, уважаемые взрослые. Кажется, настало время поговорить, не так ли?» [4].

В целом наблюдается рост текстов убеждающей направленности (от 5,5 % до 18,3 %), в них отсутствует менторский тон, назидание и поучение. Таким образом, мы можем отметить как отрадное и желательное явление стремление юнкоров к написанию смысловыявляющих и даже аналитических текстов, положительно влияющих на читателя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В. М. Кожевникова, А. А. Николаева. М.: Сов. энциклопедия, 1987. 752 с.

2. Основы творческой деятельности журналиста / Ред.-сост.С.Г.Корконосенко.СПб.:Знание,СПбИВЭСЭП, 2000. 222 с.

3. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2002. 320 с.

4. ДОГ. 2005. № 11 (158).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.