ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 23 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES
№ 23 2011
УДК 809-1
ЖАНРОВЫЕ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОЙ ПРЕССЫ
© М. С. ХАЛИУЛЛИНА Оренбургский государственный педагогический университет, кафедра журналистики e-mail: [email protected]
Халиуллина М. С. - Жанровые и тематические особенности современной детско-юношеской самодеятельной прессы // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 23. С. 265-270. - Данная статья направлена на изучение важных в теоретическом и практическом планах жанровых и тематических особенностей детско-юношеской самодеятельной прессы. С этой целью исследуются предпочтения юных авторов в выборе тем и выразительных средств. Анализируется влияние перемен в социальной сфере на контент детско-юношеских изданий.
Ключевые слова: детско-юношеские самодеятельные СМИ, жанры, текст, жанровые признаки.
Khaliullina M. S. - Genre and thematic features of children and youth amateur modern press // Izv. Penz. gos. peda-gog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 23. P. 265-270. - Given article is directed on studying important in theoretical and practical plans of genre and thematic features of children and youth amateur press. Preferences of young authors in a choice of expressive means and themes are investigated. Influence of changes in social sphere on a content of children and youth amateur Mass Media is analyzed.
Key words: children and youth amateur Mass Media, genres, text, genre characteristics.
Понятие «жанр» в отечественной журналистике является одним из наиболее спорных. Данный термин практики и теоретики СМИ позаимствовали у литераторов, которые определяют его преимущественно на основе принадлежности произведения к литературному роду как исторически сложившемуся виду художественного произведения [1]. Сегодня исследователи медиа больше предпочитают слово «текст». По мнению Л. Е. Кройчик, есть несколько причин подобной замены: усиление размывания жанровых границ, унификация терминологии в целом, динамичное изменение окружающей действительности и как следствие - трансформация коммуникационной системы [2]. Как бы то ни было, для отображения действительности автор использует определенный набор приемов и способов, на основании чего различные публикации можно объединить в те или иные группы, выделить сущностные «жанровые признаки».
Детско-юношеская самодеятельная пресса является неотъемлемым компонентом общей системы СМИ, а значит, развивается по общим законам и претерпевает те же изменения, что и вся журналистика.
Существует мнение, что публикации юных авторов лежат вне жанровых различий, поскольку дети пишут интуитивно, не догадываясь о существовании теории жанров. Согласиться с этим утверждением абсолютно нельзя по нескольким причинам. Во-первых,
жанры и жанрообразующие факторы существуют объективно. Во-вторых, учащиеся усваивают художественные методы во время прочтения материалов детской периодики. В-третьих, сегодня редколлегию детского самиздата в основном составляют те, кто уже имеет первичную журналистскую подготовку.
Привлеченный к исследованию материал самодеятельной прессы Оренбургской области, дает возможность наглядно показать жанрово-тематические предпочтения авторов самиздата, установить наличие или отсутствие влияния социально-политических процессов, психолого-возрастных особенностей на контент и стилевые качества текста.
Для выделения публицистических текстов в определенные жанровые группы мы опирались на подходы, предложенные А. А. Тертычным и Л. Е. Кройчи-ком [2; 3].
Несомненный интерес представляет ежемесячная детско-юношеская газета «ДОГ», издающаяся в Оренбургской области с 1990 года. Это единственное в регионе самодеятельное издание, имеющее свиде-тельствоорегистрации, распространяетсяпоподписке и в розницу. В настоящее время учредителями газеты выступаютОренбургскаяобластнаяобщественнаяор-ганизация «Федерация пионерских и детских организаций» и Министерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области. За 20 лет своего
существования газетапретерпела многочисленные из-менения.Рукописныелисточкипостепеннотрансфор-мировались в 16-полосную полноцветную газету, издающуюся типографским способом тиражом 2000 экземпляров. Но неизменно автором всех материалов выступало подрастающее поколение в возрасте от 5 до 17 лет. В самом начале пути создатели «ДОГа» так определили его назначение: «Дать высказаться всем, быть организатором интересных дел, стать энциклопедией жизни...». По сути, данного кредо юнкоры придерживаются до сих пор.
142 номера газеты «ДОГ» были нами разделены на четыре группы:
1 группа - номера газеты, выпущенные за период 1990-1995 годы;
2 группа - за 1996-2000 годы;
3 группа - за 2001-2006 годы;
4 группа - за 2007-2010 годы.
Такое деление не случайно. Данные периоды совпадают с переменами в сферах политики и экономики нашей страны.
всего за 20 лет было издано:
- 1990-1995 гг. - 22 номера - 479 публикаций;
Данные табл. 2 демонстрируют:
- юнкоровская деятельность детей и юношества в основном направлена на получение и распространение информации о мире. В газете «ДОГ» превалируют
информационные жанры (57,6 %, 56,6 %, 60,2 %, 36 %);
- художественно-публицистические жанры занимают второе место (40,6 %, 41,8 %, 33,8 %, 33 %). В последние годы сократилось число художественнопублицистических материалов, произошло это за счет
- 1996-2000 гг. - 12 номеров - 583 публикаций;
- 2001-2006 гг. - 63 номера - 1518 публикаций;
- 2007-2010 гг. - 45 номеров - 880 публикаций. Для поиска ответов на наши вопросы мы проанализировали материалыюнкоров,применяяметоды контент- и сравнительного анализов.
Анализ данных, представленных в табл. 1, показывает, что:
- как правило, авторы информируют (32,7 %,
23.4 %, 24,3 %, 24,5 %), развлекают, информируя (или информируют, развлекая) (26,6 %, 26,8 %, 27,7 %,
16.4 %), стремятся к самовыражению (15,3 %, 28,5 %,
26,1 %, 19 %);
- заметно стремятся убедить, призвать к чему-либо своих сверстников (5,5 %, 16,2 %, 9,1 %, 18,3 %);
- со страниц газеты нередко звучат благодарности, призывы, просьбы, вопросы (12,6 %, 2,6 %, 8,5 %,
9,2 %);
- через рассуждение и анализ причин юнкоры познают окружающую действительность (1,8 %, 1,7 %,
0,9 %, 10,3 %).
- наблюдается сокращение числа публикаций, содержащих совет, кон сультацию (5%,0,4 %, 1,6%,2,6 %).
увеличения информационных и аналитических материалов;
- у юных авторов возникают затруднения в подготовке аналитических жанров, требующих более глубокого исследования предмета, анализа фактов и установление причинно-следственных связей. Однако мы замечаем,чтовпоследнеевремязначительновозросло количество аналитических публикаций (1,8 %, 1,6 %, 6 %, 33 %).
таблица 1
Распределение материалов по задачам публикаций (в %)
Задача 1990-1995 гг. 1996-2000 гг. 2001-2006 гг. 2007-2010 гг.
Информирование 32,7 % 23,4 % 24,3 % 24,5 %
Информационно-развлекательная 26,6 % 26,8 % 27,7 % 16,4 %
Убеждение 5,5 % 16,2 % 9,1 % 18,3 %
Рассуждение, анализ причин 1,8 % 1,7 % 0,9 % 10,3 %
Вопрос, призыв, просьба, благодарность 12,6 % 2,6 % 8,5 % 9,2 %
Публикация официальных документов 0,5 % 0,4 % 1,8 % -
Совет, консультация 5 % 0,4 % 1,6 % 2,3 %
Самовыражение 15,3 % 28,5 % 26,1 % 19 %
таблица 2
Распределение материалов по жанрам, по А. А. Тертычному (в %)
Жанры 1990-1995 гг. 1996-2000 гг. 2001-2006 гг. 2007-2010 гг.
Информационные 57,6 % 56,6 % 60,2 % 36 %
Аналитические 1,8 % 1,6 % 6 % 31 %
Художественно-публицистические 40,6 % 41,8 % 33,8 % 33 %
Данные табл. 3 показывают, что:
- наметилась тенденция уменьшения оперативно-новостных жанров (30,8 %, 14,4 %, 11,9 %, 10 %). По всей видимости, начинающие журналисты предпочитают не сообщать о грядущем событии, а откликаться на уже произошедшее. Способствует этому и периодичность издания - «ДОГ» выходит один раз в месяц. Подтверждением тому служит факт увеличения числа оперативно-исследовательских жанров (7,7 %, 12,6 %, 16,3 %, 15 %);
- исследовательско-новостные жанры занимают весьма нестабильную позицию (20,6 %, 10,7 %,
23.2 %, 9 %);
- количество исследовательских жанров год от года возрастает (3,3 %, 11,8 %, 12,3 %, 32 %). Стремление ребят найти ответы на возникающие у них вопросы определяет выбор соответствующих жанров;
- исследовательско-образные жанры занимают относительно стабильную позицию (37,6 %, 50,5 %,
36.3 %, 34 %), поскольку через участие в редакционной и издательской деятельности большинство авторов стремятся к самоидентификации и самовыражению.
Анализ данных, отраженных в табл. 4, выявил следующие особенности:
- самыми востребованными жанрами у старшеклассников (16 лет и старше) являются: заметка (11,5 %, 7,2 %, 3,9 %, 7,1 %), отчет (3,3 %, 5,6 %, 4 %,
5.8 %),колонка(6,7 %,2,9%,1,4%,3,9 %),рекомендация (совет) (2,1 %, 1,2 %, 2,5 %, 10,3 %) и эссе (0,8 %, 2,9 %,
3.3 %, 5,2 %);
- у подростков (11-15 лет) лидируют: заметка (1,3 %, 1,7 %, 3,2 %, 1,5 %), отчет (2,5 %, 2 %, 6,5 %,
1.9 %), эссе (0,4 %, 3,4 %, 4,5 %, 3,8 %), письмо (1,9 %,
3.4 %, 12 %, 0,9 %), а из художественного творчества -сказка,рассказ, комикс (3,3 %, 8,5 %, 4 %, 2,2 %);
Данные табл. 5 свидетельствуют о разнообразии интересов детей и молодежи. Лидирующие позиции занимают следующие темы: досуг, развлечение (31,2 %,
25,5 %, 24,1 %, 9,2 %), культура (6,5 %, 8,5 %, 11,1 %,
9.2 %), общество, окружающий мир (6,8 %, 17 %, 7,6 %,
8.2 %), связь с читателями (10,8 %, 8,15 %, 8,45 %,
11,1 %), учеба в школе, вуз, будущая профессия (8 %,
3,4 %, 11 %, 9,1 %).
Увеличилось число публикаций, в которых поднимается сразу несколько проблем (0,5 %, 0,9 %, 2,6 %,
3,7 %). Примечательно, что в 1990-1995 годах нет ни одной статьи, посвященной политике, зато в последу-
- следует отметить, что первые пять лет существования газеты в ее создании не принимали участие ребята младше 10 лет. В последующие годы количество публикаций дошкольников и младших школьников постепенно возрастало, чаще всего на страницах «ДОГа» публикуются их сказки и рассказы (2,1 %,
1,6 %, 0,7 %);
- авторы из второй и третьей возрастной групп в последнее время тяготеют к такому жанру как статья. Примечательно, что 1990-2006 годы статья присутствовала лишь изредка, а вот в 2007-2010 годы она стала лидирующим жанром (3,8 % и 10,3 %). Объясняется это в том числе и тем, что сегодня редакция «ДОГа» состоит из ребят, желающих поступить в профильный вуз и, имеющих определенную журналистскую подготовку;
- редкие гости на газетной полосе интервью (не более 1,7 %), блицопрос (не более 1,5 %), репортаж (не более 0,8 %);
- отдельную строку занимают материалы, опубликованные в колонке. Не все теоретики СМИ признают колонку самостоятельным жанром. Нами это сделано на том основании, что материалам данной текстовой формы присущи характерный стиль, тяготение к авторскому и личностному началам. Как правило, в колонке выступают ребята из второй и третьей возрастных групп, частота обращения к ней варьируется от 0,6 % до 6,7 %;
- группа «другие жанры, синтез» включает жанры, появляющиеся на газетной полосе крайне редко (обозрение, эксперимент, дневник, некролог, фельетон, фоторепортаж), материалы с размытыми жанровыми границами, а также не журналистские материалы (помимо рассказов, сказок и комиксов), как правило, пу-бликации,относящиесякхудожественномутворчеству (стихи, песни, считалки, сказки-страшилки и другие).
ющие три периода отмечается заинтересованность политическими вопросами (1996-2000 гг. - 0,4 %, 20012006 гг. - 1,4 %, 2007-2010 гг. - 1 %). А вот внимание к экономике снижается (1 %, 0,9 %, 0,3 %, 0,4 %), правда, данная тема нередко звучит в совокупности сдругими.
Колеблется отношение начинающих журналистов к проблемам экологии (1990-1995 гг. - 7,3 %, в 1996-2000 гг. - снижение до 4,3 %, в 2001-2005 гг. -практически достиг уровня 90-х годов - 7 %, в 20072010 - снова 4,6 %) и вероисповедания (в 1990-1995 гг. -1 %, 1996-2000 гг. - 0 %, 2001-2006 гг. - 15 %, 20072010 гг. - 0,6 %).
Таблица 3
Жанровая классификация публицистических текстов, по Л. Е. Кройчику (в %)
Жанры 1990-1995 гг. 1996-2000 гг. 2001-2006 гг. 2007-2010 гг.
Оперативно-новостные 30,8 % 14,4 % 11,9 % 10 %
Оперативно-исследовательские 7,7 % 12,6 % 16,3 % 15 %
Исследовательско-новостные 20,6 % 10,7 % 23,2 % 9 %
Исследовательские 3,3 % 11,8 % 12,3 % 32 %
Исследовательско-образные 37,6 % 50,5 % 36,3 % 34 %
Таблица 4
Соотношение возраста юных авторов и жанровых предпочтений (в %)
Жанры 10 лет и младше 11-15 лет 16 лет и старше
1990-1995 гг.
Заметка - 1,3 % 11,5 %
Отчет - 2,5 % 3,3 %
Интервью - 0,2 % 0,2 %
Блицопрос - 0,8 % 0,6 %
Колонка - - 6,7 %
Анкета - - 1,5 %
Рейтинг - - 3,3 %
Рецензия - - 1 %
Статья - - 1,5 %
Рекомендация, совет - 4,2 % 2,1 %
Эссе - 0,4 % 0,8 %
Сказка, рассказ, комикс - 3,3 % 0,4 %
Письмо - 1,9 % 1 %
Очерк - 0,8 % 0,4 %
Легенда - - 0,6 %
Шутка, анекдот - 4 % 1 %
Игра - 0,4 % 3,8 %
Другие жанры, синтез - 18,2 % 21,7 %
1996-2000 гг.
Заметка - 1,7 % 7,2 %
Отчет - 2 % 5,6 %
Интервью - 0,8 % 1,7 %
Блицопрос - 0,5 % 1,5 %
Колонка - 0,6 % 2,9 %
Статья - 1 % 1,8 %
Рекомендация (совет) - 0,3 % 1,2 %
Эксперимент - - 0,3 %
Эссе - 3,4 % 2,9 %
Сказка, рассказ, комикс 2,1 % 8,5 % 5,3 %
Письмо - 3,4 % 2,7 %
Очерк - 1,4 % 0,7 %
Легенда - 0,7 % 0,2 %
Шутка, анекдот 0,2 % 2,5 % 0,7 %
Игра 0,2 % 1 % 1,5 %
Другие жанры, синтез 0,9 % 14,9 % 14 %
Жанры 10 лет и младше 11-15 лет 16 лет и старше
2001-2006 гг.
Заметка - 3,2 % 3,9 %
Отчет - 6,5 % 4 %
Интервью - 1,4 % 0,8 %
Блицопрос - 2,2 % 1,2 %
Колонка - 3 % 1,4 %
Репортаж - 0,2 % 0,1 %
Анкета - 0,1 % 0,4 %
Рейтинг - 0,3 % 0,6 %
Рецензия - 1 % 0,8 %
Статья - 1 % 2,2 %
Рекомендация (совет) - 1,9 % 2,5 %
Эссе 0,2 % 4,5 % 3,3 %
Сказка, рассказ,комикс 1,6 % 4 % 3,4 %
Письмо 0,7 % 12 % 1 %
Очерк - 0,9 % 1,7 %
Легенда - 0,7 % 0,2 %
Шутка, анекдот 0,2 % 4,2 % 0,8 %
Игра 1,4 % 4 %
Другие жанры, синтез 1,9 % 5,6 % 9 %
2007-2010 гг.
Заметка 0,1 % 1,5 % 7,1 %
Отчет - 1,9 % 5,8 %
Интервью - 0,6 % 3,1 %
Блицопрос - 0,7 % 1,3 %
Колонка - 2,1 % 3,9 %
Репортаж - 0,1 % 0,8 %
Рейтинг - 0,1 % 0,5 %
Рецензия - 0,6 % 2,9 %
Статья 0,1 % 3,8 % 10,3 %
Рекомендация (совет) - 0,5 % 2,0 %
Эссе 0,7 % 3,8 % 5,2 %
Сказка, рассказ,комикс 0,7 % 2,2 % 2,3 %
Письмо 0,1 % 0,9 % 0,8 %
Очерк 0,2 % 2,2 % 3,4 %
Легенда - 0,2 % 0,2 %
Шутка, анекдот - 0,3 % 0,7 %
Игра 0,1 % 1,4 % 1,9 %
Другие жанры, синтез 1,7 % 8,6 % 13,4 %
Таблица 5
Распределение материалов по темам (в %)
Тема 1990-1995 гг. 1996-2000 гг. 2001-2006 гг. 2007-2010 гг.
Политика - 0,4 % 1,4 % 1 %
Культура (литература, искусство, музыка и т. д.) 6,5 % 8,5 % 11,1 % 9,2 %
Учеба, школа, вуз, будущая профессия 8 % 3,4 % 11 % 9,1 %
Досуг, развлечения 31,2 % 25,5 % 24,1 % 9,2 %
Дружба, любовь, секс 1 % 14,9 % 7,7 % 7,3 %
Семья, взаимоотношения с родителями 0,3 % 0,4 % 1,8 % 4,9 %
Этика, мораль 6 % 1,7 % 3,2 % 4,9 %
Экономика 1 % 0,9 % 0,3 % 0,4 %
Спорт 0,3 % - 1,3 % 3,5 %
Общество, окружающий мир 6,8 % 17 % 7,6 % 8,2 %
Здоровье, внешний вид 2,5 % 0,4 % 2,7 % 3,1 %
История 3,5 % 1,7 % 4,1 % 3 %
Связь с читателями, публикация писем 10,8 % 8,1 % 8,4 % 11,1 %
Природа, экология 7,3 % 4,3 % 7 % 4,6 %
Религия 1 % - 15 % 0,6 %
Интернет, компьютерные технологии 1,3 % 1,9 % 2 % 1,9 %
Другие темы 12 % 10 % 2,7 % 14,3 %
Синтез проблем 0,5 % 0,9 % 2,6 % 3,7 %
Полученные в ходе исследования данные позволяют нам утверждать, что существует прямое влияние психолого-возрастныхособенностейюнкоровнастиль публикаций и контент издания в целом. Авторы демонстрируют различные уровни освоения действительности и умения оформлять публицистические тексты. Так, мы видим, что старшеклассники для раскрытия темы и отображения окружающего мира используют более широкий набор выразительных средств (заметка, отчет, статья, эссе, письмо, рассказы, комиксы и многие другие), пробуют свои силы и в сложных жанрах(репортаж,фельетон,обозрение,эксперимент и др.). Как правило, это жанры, тяготеющие к авторскому и личностному началу (эссе, письмо, эксперимент и др.). Задачи публикации (самовыражение, информирование, убеждение, анализ причин, познание окружающие мира и т.д.) определяют ее структурнокомпозиционные формы. Дошкольники и младшие школьники испытывают затруднения в подготовке материалов, предпочитают жанры художественного творчества (2,1 %-0,7 %), их пока не привлекает социальное окружение, куда интересней им мир сказок и волшебства.
На содержание и тематику номера оказывают также воздействие постоянная ротация редколлегии, возрастная, интеллектуальная и количественная неоднородность контингента редакции. Большое значение имеет и личность руководителя СМИ, его профессиональная подготовка, опыт, навыки журналисткой работы. Первые десять лет существования газеты ее редакторами были не журналисты (студенты истори-
ческих, медицинских и педагогических факультетов), и это сказалось на качестве издания, жанровой палитре публикаций, составе редакции, мотивации участия юнкоров в создании газеты, сборов в редакции. Так, сегодня достаточно надежно отлажен редакционноиздательский механизм, авторский коллектив в основном составляют ребята, желающие стать журналистами, проводятся регулярные занятия в редакции по освоению азов журналистики. Для авторов 19902000 годов «ДОГ» был в большей степени средством самовыражения, зачастуюпротеста(взрослым,системе), коммуникации со сверстниками; редакционные встречи носили неформальный и нерегулярный характер.
Юнкоры поднимают различной степени серьезности и масштабности проблемы. Позиции «вечных тем» во все времена остаются незыблемыми, подрастающее поколение всегда будут волновать вопросы любовных, дружеских, сексуальных отношений, досуга и развлечений, творческой самореализации. А вот обращение к другим темам обусловлено социальноэкономическими процессами, происходящими в регионе и стране. Так, интерес к спорту в 2006-2010 годах был вызван последними громкими и яркими победами российскихспортсменов,атакженекоторымиположи-тельнымиизменениямиданнойотраслив Оренбуржье. Обращение к теме ВИЧ-инфекция - реакция на крупномасштабные профилактическиеипротестныеакции в данной сфере, ростом числа ВИЧ-инфицированных в Оренбургском крае. Серия публикаций о назначении журналистики и правах подрастающего поколения на свободу мысли и словав 2006-2008годах была вызвана
финансовымитрудностями,связаннымисизменением регионального законодательства в области поддержки социально значимых изданий, и как следствие -угрозой закрытия газеты.
Восновноммассивепубликацийавторскаяпози-циявыраженапрямоинепосредственно,создательтек-ста и действующее лицо в материале совпадают. Чаще употребляется 1 лицо единственного числа («я считаю», «ядумаю», «япредлагаю»и т.д.), реже используется 1 лицо множественного числа («мы должны», «мы хотим» и другие). Крайне редко со страниц «ДОГа» звучит 3 лицо - «он», «она», «они». Поначалу создается впечатление, что юнкоры предпочитают монолог. Но при внимательном изучении мы видим диалоговые формы общения: автор адресует свои вопросы читателю, с ним советуется/советует, делится впечатлениями, размышлениями, то есть создается видимость доверительного и серьезного разговора с собеседником («подскажи, читатель», «нам важно твое мнение», «а ты как думаешь?»).
Тональность материалов - доброжелательная, предельно откровенная, общение ведется на равных. Если начинающие журналисты адресуют свои материалы ровесникам, то обращаются как бы к конкретному человеку, а вот взрослых (родителей, учителей) создатели «ДОГа» не персонифицируют, они у них выступают во множестве. Вот один из примеров: «Раньше мы считали, что наша газета исключительно для тебя,
сверстник, и взрослым ее читать категорически воспрещается. Но после долгих споров мы пришли к выводу, что это неправильно. Как узнают взрослые, что мы думаем о них?! Как научить их немножечко прислушиваться к нашему мнению?! Где (если не в газете?) мы научим их вести диалог с нами? Вот поэтому с этого номера «ДОГ» не только для ТЕБЯ, сверстник, но и для ВАС, уважаемые взрослые. Кажется, настало время поговорить, не так ли?» [4].
В целом наблюдается рост текстов убеждающей направленности (от 5,5 % до 18,3 %), в них отсутствует менторский тон, назидание и поучение. Таким образом, мы можем отметить как отрадное и желательное явление стремление юнкоров к написанию смысловыявляющих и даже аналитических текстов, положительно влияющих на читателя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В. М. Кожевникова, А. А. Николаева. М.: Сов. энциклопедия, 1987. 752 с.
2. Основы творческой деятельности журналиста / Ред.-сост.С.Г.Корконосенко.СПб.:Знание,СПбИВЭСЭП, 2000. 222 с.
3. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2002. 320 с.
4. ДОГ. 2005. № 11 (158).