Научная статья на тему 'Жанровая компетентность начинающих журналистов детско-юношеских самодеятельных изданий (на материале Оренбургской области)'

Жанровая компетентность начинающих журналистов детско-юношеских самодеятельных изданий (на материале Оренбургской области) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
213
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ / ЖАНРОВЫЕ ГРАНИЦЫ / КОММУНИКАЦИЯ / ЖАНРЫ / GENRE COMPETENCE / AMATEUR PUBLICATIONS / COMMUNICATION / GENRES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Халлиулина Маргарита Сагиндыковна

Данная статья направлена на изучение важных в теоретическом и практическом планах вопросов жанровой осведомленности начинающих журналистов и поиска ими новых форм. С этой целью предпринята попытка выявить взаимосвязь между возрастом юных авторов и разнообразием жанровой палитры, эффективностью коммуникации и жанровой компетенцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENRE COMPETENCE OF YOUNG JORNALISTS IN JUNIOR AMATEUR PUBLICATIONS (ON THE BASE OF ORENBURG REGION)

The article is devoted to the theoretical and practical issues of genre competence of young journalists and their search for new forms. As the result, they attempted to identify the relation between the age of young authors and variety of genre palette, efficiency of communication and genre competence.

Текст научной работы на тему «Жанровая компетентность начинающих журналистов детско-юношеских самодеятельных изданий (на материале Оренбургской области)»

УДК 070 ББК 76.01

Халлиулина М.С.

ЖАНРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ НАЧИНАЮЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ ИЗДАНИЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)

Halliulina M.S.

GENRE COMPETENCE OF YOUNG JORNALISTS IN JUNIOR AMATEUR PUBLICATIONS (ON THE BASE OF ORENBURG REGION)

Ключевые слова: жанровая компетентность, самодеятельные издания, жанровые границы, коммуникация, жанры.

Keywords: genre competence, amateur publications, communication, genres.

Аннотация

Данная статья направлена на изучение важных в теоретическом и практическом планах вопросов жанровой осведомленности начинающих журналистов и поиска ими новых форм. С этой целью предпринята попытка выявить взаимосвязь между возрастом юных авторов и разнообразием жанровой палитры, эффективностью коммуникации и жанровой компетенцией.

Abstract

The article is devoted to the theoretical and practical issues of genre competence of young journalists and their search for new forms. As the result, they attempted to identify the relation between the age of young authors and variety of genre palette, efficiency of communication and genre competence.

В отечественной журналистике теория жанра была и остается сосредоточением интересов многих исследователей. За последние двадцать лет жанровая система претерпела многочисленные преобразования. Современные генристы пересмотрели и по-новому осмыслили многие положения советской периодической печати, даже подвергли сомнению реальность существования самого жанра. Впрочем, этот вопрос был быстро снят с повестки дня, поскольку «аксиома состоит в том, что вне жанра нет произведения» [4, с. 23].

Новые подходы по-разному объясняют причины происходящих трансформаций в медиасфере, и как следствие - указывают на различные факторы жанрообразования, качественные признаки журналистских текстов и жанровых групп.

Тенденцию к размыванию жанровых границ, наметившуюся в середине 70-х годов прошлого века, разглядела В.В. Ученова [5]. Современные исследователи Г.В. Лазутина и С.С. Распопова полагают, что за этим уже «очевидным явлением кроются две противоречивые тенденции... Одна тенденция действительно состоит в снижении уровня профессионализма значительной части журналистского корпуса, что связано с возросшей открытостью системы СМИ. Вторая тенденция заключается в поисках обогащения возможностей того или иного жанра» [2, с. 3-4].

Что касается детско-юношеской самодеятельной прессы, являющейся специфическим звеном детской и молодежной печати, то здесь вопросы жанровой компетентности и поиска новых форм приобретают особое звучание.

История появления и развития детско-юношеской самодеятельной прессы демонстрирует нам не только высокую приспособляемость компонентов этой отрасли к постоянно меняющимся условиям окружающей действительности, но и эффективность

данного информационно-коммуникационного канала. В современных условиях такая печать обеспечивает устойчивость функционирования, преемственность развития социума, обслуживание общественных интересов и потребителей информации, а также служит средством социализации и начальной профессиональной ориентации подрастающего поколения.

К сожалению, на информационном рынке Оренбургской области нет ни одного местного детского или молодежного издания. Хотя различными инициативными группами предпринимались многочисленные попытки приступить к выпуску подобных газет и журналов, но все они оказывались безуспешными из-за отсутствия денежных средств. Отчасти информационные, коммуникационные, рекреационные, духовные и даже идеологические потребности целевой аудитории удовлетворяются самодеятельными СМИ.

Представители молодого поколения по разным причинам участвуют в самиздатовской деятельности, в том числе, чтобы высказаться, быть услышанными и поддержанными. Это стремление, в свою очередь, подталкивает их к поиску художественных средств и методов воплощения замысла. И чем богаче набор языковых приемов и разнообразнее жанровый репертуар, тем успешнее коммуникация и убедительнее создаваемый текст.

Существует мнение, что публикации юных авторов лежат вне жанровых дифференциаций, поскольку они пишут интуитивно, не подозревая о существовании теории жанров. Согласиться с этим утверждением не представляется возможным, поскольку жанры и жанрообразующие факторы существуют объективно, и возникли они в результате практической деятельности человека. Более того, у В.И. Карасика мы встречаем мысль о взаимной зависимости людей от жанра и жанра от людей. «Попадая в условия общения, люди выбирают оптимальные для этих условий способы общения. В речевых жанрах неизбежно отражается статус участников общения. В этом смысле жанр зависит от людей. Но вместе с тем, участники общения непременно включаются в выработанные обществом каноны общения применительно к определенным ситуациям, и в этом смысле люди оказываются зависимыми от жанра» [4, с. 33-34]. Знакомство и овладение юнкорами жанровыми формами происходит как осознанно, так и неосознанно, посредством освоения поведенческих моделей, схем и принципов жизнедеятельности социума, приобщения к культурным ценностям и языковым традициям.

Жанровая осведомленность у начинающих журналистов возрастает по мере их взросления и приобретения жизненного и писательского опыта. В процессе познания окружающей действительности у юнкора складываются схемы, фреймы, сценарии, набор когнитивных инструментов, которые он активно использует при облачении результатов рефлексии в тексты.

Анализ публикаций детско-юношеской областной газеты «ДОГ», журнала оренбургского президентского кадетского училища «Паруса» и сетевой молодежной газеты «Зеленка» позволил нам установить прямую взаимосвязь возраста юных авторов и жанровых предпочтений. Эти издания отличаются друг от друга (типологические характеристики, целевые аудитории, назначение, способы оформления и распространения), но все они являются самодеятельными.

Проектом-долгожителем стала газета «ДОГ». На сегодняшний день это единственное в регионе самодеятельное издание, которое имеет свидетельство о регистрации, распространяется по подписке и в розницу. В настоящее время учредителями газеты выступают Оренбургская областная общественная организация «Федерация пионерских и детских организаций» и министерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области. Первый номер вышел в свет в 1990 году. За двадцать лет существования издание претерпело многочисленные качественные изменения. Рукописные листочки постепенно трансформировались в 16-полосную полноцветную газету, издающуюся типографским способом тиражом 2000 экземпляров.

Но неизменно авторами всех материалов выступали ребята в возрасте от 5 до 17 лет, пишущие для читателей соответствующего возраста. Следует признать, что обращение к разновозрастной аудитории снижает эффективность издания, поскольку дистанция между этими возрастными группами огромная, велика и разница в интересах и информационных потребностях. Но этому есть вполне объективные причины. Как уже говорилось ранее, в регионе нет местных детских печатных СМИ, поэтому этот пробел восполняет «ДОГ». В самом начале пути создатели «ДОГа» так определили его назначение: «Дать высказаться всем, быть организатором интересных дел, стать энциклопедией жизни...» [1, 33-35]. По сути, данного кредо юнкоры придерживаются до сих пор.

Первый номер журнала оренбургского президентского кадетского училища «Паруса» вышел в свет в сентябре 2010 года. Всего же силами кадетов выпущено всего два номера, третий номер запланирован на начало 2011-2012 учебного года. В некотором роде это педагогическое мероприятие, которое нашло отклик среди учащихся кадетского корпуса в возрасте 12-15 лет. Тираж «Парусов» варьируется от 100 до 500 экземпляров. В настоящее время журнал находится в стадии становления, формируется его облик и содержание. За пределами учебного заведения «Паруса» не распространяются.

Молодежная газета «Зеленка» была создана в 2009 году и существует исключительно в веб-пространстве. Свой выбор медиаканала ребята аргументируют так: «Хотели быть независимыми <.> Поэтому мы отказались от печатных изданий (ведь для них точно надо найти спонсора). И пришли в Интернет. Сделать здесь независимое издание гораздо легче» [6). Читатели «Зеленки» имеют возможность комментировать все материалы. Главная рубрика «Статьи» в газете обновляется еженедельно, остальные - по мере поступления материалов, либо в качестве отклика на какие-то события. Авторский состав «Зеленки» весьма мобилен. В основном это молодежь, желающая попробовать свои силы в журналистике, либо студенты профильных учебных заведений, для которых работа в самиздате дает возможность набраться опыта. Нередко здесь размещаются материалы молодых профессиональных журналистов, чьи материалы по какой-то причине не были опубликованы в СМИ, в которых они работают.

Проведенный анализ показал, что среди публикаций дошкольников и младших школьников (10 лет и младше) встречаются такие жанровые формы: письмо, эссе, очерковые заметки. Однако медиажанры уступают литературному творчеству: две трети материалов юнкоров этой возрастной группы оформлены в виде сказок, рассказов, стихотворений.

У подростков (11-15 лет) лидируют: заметка, отчет, эссе, письмо, блицопрос, по-прежнему преобладают жанры художественного творчества, но их палитра становится интересней и многообразней (сказка, рассказ, стихотворение, комикс, загадки).

У молодежи (16 лет и старше) жанровый репертуар более разнообразный. В их арсенале свыше 16 журналистских жанров. Самые востребованные - это заметка, отчет, колонка, рекомендация (совет) и эссе.

Во всех трех изданиях превалируют художественно-публицистические жанры. По-видимому, это объясняется тем, что у ребят младшего возраста возникают затруднения в подготовке аналитических жанров, требующих более глубокого исследования предмета, анализа фактов и установление причинно-следственных связей. А вот у авторов из второй и третьей возрастных групп все чаще встречаются статьи, безусловно, качество их исполнения неоднозначно. Редкие гости в исследуемых изданиях - интервью, репортаж.

Немало публикаций с размытыми жанровыми границами. Большинство из них свидетельствуют об отсутствии опыта в написании в том или ином жанре. Но некоторые материалы все же прямо указывают на активный поиск новых форм и средств выражения: «<...> нам очень хотелось, чтобы наш «КРиК» отличался от других, чтобы он не был похож ни на один из уже написанных нашими коллегами. Но оказалось, что одного желания недостаточно, нужно что-то еще, чего мы пока не знаем, но постараемся в ближайшее время отыскать. Тогда, читатель, ты увидишь новый, оригинальный «КРиК»

Самиздатовские условия способствуют творческой раскованности пишущих. Так, среди публикаций в этих изданиях мы встречаем самые неожиданные жанровые симбиозы (опрос-репортаж, фельетон-сказка, фотопортретные очерки) или конструкции, не свойственные традиционной журналистике. Например, имитация чата и школьной переписки, сказания, судовые журналы, тесты и даже «записки на манжетах»: «Накануне сдачи этого номера в печать, был найден в редакции листок с непонятными письменами. Шифровальщикам удалось разобрать лишь малую часть странного текста. По частоте упоминания слова «крик» было решено разместить эти «записки на манжетах» в рубрике «КРиК». От дальнейших комментариев редколлегия воздерживается» [3].

Одни эксперименты более удачны, другие - менее. Примечательно, что ребята в редакции заимствуют друг у друга приемы и методы, подхватывают интересные темы и апробируют их в разных жанрах. К примеру, в газете «ДОГ» часто практикуется обсуждение публикаций и художественных находок, определение наиболее удачных материалов и тем. Интерес юных авторов к той или иной проблеме обусловлен углублением знаний о мире и упрочением социальных связей. Налицо прямая взаимосвязь между расширяющимся кругозором и многообразием поднимаемых вопросов. Тема также служит индикатором включенности начинающего журналиста в общественную жизнь, определяет социальную роль, которую представитель подрастающего поколения играет либо желает сыграть. Цель художника выразить свое отношение к действительности. Таким образом, выбор ракурса рассмотрения проблемы и определяет форму представления текста.

Лидирующие позиции у детей и молодежи занимают следующие темы: досуг, развлечение, культура, общество, окружающий мир (в том числе и мир природы), дружба, любовь, учеба. Преимущественно «взрослыми» темами являются: политика, экономика, вероисповедание.

Юнкоры поднимают различной степени серьезности и масштабности проблемы. Позиции «вечных тем» незыблемы, молодых людей всегда будут волновать вопросы любовных, дружеских, сексуальных отношений, досуга и развлечений, творческой самореализации. А вот обращение к другим темам обусловлено социальноэкономическими процессами, происходящими в регионе и стране.

Так, интерес к спорту вызван последними громкими и яркими победами российских спортсменов, а также некоторыми положительными изменениями данной отрасли в Оренбуржье. Обращение к теме ВИЧ-инфекция - реакция на крупномасштабные профилактические и протестные акции в данной сфере, ростом числа ВИЧ-инфицированных в области. Серия публикаций о назначении журналистики и правах подрастающего поколения на свободу мысли и слова в газете «ДОГ» была вызвана финансовыми трудностями, связанными с изменением регионального законодательства в области поддержки социально значимых изданий, и как следствие - угрозой закрытия газеты.

Безусловно, жанр обеспечивает эффективную коммуникацию между автором и читателем. В изучаемых нами изданиях было отмечено субъективно-объективное, эмоциональное, оценивающее и анализирующее отношение к действительности. Преобладают публицистический и разговорный функциональные стили. Тональность материалов - доброжелательная, предельно откровенная. Авторская позиция выражена прямо, аудитория для юнкоров является равноправным партнером коммуникации. Пространственно-временные координаты автора и читателя часто совпадают, сенсорные детали и различные выразительные и языковые средства погружают читателя в атмосферу события, он видит и чувствует то же самое, что и адресант. Начинающий журналист рассуждает и размышляет в присутствии аудитории, зачастую с ней спорит или разделяет ее (предполагаемую) точку зрения.

В некоторых материалах журнала «Паруса» нечетко выражен адресат. По-видимому, это объясняется тем, что подборку публикаций осуществляют педагоги, широко использующие для наполнения номера материалы из школьной и факультативной программ.

В остальных же изданиях четко прослеживаются адресантно-адресатные отношения, в которых участники общения выступают как представители одной социальной группы, авторы апеллируют к статусным признакам адресата (школьник, студент, абитуриент, выпускник, житель провинции, подросток, юноша, девушка и т.д.). Практикуется обращение как бы к конкретному читателю. Усилия автора направлены на сокращение дистанции с читателем, на установление тесного эмоционального контакта. Наблюдается пренебрежение формальностью общения, предпочтение отдается более раскованному и непринужденному стилю коммуникации. Все это создает атмосферу дружеского разговора, который допускает и шутку, и критику.

Активно используются диалоговые ресурсы: переадресация вопросов, уточнения и сравнения своих чувств и предполагаемых читательских, попытка предугадать их мнение, реплики («подскажи, читатель», «нам важно твое мнение», «а ты как думаешь?», «да ты и сам знаешь», «скажешь, что. и будешь прав»).

Таким образом, в детско-юношеском самиздате предпочтение отдается жанрам с ярко выраженной авторской позицией. Создаваемый текст направлен не столько на информирование, сколько на привлечение единомышленников, убеждение возможных оппонентов.

Библиографический список

1. Данилов Д.Н. Детская периодическая печать Оренбургской области // Сборник трудов молодых ученых ОГПИ (1994). - Оренбург. - 1994. - С. 33-35.

2. Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества. - М.: Аспект Пресс, 2011.

3. Неретина В. КРиК, или Рефлексия происходящего // ДОГ. - 2005. - № 12 (160). -

С. 2.

4. Цит. по: Тарыгина В.А. Проблема жанра в массово-информационном дискурсе. -М., 2007.

5. Ученова В.В. Современные тенденции развития журналистских жанров // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика. - 1976. - № 4.

6. http:// www.gazeta-zelenka.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.