УДК 070(470.56)(09) ББК 76.003(2Рос)
Халиуллина Маргарита Сагиндыковна
аспирант, старший преподаватель, кафедра журналистики, Оренбургский государственный педагогический университет, 460000, г. Оренбург, ул. Пушкинская, 18, e-mail: [email protected]
Khaliullina Margarita Sagindykovna
post-graduate student, Senior Teacher, Chair of Journalism, Orenburg State Pedagogical University,
^ 460000, Orenburg, Pushkinskaya st., 18, e-mail: [email protected]
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ ИЗДАНИЙ ОРЕНБУРГСКОГО КРАЯ (1878-2011 гг.)
Данная статья посвящена изучению истории появления и развития оренбургской детско-юношеской самодеятельной прессы. С этой целью исследуются условия функционирования самодеятельной периодики, устанавливается прямая взаимосвязь общественно-политических событий в регионе/стране и журналистской активности подрастающего поколения.
Ключевые слова: молодежные самодеятельные СМИ, Интернет-издание, каналы масс-медиа, социализация, Оренбургская область.
HISTORY OF THE TERMS AND CONDITIONS OF THE CHILDREN AND YOUTH OF AMATEUR PUBLICATIONS ORENBURG EDGE (1878-2011 gg.)
This article is devoted to the research of youth amateur press emerging and development. In view of this we research amateur press functioning, interrelation of social-political events in the country/region and journalistic activity of young people.
Keywords: youth amateur newspapers, Internet-newspaper, channel of mass media, socialization, Orenburg region.
У оренбургской самодеятельной прессы глубокие исторические корни. Начиная с 60-х гг. XIX в., Оренбург наравне с Пермью, Тобольском и Екатеринбургом становится одним из центров самодеятельной печати [4, с. 4]. Однако ее изучение весьма затруднено, поскольку до сих пор отсутствует сводный перечень таких изданий. Тем не менее, в государственных, частных архивных и библиотечных фондах сохранились, правда, немногочисленные и разрозненные образцы ученической
периодики. Кроме того, существуют косвенные свидетельства, подтверждающие активность самодеятельной прессы в регионе. Так, до нас дошли воспоминания создателей и читателей самиздата, а также отчеты, обзорные статьи и другие публикации педагогов, краеведов, историков, литераторов, в которых упоминаются различные рукописные и печатные журналы Оренбургского учебного округа.
В настоящее время наиболее серьезные исследования по установ-
лению источников, описанию и выявлению условий функционирования детско-юношеской самодеятельной печати Урала проведены Л.А. Вятки-ной, Д.Н. Даниловым и И.Г. Катковой.
Так, в 1860 г. в Урало-Поволжском регионе Л.А. Вяткина насчитала 48 рукописных изданий юношества. Только в стенах Уральского горного училища (г. Екатеринбург, Пермская губерния) выпускалось шесть рукописных журналов: «Уралец»,
«Liberte», «Новое время», «Среда» (под. ред. Лукина) и «Среда» (под ред. В. Орлова), «Свободное время» [4, с. 4]. Все они были нелегальны и неподцензурны, поэтому учебное начальство и даже жандармерия рассматривали сам факт издания этих журналов как криминальный, а участие учащихся в редакционной деятельности как проявление политической неблагонадежности.
В качестве письменного подтверждения, что в 1878 г. в Оренбургской губернии уже существовали самодеятельные издания, И.Г. Каткова называет статью И. Са-жаева «П.П. Подбельский в его гимназические годы (Воспоминания сверстника)» (1929 г.). В ней автор, в частности, сообщает, что в классической гимназии г. Троицка был создан литературный кружок, «собравший собственную библиотеку» и выпускавший с 1878 по 1882 г. рукописный нелегальный журнал «Бродяга». Его редакторами в разное время были гимназист П.П. Подбельский, учитель математики А.А. Голубев, гимназист Попов [8].
Постепенно отношение школьного начальства к издательской деятельности учащихся начинается меняться: либерально настроенные учителя, «понимая тщетность запретов, видели выход в том, чтобы придать журналам «здоровое направление» [11]. В «Вестнике вос-
питания» за 1906 г. Г.Р. пишет: «Вряд ли теперь нужно доказывать, что потребность у учащихся старших классов средне-учебных заведений в издании своих специальных периодических органов существует и что такая потребность вполне законна с педагогической точки зрения... Прежде это делалось тайно от учебного начальства, теперь можно делать открыто» [5].
В период трех революций в светских и религиозных, средних и низших, мужских и женских учебных заведениях г. Оренбурга наблюдается журнальный «бум». К сожалению, до нас дошли лишь несколько изданий тех лет.
Первый и, вероятно, единственный выпуск ученического журнала Оренбургского казачьего юнкерского училища «Юнкер—казак» вышел в августе 1908 г. и был отпечатан в частной типографии Д.Х. Мазина. По свидетельству редакции, «Юнкер-казак» стал единственным печатным органом практически всего казачества (кроме Донского войска). Предположительно, журнал распространялся бесплатно и за пределами учебного заведения, во всяком случае, такое намерение было у редакции: «каждое училище должно издавать свой журнал и рассылать его бесплатно во все остальные училища» [3], а, кроме того, редакция в числе своих читателей и авторов видела и старших товарищей — офицеров. Его издатели считали необходимым «послужить своим юным пылом или служебным опытом общему делу созидания военной мощи», так как «армия, которая не пишет, это армия, которая не мыслит» [2]. «Юнкер-казак» состоит из 84 полос. В журнале отсутствует оглавление. Он содержит ряд тематически единородных материалов, подготовленных, по-видимому, в те-
чение года. Автором большинства публикаций, в том числе и «Открытого письма», своеобразного обращения ко всем русским юнкерам, является некий А. Бабкин.
Нравоучительный тон материалов, оформленных за его подписью, первоначально навел нас на мысль, что А. Бабкин — представитель педагогического совета оренбургского юнкерского училища. Косвенно эту мысль подтверждало отсутствие ссылки на запрет или разрешение руководства училища на печать журнала (представляется сомнительным, что юнкера в условиях жестких правил внутреннего армейского распорядка и воинской дисциплины имели возможность без ведома руководства отпечатать журнал в типографии). Кроме того, А. Бабкин достаточно критически оценивает уровень подготовки юнкеров, «державших в прошедшем (1907?) году экзамен в академию генерального штаба», хотя и со слов начальника генерального штаба.
Однако детальное изучение текстов и других материалов, заставило нас отказаться от этой идеи. Во-первых, в списках известных преподавателей такая фамилия не значится. Во-вторых, в подобных учебных заведениях юнкера второго года обучения выступали в роли наставников и опекунов своих младших товарищей, делясь с ними опытом солдатской выправки и другими солдатскими премудростями, что вполне объясняет стиль автора. Этой же точки зрения придерживается и исследователь И.Г. Каткова, назвавшая А. Бабкина юнкером в своем обзоре дореволюционных самодеятельных журналов [8].
Периодический сборник «Труды досуга» издавался силами 6-го класса Оренбургского реального училища с разрешения Педагогического
совета на правах рукописи. Главное руководительство, по просьбе учеников, вел инспектор Оренбургского реального училища С.И. Тру-хин, главным редактором выступил А.С. Лазов. Первый номер вышел в свет в 1913 г., второй — в начале 1914 г. К сожалению, выяснить, имело ли продолжение это начинание, не представляется возможным, в Оренбургском государственном архиве сохранились только два номера этого сборника. В программной статье ребята так определяют назначение своих «Трудов...»: «...первые опыты наших сотрудников, напечатанные в нашем журнале, должны, без сомнения, развить в наших читателях критическое суждение, и тем самым возбудить в них интерес к литературной работе. Мы надеемся, что наш журнал, явится тем центром, вокруг которого сможет духовно объединиться учащаяся молодежь» [1].
Несомненный интерес представляет ученический журнал, издаваемый при Второй Оренбургской городской женской гимназии «Молодые побеги». Журнал был выпущен машинописным способом в январе 1916 г. Принимая это во внимание, можно сделать вывод, что тираж был весьма ограниченный. Количество полос — 33. В номере отсутствуют любые элементы декора. Примечательно, что гимназистки предпочитали анонимность — все материалы подписаны следующим образом — «ученица такого-то класса». Преимущественно это старшеклассницы — учащиеся шестого и седьмого классов, крайне редко пятого. Этот факт наталкивает нас на мысль, что данный журнал создавался исключительно силами гимназисток без вмешательства и руководительства педагогов [13].
Поначалу советская власть приветствовала издательскую деятель-
ность детей и юношества. По свидетельству М.И. Холмова, «в стране выпускалось около 90—100 тысяч рукописных газет, в которых участвовало до полумиллиона детко-ров» [14]. Наряду с традиционными печатными изданиями получили развитие ранее неизвестные формы. Например, «живая», «световая», «стенная» газеты [14]. Лозунг детских газет тех лет «Деткоры, за перо!» поддержали и юные оренбуржцы. Так, первое детское коммунистическое объединение области — городской детский клуб выпускал журнал «Творцы будущего» (1919—1920 гг.), объединение детских домов и коммун — журнал «Творческий путь» (1923 г.), воспитанники детского дома № 4 им. Луначарского — рукописный журнал «Родничок» и др. До нас дошли сведения о 13 рукописных и печатных изданиях [8].
К концу 20-х гг. наблюдается спад активности детской самодеятельной прессы. Это дало повод многим исследователям утверждать, что такая пресса не оправдала себя, не справилась с поставленными перед ней задачами [10].
По нашему же мнению, в условиях утверждения тоталитарной системы принцип «равный равному» и независимая юнкоровская деятельность не имеют право на существование, любые проявления самостоятельности молодежи будут жестоко пресекаться. Начиная с конца 20-х гг. печать для подрастающего поколения рассматривается как инструмент пропаганды и агитации, детям снова отводится роль пассивных слушателей и беспрекословных исполнителей воли взрослых [15].
До 1990 г. какие-либо сведения о детско-юношеском самиздате в Оренбургской области отсутствуют. Но нет сомнений, что изредка нелегальные рукописные газетки все
же появлялись в школе. Кроме того, регулярно выпускалась под руководством учителей стенгазета.
Тем заметней стал очередной всплеск самодеятельной печати в Оренбуржье. В июне 1990 г. под руководством Галины Коржавых бывшие члены Дзержинского РПШ приступили к созданию детской областной газеты «ДОГ» (г. Оренбург). В октябре 1992 г. редакция зарегистрировала издание в Региональной инспекции по охране свободы печати и массовой информации (г. Екатеринбург). В эти же годы в свет выходят газеты «ШИК» (независимая школьная газета), «Ежик» (детская познавательная газета), ежемесячный свободный журнал для подростков «Давайте познакомимся», учредителем, издателем и редактором которых выступает учитель истории С.А. Александров. Студент медицинской академии Д.В. Каргаев выпускает журнал «Тарбормот» и газету «Спектрум-мобиле». Школьники Дзержинского района объединяются вокруг газеты «Вот так» [6].
За короткое время юнкоровское движение охватило весь регион. Практически во всех районных газетах (оплот консерватизма) появляются детские и молодежные странички, которые готовятся силами молодежи, в каждой школе создаются пресс-центры, выпускающие свои периодические издания.
Разговор о детско-юношеской самодеятельной прессе Оренбуржья будет неполным, если не коснуться текущей действительности. В настоящее время на информационном рынке региона по-прежнему нет ни одного местного детского или молодежного издания, выпускаемого силами профессиональных журналистов. Информационно-коммуникативные потребности удовлетворяет самодеятельная пресса,
которая характеризуется большим разнообразием форм и средств воплощения. Широко используются современные технологии и коммуникации. К примеру, в социальной сети «В контакте» на запрос «молодежная газета» выходит 2 ссылки, «детская газета» — 2, «молодежный журнал» — 1, «школьная газета» — 3, «студенческая газета» — 1, «студенческий журнал» — 1, «журнал» — 30, «газета» — 16 (выборка проводилась только по г. Оренбургу 25 февраля 2012 г.).
Наиболее популярны среди подрастающего поколения два виртуальных издания: молодежный ежемесячный журнал «Твоя Территория» и молодежная газета «Зеленка».
Первоначально журнал «Твоя Территория» был запланирован как 24-полосный полноцветный журнал (2007 г.), тиражом 999 экземпляров, с января 2009 г. «Твоя территория» стала размещаться на файлообменном ресурсе іЬНег [7].
Следует признать, что численность аудитории журнала «нового образца» резко возросла: к существующей добавилась, условно называемая нами, интернет-зависимая. Читатели «Твоей территории» — это представители молодежных субкультур. Уход в веб-пространство не сказался на содержании и оформлении. По форме и периодичности «Твоя территория» по-прежнему напоминает печатный самиздат. В 2009 г. создатели журнала объявили о каникулах, но, несмотря на ожидания многих читателей, журнал из творческого отпуска так и не вышел.
Напротив, молодежная газета «Зеленка» изначально задумывалась как сетевой-проект. Свой выбор медиаканала ребята аргументируют так: «Хотели быть независимыми <...> Поэтому мы отказались от печатных изданий (ведь для них точ-
но надо найти спонсора). И пришли в Интернет. Сделать здесь независимое издание гораздо легче» [9].
Все рубрики представлены в виде закладок: «Есть тема!», «Зеленое качество», «Литературная страница», «Фотокросс», «Афиша» «Форум». Для облегчения поиска на сайте создано «облако тегов»: «заграница», «криминал», «хорошие новости», «беспорядки», «молодежь», «выбор» и т.д. Читатели имеют возможность комментировать все материалы.
И в первом, и во втором изданиях авторский состав весьма мобилен. В основном это молодежь, желающая попробовать свои силы в журналистике, либо студенты профильных учебных заведений, для которых работа в самиздате возможность набраться опыта. Нередко здесь размещаются материалы молодых профессиональных журналистов, чьи материалы по какой-то причине не были опубликованы в СМИ, в которых они работают. В постоянных рубриках «Авторская территория» («Твоя территория») и «Литературная страничка» («Зеленка») публикуются художественные произведения начинающих поэтов, прозаиков. Для них публикация в изданиях такого рода зачастую единственная возможность найти свою аудиторию.
Печатные самодеятельные издания также не снижают своей активности. Особого внимания заслуживает детско-юношеская областная газета «ДОГ», перешагнувшая в 2010 г. двадцатилетний рубеж. На сегодняшний день это единственный в регионе самиздат, который имеет свидетельство о регистрации, распространяется по подписке и в розницу. В настоящее время учредителями газеты выступают Оренбургская областная общественная организация «Федерация пионерских и детских органи-
заций» и министерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области. За двадцать лет своего существования издание претерпело многочисленные качественные изменения. Рукописные листочки постепенно трансформировались в ежемесячную 16-полосную полноцветную газету, издающуюся типографским способом тиражом 2 тыс. экземпляров. Но неизменно авторами всех материалов выступают ребята в возрасте от 5 до 17 лет, пишущие для своих сверстников. Как уже говорилось ранее, в регионе нет местных детских печатных СМИ, поэтому этот пробел восполняет «ДОГ». В самом начале пути создатели «ДОГа» так определили его назначение: «Дать высказаться всем, быть организатором интересных дел, стать энциклопедией жизни...» [6]. По сути, данного кредо юнкоры придерживаются до сих пор.
Иное назначение у журнала оренбургского президентского кадетского училища «Паруса», первый номер которого вышел в свет в сентябре 2010 г. Всего же силами кадетов выпущено три номера. В некотором роде это педагогическое мероприятие, которое нашло отклик среди учащихся кадетского корпуса в возрасте 12—15 лет. Пока это единственный кадетский журнал в России. В настоящее время журнал находится в стадии становления, формируется его облик и содержание.
Активно развивается и студенческий журнал «Горчичка». Первоначально этот проект объединял сту-дентов-журналистов Оренбургского государственного педагогического университета. Он возник в рамках учебного курса «Выпуск учебной газеты» в сентябре 2010 г. Но со временем издание вышло за рамки учебной программы, «Горчичка» привлекла внимание студенческой
молодежи города. «Кажется, что интерес к общему делу перерастает в зависимость, объяснить которую довольно трудно» [12]. За три года силами студентов выпущено пять номеров. За это время «Горчич-ка» неоднократно меняла свою тематическую направленность, обновляла рубрики и, наконец, изменила свою типологию, перейдя из разряда нерегулярно выходящих газет в ежемесячный журнал. Тираж издания невелик — не более 50 экземпляров. Поддерживает печатную версию номера электронный вариант. «В контакте» создана группа, в которой все сочувствующие «Горчичке» могут скачать pdf-версию, обсудить «плюсы» и «минусы» очередного выпуска, предложить свои материалы. Благодаря Интернету число подпис-чиков-читателей неуклонно растет.
Завершая обзор детско-юношеских самодеятельных изданий, выходящих в свет с 1878 по 2011 гг. в Оренбургском крае, хотелось бы отметить, что двухсотлетняя история оренбургского самиздата свидетельствует о его гибкости и универсальности, а также о единстве законов и принципов развития журналистики в целом. Так, всплески газетно-журнальной активности молодого поколения совпадают с подъемом отечественных СМИ, которые легко коррелируются с общественно-политическими процессами в стране и в регионе.
Безусловно, такая пресса отличается от взрослой формами и методами работы. На типологические и профильные особенности изданий влияют: возрастные, психологиче-
ские и физиологические особенности авторов и читателей. Объединяет их всех то, что все они адресованы своим сверстникам, самим себе.
Функции детско-юношеской самодеятельной прессы разнообразны.
Данный вид прессы один из действенных и эффективных информационнокоммуникационных и духовно-идеологических каналов взаимодействия подрастающего поколения с внешним миром. На всем протяжении своей истории региональная самодеятельная печать служила средством социализации, познания и освоения окружающей действительности юношей и девушек.
В течение времени менялся качественный уровень оформления издания, увеличивалось (уменьшалось) количество газет и журналов, менялось их направление и характер публикаций, а также отношение государственных и общественных ор-
ганизаций к изданиям такого рода, но неизменно оставалось одно — поступательное развитие данного вида печати. В нынешних условиях самодеятельная пресса ищет новые пути и возможности воплощения, широко использует современные технологии и технические средства. Так, Интернет уже сегодня является неотъемлемым фактором информационного взаимодействия молодежи. Это позволяет нам предположить, что количество виртуальных детских и молодежных изданий, сайтов творческих объединений, журналистских форумов, блогов и ЖЖ-страничек будет только возрастать, а их влияние на аудиторию усиливаться.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев А. и др. От редакции // Труды досуга. 1914. № 1.
2. Бабкин А. Без заглавия // Юнкер-казак. 1908. № 1.
3. Бабкин А. Открытое письмо // Юнкер-казак. 1908. № 1.
4. Вяткина Л.А. Самодеятельная подростковая пресса в системе средств массовой информации. М., 1997.
5. Г.Р. Ученические журналы // Вестник воспитания. 1906. № 3. С. 49-55.
6. Данилов Д.Н. Детская периодическая печать Оренбургской области // Сборник трудов молодых ученых ОГПИ (1994). Оренбург, 1994. С. 33 -35.
7. Каткова И.Г. Самодеятельные журналы как средство развития литературно-творческих способностей подростков. Оренбург, 2001.
8. Калинина M. От редакции // Твоя территория. 2009. № 1 (1).
9. Молодежная газета «Зеленка». URL: http:// www.gazeta-zelenka.ru/
10. О мероприятиях по улучшению юношеской и детской печати: постановление ЦК ВКП(б) 23 июля 1928 г.// КПСС о средствах массовой информации и пропаганды. М., 1987.
11. Сигал Л.М. Воспитательное значение ученической журналистики // Литература и искусство в нравственном и эстетическом воспитании школьника. Межвузовский сборник научных трудов. Куйбышев, 1983. С. 151-155.
12. Соина Т. Пять шагов по облакам // Горчичка. 2011. № 5. С. 20-21.
13. Ученица 7 класса. К читателям // Молодые побеги. 1916. № 1. С. 1.
14. Холмов М.И. Становление советской журналистики для детей. Л., 1983.
15. Что вы думаете о детской газете 1937 года? // ДОГ. 1990. № 1. С. 2.