Научная статья на тему 'Социальная миссия и практика оренбургских детско-юношеских самодеятельных изданий 20-30-х гг. ХХ века'

Социальная миссия и практика оренбургских детско-юношеских самодеятельных изданий 20-30-х гг. ХХ века Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
108
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЕ САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ СМИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ / YOUTH AMATEUR NEWSPAPERS / SOCIALIZATION / ORENBURG REGION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Халиуллина Маргарита Сагиндыковна

Данная статья посвящена изучению истории появления и развития оренбургской детско-юношеской самодеятельной прессы. С этой целью исследуются условия функционирования самодеятельной периодики, устанавливается прямая взаимосвязь общественно-политических событий в регионе/стране и журналистской активности подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Халиуллина Маргарита Сагиндыковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social mission and practice of amateur publications 20-30s twentieth century created by Orenburg's children and youth

This article is devoted to the research of Orenburg's children and youth amateur press emerging and development. This is the purpose of research of amateur press functioning, interrelation of social political events in the country/region and journalistic activity of young people.

Текст научной работы на тему «Социальная миссия и практика оренбургских детско-юношеских самодеятельных изданий 20-30-х гг. ХХ века»

УДК 070.1-053.6(470.56)(09) ББК 76.003(2Рос)

Маргарита Сагиндыковна Халиуллина

старший преподаватель, кафедра журналистики, Оренбургский государственный педагогический университет, 460000, г. Оренбург, ул. Пушкинская, 18, e-mail: ha_rita@mail.ru

Margarita S. Khaliullina

Senior Lecturer, Chair of Journalism,

Orenburg State Pedagogical University,

460000, Orenburg, Pushkin str., 18, e-mail: ha_rita@mail.ru

СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ И ПРАКТИКА ОРЕНБУРГСКИХ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ ИЗДАНИЙ 20-30-х гг. ХХ ВЕКА

Данная статья посвящена изучению истории появления и развития оренбургской детско-юношеской самодеятельной прессы. С этой целью исследуются условия функционирования самодеятельной периодики, устанавливается прямая взаимосвязь общественно-политических событий в регионе/стране и журналистской активности подрастающего поколения.

Ключевые слова: детско-юношеские самодеятельные СМИ, социализация, Оренбургская область.

SOCIAL MISSION AND PRACTICE OF AMATEUR PUBLICATIONS 20-30s TWENTIETH CENTURY CREATED BY ORENBURG’S CHILDREN AND YOUTH

This article is devoted to the research of Orenburg's children and youth amateur press emerging and development. This is the purpose of research of amateur press functioning, interrelation of social — political events in the country/region and journalistic activity of young people.

Keywords: youth amateur newspapers, socialization, Orenburg region.

В первые годы после Октябрьской революции появилось очень много изданий детей и юношества. Советская власть всячески поощряла эту издательскую деятельность. В какой-то мере такие издания были призваны восполнить образовавшийся пробел в детской литературе и журналистике, поскольку «три четверти своего инвентаря, и живого и мертвого, — и книги, и людей» пришлось заменить, а также «открыть детям путь к ясному пониманию того

великого, что совершалось на земле» [9, с. 302; 6, с. 59].

По свидетельству М.И. Холмова, «в стране выпускалось около 90—100 тыс. рукописных газет, в которых участвовало до полумиллиона деткоров» [13, с. 147, 144]. В предреволюционную пору их выпускалось значительно меньше. М.И. Алексеева за 1902-1916 гг. насчитала чуть более 120 [1, с. 48]. Наряду с традиционными печатными изданиями получили развитие ранее

© М.С. Халиуллина, 2013

65

неизвестные формы. Например, «живая», «световая», «стенная» газеты [13].

Лозунг детских газет тех лет «Деткоры, за перо!» поддержали и юные оренбуржцы. До нас дошли сведения о рукописных и печатных изданиях. Многие издания ссылаются друг на друга, даже в официальной печати встречаются упоминания некоторых газет и журналов, что свидетельствует о едином информационного пространстве и социальной значимости самодеятельной прессы.

Несомненный интерес представляет журнал «Творческий путь», позиционирующий себя как печатный «орган детских домов и коммун города Оренбурга» (1922-1923 гг.), на деле же распространяющийся куда шире. Возник этот журнал на базе детского дома № 2, за которым закрепилось название «дом одаренных детей». По словам редакции, в 1921 г. в Оренбургской губернии разразился «продовольственный и финансовый кризис» , в результате чего были распущены все районные объединения художественного воспитания детей и юношества. В это же время по инициативе И.Ф. Ильиных и А.А. Орлова при детском доме № 2 была организована студия, в которую со всех детдомов города набрали наиболее способных воспитанников. Направления деятельности студии были самые разнообразные, в том числе выпускался и журнал «Творческий путь».

Его ответственным редактором был воспитанник детского дома-студии № 2 г. Оренбурга В. Шепе-люк, но нет сомнений, что общим руководством занимался кто-то из числа работников студии. За короткое время «Творческий путь» стал в некотором роде рупором «новой жизни» для ребят из сиротских уч-

реждений; на него ориентируются, ему подражают, к его мнению и советам прислушиваются. Своей миссией журнал видит необходимость «будить мир», чтобы «жить полной, свободной жизнью», «стать действительно честными сознательными гражданами Советской России». Рефреном звучит и такая мысль: «...Мы идем... граждане Будущего... мы юная действительность Грядущего. кто посмеет преградить нам дорогу? <...> Нас не воспитывали гувернантки, за нами не ходили мамушки и нянюшки. Нет!.. мы родились в великий век Дерзких Откровений, Огня и Лучей. В небывалый век необузданных крайностей, падения, разрушения и творческих созиданий... Мы идем. радостные и светлые идем и с собою несем новую неведомую жизнь. Окажите нам необходимую поддержку, и мы создадим на Земле вечный, цветущий Сад Жизни!» [15].

Первый номер от 7 февраля 1923 г. предваряет вот такое обращение ко всем детским домам, коммунам, школам I и II ступени «Осуществилась на деле заветная мечта детей и учащейся молодежи — вышел в свет первый номер журнала «Творческий путь». Перед вами открылась новая арена для проявления своих творческих сил и самодеятельности. На эту работу вы должны отдать всю свою энергию и юный жар. Пишите о плохих и хороших сторонах вашей жизни, пробуйте свои силы на литературно-художественной арене» [2, с. 9].

Содержание «Творческого пути» разнообразно, разнопланово, не систематизировано, хотя предпринимается попытка распределять материалы по разделам. К примеру, «Уголок «Смекалки», «Календарь событий», «Уголок «Дошкольника», «Хроника», «Библиография». Ин-

тересна форма «обратной связи», используемая редакцией для общения с юными авторами. К примеру, в рубрике «Почтовый ящик» редакция «телеграфирует» своим корреспондентам: «Григорьевой, Жир-

ковой, Чеботаревой, Никулину Г., Ступникову, Дульневой, Минане-вой, Штанько, НЕ ПОЙДЕТ — пишите еще. <...> Никулину А. Пойдет в № 3, пишите. <...> Всем. Пишите, пишите, пишите». В отделе «Хроника» регулярно публикуются новости о жизни воспитанников детских домов из далеких провинций Киргизской Республики1. Часто встречаются заметки о том, что в том или ином образовательном учреждении приступили к выпуску собственного издания, либо создали литературный кружок.

К занятиям в редакции юнкоры относились весьма серьезно и ответственно. Повышение грамотности и меняющееся в лучшую сторону содержание — прямое тому доказательство. С самого начала юные издатели стремятся сделать издание, если не прибыльным, то самоокупаемым. Так, во втором номере за 1922 г. можно прочитать объявление, что в редакции за 2 р. можно приобрести предыдущий выпуск журнала. Первоначально «Творческий путь» размножали на шапиро-графе в количестве 10-15 экз., а вот последующие номера печатали уже в типографии небывало огромным для самиздата тиражом (даже по современным меркам) — 300 экз. Обусловлено это было, по всей ви-

1 26 августа 1920 г. была образована Киргизская Республика со столицей в Оренбурге; 19 апреля 1925 г. была переименована в Казахскую АССР. В феврале 1925 г. Оренбургская область была выведена из состава Киргизской АССР и передана РСФСР, а столица перенесена сначала в Кзыл-Орду, а потом в Алма-Ату (1927 г.).

димости, возрастающей популярностью и авторитетностью журнала. Однако маловероятно, что увеличение тиража произошло за счет выручки с продажи «Творческого пути», поскольку его читателями были воспитанники детских домов, не имеющих карманных денег. Скорее всего, редакция получила либо финансовую, либо какую-то иную поддержку, которая и позволила им увеличить тираж. Тем более что в эти годы широко практиковалось шефство предприятий над сиротскими учреждениями.

Общая направленность журнала соответствует педагогическим воззрениям тех лет, в основе которых лежат принципы развития личности ребенка, поощрение его активности, творчества и самодеятельности. Таким образом, в эти годы самодеятельные издания сыграли немаловажную роль в воспитании подрастающего поколения и создании развивающей среды, максимально содействующей их социализации. А в условиях детского дома, интерната или спецшколы редакционная деятельность приобретает особое значение, поскольку нивелирует негативные последствия социальной и пространственной изоляции детей, облегчает их интеграцию и инкульту-рацию в жизнь общества.

«Творческий путь» стал для нас уникальным источником информации о социально-политической и культурной обстановке края в те годы. Безусловно, идейно-тематическое наполнение журнала соответствовало духу времени. Мы полагаем, что материалы подвергались цензуре со стороны педагогов, поскольку откровенно замалчивается реальное положение дел в учреждениях сиротского типа. Даже о голоде и его страшных последствиях говорится вскользь, как

о малозначительном факте давнего прошлого. Более того, само слово не упоминается вовсе, оно заменено эвфемизмом «продовольственный и финансовый кризис». А ведь данные статистики, приводимые историками, шокирующие: «После января 1922 года численность голодающих уже учету не поддавалась. Население, особенно сельское, выживало, как могло. <...> В целом по республике было эвакуировано 650 847 человек, из них 397 061 рабочих с семьями, 140 673 беженцев, 55 817 выселенцев и 57 296 детей» [11, с. 257]. В официальной прессе замолчать этот факт не представлялось возможным, поэтому печать обрушилась с обвинениями в сложившейся обстановке на агрономов и практических работников сельского хозяйства. Однако современные исследователи на основании рассекреченных архивных документов доказали, что народное бедствие достигло столь серьезных масштабов из-за ошибочных, а где-то даже и беспринципных действий центральных и губернских властей1. Конечно, об истинных причинах избегания проблемных тем в журнале «Творческий путь» мы можем только догадываться, но, возможно, педагоги пошли на этот шаг сознательно, не желая ввязываться в опасную полемику, сосредоточив свое внимание на воспитании и образовании ребят, взрослеющих в условиях абсолютной депривации. Тем более что политический контроль над школой ежегодно усиливался.

На страницах «Творческого пути» регулярно делаются обзоры самодеятельной периодики республики, благодаря этому нам стало известно, что в 6-й советской школе

1 Подробнее об этом см.: [5; 8 с. 169;

7, с. 189; 11; 12 и др.].

выпускались два журнала «Часы досуга» и «Искры», а в 4-м отделении 48-й советской школы был журнал «Теплый луч», четвертая железнодорожная школа создала журнал «Наш улей». «Творческий путь» также упоминает рукописные издания воспитанников детских домов: «Огонек» (детский дом № 10), «Родничок» (детский дом № 4 им. Луначарского) и «Детская мысль» (детский дом № 14), который впоследствии трансформировался в еженедельную газету.

Особого внимания заслуживает газета «Сталинские внучата», ставшая в 30-х гг. органом печати Оренбургского областного комитета ВЛКСМ и Облоно. Организована редакция газеты была в декабре 1935 г. на основании постановления бюро областного комитета ВКП (б). Первым ее редактором стал Ф. Ма-шагин. Газета выходила два раза в неделю. Газета активно привлекала к участию деткоров, которые присылали заметки о деятельности пионерской организации, художественной самодеятельности, о работе городских и районных школ области, письма оренбургских ребят детям Испании, воспоминания об отдыхе в Артеке, а также ответы на вопросы викторины «Наша область». К примеру, в 1936 г. ребята писали о подготовке к Х съезду ВЛКСМ, в 1937 — о подготовке и праздновании 20-ой годовщины Великого Октября, в 1938 — о встрече папанинцев.

Нередко после публикации материалов деткоров проводились расследования, после чего редактору «Сталинских внучат» направлялись сообщения о подтвержденных или неподтвержденных фактах и принятых мерах. Так, деткоры сообщают, что празднование 1 Мая 1937 г. в некоторых селах было сорвано по

причине того, что дети (и даже пионеры!) при попустительстве взрослых предпочли пойти в церковь и готовиться к Пасхе. Немало писем, в которых юные корреспонденты сообщают, что в школе плохо организована работа пионерского отряда, о неверном идеологическом проведении школьных мероприятий, нехватке преподавателей, о грубом обращении и неверной оценке успеваемости и т.п. Однако к 1938 г. в «Сталинских внучатах» число детко-ровских работ пошло на убыль: на весь номер приходилось 1—2 оригинальных материала, остальное отводилось разъяснениям политических событий. Возможно, это связано с недовольством «старших товарищей» работой редакции. К примеру, бюро обкома ВЛКСМ критикует газету оренбургских пионеров и школьников, за то, что «очень мало печатает газета материалов о жизни вождей нашей партии, о борьбе старших поколений за победу Октября, о канале Волга-Москва, о капиталистическом окружении, зато она слишком увлеклась птицами. Птички чирикают почти в каждом номере... газету превратили в птичник» [14]. Постановлением ОК ВКП(б) от 3 июня 1938 г. редакция газеты «Сталинские внучата» была ликвидирована. Примечательно, что в облгосархиве материалы редакции газеты хранятся под измененным названием «Внучата» [4].

К концу 20-х гг. наблюдается спад активности детской самодеятельной прессы. Это дало повод многим исследователям утверждать, что такая пресса не оправдала себя, не справилась с поставленными перед ней задачами — «коммунистическое воспитание рабочей и крестьянской молодежи, внедрение в юношескую среду боевых традиций большевистской партии, при-

влечение молодежи через юнкоровское движение и другие формы организационной работы печати к непосредственному участию в социалистическом строительстве; воспитание в ней пролетарской классовой непримиримости в борьбе с отрицательными явлениями в области быта и хозяйственно-культурного строительства. Все это необходимо обязательно сочетать с повышением культурного уровня рабочей и крестьянской молодежи и, в частности, со всемерным содействием росту ее технических и социальных знаний»[10].

По нашему же мнению, в условиях утверждения тоталитарной системы принцип «равный равному» и независимая юнкоровская деятельность не имеют право на существование, любые проявления самостоятельности молодежи будут жестоко пресекаться. Начиная с конца 20-х гг., печать для подрастающего поколения рассматривается как инструмент пропаганды и агитации, детям и юношеству снова отводится роль пассивных слушателей и беспрекословных исполнителей воли взрослых. В эти годы в стране была создана разветвленная сеть детских газет и журналов, перед которыми стояла задача — формировать мировоззрение нового советского типа, эффективно влиять на развитие личности будущих строителей общества социальной справедливости. Самодеятельные издания все более становятся педагогическим мероприятием и идеологическим орудием, лишаясь своей независимости и неформальности. Так, по данным Оренбургского губернского управления по делам печати и зрелищ (Гублито) в 1926 г. в Оренбурге выходило 6 стенных газет, редакторами которых были исключительно члены ВКП (б) и ВЛКСМ [3].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева М.И. Детские журналы Советской России 1920-х годов как тип издания: дис. ... канд. филол. наук. М., 1968.

2. Всем детским домам, детским коммунам, школа I и II ступени // Творческий путь. 1923. 7 февр.

3. ГАОО, Р-454, оп. 1, ед. хр. 18, л. 1-2.

4. ГАОО, Р-497, оп. 1, ед. хр. 25.

5. Космачева Т.С. Государственные и общественные организации России и зарубежья в борьбе с голодом 1921-1922 годов на Южном Урале: дис. ... канд. ист. наук. Оренбург, 2009.

6. Красные зори. 1919. № 1.

7. Лабузов В.А. Аграрные отношения на Южном Урале в первые десятилетия Советской власти. Оренбург, 2004.

8. Лабузов В.А. Сафонов Д.А. Оренбургская деревня на завершающем этапе Гражданской войны (1920-1922 гг.). Оренбург, 2002.

9. Маршак С.Я. О наследстве и наследственности в детской литературе // Маршак С.Я. Собрание сочинений: в 8-ми т. М., 1971. Т. 7.

10. О мероприятиях по улучшению юношеской и детской печати. Постановление ЦК ВКП(б) 23 июля 1928 г. // КПСС о средствах массовой информации и пропаганды. М., 1987. С. 423.

11. Тулепов Н.Ж. Голод 1921-1923 годов в Уральской губернии КазССР // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. Апр. С. 255-258.

12. Футорянский Л.И. Дважды юбилейный // Оренбургский край в системе евразийских губерний и областей России: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2004. С. 3-32.

13. Холмов М.И. Становление советской журналистики для детей. Л., 1983.

14. Что вы думаете о детской газете 1937 года? // ДОГ. 1990. № 1.

15. Шепелюк В. Дети // Творческий путь. 1923. 7 февр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.