УДК: 002 ББК: 76.1 Х 17
Халиуллина М.С.
ЖАНРОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ПРЕДПОСЫЛКА КОММУНИКАТИВНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И МЕДИЙНОЙ ГРАМОТНОСТИ
ИНДИВИДА
Khaliullina M.S.
THE GENRE COMPETENCE AS A PREREQUISITE OF EFFICIENCY OF COMMUNICATION AND KNOWLEDGE OF THE MEDIA OF AN INDIVIDUAL
Ключевые слова: жанр, жанровая компетентность, самодеятельная печать, медиаобразование, дети, аудитория.
Keywords: genre, genre competence, youth amateur newspapers, media education, children, audience.
Аннотация: в статье исследуется сложная природа формирования жанровой компетенции ребенка. Успех взаимодействия с миром через средства массовой информации во многом зависит от жанровой компетенции автора и его читателей. Освоение жанров журналистики происходит по мере расширения социального опыта ребенка. Использование школьником в своей социальной практике медиажанров свидетельствует о его желании и готовности исполнять определенные социальные роли. Возможность отработать эти специфические речевые навыки дает, безусловно, чтение периодики, но более эффективным является участие в редакционной деятельности. Автор также отмечает, что в условиях редакции (творческого объединения) освоение новых знаний, жанров, в частности журналистских, происходит успешнее и быстрее.
Abstract: the article studies the complex nature of the formation of the genre competence of the child. The success of interacting with the world through the media largely depends on the genre of competence of the author and his readers. The mastering of genres of journalism comes with the expansion of the social experience of the child. Using by pupil, media genres in his social practice, shows his willingness to perform certain social roles. The opportunity to practice these specific language skills gives, of course, reading periodicals, but most effective is participation in editorial activities. The author also notes, the development of new knowledge, genres, such as journalism, comes more faster and more successful, in the editorial office (the creative association).
Обращение к вопросу жанровой компетенции юной личности позволило нам выявить глубокие процессы, происходящие в сознании ребенка, открыть сложную природу его взросления и приобщения к социальной жизни. Истоки «вхождения» человека в жанровую систему коммуникативного взаимодействия с обществом следует искать в младенческом возрасте, поскольку с самого рождения в сознании ребенка начинают накапливаться жанровые фреймы - стереотипы повторяющихся ситуаций и контактов с окружающим миром, которые закладывают основу для дальнейшего развития коммуникативной компетенции личности. Овладение первичными речевыми жанрами происходит бессознательно. Присутствие в сознании таких фреймов, по мысли К.Ф. Седова, «облегчает как процессы формирования и формулирования мысли, так и смысловое восприятие чужого высказывания»1.
Исследователи также отмечают, что становление жанрового мышления опережает даже
1 Седов, К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции / К.Ф.Седов. - М.: Лабиринт, 2004. - С. 237.
первые вербальные проявления младенца, предвосхищает начало формирования у ребенка языковой структуры. По мере развития познавательных процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления) происходит овладение все новыми жанрами.
На жанровый репертуар ребенка влияет расширение его социального опыта. Уже в дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать статусно-ролевую природу общения и нормативность применения тех или иных жанров в непосредственных контактах с людьми. Кроме того, в процессе игры - ведущей деятельности ребенка - инсценируются типичные коммуникативные ситуации и исполняются различные речевые роли, иными словами, дети как бы «пробуют на вкус разные внутрижанровые стратегии и тактики речевого поведения»2. Применительно к нашему исследованию это замечание позволяет нам предположить, что работа в редакции самодеятельной газеты является разновидностью сюжетно-ролевой игры, продолжением освоения жанров персонального и институционального дискурса, а следовательно, способствует росту коммуникативной компетенции юнкоров.
По мере эволюции индивида происходит и жанровая эволюция. Стремление решать мировоззренческие проблемы, возникающие перед юной личностью в процессе взросления, приводит ее к состоянию внутреннего диалога, что, в свою очередь, способствует совершенствованию речевых умений и расширению жанрового диапазона. Причем успех разрешения этой задачи зависит как от условий, в которых проходит становление молодого человека, так и от собственных усилий носителя языка.
На дальнейших этапах развития ребенка происходит освоение вторичных (письменных) речевых жанров. И здесь особую роль играет устная речевая традиция, устное народное творчество. Исследователи детского фольклора считают, что овладение устной художественной речью позволяет детям освоить не только первые отточенные образцы оформления мысли в слово, но и создает почву для свободного использования фольклорных жанровых форм в письменной речи . Единая классификация жанров в детской фольклористике еще не выработана. Существует также мнение, что «для детского фольклора как синкретичной духовной культуры сообщества (группы, коллектива) характерны две разнонаправленные тенденции: традиционность, обусловленная универсальностью психических констант детского возраста, и необычайная динамика как следствие особой восприимчивости детей к социально-историческим, культурным переменам. Изменчивый, подвижный вербальный текст сопровождает устойчивые, повторяющиеся ситуации. В соответствии с этим категория жанра применительно к детскому фольклору... мало продуктивна»4. Нам представляется это утверждение достаточно спорным, поскольку тексты детского фольклора, воплощающие определенную задачу, имеют определенную структуру и композицию. А динамика их смены свидетельствует как о росте самосознания ребенка, так и о преемственности форм.
Большое влияние на формирование системы взглядов на мир и освоение нового жанрового репертуара, в особенности вторичных речевых жанров, оказывает знакомство ребенка с литературным художественным творчеством. Круг детского чтения школьника, как правило, ориентирован на школьную учебную программу, которая и определяет его кругозор, способствует формированию мировоззрения и мировосприятия.
В истории отечественной литературы и журналистики круг детского чтения, по меньшей мере дважды кардинально менялся. Так, Октябрьский переворот стал водоразделом между дореволюционной и советской детской литературой и публицистикой. По идеологическим и эстетическим мотивам было отвергнуто практически все, до этого написанное для детей. По инициативе социологов-
2 Седов, К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции / К.Ф.Седов. - М.: Лабиринт, 2004. - С. 241.
3 Никифорова, С.А. Жанры устной и письменной речи учащихся и литературное развитие школьников 5-6 классов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Светлана Алексеевна Никифорова. - СПб., 2002. - 190 с.
4 Чередникова, М.П. Парадоксальная логика детского фольклора и проблема внутреннего диалога / М.П. Чередникова // Традиционная культура и мир детей. - Ульяновск, 1998. - С. 62-68.
вульгаризаторов из детских библиотек изымались даже произведения классической литературы. Не менее глобальные перемены произошли в России на рубеже XX-XXI веков, что во многом определило культурный и социальный контекст детского чтения, привело к неоднозначным изменениям структуры издательского бизнеса детско-юношеской периодики. Сегодня ведущим критерием оценки качества книжной продукции для детей стало понятие «коммерческий успех», а не ее идейная, художественная и воспитательная ценность.
Анализ литературы, предназначенной для детского чтения, с точки зрения формы и объема, демонстрирует постепенный переход от стихотворных форм к прозаическим, от малых - к крупным формам. Обусловлено это, по всей видимости, повышенной чувствительностью детей к поэтике и ритмике слова, а также переходом от фрагментарного восприятия отдельных предметов и явлений к раскрытию более глубоких отношений и связей между ними. А поскольку парадокс детского сознания заключается в том, что детям доступна логика небылиц, поэзия абсурда и фантастики, то первыми детскими произведениями становятся сказки и только потом произведения, создающие реалистичную картину мира. Подтверждение тому - результаты исследования 2012 года по выявлению читательских предпочтений, проведенного Российской государственной детской библиотекой совместно с кафедрой филологического образования Московского института. Большинство учащихся, принявших участие в опросе, предпочитают фантастику (56%), приключения (50%), юмор (44%) и фэнтези (38%). Стихи выбрали 15% опрошенных, русскую классику - 14%5.
Читательские и литературно-творческие способности очень тесно между собой взаимосвязаны (М.А. Глоба-Михайленко, Л.Г. Жабицкая, Н.Д. Молдовская). В динамически иерархической системе литературных способностей общими компонентами являются развитое воображение, способность к эмпатии, перевоплощению, эстетической оценке литературного произведения и т.д. В читательской и литературно-творческой деятельности эти качества получают собственное развитие. К примеру, воображение у читателя принимает воссоздающую форму, а у писателя - литературно-творческую, эстетическая оценка произведения у читателя сводится к умению постигать обобщающий смысл художественных образов, а у писателя развивается наглядно-образное мышление. Вот поэтому наравне с чтением учебная общеобразовательная программа русского языка и литературы предусматривает написание школьных сочинений, которые, конечно же, не могут быть приравнены к произведениям искусства, но тем не менее являются словесным творчеством и имеют свою жанровую систему.
По мнению педагогов, приучение школьников к самостоятельности в выражении своих мыслей и чувств - более перспективный путь в преподавании словесности по сравнению с отработкой навыков делового письма и риторического изъявления чувств на заданную учителем тему. В этом случае письменные задания перестают быть формальными, ученик начинает испытывать потребность «писать для души, для себя, чтобы передавать свои мысли и переживания» (М.А. Рыбникова)6.
Сама же система жанров школьных сочинений должна представлять собой баланс между особенностями развития личности ребенка и особенностями литературного материала. Иными словами, дифференциация жанров происходит по мере усложнения формы и содержания, при этом каждый новый жанр, изучаемый по школьной программе, должен все более активно привлекать жизненный, биографический, интеллектуальный и культурный опыт ребенка.
С.А. Никифорова отмечает, что наличие грамматических ошибок в письменных
5 Подростки и чтение книг (статистика). Московские подростки не бросили читать ради Интернета [Электронный ресурс] // Pro-Books.ru - Книжный бизнес. - Режим доступа: Шр://ЫЫ^ека^а. Ырgspot.ru/2012/1 Шog-post 29.html
6 Рыбникова, М.А. Избранные труды / М.А. Рыбникова. - М.: Изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1958. - С. 401.
работах учащихся свидетельствует об активном мыслительном процессе, «чувство и грамматика буквально бьются в тексте»7. Значительное сокращение речевых «ляпов» и «неправильностей», а также сознательное преобразование жанровой формы сигнализирует преподавателю о том, что мысль получила свое воплощение, ученик овладел данным жанром и готов перейти на следующий уровень - к изучению нового или к выполнению более сложного вида работы. Для подрастающего поколения словесное творчество является результатом и одновременно условием для дальнейшего развития творческих способностей.
Как известно, принцип подражания (мимесис) в искусстве и обучении является ключевым, поэтому нет ничего удивительного, что в процессе знакомства с лучшими образцами литературно-художественного творчества у ребенка возникает желание повторить опыт старших. К примеру, в начале ХХ века в альманахах частым явлением был святочный рассказ, именно этот жанр мы встречаем в ученических сборниках и журналах тех лет8. Как подражание поэтам Серебряного века можно расценить увлечение молодежи эпохи модернизма сочинительством стихов. По этому поводу О.Э. Мандельштам писал: «В России юношеское сочинение стихов настолько распространено, что о нем следовало бы говорить как об огромном общественном явлении и изучать его как всякое массовое, хотя бы и бесполезное, но имеющее глубокие культурные и физиологические причины производство»9. Таким образом, подражание здесь выступает как механизм присвоения литературных способностей читаемых авторов.
Воспроизводя опыт старшего поколения, учась у него, дети не дословно копируют, а создают нечто свое. Исследователи детского фольклора утверждают, что появившиеся во второй половине ХХ века «садистские стишки» восходят своими корнями к поэзии ОБЭРИУтов, а «страшные истории» - к готическим рассказам и романам (С.М. Лойтер, Е.М. Нейолова, С.А. Никифорова). Происходит не только сохранение и преемственность культуры взрослых, но и создается новая, отличная от предыдущей, «культурная» продукция. Кроме того, попытка выражения собственной мысли, собственного творчества, осмысление пережитого опыта свидетельствует о росте самосознания ребенка, о формировании творческой личности.
К сожалению, тенденция последних лет такова, что в России взрослые и дети читают все меньше и меньше. По данным международного исследования PISA, по качеству чтения и пониманию текста старшеклассниками Россия в 2011 году среди 65 стран заняла 41-е место, хотя недавно еще была на 27-м. А на фоне статистических данных, свидетельствующих, что в 1970-е годы регулярно детям читали во многих семьях (80%), а сегодня только в некоторых (7%), становится понятно, почему подавляющее большинство российских подростков не читают и не понимают смысла прочитанного текста. Более или менее применить содержание прочитанного к знакомой жизненной ситуации могут 72% подростков, из них только 14% готовы с помощью текстов обучаться самостоятельно10.
Помимо этого, снижается уровень и качество читаемого контента. По данным опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» весной 2007 года, «среди много читающих россиян спросом пользуется художественная литература (59%), за которой идет легкое чтение на повседневные темы (мода, кулинария, обустройство быта, здоровый образ жизни и пр.) - 43% опрошенных. Кроме того, россияне читают литературу по специальности (35%), справочную и учебную литературу (28%), публикации на
7 Никифорова, С.А. Жанры устной и письменной речи учащихся и литературное развитие школьников 5-6 классов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Светлана Алексеевна Никифорова. - СПб., 2002. - С. 111.
8 Балашова, Ю.Б. Школьная журналистика начала 20 века как форма социально-культурной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Юлия Борисовна Балашова. - СПб., 2006. - 197 с.
9 Мандельштам, О.Э. Слово и культура: статьи / О.Э. Мандельштам. - М.: Советский писатель, 1987. -С. 214.
10 Ивойлова, И. Перезагрузить Чехова: Почему после 5-го класса у российских школьников пропадает интерес к чтению? [Электронный ресурс] / И. Ивойлова. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/02/14/chtenie.html/
общественно-политические и экономические темы (27%), научно-популярные тексты (21%). Каждый десятый (10%) среди много читающих упомянул публикации на религиозную тему. Mало читающие граждане России больше интересуются легким чтением на повседневные темы (37%), а лишь потом художественной литературой (29%), литературой по специальности (21%); публикациями, связанными с различными хобби (18%); публикациями на общественно-политические и экономические темы (16%); учебной и справочной литературой (14%), научно-популярными текстами (10%) и религиозными (5%)»11. Все это уже не замедлило сказаться на уровне самосознания и детей, и взрослых, получило воплощение в речевых жанрах носителей языка.
Неоднозначным было отношение отечественных педагогов, журналистов, писателей
и критиков прошлых лет к включению в круг детского чтения периодического издания. И
если сегодня уже нет сомнений, что «средства массовой информации занимают важное
место в системе факторов, оказывающих существенное влияние на социализацию и
инкультурацию детей и юношества, на повышение интеллектуального, культурного
12
уровня, формирование эстетического вкуса, духовно-нравственных идеалов» , то в XIX веке по этому поводу велись ожесточенные споры.
Противники детской периодики утверждали, что, «читая постоянно или только одни коротенькие статьи, или статьи, разбитые на отрывочные части, маленький читатель не может
13
привыкнуть к последовательному чтению целых сочинений» (Н.Ф. Толль) . Также они ошибочно полагали, что подрастающее поколение не только не знает современности и не интересуется ею, но его следует как можно дольше ограждать от неприглядных фактов действительности.
Сторонники детской публицистики справедливо замечали, что преимущество детской периодики перед книгой заключается в том, что она дает новое, разнообразное и регулярное чтение. Печатные издания позволяют систематически руководить читаемым материалом, что в целом создает эффект последовательности, логичности, повторяемости. Если с детства привыкнуть к такому чтению, выработается система, вкус, соответствующие привычки и потребности, сформируется гражданская позиция. Более того, приобретенная еще в детстве привычка к чтению периодики вероятнее всего сохранится и в старшем возрасте. Это подтверждают и современные исследования, и маркетинговые отчеты. Так, на конференции Газетной ассоциации Америки 2001 года «Рожденный читать» было отмечено, что если газеты «сохранили своих читателей, значит, захватили их еще до того, как им исполнилось 30 лет». Американский исследователь Media Management Centre Mайкл Смит полагает, что привычка читать газеты вырабатывается к 18 годам14.
С течением времени в изданиях, предназначенных для подрастающего поколения, происходит расширение тематического и жанрового диапазонов. Причем некоторые жанры напрямую заимствованы из взрослой журналистики, другие же присущи только детским и юношеским изданиям. К примеру, в 30-х годах в пионерской печати жанровая палитра была представлена следующими жанрами: юнкоровская заметка, малый очерк, художественная публицистика, писательское эссе, диалог взрослого и подростка, стихи, художественная проза, призывы, плакаты, рифмованные речевки и даже фельетон.
В этот же период зарождается новый жанр детской журналистки - художественная
11 Легкая статистика о грамотности, о чтении и библиотеках [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. soothsaeyer. livej ournal. com/41612.html/
12 Захарович, И.С. Отечественные средства массовой информации для детей: учебное пособие / И.С.Захарович, Ю.А.Головин, О.Е.Коханая. - М.: МГУКИ, 2011. - C. 133. Толль, Н.Ф. Опыт библиографии современной отечественной литературы / Н.Ф.Толль. - СПб., 1862. - C. 133.
13 Толль, Н.Ф. Опыт библиографии современной отечественной литературы / Н.Ф.Толль. - СПб., 1862. -C. 256.
14 Новый отчет о газетных стратегиях. Всемирная газетная ассоциация (WAN) «Формируя будущее газет» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-160422.html
журнальная иллюстрация для детей, который активно разрабатывался художниками журналов «ЧИЖ» и «ЕЖ»: Б. Антоновским, Б. Малаховским, Н. Радловым, Е. Чарушиным, В.Курдовым, В. Конашевичем, Ю. Васнецовым, А. Пахомовым, В. Лебедевым, Н. Тырсой, Б. Семеновым, А. Порет,
В. Ермолаевым, Н. Лапшиным, П. Соколовым, Л. Юдиным, Е. Сафоновым, В. Стерлиговым и многими другими. Позже, в годы Великой Отечественной войны, характерным жанром детской прессы становится документальное письмо. Сотни ребят пытались через СМИ найти своих родных и близких и направляли в редакцию письма. Кроме того, на страницах газет для детей и юношества публикуются многочисленные рассказы, воспоминания, выступления участников и очевидцев войны15.
Принципиальный для нашей работы тезис о том, что подражание - один из механизмов присвоения творческих способностей, подтверждается и тем обстоятельством, что аналогичные жанры в эти же периоды времени мы встречаем и в самодеятельной прессе. Начинающие журналисты также обозначают свою готовность исполнять наравне с взрослыми и посредством письменной коммуникации различные социодискурсивные роли. Наличие медиажанров в обиходе юнкоров свидетельствует, во-первых, о популярности этих жанровых форм, во-вторых, о восприятии повседневной жизни сквозь призму жанра и, наконец, о взаимопроникновении двух миров - детского и взрослого.
Как отмечалось выше, социогенез оказывает большое влияние на жанровый репертуар ребенка. Первые годы жизни его социальным окружением является преимущественно семья, поэтому становление речевой личности происходит под воздействием и в рамках речевой культуры и жанровой компетенции родителей и близких родственников. Усвоенные до семи лет первичные речевые жанры, коммуникативные навыки и языковые нормы определяют дальнейший облик языковой личности.
Для школьника семья постепенно утрачивает свое доминирующее положение, на первый план выходит школа, двор, центры дополнительного образования. Достаточно скромный социальный и коммуникативный опыт дошкольника существенно расширяется. «Официально-учебная и неофициально-дружеская коммуникация становятся источником прецедентных текстов, наполняющих цитатный резервуар сознания школьника (субкультуру), - отмечает К.Ф. Седов. - Параллельно со стилевой дифференциацией речевого поведения ребенка среднего школьного возраста увеличивается и жанровый диапазон его общения, отражающий расширение кругозора социального взаимодействия»16. Позже на речевое поведение индивида оказывает влияние выбор профессии, кстати говоря, профессиональные особенности речи близких людей юной личностью усваиваются бессознательно и также накладывают отпечаток на ее речевой портрет.
Также отметим, что современные дети растут в абсолютных иных реалиях: в условиях становления нового типа общества. Как показывает практика, век информации оказывает существенное влияние на поведение человека, меняя его привычки и приоритеты. Заметные перемены происходят сегодня в структуре досуга молодежи. Все чаще традиционные способы времяпрепровождения (чтение, игры во дворе, занятия в кружке, секции) заменяет компьютер.
Психологи и педагоги предупреждают, что механизмы восприятия Интернет-текстов значительно отличаются от восприятия традиционных печатных и таят в себе немало опасностей. Так называемое «экранное» чтение, задействовав помимо зрения и другие органы чувств, с одной стороны, способствует более эффективному усвоению информации, а с другой, ведет к снижению вербального уровня мышления и выработке
15 Захарович, И.С. Отечественные средства массовой информации для детей: учебное пособие / И.С. Захарович, Ю.А. Головин, О.Е. Коханая. - М.: МГУКИ, 2011. - 170 с.
16 Седов, К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции / К.Ф.Седов. - М.: Лабиринт, 2004. - С. 283.
установки на автоматическое восприятие .
Включенность в виртуальное пространство, в том числе и членство в социальных сетях, существенно влияет на коммуникативные и речевые навыки современных детей. Веб-среда, специфические коммуникативные цели порождают новые формы и стратегии речевого общения. Подрастающее поколение, будучи активным участником Интернет-коммуникаций, копирует как положительные (доступность межличностного общения, интерактивность, социальная интеграция, возможность быстрого обмена информацией и т.д.), так и негативные «приобретения» такого общения (поверхностность общения, агрессивность поведения), осваивает сетевые жанры (гостевые книги, форумы, чаты, домашние страницы, ЖЖ-журналы, блоги и пр.) и специфические языковые средства (компьютерный жаргон, двуязычность или двуалфавитность письма, использование смайлов и т.п.). По нашему мнению, такая коммуникация может представлять опасность в том случае, когда она вытесняет и/или полностью заменяет подростку традиционное межличностное и публичное общение.
И последнее, руководители журналистских и литературных творческих объединений неоднократно отмечали, что в редакциях (кружках) занимаются ребята из различных социальных слоев, семей с различными стилями воспитания и уровнем социолингвистической компетенции. И если изначально юнкоры, замечая отличия иной культуры от своей собственной, оценивают их как «ненормальные», то в процессе редакционной деятельности ребята переходят от поверхностных оценок к более глубокому и при этом самостоятельному анализу этих особенностей.
Таким образом, черты речевого поведения, заложенные в раннем социогенезе, подростком сознательно трансформируются. Он стремится не только преодолеть недостатки приобретенных речевых традиций, но и создать свой речевой стиль. Разумеется, у ребят, не занимающихся в юнкоровских объединениях, подобные тенденции также проявляются, но, как правило, они носят сугубо индивидуальный характер.
Итак, в ходе исследования нами было установлено, что формирование у ребенка жанровой компетенции происходит в результате сложного, но обусловленного психическими и физиологическими особенностями развития человека процесса. Чем разнообразнее жанровая палитра ребенка, тем избирательнее его коммуникативные стратегии, следовательно, эффективнее сама коммуникация. Овладение медиажанрами помогает не только понимать то, что подрастающему поколению приходится слышать, видеть или читать в СМИ, но и воспроизводить эти модели в собственной письменной и устной речи. Начинающие журналисты за счет тематического и жанрового разнообразия своих изданий создают в сознании своих читателей медиакартину мира, которая максимально приближена к действительности. Таким образом, юнкоры способствуют лучшей ориентации и адаптации своих ровесников в социуме. Кроме того, набор жанров в зависимости от эпохи, социально-политической обстановки в стране и множества других факторов периодически обновляется.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Балашова, Ю.Б. Школьная журналистика начала 20 века как форма социально-культурной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Ю.Б. Балашова. - СПб., 2006. - 197 с.
2. Захарович, И.С. Отечественные средства массовой информации для детей: учебное пособие / И.С. Захарович, Ю.А. Головин, О.Е. Коханая. - М.: МГУКИ, 2011. - 170 с.
3. Иванова, Г.А. Влияние СМИ на чтение детей и работа библиотек / Г.А. Иванова // Библиотечное дело и демократия: тез. докл. и сообщ. науч. конф. ; науч. ред. и авт.
17 Иванова, Г.А. Влияние СМИ на чтение детей и работа библиотек / Г.А. Иванова // Библиотечное дело и демократия: тез. докл. и сообщ. науч. конф.; науч. ред. и авт. предисл. В.В. Скворцов. - М.: Моск. гос. ун-т культуры, 1997. - 218 с.
предисл. В.В. Скворцов. - М.: Моск. гос. ун-т культуры, 1997. - 218 с.
4. Ивойлова, И. Перезагрузить Чехова: Почему после 5-го класса у российских школьников пропадает интерес к чтению? [Электронный ресурс] / И. Ивойлова. - Режим доступа: http://www.rg .ru/2012/02/14/chtenie .html.
5. Легкая статистика о грамотности, о чтении и библиотеках [Электронный ресурс]. - Режим доступа: soothsaeyer.livejournal.com/41612.html.
6. Мандельштам, О.Э. Слово и культура: статьи / О.Э.Мандельштам. - М.: Советский писатель, 1987. - 320 с.
7. Никифорова, С.А. Жанры устной и письменной речи учащихся и литературное развитие школьников 5-6 классов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Светлана Алексеевна Никифорова. - СПб., 2002. - 190 с.
8. Новый отчет о газетных стратегиях. Всемирная газетная ассоциация (WAN) «Формируя будущее газет» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/ index-160422.html
9. Подростки и чтение книг (статистика). Московские подростки не бросили читать ради Интернета [Электронный ресурс] // Pro-Books.ru - Книжный бизнес. - Режим доступа:
http://bibliotekarsha.blogspot.ru/2012/11/blog-post_29.html.
10. Рыбникова, М.А. Избранные труды / М.А.Рыбникова. - М.: Изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1958. - 612 с.
11. Седов, К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции / К.Ф.Седов. - М.: Лабиринт, 2004. - 320 с.
12. Толль, Н.Ф. Опыт библиографии современной отечественной литературы / Н.Ф.Толль. - СПб., 1862. - 258 с.
13. Чередникова, М.П. Парадоксальная логика детского фольклора и проблема внутреннего диалога / М.П.Чередникова // Традиционная культура и мир детей. -Ульяновск, 1998. - С. 62-68.