DOI: 10.15643/libartrus-2016.4.9
Конференция «Проблемы онтолингвистики - 2016». 23-26 марта 2016 года. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург
© Т. А. Круглякова
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Россия, 191186 Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48.
Em ail: [email protected]
23-26 марта 2016 года на базе РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург) прошла очередная конференция «Проблемы онтолингвистики - 2016». Конференцию открыли доклады, посвященные месту онтолингвистики среди других научных дисциплин и истории ее изучения в России, ряд докладов был посвящен вопросам овладения словарным составом языка и организации ментального лексикона ребенка в ситуации одно- и многоязычия. Значительное внимание в рамках конференции было уделено проблемам формирования морфологического компонента языковой системы, жанровых и языковых особенностей прозаического творчества младших подростков, вопросам восприятия речевого сообщения, становлению текстовой компетенции ребенка и многим другим. Ниже помещен подробный отчет о конференции.
Ключевые слова: онтолингвистика, социопсихолингвистика, Санкт-Петербургская школа онтолнгвистики, детская речь, билингвы, инофоны.
Конференции по детской речи проводятся в Ленинграде с 1987 года, а несколько лет спустя после образования в 1991 году в РГПУ им. А. И. Герцена кафедры детской речи - первого в России коллектива исследователей феномена освоения языка ребенком - они стали ежегодными. В 1980-90-е гг. в педагогическом вузе в Ленинграде-Петербурге собирался узкий круг единомышленников, среди которых были и лингвисты, и логопеды, и методисты по развитию речи, старавшиеся выработать общий язык, с помощью которого можно было бы размышлять о феномене языкового развития ребенка. Дискуссии, проходившие в залах заседаний и кулуарах, давали толчок к развитию новых исследований, благодаря которым возникла и развивается Санкт-Петербургская школа онтолнгвистики. В Санкт-Петербург многие годы приезжают представители Воронежской психолингвистической ассоциации, Екатеринбургской лингвистической школы, Пермской социопсихолингвистической школы, ученые из разных городов России, Европы, Азии, США. Пути развития и становления онтолингвистики как науки можно проследить, читая материалы конференций, ежегодно издаваемые лабораторией детской речи (книги с названием «Проблемы онтолингвистики» выходят с 1999 г, см. издания последних лет [2-7]).
Возможности, которые предоставляет исследователю языка и речи «отрицательный языковой материал» (Л. В. Щерба), в том числе материал детской речи, безграничны, что позволило В. Б. Касевичу на конференции 2009 года назвать онтолингвистику центральным разделом языкознания [1, с. 39]. Интерес к детской речи постоянно возрастает: были защищены многочисленные кандидатские и докторские диссертации, написаны монографии, разрабатывались и успешно внедрялись в практику вузовского преподавания учебные дисциплины,
проливающие свет на проблемы овладения русским языком как первым и как вторым. Сегодня специалисты уже знают много о развитии речи русскоязычного ребенка - становлении его грамматической системы, путях овладения синтаксическими конструкциями, организации и темпах роста словаря, развитии фонематического слуха и становлении артикуляторных навыков, освоении чтении и письма. Психологи и лингвисты изучают способность детей к пониманию речи, освещают становление коммуникации на самых ранних, еще довербальных, этапах развития ребенка, исследуют особенности ранних детских монологов и диалогов, развитие текстовой и читательской компетенции ребенка. Многое известно и о тех специфических трудностях, с которыми сталкиваются дети, с рождения осваивающие два или несколько языков (билингвы), и те, кто, не будучи носителем русского языка, в силу разных причин оказался за партой в русскоязычной школе (инофоны). Полученное знание позволяет разрабатывать методики развития речи в детском саду и школе, строить программы помощи детям с особыми потребностями в обучении, создавать учебные материалы для билингвов и инофо-нов, осваивающих русский язык. Но чем больше становится известно о детской речи, тем больше возникает перспектив научного и практического поиска. И поэтому ежегодно растет число участников конференций по лингвистике детской речи и расширяется круг рассматриваемых проблем.
В конференции «Проблемы онтолингвистики - 2016» приняли участие лингвисты, психологи, преподаватели русского языка, специалисты в области детского чтения из Беларуси, Болгарии, Германии, Казахстана, Латвии, Литвы, Нидерландов, Польши, США, Украины, Финляндии, Чехии, Швеции, различных научных центров и университетов России от Череповца до Владивостока. Представленные на конференции доклады сделаны на базе анализа речи русскоговорящих детей, детей, осваивающих английский, болгарский, латышский, немецкий языки, а также русско-азербайджанских, русско-казахских, русско-немецких, русско-финских, русско-голландских, русско-якутских билингвов. Материалом для исследования послужили не только традиционно используемые данные о развитии речи дошкольников, но и записи устной и письменной речи младших школьников, подростков, студентов, сведения о вокально-речевом взаимодействии взрослых и детей первого года жизни. Участники конференции приняли участие в обсуждении 80 докладов и работе двух круглых столов.
Конференцию открыли доклады, посвященные месту онтолингвистики среди других научных дисциплин и истории ее изучения в России. Д. фил. н., д. псих. н. И. М. Румянцева (Москва) отметила важную роль исследований детской речи не только для лингвистики, но и для целого ряда смежных наук таких, как психология и методика преподавания иностранного языка. По мнению исследовательницы, сведения о развитии индивидуальных языковых систем детей-билингвов могут пролить свет на историческое развитие языков, например, на процессы адаптации иноязычных заимствований. Доклад д. фил. н. Г. Р. Добровой (Санкт-Петербург) был посвящен определению границ онтолингвистики как науки и ее связям с теоретическим языкознанием, русистикой, психолингвистикой, социолингвистическими исследованиями. Д. фил. н. С. А. Крылов (Москва) рассмотрел онтогенетическую последовательность появления и формирования языковых единиц и их роль в системе понятий общей лингвистики. В докладе к. фил. н. Т. В. Базжиной (Москва) традиционные границы онтолингвистиче-ских исследований оказались раздвинутыми: языковое развитие не прекращается в детском
возрасте, и изучение речи представителей молодого и старшего поколений в ее динамике позволило исследовательнице поставить социально острую проблему полуязычия «почти компетентных» носителей языка.
В 2016 году отмечается 120-я годовщина со дня рождения выдающегося психолога, автора всемирно известных работ по когнитивному развитию ребенка Л. С. Выготского. Развитию идей ученого в современной западной психологии был посвящен доклад д. псих. н. Е. И. Исениной (Иваново). Творческому наследию другого выдающегося психолога - И. А. Сикорского, имя которого было несправедливо забыто из-за его общественной деятельности, подвергшейся критике со стороны социал-демократов, был посвящен доклад д. фил. н. Е. В. Чмелевой (Смоленск). Д. фил. н. С. Н. Цейтлин (Санкт-Петербург) говорила о вопросах, которые ставит перед исследователями замечательная книга К. И. Чуковского «От двух до пяти»: почему детские отклонения от нормы можно назвать ошибками лишь в кавычках, почему эти отклонения совпадают у разных детей и со временем исчезают даже в тех случаях, когда взрослые не исправляют ребенка, и что дает их исследование лингвистике и психолингвистике.
В поле зрения лингвистов все чаще попадают проблемы отражения языка ребенка на страницах художественной литературы - автобиографической прозы, философской поэзии, книг, обращенных к детям. К описанию уникальных проявлений детского сознания, языка, поведения на примерах творчества Л. Н. Толстого, И. А. Бунина, А. И. Куприна, В. В. Вересаева, М. А. Зощенко обратилась в своем докладе д. фил. н. Е. О. Путилова (Санкт-Петербург). Специфику текстов, обращенных к детям, рассматривали к. фил. н. О. В. Астафьева (Санкт-Петербург), которая проанализировала язык мультипликационных фильмов, снятых по мотивам повести В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», и к. фил. н. В. С. Зубарева, проследившая, каким образом подавался образ инородца на страницах журнала «Юный читатель» более ста лет назад.
Много докладов было посвящено вопросам овладения словарным составом языка и организации ментального лексикона ребенка в ситуации одно- и многоязычия. В докладе к. фил. н. М. Б. Елисеевой (Санкт-Петербург) обсуждался феномен «лексического взрыва» - возможного периода раннего речевого онтогенеза, в течение которого в речи ребенка может ежедневно появляться более 15 слов. Доклад ph. d. А. Вулане (Рига, Латвия) был посвящен терминам родства, в первую очередь наименованиям бабушки, в речи латышского ребенка раннего возраста и его окружения - рассмотрению лингвистической, социальной, коммуникативной информации, стоящей за ними. Д. фил. н. А. Р. Попова (Орел) рассмотрела специфику переносного словоупотребления в речи ребенка раннего возраста, в ходе которого создается спонтанная образность, отвечающая сиюминутной номинативной задаче. Д. фил. н. В. К. Харченко (Белгород) на основе анализа многолетних дневниковых наблюдений за речью двух братьев продемонстрировала своеобразие детского языка интероцепции (внутрителесных ощущений), исследование которого может стать как необходимым помощником для диагностики состояния детского организма, так и важным средством исследования национального своеобразия вербализации ощущений тела. В докладе д. пед. н. Ю. О. Филатовой и М. С. Борисовой (Москва) были представлены результаты эксперимента, направленного на исследование функционирования номинативной лексики у детей с общим недоразвитием речи. Д. фил. н. А. П. Сдобнова (Саратов) рассмотрела становление индивидуальной ассоциативно-вербальной сети подростка в возрасте от 11 до 17 лет, проследив расширение семантики осваиваемых
лексических единиц, рост ассоциативно-вербальных связей единиц ядра лексикона и околоядерной зоны и кристаллизацию ядра лексикона. К. фил. Н. С. М. Евграфова (Москва) поделилась данными эксперимента, в ходе которого проверялось, на что опираются студенты гуманитарного вуза, толкуя значение слов в ходе чтения научного текста. Исследовательница отметила существенные расхождения в овладении сложными синтаксическими конструкциями, жанрово-композиционными формами устной и письменной речи, особенности в формировании словообразовательных механизмов.
Д. фил. н. Т. И. Доценко и к. фил. н. Д. В. Пересторонина (Пермь) в ходе исследования организации иноязычного ментального лексикона дошкольников, осваивающих английский язык, показали, единицы каких лексико-семантических групп чаще всего актуализируются в процессе игры. Д. И. Рунов (Санкт-Петербург) предложил новый подход к обучению иноязычной лексике, основанный на способности сознания фиксировать в процессе запоминания статистические параметры информации. В докладе А. В. Пивень (Санкт-Петербург) рассматривались стратегии номинации, к которым прибегают якутско-русские билингвы в ситуации лингвистического эксперимента в том случае, когда им незнакома ни требуемая лексическая единица, ни словообразовательная модель, которой можно было бы воспользоваться.
Проблемам детского словообразования были посвящены доклады И. Е. Саблиной (Вологда), представившей модель словаря детских словообразовательных инноваций, и д. фил. н. Е. В. Огольцевой (Москва), исследовавшей квазисловотворчество учеников 5-6 классов по материалам ассоциативных экспериментов. В докладе Е. В. Огольцевой отмечалось, что привлечение к системному описанию образного потенциала русской производной лексики материала лингвистического эксперимента с детьми поможет раскрыть деривационные потенции словообразовательных моделей русского языка.
На заседании секции «Формирование морфологического компонента языковой системы» были представлены доклады К. А. Ивановой (Санкт-Петербург), проанализировавшей средства выражения побуждения в речи ребенка и речи, обращенной к ребенку, С. В. Красно-щековой (Санкт-Петербург), осветившей этапы освоения ребенком дейктических местоимений, к. фил. н. Т. А. Кругляковой (Санкт-Петербург), рассказавшей о многочисленных ошибках выбора падежной формы в речи ребенка второго года жизни и о сложности фиксации и интерпретации форм в речи маленьких детей. Тому, как фонетическая яркость окончания существительных влияет на осмысление падежной формы как русскими монолингвами, так и детьми, одновременно осваивающими русский и голландский язык, был посвящен доклад Б. Янссен и ph. d. А. В. Пеетерс-Подгаевской (Амстердам, Нидерланды).
Проблемы, с которыми сталкиваются дети, с рождения говорящие на двух языках, общее и специфическое в ошибках в речи на русском языке у детей-билингвов и детей-моно-лингвов давно находятся в центре внимания онтолингвистики, что отвечает социальным вызовам: в современном мире многоязычие давно стало привычным и необходима серьезная теоретическая платформа, позволяющая диагностировать речевые расстройства у детей-билингвов и разрабатывать программы развития речи на русском языке у детей, для которых русский язык не является родным, и у тех, чьи родители живут за пределами России, но хотят сохранить в семейном общении русский язык. Доклады д. фил. н. Е. Ф. Кирова (Москва) и ph. d. О. В. Ненонен (Тампере, Финляндия) были посвящены формированию фонематического слуха у детей-билингвов и монолингвов: докладчики проследили становление гласных и согласных звуков в речи на русском и финском языках, проанализировали ошибки звукопроизношения,
обсудили вопрос наличия одной или двух фонетических систем в сознании многоязычного ребенка. Д. фил. н. Г. Н. Чиршева (Череповец) на основании наблюдений за речью двух мальчиков, живущих в Череповце и с рождения говорящих на английском языке с отцом, носителем русского языка, проанализировала причины и специфику кодовых переключений в речи маленьких билингвов. Ph. d. Н. Рингблом (Стокгольм, Швеция) привела данные анкетирования родителей двуязычных детей в Швеции, позволяющие ответить на вопрос, какие обстоятельства заставляют родителей отказаться от использования русского языка в семейном общении и почему некоторые дети русскоязычных родителей не хотят говорить по-русски. Доклад к. фил. н. А. Шахмет (Алматы, Казахстан) был посвящен методикам сбора и анализа материала речи многоязычных детей. Д. фил. н. Н. В. Гагарина (Берлин, Германия) в докладе «Нарративы двуязычных детей» рассказала о том, как по умению дошкольников использовать макроструктуры при составлении рассказа по картинкам можно определить, будут ли у этих детей проблемы обучения в школе.
В секции «Становление текстовой компетенции ребенка» представили доклад ph. d. И. Бальчюнинене (Вильнюс, Литва) и д. мед. н. А. Н. Корнева (Санкт-Петербург), рассказавшие о нарушении плавности речевого акта в нарративном дискурсе у детей с первичным недоразвитием речи. Д. фил. н. Ю. П. Князев (Санкт-Петербург) посвятил свой доклад особенностям употребления глаголов несовершенного вида в раннем детском нарративе. По мнению исследователя, говорить о возникновении нарратива можно тогда, когда происходит утрата связи содержания высказывания с ситуацией речи, что влечет за собой возникновение ошибок в использовании видо-временных форм. Об особенностях употребления видо-временных форм в речи школьников говорила к. фил. н. Н. К. Онипенко (Москва). В ее докладе, а также в сообщениях ее учеников Е. Г. Жидковой и Д. С. Курочкиной, построенных на анализе сочинений учеников 4-5 классов, были рассмотрены различные аспекты построения нарратива школьниками: техники референциальной, регистровой и композиционной связности, способы выражения причинно-аргументирующих и временных отношений, средства создания цельности текстов.
Последние годы растет интерес исследователей к наивному литературному творчеству взрослых и детей. В докладах д. фил. н. Л. А. Месеняшиной и Д. С. Савельевой (Челябинск), к. фил. н. А. Ю. Пентиной и д. фил. н. В. Д. Черняк (Санкт-Петербург) рассматривались жанровые и языковые особенности прозаического творчества младших подростков. Способам самопрезентации в альбомах, анкетах, на страницах социальных сетей, преемственности альбомов современных учениц и их прабабушек был посвящен доклад к. фил. н. М. С. Костюхиной (Санкт-Петербург).
Вопросам восприятия речевого сообщения, в том числе произведений художественной литературы, были посвящены доклады к. фил. н. Л. С. Разиной (Смоленск), обратившейся к наследию Н. А. Рубакина, крупнейшего исследователя психологии чтения, Н. Н. Колодиной (Вашингтон, США), исследовавшей, каким образом взаимосвязаны скорость чтения и понимание прочитанного и как хорошая техника чтения влияет на возникновение любви к чтению русских книг у учащихся воскресных русских школ в США. К. пед. н. А. С. Володина (Москва) представила данные эксперимента по заполнению лакун и восприятию деграмматикализованного текста младшими школьниками с нарушенным речевым развитием и предложила типологию детских ошибок в ходе декодирования речевого сообщения. Доклад к. фил. н. Т. А. Ушаковой
(Иваново) был посвящен диффузности - особому способу рецепции стихотворений и песен маленькими детьми, при котором гештальтное восприятие текста предшествует осознанию отдельных его частей.
Значительная часть докладов была посвящена способам передачи эмоциональных состояний и средствам выражения субъективной модальности в детской речи. Д. фил. н. Н. Б. Мечковская (Минск, Беларусь), опираясь на обширный материал от дневниковых записей детской речи и текстов восточнославянского фольклора до родительских реплик на Интернет-форумах, представила относительную хронологию инициативного смеха у дошкольников и описала типы ситуаций, в которых смешат и смеются маленькие дети. Е. В. Галкина (Санкт-Петербург) рассказала о том, чего боится ребенок и какими языковыми средствами он пользуется, описывая собственный испуг и состояние страха у другого. В докладе к. фил. н. К. В. Евграфовой и д. фил. н. П. А. Скрелина (Санкт-Петербург) были проанализированы данные эксперимента по восприятию эмоционально окрашенной речи русскоязычных и немецкоязычных детей носителями русского и немецкого языков.
К. фил. н. И. В. Столярова (Санкт-Петербург) исследовала употребление вводных компонентов ребенком раннего возраста по данным дневниковых наблюдений А. Н. Гвоздева и собственных записей и пришла к выводу о том, что набор вводных слов отличается в речи Жени Гвоздева, детство которого пришлось на 1920-30-е гг., и современного ребенка, что обусловлено не только индивидуальными особенностями детей, но и спецификой времени и социокультурным статусом семьи. Д. фил. н. В. В. Казаковская и д. псих. н. Е. И. Николаева (Санкт-Петербург) предложили взглянуть на вводные слова, которые появляются в речи ребенка на ранних этапах онтогенеза, с точки зрения как языкового, так и психологического развития ребенка. По мнению исследователей, раннее выражение в речи русскоговорящих детей семантического микрополя «неуверенность» имеет не только психологическое, но и культурологическое объяснение.
На заседаниях секции «Становление коммуникативной компетенции ребенка» большой блок докладов был посвящен особенностям поведения довербального ребенка (доклады д. фил. н. Л. О. Чернейко (Москва); к. пед. н. Т. Э. Озеренской (Москва); к. фил. н. Т. В. Кузьминой (Санкт-Петербург); к. фил. н. М. И. Абабковой (Санкт-Петербург), основанные на дневниковых наблюдениях за речью детей и внуков; доклад В. Д. Соколовой и д. б. н. Е. Е. Ляксо (Санкт-Петербург), построенный на материалах экспериментального наблюдения за 17 диадами «мать - ребенок»). Доклад к. фил. н. Т. А. Ушаковой (Иваново) был посвящен развитию жестовой речи при преодолении параутизма у усыновленного годовалого ребенка.
М. С. Юрова (Санкт-Петербург) рассказала о том, какими коммуникативными стратегиями пользуются азербайджанские дети, воспитанники детских садов Петербурга, в условиях языкового дефицита на начальных стадиях овладения русским языком. В докладе А. А. Осипо-вой (Владивосток) рассматривались способы речевого манипулирования в поведении дошкольников, в частности докладчица отметила, что уже в возрасте 2-3 лет дети прибегают к тактике изображения жертвы при невозможности добиться желаемого результата с помощью прямого воздействия на старших.
Онтолингвистика неизбежно занимается не только речью самого ребенка, но и речью его окружения, исследуя роль, которую играет инпут в становлении языковой системы и коммуникативной компетенции ребенка. Особенностям переработки инпута детьми раннего
дошкольного возраста был посвящен доклад к. фил. н. М. А. Еливановой и к. фил. н. В. А. Сему-шиной (Санкт-Петербург). Доклад д. фил. н. М. Д. Воейковой и В. И. Прокофьевой (Санкт-Петербург) был построен на новом для онтолингвистики материале - речи детей из многодетных семей с низким уровнем дохода и образования родителей, и посвящен анализу влияния социально-экономического статуса семьи на процесс освоения языка ребенком. Д. пед. н. Е. Ю. Протасова (Хельсинки, Финляндия), известный исследователь детского двуязычия и организатор двуязычных детских садов, поставила вопрос, что дает для развития речи ребенка семья, а что - детский сад, какими особенностями характеризуется речь воспитателя в детских учреждениях и как должен говорить воспитатель в двуязычном саду, чтобы облегчить ребенку постижение второго языка. В докладе к. фил. н. Т. И. Петровой и к. фил. н. Ю. А. Гунько (Владивосток) обсуждались проблемы зарождения прецедентности в детской речи - особенности вкраплений фольклорных и художественных текстов, факты «примеривания» роли взрослого посредством точного воспроизведения его речевых партий, использование в игре ситуативно-ролевых моделей.
Исследования детской речи имеют большое значение для речевой диагностики и успешной коррекции речи, поэтому конференции по онтолингвистике неизменно привлекают внимание логопедов, медиков, физиологов. Д. псих. н. И. В. Королева (Санкт-Петербург) рассказала о возможностях развития языка и речи, которые предоставляют современные технологии раннего слухопротезирования, и о проблемах реабилитации детей с нарушением слуха, воспитывающихся в билингвальных семьях. Е. В. Шамро и к. б. н. Э. И. Столярова (Санкт-Петербург) представили доклад сотрудников лаборатории психофихзиологии речи НИИ им. И. П. Павлова, посвященный практической работе по формированию коммуникативных навыков у детей с синдромом Дауна, и рассказали о мимике, жестах, вербальных реакциях и других средствах взаимодействия, которые используют такие дети на различных этапах реабилитационного процесса. К. б. н. О. В. Фролова и д. б. н. Е. Е. Ляксо (Санкт-Петербург) представили результаты работы группы изучения детской речи кафедры общей физиологии СПбГУ; целью проведенного исследования являлось выявление особенностей коммуникативного поведения дошкольников, имеющих расстройства аутистического спектра, и детей, воспитывающихся в детском доме. К. пед. н. Н. В. Миккоева (Выборг) на основе проведенного исследования особенностей развития метаязыковых способностей у дошкольников с общим недоразвитием речи разработала методическое пособие «Развивающие игры, включающие проблемные речевые ситуации», которое она представила участникам конференции. Теоретическим основам исследования усвоения традиционного принципа орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи посвятила доклад к. пед. н. И. В. Прищепова (Санкт-Петербург). К. фил. н. О. Б. Сизова (Санкт-Петербург) рассказала о преимуществах логопедической карты как инструмента оценки уровня и стратегии языкового развития ребенка: применение стандартных процедур, используемых логопедами, к лингвистическому исследованию и последующая статистическая обработка данных позволяют, по мнению исследовательницы, преобразовать карту в стандартизированный тест.
Круглый стол «Монологические тексты маленьких детей» вызвал оживленную дискуссию о том, что целесообразно называть текстом, возможно ли говорить о монологических высказываниях в речи маленьких детей, по каким законам строятся «прототексты» - предшественники будущих монологов.
На круглом столе «Методы исследования детской речи: унификация или вариативность» обсуждалась возможность достижения договоренности между исследователями детской речи относительно основных требований к проведению экспериментов и оформлению полученного материала, ведению лонгитюдных наблюдений, способов отражения звучащей речи и морфологического кодирования данных.
Работала постерная секция, на которой были представлены научные работы молодых исследователей - магистрантов, студентов, практикующих учителей и логопедов из Санкт-Петербурга, Москвы, Вологды, Омска.
Конференции по онтолингвистике, ежегодно проходящие в РГПУ им. А. И. Герцена, регулярные семинары, посвященные становлению речи на первом и втором языках, неизменно собирают увлеченных научным поиском единомышленников и всегда открыты для тех, кому не безразлична судьба русского языка в современном мире.
Литература
1. Касевич В. Б. Онтолингвистика как центральный раздел языкознания // Проблемы онтолингвистики -2009: Материалы международной научной конференции. 17-19 июня 2009 г., Санкт-Петербург. СПб.: Златоуст, 2009.
2. Онтолингвистика - наука XXI века: Материалы междунар. конфил. (4-6 мая 2011 г., Санкт-Петербург). СПб.: Златоуст, 2011.
3. Проблемы онтолингвистики - 2009: Материалы международной научной конференции (17-19 июня 2009 г., Санкт-Петербург). СПб.: Златоуст, 2009.
4. Проблемы онтолингвистики - 2012: Материалы международной научной конференции. 24-26 апреля
2012 г., Санкт-Петербург. СПб.: Златоуст, 2012.
5. Проблемы онтолингвистики - 2013: Материалы международной научной конференции 26-28 июня
2013 г., Санкт-Петербург. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2013.
6. Проблемы онтолингвистики - 2014: двуязычие: Материалы международной научной конференции. 35 марта 2014 г., Санкт-Петербург. СПб.: Златоуст, 2015.
7. Проблемы онтолингвистики - 2015: механизмы усвоения языка и становление речевой компетенции: Материалы международной научной конференции. 18-20 мая 2015 г., Санкт-Петербург. СПб.: ИЛИ РАН, 2015.
Поступила в редакцию 09.07.2016 г.
DOI: 10.15643/libartrus-2016.4.9
The Conference "Problems of Ontolinguistics - 2016". 23-26 March 2016. Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg
© T. A. Kruglyakova
Herzen State Pedagogical University of Russia 48 Moika Emb., 191186 Saint Petersburg, Russia.
Em ail: [email protected]
On 23-26 of March 2016, on the basis of Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint-Petersburg) a conference "Problems of Ontolinguistics - 2016" was held. The conference was opened with reports considering the place of ontolinguistics among other scientific disciplines and the history of its study in Russia, a number of reports were devoted to mastering the language vocabulary and to organization of the mental lexicon of the child in conditions of mono- and multilingualism. Considerable attention at the conference was paid to the problems of formation of the morphological component of the language system, genre and linguistic features of prosaic creativity of younger adolescents, perception of verbal communication, the formation of textual competence of the child and many others. The detailed report on the conference is given below.
Keywords: ontolinguistics, sociolinguistics, Saint Petersburg school of ontolinguistics, speech of children, bi-linguals, foreign speech.
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.
Please, cite the article: Kruglyakova T. A. The Conference "Problems of Ontolinguistics - 2016". 23-26 March 2016. Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg // Liberal Arts in Russia. 2016. Vol. 5. No. 4. Pp. 413-421.
References
1. Kasevich V. B. Problemy ontolingvistiki - 2009: Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. 17-19 iyunya 2009 g., Sankt-Peterburg. Saint Petersburg: Zlatoust, 2009.
2. Ontolingvistika - nauka XXI veka: Materialy mezhdunar. konfil. (4-6 maya 2011 g., Sankt-Peterburg). Saint Petersburg: Zlatoust, 2011.
3. Problemy ontolingvistiki - 2009: Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (17-19 iyunya 2009 g., Sankt-Peterburg). Saint Petersburg: Zlatoust, 2009.
4. Problemy ontolingvistiki - 2012: Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. 24-26 aprelya 2012 g., Sankt-Peterburg. Saint Petersburg: Zlatoust, 2012.
5. Problemy ontolingvistiki - 2013: Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii 26-28 iyunya 2013 g., Sankt-Peterburg. Saint Petersburg: RGPU im. A. I. Gertsena, 2013.
6. Problemy ontolingvistiki - 2014: dvuyazychie: Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. 3-5 marta 2014 g., Sankt-Peterburg. Saint Petersburg: Zlatoust, 2015.
7. Problemy ontolingvistiki - 2015: mekhanizmy usvoeniya yazyka i stanovlenie rechevoi kompetentsii: Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. 18-20 maya 2015 g., Sankt-Peterburg. Saint Petersburg: ILI RAN, 2015.
Received 09.07.2016.