Научная статья на тему 'Мечта: «Точка сборки» и «Точка контроля»'

Мечта: «Точка сборки» и «Точка контроля» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
535
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЧТА / "МЯГКИЙ" МИР / "ЖЕСТКИЙ" МИР / "ТОЧКА СБОРКИ" / «ТОЧКА КОНТРОЛЯ» / “SOFT” WORLD / “HARD” WORLD / “ASSEMBLAGE POINT” / “POINT OF CONTROL” / DREAM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Стерледев Роман Константинович, Стерледева Тамара Дмитриевна

В статье рассматривается актуальная проблема структуры внутреннего мира человека на примере мечты. Исследование мечты проводится на основе предлагаемых авторами новых понятий: «жесткий» мир и «мягкий» мир, являющихся характеристиками бытийной пластичности мира. Также вводятся новые характеристики мечты - «точка сборки» и «точка контроля»; анализируются различные варианты их соотношения в «мягком» мире мечты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dream: «assemblage point» and «point of control»1

In the article actual problem of the structure of man’s inner world is regarded at the example of dream. The investigation of dream is carried out on the basis of new concepts offered by the authors: “hard” world and “soft” world, which are the characteristics of world’s plasticity. Also new characteristics of dream are introduced “assemblage point” and “point of control”; different variants of their correlation in the “soft” world of dream are analyzed.

Текст научной работы на тему «Мечта: «Точка сборки» и «Точка контроля»»

УДК 111.12+159.923.2

Р. К. Стерледев, Т. Д. Стерледева

МЕЧТА: «ТОЧКА СБОРКИ» И «ТОЧКА КОНТРОЛЯ»

В статье рассматривается актуальная проблема структуры внутреннего мира человека на примере мечты. Исследование мечты проводится на основе предлагаемых авторами новых понятий: «жесткий» мир и «мягкий» мир, являющихся характеристиками бытийной пластичности мира. Так^ке вводятся новые характеристики мечты - «точка сборки» и «точка контроля»; анализируются различные варианты их соотношения в «мягком» мире мечты.

In the article actual problem of the structure of man's inner world is regarded at the example of dream. The investigation of dream is carried out on the basis of new concepts offered by the authors: "hard" world and "soft" world, which are the characteristics of world's plasticity. Also new characteristics of dream are introduced - "assemblage point" and "point of control"; different variants of their correlation in the "soft" world of dream are analyzed.

Ключевые слова: мечта, «мягкий» мир, «жесткий» мир, «точка сборки», «точка контроля».

Keywords: dream, "soft" world, "hard" world, "assemblage point", "point of control".

Мечта как явление мира человеческого сознания всегда играла в жизни человека большую роль. Но только в начале XXI века в связи с появлением ЭВР началось исследование этого интересного феномена.

Для анализа феномена мечты мы предлагаем методологию, в основе которой лежат понятия «жесткий» мир и «мягкий» мир. «Жесткий» мир - это мир, который сопротивляется желанию человека его изменить. Если человеку что-то и удается изменить в «жестком» мире, то для этого, как правило, требуется приложение сил, времени, а в ряде случаев специальные знания о том, как осуществлять преобразования. К «жесткому» миру относится природа, общество, тело человека и часть его сознания. К «мягкому» миру относится мир человеческой мечты как часть внутреннего мира сознания человека. В этом «мягком» мире мечты человек является демиургом, т. е. может делать все, что он захочет, а также исполнителем, зрителем и критиком. Мир мечты скрыт от людей, и человек не стесняется там быть самим собой.

Для человека всегда существовала проблема реализации мечты. Разные модели реализации мы рассматриваем с позиций «жесткости» и «мягкости» как характеристик бытийной пластичности мира. С этой точки зрения механизм реализации мечты включает в себя следующие элемен-

© Стерледев Р. К., Стерледева Т. Д., 2013

ты: «жесткий» мир, «мягкий» мир, «Я» как элемент сознания, действующий в «жестком» и «мягком» мире и онтологически-экзистенциальную интенциональность, которая существует в двух вариантах, которые могут быть направлены на две «точки» человеческого сознания. Первая «точка» - «точка контроля», вторая «точка» - «точка сборки». «Точка контроля» - это область сознания субъекта, с которой осуществляется контроль субъектом места «привязки» или нахождения своего Я. «Точка контроля» может находиться в «жестком» мире человеческого сознания или в «мягком» мире человеческого сознания. Вторая «точка» - это «точка сборки», то есть место, где осуществляется реализация мечты.

«Точка контроля» включает в себя «контрольный комплекс Я», включающий ответы на вопросы: «где находится Я?», «где находятся базовые стандарты сознания личности?», «где находятся средства для воздействия на объект?», «какие результаты хочет получить человек и где именно: в "жестком" или в "мягком" мире?». Под «базовыми стандартами» мы понимаем систему запретов и предписаний, фактов, концепций, отражающих или закономерности реалий «жесткого» мира, или систему знаний, находящуюся в «мягком» мире сознания данного человека. «Базовые стандарты» по-другому можно назвать экзистенциальной социально-личностной парадигмой человеческого сознания.

Как мы указывали, «точка контроля» может находиться как в области человеческого сознания, отражающей «жесткий» мир и его закономерности, так и в области человеческого сознания, отражающей «мягкий» мир мечты. Здесь возможны несколько вариантов нахождения «точки контроля». Вариант 1: «точка контроля» может находиться в области сознания человека, отражающей «жесткий» мир, например, я - преподаватель кафедры философии, живу в г. Перми и т. д. Даже мечтая, я не меняю свое имя, пол, свою историю, я остаюсь самой собой. В данном случае Я - элемент, принадлежащий области сознания, отражающей «жесткий» мир, и этот мир «держит» меня. Я не хочу терять «жесткий» мир даже в мечте, поскольку он, несмотря на все его недостатки и проблемы, является для меня более реальным, чем «мягкий» мир моей мечты.

Вариант 2: «точка контроля» находится в «мягком» мире сознания моей мечты, где мое «Я» становится в силу этого «мягким». Так, я могу представить себя абсолютно другим человеком. Например, в мечте я могу поменять имя, возраст, пол, историю своей жизни. Я могу представить себя любым историческим или литературным персонажем. Предположим, Петром Первым, потому что так сложилась в данный момент ассоциация в моем сознании. В другом случае

ассоциация может сложиться так, что при просмотре кинофильма «Звездные войны» я могу представить себя гуманоидом иного вида, чем homo sapiens, и даже совсем не гуманоидом. Но при всем этом я остаюсь тем, кто я есть - Стер-ледевой Тамарой Дмитриевной, жительницей г. Перми, доцентом кафедры философии и т. д. Таким образом, мы видим, что в моем «Я» остается «жесткое» ядро, связанное с моей идентичностью, а все остальное - различного рода роли, которые я играю в «мягком» мире мечты, все время помня, кто я есть на самом деле в «жестком» мире. Осознание личностью этой идентичности и отличает норму в поведении человека от психической патологии. Моя «точка контроля» находится в такой области моего сознания, которая отражает «жесткий» мир, о чем бы мне не мечталось. В состоянии сна «точка контроля» смещается в пространство сна, в котором я могу не помнить о реалиях «жесткого» мира. Во сне единственная существующая для меня реальность - это реальность сна. Здесь я могу быть кем угодно и делать что угодно. В какой-то степени это ассоциация «без берегов», но в пределах чувств, воображения, фантазии вида Homo sapiens. Во сне для меня существует только мир сна и я там существую в том варианте, какой создают для меня мои ассоциации.

В 60-х и 70-х гг. XX в. в Европе, Америке и России стало распространяться учение К. Кас-танеды, одним из элементов которого является техника осознанного сновидения, когда человек, находясь в состоянии сновидения, тем не менее сохраняет «точку контроля» в «жестком» мире своего сознания, то есть, находясь в мире сновидения, он понимает, что это сон, сохраняя свою идентичность, связанную со своим существованием в «жестком» мире. Техника создания осознанных сновидений, на первый взгляд, проста. Перед сном человек должен дать себе команду увидеть во сне свои руки. Засыпая, концентрироваться на этом. Увидев же во сне свои руки, вспомнить, что он спит, и осознать этот момент. Почему руки? У большинства людей руки всегда наличествуют. Они всегда находятся явно или неявно в зоне контроля наших глаз. Поэтому во сне чаще всего бросаются нам в глаза именно наши руки. Но это может относиться к любым предметам «жесткого» мира, например кольцу, часам, мобильнику, другому человеку и т. д. В начале XXI в. это увлечение охватило довольно большие группы любителей. Появились даже специальные кружки по интересам, называемые «Хакеры сновидения» [1].

И, наконец, положение «точки контроля» у наркоманов и психобольных. Эта точка находится в «мягком» мире сознания, который принимается этими людьми за единственно возможный

мир, а «жесткий» мир редуцируется или выступает как продолжение «мягкого» мира мечты психобольного. Н. В. Гоголь в своей повести «Записки сумасшедшего» так описывает развитие психической патологии в дневниковых записях психобольного:

«Декабря 3.

Отчего я титулярный советник и с какой стати я титулярный советник? Может быть, я какой-нибудь граф или генерал, а только так кажусь титулярным советником? Может быть, я и сам не знаю, кто я таков. Ведь сколько примеров по истории: какой-нибудь простой, не то уже чтобы дворянин, а просто какой-нибудь мещанин или даже крестьянин, - и вдруг открывается, что он какой-нибудь вельможа, а иногда даже и государь...

Декабря 5.

Я сегодня все утро читал газеты. Странные дела делаются в Испании. Пишут, что престол упразднен. Мне кажется это чрезвычайно странным. Как же может быть престол упразднен?... Да, говорят, нет короля. Государство не может быть без короля. Король есть, да только он где-нибудь находится в неизвестности.

Декабря 8.

Я было уже совсем хотел уйти в департамент. Но разные причины и размышления меня удержали. У меня все не могли выйти из головы испанские дела. Большею частию лежал на кровати и рассуждал о делах Испании.

Год 2000 апреля 43 числа.

Сегодняшний день - есть день величайшего торжества! В Испании есть король. Он отыскался. Этот король я. Именно только сегодня об этом узнал я. Признаюсь, меня как будто молнией осветило. Я не понимаю, как я мог думать и воображать себе, что я титулярный советник. Как могла взойти мне в голову эта сумасбродная мысль? Хорошо, что еще не догадался никто посадить меня тогда в сумасшедший дом. Теперь передо мною все открыто. Теперь я вижу все как на ладони. А прежде, я не понимаю, прежде все было передо мною в каком-то тумане» [2].

«Точка контроля» выполняет две функции. Функция 1 - это функция сохранения человеком своей личностной идентичности. «Точка контроля» «привязывает» человека к «жесткому» миру, «заземляет» его, ориентируя на реалии и перспективы «жесткого» мира. Функция 2 определяет «коридор» мечтания, она не позволяет человеку «уходить» очень далеко в мир мечты и оставаться там надолго, «растворяясь» в нем, теряя тем самым свою «жесткую» идентичность. «Точка контроля», выполняя две свои функции, служит своеобразной защитой от психической патологии. Как известно, некоторые актеры на-

столько входят в роль, что иногда испытывают в результате раздвоение личности. Таким образом, «точка контроля» выполняет своего рода роль личностной парадигмы идентичности человеческого существования. Она сохраняет личностную идентичность и определяет те пределы, до которых человек может безопасно мечтать. Психическая норма отличается именно наличием критики, то есть человек понимает, чем бы он ни занимался в мечте, кем бы он там себя не воображал, он - существо «жесткого» мира и жить должен в «жестком» мире.

«Точка сборки» - это пространство, где осуществляется реализация какого-либо желания, задачи, стоящей перед человеком. Это может быть просто обычное желание, а может быть мечта. «Точка сборки» может находиться в «жестком» мире, то есть может иметь отношение к природе, обществу, самому человеку, например, его телу или той части его сознания, которая отражает реальности «жесткого» мира. Но «точка сборки» может находиться и в «мягком» мире человеческой мечты. В этом случае мы получаем «мягкий» мир сознания в миниатюре, «сцена», на которой «разыгрывается спектакль», или виртуальный «верстак», на котором осуществляется какая-то работа мечтателя. В данном случае «точка сборки» включает в себя в виде элементов явное или неявное видение: 1) мира; 2) «Я» человека; 3) влияние мира на человека; 4) влияние человека на мир. Все эти элементы находятся в потенциальном, неявном состоянии и актуализируются, если в них возникает необходимость. Термин «точка сборки» мы позаимствовали у К. Кастанеды, у которого он означает «место внутри светящегося кокона человека, где происходит сборка восприятия» [3]. Но мы вкладываем в этот термин свое содержание. В науке использование уже имеющихся терминов в ином контексте - обычная практика. Например, в биологии используют понятие «клетка». Но наибольшее число таких заимствований имеется в физике. Например, понятие «лошадиная сила», «странность» как один из зарядов элементарной частицы, «очарованный» кварк и т. д.

Таким образом, «точка сборки» - это либо место в «жестком» мире, где происходит реализация мечты средствами «жесткого» мира, либо место в «мягком» мире человеческого сознания, где происходит виртуальное конструирование образов предмета, явления или ситуации. Рассмотрим это подробнее.

«Точка сборки» в «жестком» мире.

Первое. Деятельность в данном случае имеет линейный характер, то есть события строятся линейно от настоящего к будущему. Второе -она обладает необратимостью, то есть большинство действий часто невозможно изменить: «сде-

ланного не воротишь». Третье - «сборка» идет или по нарастающей (усложнение), или по убывающей (упрощение). «Базовые стандарты» сознания берутся из «жесткого» мира, инструмент берется из «жесткого» мира, результат находится в «жестком» мире. Мы говорим: человек вменяем, если он не допускает путаницы «жесткого» мира с «мягким» миром.

«Точка сборки» в «мягком» мире: 1) деятельность в данном случае имеет нелинейный характер, человек мысленно может возвращаться в прошлое, мысленно «забегать» в будущее; 2) обратимость, то есть одно и то же событие может возвращаться в одну и ту же точку и монтироваться уже в другом варианте; 3) может иметь любой характер построения, как усложнение, так и упрощение; 4) «базовые стандарты» могут браться как из «жесткого», так и из «мягкого» мира; 5) результат может быть любой, даже отличный от того, что человек хотел получить в начале «сборки». Таким образом, «точка сборки» в «мягком» мире сознания личности - это место, в которое проецируется личность самого «сборщика», так как «сборщик» «собирает» не только предметы и т. п., но и самого себя, а также весь мир как некая целостность. То есть сознание человека, его память и многое другое всегда каким-то образом присутствует в «точке сборки».

Как известно, интенциональность - это направленность мысли на определенный объект. В нашей концепции пластичности бытия мы выделяем в человеческом сознании два типа онтологически-экзистенциальной интенциональности. Первый тип - интенциональность субъекта, направленная на ту область человеческого сознания, в которую проецируется «точка контроля». «Точка контроля» может находиться в «жестком» или «мягком» мире человеческого сознания. Второй тип - интенциональность - направлена на объект и связана с реализацией мечты. Объект реализации может находиться в «жестком» мире (природа, общество, человек) или в «мягком» мире человеческого сознания. Оба этих типа взаимосвязаны и образуют систему. Возможны четыре варианта таких систем.

Первый вариант: «точка контроля» находится в «жестком» мире человеческого сознания, а объект преобразования находится в «жестком» мире. Человек преобразует «жесткий» мир средствами «жесткого» мира. Второй вариант: «точка контроля» находится в «жестком» мире человеческого сознания, объект - в «мягком» мире сознания, мире мечты. Я мечтаю. Но мечтая, я ориентируюсь на правила и нормы «жесткого» мира. Третий вариант: «точка контроля» находится в «мягком» мире сознания и в «жестком» мире сознания одновременно, объект находится в «жестком» внешнем мире. Например, преобра-

зование мира в алкогольном опьянении, когда многие ситуации пьяный человек воспринимает неадекватно. Четвертый вариант: «точка контроля» находится в «мягком» мире сознания, объект находится в «мягком» мире сознания. Сюда относится собственно мечтание, сон, наркотическое состояние, шизофрения. Находясь в этих состояниях, человек преобразует свой внутренний мир. Но за основу он берет такие нормы и правила, которые возникают спонтанно в его «мягком» мире сознания.

Разновидности вариантов реализации мечты. Первый вариант: материализация. Это преобразование «жесткого» мира средствами «жесткого» мира в соответствии с идеальными моделями «жесткого» мира человеческого сознания. «Точка контроля» находится в «жестком» мире человеческого сознания, «точка сборки» - в «жестком» мире природы или общества. Например, решение каких-то стандартных жизненных проблем.

Второй - идеализация. Перенос проблемы «жесткого» мира в «мягкий» мир человеческого сознания и там решение проблемы средствами «жесткого» или средствами «мягкого» мира. «Точка сборки» в «мягком» мире, «точка контроля» в «жестком» и «мягком» мире.

Третий - квазиматериализация. Коррекция сознания, когда одна часть сознания не только контролирует другую часть, но и корректирует образ воспринимаемой «жесткой» реальности. Человек понимает, что находится в «жестком» мире, но под влиянием изменения сознания «жесткий» мир также меняется в сознании человека в направлении, желаемом субъектом. Например, состояние опьянения. Житейская мудрость применительно к данной ситуации утверждает: «нет некрасивых женщин, есть мало водки».

Четвертый - квазиидеализация-1. Это сон. «Точка контроля» находится в «мягком» мире сна. Человек забывает, что его тело существует в «жестком» мире природы и общества. «Точка сборки» также находится в «мягком» мире сна, но человек ведет себя в «мягком» мире сна в основном как существо «жесткого» мира, то есть у него сохраняется какая-то критическая оценка событий сна.

Пятый - квазиидеализация-2. Состояние человека в наркотическом трансе. «Точка контроля» в «мягком» мире, «точка сборки» в «мягком» мире. Человек меньше чувствует себя существом «жесткого» мира. Создаваемая им картина мира и себя сумбурна и хаотична.

Шестой - квазиидеализация-3. Шизофрения. «Точка контроля» находится в «мягком» мире, «точка сборки» находится в «жестком» мире, который воспринимается психобольным как продолжение «мягкого» мира. «Точка контроля»

функционирует в искаженном «мягком» мире сознания больного человека.

«Работа» «точки контроля» оценивается по ряду критериев: первый критерий - завершенность - незавершенность, второй - осуществимость - неосуществимость, третий - полнота -неполнота, четвертый - реально - возможно -вероятно. Работа «точки сборки», «собирающей» мечту, оценивается по критериям: полнота - интенсивность. Мы вводим такие характеристики мечты, как полнота и интенсивность. «Полнота» одновременно характеризует и структуру мечты. Полнота мечты включает в себя четыре компонента. Первый компонент - человек, т. е. мечта человека о самом себе. Второй - мир, включающий в себя идеальные представления о природе и обществе. Эти два компонента имеют, помимо всего прочего, статическое измерение, в отличие от следующих двух, обладающих динамическим измерением. Третий компонент - это влияние мира на человека, четвертый - влияние человека на мир. Данная структура свойственна мечте как целому, в ее наиболее полном виде. Когда человек мечтает, то в его мечте присутствует хотя бы один из этих четырех компонентов. Если нет ни одного, то нет и мечты. При отсутствии хотя бы одного элемента мечта может считаться неполной. Второй критерий работы «точки сборки» - интенсивность, которая определяется степенью эмоциональной насыщенности мечты, степенью переживаний человека. Интенсивность характеризуется яркостью, четкостью, устойчивостью образов мечты. Мечта может быть как слабой по своей интенсивности, так и очень сильной. Можно выделить следующие варианты оценки «точки сборки». Первый вариант: полнота маленькая, интенсивность маленькая; второй вариант: полнота маленькая, интенсивность большая; третий вариант: полнота большая, интенсивность маленькая; четвертый вариант: полнота большая, интенсивность большая.

Можно в итоге отметить, что предложенная нами концепция функционирования мечты может быть использована в качестве основы как для построения общей теории человеческого сознания, так и для разработки конкретно-научных методик исследования феномена человеческой мечты.

Примечания

1. Реутов А. Хакеры сновидений. Ч. 1. Искатели духа. СПб.: ИГ «Весь», 2006; Реутов А. Хакеры сновидений. Ч. 2. Грани неведомого. СПб. : ИГ «Весь», 2006.

2. Гоголь Н. В. Записки сумасшедшего // Гоголь Н. В. Соч.: в 2 т. Т. 1. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1962. С. 601.

3. Кастанеда К. Огонь изнутри. Сила безмолвия. М.: ООО Изд-во «София», 2007. С. 115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.