Научная статья на тему 'Мечта как сущностное свойство человека'

Мечта как сущностное свойство человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
6195
550
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЧТА / СВОБОДА / "МЯГКИЙ" МИР / "ЖЕСТКИЙ" МИР / ТИПЫ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ / “SOFT" WORLD / “HARD" WORLD / DREAM / FREEDOM / TYPES OF EXISTENTIAL BEING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Стерледев Роман Константинович, Стерледева Тамара Дмитриевна

В статье рассматривается сущность мечты как способ реализации свободы человека. Исследование мечты как феномена ведется на основе новых понятий «мягкий» мир и «жесткий» мир. Выделяются и анализируются два типа экзистенциального существования человека в зависимости от степени реализации свободы человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DREAM AS AN ESSENTIAL QUALITY OF A HUMAN BEING

The article considers a dream as a way of realization of the personal freedom. The research of the dream as a phenomenon is carried out on the basis of such conceptions as soft and hard worlds. The authors distinguish and study the two types of the human existential being in dependence from the degree of the individual freedom fulfillment.

Текст научной работы на тему «Мечта как сущностное свойство человека»

УДК 100.7

Стерледев Роман Константинович

Sterledev Roman Konstantinovich

доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии и биоэтики Пермской государственной медицинской академии dom-hors@mail.ru

Стерледева Тамара Дмитриевна

D.Phil., Associate Professor, Head of the Philosophy and Bioethics Department, Perm State Medical Academy dom-hors@mail.ru

Sterledeva Tamara Dmitrievna

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и права Пермского национального исследовательского политехнического университета dom-hors@mail.ru

МЕЧТА КАК СУЩНОСТНОЕ СВОЙСТВО ЧЕЛОВЕКА

PhD,

Assistant Professor of the Philosophy and Law Department, Perm National Research Polytechnic University

dom-hors@mail.ru

DREAM AS AN ESSENTIAL QUALITY OF A HUMAN BEING

Аннотация:

В статье рассматривается сущность мечты как способ реализации свободы человека. Исследование мечты как феномена ведется на основе новых понятий «мягкий» мир и «жесткий» мир. Выделяются и анализируются два типа экзистенциального существования человека в зависимости от степени реализации свободы человека.

Ключевые слова:

мечта, свобода, «мягкий» мир, «жесткий» мир, типы экзистенциального существования.

Summary:

The article considers a dream as a way of realization of the personal freedom. The research of the dream as a phenomenon is carried out on the basis of such conceptions as soft and hard worlds. The authors distinguish and study the two types of the human existential being in dependence from the degree of the individual freedom fulfillment.

Keywords:

dream, freedom, “soft" world, “hard" world, types of existential being.

Мечта, на наш взгляд, представляет собой одно из важнейших проявлений свободы человека, в силу чего мечта должна изучаться не только конкретными науками, но и философией. Однако исследований сущности мечты в философской литературе нет. В психологической, педагогической, психиатрической литературе очень мало сколько-нибудь серьезных попыток исследования мечты.

Потребность человека в мечтании, его способность к этому и соответствующее мечтанию эмоциональное состояние мечтателя затрагивает, на наш взгляд, самый фундаментальный уровень сущности человека, а именно, его родовое качество - свободу. Подтверждением этому служит тот факт, что человек мечтает без внешнего насилия. Действительно, человека нельзя заставить мечтать. Это означает то, что мечта по своей природе свободна, а свобода есть один из важнейших атрибутов человека. Следовательно, мечтание есть реализация подлинной сущности человека.

Мечтание можно определить, на наш взгляд, как процесс создания в сознании человека определенных динамических картин существования человека в различных ситуациях, а мечту как единицу этого процесса. Далее, мечтание можно характеризовать как специфическую идеальную деятельность по реализации человеком своих желаний, стремлений, идеалов в специфическом ментальном виртуальном пространстве специфическими ментальными способами. Этот процесс отличается от такой сугубо теоретической деятельности, как, например, математическая, деятельность по конструированию планов.

Специфика человеческого существования в отличие от биологического проявляется в том, что животное находится в узком прагматическом отношении к миру, человек же может отражать весь окружающий его внешний мир и теоретически даже мир как целое. Биологическое существование построено по принципу: индивид - ничто, вид - все, когда каждая отдельная особь не имеет большого значения для вида, главное - это существование вида. Человечество все более начинает понимать специфику своего существования: для человеческого существования важно существование не только вида как целого, но и каждого отдельного индивида как личности, что проявляется в таких понятиях, как гуманизм, толерантность, демократия и т.д. Итак, с одной стороны, человек имеет свой собственный человеческий мир, куда входит все, что попадает в зону его внимания и действия. Но, с другой стороны, каждый человек обладает

- 1B -

атрибутом свободы. Отсюда главный парадокс существования и развития человечества: человек по природе своей существо свободное, но он живет в «жестком» мире несвободы. Чтобы выжить в этих условиях, человек создает в своем сознании свой собственный внутренний мир -мир мечты, в котором он чувствует себя демиургом, творцом, где он максимально свободен.

Важнейшей характеристикой мечты является ее предельная уникальность. Эта уникальность проявляется, во-первых, в том, что мечта есть производная от личности, каждая из которых уникальна. Во-вторых, мечта может быть уникальна постольку, поскольку в некоторых ситуациях она может быть предельно конкретной, то есть может зависеть от самых различных, как важных, так и неважных условий, как внешних, так и внутренних. На этом основании некоторые теоретики относят мечту сугубо к психологии, хотя мечта как родовая характеристика человека должна изучаться также и философией.

Мечты можно определить как ценности, пронизанные индивидуальным складом человека. Мечта - это реализация себя человеком в своем внутреннем мире средствами свободы. Мечта -это форма самореализации человека во внутреннем «мягком» мире его сознания на основе свободы, превышающей количество свободы человека в «жестком» мире природы и общества. С помощью введенных нами понятий «мягкий» мир и «жесткий» мир можно наиболее четко и полно выявить значение и роль мечты для человека и человечества в целом. «Мягкий» мир - это часть внутреннего мира человека, в котором человек выступает как полноправный создатель, демиург, творец. В этом мире человек чувствует себя максимально свободным от любых возможных ограничений. Это - мир мечты. Мы называем его «мягким», поскольку модели, создаваемые этим миром, ничем, кроме желаний самого человека, не ограничены и всегда существуют в том варианте, в котором их создает данный человек. Такой мир создает условия для наиболее полной самореализации и развития каждого человека и поэтому гораздо более соответствует глубинной сущности человека - свободе - и в этом смысле является более человечным, достойным человека по сравнению с «жестким» миром. «Жесткий» мир - мир несвободы или минимально возможной свободы, не позволяющей в большинстве случаев человеку поступать так, как он хочет. «Жесткий» мир включает в себя природу, общество, тело человека и некоторую часть его сознания.

Возможны различные варианты построения моделей человека в аспекте его сущностных свойств. Например, на основе труда, мышления, любви и т.д. В каждом случае модель будет обладать своей спецификой. При этом каждая модель имеет право на существование, поскольку описывает человека с какой-то определенной стороны. В будущем из совокупности таких моделей можно будет создать единую интегральную модель видения человека. Мы же строим нашу концепцию, исходя из определяющего значения такого атрибута человека, как «свобода». Мечта с этой точки зрения - это способ реализации человеком своей свободы в «мягком» мире человеческого сознания.

Диалектика существования человека в том, что он в отличие от животного существует одновременно в двух мирах - «жестком» мире и «мягком» мире. В результате возникает, как мы выше писали, парадокс человеческого существования: свободный человек живет в несвободном «жестком» мире. Чтобы скомпенсировать недостаток свободы в «жестком» мире, человек живет одновременно и в «мягком» мире своей мечты. Таким образом, мечта - это сфера компенсации несвободы «жесткого» мира. Мечта позволяет человеку сохранять свою социальнопсихологическую идентичность как представителя социального уровня организации материи, а также существовать и развиваться в своем собственном «мягком» мире.

Если, живя в обществе, человек обладает одной сущностью, то в мечтах он полисущно-стен. Полисущностность человека - важнейшее качество мечты. В реальной жизни человек вынужден все время контролировать себя, ограничивать в зависимости от требования ситуации. В этом смысле общество формирует сущность человека часто помимо его желания. В то время как в мечте человек сам формирует свою сущность. В мечтах человек может переходить от одной сущности к другой, к третьей, то есть отождествлять себя с самыми различными людьми, и даже предметами и явлениями. Существование в мечте имеет своим атрибутом «существовать полисущностно», то есть отождествлять себя с кем-либо или с чем-либо по своему желанию. Чем более богатый внутренний мир у человека, тем больше у него индекс полисущностности. Дети и творческие личности, например, поэты, артисты, существуют полисущностно, в то время как большинство остальных людей предпочитает моносущностное существование. Почему же дети и творческие личности предпочитают полисущностное существование? Потому что они по различным причинам ведут игроподобную жизнь, они играют в высоком смысле этого слова.

Дети и творческие личности, абстрагируясь в ряде случаев от окружающей жизни в «жестком» мире, создают себе некий образ, с которым себя отождествляют и проецируют этот образ на реальный мир. Например, ребенок полез под стул и представил себя космонавтом, а стул - ракетой. Нечто подобное происходит и с людьми творческих профессий. Человек может

отождествить себя с каким-либо героем, как реальным, так и вымышленным, с элементами природы - с ручьем, ветром и т.д. Б. Пастернак в одном из писем М. Цветаевой писал: «Смерти страшусь только потому, что умру Я, не успев побывать всеми другими» [1, с. 198].

Моносущностный человек, как правило, ориентирован на реальное общество в «жестком» мире. Хотя он может играть в этом обществе различные роли, но все эти роли в пределах пространства различных видов несвободы. И свобода такого человека связана только с выбором количественно и качественно разных видов несвободы. Планируя осуществление какого-либо действия, человек всегда учитывает возможные варианты противодействия «жесткого» мира. Выбирая определенный тип несвободы, человек получает вместе с ней и ее параметры, которые он не может нарушить, не рискуя вызвать санкции со стороны общества. Таким образом, существование в «жестком» мире предполагает моносущностное бытие, где человек живет в мире несвободы, которая навязана ему другими людьми, обществом в целом. Причем существование в «жестком» мире связано с «жестким» типом несвободы по принципу «или делай так, или мы тебя не принимаем».

Существование человека в «мягком» мире мечты - это полисущностный тип бытия. По-лисущностный тип бытия предполагает функционирование в пространстве свободы «мягкого» мира, где человек выбирает себе сам не только типы свободы и ее параметры, но также и типы несвободы и ее параметры. Например, человек может мечтать о создании альпинистского маршрута сверхвысокой сложности. Существование в мире мечты связано с «мягким» типом несвободы, то есть с таким, который может корректировать сам человек по своему желанию.

Мы полагаем, что можно говорить о двух типах экзистенциального существования человека в аспекте свободы. Первый тип экзистенциального существования - существование в «жестком» мире, второй тип - во внутреннем, «мягком» мире мечты. Так, А. Гелен считал, что для человека важен не только наличный жизненный опыт, но и опыт возможного, представимого через фантазию [2, с. 261]. Именно существование в этих двух мирах делает человека устойчивым в жизни. Так, Б. Беттельхейм в работе «Просвещенное сердце» отметил, что в концлагерях быстрее погибали хотя и физически сильные, но духовно более слабые, то есть с бедным духовным миром люди. Физически слабые люди, но с богатым духовным миром были более жизнеспособны [3].

Мечта - сущностное родовое свойство человека, родовая способность и родовая потребность человека, с помощью которой он реализует себя как свободное незавершенное существо. Человек без мечты не полноценен, ибо тогда в нем отсутствуют потребности и способности к свободе. Такой человек - нонсенс, такого человека не может быть. Не только теоретически, но и на практике очевидно, что такой человек не может жить, умирает.

Человек, который не может жить так, как он хочет, не может реализовать свои мечты, рано или поздно теряет себя. Пафос экзистенциального бунта личности против враждебности, негуманности, «абсурда» мира в работах А. Камю, по нашему мнению, есть выражение активного неприятия писателем «жесткого» устройства мира [4]. Мы выдвигаем важную, на наш взгляд, идею, характеризующую природу саморазвития человека. Человек ищет какую-то альтернативу «жесткому» миру, чтобы сохранить свою человеческую сущность. А человеческая сущность по своей природе свободна. Незаменимость мечты как родового свойства кроется в ее способности сохранять человека как свободного и уникального существа.

У человека существуют два варианта отношений с миром: во-первых, мир подстраивать под себя, во-вторых, самому подстраиваться к миру. В обоих случаях есть пределы, переступать которые он не может, не разрушив себя. Когда человек излишне подстраивается к миру, то он начинает терять себя. Г.Д. Торо, разрабатывая учение «о доверии к себе», выступал против рабского повиновения внешнему миру. «Большинство людей ведет безнадежное существование. То, что зовется смирением, на самом деле есть убежденное отчаяние». «Тяжко работать на южного надсмотрщика, еще тяжелее - на северного, но тяжелее всего, когда вы сами себе надсмотрщик» [5, с. 61]. В другом же случае человек сталкивается с сопротивлением мира, с его жесткими пределами, которые он не может преодолеть.

Как правило, человек применяет оба варианта взаимоотношений с миром. Этим объясняется такое выражение: «Нет плохой погоды, есть одежда не по сезону». Это - пример подстра-ивания человека под мир по принципу: «если тебе не нравится что-то, полюби это». Хотя погода может быть неблагоприятна для человека, но он не в состоянии ее изменить - это форма давления мира на человека.

Поэтому, чтобы сохранить свою сущность, человек, во-первых, удваивает внешний мир -природу, во-вторых, общество, в-третьих, самого себя. Но подобное удвоение возможно только в такой реальности, которая является максимально «мягкой», такой, в которой на любое желание человека мир реагирует так, как нужно человеку. Мечта человека - это особым способом объективированный в самом человеке мир. Мечты человека существуют в его сознании, но в опреде-

ленном смысле они от него не зависят. Появившись в человеческом сознании, мечта начинает жить как бы самостоятельной жизнью. Некоторые мечты тихо исчезают, другие же, наоборот, набирают силу, и существование их иногда становится мучительным для человека. Человек проживает в своей мечте особую жизнь. Можно сказать, что в мечте находится его «второй дом».

Чтобы человек был человеком, он должен обладать хоть какой-нибудь сферой, где может

почувствовать себя максимально свободным, и это мир его мечты. Во всех остальных мирах человек чувствует себя ущемленным, его человеческую природу ограничивают помимо его желания. Причем современный человек по мере своего взросления со временем начинает привыкать ограничивать свою свободу. Взрослый человек настолько свыкается со своей несвободой, что уже воспринимает это как естественное состояние и приучает к этому ребенка.

Подводя итог, можно отметить, что именно внутренний мир мечты дает ту экзистенциальную гибкость и устойчивость, которые, в свою очередь, дают ему не только противостоять превратностям мира, но и приспосабливать мир к себе.

Ссылки:

1. Цит. по: Квасова И.И. Философия. М., 2001.

2. Цит. по: Гуревич П.С. Культурология. М., 2001.

3. Беттельхейм Б. Просвещенное сердце // Человек. 1992. № 2-4.

4. Камю А. Бунтующий человек: философия, политика, искусство. М., 1990.

5. Торо Г.Д. Высшие законы. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.