Научная статья на тему 'Мазохизм и его взаимосвязь с ограниченными возможностями здоровья субъекта'

Мазохизм и его взаимосвязь с ограниченными возможностями здоровья субъекта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1134
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
МАЗОХИЗМ / СКРЫТЫЙ МАЗОХИЗМ / СОЗНАНИЕ / БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / ОГРАНИЧЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЗДОРОВЬЯ / ГЛУБИННОЕ ПОЗНАНИЕ / ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / ЭДИПАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / МЕТОД АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ (АСПП) / САМОНАКАЗАНИЕ / САМОРАЗРУШЕНИЕ / РЕГРЕССИЯ / АДАПТАЦИЯ / "ПУСТОТА"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Некрут Татьяна Владимировна

В статье рассмотрена проблема феномена мазохизм с позиций психодинамической теории, представлен метод активного социально-психологического познания, направленный на исследование и выявление предпосылок возникновения деструкций психики субъекта. Особый акцент поставлен на исследовании глубинно-психологических детерминант мазохизма у лиц с ограниченными возможностями здоровья. Обоснована роль эдипальной зависимости в возникновении данного феномена, парадоксальная связь страдания с либидными чувствами. Представлен эмпирический материал глубинного познания психики студентов с ОВЗ авторские рисунки, содержащие намёк на мазохизм. Обоснована гипотеза о том, что мазохизм является формой регрессивного поведения, одной из форм самонаказания и, одновременно парадоксальным способом адаптации. Доказывается идея о существовании «скрытого мазохизма», который проявляется в самоотчуждении, превращении себя в пустоту. Обоснована необходимость глубинной психокоррекции лиц с ОВЗ, как категории наиболее подверженной к проявлению регрессивного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мазохизм и его взаимосвязь с ограниченными возможностями здоровья субъекта»

SCIENCE TIME

МАЗОХИЗМ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СУБЪЕКТА

Некрут Татьяна Владимировна, Крымский федеральный университет Им. В.И. Вернадского, г. Ялта

E-mail: tvbelova999@bk.ru

Аннотация. В статье рассмотрена проблема феномена мазохизм с позиций психодинамической теории, представлен метод активного социально-психологического познания, направленный на исследование и выявление предпосылок возникновения деструкций психики субъекта. Особый акцент поставлен на исследовании глубинно-психологических детерминант мазохизма у лиц с ограниченными возможностями здоровья. Обоснована роль эдипальной зависимости в возникновении данного феномена, парадоксальная связь страдания с либидными чувствами. Представлен эмпирический материал глубинного познания психики студентов с ОВЗ - авторские рисунки, содержащие намёк на мазохизм. Обоснована гипотеза о том, что мазохизм является формой регрессивного поведения, одной из форм самонаказания и, одновременно - парадоксальным способом адаптации. Доказывается идея о существовании «скрытого мазохизма», который проявляется в самоотчуждении, превращении себя в пустоту. Обоснована необходимость глубинной психокоррекции лиц с ОВЗ, как категории наиболее подверженной к проявлению регрессивного поведения.

Ключевые слова: мазохизм, скрытый мазохизм, сознание, бессознательное, ограничения возможностей здоровья, глубинное познание, психодинамическая теория, эдипальная зависимость, метод активного социально-психологического познания (АСПП), самонаказание, саморазрушение, регрессия, адаптация, «пустота».

Нанесение физических (и психических) страданий собственной персоне, вызвано невозможностью реализовать чувственное притяжение, которое и находит выражение в феномене «мазохизм». Для мазохизма характерно доминирование энергии мортидо, которое выявляется в отношении субъекта к самому себе (саморазрушение). Такого рода деструктивная тенденция может

усилить имеющиеся сомато-физиологические заболевания и травмы. Сходную идею высказывал Д. Ранкур-Лаферрьер: «любой поведенческий акт, выраженный в поступках, словах или фантазии, который реализуется через саморазрушение, унижение или неразумное самопожертвование личности, и отрицательно сказывающийся на физическом или психическом состоянии человека является мазохизмом» [15, с.14]. Но сам субъект не осознаёт этого, что означает, что без квалифицированной психологической помощи разорвать «порочный круг» страданий не представляется возможным.

Анализ словарных источников [1, 3-7, 10, 12-14, 16, 18] даёт основания утверждать, что термин мазохизм означает:

а) любой вид враждебности или деструктивного импульса, направленного на себя;

б) половое извращение, при котором сексуальное удовольствие возникает от получения физических или моральных страданий;

в) тип личности, склонной получать удовольствие, испытывая унижения, насилие или мучения;

г) стремление к зависимости от другого.

Феномен мазохизм исследовали такие учёные, как Ф. Александер, Р. Бак, Р. Баумейстер, Э. Берглер, М. Бренман, Ф. Виттельс, Р. Глик, Х. Дойч, А. Кац, П. Каплан, Р. Лёвенштейн, Э. Менакер, Д. Майерс, С. Нахт, Р.С. Немов, Ш. Панкен, Д. Ранкур-Лаферрьер, В. Райх, А.С. Ребер, Т. Рейк, Ш. Ференци, А. Фрейд, З. Фрейда, Э. Фромм, К. Хорни, Д. Шапиро, С. Шпильрейн и др.

Анализ теоретических источников позволяет определить, что мазохизм детерминирован инцестуозной (кровосмесительной) привязанностью к родителям (эдипов комплекс) (З. Фрейд); зависимостью от матери (до и после рождения) Э. Берглер; бессознательной потребностью в наказании, основанной на чувстве вины (А.С. Ребер, З. Фрейд); компромиссным образованием, обеспечивающим устранение детских страхов кастрации (З. Фрейд), переживанием чувства отверженности и заброшенности (З. Фрейд); невозможностью разрешения внутрипсихических конфликтов (Р. Лёвенштейн, К. Хорни); влечением к смерти, к саморазрушению (Д. Ранкур-Лаферрьер, З. Фрейд); чувством неполноценности (Д. Шапиро).

Материал данной статьи построен на исследовании, выполненном в формате психодинамической теории академика НАПН Украины Т.С. Яценко. Исследование проводится со студентами с ограниченными возможностями здоровья и сохранным интеллектом, имеющих ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными сомато-физиологическими заболеваниями или последствиями травм. Отсутствие дефектов психического развития также подтверждается тем, что лица данной категории зачислены и обучаются в высшем учебном заведении Гуманитарно-педагогической академии ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Ялте.

Гуманистический подход является основополагающим в разработке групповой работы по методу АСПП: восприятие и принятие другого таким, какой он есть, отсутствие оценочных суждений (безоценочно сть), черно-белых категорий, искренность и открытость, обращение на «ты» и по имени, равенство позиций участников, общение в параметрах «человек - человек», работа в ситуации «здесь и теперь», спонтанность и непринужденность поведения участников, поощрение активности участников, принципы конфиденциальности, эмпатийности, добровольности и др. Материал, полученный в условиях спонтанности и непринужденности, позволяет приблизиться к внутренней феноменологии субъекта. Таким образом, в группе АСПП складываются условия для познания особенностей внутренней детерминированности поведения, что важно в контексте исследования феномена мазохизм.

Наше исследование проводится в рамках психодинамической теории академика НАПН Украины Т. С. Яценко. Исходя из указанной теории исследование мазохизма ставит акцент на внутренних детерминантах данного феномена, что связано с эдипальным периодом развития субъета. В данный период происходит блокировка либидных потребностей ребёнка в единении с родителями по причине запретов, наказаний, ограничений определёнными нормами и социальными табу. Вытеснение инцестуозных влечений обостряет противоречия между тенденцией «к удовольствию» и «к реальности». Принцип удовольствия и принцип реальности конкурируют между собой, порождая внутреннюю противоречивость психики (внутрипсихический конфликт). Лишь условно можно описать сущность такого противоречия: «Я» не желает следовать принципу реальности (за которым стоит Супер-Эго), создавая этим конфликт между императивом собственных влечений и требованиями социума. Основная нагрузка ложится на «Эго», которое находится между требованиями «Супер-Эго» и «Ид». На помощь приходит психологическая защита, призванная снижать уровень эмоциональной напряжённости и тревоги. Понятие «психологическая защита» впервые ввёл З. Фрейд [17]; что было продолжено его дочерью А. Фрейд. Защита рассматривалась как механизм решения перманентного конфликта между сознанием и бессознательным, между инстинктивными влечениями человека и его стремлением к их удовлетворению, что ограничено социумом. Формирование защитной системы, согласно концепции З. Фрейда, начинается в раннем детстве и модифицируется в течение жизни субъекта [17]. Т.С. Яценко указывает, что «ведущей характеристикой психологических защит является системность и логическая упорядоченность» [19, с.61]. Вся защитная система психики подчинена генеральному механизму «от слабости - к силе». Слабость «Я» обусловливается как отступлениями от реальности, так и регрессивностью защитных механизмов.

В психоаналитическом словаре термин регрессия определяется как «форма и механизм психической защиты, порождающий отступления от реальности, посредством чего субъект пытается избежать чувства тревоги» [13]. Для

регрессивных проявлений характерны отступления от реальности, неадекватность, ригидность, чувство неполноценности и др. Перечисленные характеристики регрессии созвучны тем, что проявляются при мазохизме, поэтому его можно отнести к форме регрессивного поведения. В научной литературе утверждается, что регрессивные поведенческие проявления могут актуализироваться в инфантильно-эмоциональных травмирующих ситуациях переживаний неудач, поражений, разочарований, к которым относятся психофизиологические состояния индивида, что приводит к нарушению адаптации в социуме. Это сходно с тем, что переживает субъект, имеющий физические ограничения, травму, заболевание [9], следовательно данная категория лиц наиболее подвержена регрессивным формам поведения, как форме защиты.

Нарушение психосексуального развития обусловливает возможность возвращения к регрессивным стадиям [11]. В результате нарушений психического развития сохраняются характеристики ранних стадий, которые в будущем могут возникать при сходных трудностях. Это подтверждает саморефлексия респондентов: «Когда я сталкиваюсь с непреодолимой трудностью и невозможностью выхода из сложившейся ситуации, я кусаю себя, скручиваю пальцы, потом плачу или ухожу в сон». В ортодоксальном психоанализе указывается на взаимосвязь фиксации с регрессией и чем сильнее фиксация, тем более выражена регрессия [2], что находит приют в фиксированных формах поведения, к которым относится и мазохизм.

Выше изложенное позволяет констатировать, что мазохизм проявляется как неспособность либидо преодолеть барьеры, что может порождать деструктивные влечения, с сопутствующей им тревожностью. Мазохизм - это закрепившийся, шаблонный способ поведения, относящийся к более ранним инфантильным и фиксированным фазам развития. Цель мазохизма -высвобождение накопившейся мортидной энергии, восстановление внутреннего равновесия, обеспечиваемого на иллюзорных началах. Причиной мазохизма является невозможность субъекта справляться с трудностями и сложность адаптации к социуму, что является актуальным для лиц с ограничениями здоровья. При таких обстоятельствах мазохизм является парадоксальным способом адаптации. У субъекта возникает парадоксальная иллюзия правильности действий, когда интегрируются самонаказание и принцип удовольствия [8]. Это подтверждается образом Иисуса Христа и его прототипом. В авторских психорисунках студенты часто иллюстрируют кровь и самораспятие (рис.1). Взаимосвязь религиозной веры, стремления приблизиться к Богу и чувства вины, тенденции к самонаказанию, страданиям представлена в исследовании Т.С. Яценко и А.В. Педченко: «Чувство вины приводит к неосознанному стремлению к самонаказанию, которое передаётся с помощью образа распятия на кресте» [21, с.149]. Д. Ранкур-Лаферрьер считал что «смирение, которое постигают верующие православные христиане путем

борьбы, желая приблизиться к образу Христа, осуществляется через самоунижение и саморазрушение, то есть в определенных ситуациях является мазохистским» [15, с.71]. Полученный нами эмпирический материал глубинного познания психики подтверждает парадоксальную связь страдания с либидными чувствами: «Чем больше я страдаю, тем более моё «Я» приближается к идеалу» (рис.1).

а) человек, которого я

уважаю

б)наиболее значимый для меня человек

в) восприятие счастья

г) прошлое, которое нельзя д) я в семье е) мои

исправить родителей самоощущения

Рис. 1 Подборка авторских рисунков студентов с ОВЗ с элементами проявления мазохизма

Авторские рисунки студентов с физическими ограничениями, выполненные в рамках проводимой методики «Психоанализ комплекса тематических рисунков», представленной в литературе [20] свидетельствуют о наличии намёка на мазохизм (рис.1). При этом важно отметить, что такие мотивы пробивались сквозь ограничения тематики рисунков, в которых не было ориентации на выявление мазохистских тенденций. Учитывая эдипальное ограничение и сопряжённое с ним чувство вины можно полагать, что увечия, нанесённые субъектом самому себе могут быть формой самонаказания, за которой скрывается тенденция «к самонаказанию». Таким образом мазохизм обусловлен гаммой чувств: любовь, ненависть, чувство вины, сопряжённое с

SCIENCE TIME

необходимостью самонаказания за запретные чувства любви.

С одной стороны в мазохизме парадоксальным образом соединены принцип реальности и принцип удовольствия и, одновременно, мазохизм -«выпадает» из одного и другого. Мазохизм путает все естественные процессы: субъект получает удовольствие, нарушая принцип реальности. Человек не должен сам себе причинять урон, должен следовать инстинкту самосохранения. Мазохизм изнашивает физические силы организма, делает подрыв под физические устои, что опасно для оприори слабого организма лиц с физическими ограничениями. «Целью любой психической активности является поиск удовлетворения и избежание неудовольствия» [11, с.266]. Мазохист же парадоксальным образом получает удовольствие через неудовольствие, что противоречит естественной природе влечений Ид, инстинкту самосохранения. В этом заключается парадокс. Это подтверждают иллюстрации. В этой связи можно говорить о существовании «скрытого мазохизма», который проявляется в самоотчуждении, превращении себя в пустоту. Это иллюстрируют авторские рисунки студентов с ОВЗ, выполненные по темам «Моё обычное эмоциональное состояние» и «Человек, которого психологически не существует» (рис.2).

а) б) в)

человек, который психологически не существует

а) б) в)

моё обычное эмоциональное состояние

Рис. 2 Подборка авторских рисунков студентов с ОВЗ, иллюстрирующих «скрытый мазохизм», проявляющийся в превращении себя в пустоту

SCIENCE TIME

Мазохистские проявления являются показателем неоткорректированности. В этой связи важным для лиц с огранниченными возможностями здоровья является прохождение психокоррекции по методу активного социально-психологического познания, с тем, чтобы выявить внутреннюю динамику энергетической направленности психики, нарушения инстинкта самосохранения, за которым стоит принцип реальности и принцип удовольствия.

Психокоррекционная работа в группе АСПП направлена на исследование и выявление предпосылок возникновения деструкций психики субъекта, что обусловлено влиянием социума, спецификой отношений в семье, историей жизни и т.д. Неоткорректированная личность обременена деструктивными тенденциями, что, как выяснилось, может проявляться в тенденции нанесения увечий собственной персоне. Групповая психокоррекция способствует преодолению таких деструктивных проявлений психики. Психокоррекционный процесс направлен на развитие жизненного потенциала личности, видение и анализ деструктивных тенденций своего поведения, понимание его инфантильных истоков, способности к объективации запрограммированности собственной психики и др.

Литература:

1. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. -Воронеж : Изд-во МОДЭК, 1995. - 638 с.

2. Блюм Г Психоаналитические теории личности. - М.: КСП, 1996. -247с.

3. Большой психологический словарь / Сост. и общ. Ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. 4-е изд., расширенное. - М. : АСТ МОСКВА; Спб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. - 811, [5] с.

4. Дидье Жюлиа. Философский словарь. Пер. с франц. - М. Междунар. Отношения, 2000. - 544 с.

5. Каталымов Л. Л. Словарь по сексологии, М. : Дрофа 2007 г - 112 с.

6. Кураков Л.П., Кураков А.Л., Кураков В.Л. Экономика и право: словарь-справочник. - М. : Вуз и школа, 2004, - 1072 с.

7. Лапланш Ж., Понталис Ж.Б. Словарь по психоанализу / Пер с франц. и науч. ред. Н.С. Автономовой. 2-е изд., перераб. и доп. СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2010. - 751 с.

8. Магдич О. В. Особливост тзнання принципу задоволення та принципу реальност в !х взаемозв'язках / О. В. Магдич // Науковий часопис НПУ iменi М. П. Драгоманова. Серiя 12 : Психолопчш науки. - 2012. - Вип. 36. - С. 138-142.

9. Некрут Т. В. Психодинамический подход к проблеме психокоррекции лиц с ограниченными возможностями здоровья / Т. В. Некрут // Науковий часопис НПУ iм. М. П. Драгоманова: зб. наук. праць. Сер. 12. Психолопчш науки. - 2014.

- № 45 (69). - С. 213-118.

10. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с.

11. Нодзельська А. С. Взаемозв'язок регресп i3 шфантиизмом та психолопчною iмпотенщeю. Актуальш проблеми психологи. Збiрник наукових праць 1нституту психологи iM. Г.С. Костюка АПН Украши / За ред. С. Д. Максименка - К.: Логос, 2007. - Т.7, Вип.13. - С. 263-270.

12. Оксфордский толковый словарь общей медицины, 2002 // Национальная психологическая энциклопедия, [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://vocabulary.ru/dictionary/480/word/mazohizm

13. Психоаналитические термины и понятия // Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина. - М.: «Класс», 2000. - 637 с.

14. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа / Пер. с англ. Л.В. Топоровой, С.В. Воронина и И.Н. Гвоздева под ред. к. философ. наук С.М. Черкасова. - СПб.: Восточно-Европейский Институт психоанализа, 1995. -288 с.

15. Ранкур-Лаферрьер Д. Рабская душа России. Проблемы нравственного мазохизма и культ страдания. - М. : Арт-Бизнес-Центр, 1996. - с. 304

16. Словарь исторических терминов / сост. В. С. Симаков; под ред. А.П. Крюковских. - СПб. : Лита, 1998. - 464 с. - Библиогр. в конце кн.

17. Фрейд З. Психоанализ: [сборник: пер. с нем.] / З. Фрейд. - М. : АСТ : Астрель, 2011. - 956, [4] с.

18. Энциклопедия социологии, 2009 // Энциклопедии и словари, Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://enc-dic.com/enc_sociology/Mazohizm-982.html

19. Яценко Т.С., Глузман А. В. Методология глубинно-коррекционной подготовки психолога / Т. С. Яценко, А. В. Глузман. - Днепропетровск : Инновация, 2015. - 394 с.

20. Яценко Т. С. Психоаналитическая интерпретация комплекса тематических психорисунков (глубинно-психологический аспект) / Т. С. Яценко [и др.]. - М. : СИП РИА, 2000. - 193 с.

21. Яценко Т. С., Педченко, А.В. Религиозная вера в свете глубинной психокоррекции / Т. С. Яценко [и др.]. - К. : Издво НПУ им. М. П. Драгоманова, 2013. - 305 с. - (На укр. языке).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.