Научная статья на тему 'Глубинно-психологический ракурс понимания роли эдипальной зависимости в возникновении феномена «Мазохизм» у лиц с ограниченными возможностями здоровья'

Глубинно-психологический ракурс понимания роли эдипальной зависимости в возникновении феномена «Мазохизм» у лиц с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
313
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛУБИННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РАКУРС / ЭДИПАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / МАЗОХИЗМ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Некрут Татьяна Владимировна

В данной статье рассмотрен глубинно-психологический ракурс понимания роли эдипальной зависимости в возникновении феномена «мазохизм» у лиц с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Глубинно-психологический ракурс понимания роли эдипальной зависимости в возникновении феномена «Мазохизм» у лиц с ограниченными возможностями здоровья»

ГЛУБИННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РАКУРС ПОНИМАНИЯ РОЛИ ЭДИПАЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ВОЗНИКНОВЕНИИ ФЕНОМЕНА «МАЗОХИЗМ» У ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Некрут Татьяна Владимировна, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Ялта

E-mail: tvbelova999@bk.ru

Аннотация. В данной статье рассмотрен глубинно-психологический ракурс понимания роли эдипальной зависимости в возникновении феномена «мазохизм» у лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: глубинно-психологический ракурс, эдипальная зависимость, мазохизм, лица с ограниченными возможностями.

Проблема мазохизма непосредственно связана с подавлением инстинкта самосохранения, соблюдение которого возлагается на подструктуру «Я». Внешние воздействия, которым подвергается «Я», «фильтруются» им же, а внутренние - неконтролируемы «Я». Внутренние события психики субъекта преимущественно находятся в распоряжении «Ид», которое контролирует требования инстинктов (влечений). «Ид предопределяет задержку в реализации влечений или полностью подавляет их при участии Супер-Эго. Таким образом возникает напряжённость энергии, которая ощущается как неудовольствие. Увеличение неудовольствия, задаваемое извне или изнутри, создаёт опасность неадекватного поведения, к которому можно отнести мазохизм. Лица с ограниченными возможностями здоровья в этой связи находятся в зоне риска, поскольку сомато-физиологическими заболевания и травмы могут усиливать неудовольствие и таким образом провоцировать деструктивные тенденции в поведении субъекта.

Научная проблема, которую мы освещаем в данной статье состоит в исследовании механизмов, предопределяющих феномен мазохизма у лиц с ограниченными возможностями здоровья.

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

Мазохизм - понятие, введённое в научный оборот венским психиатром Р. фон Крафт-Эбингом [13] по имени австрийского писателя Захер-Мазоха (у которого это извращение заочно, по его романам, было диагностировано), обозначающее половую перверсию, которая характеризуется связью полового удовлетворения с обязательным переживанием физических или моральных страданий. Для возникновения мазохистских переживаний иногда бывает достаточно воображения (мысленное представление себя жертвой унизительных сцен, побоев) или внешних нейтральных действий, в отношении которых окружающие могут не знать об их истинной мотивации [2]. Сам психиатр Р. фон Крафт-Эбингом характеризует мазохизм желанием переносить боль, подчиняться насилию [1].

Анализ словарных источников [1-8, 11] даёт основания утверждать, что в широком понимании термин «мазохизм» означает любой вид враждебности или деструктивного импульса, направленного на себя, склонность получать удовольствие, испытывая унижения, насилие или мучения; в узком смысле -половое извращение, при котором сексуальное удовольствие возникает от получения физических или моральных страданий.

Наше исследование базируется на психодинамической теории, автором которой является академик НАПН Украины, профессор психологии Т. С. Яценко [15, 16]. Исследование проводится со студентами с ограниченными возможностями здоровья и сохранным интеллектом, имеющих ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными сомато-физиологическими заболеваниями или последствиями травм. Отсутствие дефектов психического развития также подтверждается тем, что лица данной категории зачислены и обучаются в высшем учебном заведении Гуманитарно-педагогической академии ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Ялте.

Учитывая, что психодинамическая парадигма доказывает, что к «порядку причастны как сфера сознания, так и бессознательное» [15, с.62], то и в феномене мазохизма присутствует неосознаваемая субъектом сторона. Эта гипотеза подтверждается исследованиями З. Фрейда, который считал, что мазохистские наклонности у человека бессознательны. Кроме того основатель психоанализа утверждал, что мазохизм возникает на основе инцестуозной (кровосмесительной) привязанности к родителям. Проведённые нами исследования позволяют утверждать о том, что на эдипальную зависимость в мазохизме указывает тот факт, что за страданиями, ограничениями, самонаказанием и самоистязанием стоит, как правило, либидный объект (или оба родителя) [9]. Психодинамическая парадигма внесла уточнение в понятие эдипов комплекс, уже в самом названии заменив слово «комплекс» на

120

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

«зависимость». Уточнение названия обусловило и понимание объекта эдипальной зависимости, а именно: чувственно-эмоциональное притяжение ребёнка касается не только отдельной родительской персоны (противоположного пола), а обоих родителей.

Эдипальная зависимость неизменно сопряжена с чувством вины, которое даже в осознаваемой форме (угрызения совести, самобичевание) обусловливает возрастание неприятного напряжения. Необходимо учитывать, что есть ещё более закреплённая и недосягаемая контролю сознания «вина», которой сопутствует самонаказание. Отсюда предположение: в мазохизме кроются глубинные истоки эдипального происхождения, связанные с неосознаваемым чувством вины и сопутствующей ему тенденцией к самонаказанию. З. Фрейд утверждал о том, что присоединение к женской форме мазохизма чувства вины переводит ее в форму морального мазохизма, который включает: а) основанную на чувстве вины бессознательную потребность в наказании, способствующую формированию невротической симптоматики; б) бессознательно (собственноручно) спровоцированное страдание от несчастных случаев, финансовых потерь, плохих отношений, неудач или позора. Смысл морального мазохизма состоит в том, что благодаря ему мораль вновь сексуализируется и открывается путь от морали к эдипову комплексу [14].

Исследования, проводимые нами в рамках психодинамической теориии, позволяют констатировать, что деструкциями психики, детерминированными эдипальной зависимостью являются: амбивалентность чувств к первичным либидным объектам (родителям, сиблингам, родственникам, значимым людям); ощущение неполноценности; чувство вины; тенденция к самонаказанию, к импотированию собственной активности; самодепривация [16]. На важность феномена «мазохизм» через близкие по смыслу категории указывали ученые. В частности в рамках научной школы профессора Т. С. Яценко защищены кандидатские диссертации, раскрывающие деструктивные тенденции психики и их глубинно-психологические истоки: эдипальная зависимость (Сирык И.В.); дезадаптация (Кононова М. М.); аутоагрессия (Мелоян А. Э.); тенденция к психологической смерти (Калашник И. В.); самодепривация (Максименко Е. Г.); тенденция «к психологической импотенции» (Нодзельская А. С.) и др. Вне поля зрения исследователей остаётся глубинно-психологический ракурс понимания роли эдипальной зависимости в возникновении феномена «мазохизм, который изнашивает физические силы организма, делает подрыв под физические устои, что опасно для априори слабого организма лиц с физическими ограничениями» [9, с.377].

Одной из наиболее выраженных издержек эдипальной зависимости является интроектирование тех черт первичного либидного объекта (родителя),

121

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

которые обусловливали дистанцирование, отчуждение и блокирование либидо. Это определённым образом просматривается в авторских рисунках, содержание которых нередко диссонирует с изображением. Представим авторские рисунки студентов с физическими ограничениями, иллюстрирующие тенденцию нанесения увечий собственной персоне с элементами физического повреждения, о чём свидетельствует изображение крови (рис.1-13). Рисунки выполнены по следующим темам: «Я-реальное», «Восприятие счастья», «Моё обычное эиоциональное состояние», «Моя тревожность», «Как я вижу сам себя», «Мои желания», «Моё настоящее».

Рисунки не только указывают на страдания, к которым причастны родители до сих пор (хотя детство давно позади), но и на определённую склонность к таким страданиям, которые сродни Иисусу Христу, что явно даёт намёк на мазохизм, архетипически навеянный религиозными мотивами страдальца не только без вины виноватого, но и искупающего грехи других. О таких мотивах свидетельствуют авторские психорисунки студентов, рисунки неизветных авторов, позаимствованные в сети Интернет, а также художественные полотна изветных художников. Выборочные работы представлены ниже (рис.14-16). Психорисунок студента Н. выполнен на тему «Восприятие счастья» (рис.14); работа художника М. Кристе носит название «Так сильно возлюбил Бог мир» (рис.15), на рисунке неизвестного автора подписано: «Его шрамы являются доказательством Его любви к нам и эту цену он заплатил, чтобы освободить нас» (рис. 16). Таким образом - страдания, боль высоко ценятся и являются доказательсвом любви. Такие страдания, самоистязания являются неким эталоном, к которому необходимо стремиться, дабы заслужить любовь ближнего. Студенты часто иллюстрируют кровь и самораспятие в авторских психорисунках [9, с.376]. Таким образом, существует взаимосвязь религиозной веры, стремления приблизиться к Богу с тенденцией к самонаказанию, страданием, чувством вины. Д. Ранкур-Лаферрьер считал что «смирение, которое постигают верующие православные христиане путём борьбы, желая приблизиться к образу Христа, осуществляется через самоунижение и саморазрушение, то есть в определённых ситуациях является мазохистским» [12, с.71].

Подборка авторскихрисунков студентов с ОВЗ, иллюстрирующих проявления мазохизма.

122

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

Рис. 1 Драматическое прошлое

Рис. 2 Конфликт

Рис. 3 Восприятие счастья

Рис. 4 Моя тревожность

Рис. 5 Одиночество

Рис. 6 Моё обычное эмоциональное состояние

Рис. 7 Одиночество

Рис. 8 Мой обычный день

Рис. 9 Драматическое событие моей жизни

Рис. 10 Кризис

Рис. 11 Месть

Рис. 12 Чувства, которые трудно сдержать

Рис. 13 Прошлое, которое нельзя исправить

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

1

■паше Пт.

Рис. 16 Работа неизвестного автора

Мы не имеем возможности останавливаться на подробном анализе каждого из представленных рисунков, важна общая картина страдания и притом без какой-либо внешней стимуляции, побуждающей к усугублению в эту тему. Рисунки указывают на то, что мазохизм первично детерминирован отношениями с родителями, на что указывают и отдельные темы (рис.1-13). Для мазохизма характерно превалирование эмоции над рацио, чувства вины над желанием просоциального самоутверждения и др.

По психорисункам мы можем диагностировать особенности проявлений эдипальной зависимости и деструктивные тенденции, которые она задаёт. Анализируя рисунки можно наблюдать эдипальную зависимость, которая маскируется под аутоагрессивные тенденции, связанные с внутренними противоречиями («люблю - не люблю», «хочу быть любимым родителями - хочу дистанцироваться, быть самостоятельным»). Невозможность адекватного выражения чувственной сферы приводит к активизации энергии мортидо, которую субъект направляет на собственную персону - саморазрушение. В таком случае сформированная эдипальная зависимость имеет разрушительный эффект.

Сказанное позволяет сформулировать вывод о том, что первичный толчок к возникновению феномена «мазохизм» в психике человека даёт эдипальная ситуация. Вхождение в психику ребёнка (от 2 до 5 лет) эдипальных ограничений (табу на инцест) порождает возникновение глубинного чувства вины, при котором, как указывает Т. С. Яценко, человек «невиновно виновен» (без вины виноват) [15]. Чувство вины сопряжено с тенденцией к самонаказанию -наказанию за запретные желания (т.е. кровосмешение). Нанесение физических (и психических) страданий собственной персоне, вызвано невозможностью реализовать чувственное притяжение, которое и находит выражение в феномене «мазохизм». Для мазохизма характерно доминирование энергии мортидо, которое выявляется в отношении субъекта к самому себе (саморазрушение). Такого рода деструктивная тенденция дестабилизирует физическое и психическое здоровье субъекта с уже ослабленным организмом вследствии

Рис. 14 Рис. 15 Михай Кристе. Так

Восприятие сильно возлюбил Бог мир

счастья

124

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

врожденного или приобретенного сомато-физиологическими заболеваниями (или травмы). Но сам субъект не осознаёт этого, что означает, что без квалифицированной психологической помощи разорвать «порочный круг» страданий не представляется возможным.

Литература:

1. Блейхер В. М., Крук И. В. Толковый словарь психиатрических терминов. -Воронеж: НПО «МОД ЭК», 1995. - 640 с.

2. Большой психологический словарь. - 4-е изд. Расширенное / Сост. и общ. Ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - АСТ: АСТ МОСКВА; Спб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. - 811, [5] с.

3. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб.: «Норинт», 2000. - 1536 с.

4. Большой юридический словарь. Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Крылова М. А. и др. М.: 2001. - 790 с.

5. Большая Медицинская Энциклопедия, 1-е издание Глав. ред. проф. Н.А. Семашко Издательство: АО «Советская энциклопедия» (ОГИЗ РСФСР), 19281936. - 28000 с.

6. Дидье Жюлиа. Философский словарь. Пер. с франц. - М. Междунар. Отношения, 2000. - 544 с.

7. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. - М.: Высш. шк., 1996. - 505 с.

8. Лейбин В. Постклассический психоанализ: энциклопедия / В. Лейбин. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. - 1022, [2] с. - (Psychology)

9. Некрут Т.В. Мазохизм и его взаимосвязь с ограниченными возможностями здоровья субъекта // Science Time. - 2015. - №6 (18). - С.372-379

10. Откройте для себя и сохранить творческие идеи [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://translate.google.ru/translate?hl=ru&sl=en&u=https:// www.pinterest.com/pin/573294227538241051/&prev=search

11. Психоаналитические термины и понятия Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина. - М.: «Класс», 2000. - 637 с.

12. Ранкур-Лаферрьер Д. Рабская душа России. Проблемы нравственного мазохизма и культ страдания. - М. : Арт-Бизнес-Центр, 1996. - с. 304

13. Рихард фон Крафт-Эбинг Половая психопатия. Переводчики: Н. Вигдорчик, Г. Григорьев. М.: Книжный Клуб Книговек, 2013 г. 624 стр.

14. Фрейд, З. «Три очерка по теории сексуальности» из книги Психология бессознательного / З. Фрейд ; пер. с нем. Г. В. Барышниковой. - М.:АСТ: Астрель, 2011. - 605, [3] с. - (Philosophy)

15. Яценко Т. С., Глузман А. В. Методология глубинно-коррекционной

125

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

подготовки психолога / Т. С. Яценко, А. В. Глузман. - Днепропетровск : Инновация, 2015. - 394 с.

16. Яценко Т.С. Основи глибинно! психокорекцй: феноменолопя, теорiя { практика : навч. поЫб. / Т. С. Яценко. - К. : Вища шк., 2006. - 382 с. Гриф МОНУ вщ 21.06.06 № 14/18.21397.

126

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.