МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X
конкретный объект и предмет исследования ВКР. Кроме этого выполнение промежуточных заданий становится более мотивированным в связи с использованием их результатов в ВКР. Список использованной литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440304.pdf.
2. Требования к выпускным квалификационным работам бакалавра, специалиста, магистра в системе многоуровнего образования УрФУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //urfu.ru/fileadmin/user_upload/
urfu.ru/documents/education/GPrikaz_po_osnovnoi_dejatelnosti_No_0239_03_ot_30.03.2015_O_vvedenii_v_dei
stvie_trebovanij a_k_vypusknym_kvalifikacionnym_rabotam_bakala_468551_v1_.pdf
3. Методические указания к выполнению выпускной квалификационной работы для студентов направления 030900.62 Юриспруденция/ [сост. А.И. Цихоцкая, Ю.В.Кудрицкая, Н.В. Кулешова]; НОУ ВПО Центросоюза РФ СибУПК - Новосибирск, 2012. - 39 с.
4. Профессиональный стандарт «Специалист по метрологии» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://profstandart-kadry.ru/2014/03/04/spetsialist-po-metrologii.
5. Профессиональный стандарт «Специалист по техническому контролю качества продукции» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://profstandart-kadry.ru/2014/03/04/specialist-po-tehnicheskomu-kontrolyu-kachestva-produkcii.
© Соколова Т.Б., Мигачева Г.Н., 2016
УДК 372.8:741
Сомова А.В.
Педагог дополнительного образования ИЗО и ДПИ, МБУ ДО ДШИ №15, г.о. Самара E-mail: [email protected] Мамедова С.А. Учитель ИЗО и технологии, МБОУ Школа №26 им. Героя Советского Союза В.И. Жилина,
г.о. Тольятти
E-mail: [email protected]
МАТРИЦА ИГРОТЕХНИК ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Аннотация
Художественно-творческое развитие детей во многом зависит от корректности его педагогического сопровождения. В статье представлена матрица игротехник, в которой классифицирован банк разнообразных форм, видов, методов и технологий применения игры в учебном процессе, апробированный в структуре электронного -образовательного ресурса.
Ключевые слова
Изобразительная деятельность, игра, детский рисунок, творчество, методика обучения рисованию, игротехники.
Сменяются годы, времена, идеологические установки общества. Фантастическими темпами двигается научно-технический прогресс, улучшается материально-техническое оснащение школ, происходит смена
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
образовательной парадигмы, требуют инновации старые педагогические технологии, изживаются «дедовские» методы обучения, но тысячелетиями главным законом жизни детей остается игра, которая является востребованной формой педагогического руководства их развитием на разных возрастных этапах.
Эффективность её применения в учебном процессе достижима при использовании единых механизмов и общих компонентов учебной, игровой и творческой деятельности учащихся. При их тождестве каждый ребенок сможет выбрать свой, наиболее удобный для него, путь приобретения и накопления знаний, умений и навыков, поскольку игровая ситуация воплощает свободу выбора поиска средств решения учебной задачи, раскрытию творческого потенциала личности. Данное тождество достигается
при реализации ряда условий: эмоционально-чувственного развития личности, полихудожественного подхода к любой учебной деятельности, сотворческого взаимодействия учащихся и учителя[1].
Стоит отметить, что учителю, обратившему свой взор на игру, задумавшемуся о ее применении, весьма полезно учитывать панораму взглядов, разнообразных мнений представителей разных наук, разных научных школ о детской игре как многомерном явлении культуры.
Библиотеки и интернет-источники обладают библиографией по игре в тысячи наименований и по самым разным рубрикам. Авторы определений слова игра, как правило, перечисляют массу признаков, которые считают весьма значимыми для этого понятия. И.С. Кон, в свое время, заметил: «Что такое игра, мы не знаем. Вернее так, я не знаю ни одного законченного определения, которое бы исчерпывало весь объем этого понятия, все мои интуитивные представления об игре». «Игра» постепенно выкристаллизовывается в универсалию культуры, философскую категорию высокой степени абстракции, подобную таким, как истина, красота, добро [2, с.5].
В науке сложились разные трактовки детской игры: «она - источник удовольствия» (Платон); «незаинтересованная деятельность, занятие, которое приятно само по себе» (Кант); «серия следующих друг за другом трансакций, с четко определенным и предсказуемым исходом» (Э. Берн); «способность к продуцированию разнообразных идей и замыслов» (К.Хатт); «изначальная школа поведения» (К. Гросе); «игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам» (И.Хейзинга); «возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во вселенной» (Я. Корчак); «игра ребенка - его жизнь, он в ней самостоятельная, свободная личность, пытающая и развивающая свои силы» (Н.Щелкунов); «деятельность детей, в которой они определенным способом воспроизводят свои действия в обществе, в окружающем мире» (И.Байер); «игра организует с помощью культовых символов деятельность и, значит, учит ориентироваться в явлениях культуры» (Д.Эльконин). Бесспорно, «игра - это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей; в этом плане она есть особое педагогическое творение, хотя творцом ее были не отдельные люди, а общество в целом, а сам процесс возникновения и развития игры был «массовым» процессом, в котором естественно-историческая закономерность «пробивалась» через разнообразную сознательную деятельность отдельных людей» [3, с.18].
Колоссальное многообразие определений, объясняется прикладным характером игры как формы досуга, также обуславливает большое число вариантов её видов и форм, применяемых в образовательных практиках. В зависимости от тех функций, которые в разной мере реализуются в той или иной игре, можно различать и разные виды игр.
Чтобы снять проблему «конфликт-позиционирования между обучением и творчеством» [4], учителю следует иметь понятные ориентиры в педагогическом пространстве игровых технологий обучения. С этой целью мы попытались упорядочить имеющееся многообразие игр, представленных в учебно-методической литературе.
В выборе игротехник, педагогу необходимо учитывать не только возрастные, но и личностные характеристики школьников. Игре присущ «принцип индивидуализации, индивидуально-личностного отношения к действительности» [5], который характеризует игровую деятельность как личностно мотивированную, что позволяет педагогу ИЗО использовать дополнительный дидактический эффект игры -«индивидуализацию художественного развития учащихся» [5].
Ретроспективный анализ теоретических основ игрового моделирования урока показал, что
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
существующие классификации игровых технологий обучения отражают, каждая, лишь определенный набор признаковых элементов игры, объединяющих их в некую систему. По такому принципу педагогами создано немало классификаций. Не претендуя на создание собственной классификации игровых технологий, мы попытались систематизировать и объединить уже существующие классификации - это и стало основой разработанной «матрицы игротехник».
Рассмотренные в ходе исследования классификации игровых технологий мы попытались объединить в две группы:
- классификации по основным константам игры (вид и тип деятельности, возраст участников, количественный состав играющих);
- классификации по целям и задачам художественного обучения, реализации определенных функций в игре на разных этапах приобретения, освоения и закрепления знаний, умений и навыков.
Основные константы Коррекционно-развивающие Этапы освоения ЗУН Решение базовых задач урока ИЗО
восприятие внимание память воображение мышление мотовика ознакомления осмысления понимания запоминания освоения закрепления систематизации обобщения развитие эстетических представлений формирование исполнительской культуры освоение техник, технологий и способов деятельности изучение законов нчпгпямп™ раскрытие художественно-творческих способностей
Количество участников Индивидуальные
Парные
Групповые
Коллективные
§ ер о § к с и у « Творческие, Сюжетно-ролевые
Имитационные
Конструкторские (моделирующего характера)
Тренинги
Характер деятельности Продуктивные
Соревновательные
Занимательные
Возраст 1-4 классы
5-7 классы
8-9 классы
Матрица позволила систематизировать, в первую очередь, наши знания об игровых технологиях и дала возможность ориентироваться в многообразии целей и задач, которые можно решать, выбрав ту или иную игру. В представленной «матрице игротехник» игровое обучение представлено как сложная педагогическая система, то есть совокупность элементов, находящихся в особых отношениях и связях между собой, образующих определенную целостность и единство. Данная классификация игр должна позволить ориентироваться в игровом разнообразии, осмысленном и эффективном их использовании в учебном процессе.
Список использованной литературы:
1. Савенкова Л. Г. Интегрированные полихудожественные технологии обучения //URL: http://www.art-
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
education.ru/AE-magazine/new-magazine- 3, 2011.htm
2. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2008. - 128 с.
3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя - Новосибирск, 1994. - 144 с.
4. Пекина О.И. Творчество и обучение: конфликт-позиционирование в художественном образовании детей // Национальная ассоциация ученых (НАУ) Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени, # IV, 2014. С. 68-73
5. Большакова С.В. Особенности педагогического руководства изобразительной деятельностью подростка в формировании субъектного отношения к искусству. - Автореф. дисс. Канд. пед. наук. - М., 2004. //URL: http: //nauka-pedagogika.com
© Сомова А.В., Мамедова С.А. 2016
УДК 372.854
Стальная Марина Ильинична
канд. с.-х. наук, доцент МГТУ г. Майкоп, РФ E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКУРСНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Аннотация
Рассмотрены проблемы при обучении студентов первого курса фармацевтического факультета при изучении дисциплины «Общая и неорганическая химия» и предложены пути их решения.
Ключевые слова
Качество обучения, практические навыки, инновационные технологии.
Переход российского фармацевтического образования на международные стандарты требует повышения эффективности организации лекарственной помощи. Основной упор при этом делается на умение конструктивно решать профессиональные задачи. Объектами профессиональной деятельности провизора является сфера обращения лекарственных веществ, включая разработку, научные исследования, производство, изготовление, стандартизацию, маркировку, продажу, перевозку, хранение, применение лекарственных средств, контроль их качества и др.
Общая и неорганическая химия - фундаментальная дисциплина, входящая в учебный план подготовки провизоров. Она, как базовая дисциплина, имеет большое значение для подготовки провизора, так как обладает значительным потенциалом воздействия на все сферы личности студента и служит необходимой основой для изучения всех последующих химических и специальных дисциплин.
Качество обучения зависит во многом от умения правильно организовать работу с первокурсниками. Проблема адаптации студентов первокурсников к условиям обучения в высшей школе представляет собой одну из важных проблем, решение которой определяет успех процесса адаптации студентов к учебной деятельности на первом курсе.
На первом занятии для первого курса проводится контрольное тестирование по материалам ЕГЭ. Полученные результаты говорят о невысоком уровне знаний по химии у большинства студентов. Наиболее низкие оценки получены по всем вопросам органической химии. По неорганической химии самые слабые ответы по разделам «Химическая кинетика» и «Окислительно-восстановительные реакции». Можно также сделать вывод о неумении студентов решать задачи любого уровня сложности. Несформированность понятийного аппарата дисциплины, непонимание смысла химических терминов, неумение сформулировать и выразить мысль затрудняют усвоение материала. Студенты не умеют слушать, тезисно конспектировать, фиксировать главную информацию, стремятся записать лекцию дословно [3, с. 94]. При подготовке к занятиям они стремятся сделать лекцию основным источником