_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
11. Филиппова Л.Б., «Особенности подготовки и написания ВКР бакалавра в МШБ РЭУ им. Г.В.Плеханова», Международный центр инновационных исследований «Омега Сайнс» 2016 г.
© Циликова М.С., Аввакумова И.В., 2016
УДК 37
Шайдорова Люция Фанавиевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 69», г. Самара, РФ Е-mail: [email protected] Чичикалова Зоя Ивановна
воспитатель
ГБДОУ Детский сад № 39 Центрального района
г. Санкт-Петербург, РФ Е-mail: [email protected] Убогова Людмила Анатольевна воспитатель
ГБОУ СОШ №2 с.Обшаровка СП Детский сад «Журавушка» р. Приволжский Самарской обл., РФ
Е-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
В статье рассматриваются возрастные особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в детском саду. Отмечается, что в основе каждого произведения искусства и художественной деятельности лежит диалог, что определяет формы и средства взаимодействия детей. Подчеркивается значимость для этого процесса изобразительной деятельности.
Ключевые слова
дети дошкольного возраста, межличностные отношения, изобразительная деятельность,
художественная деятельность, диалог
Дошкольный возраст - ответственный период жизни человека, когда идет процесс первоначального становления его личности. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают достаточно сложные взаимоотношения, оказывающее серьезное влияние на развитие его личности. Л.С. Выготский отмечал, что в старшем дошкольном возрасте поведение ребенка меняется - от ситуативного поведения к деятельности, учитывающей социальные нормам и требования, на фоне эмоционального отношения к ним. Познавательный тип общения ребенка со взрослым уступает место личностному, когда проявляется повышенный интерес к человеческим взаимоотношениям [3, с. 10]. Проблема межличностных отношений детей дошкольного возраста - одна из ведущих в работах психологов. Под межличностными отношениями Т.В. Павловой, Д.С. Рубцовой понимается «разнообразная и устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы» [8, с. 118].
В 5,5-7 лет происходят существенные изменения высшей нервной деятельности ребенка, формируются основы будущей личности: появляется устойчивая структура мотивов (игровые, познавательные, соревновательные, нравственные и др.); выявляются социальные потребности (в уважении и признании взрослого и сверстников, в коллективных формах деятельности, в стремлении быть лучше других, в следовании правилам и этическим нормам в поступках (императив «надо») и т.д.); возникает
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
опосредованный тип мотивации как база для произвольного поведения с явлением соподчинения мотивов; формируется самосознание [10, с. 11-12]. Ребенок-дошкольник проходит путь от отделения себя от взрослого к открытию своей внутренней жизни и самосознанию. В 6-7 лет его поведение характеризует произвольность и воля как способность сознательно управлять внешними и внутренними действиями. Совокупность представлений ребенка о себе, сопряженную с самооценкой и выбором способов взаимодействия с социумом М.В. Корепанова называет образом «Я» [6, с. 247].
Для психического развития ребенка важен характер его общения с другими детьми, ребенок формируется как общественное существо, сверстник становится ему интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Дети становятся избирательны во взаимоотношениях, преобладают однополые контакты, они играют небольшими группами в 2-5 чел., иногда в постоянным составом. Так появляются первые друзья - те, с кем у ребенка лучше всего достигается взаимопонимание и симпатия.
В дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) ребенок постоянно находится в ситуации взаимодействия с такими же как он детьми, идет процесс формирования детского сообщества, в условиях которого дошкольник осваивает начальные навыки поведения среди равных участников общения. В ходе развития в группе дети демонстрируют потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве с другими детьми, при этом «взрослый» круг общения становится второстепенным; во взаимодействии дошкольники быстро находят общий язык и определяют для себя предпочитаемых и отвергаемых. Коммуникация в этом возрасте яркая, эмоциональная, разнообразная, нестандартна и не регламентирована.
Одной из очевидных потребностей дошкольного периода детства является потребность в признании и уважении со стороны сверстников. Дети охотно проявляют доброжелательность, стремление оказать помощь, они ориентируются не только на действия сверстника (на ситуацию), но и на его психологическое состояние в ходе взаимодействия, на его желания. В процессе контактов речь обогащается не только информацией о себе, но и вопросами, которые показывают заинтересованность делами, потребностями окружающих.
К старшему дошкольному возрасту вполне можно говорить о первой детской дружбе. И именно в ДОО у ребенка появляется возможность впервые завязать эту дружбу. Друзья учатся договариваться друг с другом, время от времени они меняются ролями в игре, мирятся, если вдруг произошла ссора, просят прощения у другого, сохраняют общие тайны и секреты.
Но избежать конфликтных ситуаций в этом возрасте невозможно. Конфликтная ситуация, по мнению А.А. Рояк, перерастает в конфликт при совместных игровых действиях ребенка и сверстников и в случаях, когда складывается противоречие между требованиями окружающих и объективными возможностями ребенка в игре (они оказываются ниже требований) или между ведущими потребностями ребенка и сверстников (потребности находятся за пределами игры) [9]. Типичными для дошкольников вариантами конфликтных отношений являются застенчивость, обидчивость, демонстративность и повышенная агрессивность детей. Так, обидчивый ребенок переживает обиду в результате непризнания, игнорирования, недостаточного внимания со стороны сверстников [10]. Демонстративные дети отличаются стремлением привлечь к себе внимание всеми способами. Они проявляют активность в общении, но реального интереса к другому, как правило, не испытывают, основная тема разговора - о себе, своих игрушках. Они активно стремятся получить положительную оценку себя и своей деятельности. Если результат не достигнут, такие дети используют негативную тактику поведения: жалуются, проявляют агрессию, провоцируют конфликты [1]. Агрессивный ребенок приписывает и себе и другим враждебные намерения, что является результатом неуверенности в себе, в ощущении недооцененности сверстниками, в ожидании подвоха в любой ситуации. Исследователи подчеркивают, что «все чаще наблюдаются агрессивность, замкнутость, негативное и порой жестокое отношение, непринятие и отвержение среди детей» [8, с. 118]. Формами проявления агрессии могут быть: вербальное оскорбление другого, потасовка из-за игрушки или лидерства в игре, или просто - без явной причины (как самоцель), с целью причинения вреда другому [10].
Показателями сферы межличностных отношений старших дошкольников выступают особенности восприятия другого человека; способность соотносить свои интересы, желания, ценности с таковыми у
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
других детей; уровень осознания сферы взаимоотношений с другими [2].
Развитие у дошкольников межличностных отношений возможно при использовании различных педагогических технологий, под которыми С.В. Кахнович понимает «совокупность педагогических методов, приемов и форм организации действий педагога и детей... с учетом психологических и возрастных особенностей воспитанников» и тематическое содержание деятельности, соответствующим образом разработанное [5, с. 28]. Педагог в этом случае должен понимать, что эффективность его усилий зависит от понимания им необходимости системного подхода к решению развивающих задач, с опорой на поиск закономерностей процесса, его моделирование, прогнозирование и управление [4, с. 10]. По сути, любая деятельность в области развития межличностных отношений предполагает учет особенностей развития современного ребенка, специфики окружающей его действительности, анализ ситуации общения и т.д., т.е. комплексный характер деятельности: понимание проблем дает возможность изменения условий профессиональной деятельности в направлении повышения их комфортности и адекватности задачам преобразований» [11, с. 164].
В условиях художественно-творческой деятельности детей, в том числе изобразительной, эффективность развития межличностных отношений определяется ее формами, средствами и социокультурным содержанием. Работа со старшими дошкольниками в силу возрастных особенностей предполагает акцент на специально подобранных игровых приемах, заданиях и упражнениях, которые развивают навыки общения. Обязательным элементом области искусства является диалог, который лежит в основе каждого произведения искусства и художественной деятельности: «идет постоянный диалог ребенка-художника и действительности, которую ребенок в преображенном виде фиксирует в создаваемом произведении, в собственном художественном образе» [12, с. 113; 7, с. 136]. Именно диалог, облеченный в форму игры, позволяет создать условия: 1) для понимания детьми произведения искусства при его восприятии; 2) для эмоционального переживания впечатлений; 3) обеспечения детей «инструментом» создания собственного художественного образа. Познавая мир и отражая его в процессе создания художественного образа, юный художник комментирует свои действия. Задача педагога - мотивировать дошкольников к диалогу, показывать образцы решения художественных задач через диалог. В силу специфики художественной деятельности в условиях детского сада, а именно - ее коллективного характера, у воспитателя появляется дополнительная возможность организовать совместную деятельность, которая объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. Она предусматривает распределение обязанностей, согласованность действий, что обучает ребенка учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.
Таким образом, художественная деятельность дошкольников способствует развитию их межличностных отношений благодаря диалогу, составляющему ее основу, предполагает целевую организацию воспитателем как индивидуальной, так и коллективной изобразительной деятельности в ДОО в мотивирующих к общению условиях.
Список использованной литературы:
1. Венгер А.Л. Демонстративный ребенок [Текст] / Венгер А.Л. // Сайт Психологического центра «Адалин». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0301114.shtml.
2. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду. - М.: МС, 2010. - 210 с.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психолог. очерк. Книга для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
4. Искрин Н.С. Менеджмент в образовании: системный подход [Текст] / Н.С. Искрин, Т.А. Чичканова // Образование и наука. - 2015. - № 1 (120). - С. 7-21.
5. Кахнович С.В. Основные интерактивные принципы педагогической технологии формирования культуры межличностных отношений у дошкольников в художественно-творческой деятельности // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 4 (12). - С. 26-29.
6. Корепанова М.В. Формирование образа Я ребенка в системе дошкольного образования: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. / Волгоградский государственный педагогический университет. - Волгоград, 2001. - 400 c.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 2410-700Х
7. Макарова, Н. П. Образовательная среда в музее? Да, если этот музей - детский: Детский музей как способ организации образовательной среды [Текст] / Н. П. Макарова, Т. А. Чичканова_// Школьные технологии. -2002. - № 2. - С. 133-140.
8. Павлова Т. В. Особенности межличностных отношений со сверстниками дошкольников с разным социометрическим статусом [Текст] / Т.В. Павлова, Д.С. Рубцова // Наука и современность. - 2015. - № 38. - С. 118-122.
9. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. - М.: Педагогика, 1988. - 130 с.
10. Смирнова Е. О. Общение дошкольника со сверстниками [Текст] / Е.О. Смирнова // Сайт Психологического центра «Адалин». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0301114.shtml.
11.Чичканова Т. А. Кадровый потенциал инновационных процессов в образовательном пространстве [Текст] / Т. А. Чичканова, Н. С. Искрин // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). - СПб.: Свое издательство, 2015. - С. 163-166. 12.Чичканова Т. А. Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста // Молодой ученый. - 2016. - №5.6. - С. 112-115.
© Шайдорова Л.Ф., Убогова Л.А., Чичикалова З.И., 2016
УДК : 616-085 : 174
Татьяна Юрьевна Шафранская
преподаватель фармацевтических дисциплин Медицинского колледжа Запорожского государственного медицинского университета
г. Запорожье, Украина shafranskaj [email protected]
ПОРТРЕТ ФАРМАЦЕВТА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация
В статье представлен деонтологический портрет будущего фармацевта. Очерчены основные морально-нравственные качества, которые воспитываются у будущих фармацевтов, в процессе формирования их деонтологической культуры
Ключевые слова
Деонтологическая культура, фармацевтическая деонтологическая культура, будущие фармацевты, деонтологический портрет
Постановка проблемы. Специализированно-профессиональные компетенции фармацевта включают знания принципов этики и деонтологии, а также понимание социальных последствий профессиональной деятельности. Деонтологическая культура фармацевта основывается на должностном восприятии культуры профессионального поведения и характеризуется наличием морально-нравственных качеств, сформированных в процессе профессионального обучения. Задачей преподавателей высшего медицинского учебного заведения создать целостные педагогические условия и единую программу формирования деонтологической культуры, которая обеспечивала бы подготовку надлежащих фармацевтических кадров с развитыми морально-нравственными убеждениями. Анализ последних исследований и публикаций показал