МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_
Таблица 1
Средние показателей измерения длины верхних конечностей
Весовая категория до 77 кг (мужчины) Средняя длина левой руки, см Средняя длина правой руки, см Средняя разница между длиной рук, см
n=10 78,90 81,00 2,10
± д 1,82 2,04 0,68
Среди путей решения этой проблемы логически было решено использовать неравномерный хват для выполнения рывковых упражнений спортсменами с очевидной разницей в длине верхних конечностей. Таким образом хват более короткой конечности смещался к середине грифа на разницу между длиной рук. Это позволило выровнять снаряд в горизонтальной плоскости и придать ему более устойчивое положение.
Однако изменение в хвате привело к появлению у спортсменов ощущения дискомфорта в ходе выполнения рывковых упражнений, в которых присутствовала фаза вставания из положения подседа со штангой находящейся над головой на выпрямленных руках.
Для решения проблемы адаптации к использованию неравномерного хвата было решено включать в план тренировки выполнение специально-подготовительных упражнений в фазовой структуре которой присутствовала бы ошибочно выполняемая фаза вставания из подседа. Примером таких упражнений являются полуподседы и приседания со штангой на выпрямленных руках над головой с неравномерным рывковым хватом, уходы рывковые и т.п. Использование этих упражнений в качестве средства адаптации спортсмена к неравномерному хвату в ходе выполнения рывковых упражнений значительно ускорило процесс привыкания к применению этого хвата. Привыкание с использованием специально-подготовительных упражнений происходило в течение 3-4 недель. В то время, как традиционное выполнение рывковых упражнений, но уже с использованием неравномерного хвата, приводило к полному привыканию атлетов к изменению положения рук в течение 6-7 недель.
Проведенный эксперимент позволил достоверно подтвердить выдвинутую гипотезу. Использование неравномерного хвата позволило полностью устранить разворот спортсмена при вставании из подседа в процессе выполнения рывковых упражнений с максимальными и околомаксимальными весами. Список использованной литературы:
1. Воробьев, А.Н. Тяжелая атлетика: учебник для институтов физической культуры/ под ред. А.Н. Воробьева.- 4-е изд. перераб. и доп.- М.: Физкультура и спорт, 1988.- 238с.
2. Дорохов Р.Н. Спортивная морфология/ Р.Н.Дорохов, В.П.Губа// Учебное пособие для высших и средних специальных заведений физической культуры.-М.: СпортАкадемПресс, 2002.-236 с.
3. Дьяченко Н.А., Давила Л.Э.Л., Определение компенсируемых и некомпенсируемых ошибок в технике тяжелоатлетического рывка / Н.А. Дьяченко, Л.Э.Л. Давила// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, No 7 (89) - 2012. - 54-57c.
© Терзи К.Г., 2016
УДК 378.14
Тигрова Ирина Валерьевна
канд. пед. наук, доцент ЛГПУ, г. Липецк, РФ E-mail: [email protected]
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования инициативности студентов. Рассматриваются понятия «инициативность», «формирование инициативности студентов», раскрываются принципы, выступающие в
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_
качестве концептуальных требований, обеспечивающих повышение эффективности процесса формирования социальной инициативности студентов средствами проектной деятельности.
Ключевые слова
Инициативность, формирование инициативности студентов, проектная деятельность, принципы формирования социальной инициативности студентов
В современных условиях возрастают требования общества к профессиональной компетентности будущего педагога. Ведущей ценностью становится формирование личности, обладающей такими характеристиками как активность, инициативность, самостоятельность, ответственность. Именно инициативности отводится среди перечисленных качеств ведущее место.
Инициативность - интегральное качество личности, проявляющегося в способности к активной и самостоятельной социально полезной деятельности, которая формируются в процессе учения и целенаправленного воспитания. Эта способность проявляется в умении видеть проблему, разрабатывать способы решения и реализовывать их в процессе активной деятельности; предлагать оригинальные способы решения проблем повседневности, направленные на претворение в жизнь новаторских предложений; на удовлетворение поисковых интересов и потребностей, на помощь окружающим.
Формирование инициативности студентов необходимо рассматривать в контексте целостного формирования личности.
И.П. Пидкасистый считает, «что формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов - экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д.» [3, с.27].
Г.С. Батищев отмечал, что «человека нельзя «сделать», «вылепить» как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность, и исключительно через механизм этой его собственной - совместной с другими людьми деятельности он сформируется в то, чем делает его эта (общественная в своей сущности, коллективная) деятельность (труд и т.д.) [2].
Рассмотрение вопроса формирования инициативности студентов должно вестись с учетом активности самой личности.
Задача формирования личности поставлена обществом и государством перед системой образования, что находит отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», который содержит положение о свободном развитии личности, но связывает его с приоритетом общечеловеческих ценностей, воспитанием гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, природе.
Социально-педагогическая система по формированию инициативности студентов должна включать педагогическое воздействие субъектов социальной среды и их самостоятельную деятельность.
Проведенный анализ подходов к понятию «формирование личности» позволил дать определение понятию «формирование инициативности студента» - это процесс, включающий педагогическое управление и самостоятельную деятельность студента. Результатом данного процесса является приобретение личностью опыта деятельности, освоение компетенций и ценностей, приобретение позитивного социального опыта, способствующих активности в решении социально значимых задач.
Одним из эффективных средств формирования инициативности студентов в процессе обучения в вузе является проектная деятельность.
Проектирование рассматривается как один из определяющих видов деятельности человека, вносящий изменения в культуру, пронизывающий все сферы жизни человека. В широком смысле проектирование - это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде.
Проблема проектирования чрезвычайно многоаспектна в силу своей интегративной функции, поэтому в равной степени значима для любой деятельности. Проектирование является важнейшим компонентом способа жизнедеятельности любого человека, проектность, как способность к предвидению, является по сути архитипической чертой человеческого сознания.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_
В ходе исследования учитывались два аспекта проектирования: во-первых, - это собственно деятельность студента или совместная с педагогом и/или другими субъектами образования; во-вторых, - это педагогическая технология, в основе которой лежит метод проектов.
Включение студентов в проектную деятельность играет особое значение в формировании инициативности в процессе обучения в педагогическом вузе, это связано с тем, что проектная технология опирается на множество дидактических подходов; самомотивируема, что означает возрастание интереса и вовлеченности по мере выполнения работы; поддерживает педагогические цели на всех уровнях образования; позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле; приносит удовлетворение студентам, видящим продукт своего собственного труда.
Процесс формирования инициативности студентов педагогического вуза средствами проектной деятельности должен опираться на совокупность принципов.
Принципы выступают как наиболее важные, основополагающие предписания, следование которым является объективно необходимым условием успешной реализации исследуемого процесса.
Исходя из такого понимания принципов и адаптируя подход В.И. Андреева [1, с.35], основанием для их отбора и систематики послужили следующие критерии:
- объективности (каждый принцип должен формулироваться на основе объективно существующей педагогической тенденции);
- контекстной ориентированности (каждый принцип ориентирован на решение педагогических задач, формирующих общую стратегию деятельности);
- системности (каждый принцип должен предъявлять определенные требования ко всем компонентам системы образования, а также к компонентам социальной инициативности студентов);
- инновационности (каждый вновь сформулированный принцип должен раскрывать новые возможности совершенствования исследуемого процесса);
- взаимодополнительности (каждый новый принцип должен дополнять предыдущие, не заменяя и не перекрывая их);
- эффективности (реализация каждого принципа должна существенно повышать эффективность системы образования в целом);
- теоретической и практической значимости (каждый вновь сформулированный принцип имеет существенное значение для развития теории и для совершенствования практики социального воспитания студентов).
Группами принципов формирования социальной инициативности студентов в процессе обучения средствами проектной деятельности являются: социально-педагогические принципы (гуманизации, культуросообразности, опоры на социально-педагогический потенциал проектной деятельности, развивающего взаимодействия субъектов творческой среды) и личностно ориентированные принципы (проективности, продуктивности, рефлексивности).
Определение социально-педагогических принципов исследуемого процесса возможно только в контексте происходящих внешних изменений в образовании.
В современных условиях, одной из стратегических линий образования является гуманизация, проявляющаяся, в том числе, в приоритете субъект-субъектных отношений в системе образования. Приоритетным в гуманистической педагогике всегда являлся оптимистический взгляд на личность, опора в социально-педагогической деятельности на позитивную перспективу.
Данная тенденция в современном образовании позволяет определиться с базовым концептуальным принципом гуманизации в формировании инициативности студента средствами проектной деятельности. Он выражается в опоре на ценность проектной деятельности студента, ее перспективности.
Еще одна тенденция современного образования - культурологическая, ее особенностью является содержание образовательных моделей, ориентированных на культуру. Овладевая ее духовным и материальным богатством, индивид становится личностью, способной к сознательному строительству жизненной среды, разумных отношений с природой, людьми, государством.
Это актуализирует в свете нашего исследования принцип культуросообразности, который
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_
предписывает создание в процессе обучения различных возможностей, побуждающих культурное развитие личности, способствующее формированию инициативности студентов.
Процесс формирования инициативности студента средствами проектной деятельности ориентирован на становление активности в освоении им профессиональной и социальной культур, соответственно должен осуществляться с учетом принципа опоры на социально-педагогический потенциал проектной деятельности.
Принцип развивающего взаимодействия субъектов творческой среды является важным в формировании инициативности студента средствами проектной деятельности.
Творческая среда - это вид образовательно-профессиональной среды, представляющей собой систему взаимодействия субъектов среды, связанную с целеполаганием образования и воспитания, содержанием педагогического процесса как производной от содержания образования, социально ценностной культурной направленности воспитания, а также способами реализации данных целей, образовательными и социально-воспитательными технологиями. Данная среда выступает как фактор социального воспитания включенных в творческую, социально-значимую деятельность учащихся студентов, аспирантов, молодых специалистов образовательно-воспитательных и производственных учреждений микросоциума [2].
Принцип развивающего взаимодействия субъектов творческой среды обеспечивает открытость творческого диалога, расширяющего возможности в проявлении инициативности студента.
К принципам формирования инициативности студентов педагогического вуза средствами проектной деятельности необходимо отнести и группу технологических (методических) принципов, которые позволяют выступать в роли образца в технологическом обеспечении данного процесса.
Стратегической целью современного образования должно стать развитие культуры личности как ресурса, обеспечивающего развитие общества, культуры, науки, производства. Считаем, что концепции личностно ориентированного подхода призваны «обеспечить «прорыв» к качественно новым системам и технологиям образования, гармонически соединяющим функциональное и личностное развитие учащихся» [4, c.19-22].
Личностно ориентированный подход в педагогике интегрирует представления о социальной, деятельной и творческой сущности личности. Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя культуры не допускает сведения личности к натуре человека, а тем самым к вещи среди вещей, к обучаемому как объекту.
Личностно ориентированные образовательные технологии, позволяющие формировать инициативность студентов, должны базироваться, на наш взгляд, на принципе проективности.
Проективность предполагает приоритет инициатив студентов в выборе способов самореализации. Выполнение этого принципа обязывает использовать только те формы и методы, которые создают условия для творческой самореализации личности, ее саморазвития.
Проективность предполагает способность и актуализацию индивидуально-творческих возможностей. Воспринимая систему ценностей, заложенную в основе образования, студент осваивает методы творческого применения ее на практике. В ходе разработки и реализации проектов студент приобретает субъектность и компетентность, наращивает социальные качества, актуализируется инициативность.
Принцип продуктивности в личностно ориентированном образовании призван обеспечивать созидающий, деятельностный характер данного процесса, он направлен на создание условий для практической реализации социальной активности личности в конкретном «продукте».
Данный принцип определяет направленность процесса формирования инициативности студента на получение реального и практического продукта (творческого проекта, имеющего ценность для общества, для других людей и для личности).
Принцип рефлексивности в формировании инициативности студентов предполагает, что необходима интенсификация процесса осмысления их собственного субъектного, социально-полезного опыта. Опора на собственный опыт как смысловую основу является исходной точкой в становлении позиции субъекта. Оптимальной формой организации рефлексии являются тренинги. В тренинговых упражнениях отрабатываются субъектные свойства студентов.
Данный принцип позволяет интенсифицировать осмысление личностного опыта и становления
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_
позиции субъекта в социально-полезных делах.
Разработанные принципы выступают в качестве концептуальных требований, обеспечивающих повышение эффективности процесса формирования социальной инициативности студентов средствами проектной деятельности.
Список использованной литературы:
1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.
2. Гарашкина Н.В. Социальное воспитание учащейся молодежи: учебно-методическое пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004. 125 с.
3. Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: РПА, 1995. 637 с.
4. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Перемена, 1994. 354 с.
© Тигрова И.В., 2016
УДК 37.025.8
Убогова Людмила Анатольевна
воспитатель
ГБОУ СОШ №2 с.Обшаровка СП Детский сад «Журавушка» р. Приволжский Самарской обл., РФ
E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
В статье дается характеристика формам и средствам работы с детьми старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной художественной деятельности с целью развития творческого воображения.
Ключевые слова
дети дошкольного возраста, творческое воображение, изобразительная деятельность,
нетрадиционные техники рисования
Художественная продуктивная деятельность детей дошкольного возраста является обязательным элементом воспитательного и образовательного процесса дошкольной образовательной организации. Изобразительное творчество для дошкольника - естественный способ познания окружающего мира, обогащенный игровыми моментами; это форма отражения результата осмысления им явлений действительности с повышенной мотивацией к действию (творчеству). Изобразительная деятельность предусматривает такую организацию процесса, в котором бы сочеталась репродуктивная часть, т.е. усвоение готовых знаний, развитие ручной умелости в рисовании, изучение и «присвоение» сенсорных и художественных эталонов (в трактовке С.В. Погодиной [3, с. 52-63]) и творческой, продуктивной части. Освоение эталонов, например, предполагает определенный алгоритм - постепенный переход от активного к вспомогательному использованию изобразительных «шаблонов» в освоении детьми техники рисунка [4, с. 112-115].
О.В. Боровик называет условия развития фантазии и творческого воображения старших дошкольников в изобразительной деятельности [1]: интересное детям содержание занятия; обогащение, в том числе при активном участии детей, художественно-эстетической среды в группе; максимальное включение игровых приемов и ситуаций; вариативность методов обучения и материалов для работы; не навязывать свое представление о решении образа, сюжета; внимательно и с уважением относиться к творчеству детей и его