Научная статья на тему 'Социально-педагогический тренинг как средство развития инициативности студентов'

Социально-педагогический тренинг как средство развития инициативности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1149
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНИЦИАТИВНОСТЬ / ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ / КОМПОНЕНТЫ ИНИЦИАТИВНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / INITIATIVE / INITIATIVE DEVELOPMENT PROCESS / COMPONENTS OF INITIATIVE / SOCIO-PEDAGOGICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Инна Сергеевна

В статье рассматривается инициативность с точки зрения компетентностного подхода. Как ведущее инструментальное средство развития инициативности автор предлагает социально-педагогический тренинг; приводится модель процесса развития инициативности у студентов в рамках общественных объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-Pedagogical Training as a Means of Students' Initiative Development

The article focuses on the problem of the initiative from the point of view of the competence approach. As a main instrument of initiative development the author suggests the socio-pedagogical training. The model of students' initiative development process in social communities is analyzed in the article as well.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогический тренинг как средство развития инициативности студентов»

УДК 378 ББК 74.480

Попова Инна Сергеевна

аспирант г. Челябинск Popova Inna Sergeevna Post-graduate Chelyabinsk Социально-педагогический тренинг как средство развития инициативности студентов Socio-Pedagogical Training as a Means of Students’ Initiative Development

В статье рассматривается инициативность с точки зрения компетентност-ного подхода. Как ведущее инструментальное средство развития инициативности автор предлагает социально-педагогический тренинг; приводится модель процесса развития инициативности у студентов в рамках общественных объединений.

The article focuses on the problem of the initiative from the point of view of the competence approach. As a main instrument of initiative development the author suggests the socio-pedagogical training. The model of students’ initiative development process in social communities is analyzed in the article as well.

Ключевые слова: инициативность, процесс развития инициативности, компоненты инициативности, социально-педагогический тренинг.

Key words: initiative, initiative development process, components of initiative, socio-pedagogical training.

В «Модели образования 2020 для экономики, основанной на знаниях» инициативность человека выделяется «как важнейший ресурс экономического и социального развития общества» [1]. Актуальность развития инициативности отмечается не только на национальном, но и на европейском уровне, где социальная инициативность молодежи рассматривается как ценность современного общества, что находит отражение в концепции европейской гражданственности.

Под инициативностью мы понимаем интегративное качество личности, которое выражается в состоянии внутренней готовности личности к деятельности для удовлетворения своих потребностей, а внешне проявляется в признании грядущих проблем или возможностей и последующее принятие соответствующего действия.

Методологической основой нашего исследования является компетентност-ный подход, на основе которого осуществляется интеграция общеевропейского образовательного пространства. Российская система высшего образования

должна соответствовать европейским стандартам в контексте Болонского процесса подготовки специалиста, обладающего компетенциями, которые бы позволили ему активно включиться в самостоятельную познавательную деятельность в вузе, социальную деятельность, непрерывно самосовершенствоваться как профессионалу.

Анализ компетентностных моделей, разработанных в нашей стране (В .И. Байденко, И.А. Зимняя) и за рубежом (Tuning Project, Совет Европы, модель профессиональных компетенций Л. Спенсера и С. Спенсера), стандартов высшего профессионального образования различных поколений позволяет говорить, что инициативность является общей (универсальной, надпрофессиональ-ной, ключевой) компетенцией. В условиях современного рынка труда с высокой скоростью протекания процессов общие компетенции приобретают особое значение. Инициативность относится к системным компетенциям и имеет сложную архитектуру [3]. Компетенция «инициативность» присутствует в ряде современных отечественных и зарубежных профессиональных стандартов. Однако на сегодняшний день отсутствуют диссертационные исследования, в которых инициативность рассматривалась бы с точки зрения компетентностного подхода.

На основе трактовки компетентностей И.А.Зимней [2], нами выделены следующие компоненты компетенции инициативность:

5. готовность к проявлению инициативности (мотивационный компонент);

6. владение знанием содержания инициативности (когнитивный компонент);

7. опыт проявления инициатив в разнообразных ситуациях (поведенческий компонент);

8. отношение к инициативности (ценностно-смысловой компонент);

9. эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления (эмоционально-волевой компонент).

Компетенция инициативности опирается на врожденные способности и к моменту поступления студента в вуз уже сформирована на определенном уров-

не, однако, она должна и может быть развита в процессе социализации, профессионального образования, в том числе в общественной деятельности студента.

Процесс развития инициативности включает этап целеполагания, когнитивный этап, этап реализации проектов и рефлексивный этап. Указанные этапы соотносятся с компонентами инициативности:

1) этап целеполагания (формирование мотивационного, ценностносмыслового компонента инициативности) включает осознание ценностей, которые несет общественная организация и ее члены, и их принятие; формирование образа социально-активной, инициативной личности; постановку личных целей, планирование своей деятельности в рамках организации; планирование деятельности организации с учетом планов студентов-участников;

2) когнитивный этап (формирование когнитивного компонента инициативности) включает получение знаний социального проектирования; других знаний и умений, необходимых для реализации проектов-инициатив студента-ми-волонтерами общественной организации;

3) этап реализации инициатив (формирование поведенческого, эмоционально-волевого компонента инициативности) включает получение опыта реализации социальных проектов различного уровня в различных ролях (координатора, исполнителя). В практике создания собственных проектов-инициатив речь идет не только об усвоении методологии проектирования, разработке способа решения социальных проблем, но и реализации замыслов, мотивов, предоставлении студентам возможности выбора, развитии опыта деятельности, рефлексивных умений, реализации потребности в творчестве. Что приводит к развитию инициативности, и в дальнейшем будет способствовать сокращению и облегчению процесса адаптации выпускников вузов к будущей деятельности по специальности.

4) этап рефлексии (формирование мотивационного, ценностносмыслового, когнитивного, эмоционально-волевого компонента инициативности) включает в себя самоанализ личностного образа студента-волонтера; анализ реализованных проектов-инициатив; соотнесение своей деятельности с об-

разом социально-активной, инициативной личности; анализ деятельности общественной организации.

Рис. І. Модель процесса развития инициативности студентов-волонтеров педагогического отряда

Процесс развития инициативности реализуется в логике, которая соотносится с компонентами структуры компетенции инициативности, этапами ее развития и имеет спиралевидную структуру (рис. 1). Студент, являясь субъектом образовательной деятельности, может подниматься в образовательном процессе на новый уровень компетенции, при этом спираль переходит на новый виток, а студент обнаруживает и осмысливает новые возможности своего развития (этап целеполагания). Активизировать процесс передачи знаниевой составляющей компетенции (когнитивный этап) позволяет работоспособный проект-инициатива, реализованный студентами на этапе реализации инициатив. Новый уровень включает возможности использования полученных знаний на предыдущих более низких уровнях и дополняет предыдущий новым смыслом с помощью рефлексии (рефлексивный этап). Без последовательного прохождения студентом каждого из этапов не возможен переход на новый уровень инициативности.

Формирование компонентов компетенции инициативность на каждом из этапов возможно с помощью активных методов обучения. А.В. Хуторской отмечает, что при формировании компетентности «опыт одновременен и даже опережает получение новых знаний» [3]. Обучение в опыте создает компетентность. Этому принципу отвечает тренинг, в котором образовательной процесс осуществляется не в традиционной последовательности знания ^ умения ^ навыки, а через анализ полученного опыта к знаниям. Сегодня мы наблюдаем, как расширяются границы использования понятия "тренинг". Это связано с постоянным увеличением количества целей и задач, которые можно решить, используя данный метод, по сравнению с ранее определявшимися целями развития компетентности в общении. В последние годы помимо психологических, социально-психологических тренингов появляются научные исследования, где вводится понятие акмеологического (А.П. Ситников), педагогического (А.В. Щербаков) и социально-педагогического тренинга (М. С. Говоров).

Мы рассматриваем тренинговую работу как ведущее инструментальное средство развития инициативности. Этапы целеполагания, когнитивный и рефлексивный строятся на основе социально-педагогического тренинга, который мы рассматриваем как форму организации обучения, направленную на получение навыков и компетентностей, необходимых для выполнения общественной и профессиональной деятельности, предполагающую наличие вариативного содержания и обладающую рядом организационных свойств: активность участников, игровой характер работы, обучающая направленность, групповая работа. В зависимости от содержания занятия мы выделяем три вида социальнопедагогического тренинга (тренинг целеполагания, когнитивный, рефлексивный), которые соотносятся с компонентами инициативности и реализуются в логике этапов развития данной компетенции.

На основе анализа положений компетентностного подхода к предмету исследования, выявили следующие принципы развития инициативности студентов посредством социально-педагогического тренинга.

Принцип субъектности. Так как инициативность - это, прежде всего, продукт собственной активности студента, педагог-тренер максимально содействует проявлению активности самого студента, выступающего носителем индивидуального, субъектного опыта.

Принцип интеграции учебной среды вуза (формальное образование) и среды студенческих объединений (неформальное образование) предусматривает объединение среды формального образования, где осуществляется освоение социального опыта согласно государственным стандартам, и неформального, направленного на его субъективизацию, что создает контекст социальной инициативности.

Принцип ценностной доминанты направлен на осознание важности инициативности для собственной профессиональной и социальной деятельности, принятие ценностей современного общества.

Основным инструментом социально-педагогического тренинга является упражнение. Упражнение эффективно тогда, когда участники активно приобретают новый опыт.

После проведения упражнения (блок 1) педагог-тренер организует процесс, в рамках которого участники анализируют ситуацию и делают выводы (блок 2), полученные выводы накладывают на реальную действительность - тот опыт, который уже имеют (блок 3). После этого обсуждаются перспективы использования полученных знаний - блок 4 (рис. 2). Следует отметить, что компетенция инициативности развивается не многократным выполнением какой-либо деятельности (например, большое число выполняемых упражнений в рамках когнитивного тренинга), а сравнительным анализом, сопоставлением цели, поставленной участником на тренинге, с проектируемым ходом ее выполнения и реальным проектом, получением соответствующих рефлексивных выводов.

Вне зависимости от целей и вида логику построения занятия с использованием социально-педагогического тренинга мы видим следующей:

— постановка целей: участники должны поставить цель на данное занятие.

— установление правил работы группы: основная задача преподавателя создать такие условия, чтобы студент стал не объектом, а субъектом процесса. Для этого следует студента вовлечь в образовательный процесс, а не заставить участвовать в нем. В рамках работы должны соблюдаться принципы активности, партнерского общения и др., необходимые участникам данной группы для работы.

— рабочий блок упражнений с анализом: блок упражнений формируется педагогом, исходя из конкретных целей и задач, поставленных перед группой; при этом следует учитывать уровень группы, возрастные особенности участников;

— общая рефлексия по тренингу, которая включает упражнения, направленные на получение и передачу обратной связи, подведение эмоциональных и рациональных итогов работы.

Рис. 2. Структура социально-педагогического тренинга

На наш взгляд, процесс поэтапного развития компетенции с использованием социально-педагогического тренинга в рамках общественной организации: постановка студентом - субъектом образовательного процесса личностных целей и задач (этап целеполагания), обучение участников навыкам разработки проектов (когнитивный этап) и их поддержка в реализация социальных проектов в качестве участников, стажера, координатора (этап реализации проектов), принятие инициативности как ценности (рефлексивный этап) - будет

являться эффективными способом развития инициативности студентов-волонтеров молодежной общественной организации «Челябинский областной педагогический отряд».

Библиографический список

1. Волков, А.Е. Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики: материал для обсуждения [Текст] / А.Е. Волков, Я.И. Кузьминов, И.М. Ре-моренко, Б.Л. Рудник, И.Д. Фрумин, Л.И. Якобсон // Образовательная политика. - 2008. - № 8 . - С. 32-64.

2. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. -№ 5. - с. 34-42.

3. Спенсер, Л.М. Компетенции на работе [Текст] / Л.М. Спенсер, С.М. Спенсер // HIPPO. - 2005. - 384 с.

4. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование.- 2003. - № 2. - С.58-64.

Bibliography

1. Khutorskoy, A.V. Key Competences as the Component of a Personally Oriented Paradigm in Education [Text] / A.V. Khutorskoy // National Education. - 2003. - № 2. - 58-64 p.

2. Spenser, L.M. Competences at Work [Text] / L.M. Spenser, S.M. Spenser // HIPPO. -2005. - 384 p.

3. Volkov, A.E. Russian Education - 2020: The Model of Education for Innovative Economics: Stuff for Discussion [Text] / A.E. Volkov, Ya.I. Kuzminov, I.M. Remorenko, B.L. Rudnik, I.D. Frumin, L.I. Jacobson // Educational Policy. - 2008. - №8. - P. 32-64.

4. Zimnyaya, I.A. Key Competences as a New Education Paradigm [Text] / I.A. Zimnyaya // Higher Education Nowadays. - 2003. - № 5. - P. 34-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.