_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
УДК 378.14
О.С.Макусев
К.п.н., доцент НХТИ ФГБОУ ВО (филиал) «КНИТУ» Г.Ю.Исрафилова ст. преподаватель НХТИ ФГБОУ ВО (филиал) «КНИТУ» Г. Нижнекамск, Российская Федерация
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация
Рассматриваются средства физической культуры в формировании мотивационной сферы студентов технических специальностей. Развитие компетенций студентов в соответствии с особенностями образовательного процесса исследовательского университета.
Ключевые слова Физическая культура, студенты, формирование мотивационной сферы
Современное общество выдвигает повышенные требования к подготовке специалистов технического профиля. Очевидно, актуальным будет переосмысление целей и задач физического образования и воспитания в исследовательском университете технического профиля. Компетентностный подход предполагает не только формирование у студентов системы знаний, умений и навыков в сфере физической культуры и спорта, но и развитие способности работать в команде, толерантно воспринимая социальные и культурные различия; способности к самоорганизации и самообразованию; способности к индивидуальным креативным решениям, а также формирование системы ценностных ориентаций.
Физическая культура в вузе может выступать средством физического развития, оздоровления и воспитания творческой активной молодежи. Состояние физической подготовленности, состояние здоровья, уровень работоспособности будущих специалистов выступают потенциалом их профессионального развития. В связи с этим можно рассматривать характерологический потенциал, который обладает свойством восполнения ресурса. Предпосылками профессиональных достижений могут выступать такие черты характера как активность, инициативность, целеустремленность, настойчивость, ответственность и другие. Заданные черты характера можно формировать целенаправленно в процессе воспитания и самовоспитания[1].
Наблюдения за студентами технических специальностей показывают несоответствие между требованиями системы высшего образования, учебного заведения и уровнем индивидуального развития студентов. В ходе проведенного опроса первокурсников в 2015 г. нами было установлено, что из 254 студентов, среди которых 122 юноши и 132 девушки, регулярно самостоятельно занимаются физическими упражнениями лишь 30 юношей (24,6 %) и 18 девушек (13,6%), а 8 юношей (6,6%) и 14 девушек (10,6%) не занимаются физическими упражнениями вообще [2]. Возможно, эти факторы могут быть обусловлены диссинхронным психическим развитием личности. Концепция диссинхронии психического развития (П. Мерша, Ж.-Ш. Террасье, И.Ф.Сибгатуллина) проявляется в рассогласованном состоянии систем взаимосвязанных психических явлений в определенный момент их развития, в несбалансированности когнитивного, волевого, эмоционального, поведенческого и других компонентов психического[3]. Физическая культура может помочь в преодолении диссинхронного развития.
Системообразующим свойством личности выступает направленность личности. Оно включает в себя совокупность устойчивых мотивов, относительно независимых от ситуации, ориентирующих избирательную активность личности.
Система мотивов формируется в течение жизни человека. Педагогические средства физической
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
культуры могут эффективно использоваться в процессе обучения студентов в университете. Е.П. Ильин выделяет следующие мотивы: стремление к самосовершенствованию; стремление к самоутверждению и самовыражению; социальные установки; удовлетворение духовных потребностей [4, с. 33]. В связи с этим, молодым людям необходимо выбрать занятия физической культурой соответствующие природным данным. На втором этапе, когда сделан выбор вида спорта или физических упражнений, у студентов возникает устойчивый интерес к выбранным видам занятий и получение удовольствий от занятий. На третьем этапе достижения спортивного мастерства основными мотивами являются стремления поддержать и развить свои достижения, умножить как свою славу, так и вуза, и города.
Мотивацией студентов, занимающихся спортом, можно управлять. Мотивы характеризуются силой и устойчивостью и влияют на успешность деятельности молодых людей, чем сильнее мотивы, тем эффективнее деятельность. По закону Йеркса-Додсона, усилие стимуляции повышает эффективность профессиональной деятельности и обучения, но сверхсильная мотивация ухудшает их, т.е. задача преподавателя контролировать оптимальную силу мотива.
Мотивационный потенциал развития личности может складываться из внутренних и внешних мотивов (стимулов). Среди студентов технических специальностей преобладают интроверты, по отношению к которым более эффективна похвала. На экстравертов более действенно порицание.
В спорте присутствует компонент состязательности, который может использоваться как мотивационный стимул. Исследования А.Ц. Пуни показали улучшение результатов спортсменов в условиях очных соревнований. Еще одним стимулом для спортсменов может быть присутствие зрителей, значимых людей. Но, следует учесть мнение академика В.М. Бехтерева, который выделил типы людей социально возбудимых, социально тормозных и индифферентных. Студенты, которые имеют повышенный уровень тревожности, будут отрицательно реагировать на присутствующих. А студенты с низким уровнем тревожности и высоким уровнем притязаний на поддержку реагируют положительно. Психологи показали, что внимание к нуждам человека повышает его самоотдачу в деятельности. Участие в соревнованиях за честь группы, факультета, учебного заведения, города, республики или страны помогают формировать патриотизм, гражданственность, умение работать в коллективе. Занятия спортом, физической культурой формируют умения ставить цели. Следует рассмотреть еще «мотив достижения успехов». Студенты с высоким уровнем этого мотива хорошо осознают свои и групповые цели, они стремятся достичь наивысших результатов, быть лидером, патриотом.
Конкуренция на рынке труда требует от соискателей не только сформированных профессиональных знаний и умений, но и хорошего здоровья и личностных качеств. Будущего специалиста к этому необходимо готовить в процессе обучения. Средства дисциплины физическая культура позволяют формировать конкурентоспособность будущих специалистов.
Список использованной литературы:
1. Исрафилова, Г.Ю. Факторы развития профессионализма и потенциалы развития личности студентов технического университета. / Г.Ю.Исрафилова. //Вестник Казанского технологического университета, 2013.-№ 12(16). - С. 319-324.
2. Макусев, О.Н., Ильин, И.В. Психолого-педагогическая характеристика общей физической подготовки первокурсников / О.Н. Макусев, И.В. Ильин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2014. - № 1 (16). - С.128-130.
3. Исрафилова, Г.Ю. Взаимосвязи показателей психического развития студентов технических специальностей в структуре диссинхронии психического развития / И.Ф. Сибгатуллина, Г.Ю. Исрафилова, И.И. Лушпаева, О.Р. Рябов, С.А. Теряева // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - Ростов-на-Дону, 2011. - №12, - С.101-108
4. Ильин, Е.П. Психология спорта. / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012. - 352 с.
© Макусев О.Н., Исрафилова Г.Ю., 2016