Научная статья на тему 'Проблемы внедрения ВФСК ГТО в среду учащейся молодежи и пути их решения'

Проблемы внедрения ВФСК ГТО в среду учащейся молодежи и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2125
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / НОРМЫ ГТО / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / НАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макусев О. Н., Дмитриева О. В.

Занятия спортом это основной источник здорового тела, поэтому так важно внедрять систему норм ГТО среди молодежи. Здоровье нации напрямую зависит от уровня физической подготовки в современных образовательных учреждениях. В представленной статье проанализированы основные причинноследственные связи проблематики внедрения ВФСК ГТО в среде учащейся молодежи, а также предоставлены рекомендационные меры по решению существующих и потенциальных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макусев О. Н., Дмитриева О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы внедрения ВФСК ГТО в среду учащейся молодежи и пути их решения»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 378

Макусев О.Н.

к.п.н., доцент

кафедры «Физического воспитания и спорта» НХТИ ФГБОУ ВО «НИТУ» Дмитриева О.В. студентка 2 курса факультета управления и автоматизации НХТИ ФГБОУ ВО «НИТУ» г. Нижнекамск, Российская Федерация

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ВФСК ГТО В СРЕДУ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация

Занятия спортом - это основной источник здорового тела, поэтому так важно внедрять систему норм ГТО среди молодежи. Здоровье нации напрямую зависит от уровня физической подготовки в современных образовательных учреждениях. В представленной статье проанализированы основные причинно-следственные связи проблематики внедрения ВФСК ГТО в среде учащейся молодежи, а также предоставлены рекомендационные меры по решению существующих и потенциальных проблем.

Ключевые слова

Спорт, нормы ГТО, физическая подготовка, образовательная среда, нация.

Федеральный закон о возрождении физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) был принят Государственной Думой 25 сентября 2015 года [1]. Государственные образовательные учреждения получили возможность проводить тестирования по нормам ГТО.

Существуют разные мнения о том, насколько важно и нужно снова возвращаться к практике сдачи норм ГТО. С одной стороны, введение этих норм акцентирует внимание народа на спорте, физической подготовке и здоровом образе жизни, но, с другой стороны, введение норм ГТО не гарантирует, что к спорту и здоровому образу жизни будет привлечено большое количество людей, ранее не любивших спорт, ведь сдача норм ГТО - дело полностью добровольное.

Нормы ГТО в идеале планируется ввести в жизнедеятельность всех слоев населения, но, прежде всего, речь идет об учащейся молодежи - школьниках и студентах, ведь очень важно беречь и хранить свое здоровье смолоду.

Однако, существуют некоторые проблемы, связанные с внедрением всероссийского физкультурно-спортивного комплекса (далее - ВФСК) в студенческой среде [2].

Первоочередной проблемой введения ВФСК в высших учебных заведениях является нехватка спортивных учреждений [3]. Речь идет о недостаточной обеспеченности вузов спортивными комплексами, плавательными бассейнами, лыжными базами. В связи с этим, в первую очередь необходимо построить спортивные учреждения по подготовке и сдаче нормативов ВФСК для каждого из вузов и обеспечить их надлежащее содержание. В первое время, пока будет идти строительство спортивных учреждений, вузы должны будут арендовать спорткомплексы должного уровня для своих студентов. Однако, как аренда, так и строительство спортивных комплексов требует от вузов больших финансовых вложений, такие вложения не под силу большинству высшим учебным заведениям. Это значит, что государство, вводя всероссийский физкультурно-спортивный комплекс должно выделить каждому вузу дополнительные средства на аренду, строительство и содержание спортивных комплексов, но материальные затраты слишком велики, а значит, есть вероятность, что не у каждого вуза будет достойный спортивный комплекс для подготовки студентов к сдаче нормативов.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

Второй, но не менее важной проблемой, которую хотелось бы обозначить, является мировоззрение молодых людей, которые поступают в вуз. Ведь в высшее учебное заведение поступают взрослые люди, большинство студентов на момент поступления являются совершеннолетними. Таким образом, большинство проблем внедрения ВФСК в высших учебных заведениях находятся за пределами вузов, а именно в семьях, где воспитываются молодые люди. Кроме того, не менее важную роль играют и средние школы, интернаты и лицеи, где учатся будущие студенты. В настоящее время общение родителей с детьми значительно сократилось по сравнению с периодом Советского Союза, в связи, с чем основная часть воспитания подростков переходит к общеобразовательным учреждениям. В этих учреждениях не способны уделить каждому подростку должного внимания, поэтому некоторые основы воспитания, которые должны были быть даны в семье, подростки получают от свободного общения друг с другом, то есть от других подростков или, чаще всего, с помощью информации из Интернет-ресурсов. Сам по себе интернет является очень полезной вещью, но из-за повсеместного его распространения, современная молодежь имеет, возможность получить любую необходимую информацию не выходя, из дома и не совершая никаких лишних телодвижений. В связи с этим происходит значительное снижение двигательной активности среди молодежи. Кроме того, многих молодых людей еще с раннего детства приучают к смартфонам, планшетам, ноутбукам и иным гаджетам. Да и в школах многие учителя дают школьникам задания, которые необходимо выполнять с помощью компьютера, а написанные от руки рефераты и доклады входят в прошлое. Но постоянное сидение за компьютером крайне отрицательно сказывается на здоровье ребенка. Речь идет не только о физическом, но и о психическом здоровье. Ведь портится зрение, осанка, но и возникают такие проблемы, как зависимость от гаджетов, а так же дети становятся замкнутыми в себе, не общительными и не способными к участию в массовых мероприятиях. Таким образом, появляется большое количество детей и подростков, находящихся в не самом лучшем физическом состоянии и относящихся к специальной медицинской группе, или даже имеющих противопоказания к занятиям по физической культуре.

К сожалению, родители современных школьников уже сами взрослели в тяжелые девяностые годы, проходившие в тяжелейших социально-экономических условиях, которые значительно сказались на снижении уровня жизни и здоровья населения. То есть, получается, что современные семьи, уже начиная с родителей, не ориентированы на физическую культуру. А если родители не показывают достойный пример, не занимаются спортом и не приучают к спорту детей, то и дети в дальнейшем с большой вероятностью не смогут привить своим потомкам любовь к спорту. Получается, что большинство современных подростков не приучены к спорту, а значит, введение норм ВФСК будет воспринято ими отрицательно.

В современных условиях жизни в целом наблюдается тенденция к снижению мотивации молодежи к спортивной, оздоровительной, да и просто двигательной активности. Наиболее отчетливо такую тенденцию можно наблюдать в высших учебных учреждениях с хорошо оснащенными спортивными комплексами. Так, студенты вузов, в которых имеется хорошая материальная база, все равно часто пропускают занятия по физической культуре. То есть, студенты совсем не стремятся использовать возможности для занятий спортом.

Интересен тот факт, что молодые люди не стремятся к активному спорту вроде бега на лыжах или кросса по пересечённой местности, более того, большинство студентов с удовольствием согласятся заменить эти виды спорта, например, скандинавской ходьбой с палками, которая предназначена в основном для поддержания здоровья и физической активности людей преклонного возраста [4]. Возможно, это происходит потому, что молодые люди боятся, не справится с более тяжелой физической нагрузкой и по этой причине предпочитают избегать тяжелых нагрузок, заменяя их легкими физическими упражнениями, с которыми они смогут справиться наверняка. Вероятно, именно в связи с тенденцией к снижению физической подготовки, которая наблюдается у современной молодежи, современные нормативы ГТО были снижены [5]. При введении нормативов ВФСК ГТО самое главное - не разовая их сдача, а подготовка к ним и поддержание физической подготовки на уровне данных нормативов. Учитывая, что интересы современной молодежи зачастую крайне далеки от сферы физической культуры и спорта, возникает проблема мотивации молодых людей к подготовке к нормативам, их сдаче и, главное, к поддержанию двигательных качеств на уровне этих нормативов [6].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что на данном этапе внедрения норм ВФСК ГТО самое важное - мотивировать учащихся к подготовке и сдаче норм, заинтересовать их и позволить каждому молодому человеку самостоятельно понять необходимость и значимость достижения того уровня физической подготовки, которого требуют нормы ВФСК ГТО. Это значит, что смысл внедрения норм ГТО заключается не только в физической, но и в психологической подготовке учащейся молодежи к сложным, непредсказуемым и постоянно меняющимся условиям социальной жизни.

Подводя итог, хотелось бы внести более конкретные предложения по эффективному внедрению норм ВФСК ГТО в современную молодёжную среду. Во-первых, очень важно, чтобы в каждом вузе с учащимися были проведены беседы, разъясняющая необходимость комплекса ГТО, историю этих норм и их значении для людей, живущих в Советском Союзе. Необходима систематическая работа преподавательского состава по пропаганде здорового образа жизни [7]. Кроме того, помня о важности интернета для молодых людей, возможно размещение на сайте каждого вуза информации о внедрении норм ГТО. Вероятно, есть смысл вести электронные журналы, в которых будет отмечаться уровень физической подготовки каждого учащегося, и в которых будет содержаться актуальная информация об участии студента в сдаче нормативов Комплекса ГТО.

Во-вторых, очень важно всеми способами поощрять студентов, которые демонстрируют хорошие и отличные показатели по сдаче норм ВФСК. Поощрения могут быть как материальные, в виде повышения стипендии или, для обучающихся по контракту, снижение стоимости обучения на следующий семестр, так и нематериальные в виде награждения почетными грамотами.

В-третьих, нужно проводить в вузах соревнования по сдаче ГТО, ведь дух соперничества может повысить мотивацию молодых людей к достижению уровня физической подготовки, обозначенного нормами ВФСК. Проводить соревнования студентов и преподавателей можно совместно, это повысит интерес студентов к сдаче нормативов.

Кроме того, во время занятий по физической культуре необходимо проводить регулярный мониторинг физической подготовки учащихся и сравнивать уровень подготовки с нормативами, обозначенными ВФСК.

В целом, участие учащейся молодежи во Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе ГТО, в случае грамотного и постепенного внедрения самой идеи ВФСК ГТО в молодежные круги, позволит повысить мотивацию студентов к занятиям спортом. В будущем есть высокая вероятность того, что большая часть молодых людей станет придерживаться принципов здорового образа жизни, важной составляющей которого являются регулярные занятия физической культурой. Главное при введении норм современного комплекса ГТО - не забывать поощрять людей, по большей части, материально.

Таким образом, современные нормы ВФСК ГТО являются не просто комплексом спортивных мероприятий, но и очень важным шагом для повышения общего уровня здоровья и спортивной подготовки населения страны.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 5 октября 2015 г. N 274-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" https://rg.ru/2015/10/07/gto-dok.html

2. Макусева, Т.Г. Ресурсосберегающие технологии в обучении // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Серия: психология и педагогика. - 2012. - №4. - С. 179 - 181.

3. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР»// Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту: в 3 т. - Москва, 1961. - Т.1. - С.182-183.

4. Готов к труду и обороне СССР // Большая энциклопедия: в 62 т. - Москва, 2006. - Т. 13. - С. 277-278.

5. Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО): Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года N 172 // Российская газета. - 2014.

6. Макусев О.Н., Ильин И.В. Психолого-педагогическая характеристика общей физической подготовки первокурсников / Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С.128-130.

7. Ильинич В.И. Физическая культура студента: учебное пособие / В.И. Ильинич. - М.: Гардарики, 1999. - 128 с.

© Макусев О.Н., Дмитриева О.В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.