Научная статья на тему 'Применение саморегуляции эмоциональных состояний студентов в процессе тренировок и спортивных соревнований'

Применение саморегуляции эмоциональных состояний студентов в процессе тренировок и спортивных соревнований Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
572
69
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ / СПОРТИВНЫЕ ТРЕНИРОВКИ / СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Исрафилова Г. Ю., Панягин Д. М.

В статье рассматривается применение методов саморегуляции эмоциональных состояний студентов в спортивных тренировках и соревнованиях. Развитие компетенций студентов средствами физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение саморегуляции эмоциональных состояний студентов в процессе тренировок и спортивных соревнований»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 378.14

Г.Ю.Исрафилова

ст. преподаватель НХТИ ФГБОУ ВО (филиал) «КНИТУ»

Д.М.Панягин ст. преподаватель НХТИ ФГБОУ ВО (филиал) «КНИТУ» г. Нижнекамск, Российская Федерация

ПРИМЕНЕНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВОК И СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ

Аннотация

В статье рассматривается применение методов саморегуляции эмоциональных состояний студентов в спортивных тренировках и соревнованиях. Развитие компетенций студентов средствами физической культуры.

Ключевые слова

Студенты, саморегуляция эмоциональных состояний, спортивные тренировки, спортивные соревнования.

Конкурентоспособность молодых специалистов на рынке труда формируется еще в период обучения в вузе. Средствами дисциплины Физическая культура должны быть формированы следующие компетенции: способность к самоорганизации и самообразованию, работать самостоятельно, использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности, сохранения здоровья.

Психологическое сопровождение процесса обучения студентов в институте осуществляется на основе феномена диссинхронии психического развития. Анализ диссинхронных параметров студентов показал статистический разброс на уровне психических состояний (тревожность, фрустрация, агрессия коэффициент диссинхронии ригидность Kd=0,52-0,4).

Левитов Д.Н. выявил, что единство переживаний и деятельности характеризуют психические состояния. Занятия физической культурой, спортом, тренировочный процесс, участие в соревнованиях предполагают яркое проявление эмоций. Следовательно, психические состояния влияют на тренировочный и соревновательный процесс студентов, как фон. Но, и эти процессы влияют на формирование состояния. Однако, по мнению Е. П. Ильина, развитие определенных состояний, целесообразных с точки зрения жизнедеятельности функциональной системы, может быть нецелесообразным с точки зрения деятельности человека, мешая достижению поставленной им перед собой цели. В процессе спортивных тренировок и, особенно во время соревнований студенты испытывают множество разнообразных эмоциональных состояний как положительных, так и отрицательных, которые влияют на результативность. Возникновение психических состояний детерминируется многими факторами: предстартовое волнение, труднопреодолимое препятствие на пути к цели, страх поражения, чувство ответственности за результат соревнований, утомление, монотонность тренировочной деятельности, оценка результатов спортивной деятельности

Но, диссинхрония психического развития играет двоякую роль. Как пишет И. Ф. Сибгатуллина «с одной стороны, любые преграды, любое рассогласование в психическом развитии выступают как ограничения, тормозящие процесс становления гармоничной личности. Однако, создавая определенные трудности, они одновременно являются и своеобразными стимулами порождения процессов компенсации» [2, с. 312].

Для преодоления диссинхронии в развитии студентов можно применять обучение студентов методам саморегуляции эмоциональных состояний. Анкетирование первокурсников выявило, что 19% студентов регулярно занимаются физической культурой и спортом. Эти студенты на практике могут применять методы саморегуляции.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070_

Психическая саморегуляция представляет собой совокупность приемов и методов коррекции психофизиологического состояния, благодаря которым достигается оптимизация психических и соматических функций. Одновременно снижается уровень эмоциональной напряженности, повышается работоспособность и степень психологического комфорта.

В психологии спорта эмоциональные и психофизиологические состояния спортсменов изучались Н.П. Ильиным, А.В.Алексеевым, О.В. Черниковой, Ю.Ю. Палайма, В.К.Сафроновым, Г.Б. Суворовым и др.

Ильин Е.П. обобщает использование четырех разновидностей психической саморегуляции в спорте: аутогенная тренировка, психорегулирующая и психомышечная тренировка, идеомоторная тренировка. Но следует с осторожностью применять методы регуляции, так как можно получить обратный эффект. Следовательно, стоит задача отбора эффективных методов, которые смогут применить как сами спортсмены, так и их тренеры. Это особенно актуально в ситуациях отсутствия профессиональных спортивных психологов.

В психологии спорта хорошо разработаны и применяются в практике методы подготовки к соревнованиям ментальные тренинги (от англ. mental- умственный, психический): аутотренинг, идеомоторная тренировка, сенсорная репродукция, сюжетно-ролевая умственная подготовка, умственная репетиция соревнований, ауто- и гетеровнушения, методики медитации и другие.

Наиболее известны и чаще применяются методы внушения и самовнушения. Самовнушение используется для снижения эмоционального напряжения спортсмена в различных ситуациях: снятия «предстартовой лихорадки», в период выступления на соревнованиях, с целью выработать способность успокаиваться или наоборот активизировать резервные возможности организма, сон на заданное время и т.д.

В основе самовнушения, чаще всего используют аутогенную тренировку И. Шульца и ее различные модификации, прогрессивную релаксацию Э. Джекобсона (иногда объединяют оба этих метода). Так же применяют отдельные элементы мотивированного самовнушения по В. М. Бехтереву и Н. В. Иванову, метода физических действий К. С. Станиславского и т.д. Применение методов самовнушения в процессе подготовки спортсмена улучшит ее, и позволит задействовать резервные возможности организма. Что позволит повысить спортивные результаты.

Сформированные навыки самовнушения открывают большие возможности их использования в практике психопрофилактики, для воздействия на психофизиологические процессы организма человека с целью их изменения в различных жизненных ситуациях.

Еще один метод саморегуляции может быть использован в практике работы со студентами -мысленная репетиция (МР). Метод МР помогает снимать чрезмерное напряжение перед соревнованием, справиться с неудачами, настроиться на победу (В.П. Некрасов с сотрудниками, 1995). Спортсмены высокой квалификации эффективно используют метод. В частности в литературе описан опыт тренировок теннисиста Бориса Беккера. Метод МР успешно используется для подготовки к соревнованиям, когда спортсмен мысленно проигрывает как «кино» предстоящую ситуацию состязания. При этом снимается излишнее напряжение, страх, неуверенность и спортсмен настраивается на максимальный результат. [3, с. 248] Опыт применения этого метода показал его эффективность. Вначале тренинг проводит психолог, а далее спортсмены выполняют упражнение самостоятельно. Но ценность метода МР заключается в том, что его можно применять к любым ситуациям, требующим эмоционального напряжения: выступление на сцене, ситуации проверки знаний и др.

Американский спортивный психолог доктор Джим Тейлор особое внимание уделяет методам визуализации. Одним из основополагающих уроков программы Джима Тейлора является позиция KISS. Работая с горнолыжниками, он рекомендует использовать правило, кто приходит на финиш первым — выигрывает соревнование. Спортсмены должны себе сказать: «keep it simple SMART», или «умница, ничего не усложняй». Этот принцип реализуется на практике так, что спортсмен должен выбрать несколько самых главных задач для конкретной ситуации и сконцентрироваться только на решении этих задачах. Главное — это победить себя. На соревнованиях спортсмен соревнуется в трех состязаниях сразу: состязания с реальными участниками; борьба с дистанцией, погодными условиями, снарядом; самая главная борьба происходит с самим собой. Доктор Дж. Тейлор предлагает в день соревнований сконцентрироваться только

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070

на одной задаче — нужно сделать это как можно лучше. Все остальное значения не имеет.

Применение навыков саморегуляции, сформированных студентами в процессе тренировочной и соревновательной деятельности, будет эффективно применяться в практике жизни и профессиональной деятельности.

Список использованной литературы:

1. Ильин, Е.П. Психология спорта. / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012. - 352 с.

2. Исрафилова, Г.Ю., Сибгатуллина И.Ф. - Социальная диссинхрония студентов технических специальностей в процессе профессиональной подготовки.// Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - Т. 16. № 7. - С. 311-314.

3. Практикум по спортивной психологии./Под ред.И.П. Волкова. - СПб.: Питер, 2002. -288 с.

4. Практикум по психологии состояний./Под ред. А.О. Прохорова. - СПб.: Речь, 2004. -480 с.

© Исрафилова Г.Ю., Панягин Д.М., 2017

УДК 378.14

М.Ф.Каримов

к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Ф.Ф.Кашапова студент факультета физики и математики г. Бирск, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ ФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ФЕРРОМАГНЕТИКОВ И ФЕРРИМАГНЕТИКОВ

Аннотация

Рассмотрена дидактика изучения учащимися средних общеобразовательных школ физических свойств сильномагнитных веществ на лекционных, практических и лабораторных занятиях.

Ключевые слова Магнетизм, ферромагнетик, ферримагнетик, магнитный домен.

Вещества, обладающие сильномагнитными свойствами, были известны древнегреческим ученым античности со времен Фалеса Милетского (ок. 625 - ок. 547 до н.э.) и Демокрита (ок. 460 - ок. 370 до н.э.) [1].

В основе описания и объяснения магнитных свойств вещества лежит системно-структурно-функциональный подход к познанию физических и химических объектов, процессов и явлений [2].

Согласно современным научным представлениям, каждый атом вещества состоит из центральной части - ядра, заряжено положительно и вращающихся вокруг него отрицательно заряженных электронов.

В периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева (1834 -1907) [3], состоящей из ста восемнадцати структурных единиц, только железо, никель, кобальт и гадолиний обладают ярко выраженными магнитными свойствами.

На латинском языке железо - феррум, отсюда и название ферромагнетики, к которым, начиная с восемнадцатого века, относятся железо, никель и кобальт, а гадолиний как сильномагнитное вещество было открыто лишь в 1880 году.

С точки зрения современного системно - структурно - функционального подхода к познанию природной действительности и её магнитным явлениям [4], ферромагнетики - это сильномагнитные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.