Научная статья на тему 'Непрерывное проектирование выпускной квалификационной работы при подготовке бакалавров профессионального обучения по сертификации, метрологии и управления качеством в машиностроении'

Непрерывное проектирование выпускной квалификационной работы при подготовке бакалавров профессионального обучения по сертификации, метрологии и управления качеством в машиностроении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / БАКАЛАВР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Татьяна Борисовна, Мигачева Галина Николаевна

Приведен вариант использования процессного подхода при организации непрерывного проектирования выпускных квалификационных работ, определения их тематики на основании обобщенных трудовых функций профессиональных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное проектирование выпускной квалификационной работы при подготовке бакалавров профессионального обучения по сертификации, метрологии и управления качеством в машиностроении»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

УДК 378.1

Соколова Татьяна Борисовна

канд. пед. наук,доцент кафедры ТМС ФГАОУ ВПО «РГППУ» г .Екатеринбург,РФ E-mail:[email protected] Мигачева Галина Николаевна канд. техн. наук,доцент кафедры ТМС ФГАОУ ВПО «РГППУ» г .Екатеринбург,РФ E-mail:[email protected]

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО СЕРТИФИКАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В МАШИНОСТРОЕНИИ

Аннотация

Приведен вариант использования процессного подхода при организации непрерывного проектирования выпускных квалификационных работ, определения их тематики на основании обобщенных трудовых функций профессиональных стандартов.

Ключевые слова

Выпускная квалификационная работа, профессиональный стандарт, процессный подход,

профессиональное обучение, бакалавр.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) одним из обязательных видов государственной итоговой аттестации является защита выпускной квалификационной работы (ВКР) [1], которая демонстрирует уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.

Цель подготовки ВКР - это систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и практических умений, полученных студентом-выпускником, по профилирующим дисциплинам соответствующего государственного образовательного стандарта [1].

При выполнении ВКР студент решает задачи по определению проблемы исследования, ее актуальности и значимости; анализу источников, практического состояния предмета исследования; разработки и описания своего варианта решения проблемы и формулированию выводов, предложений и рекомендаций по внедрению полученных результатов в практику [2]. Следовательно, ВКР представляет собой законченную разработку, в которой решается та или иная конкретная практическая задача, соответствующая видам профессиональной деятельности, определяемым основной образовательной программой [3].

Подготовка бакалавров профессионального обучения осуществляется по отраслям, одним из профилей является «Машиностроение и материалообработка». Образовательная программа, разработанная и реализуемая в ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», позволяет студенту выбрать прикладной аспект образования в рамках профиля, в частности, сертификация, метрология и управление качеством в машиностроении.

В соответствии со стандартом и образовательной программой бакалавр должен быть подготовлен к учебно-профессиональной, научно-исследовательской, образовательно-проектировочной, организационно-технологической деятельности и к деятельности по обучению рабочей профессии. Перечисленные виды деятельности рассматриваются через призму профиля и прикладного аспекта подготовки и определяют

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

возможную совокупность тематики ВКР. Учитывая тот факт, что современные образовательные программы должны быть связаны с соответствующими профессиональными стандартами (ПС), при определении тематики ВКР следует принимать во внимание обобщенные трудовые функции этих стандартов, как возможность демонстрации готовности к их выполнению. Подготовка бакалавров профессионального обучения в целом сопряжена с требованиями ПС «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», а в прикладном аспекте - с ПС, связанными с сертификацией, метрологией и управлением качеством. К их числу, например, относятся ПС «Специалист по техническому контролю качества продукции», «Специалист по метрологии» и др. [4-5].

Содержание ВКР должно носить комплексный характер и демонстрировать готовность к выполнению педагогической деятельности, применительно к прикладным аспектам подготовки. Тогда тематика прикладных аспектов должна определяться соответствующими ПС и касаться разработки нормативных документов (например, стандартов организации), технологий контроля качества продукции машиностроения, разработки организационно-управленческих мероприятий по метрологическому обеспечению производства, внедрению систем менеджмента качества, подтверждению соответствия выпускаемой продукции.

ВКР бакалавра может основываться на обобщении выполненных курсовых работ и проектов, а также статей и докладов, опубликованных студентом [3]. Поэтому можно предположить целесообразность организации непрерывного проектирования ВКР, которое позволит поэтапно подвести студента к решению конкретной практической задачи.

В качестве методологической основы непрерывного проектирования ВКР применим процессный подход, согласно положениям которого, «выход» после предыдущего этапа является «входом» для последующего. В качестве этапов примем четыре курса - срок обучения бакалавров. За «вход» и «выход» принимаем знания, умения и владения студентов до и после освоения дисциплин (модулей) учебного плана. Каждый «выход» обеспечивается фиксированным результатом, который может рассматриваться как документированная информация (ДИ) для процедуры непрерывного проектирования ВКР.

В процессе подготовки бакалавров профессионального обучения можно условно выделить две линии, динамично взаимодействующие в течение всего срока обучения: подготовка к деятельности по направлению (профессиональное обучение) и освоение ее профильного и прикладного аспекта. Обучение дисциплинам (модулям) обеих линий происходит, начиная с первого курса, по принципу «от общего к частному».

Рассмотрим примеры «выходов» и ДИ при непрерывном проектировании ВКР с точки зрения профильного и прикладного аспекта подготовки. На первом курсе студент знакомится с объектами, предметами потенциального исследования, их системными взаимосвязями в машиностроительной отрасли. Примерами «выходов» после первого этапа являются умения использования технической литературы для определения технических характеристик материалов; готовность к выполнению конструкторских документов в пределах результатов обучения инженерной графике. В качестве ДИ будут выступать альбомы выполненных конструкторских документов; аналитические обзоры о материалах, применяемых в машиностроении и их технических характеристиках; аналитические обзоры по темам, соответствующим обобщенным трудовым функциям профессиональных стандартов прикладного аспекта подготовки, что явится своеобразной установкой на последующий выбор тематики ВКР.

Примером «выходов» второго этапа является готовность к участию в проектировании узлов и механизмов, ДИ - проект расчета измерительного механизма, аналитический обзор по теме проекта.

Пример «Выхода» третьего этапа - готовность к разработке технической документации; к выбору средств измерения; владение информацией о показателях качества продукции и способах его обеспечения, ДИ - база стандартов по выбранной теме, стандартная номенклатура показателей качества выбранной продукции.

К «выходам» четвертого этапа относится готовность к проектированию техпроцессов обработки и контроля деталей, ДИ - комплект технологической документации.

Таким образом, начальные этапы обучения вносят вклад в аналитическую часть ВКР, а заключительные этапы позволяют создать основу для практической разработки и осознанно выбрать

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X

конкретный объект и предмет исследования ВКР. Кроме этого выполнение промежуточных заданий становится более мотивированным в связи с использованием их результатов в ВКР. Список использованной литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440304.pdf.

2. Требования к выпускным квалификационным работам бакалавра, специалиста, магистра в системе многоуровнего образования УрФУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //urfu.ru/fileadmin/user_upload/

urfu.ru/documents/education/GPrikaz_po_osnovnoi_dejatelnosti_No_0239_03_ot_30.03.2015_O_vvedenii_v_dei

stvie_trebovanij a_k_vypusknym_kvalifikacionnym_rabotam_bakala_468551_v1_.pdf

3. Методические указания к выполнению выпускной квалификационной работы для студентов направления 030900.62 Юриспруденция/ [сост. А.И. Цихоцкая, Ю.В.Кудрицкая, Н.В. Кулешова]; НОУ ВПО Центросоюза РФ СибУПК - Новосибирск, 2012. - 39 с.

4. Профессиональный стандарт «Специалист по метрологии» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://profstandart-kadry.ru/2014/03/04/spetsialist-po-metrologii.

5. Профессиональный стандарт «Специалист по техническому контролю качества продукции» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://profstandart-kadry.ru/2014/03/04/specialist-po-tehnicheskomu-kontrolyu-kachestva-produkcii.

© Соколова Т.Б., Мигачева Г.Н., 2016

УДК 372.8:741

Сомова А.В.

Педагог дополнительного образования ИЗО и ДПИ, МБУ ДО ДШИ №15, г.о. Самара E-mail: [email protected] Мамедова С.А. Учитель ИЗО и технологии, МБОУ Школа №26 им. Героя Советского Союза В.И. Жилина,

г.о. Тольятти

E-mail: [email protected]

МАТРИЦА ИГРОТЕХНИК ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Аннотация

Художественно-творческое развитие детей во многом зависит от корректности его педагогического сопровождения. В статье представлена матрица игротехник, в которой классифицирован банк разнообразных форм, видов, методов и технологий применения игры в учебном процессе, апробированный в структуре электронного -образовательного ресурса.

Ключевые слова

Изобразительная деятельность, игра, детский рисунок, творчество, методика обучения рисованию, игротехники.

Сменяются годы, времена, идеологические установки общества. Фантастическими темпами двигается научно-технический прогресс, улучшается материально-техническое оснащение школ, происходит смена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.