Научная статья на тему 'Improving of normative document study on the basis of improving the methodological support of diploma projects'

Improving of normative document study on the basis of improving the methodological support of diploma projects Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
98
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / WAYS TO STUDY NORMATIVE DOCUMENTS IN TECHNICAL UNIVERSITIES / METHODICAL SUPPORT OF DIPLOMA PROJECTS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Andrukh O., Korotkova L.

Modern engineer has to get knowledge and skills in use of standard documents for fulfilment his own functional duties. Different methods of study of normal documents in technical university have been examined. We identify the important role of diploma designing to set skills in standard documents usage. We have proved the necessity of creation of organization standard Graduate qualification work. Structure and rules of fulfillment, principles of its formation are given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Andrukh O., Korotkova L.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Improving of normative document study on the basis of improving the methodological support of diploma projects»

ческом решении их получения и компактирования можно получить нанопродукт, свойства которого будут многократно отличаться от свойств идентичного по химическому составу материала традиционной технологии. В противном случае улучшение свойств матрицы за счет введения дисперсных, но выходящих за пределы наноразмерного диапазона частиц будет измеряться лишь процентами от исходного уровня в соответствии с правилом аддитивности свойств композиционного материала.

В настоящее время основные технологических операции нанотехнологии - получение наночастиц и их компактирование - осуществляются раздельно, они разделены в пространстве и во времени. Это экономически не оправдано и поэтому не может служить основой промышленного производства нанокомпозитов конструкционного назначения.

Мы показали, что возможно совместить получение наночастиц углерода в аллотропной модификации графита и их компактирование в едином техологическом процессе. При этом углеродные наночастицы и связывающая их углеродная матрица формируются одновременно в одном химическом реакторе. Промышленный технологический процесс углеродного нанокомпозита отработан на макрообразцах в виде пластин, труб и натурных изделий размером до 200 мм при толщине стенки до 10 мм в производственных условиях.

Предлагаемый подход может быть использован для создания одностадийной технологии наносистем матрица-наполнитель другого химического состава.

Структура и основные свойства углеродного нанокомпозита согласуются с теоретическим прогнозом. Размер дискретных элементов структуры углеродного нанокомпозита по результатам многолетних контрольных испытаний сдаточных партий производственной продукции составляет 9,2 нм, что удовлетворительно согласуется с теоретическим значением ёкр (10 нм). Углеродный нанокомпозит, как и следует из теоретического анализа нанотехнологии, многократно превосходит углеродные материалы традиционной технологии: по прочностным показателям - в 3 раза, по коэффициенту трения - в 5 раз, по коэффициенту катодного распыления - в 15 раз, по окислительной стойкости - до 300 раз. Кроме того, он химически и биологически инертен, непроницаем для жидкости и газа, радиационностоек, а по высокотемпературной удельной прочности превосходит вольфрам.

Уникальные свойства углеродного нанокомпозита, подкрепленные возможностью получения крупногабаритных изделий в промышленных масштабах, создали предпосылки для разработки и изготовления изделий современного машиностроения, не имеющих аналогов в мировой практике.

Отмеченный комплекс свойств углеродного нанокомпозита обеспечивает работоспособность перспективных машин, приборов и технических устройств самого разного назначения.

Далее в лекции рассматриваются примеры и потенциальные возможности технического применения углеродного нанокомпозита.

Литература

1. Andrievski R.A. Proc. Bulk Nanomaterials Ufa: USATU, 2007 Приказ Минобразования РФ № 2398 от 4.06.2003

2. Волков Г.М. Тезисы докладов совещания «Новые методы рационального использования местных топлив» Рига: Изд-во АН Латв.ССР, 1958

3. Волков Г.М. и др. Доклады АН СССР, т.183, 1968 г., № 2.

4. Taniguchi N. Proc. Intl. Conf. Prod. Eng.Tokyo: Part П, 1974

Повышение эффективности изучения нормативных документов на основе совершенствования методического обеспечения дипломного

проектирования

к.т.н, доц. Андрух О.Н., Короткова Л.Н.

МГТУ «МАМИ»

Основные виды деятельности, к которым готовят современных студентов ВУЗов, сформулированы в квалификационных характеристиках государственных образовательных

стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО). В соответствие с ГОС ВПО по подготовке дипломированных специалистов в технической сфере выпускники должны быть подготовлены к следующим видам деятельности:

• научно-исследовательской;

• проектно-конструкторской;

• производственно-технологической;

• организационно-управленченской.

Практически все перечисленные виды профессиональной деятельности современного инженера (в меньшей степени это касается организационно-управленческой деятельности), предполагают наличие у выпускников знаний нормативной документации - стандартов, правил, рекомендаций, норм, (в первую очередь это касается стандартов Единой системы конструкторской документации), а также наличие умений и навыков в использовании нормативной документации.

Ввиду довольно большого объема Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и нормативных документов (НД) по направлению подготовки вопрос их изучения является проблематичным. Однако для решения данной проблемы в ГОС ВПО и учебных планах по подготовке дипломированных специалистов с квалификацией «инженер» предусмотрено ряд взаимосвязанных направлений:

• изучение дисциплин, непосредственно раскрывающих положения ЕСКД и других нормативных документов (например, дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная графика», «Метрология, стандартизация и сертификация» и т.д.);

• изучение общепрофессиональных и специальных дисциплин, некоторые аспекты которых раскрываются в соответствующих НД (например, дисциплины «Электрические машины», «Комплексная защита информации», «Электроника» и т. д.);

• деятельность студента при выполнении курсовых работ;

• деятельность студента при выполнении курсовых проектов;

• деятельность студента в ходе производственных практик;

• подготовка и защита выпускных квалификационных работ.

Теоретические знания НД в основном формируются при изучении материала дисциплин учебного плана, практические навыки - в ходе производственных практик, курсового и дипломного проектирования.

Представленные ГОС ВПО и учебными планами возможности по эффективному изучению нормативных документов требуют пристального внимания со стороны руководства ВУЗа и профессорско-преподавательского состава. Динамичное обновление нормативной базы требует оперативной работы библиотек ВУЗов по замене устаревших стандартов и указателей национальных стандартов; новые требования должны найти отражение в методическом обеспечении изучаемых дисциплин - в учебниках, пособиях, методических рекомендациях, иллюстрационно-демонстрационном материале - это направление, за которое отвечает профессорско-преподавательский состав. Отдельный акцент должен быть сделан на подготовку и своевременное обновление совокупности методических рекомендаций по выполнению курсовых работ, курсовых проектов, выпускных квалификационных работ.

Зачастую в методических рекомендациях по курсовому и дипломному проектированию изложен материал, поясняющий, как достичь цели работы или проекта без привязки или ссылки на соответствующую нормативную документацию, без требований по оформлению текстовых документов (пояснительных записок) и графических частей. При таком подходе практические навыки использования нормативных документов у студентов не формируются, и именно поэтому ряд студентов испытывают огромные сложности в ходе дипломного проектирования.

По определению выпускная квалификационная работа (ВКР) инженера представляет собой законченную научно-исследовательскую, проектно-конструкторскую или технологическую разработку, связанную с решением актуальных задач, определяемых особенностями содержания подготовки по конкретной специальности. Фактически дипломный проект или

работа - это первая инженерная разработка специалиста. И если будущему специалисту неизвестен перечень и требования соответствующих нормативных документов, качественно решить цели дипломного проектирования невозможно.

Выпускные квалификационные работы инженеров чаще всего связаны с решением проектно-конструкторских задач. При этом методические рекомендации по дипломному проектированию отсылают студентов к стандартам ЕСКД, оформление расчетно-пояснительной записки рекомендуется выполнять по ГОСТ 2.105. Однако ни один дипломный проект не может не иметь исследовательских вопросов, и в этом случае ссылка на ГОСТ 7.32 более чем уместна. В ряде случаев необходимо проработать либо технологические аспекты (здесь необходимы ссылки на стандарты Единой системы технологической документации), либо проблемы эксплуатации, экологии и технико-экономические обоснования - с соответствующими ссылками на нормативные документы.

Ограничиться ГОСТ 2.105 невозможно, даже если в ВКР представлена сугубо проектная или конструкторская разработка. И тому несколько причин:

• в данном документе не характеризуются обязательные (введение, заключение) и рекомендуемые (аннотация, обозначения и сокращения) структурные элементы ВКР;

• не используются возможности шрифтов современной оргтехники: изданный в 1995 году, ГОСТ 2.105 предъявляет требования к «... шрифту пишущей машинки...» и ссылается на архаичные ГОСТы на печатающие и графические устройства вывода ЭВМ;

• несмотря на большой объем текстовой информации, по большинству элементов ГОСТа (перечисления, формулы, таблицы, рисунки и т.д.) возможна различная трактовка, уточнить которую можно только изучая близкие по тематике ГОСТы;

• нет ссылки на нормативный документ, регламентирующий правила выполнения графиков и диаграмм;

• даны рекомендации по оформлению списка литературы и ссылок в соответствии с ГОСТ 7.1-84. В новой редакции ГОСТ 7.1-2003 объектом стандартизации является только библиографическое описание источника и порядок ссылок, правила составления списка литературы в нем нет.

В данных условиях наиболее верным является совместное использование ГОСТ 2.105 (в нем основной акцент сделан на конструкторские и проектные особенности разработок) и ГОСТ 7.32 (документ раскрывает структуру и правила оформления научно-исследовательской работы).

Изданный относительно недавно, в 2001 году, ГОСТ 7.32 лишен большинства недостатков, присущих ГОСТ 2.105: в данном документе описаны все обязательные и рекомендуемые структурные элементы, присущие ВКР, показано, какой материал должен быть представлен в данных структурных элементах; приведены рекомендации по типу и параметрам современных шрифтов, способам акцентирования внимания на важнейших положениях; характеристика элементов отчета более лаконичная, но строгая.

Однако ГОСТ 7.32 не раскрывает особенности структуры основной части ВКР, его объектом является научно-исследовательский отчет. Так как ни ГОСТ 2.105, ни ГОСТ 7.32 в полной мере не отражают специфики выпускной квалификационной работы, назрела необходимость в разработке национального стандарта по структуре и правилам оформления ВКР. Этот документ должен отражать специфику расчетно-пояснительных записок и графических частей ВКР бакалавров, специалистов и магистров. Несмотря на огромную значимость и необходимость такого нормативного документа, его разработка - дело неопределенной перспективы.

Выход из ситуации заключается в разработке категории стандарта, соответствующей образовательному учреждению - в разработке стандарта организации.

Рекомендуется учитывать следующие основные положения, на основе которых может быть создан стандарт организации:

- разработка стандарта на основе ГОСТ Р 1.4, ГОСТ Р 1.5 с максимальной гармонизацией требований разрабатываемого стандарта с требованиями ГОСТ 2.105, ГОСТ 7.32, ГОСТ

7.1, Р 50-77-88;

- описание типовой структуры ВКР бакалавров, специалистов, магистров для ВУЗа в целом с выделением обязательных и рекомендуемых структурных элементов (для пояснительной записки - титульный лист, задание, аннотация, содержание, обозначения и сокращения, введение, разделы основной части, заключение, список использованных источников, приложения; графическая часть или иллюстрационные материалы);

- требования к содержанию обязательных и рекомендуемых структурных элементов пояснительной записки;

- требования к оформлению структурных элементов пояснительной записки со ссылками на требования соответствующих стандартов (это важно в учебных целях в нарушение п.4.2.22 ГОСТ 2.105 и п.6.9.2 ГОСТ 7.32 о том, что «...Ссылаться следует на документ в целом или его разделы и приложения. Ссылки на подразделы, пункты, ... не допускаются.»;

- требования к отдельным характерным элементам пояснительной записки (шрифт, параметры страниц, абзацный отступ, межстрочный интервал, нумерация страниц, заголовки разделов, подразделов, пунктов и структурных элементов, перечисления, иллюстрации - рисунки, графики, диаграммы, схемы, таблицы, формулы, ссылки, примечания [7]) со ссылками на требования соответствующих стандартов;

- требования к оформлению графической части;

- примеры оформления структурных элементов пояснительной записки, ее отдельных характерных элементов, примеры характерных чертежей и плакатов графической части.

Разработка и внедрение стандарта организации «Выпускная квалификационная работа. Структура и правила оформления» обеспечивает ряд положительных моментов:

- единство подходов к оформлению ВКР выпускников разных специальностей ВУЗа;

- формирование навыков использования нормативных документов выпускниками в последующей инженерной деятельности;

- единство требований нормоконтролеров к выпускникам при проверке ВКР;

- ускорение процесса оформления выпускниками ВКР;

- профессорско-преподавательскому составу представляется основа для разработки методических рекомендаций по оформлению ВКР по конкретным специальностям с детализацией постановок задач, типовых разделов, типовых примеров отдельных структурных элементов пояснительной записки;

- представляется основа для разработки методических рекомендаций по выполнению курсового проектирования.

Таким образом, данный стандарт позволяет выстроить систему формирования у студентов практических навыков использования нормативных документов в инженерной деятельности с младших курсов обучения до выпуска.

Литература

1. ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения.

2. ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения.

3. ГОСТ 2.105-95 Единая система конструкторских документов. Общие требования к текстовым документам.

4. ГОСТ 7.1-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

5. ГОСТ 7.32-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.

6. Р 50-77-88 Единая система конструкторских документов. Правила выполнения диаграмм.

7. Дипломное проектирование. Учебное пособие / Под ред. В.И. Лачина. - Ростов на Дону: Феникс, 2003. - 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.