Научная статья на тему 'Опыт разработки методических рекомендаций на основе компьютерных технологий для слушателей-заочников, готовящих дипломы по техническим специальностям'

Опыт разработки методических рекомендаций на основе компьютерных технологий для слушателей-заочников, готовящих дипломы по техническим специальностям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ДИПЛОМНИКОВ-ЗАОЧНИКОВ / МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / PREPARATION OF STUDENTS-TIME STUDENTS / METHODICAL MANUAL / USE OF COMPUTER TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потехин Владимир Семенович

В статье рассматриваются особенности подготовки дипломов по техническим специальностям в условиях заочного обучения, возникающие при этом трудности и то, как можно эти трудности устранить, используя современные компьютерные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of the development of methodological recommendations on the basis of computer technologies for students-time students preparing diplomas on technical specialties

The article considers the peculiarities of preparation of diplomas on technical specialties in the conditions of distance learning, the difficulties and how you can resolve these difficulties, using modern computer technologies.

Текст научной работы на тему «Опыт разработки методических рекомендаций на основе компьютерных технологий для слушателей-заочников, готовящих дипломы по техническим специальностям»

Информационные технологии

УДК 378.147 В.С. Потехин*

Опыт разработки методических рекомендаций

на основе компьютерных технологий для слушателей-заочников,

готовящих дипломы по техническим специальностям

В статье рассматриваются особенности подготовки дипломов по техническим специальностям в условиях заочного обучения, возникающие при этом трудности и то, как можно эти трудности устранить, используя современные компьютерные технологии.

Ключевые слова: подготовка дипломников-заочников, методическое руководство, использование компьютерных технологий.

VS. Potekhin*. The experience of the development of methodological recommendations on the basis of computer technologies for students-time students preparing diplomas on technical specialties.

The article considers the peculiarities of preparation of diplomas on technical specialties in the conditions of distance learning, the difficulties and how you can resolve these difficulties, using modern computer technologies.

Keywords: preparation of students-time students, methodical manual, use of computer technologies.

В 2013 г. факультетом заочного обучения Санкт-Петербургского университета МВД России проведен первый выпуск специалистов по техническим специальностям (230201.65 «Информационные системы и технологии» и 090103.65 «Организация и технология защиты информации»). В этой связи статья, имеющая целью изложить опыт разработки учено-методических материалов для слушателей-заочников, готовящих дипломы по техническим специальностям, представляется актуальной.

Новизна данной работы обусловлена учетом особенностей подготовки специалистов, упомянутых выше.

Для раскрытия темы статьи рассмотрим предысторию вопроса, особенности подготовки специалистов-заочников, трудности, которые при этом возникают, а также то, каким образом предлагается устранить выявленные трудности.

Предыстория вопроса.

Более полутора десятков последних лет автор выполнял функции научного руководителя дипломников в ряде вузов Санкт-Петербурга, работая как с очниками, так и с заочниками. Сначала работа выполнялась по традиционной схеме на основе «бумажных» нормативных документов, индивидуальных и групповых устных консультаций и др. приемов, используемых в подробных случаях [2, 3]. Со временем, несмотря на многообразие тем выпускных квалификационных работ (ВКР) дипломников, удалось выделить типовые элементы, из которых состоят дипломные проекты (ДП) по техническим специальностям. По этим элементам у автора постепенно накопились: электронная библиотека нормативов, в соответствии с которыми эти элементы должны проектироваться, и примеры реализации упомянутых требований. Для систематизации и удобства поиска нужных материалов была разработана программная оболочка на основе гиперссылочной навигации [5-9]. Эту оболочку вместе с накопленными материалами автор использовал в ходе консультаций дипломников. Последние, получив консультацию, как правило, просили разрешения скопировать материалы для «домашнего»

* Потехин, Владимир Семенович, кандидат технических наук, доцент, почетный работник науки и техники Российской Федерации, доцент кафедры специальных информационных технологий Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8-(812)-744-48-22. E-mail: vsp1945@gmail.com.

* Potekhin, Vladimir Semenovich, candidate of technical Sciences, associate Professor, honorary worker of science and engineering of Russian Federation, associate Professor of chair of special information technology St. Petersburg University of the Ministry of internal Affairs (MIA) of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1, Ph. 8 (812) 744-48-22. E-mail: vsp1945@gmail.com.

© Потехин В.С., 2013

изучения. Не считая этичным раздавать «чужие» материалы (материалы дипломников былых лет), автор переработал их, оставив лишь схемы изложения материала в типовых разделах диплома. В результате в 2009 г. появилась первая версия методического руководства [4], которая прошла проверку практикой и дважды дополнялась новыми материалами (в 2010 и 2011 гг.).

В Санкт-Петербургском университете МВД России, где ныне работает автор, накоплен большой опыт организации выполнения выпускных квалификационных работ, обобщенный в виде Положения [1]. Однако этот опыт не в полной мере применим в тех случаях, когда речь идет о технических специальностях, таких как 230201.65 «Информационные системы и технологии» и 090103.65 «Организация и технология защиты информации». Дело в том, что ВКР по техническим специальностям, являясь разновидностью научно-исследовательской работы, должны выполняться с учетом требований государственного стандарта ГОСТ 7.32-2001 [10], в то время как на работы гуманитарного профиля это требование не распространяется [10, стр. 1, п. 1, абз. 4]. Есть и другие особенности:

- многие проектные решения, включаемые в пояснительную записку (ПЗ) дипломного проекта, формализованы и должны оформляться в соответствии с действующими нормативами. Например, техническое задание на проектируемую систему (подсистему или ее элементы) должно оформляться согласно ГОСТ 34.602-89 [11], описание функций, подлежащих автоматизации - согласно ГОСТ 24.210-82 [12], содержание работ на каждой стадии проектирования - согласно ГОСТ 24.602-86 [13];

- количество упомянутых нормативов исчисляется сотнями. Часть нормативов объединены в системы (например, ЕСКД - единая система конструкторской документации, ЕСПД - единая система программной документации и т.п.), другая часть используется в качестве самостоятельных нормативов, например, ГОСТ 7.32-2001 [10]. В процессе написания конкретного диплома обычно используют от 10 до 30 ГОСТов. Это сравнительно немного, но даже их применение, как показывает опыт, требует постоянных консультаций у научного руководителя;

- в случае работы над дипломами слушателей-заочников ситуация усложняется еще и тем, что увести с собой (к месту службы и написания диплома) многочисленные документы невозможно.

Перечисленные особенности породили трудности коммуникативного характера (сложно получить консультации у научного руководителя и др. преподавателей) и «информационного голода» (невозможно увезти с собой к месту службы и написания диплома многочисленные специфические материалы ЕСПД, ЕСКД и др., которые, как правило, в местных библиотеках отсутствуют).

Для устранения трудностей представляется целесообразным использовать возможности современных компьютерных технологий, в частности:

1) для устранений коммуникативных трудностей, следуя национальному и международному опыту [7, 8, 9], использовать имеющиеся средства электронной почты (для обмена материалами и для отсроченных консультаций, т.е. без непосредственного общения) и средства on-line общения (например, «Скайп» для консультаций в режиме реального времени);

2) для устранения «информационного голода» - разработать электронное интерактивное методическое руководство для дипломников. При этом:

- «электронность» руководства позволяет сохранить в компактном виде на сменном магнитном (или оптическом) носителе и увезти с собой к месту службы и работы над дипломом основные необходимые документы;

- «интерактивность» обеспечивает возможность удобной навигации (перемещения на основе гиперссылок по разделам руководства), использование данных не только со сменного носителя, но и обращение в Интернет за дополнительными (редко используемыми) материалами, на которые в методических рекомендациях есть соответствующие внешние гиперссылки;

- в целях ускорения процесса разработки в качестве прототипа использовать руководство [4], адаптировав его для применения в условиях Санкт-Петербургского университета МВД.

Адаптация методики [4] произведена в августе-сентябре 2012 г. Практическое использование адаптированной методики началось с октября и продолжалось вплоть до защит дипломов в апреле 2013 г. При использовании методики предполагалось наличие на ЭВМ, на которой будет осуществляться работа:

- операционной системы MS Windows-XP или выше;

- интернет браузера MS Internet Explorer не ниже 6-й версии (возможно применение и других браузеров других разработчиков, но в этом случае в документах MS Word навигация будет выполняться грубее: с точностью до документа, а не с точностью до конкретных закладок в документе, что менее удобно);

- пакета прикладных программ Acrobat (для просмотра тех нормативных документов, которые сохранены в формате pdf);

пакета прикладных программ MS Office, включая графический пакет MS Visio версии не ниже 2003 (в противном случае разобрать порядок изготовления рисунков и плакатов не удастся);

- Интернета (иначе часть редко используемых нормативных документов и учебно-справочных материалов, которые размещены на сайтах Интернета, и на которые в руководстве есть внешние гиперссылки, будет недоступна).

Работа с адаптированной методикой может осуществляться следующим образом.

Материалы со сменного носителя, полученные у преподавателя (научного руководителя), копируются на ЭВМ, которая будет использоваться при работе над дипломным проектом.

После открытия файла МетодРуководство.Йт отображается заглавная страница методического руководства (рис. 1).

Оглавление

1_ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ

2 ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ

3 НАПИСАНИЕ ТИПОВЫХ РАЗДЕЛОВ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

4_ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ

Рис. 1. Вид заглавной страницы методического руководства

После перехода по гиперссылке «К оглавлению» отображается перечень разделов руководства (рис. 2).

Рис. 2. Состав разделов методического руководства

Первые два раздела содержат информацию об основных этапах разработки диплома, рекомендации по выбору темы, разработке план-графика исследования и сбору материалов в период преддипломной практики. Эти рекомендации являются кратким изложением соответствующих пунктов положения [1] и могут быть использованы при написании дипломов и по гуманитарным, и по техническим специальностям.

Третий раздел, в отличие от двух первых, ориентирован на технические специальности. Выбрав раздел 3, дипломник имеет возможность познакомиться не только со структурой дипломного проекта и общими требованиями к его содержанию (рис. 3, п.п. 3.1 и 3.2), но и выбрать те типовые элементы ПЗ, которые могут быть взяты за основу при написании глав и параграфов конкретного диплома (рис. 3, п.п. 3.3-3.5):

3 НАПИСАНИЕ ТИПОВЫХ РАЗДЕЛОВ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

3.1_Структура дипломного проекта

: содержадппо

Разработка введения

А_Разработка разделав основной части

3.4.1 Разработка технического задания на систему

3.4 2 Пр оектирование функциональной части информационной системы

3.4.3 Пр оектирование функциональной части подсистемы, выбранной для углубленной пр ораб отки 3.4.4- Разработка постановки задачи

3.4.5 Разработка алгоритмов

3.4.6 Разработка руководства пользователя

Разработка заключения

j5_Оформление пояснительной записки

3.6. i Реализация общих требований к оформлению рукописи

3.6.2 Изготовление иллюстраций

3.6.3 Изготовление таблиц

3.6.4- Набор формул (уравнений)

3.6.5 Изготовление списка использованной литературы и ссылки на источники

3.6.6 Переплети окончательное оформление ПЗ

Рис. 3. Структура третьего раздела методических рекомендаций

Например, если в ПЗ слушателя-заочника предполагается написание технического задания на проектируемую систему (подсистему, элемент системы), то дипломник, перейдя по гиперссылке п. 3.4.1 (рис. 3), может увидеть не только состав обязательных разделов ТЗ (рис. 4, п. 2), но и:

- вспомнить требования (гиперссылка «ГОСТ 34.602-89»; рис. 4, п. 1), предъявляемые к ТЗ (рис. 5);

- ознакомиться с примером оформления ТЗ (гиперссылка «Пример»; рис. 4, п. 3), разработанным в одном из дипломов предшественников (рис. 6). Ясно, что все ТЗ, включаемые в ДП, разные. Но наличие примера, хотя и из другого диплома, в условиях отсутствия непосредственного общения с руководителем можно рассматривать как некоторый аналог узко специализированной консультации по конкретному разделу ДП.

3.4.1. Разработка технического задания на систему

1. Требования, предъявляемые к форме и содержанию технического задания (ТЗ). изложены б ГОСТ 34.602-59 Техническое задание на создание автоматизированной системы.

2. ТЗ на АС содержит разделы, которые могут оыть разделены на подразделы:

1) общие сведения;

2) цели развития и назначение системы;

3) характеристики блоков автоматизации;

4) требования к системе;

5) содержание работ по разработке системы;

6) порядок контроля и приемки системы;

7) требования к содержанию работ по подготовке блоков автоматизации к вводу проекта в действие;

8) требования к документации;

9) исходники разработки.

3. Пример разработанного ТЗ, адаптированного на случай включения в текст пояснительной записки, прилагается ("пример).

Рис. 4. Фрагмент методических рекомендаций подраздела 3.4.1.

УДК 6 53,011.011.56:004.

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

Групп 1Ш

СТАНДАРТ

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Комплекс стандартов ш 1вгаит1нраы!шые системы. Техническое щшно на слзллнне автоматизированной системы

3n.formn.lnm 1виЬ.по1||]Ёу. 5е1 иГ н[апс1н.г*1н аШоиикч] ъуЯепи. Т'ссЬгпса! :йгес110П5 Гиг ШЕПотНе^ ауки-т та!игщ

мксзнжг

ОкСТУ (>иЛ4

ГОСТ 34,602—

Дата введении &1.1Н1

Настоящий стандарт распространяется на автоматизированные системы {АС) для яйтоиап<зации различны* видов деятельности {управление, проектирование, исследование и т. п.К включая их сочетания, и устанавливает состав, с одержал не, правила оформления документа -»Техническое задание- на создание {развитие или модернизацию) системы» (далее — ТЗ па АС).

Рекомендуемый поряток ра^райогки, согласования н утверждения ТЗ на АС приведен п приложе-иии I.

[. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

I I ТЗ на АС я паяется основным документом, определяющим требования и порядок создания {развития модернизации - далее ещния) акюштзКращцной системы. о соответствии с которым проводится разработка АС п ее приемка при пводе В-действие

1.2. ТЗ на АС разрабатьиънот систем!1 в полом, предназначенную для работы самостоятельно или п составе другой системы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дополнительно могут быть разработаны ТЗ на части АС: на подсистемы АС, комплексы задач АС и т. п. в соответствии с требованиями настоящего стандарта' на комплектующие средства технического обеспечения и гтрограммпа-техннческис комплексы п соответствии со стандартами ЕСКД и СРПП; па программные средства в соответствии со стандартами ЕСГ1Д; ¡за информационные изделия иеоответ-станн с ГОСТ ¡4.201 и НТД, действующей в ведомстве заказчика АС.

] I р н м с '[ :1 и к ■.'. О I ! ил АСУ для фугтны ДОнЭДСаяДОнных объектов следует яшиОчйНьтйщлю о6щл.с для хрутшц [тьсьтон трсбошлкя. Специфические требпшння шдСльнаШ объекта управления слйдугг отражать и ТЗ ли АСУ итого и&ьекти.

Рис. 5. Фрагмент документа, отображаемого по гиперссылке «ГОСТ 34.602».

1.1 Разработка технического задания на создание локальной

СЕТИ

/. Раздел "Общие сведения"

Полное наименование системы: Интегрированная локальная сеть структурного подразделения.

Условное обозначение системы: ИЛВС СП.

Шифр темы ii.ui шифр (номер) договора: Дипломный проект.

Заказчик: Кафедра специальных информационных технологии и информационной безоп ас ностн.

Перечень документов, на основании которых создается система:

ПЛАН написания ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА.

Рис. 6. Фрагмент ТЗ, отображаемого по гиперссылке «Пример».

Аналогичным образом можно получить методические рекомендации по другим подразделам руководства, перечисленным выше (см. рис. 3, п.п. 3.3-3.6). При этом в пункты подраздела 3.6 (наряду с требованиями нормативных документов и примерами) помещены краткие инструкции по использованию пакетов прикладных программ, используемых в качестве инструментальных средств. Например, в п. 3.6.4, где используется пакет Microsoft Equation 3.0, есть краткие инструкции по набору формул (рис. 7).

3.6.4Набор формул (уравнений]

1. Требования, предъявляемые к формулам, изложены в п. б.Э ГОСТ 7.32-2001.

2. Уравнения н формулы следует выделать нз текста в отдельную строку Выше н ниже каждой формулы итн уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строга. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства^^нлн после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:), итн других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «х».

3. Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.

4. Формулы в ПЗ следует нумеровать сквозной нумерацией арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке, например (1).

5. Формулы, помещенные в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например, формула (В.1).

6. Для набора формул рекомендуется использовать какой-либо редактор формул, например, Microsoft Equation 3.0. Для лого

• находясь в MS Word, установите маркер в точку, где предполагается размещение формулы;

• выполните команду:

7.

Вставка/Объект/Созданпе.МкгозоЙЕциаКоаЗ.О

• следуйте инструкциям, нзложенньЕ.! в Help редактора.

Ссылки в тексте на порядковые намерз сЬормул лают в скобках, например ill.

Рис. 7. Фрагмент руководства в части изготовления формул

В четвертом разделе методического руководства дипломнику предоставляется возможность (рис. 8): увидеть объем работ, связанных с порядком рассмотрения диплома; ознакомиться с рекомендациями по подготовке доклада и презентации к нему; узнать порядок получения отзыва научного руководителя и рецензии, а также допуска к защите.

4 ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ

4.1 Подготовка доклада а выполненной работе

4.1.1 Подготовка текста доклада

4.1.2 Подготовка иллюстраций к доклада] 4-1.2.1 Подготовка презентации

4.1.2.2 Изготовление плакатов

4.2 Получение отзыва руководителя дипломного проекта

4.3 Получение редензнн

4.4 Получение допуска к защите

Рис. 8. Фрагмент оглавления 4 раздела методики

В заключение отметим, что адаптация руководства [4] к условиям использования в Санкт-Петербургском университете МВД России была выполнена в кратчайшие сроки (менее двух месяцев). Почти все дипломники заочного отделения 2013 г. выпуска воспользовались разработанным руководством. Наибольшей популярностью пользовались рекомендации по написанию таких составных элементов (разделов и подразделов) диплома, как: введение, разработка технического задания, проектирование функциональных частей системы, разработка постановки задачи, разработка руководства пользователя, разработка заключения, доклада и презентации к нему. В целом адаптированный перенос опыта работы с дипломниками, полученного в других вузах, можно считать положительным. Рекомендации по совершенствованию предложенного руководства, полученные от выпускников 2013 г., будут учтены при разработке следующей версии рассмотренного учебно-методического материала.

Список литературы

1. Положение об организации выполнения и защиты выпускных квалификационных работ. -СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета МВД России. 2007. -23 с.

2. Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы и проведению итоговой государственной аттестации. - Петродворец: Изд-во ВМИРЭ им А.С. Попова, 1998. - 13 с.

3. Руководство по учебной и методической работе (РУМР-2009). - СПб: Изд-во ВМА им. Н.Г. Кузнецова, 2009. - 212 с.

4. Потехин, В. С. Методические рекомендации (руководство) по дипломному проектированию. [Электронный ресурс]. - Интранет ВМИРЭ им А.С. Попова. - Петродворец, 2009.

5. Иванников, А. Д., Иванов, Ю. Л., Кулагин, В. П. Перспективы использования WWW-технологии в высшей школе России // Информационные технологии. - 1996. - № 2. - С. 24-29.

6. Иванников, А. Д., Тихонов, А. Н. Основные положения концепции создания системы образовательных порталов. // Интернет-порталы: содержание и технологии : сб. науч. статей. - Вып. 1 / редкол.: А.Н. Тихонов (пред.) и др.; ГНИИ ИТТ «Информика». - М.: Просвещение, 2003. - С. 8-18.

7. Весманов, С. В., Каспржак, А. А., Рачевский, Е. Л., Терехов, А. А. Концептуальная модель организации интернет-поддержки информационно-образовательного пространства в общем образовании // Интернет-порталы: содержание и технологии : сб. науч. статей. - Вып. 1 / редкол.: А.Н. Тихонов (пред.) и др.; ГНИИ ИТТ «Информика». - М.: Просвещение, 2003. - С. 235-276.

8. Андреев, А. А. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития // Основы применения информационных технологий в учебном процессе вузов.

- М.: ВУ, 1995. - С. 43-48.

9. Семёнов, Ю. А. Телекоммуникационные технологии. [Электронный ресурс] // ГНЦ ИТЭФ.

- Режим доступа: http://citforum.ru/nets/semenov.

10. ГОСТ 7.32-2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. - М.: Издательство стандартов, 2001.

11. ГОСТ 34.602-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы. - М.: Издательство стандартов, 1989.

12. ГОСТ 24.210-82. Система технической документации на АСУ. Требования к содержанию документов по функциональной части. - М.: Издательство стандартов, 1982.

13. ГОСТ 24.602-86. Единая система стандартов автоматизированных систем управления. Автоматизированные системы управления. Состав и содержание работ по стадиям создания. - М.: Издательство стандартов, 1986.

Literature

1. Polozhenie ob organizatsii vyipolneniya i zaschityi vyipusknyih kvalifikatsionnyih rabot. - SPb: Izd-vo Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2007. -23 s.

2. Metodicheskie ukazaniya po vyipolneniyu vyipusknoy kvalifikatsionnoy rabotyi i provedeniyu itogovoy gosudarstvennoy attestatsii. - Petrodvorets: Izd-vo VMIRE im A.S. Popova, 1998. - 13 s.

3. Rukovodstvo po uchebnoy i metodicheskoy rabote (RUMR-2009). - SPb: Izd-vo VMA im. N.G. Kuznetsova, 2009. - 212 s.

4. Potehin, V. S. Metodicheskie rekomendatsii (rukovodstvo) po diplomnomu proektirovaniyu. [Elektronnyiy resurs]. - Intranet VMIRE im A.S. Popova. - Petrodvorets, 2009.

5. Ivannikov, A. D., Ivanov, Yu. L., Kulagin, V. P. Perspektivyi ispolzovaniya WWW-tehnologii v vyisshey shkole Rossii // Informatsionnyie tehnologii. - 1996. - № 2. - S. 24-29.

6. Ivannikov, A. D., Tihonov, A. N. Osnovnyie polozheniya kontseptsii sozdaniya sistemyi obrazovatelnyih portalov. // Internet-portalyi: soderzhanie i tehnologii : sb. nauch. statey. - Vyip. 1 / redkol.: A.N. Tihonov (pred.) i dr.; GNII ITT «Informika». - M.: Prosveschenie, 2003. - S. 8-18.

7. Vesmanov, S. V., Kasprzhak, A. A., Rachevskiy, E. L., Terehov, A. A. Kontseptualnaya model organizatsii internet-podderzhki informatsionno-obrazovatelnogo prostranstva v obschem obrazovanii // Internet-portalyi: soderzhanie i tehnologii : sb. nauch. statey. - Vyip. 1 / redkol.: A.N. Tihonov (pred.) i dr.; GNII ITT «Informika». - M.: Prosveschenie, 2003. - S. 235-276.

8. Andreev, A. A. Sredstva novyih informatsionnyih tehnologiy v obrazovanii: sistematizatsiya i tendentsii razvitiya // Osnovyi primeneniya informatsionnyih tehnologiy v uchebnom protsesse vuzov. - M.: VU, 1995. - S. 43-48.

9. Semionov, Y. A. Telekommunikatsionnyie tehnologii. [Elektronnyiy resurs] // GNTs ITEF. - Rezhim dostupa: http://citforum.ru/nets/semenov.

10. GOST 7.32-2001. Sistema standartov po informatsii, bibliotechnomu i izdatelskomu delu. Otchet o nauchno-issledovatelskoy rabote. Struktura i pravila oformleniya. - M.: Izdatelstvo standartov, 2001.

11. GOST 34.602-89 Informatsionnaya tehnologiya. Kompleks standartov na avtomatizirovannyie sistemyi. Tehnicheskoe zadanie na sozdanie avtomatizirovannoy sistemyi. - M.: Izdatelstvo standartov, 1989.

12. GOST 24.210-82. Sistema tehnicheskoy dokumentatsii na ASU. Trebovaniya k soderzhaniyu dokumentov po funktsionalnoy chasti. - M.: Izdatelstvo standartov, 1982.

13. GOST 24.602-86. Edinaya sistema standartov avtomatizirovannyih sistem upravleniya. Avtomatizirovannyie sistemyi upravleniya. Sostav i soderzhanie rabot po stadiyam sozdaniya. - M.: Izdatelstvo standartov, 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.