Научная статья на тему 'Образовательный процесс в СГИ'

Образовательный процесс в СГИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садовников Александр Николаевич

Основными видами самостоятельной работы студентов института являются: подготовка к занятиям; просмотр и прослушивание видео и аудиолекций; осмысление учебной информации, сообщаемой преподавателем, ее обобщение и краткая запись; своевременная доработка конспектов лекций; подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы; консультация с преподавателем по сложным, непонятным вопросам; подготовка к экзаменам и зачетам; выполнение заданий, написание рефератов, выполнение контрольных, курсовых и дипломных работ; участие в научной работе; систематическое ознакомление с материалами периодической печати, поиск и анализ дополнительной информации по учебным дисциплинам; общественная работа в институте, на факультете; просмотр и прослушивание телевизионных и радиопередач, видеои кинофильмов, посещение театров, музеев, выставок в интересах овладения будущей профессией и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Садовников Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL PROCESS IN METROPOLITAN INSTITUTE OF THE HUMANITIES

The main types of self-training work of students are: preparation for classes, work with videoand audio-materials, reflections on comprehended information, its generalization and notation, work on the lecture notes, selection and perusing manuals recommended, consultations with teachers, especially concerning complicated questions, preparation for tests and exams, working on course papers and diploma projects, taking part in scientific activities, systematic work with the press materials, search for and analysis of additional useful information conccming the subjects on the curriculum, social activities at the faculty and at the institute, visiting museums and theatres, visiting and taking part in the exhibitions concerning the profession chosen.

Текст научной работы на тему «Образовательный процесс в СГИ»

Антропологическая парадигма составляет мировоззренческую и методологическую основу новой практики образования. В ней педагогические принципы и методы задают лишь общие ориентиры деятельности педагога, которая направлена на формирование у подрастающего поколения универсальных способностей, зафиксированных в культуре. Но строимый совместно взрослым и воспитанником способ воспроизведения этих способностей не может быть универсальным. Подлинное развитие возможно лишь в индивидуальных и неповторимых формах совместной деятельности учащегося и взрослого. В такой совместной деятельности сам способ ее организации становится предметом по-

В совместной поисковой деятельности становится возможным творческое приобщение индивида к культуре. Здесь возникают проблемные ситуации, для преодоления которых необходимо формирование способностей, ранее отсутствовавших у каждого из субъектов такой деятельности. Это придает ей ярко выраженный универсальный, свободный, творческий характер.

Так, понятое развивающее образование выступает продуктивной альтернативой как свободному воспитанию, так и учебно-дисциплинарной модели обучения. Антропологическая парадигма утверждает, что присвоение культуры - это творческий процесс, в котором у воспитанника развиваются фундаментальные человеческие способности: творческое мышление, рефлексия, понимание, коммуникация, способность к самообразованию и саморазвитию, к творчеству во всех сферах жизнедеятельности. Перспективы современного образования мы связываем с дальнейшей разработкой антропологического подхода в психолого-педагогической науке и реализацией его возможностей в практике обучения и воспитания.

© Исаев Е.И., 2005

А.Н. Садовников

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В СТОЛИЧНОМ ГУМАНИТАРНОМ ИНСТИТУТЕ

В целях выполнения Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального закона Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в сентябре 1995 года было создано Негосударственное образовательное учреждение «Столичный гуманитарный институт».

Институт функционирует в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, законами Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации от ¡2.08.94 г. № 940 «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования», от 05.04.2001 г. № 264 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации», Лицензией Министерства образования Российской Федерации, Свидетельством о государственной аккредитации, Уставом института.

Выход на общероссийский уровень оказания образовательных услуг для СГИ не является самоцелью, а представляет собой объективную необходимость, обеспечивающую конкурентоспособность выпускников. Поэтому важнейшей задачей образовательной политики руководства СГИ на современном этапе является достижение современного качества уровня образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Качество образования является главной концепцией, определяющей долгосрочное развитие образовательного процесса в институте.

Проблема качества является основной категорией в образовательном процессе СГИ. В ее основе лежит политика качества как центральная определяющая категория деятельности профессорско-преподавательского состава института. Приоритетами образовательной политики является подготовка квалифицированных специалистов, умеющих работать в рыночных условиях.

Столичный гуманитарный институт осуществляет профессиональную подготовку по следующим специальностям:

• экономистов по специальности 060400 «Финансы и кредит» и по специальности 060500 «Бухгалтерский учет и аудит»;

• юристов по специальности 021100 «Юриспруденция»;

• менеджеров по специальности 061100 «Менеджмент организации» и по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление»;

• психологов по специальности 020400 «11сихология»;

• дизайнеров по специальности 052400 «Дизайн»;

• лингвистов, преподавателей по специальности 022600 «Лингвистика и межкультурная коммуникация»;

• педагогов-дефектологов для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии по специальности 032000 «Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная)»;

• учителей-логопедов по специальности 031800 «Логопедия».

Институт, в соответствие с лицензией, реализует следующие основные образовательные программы высшего профессионального образования:

- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист» и выдачей диплома специалиста с высшем профессиональным образованием.

Подготовку дипломированных специалистов институт осуществляет по очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения. Срок обучения студентов по очной форме - 5 лет (по специальности «дизайн» - 6 лет), по очно-заочной (вечерней) и заочной - до 6 лет (по специальности «дизайн» по очно-заочной (вечерней) форме - до 7 лет);

- высшее профессиональное образование в сокращенные сроки обучения, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист» и выдачей диплома специалиста с высшем профессиональным образованием.

Подготовку дипломированных специалистов в сокращенные сроки институт осуществляет: для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля - не менее 3-х лет по очной и не менее 3,5 лет по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения; для лиц, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля - не менее 2-х лет по очной и не менее 2,5 лет по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения; для лиц, имеющих высшее профессиональное образование с профилем, не соответствующим получаемому образованию -не менее 3-х лет по очной и не менее 3,5 лет по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения.

Институт, в соответствии с лицензией, осуществляет подготовку по программам послевузовского и дополнительного профессионального образования: аспирантуре: по очной форме обучения - 3 года, по заочной форме обучения - 4 года; повышение квалификации - со сроком обучения от 72 до 500 часов; профессиональной переподготовки - со сроком обучения свыше 500 часов, с отрывом, с частичным отрывом и без отрыва от работы на базе высшего и среднего профессионального образования по основным образовательным программам Института.

В образовательном процессе института участвуют более 30 докторов наук, профессоров, более 70 кандидатов наук, доцентов.

Учебный год в институте для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения начинается 1 сентября и заканчивается согласно рабочему учебному плану по конкретному направлению подготовки (специальности).

Сроки начала и окончания учебного гола для студентов заочной формы обучения (два раза в неделю, один раз в неделю, две установочно-экзаменационные сессии в год) устанавливаются рабочим учебным планом.

Учебная работа является составной частью образовательного (учебно-воспитательного) процесса и основным видом деятельности института. Она включает организацию и проведение всех видов учебных занятий, текущего и промежуточного контроля успеваемости и качества подготовки студентов.

В системе образовательного процесса в институте происходят обновление содержания образования и совершенствование механизма контроля его качеством. Доступность, качество и эффективность - ключевые слова образовательной политики СГИ в настоящее время.

Системность в формировании вузовской политики качества понимается как распространение понятия качества на все основные виды деятельности вуза, только системный подход в обеспечении качества подготовки специалистов, охватывающий все сферы и функции деятельности института, позволит выйти на требуемый уровень образовательных услуг.

АКМЕОЛОГИЯ, № 3, 2005

Целью учебной работы в институте является подготовка высококвалифицированных кадров с высшим образованием по избранной специальности.

Учебные занятия - важнейшая часть учебной работы, в которой осуществляется теоретическое обучение, выработка умений и привитие практических навыков студентам по специачьности. Планирование учебной работы производится на учебный год. Расписание учебных занятий составляется на семестр. Учебный год, как правило, состоит из двух семестров, каждый из которых заканчивается экзаменационной сессией и каникулами.

Общий объем учебной работы студентов, включая самостоятельную работу, составляет не более 54 часов в неделю. Загрузка студентов очной формы обучения всеми видами учебных занятий с преподавателем составляет не менее 27 в неделю (для студентов очно-заочной (вечерней) формы обучения не менее 6 часов в неделю, для студентов заочной формы обучения не менее 160 часов в год).

Студенты, обучающиеся по программам высшего профессионального образования, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам.

Студенты, обучающиеся в сокращенные сроки, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 20 экзаменов.

Институт путем целенаправленной организации учебного процесса, выбора форм, методов и средств обучения создает необходимые условия обучающимся для освоения основных профессиональных образовательных программ.

Основными документами, непосредственно регламентирующими учебную работу в институте при обучении студентов по установленным специальностям, являются профессиональные образовательные программы по конкретным специальностям, учебные планы (рабочие учебные планы), учебные программы, учебно-методические материалы (комплексы) и пособия, тематические планы по каждой преподаваемой дисциплине, разрабатываемые на основе ГОС с учетом их федеральных и национально-региональных компонентов, специфики обучения и требований к данным документам, определенным в институте.

Профессиональная образовательная программа разрабатывается институтом на каждую специальность. Содержанием ее являются федеральные, региональные (вузовские) и дисциплины по выбору студентов, устанавливаемые институтом, составляющие ГОС при соблюдении структуры и объема учебного материала, предъявляемого обучаемому студенту; общих и частных требований к подготовке обучаемых. Профессиональные образовательные программы служат основанием для разработки учебных планов.

Учебный план (рабочий учебный план) разрабатывается для каждой специальности. Дисциплины, определяющие специализацию, указываются в учебном плане соответствующей специальности, но для каждой специализации разрабатывается и отдельный учебный план (рабочий учебный план). Дисциплины специализаций не должны превышать по объему 30% бюджета времени учебных занятий. Учебный план обсуждается на заседании Ученого Совета института и утверждается ректором.

На основе утвержденного учебного плана для студентов очной формы обучения разрабатываются учебные планы для очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения. Для обеспечения перехода на новые учебные планы могут разрабатываться переходные учебные планы (рабочие учебные планы) для всех курсов (кроме выпускного).

Обучение студентов по индивидуальным учебным планам и в сокращенные сроки в пределах государственного образовательного стандарта регламентируется Уставом СГИ и соответствующим Положением, утвержденным ректором.

Учебные занятия в институте организованы и проводятся в соответствии с утвержденными расписаниями занятий по каждой специальности и форме обучения. Общая продолжительность всех видов учебных занятий с преподавателем не более шести академических часов в день.

В институте установлены основные виды учебных занятий: лекция, семинар, консультация, практическое (групповое) занятие, контрольная работа, реферат, коллоквиум, теоретическая (научно-практическая) конференция, индивидуальное собеседование, самостоятельная работа, практика, курсовая работа, дипломная работа. Могут проводиться и другие виды учебных занятий, вводимые в учебный процесс решением ректора, в зависимости от содержания и архитектоники каждой учебной дисциплины.

Лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют основу теоретического обучения студентов института. Они строятся таким образом, чтобы дать студентам систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрыть современное состояние и перспективы развития конкретной области наук, концентрируют внимание студентов на наиболее сложных основ-

ных вопросах, стимулируют их активную познавательную деятельность, формируют творческое мышление.

Лекции читают ведущие ученые: доктора наук, профессора, кандидаты наук, доценты, а также преподаватели, имеющие большой опыт работы в вузах. Для чтения отдельных лекций привлекаются ведущие специалисты-практики.

Лекции для студентов заочной формы обучения носят, как правило, консультационный, обзорный характер с раскрытием узловых (ключевых) вопросов по учебной дисциплине с обязательным указанием основной и дополнительной литературы и методических рекомендаций по самостоятельному изучению предмета,

Семинары проводятся по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы с задачей углубить, расширить и закрепить знания студентов, полученные ими на лекциях и в процессе самостоятельной работы и индивидуальной работы под руководством преподавателя нал учебной и научной литературой, а также привить навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала и осуществлять контроль знаний студентов.

Семинары проводятся методами круглого стола, деловой игры, творческой дискуссии, обсуждения докладов, подготовленных студентами.

Консультации предназначаются для оказания преподавателями помощи в самостоятельной работе студентам по изучению дисциплин учебного плана. Чаще всего консультации увязываются с семинарскими, практическими и групповыми занятиями, а также с самостоятельной работой студентов, особенно при подготовке к сдаче экзаменов и зачетов. Консультации, как правило, носят индивидуальный характер, однако могут быть и плановыми, если проводятся накануне экзаменов или зачетов для учебной группы или потока.

Практические (групповые) занятия проводятся с целью решения задач, выполнения заданий, выработки навыков в выполнении различных расчетов, разработке и оформлении служебных документов, практического овладения иностранными языками, компьютерными технологиями. Практические занятия могут проводиться методом тренировки, психологического тренинга, упражнения. Они служат своеобразной учебной формой связи теории с практикой, содействуя выработке умения применять знания в решении практических задач.

На практическом (групповом) занятии студентам может быть предложена конкретная практическая ситуация, тестовое задание, педагогическая задача. В этом случае занятие должно быть построено на поиске путей и методов ее решения студентами под руководством преподавателя с применением знаний, полученных ими в ходе лекций и самостоятельного изучения материала.

К практическому занятию преподаватель разрабатывает методические рекомендации студентам по его подготовке и проведению. При этом он исходит из того, что эти занятия предназначены, прежде всего. Для углубления и расширения знаний студентов, а также овладения методикой работы с научным материалом и определенными, типичными для данной дисциплины, практическими навыками. Соотношение объема семинарских и практических занятий по отношению к лекциям определяется приказом ректора института (но не более 30 %).

Контрольные работы (задания) выполняются в виде письменных ответов на вопросы или решения задач. Содержание заданий на контрольную работу и порядок сс проведения устанавливаются деканатом.

Рефераты разрабатываются студентами, обучающимися по заочной форме, по дисциплинам, по которым не предусмотрено выполнение контрольных работ (заданий) в межсессионный период. Как правило, разработка рефератов предусмотрена по учебным дисциплинам исторической и теоретической направленности в соответствии с учебно-методическим указаниями, учебными вопросами по теме реферата и рекомендованной литературой.

Коллоквиум - одна из форм контроля и оценки знаний студентов, На коллоквиуме преподаватель в составе группы проводит со студентами собеседование по отдельной, наиболее сложной, теме или разделу учебной дисциплины. Коллоквиум может быть также проведен по какой-то отдельной книге, монографии, имеющей большое значение для более глубокого овладения студентами знаниями предмета, или но темам учебной дисциплины, изученным студентами самостоятельно в процессе индивидуальной работы под руководством преподавателя. На коллоквиуме практикуется заслушивание и обсуждение докладов студентов.

Теоретические (научно-практические) конференции проводятся обычно на завершающем этапе изучения дисциплины в интересах углубления полученных знаний, выработки у студентов навыков сбора, анализа и обобщения информационного материала, подготовки докладов и сообщений, приобретения и совершенствования навыков публичных выступлений и ведения научных дискуссий.

Индивидуальное собеседование проводится со студентами в случае пропуска ими в семестре любого вида занятий по неуважительной причине. Индивидуальное собеседование проводится ведущим преподавателем по пропущенному студентом материалу по каждой учебной дисциплине перед проведением итоговой формы контроля по данной дисциппине. Студент, не прошедший индивидуального собеседования, к экзамену (зачету) не допускается.

Самостоятельная работа является важной составной частью учебной работы студентов института и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, а также формирование культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний.

Основными видами самостоятельной работы студентов института являются: подготовка к занятиям; просмотр и прослушивание видео - и аудиолекций; осмысление учебной информации, сообщаемой преподавателем, ее обобщение и краткая запись; своевременная доработка конспектов лекций; подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы; консультация с преподавателем по сложным, непонятным вопросам; подготовка к экзаменам и зачетам; выполнение заданий, написание рефератов, выполнение контрольных, курсовых и дипломных работ; участие в научной работе; систематическое ознакомление с материалами периодической печати, поиск и анализ дополнительной информации по учебным дисциплинам; общественная работа в институте, на факультете, просмотр и прослушивание телевизионных и радиопередач, видео- и кинофильмов, посещение театров, музеев, выставок в интересах овладения будущей профессией и т.п.

Самостоятельная работа может быть запланирована в расписании учебных занятий под руководством преподавателя по определенной конкретной теме дисциплины.

Практика (учебная, производственная) организуется по отдельным дисциплинам или группам дисциплин в целях закрепления знаний и приобретения (совершенствования) практических навыков с учетом будущей специальности. Практика может проводиться в структурных подразделениях института, в учреждениях, на предприятиях и организациях, с которыми заключается долгосрочный договор.

Практика организуется и проводится в соответствии с Положением, утвержденным ректором института. Деканат факультета, совместно с преподавателями дисциплин, по которым проводится практика, осуществляет учебно-методическое руководство практикой, разрабатывает программы ее проведения и индивидуальные задания для каждого студента. Для руководства и контроля за работой студента назначаются руководители практики от института и от организации, предприятия, учреждения.

Студенты по окончании практики составляют письменный отчет о выполнении ими профаммы и индивидуального задания, представляют его вместе с дневником прохождения практики в деканат и сдают зачет.

Курсовая работа имеет целью научить студентов самостоятельно применять полученные знания для комплексного решения конкретных практических задач, привить навыки самостоятельного проведения научных исследований. Темы курсовых работ разрабатываются преподавателями в соответствии с основным содержанием учебной дисциплины (группы дисциплин), рассматриваются и утверждаются деканом факультета.

Количество курсовых работ определяется учебным планом.

На курсовую работу разрабатывается задание. Для руководства работой студентов назначаются научные руководители из числа преподавателей и проводятся консультации в учебное время. Курсовая работа выполняется студентами в часы самостоятельной работы. Защита курсовой работы проводится комиссиями, создаваемыми из числа профессорско-преподавательского состава кафедр и утверждаемыми деканами факультетов. По результатам защиты курсовой работы студентам выставляется зачет с оценкой.

При получении неудовлетворительной оценки они выполняют работу по новой теме или перерабатывают прежнюю в сроки, устанавливаемые деканом факультета.

В качестве курсовой работы решением декана факультета, заведующего кафедрой может быть зачтена научная работа, выполненная студентом на актуальную тему с высоким качеством, а также публичное выступление на научной конференции Студенческого научного общества.

Дипломная (выпускная квалификационная) работа представляет собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных проблем по специальности и выполняется студентами на выпускном курсе. Она преследует цель систематизировать, закрепить и расширить знания и практические навыки студентов в решении сложных комплексных задач с элементами исследования, а также определить уровень подготовленности студентов к практической деятельности по избранной специальности.

Каждому студенту назначается руководитель из числа преподавателей и руководящего состава института. Контроль за разработкой студентами дипломных (выпускных квалификационных) работ осуществляет научный руководитель, заведующий кафедрой и декан факультета. Разработка и оформление дипломной (выпускной квалификационной) работы осуществляется в соответствии с методическим пособием по ее выполнению.

Контроль успеваемости предназначен для выявления уровня знаний, умений и навыков студентов и направлен на объективный и систематический анализ хода изучения и усвоения студентами учебного материала. Он содействует улучшению организации и проведения учебных занятий, а также усиления ответственности студентов за качество своей учебы в институте.

Функции контроля: проверочная, обучающая, воспитательная и организующая. Контроль должен быть - всесторонним, систематическим, целенаправленным, требовательным и многоплановым.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов подразделяется на текущий, промежуточную аттестацию и итоговую аттестацию выпускников.

Текущий контроль проводится в целях получения оперативной информации о качестве усвоения учебного материала, управления учебным процессом и совершенствования методики проведения занятий, а также стимулирования самостоятельной работы студентов. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем, а также при проведении семинаров, контрольных работ, практических занятий, выполнения тестовых контрольных заданий и других контрольных мероприятий, предусмотренных учебной программой. При проведении текущего контроля могут применяться технические средства, при этом результата его могут обрабатываться с помощью компьютерной техники.

Промежуточная аттестация предназначена для определения степени достижения учебных целей по дисциплине (группе дисциплин) или ее разделам и проводится в ходе зачетов, экзаменов, защиты курсовых работ.

Зачеты служат формой проверки усвоения студентами учебного материала, выполнения курсо-пых работ, программ практики. Зачеты могут устанавливаться по дисциплине в целом или ее разделам. Зачеты поводятся устно, письменно или практически (по физической культуре).

Зачеты принимаются преподавателями, ведущими занятия в группе или читающими лекции по данной дисциплине. Зачеты могут, в исключительных случаях, приниматься руководством института и факультета, специалистами в данной области знаний.

Экзамены имеют цель проверить и оценить учебную работу студен тов, уровень полученных ими знаний и умение применять их к решению практических задач. Экзамены являются заключительным этапом изучения дисциплины или ее разделов. Экзамены проводятся, как правило, в период экзаменационных сессий.

Студенты допускаются к экзаменам при условии сдачи ими зачета (зачетов) по данной дисциплине, предусмотренного в текущем семестре, и защиты курсовой работы (если таковая предусмотрена). Зачеты и экзамены сдаются в строгом соответствии с требованиями учебных планов, а также утвержденных программ, едиными для очной, очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения.

Итоговая аттестация студентов проводится после выполнения ими всех требований учебных планов и программ обучения. При проведении итоговой аттестации проверяется соответствие уровня и качества подготовки студентов квалификационным требованиям, степень усвоения ими программ обучения. При проведении итоговой аттестации проверяются как теоретические знания, так и практические навыки выпускников в соответствии с полученной специальностью и квалификацией. Итоговая аттестация выпускников состоит, как правило, из двух итоговых экзаменов по отдельным дисциплинам или одного итогового экзамена по отдельной дисциплине и одного междисциплинарного экзамена и обязательной защиты дипломной работы.

Очно-заочное (вечернее) и заочное обучение студентов является одной из форм подготовки специалистов по установленным лицензией направлениям и специальностям. Очтго-заочное (вечернее) и заочное обучение студентов организуется и проводится в составе основных факультетов по учебным планам, разработанным на основе учебных планов очного обучения, и по учебным программам, единым для всех форм и сроков обучения.

Очно-заочное (вечернее) обучение осуществляется по основным образовательным программа с полным сроком обучения, а также по сокращенным или ускоренным программам подготовки специалистов на базе высшего профессионального образования различных ступеней или среднего профессионального образования соответствующего профиля.

При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий со студентами составляет в институте не менее 6 часов в неделю.

АКМЕОЛОГИЯ, N9 3, 2005

Заочное обучение осуществляется проведением в институте субботних учебных занятий и двух учебных сессий в год, и самостоятельной работой студентов-заочников в межсессионный период. Сроки проведения учебных сессий определяются учебными графиками. Учебная сессия - обязательный этап обучения для всех студентов-заочников,

При заочной форме обучения институт обеспечивает студентам возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

Сроки обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам, а также в случае сочетания различных форм обучения при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования могут увеличиваться на срок до 1 года по сравнению со сроками обучения по очной форме на основании решения Ученого Совета института и в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.

Институт обеспечивает студентов-заочников учебными программами, заданиями для самостоятельной работы на межсессионный период и другими учебными заданиями, а также методическими указаниями по их выполнению. Студентам-заочникам предоставляется возможность пользоваться библиотекой института, получать консультации преподавателей и сдавать досрочно зачеты и экзамены до начала сессии.

Опыт решения проблемы качества на основе международных стандартов ISO 9001 привел к выводу о необходимости создания и последующего эффективного функционирования в институте современной системы качества.

Разработка системы качества образовательного процесса в Столичном гуманитарном институте проведена в соответствии с требованиями к системе менеджмента качества, включающими требования международных стандартов ISO 9000:

• ответственность руководства;

• система качества;

• управление ресурсами;

• анализ контрактов на подготовку специалистов;

• управление разработкой учебных планов и программ;

• управление документацией и данными;

• организация приема студентов и аспирантов;

• идентификация и прослеживаемость в учебном процессе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• управление учебным процессом;

• контроль знаний и проведение квалификационных испытаний;

• управление студентами, не освоившими основную образовательную программу подготовки специалиста;

• корректирующие и предупреждающие действия;

• внутренние проверки качества;

• трудоустройство выпускников;

• работа с выпускниками института в учреждениях и организациях;

■ анализ данных для улучшения.

Именно анализ данных позволяет установить причины проблем и выбрать эффективные корректирующие и предупреждающие действия.

Критерии качества, стратегия и методология обеспечения образовательного процесса требуют современных подходов и квалифицированных решений. Сегодня СГИ стоит перед необходимостью решения вопросов, связанных с внедрением системы управления качеством подготовки специалистов. При разработке стратегии был положен системный, комплексный подход, который охватывает все сферы и функции деятельности института. Стратегия института в области всеобщего управления качеством, которая формулируется как программа развития института на перспективу, определяет цели вуза, организацию учебного, научно-исследовательского, воспитательного процессов, управление имуществом, кадрами, и организационную структуру управления институтом.

С позиции института качество есть способность совокупности свойств услуги соответствовать требованиям нормативных документов, в частности, государственным образовательным стандартам, программам учебных планов подготовки специалистов и т.д.

Для обеспечения качества образовательных услуг в институте имеется необходимая учебно-материальная база, квалифицированный профессорско-преподавательский состав, продуманная организационная структура и четкое управление институтом в целом и качеством, в частности.

Наличие вышеперечисленных трех составляющих позволяет нам обеспечивать качество образовательного процесса и создает уверенность в том, что качество услуги будет соответствовать предъявляемым требованиям.

В институте четко построена специальная система для управления качеством - система менеджмента качества, представляющая собой совокупность организационной структуры, распределения полномочий и ответственности, методов, процедур и ресурсов, необходимых для установления, поддержания и совершенствования качества.

Для обеспечения высокого качества образовательного процесса требуется идти в ногу со временем. Достижения в области информационных и коммуникационных технологий открывают большие возможности в повышении эффективности образования. Современному специалисту необходимо иметь глубокие теоретические знания в области новых информационных технологий.

В институте создана и успешно функционирует современная информационная инфраструктура в виде внутренней локальной сети, Интернет-сети, которая интегрирована в Интернет, представляющая собой техническую среду, в которой реализуются образовательные технологии.

К своему 10-летнему юбилею коллектив института идет с оптимистическим взглядом в будущее, с уверенностью в завтрашнем дне, с большим запасом энергии и здоровых сил в целях выполнения своей главной задачи - подготовки высококвалифицированных, умеющих ориентироваться в сложных перипетиях современного мира и необходимых стране специалистов, способных претворить в жизнь грандиозные реформаторские планы по восстановлению и преумножению достижений нашей великой Родины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.