Научная статья на тему 'Организация учебного процесса в системе послевузовского медицинского образования'

Организация учебного процесса в системе послевузовского медицинского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ / МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осетрова Ольга Вениаминовна

В статье отражена социально-педагогическая потребность в подготовке молодых преподавателей и аспирантов медицинского вуза как перспективных исследователей, способных к инновационной деятельности в связи с развитием исследовательских (медицинских) университетов. Предлагается осуществлять подготовку таких специалистов в системе послевузовского профессионального (медицинского) образования, для чего необходимо ввести дополнительную квалификацию «Преподавательисследователь (медицинские науки)». Дается проект образовательной программы, включающей дидактические ориентиры: цели обучения и условия его реализации, модель квалификационной характеристики преподавателя-исследователя, примерный учебный план освоения образовательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осетрова Ольга Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация учебного процесса в системе послевузовского медицинского образования»

УДК 378:61

О.В. Осетрова*

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье отражена социально-педагогическая потребность в подготовке молодых преподавателей и аспирантов медицинского вуза как перспективных исследователей, способный к инновационной деятельности в связи с развитием исследовательских (медицинских) университетов. Предлагается осуществлять подготовку таких специалистов в системе послевузовского профессионального (медицинского) образования, для чего необходимо ввести дополнительную квалификацию «Преподаватель-исследователь (медицинские науки)». Дается проект образовательной программы, включающей дидактические ориентиры: цели обучения и условия его реализации, модель квалификационной характеристики преподавателя-исследователя, примерный учебный план освоения образовательной программы.

Ключевые слова: образовательная программа, дополнительная квалификация, преподаватель-исследователь, медицинские науки.

К основным принципам, определяющим «строение пространства педагогического действия», относится ориентация на науку, что предполагает взаимодействие субъектов в педагогическом пространстве, имеющих специальную подготовку [1, с. 73]. Ее особая значимость связана с развитием современный исследовательских университетов, в том числе и медицинских. В системе послевузовского профессионального образования значимым направлением становится совершенствование научной подготовки специалистов. Развитие данного направления обусловлено социально-педагогическими факторами:

— переход здравоохранения на инновационный путь развития, обозначенный концепцией развития системы здравоохранения в РФ на период до 2020 года в виде приоритетной задачи [2];

— подготовка кадровый ресурсов медицинской науки к решению приоритетных задач отечественного здравоохранения и их «концентрации... на... инновационные направлениях развития медицинской науки»;

— потребность в целенаправленной подготовке специалистов для практического здравоохранения, способных обеспечить разработку и внедрение научных достижений в систему здравоохранения.

Научные достижения в современной медицине выдвигают новые требования к качеству медицинского образования, что выражается готовностью студентов медицинского вуза к решению инновационные задач практического здравоохранения, способностью ориентироваться в научных достижениях современной медицинской науки.

* © Осетрова О.В., 2010

Осетрова Ольга Вениаминовна ([email protected]), кафедра педагогики, психологии и психолингвистики Самарского государственного медицинского университета, 443099, Россия, г. Самара, ул. Чапаевская, 89.

Усложняется деятельность преподавателя вуза, решающего не только образовательные задачи, но и развивающие с помощью реализации своих научных идей в ходе учебного процесса, а также внедряя научные разработки в практику. Таким образом, актуализируется задача подготовки преподавателя для медицинского вуза как врача, педагога и исследователя. Исследовательская деятельность предусматривает овладение методологической грамотностью для выполнения исследования, готовность к продуктивному информационному поведению в научном сообществе. Требуется профессиональная языковая культура для изложения своих научных идей. Обогащение учебного процесса новыми научными знаниями предполагает активное участие преподавателя в разработке инновационных технологий, обогащающих студентов новыми научными знаниями. Серьезной научной подготовки требует процесс интеграции науки и образования.

В ходе нашего исследования были разработаны дидактические ориентиры для организации учебного процесса в системе дополнительного образования преподавателя медицинского вуза, предусматривающего введение дополнительной квалификации «Преподаватель-исследователь (медицинские науки)» в послевузовское профессиональное образование. Разработка проекта образовательной программы осуществлялась поэтапно с учетом нормативных документов, утвержденных на федеральном уровне по направлению послевузовского профессионального дополнительного образования [3—6]. На первом этапе была дана общая характеристика программы с указанием ее назначения, целей, функциональных задач, нормативного срока освоения программы и сфер профессиональной деятельности специалиста как преподавателя-исследователя. На втором этапе разрабатывалась модель квалификационной характеристики преподавателя-исследователя, основное содержание которой и требования к освоению знаний и овладению умениями представлены в табл. 1.

Таблица 1

Модель квалификационной характеристики преподавателя-исследователя

по медицинским специальностям

Содержание характеристики Требования и условия к освоению знаний и овладению умениями

Организационно- педагогические цели Освоение программы обучения, направленной на развитие способностей преподавателя к инновационной научно-педагогической и лечебной деятельности; углубленное изучение дисциплин по конкретным аспектам исследования; совершенствование знаний в области научной медицинской специальности; освоение технологии подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук; изучение нормативно-законодательной документации, регламентирующей научную подготовку специиалис-та; изучение отечественного и зарубежного опыта исследователь-ской медицинской деятельности; обеспечение возможности научного взаимодействия исследователей в РФ и за рубежом

Функции профессиональной деятельности Исследовательские, организационные, информационно-аналитические, управленческие функции в рамках исследовательского коллектива, консультационные функции, выполняемые по поручению руководителя научного коллектива для информирования студентов по отдельным аспектам научной подготовки при выполнении рефератов, докладов, выступлений на конференциях

Окончание табл. 1

Содержание характеристики Требования и условия к освоению знаний и овладению умениями

Задачи обучения Овладение современными инновационными технологиями в сфер) е медицинского образования, науки и здравоохранения, знание этапов научной подготовки, понимание сущности содержания исследовательской деятельности в области медицины, самостоятельное выполнение исследования на соискание ученой степени кандидата медицинских наук, организация и/или квалифицированное участие в научных исследованиях, реализация задач иннова-циионного менеджмента в развитии медицинских вузов и учреждений, готовность к научной работе в высших учебных заведениях и научных учреждениях

Специальные требования, предъявляемые к профессиональным качествам Знание исторических аспектов в развитии преподаваемой учебной дисциплины и исследуемого научного вопроса; навыки использования информационных технологий в научно-педагогической и лечебной работе; информированность о последних научных достижениях в изучаемой области; умения проведения экспериментальных наблюдений и клинических испытаний; знание структуры медицинской диссертации; навыки оформления научного текста; подготовленность к участию в научных мероприятиях; руководство студенческими научными работами; использование научных результатов в учебном процессе; курация врачей, обучающихся в системе послевузовского профессионального медицинского образования (интернатура, ординатура)

Сферы профессиональной деятельности Организации и учреждения системы Минздравсоцразвития, организации медико-биологического, клинического, медико-социального, медико-технического, экологического и других профилей, а также соответствующие по профилю организации и учреждения других министерств; учреждения системы среднего, высшего и последипломного профессионального образования медико-биологического, медико-социального, медико-технического и медико-экономического профиля; академические и ведомственные научно-исследовательские организации, связанные с решением клинических, медико-биологических, медико-социальных, медико-технических, медико-экономических проблем; организации, связанные с решением клинических, медико-биологических, медико-социальных, медико-технических и медико-экономических проблем; организации, связанные с мониторингом окружающей среды и решением экологических задач; структурные подразделения медицинских НИИ и научных центров при адаптации образовательной программы к потребностям научных учреждений

На третьем этапе проектировался примерный учебный план для дополнительной квалификации «Преподаватель-исследователь (медицинские науки)», которая присваивается преподавателям, имеющим высшее образование по медицинским специальностям: лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело, стоматология, сестринское дело, медицинская биохимия, медицинская биофизика, медицинская кибернетика.

Избирательно дополнительная квалификация может быть получена выпускниками аспирантуры медицинского вуза при условии успешного освоения настоящей дополнительной образовательной программы и защиты выпускной квалификационной работы. Присваиваемая квалификация является дополнительной к основной и удостоверяется дипломом о дополнительном (к высшему) образовании. Нормативная трудоемкость при очной форме обучения составляет 1080 академических часов. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторной нагрузки обучающихся — 550 часов. Срок освоения программы при очной форме обучения — 1,5 года (три семестра), очно-заочной (вечерней) форме — 2 года (четыре семестра). Может производиться перезачет дисциплин, которые ранее изучались в ходе осво-ения основных образовательных программ послевузовского профессионального образования в рамках профессиональной переподготовки (педагогика и психология высшей медицинской школы, иностранный язык, история и философия науки по программе кандидатских экзаменов в медицинской отрасли наук). Для освоения образовательной программы разработан примерный учебный план, представленный в табл. 2.

Таблица 2

Учебный план освоения образовательной программы

Индекс Наименование дисциплин Всего Лекции Семинары Самостоя- Форма

и их основные разделы часов практикумы тельная подготовка отчетности

ОПД.ОО Общепрофессиональные дисциплины 300 44 120 136 Экзамены зачеты

ОПД.01 История и философия науки (по программе кандидатского минимума по научной специальности медико-биологической отрасли наук) 140 40 50 50 Экзамен

ОПД.02 Иностранный язык (в соответствии с программой кандидатского минимума по научной специальности медико-биоло-гичес-кой отрасли наук) 100 50 50 Экзамен

ОПД.ОЗ Информационные технологии в науке и образовании 30 2 10 18 Зачет

ОПД.ОЗ Информационные технологии и системы в медицине и здравоохранении 30 2 10 18 Зачет

СД.00 Специальные дисциплины 460 170 152 138

СД.01 Педагогика и психология высшей медицинской школы 100 50 30 20 Экзамен

СД.02 Технологии профессионально ориентированного обучения 100 40 30 30 Экзамен

СД.03 Профессионально ориентированное поведение 30 10 10 10 Зачет

СД.04 Методологические основы выполнения научного исследования 100 40 32 28 Экзамен

СД.05 Инновационный менеджмент и менеджмент наукоемких технологий 30 10 10 10 Экзамен

СД.06 Патентно-информационные технологии и интеллектуаль-ная собственность 60 10 20 30 Зачет

Окончание табл. 2

Индекс Наименование дисциплин Всего Лекции Семинары Самостоя- Форма

и их основные разделы часов практикумы тельная подготовка отчетности

СД.07 Курсы, практикумы и тренинги по выбору (по профилю научного исследования) 40 10 20 10 Зачет

ФПД.00 Факультативные профилированные дисциплины 80 30 20 30 Экзамен

ФПД.01 Современные главы изучаемой научной специальности медицинской отрасли 80 30 20 30 Экзамен

Итого часов теоретической 840 244 292 304

подготовки

НПП.00 Научно-педагогическая практика 100 100

НПП.01 Исследовательская практика: работа в научном проекте 50 50 Зачет

НПП.02 Педагогическая практика: подготовка и чтение лекции, проведение практикумов 50 50 Зачет

ИГА.00 Итоговая государственная аттестация 140 10 30 100

ИГА.01 Подготовка и защита выпускной квалификационной работы и по усмотрению вуза квалификационный экзамен 140 10 30 100

Всего часов 1080 254 322 504

Таким образом, учитывая социально-педагогическую потребность в совершенствовании обучения исследовательской деятельности преподавателей медицинских вузов, полагаем, что обозначенные дидактические ориентиры послужат основой для качественных изменений в деятельности преподавателей медицинского вуза, будут обеспечивать формирование исследовательских способностей, необходимых для профессиональной научно-педагогической и лечебной деятельности; помогут организовать педагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса на этапе послевузовского профессионального образования для введения и освоения дополнительной квалификации «Преподаватель-исследователь (медицинские науки)».

Библиографический список

1. Конев В.А Курс «Философия образования (культуроантропологический аспект)» // Подготовка менеджера образования. Самара: СИПКРО, 1996. Вып. 6. 92 с.

2. Концепция развития системы здравоохранения в РФ на период до 2020 г. URL: http: // www.Zdravo2020.ru.

3. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: федеральный закон № 125-ФЗ от 22 августа 1996 г. (ред. 27.07.2010 г.).

4. Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ: приказ Министерства общего и профессионального образования РФ № 1221 от 18 июня 1997 г.

5. О программе развития дополнительного профессионального образования в Российской Федерации на 2002—2005 годы: приказ Минобразования России № 2423 от 26.06.2002 г.

6. О введение в действие государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительных квалификаций: приказ Минобразования РФ № 1136 от 09.03.2004 г.

O.V. Osetrova*

THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE SYSTEM OF POST-GRADUATE MEDICAL EDUCATION

In the research the socially-pedagogical requirement for preparation of young tutors and post-graduate students of medical universities as perspective scientific and pedagogical reserve for national research (medical) universities with assignment of additional qualification "the tutor—researcher» is reflected. Training such specialists in the system of post-graduate medical education is recommended. We consider an additional qualification to be reasonable. The scheme of educational program for training of experts in the system of post-graduate professional (medical) education, the program including didactics basis: the aim of education and the condition of its fulfillment, a model of the qualifying characteristic of the tutor-researcher, the approximate curriculum of preparation are dwelled on.

Key words: educational program, additional qualifications, teacher-researcher, medical sciences.

* Osetrova Olga Veniaminovna ([email protected]), the Dept. of Pedagogics, Psychology and Psycholinguistic, Samara State Medical University, Samara, 443099, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.