ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
| 71
Психологические основы подготовки будущих бакалавров профессионального обучения
ОСТАПЕНКО Ирина Алексеевна,
кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин и иностранных языков Азово-Черномор-ского инженерного института — филиала Донского государственного аграрного университета, г. Зерноград (Ростовская область)
Аннотация
В статье рассматривается психологическая составляющая в подготовке будущих бакалавров профессионального обучения. Показано, как формируется психологическая грамотность студентов в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла, прохождения педагогических практик, выполнения выпускной квалификационной работы. Приведены факторы, затрудняющие формирование психологической культуры будущих бакалавров
Ключевые слова:
бакалавр профессионального обучения, педагогическое образование, психологическая составляющая, психолого-педагогическое образование
Вопросам улучшения качества подготовки будущих педагогов для сферы профессионального образования сегодня уделяется много внимания. При этом для исследователей актуальным является анализ возможностей использования активных и интерактивных методов учебной работы [2], применение в профессиональном обучении технологических инноваций [1], формирование у будущих педагогов профессионального обучения различных компетенций [5], экологической культуры [4] и т. п. Такое внимание к подготовке бакалавров профессионального обучения (далее — ПО) естественно. С одной стороны, качественное обучение послужит основой для формирования в организациях ПО кадровой базы из молодых, активных, обладающих современными компетенциями специалистов, с другой — станет гарантией их трудоустройства, уверенности на рынке труда.
Однако некоторые аспекты существующей подготовки бакалавров ПО нельзя считать полностью реализованными. К их числу относится формирование психологической составляющей подготовки будущего педагога ПО как не менее важной, чем педагогическая и методическая.
Целью настоящего исследования является выявление и описание психологической составляющей при подготовке будущих бакалавров ПО в вузе, определение методов и форм работы, направленных на психологизацию процесса обучения.
Научная проблематика исследования определяется тем, что при подготовке бакалавров ПО в вузе не всегда принимается во внимание, что им предстоит стать не только педагогами, но и психологами. В современных условиях преподаватель должен учитывать особенности личностного развития обучающихся, понимать их внутренний мир, уметь психологически грамотно выстраивать с ними личностное и учебное взаимодействие. Между тем понятие психологической составляющей обучения, в том числе применительно к вузовской подготовке будущих педагогов ПО, отсутствует, также не определено, какие именно составляющие учебного процесса необходимо задействовать в качестве ведущих рычагов психологической подготовки.
Остапенко И. А. Психологические основы подготовки будущих бакалавров профессионального обучения // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 1. — С. 71-74.
72 | 1 /2019
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В Азово-Черноморском инженерном институте — филиале Донского государственного аграрного университета направление подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» было открыто в 2002 году. За 12 лет (начиная с 2007 года) выпущено 168 специалистов, успешно работающих в различных профессиональных образовательных организациях Ростовской области и других регионов.
Функционирование данного направления на базе отраслевого вуза ослабляет в подготовке бакалавров ПО психологическую составляющую. Между тем психологическая подготовка «определяет признание и принятие ее субъектом своего жизненного и профессионального опыта как результата приобретения знаний, умений и навыков в процессе непрерывного вузовского и послевузовского образования» [3, с. 76]. Автор статьи предлагает определять психологическую подготовку в контексте ПО как освоение будущими бакалаврами ПО психологии на разных уровнях: как учебного предмета, как средства осуществления взаимодействия в педагогической среде, как способа развития собственной личности и личностей обучающихся.
В Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» заложены следующие психологические компетенции:
- способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);
- готовность моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач (ОПК-8);
- готовность к применению технологий формирования креативных способностей при подготовке рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-14) и др. [6].
На формирование данных компетенций нацелены дисциплины психологической и психолого-педагогической направленности: «Общая психология», «Возрастная физиология и психофизиология», «Психология профессионального образования», «Социальная психология» и др. Главным результатом освоения предметов психологического и психолого-педагогического циклов должно стать формирование у будущих бакалавров ПО психологической грамотности и компетентности, а также психологической культуры. С этой целью на занятиях применяются активные методы обучения и передовые образовательные технологии, в том числе психологические исследования собственной личности с помощью различных методик с дальнейшей интерпретацией и обсуждением результатов; психологический анализ занятий, проведенных другими педагогами (например, в видеозаписи); эвристические задания (сравнить, сопоставить разные явления, дать собственные определения понятиям, оценить педагогическую ситуацию); проблемные лекции и лекции с элементами проблемного обучения (например, обсуждение вопросов «Психологические особенности педагога профессиональной школы», «Преподаватель и его отношения со студентами») и др. Такая система работы действует в институте и, по нашему мнению, будет эффективной в любом вузе.
Дисциплины психологической направленности должны изучаться студентами в течение всего периода обучения в вузе. Кроме того, психологические темы содержатся и в дисциплинах специального характера, например,
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
«Психологическая готовность педагога» — в курсе «Введение в профессионально-педагогическую специальность»; «Психологическое обеспечение методики профессионального обучения» — в курсе «Методика профессионального обучения» и др.
Кроме того, психологическая составляющая должна стать частью инновационных методов и технологий обучения в профессиональной подготовке будущих бакалавров ПО. Иначе говоря, данные методы и технологии должны использоваться не только для научения и тренировки, но и для психологизации образования и формирования у студентов психологических компетенций. Важными психологическими требованиями в процессе применения интерактивных образовательных технологий являются: учет возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей психической деятельности, мо-тивационный компонент, особенности общения, эмоциональные особенности и др. [7, с. 113-114].
Психологическая подготовка будущих бакалавров ПО должна продолжаться и во время прохождения педагогических практик. Необходимо обращать внимание студентов на важность полноценного взаимодействия с обучаемыми и временными коллегами на месте практики (педагогом-наставником, представителями администрации образовательной организации). Для организации личностного взаимодействия эффективны специальные задания психологического характера, например психолого-педагогическая характеристика обучающихся, психологическое тестирование, изучение и характеристика учебного коллектива и др. Если во время прохождения педагогической практики студент сможет укрепить свои психологические знания и умения, это станет первым шагом к его успешности в будущей профессиональной деятельности.
Для формирования психологической грамотности бакалавров ПО также значимо выполнение выпускных квалификационных работ (ВКР) в сфере педагогической психологии. Так, за несколько последних лет психологическими темами ВКР в институте стали: «Реализация развивающей функции педагога дополнительного образования на примере работы кружка "Микроэлектроника" в МБОУ ДО "Станция юных техников" г. Шахты»; «Моделирование воспитательного воздействия на обучающихся кружка "Автомоделизм как технический вид спорта" в МБОУ ДО "Станция юных техников" г. Шахты»; «Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов на примере ГБПОУ РО "Зерноградский техникум агротехнологий"»; «Социальное воспитание студентов в процессе изучения дисциплины "Экономические и правовые основы производственной деятельности" в ГБПОУ РО "Зерно-градский техникум агротехнологий"» и др.
Между тем в институте существует ряд проблем, которые напрямую связаны с психолого-педагогическим аспектом подготовки бакалавров. Большинство преподавателей агроинженерного вуза не являются педагогами по своему базовому образованию и потому не владеют основами педагогической психологии. Хотя в дальнейшем они проходят профессиональную переподготовку и курсы повышения квалификации в области педагогики, все же зачастую у них нет представления о приоритете психолого-педагогических знаний над отраслевыми. В этом отношении форпостом психолого-педагогической науки в агроинженерном вузе должна стать выпускающая
1 /2019 | 73
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
74 | 1 /2019
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
кафедра, ответственная за подготовку бакалавров ПО. В Азово-Черномор-ском институте это кафедра гуманитарных дисциплин и иностранных языков. Большинство педагогов кафедры имеют базовое педагогическое образование, хорошо знакомы с психологическими особенностями преподавания и готовы передать свои знания и умения как обучающимся, так и коллегам — при проведении курсов повышения квалификации психолого-педагогической направленности и в процессе профессиональной переподготовки.
Выпускникам института по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» предстоит стать не только педагогами, но и психологами, что в процессе их обучения не всегда учитывается. Бакалавр профессионального обучения, прошедший подготовку в вузе, будет востребованным на рынке труда при условии полноценной психологической подготовки к взаимодействию с другими субъектами педагогической деятельности в образовательной организации. Обладая психологическими знаниями, он будет способен к быстрой перестройке мышления, трансформации собственных представлений об учебной ситуации. Психологизм неразрывно связан с профессионализмом: без умения быть психологом невозможно стать хорошим педагогом.
Литература
1. Истомина В. В. Технологические инновации в области активных форм обучения при подготовке бакалавров профессионального обучения // Современные образовательные технологии как средство развития научно-педагогического потенциала: Сб. ст. — Челябинск: Печатный двор, 2018. — С. 83-85.
2. Копылова А. В. Подготовка педагогов учреждений профессионального образования к обучению взрослых (на примере среднего профессионального образования) // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2014. - № 1 (13). — С. 20-23.
3. Моложавенко А. В. Психологическая подготовка педагога: гуманитарно-целостный подход // Вестник Университета Российской академии образования. — 2012. - № 1. — С. 76-81.
4. Набатова Л. Б. Педагогические условия формирования общей экологической культуры в подготовке педагога профессионального обучения // Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — № 1. — С. 33-35.
5. Сытникова А. В. Формирование оценочной компетенции у бакалавров профессионального обучения в вузе // Гуманитарные и экономические науки: проблемы и пути их решения: Материалы Международной науч.-практ. конф. Института агроинженерии / Под ред. М. Ф. Юдина. — Троицк: ЮУГАУ, 2018. — С. 103-107.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» [Электронный ресурс] // КлассИнформ.ру. URL: https:// classinform.ru/fgos/44.03.04-professionalnoe-obuchenie-po-otrasliam.html (дата обращения — 16.02.2019).
7. Шичкина Ю. А., Каменева Н. В. Психологические требования к использованию интерактивных методов при подготовке будущих педагогов // Проблемы социально-экономического развития Сибири. — 2011. - № 1 (3). — С. 111-115.