Научная статья на тему 'Материалы расширенного заседания Научного совета Центра стратегических исследований гражданской защиты'

Материалы расширенного заседания Научного совета Центра стратегических исследований гражданской защиты Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
271
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Воробьев Ю. Л., Владимиров В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Материалы расширенного заседания Научного совета Центра стратегических исследований гражданской защиты»

Материалы расширенного заседания Научного совета Центра стратегических исследований гражданской защиты

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

к.п.н. Воробьев Ю.Л.

Уважаемые коллеги!

Во всех больших делах, в том числе и в науке, необходимо научиться смотреть вперед. Научиться предвидеть ситуацию и в соответствии в этим строить свой маневр и свои действия. Это и определит успех дела и движение вперед. Всегда необходимо видеть горизонт. Особенно предвидение важно при планировании.

Наша деятельность, наша отрасль по обеспечению безопасности населения от угроз различного характера в мирное и военное время, безусловно, требует предвидения, взгляда в будущее при учете настоящего.

Исходя из таких простых заключений, мы должны строить свою работу. Для таких именно функций в свое время мы и создали

Т Т гп

Центр стратегических исследований гражданской защиты. 1акои центр можно было бы назвать - Центром стратегического направления, так как главная задача этого центра состояла в том, чтобы он мог предложить руководству министерства правильный выбор пути развития нашей отрасли.

А проблем в развитии и в совершенствовании нашего Министерства весьма достаточно. Их было и раньше много и остается на сегодня также много.

Предлагаю следующий регламент нашего расширенного заседания. Научного совета ЦСИ ГЗ:

- основной доклад;

- вопросы докладчику и ответы на них;

- выступления;

- заключительное слово.

Если нет других предложений, слово для доклада представляю начальнику ЦСИ ГЗ Владимирову Виктору Алексеевичу.

Итоги деятельности ЦСИ ГЗ и основные направления дальнейшей работы

Доклад на заседании Научного совета ЦСИ ГЗ МЧС России, к 5-летию образования

Д.т.н. Владимиров В.А.

Центр стратегических исследований гражданской защиты был создан на основании приказа МЧС России № 680 от 3 октября 1995 г. на базе 430 Научнометодического центра в целях повышения уровня научного обеспечения деятельности МЧС России по разработке основных стратегических направлений развития РСЧС, осуществлению единой государственной политики в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Центр начал функционировать с 1 марта 1996 года. Эта дата и определена как день его рождения.

Прошло 5 лет. За это время Центр прошел большой путь своего развития. В таблице 1 показано расширение направлений деятельности Центра за прошедшие годы.

При этом штатная численность Центра за 5 лет возросла с 32 до 55 человек, в их числе сегодня 8 докторов наук, 9 кандидатов наук, что составляет 31% от общей численности Центра или 40% от числа должностей, подлежащих замещению учеными. Это достаточно высокий процент. 70% сотрудников имеют стаж работы в системах ГО-РСЧС более 10 лет. Для обеспечения деятельности Центра созданы и функционируют секретное отделение, бухгалтерия и библиотека.

Сегодня ЦСИ ГЗ это государственное учреждение, подведомственное МЧС России, имеющее аккредитацию как научное учреждение, получившее признание в системе МЧС России, завоевавшее авторитет среди НИУ страны.

В таблице 2 представлены основные задачи, решаемые Центром в настоящее время.

За годы работы у Центра сложилась довольно устойчивая кооперация с достаточно большим количеством научных организаций РАН, РАМН, РАСХН, высшей школы, Минобороны России, Минатома России, Минздрава России и ряда других министерств и ведомств. Назову некоторые из этих учреждений. Это - Институт прикладной математики РАН, Институт геоэкологии РАН, Институт машиноведения РАН, ИБРАЭ РАН, ЦВСИ, 12 ЦФТИ, 5 и 46 ЦНИИ Минобороны России, Институт биофизики Минздрава России и др.

Центр активно сотрудничает с Российским фондом фундаментальных исследований, который организует и финансирует ежегодно выполнение 4-5 тысяч научных проектов фундаментального и прикладного характера.

Большую помощь в деятельности ЦСИ ГЗ оказывает созданный в феврале 1998 года Научный совет. В его состав сегодня входят: академик РАН, член-корреспондент РАН, 13 докторов и 8 кандидатов наук, среди которых представители как основных подразделений МЧС России, так и научных учреждений РАН и федеральных органов исполнительной власти. Такое сочетание состава Научного совета обеспечивает разносторонний подход к решаемым Центром задачам.

За прошедшее время проведено 25 заседаний Научного совета. Главное внимание при определении повестки дня заседаний Совета отводилось обсуждению замыслов и хода научных исследований, проводимых Центром, их резуль-

татов, актуальных проблем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера.

Как председатель Научного совета выражаю признательность всем членам Совета за творческую активность, за деловые предложения, высказываемые в ходе заседаний.

Разрешите коротко остановиться на практических результатах деятельности ЦСИ ГЗ за 5 лет.

О научно-исследовательских работах

В течение 1997-2000 гг. Центром выполнено около 30 научноисследовательских работ, направленных на решение актуальных проблем деятельности МЧС России. Данные о выполненных и выполняемых КНИР и НИР представлены в таблице 3.

Одно из центральных мест занимала проблематика совершенствования и развития гражданской обороны - КНИР «Лавина», выполненная с участием ЦВСИ Генерального штаба.

В ходе исследований с единых методологических позиций было проанализировано развитие новых видов вооруженной борьбы, роль и место гражданской обороны в современной системе национальной безопасности России, раскрыто содержание новых задач, возложенных на гражданскую оборону в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» (1998 г.).

На основе анализа современной военно-политической обстановки и изменившегося характера будущих войн была обоснована необходимость ряда радикальных изменений в порядке организации и ведения гражданской обороны, был разработан ряд проектов основополагающих документов по гражданской обороне, в том числе: «Основные направления государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны»; «Положение о гражданской обороне Российской Федерации», «Основы организации и ведения гражданской обороны», которые рассмотрены на заседаниях Коллегии МЧС России и получили положительную оценку.

Подготовлен проект «Концепции развития гражданской обороны», направления ее дальнейшего развития и совершенствования на период до 2015 года, обоснованы предложения по группировке сил гражданской обороны, разработана единая система исходных данных для подготовки планов гражданской обороны и мероприятий гражданской обороны в составе мобилизационных планов экономики страны.

Подготовленные расчетные показатели ожидаемых потерь личного состава войск гражданской обороны, потерь вооружения и техники, а также нормы накопления войсковых запасов на военное время одобрены Генеральным штабом ВС РФ и реализованы изданием приказов МЧС России от 10.12.99 №-036 и от 14.11.2000 №-026.

На основе результатов КНИР «Лавина» разработан и утвержден План гражданской обороны Российской Федерации.

В целом, в ходе выполнения КНИР «Лавина» создана научная база для реорганизации гражданской обороны страны.

В ЦСИ ГЗ ведутся важные исследования по комплексной маскировке объектов экономики и инфраструктуры тыла страны от высокоточного оружия -КНИР «Маска», выполняемой с участием ЦВСИ ГШ ВС и 5 ЦНИИ Минобороны России. В ходе исследований разработаны модели воздействия современных и перспективных видов оружия на эти объекты, осуществлен анализ возможностей по их комплексной маскировке, подготовлены предложения по задачам, возлагаемым на гражданскую оборону в этой области.

Проведенные исследования, послужили основой для разработки проекта Основ государственной политики в области повышения устойчивости функционирования экономики страны в военной время, в которых определены основные направления и пути реализации этой политики, задачи органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Проводимая КНИР «Защита» посвящена перспективам развития РСЧС. В ходе ее ведутся работы по созданию теоретической базы гражданской защиты. Исследования позволили раскрыть понятие «гражданская защита», его содержание, показать целесообразность и возможность создания Российской системы гражданской защиты (РСГЗ) путем интеграции РСЧС и системы гражданской обороны, проанализировать опасности и угрозы природного, техногенного и военного характера, сформулировать основные задачи РСГЗ. На основе результатов проведенных исследований разработаны проекты соответствующих концептуальных и нормативных правовых документов: Концепция региональной политики МЧС России (утверждена приказом МЧС России от 24.03.98 № 195), Концепция поэтапной интеграции РСЧС и системы гражданской обороны в РСГЗ, проект Федерального закона «О гражданской защите», проекты Положения о РСГЗ и нового Положения о РСЧС.

В целом в ходе выполнения КНИР «Защита» создана теоретическая база по проблемам гражданской защиты, которую предложено рассматривать как самостоятельную научную отрасль, именуемую «теорией гражданской защиты».

Особо хотелось бы отметить исследования, проведенные в 2000 году в рамках КНИР «Защита» с участием многих ведущих научных учреждений РАН, РАМН, РАСХН и федеральных органов исполнительной власти, по оценке рисков чрезвычайных ситуаций различного характера на территории России в начале XXI века. Большое внимание в работе уделено глобальным проблемам.

В ходе выполнения КНИР «Радиация» и «Ликвидация» поднят ряд проблем обеспечения радиационной безопасности на территории России, предупреждения и ликвидации последствий радиационных катастроф.

Учитывая, что в 2000 году завершились все федеральные целевые программы, связанные с ликвидацией последствий радиационных катастроф, обусловленных деятельностью ПО «Маяк», аварией на Чернобыльской АЭС и ядерными испытаниями на Семипалатинском полигоне, появилась потребность определить государственную стратегию дальнейших действий в этой области.

В связи с этим в ЦСИ ГЗ проведены исследования, в ходе которых проанализированы радиационные последствия указанных катастроф, результаты работ по их ликвидации за прошедшие годы, обоснованы медико-биологические и социально-правовые проблемы обеспечения радиационной безопасности и реабилитации населения и территорий, пострадавших вследствие этих радиационных катастроф, сформированы предложения по характеру и объемам дальнейших работ.

По результатам исследований разработан проект Основных направлений государственной политики Российской Федерации в области преодоления последствий радиационных катастроф на период до 2010 года.

В настоящее время, начиная с 2000 года, на данной методологической основе Центр ведет разработку проекта ФЦП по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф на период до 2010 года.

Кроме того, в ходе выполнения КНИР «Радиация» оценены риски чрезвычайных ситуаций, обусловленных катастрофами на АЭС, исследовательских реакторах, предприятиях ЯТЦ и с ядерными боеприпасами. Получен материал, необходимый для планирования работ по предупреждению и ликвидации радиа-

ционных катастроф. На основе этих работ разработан проект «Руководства по ликвидации радиационных катастроф».

В КНИР «Прогноз» осуществлен анализ реального состояния научных исследований по проблемам гражданской обороны, защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, оценены новейшие достижения фундаментальной науки с целью их использования в гражданской защите, разработаны основные направления научно-технической политики МЧС России. Среднесрочная программа научно-технической деятельности МЧС России на период 2001-2005 гг. и до 2010 года, разработанная в ходе выполнения КНИР, рассмотрена Коллегией Министерства и утверждена приказом МЧС России № 646 от 29.12.2000 г. Работы по этой проблеме продолжаются.

В январе 2000 года Россией и Беларусью было создано Союзное государство. Возникла ситуация, когда в рамках нового государственного образования России и Беларуси необходимо было заново строить свои отношения по вопросам природной и техногенной безопасности. Для этого была поставлена НИР «Интеграция-2000», посвященная разрешению этой проблемы.

В результате выполнения этой работы удалось создать концептуальные, правовые и организационные основы построения, осуществления и развития сотрудничества России и Беларуси в области предупреждения и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф, а также возможной частичной интеграции государственных систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

За прошедшие годы проведен и ряд других исследований, результаты которых получили положительные отзывы заказчиков наших работ - департаментов и управлений Министерства. В целом результаты НИР, выполненных Центром, способствовали деятельности МЧС России.

Хотелось бы отметить, что Центр успешно справился с работой, заказанной нам Минэкономики России по вопросам мобилизационной подготовки. Мы приняли активное участие в разработке Концепции безопасности Москвы, утвержденной Правительством города.

Результаты наших работ нашли отражение в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктрине, Доктрине информационной безопасности и ряде других документов.

О научно-практических конференциях

Больших усилий и времени требует работа по подготовке и ежегодному проведению Всероссийских научно-практических конференций. За прошедший период проведено четыре всероссийских и одна международная конференции (таблица 4):

в 1997 году - «Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время как составная часть национальной безопасности России»;

в 1998 году — две конференции - «Региональные и отраслевые проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время» и «Глобальные проблемы как источник чрезвычайных ситуаций» (международная).

в 1999 году - «Современные войны и гражданская оборона».

в 2000 году - «Терроризм и гражданская защита».

В настоящее время готовится конференция на тему «Управление рисками чрезвычайных ситуаций», которая состоится 20-21 марта 2001 года.

Следует отметить, что, на наш взгляд, все конференции прошли организовано, активно и получили хорошую оценку руководства Министерства, общественности, ученых и специалистов.

О научно-практической работе

Научно-практическая работа за эти годы была направлена на анализ и обобщение опыта функционирования территориальных подсистем РСЧС, органов управления ГОЧС субъектов Российской Федерации и подготовку предложений по повышению эффективности защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.

В качестве заказывающих подразделений выступали подразделения центрального аппарата Министерства, а также подведомственные организации -АГЗ, ЦСИ ГЗ, ВНИИ ГОЧС.

Ежегодно ЦСИ ГЗ определяет цели и основные направления научнопрактической работы и на основании предложений заказывающих подразделений разрабатывает План научно-практической работы МЧС России на год. Данные по выполненным и выполняемым НПР, в которых участвуют все региональные центры, региональные поисково-спасательные службы и органы управления ГОЧС субъектов, представлены в таблице 5.

Отчетные материалы по выполненным работам использовались в основном при разработке различных нормативных и методических документов. Так, материалы по теме «Глубина-96, 97» бывший ДМЗНТ совместно с ЦСИ ГЗ использовал при разработке проектов Руководства по содержанию и эксплуатации защитных сооружений ГО, а также Концепции защиты населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Материалы по теме «Оповещение-97, 98» были использованы УСиО при разработке Положения о системе оповещения РСЧС. ЦСИ ГЗ многие работы использовал при разработке Основ государственной политики в области гражданской обороны, Положения о гражданской обороне и др.

На наш взгляд, научно-практическая работа и в дальнейшем будет способствовать поиску наиболее целесообразных путей решения проблем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, стимулировать активность и инициативу работников органов управления территориальных подсистем РСЧС в вопросах дальнейшего совершенствования и повышения эффективности ее деятельности.

Историческая и военно-историческая работа

В 1998 году на Центр стратегических исследований было возложено общее руководство исторической и военно-исторической работой в системе МЧС России.

В целях совершенствования организации и ведения этой работы было подготовлено и приказом МЧС России введено в действие «Положение по организации и ведению исторической и военно-исторической работы в системе МЧС России».

Были разработаны соответствующие меры по совершенствованию деятельности в этой области, накоплению, обобщению и распространению опыта ликвидации наиболее значительных и специфических чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что способствовало, прежде всего, ведению исторических формуляров в организациях МЧС России.

Были утверждены основные направления исторических и военноисторических исследований в системе МЧС России на 2000-2002 годы и определена их тематика для ЦСИ ГЗ, ВНИИ ГОЧС, АГЗ и факультета ГО ВИУ.

В среднесрочную программу научно-технической деятельности МЧС России на период 2001-2005 гг. включена разработка научно-исторических трудов:

«От МПВО к гражданской защите» второе дополненное издание;

«От МПВО к гражданской защите» часть вторая - «Страницы из истории МПВО-ГО субъектов Российской Федерации»;

«Опыт ведения спасательных операций при ЧС природного и техногенного характера» и на его основе учебник для ВУЗов МЧС России.

Центр стратегических исследований принял активное участие в разработке и внедрении в учебные планы АГЗ и факультета ГО ВИУ тематики по истории МПВО-ГО и РСЧС, что позволило с 1999-2000 учебного года начать плановое обучение слушателей указанным вопросам.

В 1999-2000 годах состояние исторической и военно-исторической работы было проверено в 9 организациях и учреждениях.

Проведенные проверки показали возросший уровень организационнометодической работы по историческим и военно-историческим вопросам. В то же время в большинстве проверенных организаций накопленный опыт МПВО-ГО и проведенных в последние годы спасательных операций в профессиональной подготовке используется пока еще недостаточно.

Редакционно-издательская деятельность

В деятельности Центра значительный объем занимает работа по подготовке и изданию трудов. За прошедшие годы издано 16 монографий, сборников трудов и книг. Все они выполнены на основе исследований, проведенных ЦСИ ГЗ. Данные по редакционно-издательской деятельности Центра представлены в таблице 6.

В книгах «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (серия «Безопасность России»), «Катастрофы и государство», «Катастрофы конца ХХ века», «Катастрофы и общество», «Катастрофы и образование», «Катастрофы и экология» рассмотрены проблемы природных и техногенных опасностей, основные направления государственной и научно-технической политики в области защиты населения и территорий, принципы построения и функционирования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и перспективы ее дальнейшего развития, проблемы управления рисками чрезвычайных ситуаций и безопасности населения. Затрагиваются вопросы организации и выполнения основных функций по защите населения и территорий федеральными органами государственной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления, а также вопросы международного сотрудничества в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Ряд изданий: исторический очерк «От МВПО к гражданской защите», книга «Чрезвычайная служба России», комплекты плакатов посвящен истории развития гражданской обороны, созданию и развитию МЧС России и РСЧС, показаны основные этапы пройденного пути, отмечены наиболее значимые события, успехи и достижения Чрезвычайной службы России.

Наряду с этим Центром выполняется и ряд других издательских работ.

Мы регулярно издаем сборники материалов Всероссийских и международных научно-практических конференций. В них излагаются доклады, выступления и решения проведенных конференций.

Ежегодно Центром подготавливаются и издаются материалы сборов руководящего состава системы Министерства, на которых подводятся итоги работы за текущий год и ставятся задачи на будущий год. Материалы доводятся до организаций, подведомственных МЧС, заинтересованных министерств и ведомств.

Нами систематически разрабатываются и издаются Информационные сборники ЦСИ ГЗ, реферативные журналы. За прошедшие годы издано 24 сборника и 4 журнала.

Выполнение оперативных поручений (оперативная работа)

За прошедшее время коллективом ЦСИ ГЗ подготовлено и прорецензировано более 200 документов по разработке проектов нормативных актов, которые были исполнены по поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Государственной Думы, Министра и его заместителей, а также департаментов Министерства, других ведомств и организаций.

К наиболее важным из них можно отнести:

предложения в проект «Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации»;

предложения в проекты Военной доктрины Российской Федерации, Концепции национальной безопасности Российской Федерации и Доктрины информационной безопасности, о чем говорилось выше;

предложения по повышению уровня взаимодействия государств-участников СНГ по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и совершенствованию деятельности МЧС России;

предложения по проекту «Единой федеральной целевой программы ядерной и радиационной безопасности России» (октябрь 1997 г.);

доклад в Совет Безопасности РФ по вопросам защиты от высокоточного оружия;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

предложения в Концепцию развития Российской Федерации до 2010 года и многие другие.

Считаем, что оперативная работа - одно из основных направлений деятельности ЦСИ ГЗ.

Ведение банка данных о чрезвычайных ситуациях

На протяжении последних трех лет Центр ведет банк данных о чрезвычайных ситуациях.

Создается база фотодокументов по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера. На 1.01.2001 г. общее количество фотографий превышает 5 тыс. Они систематизированы по 40 различным разделам.

Для пополнения базы данных текстовых и фотоматериалов по ЧС используются сайты Интернета и электронные СМИ, на основе этих материалов готовится сводный обзор по ЧС в России и за рубежом.

В базе данных о ЧС природного и техногенного характера (в программе “С1агюп”) собрано около 16 тыс.сведений о чрезвычайных ситуациях, произошедших в период с 1990 по 2000 годы.

Текстовые данные и фотоматериалы компьютерной базы по ЧС широко используются в ЦСИ ГЗ при подготовке докладов, обзоров, документов и НИР. Мы еще раз предлагаем эти данные для использования в подразделениях МЧС России и подведомственных ему организациях.

х х х

Деятельность работников Центра не ограничивалась стенами ЦСИ ГЗ. Достаточно часто мы выступаем с докладами, лекциями, публикуем статьи в различных печатных органах.

В целом, без преувеличения, можно сказать, что коллектив ЦСИ ГЗ достаточно напряженно и активно работал на протяжении этих прошедших пяти лет.

Но мы далеки от того, чтобы идеализировать свою деятельность. У нас имеются и серьезные проблемы, и серьезные недостатки.

Из-за большого количества планируемых мероприятий, а также в силу сложности и новизны отдельных тем, нехватки информации, качество работ не

всегда бывает на должном уровне. Встречаются досадные опечатки. Не всегда хватает должной глубины проработки проблем и качества обоснований. Мало выдвигаем новых оригинальных идей. А если выдвигаем, то недостаточно аргументировано их обосновываем.

К сожалению, нередко мы отстаем от динамичной жизни Министерства и готовим проекты документов, которые или опаздывают по их востребованности, или, наоборот, слишком далеко забегают вперед.

Нас беспокоит недостаточный уровень реализации работ ЦСИ ГЗ. Проблема эта не простая. В ее решении в равной степени должны быть задействованы как заказывающие департаменты, так и исполнители НИР, т.е. мы. Сейчас же, к сожалению, многие работы ЦСИ лежат на полке. Среди них я бы выделил следующие:

«Основы подготовки и ведения гражданской обороны» - руководство, надобность в котором на местах очень большая;

«Основные положения концепции дальнейшего развития и совершенствования гражданской обороны на период до 2015 года»;

«Основные показатели по подготовке и ведению гражданской обороны Российской Федерации»;

«Основы государственной политики в области повышения устойчивости экономики в военное время».

Существенной проблемой является вопрос укомплектования Центра высокопрофессиональными кадрами (возраст, зарплата и т.д.).

В целях совершенствования дальнейшей деятельности ЦСИ ГЗ нам представляется целесообразным:

1. Открыть новое направление деятельности Центра - энциклопедическое. Мы приступили к разработке энциклопедического словаря «Гражданская защита». Работа большая, сложная, рассчитана на 3 года. Необходимо создание специального подразделения в Центре для выполнения этой работы.

2. Расширить тематику исследований, проводимых Центром, включив в нее исследования:

теории гражданской защиты;

глобальных проблем;

управления комплексной безопасностью территорий;

управления рисками чрезвычайных ситуаций;

международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Фактически ко всем этим исследованиям мы приступили. Предлагается закрепить за Центром тематику исследований, представленную в таблице 7.

3. Для улучшения качества работ, во-первых, шире привлекать в качестве соисполнителей работ соответствующие профильные НИУ и отдельных специалистов, для чего использовать право Центра на проведение НИР по договорам и создание при Центре нештатного подразделения, функционирующего на хозрасчетной основе, во-вторых, перейти на научный штат (вопрос ОМД прорабатывается), что позволит, надеемся, укрепит кадры Центра.

С учетом изложенного, структуру ЦСИ ГЗ на ближайшее время можно предложить в виде, представленном на схеме 1.

4. Просить руководство Министерства увеличить численность Центра на 5-7 человек, рассмотреть вопрос о выделении дополнительной площади для их размещения.

Заканчивая свой доклад, хочу сказать, что ЦСИ ГЗ в настоящее время находится на переломном этапе. Поэтому были бы крайне признательны за ваши советы, критику и пожелания.

Расширение направлений деятельности ЦСИ ГЗ

1996 год 1997 год 1998 год

1. Оперативная работа 1. Оперативная работа 1 .Оперативная работа

2. Организация научно-практической работы в системе МЧС России 2. Проведение научно-исследовательских работ 2. Проведение научно-исследовательских работ

3. Организация научно-практической работы в системе МЧС России 3. Организация научно-практической работы в системе МЧС России

4. Организация всероссийских научно-практических конференций 4. Организация исторической и во-енно-исторической работы в системе МЧС России

5. Обобщение опыта ликвидации чрезвычайных ситуаций

6. Организация всероссийских научно-практических конференций

242

№№ п/п Наименование задач

1. Исследование проблем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера, разработка стратегических направлений развития РСЧС, идеологии строительства и перспектив развития гражданской обороны страны.

2. Разработка единых требований исходных данных по проблемным вопросам развития и применения сил и средств РСЧС и гражданской обороны.

3. Организация научно-практической работы в системе МЧС России.

4. Общее руководство исторической и военно-исторической работой в системе МЧС России.

5. Анализ и обобщение данных об авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, приведших к чрезвычайным ситуациям.

6. Организация и проведение всероссийских научно-практических конференций по проблемам защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях различного характера.

7. Реализация научно-технической продукции Центра.

243

1997 год 1998 год 1999 год 2000 год 2001 год

«Лавина - 97» «Анализ - 97» «Лавина - 98» «Маска - 98» «У стойчивость» «Угрозы» «Трубопроводы» «Безопасность» «Лавина - 99» «Защита - 99» «Прогноз -99» «Радиация - 99» «Запасы - 99» «Словарь - 99» «Атлас - 99» «Защита - 2000» «Прогноз - 2000» «Запасы - 2000» «Радиация - 2000» «Территория - 2000» «Интеграция - 2000» «Регламент - 2000» «Словарь - 2000» «Ликвидация - 2000» «Безопасность (Москва)» «Защита - 2001» «Риск - 2001» «Теория - 2001» «Лавина - 2001» «Маска - 2001» «Радиация - 2001» «Ликвидация - 2001» «Информация - 2001» «Словарь - 2001» «Интеграция - 2001» «Прогноз - 2001» «Сотрудничество - 2001» «Мониторинг - 2001»

244

Перечень всероссийских и международных научно-практических конференций, подготовленных ЦСИ ГЗ

Год Тема конференции

1997 «Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время как составная часть национальной безопасности России»

1998 1.«Региональные и отраслевые проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время» 2. «Глобальные проблемы как источник чрезвычайных ситуаций» (международная)

1999 «Современные войны и гражданская оборона»

2000 «Терроризм и гражданская защита»

2001 (20-21 марта) «Управление рисками чрезвычайных ситуаций»

Таблица 5

Количество выполненных и выполняемых научно-практических работ

1996 год 1997 год 1998 год 1999 год 2000 год 2001 год

17 14 19 18 18 28

245

1997 год 1998 год 1999 год 2000 год 2001 год

1 .Катастрофы и государство. 2. Материалы 2-й НПК.* 3. Материалы Всероссийского сбора (1996 г). 4. Сборники материалов ЦСИ ГЗ №№ 1-4. 1. Катастрофы конца XX века. 2. Техногенная и экологическая безопасность и управление рисками. 3. От МПВО к гражданской защите. 4. Фотоальбом «Спасательная служба России». 5. Материалы международной НПК «Глобальные проблемы». 6. Материалы Всероссийского сбора (1997). 7. Сборники материалов ЦСИ ГЗ №№ 5-10. 1. Катастрофы и образование. 2. Безопасность России. 3. Материалы 3-й НПК «Региональные проблемы». 4. Материалы 4-й НПК «Современные войны и ГО». 5. Материалы Всероссийского сбора (1998). 6. Сборники материалов ЦСИ ГЗ №№ 11-17. 1. Катастрофы и общество. 2. Катастрофы и экология. 3. Природные опасности России, т 2. 4. Чрезвычайная служба России. 5. Сборник стихов «Спасатель». 6. Комплект плакатов «МЧС России». 7. Плакат «10 лет МЧС России». 8. Материалы 5-й НПК «Терроризм». 9. Материалы Всероссийского сбора (1999). 10. Информационные сборники ЦСИ №№ 1-4. 1. Словарь «Граждан- ская защита». 2. Информационные сборники ЦСИ №№5-12. 3. Чернобыль - 15 лет спустя. 4. Катастрофы конца XX века (2-е изд.). 5. Воспоминания ветеранов. 6. Природные опасности России, т. 1,3 и 6. 7. Страницы истории МПВО-ГО. 8. Опасности и угрозы в начале XXI века. 9. Материалы 6-й НПК «Управление рисками». 10. Материалы Всероссийского сбора (2000 г.).

* НПК - научно-практическая конференция

Направления исследований ЦСИ ГЗ

1. Защита населения и территорий от ЧС различного характера

2. Развитие гражданской защиты

3. Управление рисками ЧС

4. Управление комплексной безопасностью

5. Стратегия ликвидации последствий радиационных катастроф

6. Глобальные проблемы

7. Международное сотрудничество в области предупреждения и ликвидации ЧС

247

Структура ЦСИ ГЗ (на 2001-2002 гг.)

Схема 1

ВЫСТУПЛЕНИЯ

Д.т.н. Шахраманьян М.А.

Понятно, что в любом деле, особенно в науке, надо иметь стратегию или направленность научных разработок. Цель и результат научных работ определяют значимость научного коллектива.

В нашем деле - в предупреждении угроз важно иметь дальнюю стратегию, чтобы вести мониторинг имеющихся угроз для наших территорий и уметь им своевременно противостоять.

Мы на сегодняшний день в этом отношении по многим угрозам стоим в начале пути.

Работа начата, впереди большой объем исследований. Как известно, мир меняется с большой скоростью, поэтому принятие адекватных мер против реальных угроз населению дело сложное и требует огромного объема информации. А информация в XXI веке будет занимать одно из самых важных обстоятельств в обеспечении безопасности государства, общества, человека. Кроме того, в XXI веке, по прогнозам ученых, сохраняются существующие угрозы и к ним могут добавиться новые, которые сегодня в явном виде еще не проявляются.

Наша задача состоит в том, чтобы выработать реальный прогноз по всем угрозам и предложить приемлемые адекватные меры противодействия им.

Считаю, что Центр стратегических исследований ведет свою работу в этой области в нужном направлении. Считаю, что ВНИИ ГОЧС и ЦСИ ГЗ свое взаимодействие по научно-исследовательским работам организуют в основном правильно. Но это взаимодействие должно быть более тесным, интенсивным и эффективным. Это поможет общему делу, которому мы служим.

Поздравляю коллектив ЦСИ ГЗ с пятилетием образования, желаю здоровья и творческих успехов.

Акад. РАН Осипов В.И.

За 5 лет Центр стратегических исследований МЧС России зарекомендовал себя как крупное и серьезное научное учреждение нашей страны в области гражданской обороны. Действительно, Центр сконцентрировал в своем составе сильнейшие научные силы в этой области: 8 докторов наук, 9 кандидатов наук. Для такого небольшого коллектива - это есть характеристика высокой квалификации сотрудников Центра.

Те заметные успехи Центра, которые огласил начальник ЦСИ, связаны с тем, что коллектив работает на широкой основе сотрудничества и взаимодействия с институтами Российской академии наук, с институтами других отраслей экономики страны.

Центр много занимается организационной работой. Проводит конференции, совещания, занимается издательской деятельностью. Это и позволило в течение короткого срока сделать Центр как известное научное учреждение в стране.

В то же время, надо согласиться с высказанными трудностями относительно кадров. Кадры стареют, а молодежь не спешит в научные учреждения. Данная проблема касается не только вашего Центра, она касается практически всех научных институтов. В связи с этим, хочу высказать одно предложение - о создании хозрасчетного временного подразделения в Центре. Это позволит создавать временные научные трудовые группы по отдельным темам и направле-

ниям работ, для выполнения которых можно было бы приглашать специалистов из других отраслевых научных институтов, и таким образом концентрировать наиболее квалифицированные кадры специалистов по данной тематике. После выполнения работы группы распускаются. Как известно, такая практика уже существует в РАН. Она дает хорошие результаты, поскольку позволяет собрать в единый кулак необходимые интеллектуальные силы. И это пока еще в условиях ведомственных перегородок и препятствий, которые таким путем снимаются.

Такая практика организации ведения исследований, конечно, будет способствовать эффективности и результативности научных разработок.

К.в.н. Белоусов В.В.

Уже достаточно длительное время мне приходится взаимодействовать с ВНИИ ГОЧС и последнее время с ЦСИ ГЗ МЧС России.

За эти годы было выполнено ряд совместных научно-исследовательских работ с достаточно высокими результатами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Надо отметить, что взаимодействие ЦВСИ Генерального штаба и ЦСИ ГЗ МЧС России достигло устойчивого сотрудничества и взаимодействия. Что и предопределяет степень плодотворного совместного труда.

Следует отметить, что научная деятельность ЦСИ ГЗ из года в год расширяется, увеличивается количество изданий и научных трудов. Известно, что ряд работ реализованы в государственных документах и нормативных актах. Если проанализировать ученый багаж представленного сегодня Научного совета ЦСИ ГЗ, то видно, что этот коллектив достойно будет смотреть в будущее и трудиться в целях обеспечения безопасности нашего государства.

Поздравляю коллектив ЦСИ ГЗ с памятной датой - пятилетием образования.

Д.т.н. Елохин А.Н.

Общение ученых на научных советах, безусловно, дает определенный опыт в организации работ. На мой взгляд, опыт работы Научного совета ЦСИ ГЗ МЧС России заслуживает особого внимания. Здесь сосредоточился коллектив активных ученых и специалистов в своей области знаний, которые демонстрируют эффективную работу по изданию аналитических и научных трудов. Считаю, что участие в работе Научного совета ЦСИ ГЗ дает всем нам хорошие примеры по выбору оптимальных решений в определенных направлениях научной деятельности.

Конечно, срок 5 лет - не большой период времени, но и за такой период можно сделать многое и утвердиться как достойная организация. Думаю, что стратегические исследования вполне характеризуют данный Центр, это название и определяет масштаб мышления его сотрудников.

Д.т.н. Измалков В.И.

Поскольку Центр стратегических исследований объединил в себе видных ученых, организаторов с большим опытом работы, то и естественно получены достаточно солидные результаты в деятельности Центра за прошедшие 5 лет. Докладчик об итогах работы доложил подробно с демонстрацией показателей.

Надо отметить главную положительную черту в работе Центра - это издание фундаментальных монографий и книг по определенным научным направлениям, непосредственно связанным с прогнозированием и предупреждением

чрезвычайных ситуаций различного характера, с теорией гражданской защиты, а также с новыми разработками по теории управления рисками.

Центр организует и проводит интереснейшие конференции, по которым обобщает материалы и публикует их отдельными книгами. Эти книги пользуются большим спросом у специалистов, занимающихся вопросами гражданской обороны и защитой населения от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время. Работать в Центре и взаимодействовать с его коллективом при совместных мероприятиях, прямо надо сказать, доставляет удовольствие.

Примите поздравления и теплые пожелания от командования и профессорско-преподавательского состава Академии Генерального штаба.

К.т.н. Грацианский Е.В.

Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации поздравляет Центр стратегических исследований гражданской защиты МЧС России с юбилеем.

Очень хорошо, что Научный совет Центра проходит с участием руководителей Министерств и ведущих департаментов, с участием представителей взаимодействующих организаций и подразделений.

Центр в настоящее время имеет статус государственной организации в области научной деятельности. Более 80 % выполненных работ относится к категории научных исследований. Это очень высокий показатель.

В докладе начальника Центра показаны перспективы работы на следующий год. Характерно, что в перспективные работы включаются наиболее приоритетные и востребованные темы.

В порядке обмена опытом хотелось бы предложить следующее. Поскольку Центр занимает очень важное место в системе обеспечения руководства и командования Министерства новыми идеями и предложениями на перспективу, уместно было бы на данном переломном моменте в деятельности государства, Министерства и Центра иметь отдельное самостоятельное подразделение, которое бы сосредоточилось и сориентировалось на проблемах взаимодействия с основными ведомствами страны, определяющими перспективу развития государства. Это Минэкономики РФ, Минпромнауки РФ и МЧС России.

На мой взгляд, эти три министерства в настоящее время определяют перспективу дальнейшего развития нашего государства. Именно они являются главными в разработке двух основополагающих документов - среднесрочной и долгосрочной перспектив устойчивого развития страны. В этих принципиально новых документах видны основные составляющие нашего развития, которые, естественно, не могут быть постоянными во времени. Но каждое ведомство должно видеть свой вектор в общей структуре такого документа. На мой взгляд, только ЦСИ может определить роль, место и значимость МЧС России, т.е. свой вектор, в названных выше документах.

Центром в марте с.г. организуется конференция по проблемам управления рисками чрезвычайных ситуаций. Это событие в науке может стать очень важным и многозначительным, так как такая тема ставится впервые, а состав участников конференции достаточно многопрофильный. Хочу обратить внимание на то, что на конференции будет интегрироваться идеология управления рисками в нашей стране с идеологией западных стран, представители которых также приглашены на конференцию.

Управление рисками чрезвычайных ситуаций в настоящее время приобретает одно из генеральных направлений деятельности государства как в теоре-

тическом, так и в практическом плане. Так как обеспечение государственной безопасности лежит именно в этой плоскости.

Характер подготовки конференции также заслуживает внимания, с точки зрения привлечения докладчиков и определения тем выступлений. Но Центр не только собирает лучшие научные силы и определяет ширину проблем. Он ком-панует выступления по секциям, не допуская запрограммированных выступлений и их повторения.

В целом по итогам работы за 5 лет можно сказать, что поиск новых решений - есть стиль работы Научного совета и всего коллектива Центра.

Безусловно, широкая научная деятельность Центра не может строится только на базе бюджетных ассигнований, необходимо выходить и на принципы хозрасчетных инвестиций.

Фалеев М.И.

Все шаги по реформированию гражданской обороны, Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций руководство МЧС России принимало при деятельном и плодотворном участии Центра стратегических исследований. Это факт действительный и роль ЦСИ ГЗ здесь бесспорна.

Можно согласиться с начальником Центра в том, что Центр находится на переломном моменте. Это связано с объективными и субъективными факторами.

Первое. Прошло пять лет, произошли существенные изменения и в стране, и в МЧС России. Изменилась структура, уточнены задачи и т.д. Поэтому сама организация научной деятельности требует совершенствования и реорганизации как по тематической направленности, так и по методикам исследований.

Второе. Человеческий фактор. Пять лет назад в ЦСИ ГЗ пришли люди, которые трудились в системе, будем говорить - в устаревшей, имеющей задачи на тот момент несколько другие. Сейчас первоочередные задачи изменились. Хотим или не хотим, но разрыв между устаревшими знаниями и современными требованиями всегда был и будет. Этот фактор не столь заметен, но он есть и это объективный процесс. В жизни сложно отслеживать всю практику, занимаясь только теоретическими делами, трудно соблюсти золотую середину. Не секрет, что сейчас руководители департаментов и Министерства предъявляют совершенно другие требования. Поэтому к золотой середине надо стремиться. Тесного взаимодействия с ведущими департаментами Министерства терять не следует.

Третье. Кадровое обновление Центра необходимо, что позволит привлечь на научную работу новых молодых специалистов, которые бы внесли свежий взгляд на некоторые приоритетные научные разработки.

Четвертое. О плане НИОКР на 2001 год, о котором подробно останавливался докладчик, особенно о новых направлениях. Я имею в виду работы по управлению рисками чрезвычайных ситуаций и по предложениям в материал по государственной политике при устойчивом экономическом развитии. Безусловно, концепция устойчивого развития на перспективу займет одно из важнейших мест в деятельности нашего Правительства. Этому будет уделяться огромное внимание. Я согласен с выступлением Е.В. Грацианского, который четко подчеркнул эту мысль. Мы знаем, что раньше, продекларировав идею устойчивого развития, дальнейших шагов у нас пока не сделано. Известно, что в 2002 году состоится Рио-де-Жанейро-2, поэтому нам необходимо будет воплощать в практику решения данного международного форума. Поэтому уже сейчас требуется

разработка предложений системного характера, которые бы легли в основу решений названного форума. На мой взгляд, эти предложения глобального характера должны генерироваться в вашем Центре.

Следующее. О концентрации усилий по разработке теории гражданской защиты, о чем было сказано также в докладе. Да, в ближайшей перспективе система МЧС России и система РСЧС будут реформироваться. Этот процесс займет достаточно длительный срок, при этом сам процесс будет, конечно, сложным. Поэтому хотел бы сориентировать сотрудников ЦСИ ГЗ на разработку не только теоретических организационных основ реформирования систем, а также и на разработку определенных направлений в практических действиях при реформировании, или управленческих функций при реформировании, которые бы создали системность, последовательность и порядок в реорганизации систем и воплощении своих идей в практику. Сами понимаете, когда намечены цели и пути их решения, действовать можно уверенней.

В заключении хочу выразить мысль о шефстве ЦСИ ГЗ над молодыми учеными и адьюнктами АГЗ. Надо признать, что шефство в плане информационной поддержки, в плане построения учебного процесса, разработки учебных программ и другим вопросам было бы весьма полезным.

Подведение итогов работы Научного совета ЦСИ ГЗ

к.п.н. Воробьев Ю.Л.

Подведем итог работы Научного совета.

Хочу выразить следующую мысль. Мы удовлетворены работой ЦСИ ГЗ в вопросах исследования. За эти 5 лет он показал свою продуктивность, нужность. С помощью этого Центра были сформулированы важнейшие направления стратегических исследований. Центр участвовал в стратегическом планировании отрасли и обеспечивал зачастую формулирование главных параметров этого планирования. Центр состоялся, он стал инструментом, с помощью которого Министерство может планировать свое будущее и развиваться.

Но этого, конечно, не достаточно. Сегодня я специально попросил прийти на юбилейный Научный совет руководителей Министерства. Здесь присутствуют руководители ведущих департаментов, управлений, центров, заместители Министра. Если бы я их не пригласил, то они сами бы сюда не пришли. Вот в этом и есть ваш основной недостаток. Излишняя замкнутость, обособленность, отсутствие взаимодействия со всеми структурными подразделениями Министерства - это один из существенных недостатков в деятельности Центра. Его нужно исправлять.

С чем это связано? Разберитесь сами. Встречаться нужно не только с руководством Министерства, нужно организовывать встречи с другими структурами. Надо создавать условия, при которых такие встречи были бы регулярными. Особенно с ведущими учеными смежных направлений нашей деятельности. Проводить не только научно-практические конференции, которые требуют длительной подготовки, но и научные обсуждения, семинары по важнейшим направлениям исследований, с участием, безусловно, работников нашего Министерства.

Я бы просил включить в состав членов Научного совета на следующий год: Легошина А.Д., как одного из серьезнейших исследователей и организаторов спасательной службы, создателя методик спасательного дела, занимающегося научной деятельностью; начальника ведущего департамента Новикова В.Д.; начальника Академии гражданской защиты Сычева В.И. и других.

Как видите, есть необходимость в контактах с научными организациями Министерства. Вы, как бы, «сами с усами». Отрываетесь от окружающей среды. Я уже не говорю о ближайшем соседе, - о ВНИИ ГОЧС, которым должно быть не только тесное взаимодействие, но и совместная творческая работа.

Необходимо совместное планирование научных исследований, одновременное осуществление исследований в областях, которые являются смежными. Должно иметь место планирование научной деятельности с учетом результатов партнера. К сожалению, я этого не наблюдаю. Поэтому прошу адаптировать Научный совет Центра к Научному совету Министерства. Это должен быть действующий организм, дополняющий друг друга и позволяющий нам плавно и логически увязывать всю научную деятельность Министерства.

Я знаю, что Центр поддерживает научные связи с Академией наук РФ и другими научными учреждениями. Это очень хорошо. Только аналитика должна оставаться за нашим Центром. А все серьезные исследования должны проводится в специальных научных учреждениях. Мы должны по другому организовать планирование исследований, обеспечив необходимое финансирование работ, с тем, чтобы заказы на научные исследования Центром поддерживались нашими ресурсами, которыми мы обладаем. Я не могу сегодня, к сожалению,

сделать анализ - сколько средств, выделенных на научные исследования, прошло через Центр и какую долю это составляет.

Следующий недостаток или проблема, которую надо решать. Я считаю, что мы должны приложить большие усилия по концентрации наших ресурсов на приоритеты. Необходимо уделить внимание приоритетным направлениям в научной деятельности и Центра, которые следовало бы отразить в вашей юбилейной газете. Так как быть постоянная забота, по концентрации интеллекта на важнейших отраслевых задачах. На слайдах докладчика основные приоритеты показаны, я с ними согласен, но только отчасти. Некоторые из них должны быть сформулированы более четко.

Следующая проблема. Нам надо заняться оптимизацией прикладных, стратегических и академических исследований. Это очень важно, потому что заниматься практической и оперативной деятельностью Центру не нужно. Однако нужно накапливать определенную информацию и структурировать статистику. Я с этим согласен. Но, тем не менее, основной процент исследований, основной объем деятельности должен быть отнесен к вопросам стратегическим и академическим. И сотрудничество с академической наукой здесь необходимо. Надо уметь академические знания адаптировать к нашей деятельности.

Следующий вопрос. Я не понимаю, почему здесь возникла дискуссия о создании какой-то хозрасчетной организации. Можно, конечно, создать такое подразделение. Мы поддержим любые формы работы и организации, если они позволяют лучше финансировать деятельность ученых. Все законные формы мы поддерживаем. Можно использовать и опыт других научных учреждений. Например, РАН.

Что касается численности и места расположения Центра. По численности - любая численность дается под дело. Любая лишняя численность разлагает коллектив. Если у вас появятся конкретные исследования или направления и вам нужны люди, то используйте хозрасчетный механизм.

Что касается вашей территории - вопрос рассматривается. Нужно предусмотреть, чтобы в создаваемом в АГЗ комплексе для Центра была выделена соответствующая площадь. Хотя это, может быть, не очень удобно.

Теперь о главном, о работе. Мы действительно стоим на пороге новых решений по защите населения и территорий от различного рода рисков. Сегодня формируется новое мировоззрение, новая идея, за которой стоит новая организация государственных институтов. Мы постепенно к ней переходим.

Важнейшим событием, которое мы еще не заменили, стало создание в стране образовательного стандарта, который утверждает дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» как основную дисциплину в среднем образовании. Это для нас важно. Люди, получающие образование, будут иметь знания по организации безопасной жизнедеятельности. А это платформа для дальнейших системных решений. Для того чтобы изменить мир необходима культура безопасности вообще, которой нам не хватает. Планирование всех социальных процессов осуществляется, не исходя из критериев безопасности, а чаще всего, игнорируя их, исходя только из критериев экономических. Конечно, экономические критерии остаются основными, но нельзя игнорировать критерии безопасности как системообразующие. Вот этого понимания сегодня нет. Для этого сегодня и создается наука - теория управления рисками, которую мы развиваем вместе с Академией наук.

За 5 лет Центр издал достаточно много книг и монографий, которые проливают определенный свет, именно в области управления безопасностью. Это

крайне важно. Все наше Министерство, все его творческие силы направлены на то, чтобы проблематика безопасности стала заметной и стала основой жизне-организации новой России. Поэтому создание в общеобразовательных школах вышеуказанной дисциплины, введение ее в общеобразовательный стандарт как обязательной дисциплины, это событие огромной важности для нас. Безусловно, создание МЧС России, изменение государственных институтов, выделение государственной функции по защите населения, это тоже исторические события.

Мы сегодня стоим перед проблемой как реализовать важное решение по общеобразовательной школе. Для этого надо 60 тыс. преподавателей, без которых задача не выполнима. И сегодня таких преподавателей, к сожалению, нет. Это огромная проблема, которую мы пытаемся решить, в том числе, через свою систему учебно-методических центров, задействуя своих специалистов. Необходимо дать соответствующую подготовку педагогам, которые преподают другие дисциплины. Нам больше всего не хотелось бы, чтобы преподавать пришли бывшие работники по технике безопасности и гражданской обороне, потому что переучить сформировавшегося специалиста сложнее, чем научить вновь.

Создание нового мировоззрения, новой культуры безопасности, формирование ее в обществе, формирование общественного мнения, а на этой основе формирование новой государственной политики, отвечающей интересам безопасности, не могут вдруг откуда-то возникнуть. Задача нашего Министерства состоит в том, чтобы дать основы для этого нового развития. Для этого нужны труды, научные исследования, книги, методики, нужна популярная деятельность, нужна деятельность общественная. В этом смысле Центр тоже не должен оставаться в стороне. Как формируется схема безопасность человека и общества? Очень много входящих, обязательных объемов деятельности, которые нужно выполнить, чтобы обеспечить безопасность. Но один из них - это стратегическое планирование. В этом смысле ЦСИ ГЗ занимает одно из заметных мест. Его деятельность должна формироваться по технологии: исследование законотворчества (нормотворчества) - организация - практика. И далее, от практики нужно получать новые данные для исследований, для новых законов и норм.

Мы, к сожалению, сегодня зачастую примитивизируем деятельность Центра. Врываем из контекста огромного массива работ только какую-то часть, пусть даже заметную и привлекательную. И это в целом не дает нужного результата. Пример. Мы через Центр провели суперважную работу, которая требует энергичного развития. Это «Лавина». Как защищать население страны от оружия или от последствий его применения во время войн или других конфликтов, какое будет оружие применятся, как оно будет применяться, как защищать человека, какова должна быть гражданская оборона? На эти вопросы должна была ответить КНИР «Лавина». КНИР дала несколько решений, которые являются ключевыми. Например, защита населения должна вестись не по объектам экономики, а по территориям. Дальше. Мы должны использовать для защиты населения в мирное время больше гражданские ресурсы, а не военные. Но использовать гражданские ресурсы должны по-иному. Новая формулировка даже в названии - гражданские организации гражданской обороны - как бы определила новые подходы к формированию этой стратегии. Но, к сожалению, дальше эта разработка не пошла.

Что такое гражданские организации гражданской обороны, чем они отличаются от формирований ранее существовавших, как принципиально по-новому использовать эту организацию, какие нужно создать новые закона и нормы, как сегодня нужно готовить людей для этих формирований, какова

структура этих организаций должна быть, могут ли они заменить войска гражданской обороны, а что делать с войсками гражданской обороны, сократив их на 100 тыс. человек, каково должно быть их материальное обеспечение и другие вопросы. Дать ответы на эти вопросы без исследований невозможно. И в этом смысле КНИР «Лавина», сделав очень важные выводы на первом этапе, окончательных результатов пока не дает. Не дает возможности дальше развивать это направление. Это требует немедленного и срочного научного и исследовательского ресурса в области гражданской обороны. Надо эту работу продолжать, нам нужны эти исследования. В этом году нужно принять решение. Потому что мы не знаем как развивать наши базы, мы создаем спасательные центры из бригад. Как их развивать дальше? Вкладывать ли в них ресурсы? Как осуществлять инвестиционную политику в ближайшие годы, до 2005 года? А потом в 2005 году мы скажем, что войска не нужны, что мы будем применять для решения своих задач иные организации. И все эти ресурсы будут невостребованы. Это один из проблемных вопросов.

О РСЧС. На первом этапе, используя опыт СССР, США и др., мы создали систему управления безопасностью, используя все гражданские ресурсы. Эта система управления рисками предполагала определенную готовность, определенные процедуры взаимодействия, определенное состояние сил и определенный порядок их применения. Прошло с того времени уже 8 лет. Сегодня Департамент гражданской защиты стоит перед необходимостью коренным образом пересмотреть Положение о РСЧС - этот важнейший для нас документ. И Центр в этих условиях должен быть впереди. Без его исследований, без его участия едва ли возможно сформировать новые подходы. Причем Центр должен организовать работу с тем интеллектуальным потенциалом, который способен сегодня дать ориентиры для планирования.

У нас много важнейших направлений деятельности, которые требуют стратегического планирования и участия Центра стратегических исследований. Поэтому я согласен с теми предложениями доклада начальника Центра, в которых изложены основные направления деятельности. Да, это и гражданская оборона и РСЧС. Кстати, необходимо обратить внимание на постоянное акцентирование терминологии - «гражданская защита». Некоторые хотят, чтобы этим терминологическим решением снять все проблемы, связанные с мирным и военным временем. Но это не так. Гражданская защита это и есть организация защиты населения в мирное и военное время. В военное время это осуществляется в рамках гражданской обороны, а в мирное - РСЧС. И конечно все это вместе называется гражданской защитой. Отменить как бы гражданскую оборону или организацию управления безопасностью в мирное время все равно не удастся. Существуют разные законы, разные подходы, традиции в этих системах. Не надо концентрироваться на терминологии. Надо более глубоко разрабатывать подходы, связанные с организацией безопасности в мирное и военное время, отслеживать интеграцию, слияние, переход систем. Потому что сегодня мирное и военное время существенно отличается по сути своей безопасности от мирного и военного времени сороковых годов прошлого века. Поэтому нужно использовать новые формы борьбы за безопасность. Вы знаете, что СССР был разрушен без применения оружия, но с помощью новых технологий борьбы. Он же не сам по себе распался, этого хотели другие. И они применили эти новые формы борьбы, которым мы не могли противостоять. И другие примеры существуют, например, первая Чеченская компания. С помощью терроризма чеченские боевики добивались своих целей. Мы знаем сегодня и многие другие способы

достижения политических целей с помощью иных форм борьбе, а не только с помощью оружия. Поэтому, конечно, гражданская оборона и защита населения в мирное время все больше сближаются. Формы обеспечения безопасности населения становится весьма схожими и в некоторых случаях их очень трудно различить.

Вопросы модификации ресурсов. Сегодня мы знаем прекрасно, что только 4 ресурса у нас есть: финансы, материальные ресурсы, силы и информационные. Что может противопоставить человек угрозе чрезвычайной ситуации - это свою социальную организацию. Даже научные и технологические решения проходят через социальную организацию. Нет сегодня ее - не будет научных исследований.

Очень важно участвовать в международных исследованиях и в международной интеграции в области безопасности населения. Сегодня нельзя сторониться от деятельности Департамента международного сотрудничества и всей международной деятельности Министерства. Это не значит, что вы должны непосредственно заниматься этой проблемой. В ДМС много своих подготовленных специалистов, способных провести исследования в названной области.

Хочу напомнить, что в 2002 году состоится второе заседание в Рио-де-Жанейро (Рио-2). Россия должна прийти туда с соответствующим научным и практическим багажом. И мы должны принять участие в подготовке соответствующих материалов. Поэтому вам надо взаимодействовать с Миннауки, с Академией наук и с другими организациями Российской Федерации, которые будут заниматься подготовкой Рио-2. Подготовка - это подведение итогов, что удалось сделать в плане устойчивого развития за 10 лет. Ведь тогда в 1992 году была провозглашена стратегия устойчивого развития государств. Мы приняли концепцию устойчивого развития в 1996 году. Но за этим дальше ничего не последовало. Документ Рио-1, к сожалению, не лег в основу планирования жизни в нашей стране.

И последнее. Надо Центру на самом видном месте написать те важнейшие документы, их названия, краткое содержание, которые должны быть созданы в 2001 и в последующих 2002, 2003 годах. Потому что вся деятельность Центра сводится в итоге к созданию определенных законов и норм. Это не значит, что их должен создавать Центр, он должен формулировать решения в формировании этой нормативной правовой базы.

Заканчивая выступление, я хочу сказать, что 5 лет деятельности Центра это лишь вступительная часть, абзац, который вы написали, как эпиграф к большой работе, которая предстоит впереди. Без вас, без Центра не может эффективно существовать отрасль! Она может зайти в тупик. Вы это прекрасно понимаете. Поэтому все, что здесь было сказано надо тщательно проанализировать, и выработать определенные предложения по улучшению деятельности ЦСИ ГЗ во всех тех вопросах, которые сегодня были обозначены. Это вопросы кадровые, организации финансирования и планирования научной деятельности, организации взаимодействия, вопросы практической реализации научных итогов и т.д.

Я поздравляю вас с 5-летием Центра и хочу выразить уверенность в том, что мы вместе с вами сумеем удержать поступательное и верное движение Министерства.

Предложенный проект решения заседания Научного совета необходимо доработать в соответствии с высказанными здесь соображениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.