Научная статья на тему 'Центру стратегических исследований гражданской защиты МЧС России 20 лет'

Центру стратегических исследований гражданской защиты МЧС России 20 лет Текст научной статьи по специальности «Прочее»

487
42
Поделиться

Текст научной работы на тему «Центру стратегических исследований гражданской защиты МЧС России 20 лет»

УДК 614.8

В.А. Владимиров, М.И. Фалеев

Центру стратегических исследований гражданской защиты МЧС России 20 лет

Наблюдавшийся в последние десятилетия XX века значительный рост количества чрезвычайных ситуаций различного характера, в том числе крупномасштабных, на ликвидацию которых требовалось сосредоточение усилий всего государства, повысил актуальность проблем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловил объективную необходимость решения этих проблем на государственном уровне.

В этих целях в 1990 году в Российской Федерации был создан орган государственного управления — Государственный комитет Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС России), а затем на его базе в 1994 году — Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Они были предназначены для решения проблем защиты населения и территорий страны как от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, так и от опасностей, возникающих при военных конфликтах.

Короткий первоначальный опыт деятельности МЧС России показал, что приоритетные направления государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера и опасностей, возникающих при военных конфликтах, определение направлений строительства и развития государственной системы для её реализации, а также системы МЧС России требуют своего научного обоснования.

Для решения этих задач в 1995 году и была создана новая научная организация ЦСИ ГЗ МЧС России — Центр стратегических исследований гражданской защиты МЧС России (далее — Центр).

Важно отметить, что созданию Центра предшествовала своя предыстория и определенный эмпирический опыт. В конце 60-х годов прошлого столетия вопросы гражданской обороны приобрели большую значимость. Решение проблемы защиты населения страны от оружия массового уничтожения требовало разработки научно-методического обеспечения развития гражданской обороны, её строительства, применения сил гражданской обороны.

В связи с этим в начале 1967 года Советом Министров СССР было принято решение о создании Научно-методического центра Гражданской обороны

СССР. Инициатором создания Научно-методического центра был начальник Гражданской обороны СССР, дважды Герой Советского Союза, маршал Советского Союза Чуйков Василий Иванович.

Перед Научно-методическим центром Гражданской обороны СССР были поставлены задачи, связанные с разработкой основ методологии подготовки руководящего состава, органов управления и сил гражданской обороны, а также подготовкой учебно-методических материалов.

Создание Научно-методического центра Гражданской обороны СССР положительно сказалось на подготовке руководящего и командно-начальствующего состава гражданской обороны, органов управления и сил. В период с 1967 по 1992 годы Научно-методический центр Гражданской обороны СССР участвовал в разработке важнейших служебных документов и учебно-методических материалов, в том числе уставов, руководств, наставлений, инструкций, рекомендаций, учебных пособий и научных трудов по гражданской обороне.

В 1992 году, после принятия в состав ГКЧС России от Министерства обороны СССР органов управления, соединений и воинских частей, учреждений и учебных заведений Гражданской обороны СССР, дислоцировавшихся на территории Российской Федерации, Научно-методический центр Гражданской обороны СССР был преобразован в 430 Научно-аналитический центр МЧС России, предназначенный для осуществления разработок в интересах обеспечения проведения государственной политики в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Первым начальником Научно-аналитического центра МЧС России был полковник Макеев Виталий Александрович, а затем генерал-майор Баринов Александр Михайлович.

Научно-аналитическим центром МЧС России была проделана большая работа по анализу возможных опасностей и угроз на территории Российской Федерации, по обобщению и распространению опыта действий сил РСЧС, по ликвидации последствий крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, по организации в системе МЧС России научно-практических работ, по подготовке предложений в нормативные правовые акты в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Вместе с тем, жизнь требовала проведения более серьезных научных исследований по обоснованию стратегических направлений развития системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера и опасностей, возникающих при военных конфликтах, в том числе развития системы МЧС России. В связи с этим 3 октября 1995 года на базе Научно-аналитического центра МЧС России был создан Центр стратегических исследований гражданской защиты МЧС России. Первым начальником Центра был генерал-лейтенант запаса Долгин Николай Николаевич.

Со временем Центр стал уникальным научным учреждением МЧС России. Он координировал научные исследования в МЧС России и являлся головной научно-исследовательской организацией МЧС России, исследующей проблемы на стратегическом уровне.

Организационно Центр в начальный период состоял из специализированных научных групп, проводящих исследования в сфере развития гражданской защиты, мобилизационной подготовки и гражданской обороны.

В научных группах Центра в этот период вместе трудились опытные управленцы — практики и известные ученые: генерал-лейтенанты запаса Смыслов Борис Константинович, доктор технических наук Палий Александр Игнатьевич, Медведев Валентин Алексеевич, доктор технических наук Дутов Борис Павлович, Козлов Александр Михайлович, генерал-майоры запаса Баринов Александр Михайлович, Сульдин Юрий Иванович, Черничко Борис Иосифович, кандидат военных наук Владимирский Владислав Константинович, Кимстач Игорь Фотиевич, Мистюков Николай Андреевич, Смагин Василий Федорович, капитан I ранга запаса, доктор технических наук, профессор Измалков Владимир Иванович, полковники запаса Макеев Виталий Александрович, Мартынов Борис Павлович, Маланичев Федор Георгиевич, Виноградов Сергей Дмитриевич, Артюхов Александр Михайлович, Редин Виктор Васильевич, Соколов Юрий Иосифович, Колесов Виктор Павлович, Ящук Владимир Петрович, Могильников Алексей Степанович и другие.

В формировании Центра и организации его деятельности значительную помощь оказали первый заместитель Министра МЧС России Воробьев Юрий Леонидович и заместитель Министра контр-адмирал запаса, доктор технических наук Владимиров Виктор Алексеевич.

Основной научно-стратегической проблемой, поставленной руководством Министерства перед Центром, стала разработка исходных данных для планирования мероприятий гражданской обороны. Полученные в ходе этих исследований результаты были реализованы при разработке Плана гражданской обороны Российской Федерации,

утвержденного Президентом Российской Федерации.

В ходе выполнения научно-исследовательских работ в Центре формировался инициативный и творческий коллектив ученых и специалистов. Успешной работе сопутствовала атмосфера дружного и плодотворного сотрудничества.

Период 1997 — 2001 гг. был связан с разработкой документов по стратегии строительства и развития гражданской обороны страны и Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе оперативно-стратегических показателей, военно-экономического обоснования и системного анализа опасностей возникновения чрезвычайных ситуаций. Центром в этот период успешно руководил заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор технических наук, контр-адмирал запаса Владимиров Виктор Алексеевич.

Это были годы становления Центра как научной организации. Усилия научного коллектива были направлены на исследование перспектив развития системы МЧС России, РСЧС и гражданской обороны.

С 1997 года Центр начал выпускать «Сборник материалов ЦСИ ГЗ МЧС России». В нем публиковались основные открытые результаты исследований, проводимых Центром. Сборник рассылался руководителям Министерства, структурных подразделений, региональных центров и органов управления ГОЧС субъектов Российской Федерации. Руководящий состав МЧС России знал стратегическую направленность работ Центра, мог использовать опубликованные материалы в практической деятельности.

С 2000 года сборник несколько изменил свой формат и стал выходить под названием «Информационный сборник ЦСИ ГЗ МЧС России». На его страницах дополнительно стали размещаться результаты исследований проводимых научно-исследовательскими учреждениями Российской академией наук и федеральных органов исполнительной власти, сотрудничающих с Центром.

С 1998 года в Центре начал функционировать Научный совет. Он был создан для публичного обсуждения стратегически важных проблем и приоритетных направлений государственной политики в области гражданской защиты. В состав Научного совета Центра, утвержденного первым заместителем Министра Ю.Л. Воробьевым, вошли ведущие ученые Центра, руководители структурных подразделений МЧС России, научно-исследовательских учреждений Российской академии наук и федеральных органов исполнительной власти. 80 % состава Научного совета составляли доктора наук, в том числе 2 представителя Российской академии наук - академик Российской академии наук Осипов В.И. и член-корреспондент Российской академии наук Махутов Н.А.

На заседаниях Научного совета рассматривались научно-организационные замыслы научно-исследовательских работ, выполняемых сотрудниками Центра, и их основные результаты.

В 1998 году Центр получил аккредитацию Министерства науки Российской Федерации как научная организация. Это повысило авторитет Центра. Центр получил право проводить научные исследования по тематике федеральных органов исполнительной власти. В том же году на Центр была возложено проведение исторической и военно-исторической работы в Министерстве, а также ведение исторического формуляра МЧС России.

В эти годы у Центра сложилась довольно устойчивая кооперация с большим количеством научных организаций: Российской академией наук, Российской академией медицинских наук, Российской академией сельскохозяйственных наук, Министерством образования, Министерством обороны Российской Федерации, Минатомом России, Минздравом России и рядом других министерств и ведомств.

Среди таких научно-исследовательских учреждений-партнеров были Институт прикладной математики Российской академии наук, Институт геоэкологии Российской академии наук, Институт машиноведения Российской академии наук, Институт безопасного развития атомной энергетики Российской академии наук, Центр военно-стратегических исследований МО РФ, Центральный физико-технический институт МО РФ, 5 и 46 Центральные научно-исследовательские институты Минобороны России и др.

Центр начал активно сотрудничать с Российским фондом фундаментальных исследований, секцией военно-прикладных проблем при Президиуме Российской академии наук.

В 1997—2000 гг. Центром было выполнено более 40 научно-исследовательских работ, направленных на решение актуальных проблем деятельности МЧС России, развития системы МЧС России, РСЧС и гражданской обороны.

С участием Центра военно-стратегических исследований Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации была выполнена комплексная научно-исследовательская работа «Лавина». В ходе данного исследования с единых методологических позиций было проанализировано развитие новых видов вооруженной борьбы, роль и место гражданской обороны в современной системе национальной безопасности России, раскрыто содержание новых задач, возложенных на гражданскую оборону.

Работниками Центра был разработан ряд проектов основополагающих документов по гражданской обороне, в том числе: Основные направления государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны, Положение о гражданской обороне Российской Федерации, Основы организации и ведения гражданской обо-

роны и другие. Проекты документов были рассмотрены на заседаниях Коллегии МЧС России и получили положительную оценку.

В этот же период был подготовлен проект Концепции развития гражданской обороны на период до 2015 года, обоснованы предложения по группировке сил гражданской обороны, разработана единая система исходных данных для подготовки планов гражданской обороны и мероприятий гражданской обороны в составе мобилизационных планов экономики страны.

На основе результатов комплексной научно-исследовательской работы «Лавина» был разработан и утвержден План гражданской обороны Российской Федерации, была создана научная база для реорганизации гражданской обороны страны.

В Центре были проведены исследования по комплексной маскировке объектов экономики и инфраструктуры тыла страны от высокоточного оружия. Комплексная научно-исследовательская работа «Маска» была выполнена с участием Центра военно-стратегических исследований Генерального штаба и 5 Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны Российской Федерации.

Результаты проведенных исследований послужили базой для проекта Основ государственной политики в области повышения устойчивости функционирования экономики страны в военной время.

Комплексная научно-исследовательская работа «Защита» была посвящена перспективам развития РСЧС. Исследования позволили раскрыть понятие «гражданская защита», его содержание, показать целесообразность и возможность создания Российской системы гражданской защиты путём интеграции РСЧС и системы гражданской обороны. В ходе выполнения этой работы была создана теоретическая база по проблемам гражданской защиты, которую предложено рассматривать как самостоятельную научную отрасль, именуемую «теорией гражданской защиты».

В ходе выполнения комплексных научно-исследовательских работ «Радиация» и «Ликвидация» был исследован ряд проблем обеспечения радиационной безопасности на территории России, предупреждения и ликвидации последствий радиационных катастроф.

В январе 2000 года Российская Федерация и Республика Беларусь приступили к созданию Союзного государства. В рамках нового государственного образования необходимо было решить вопросы природной и техногенной безопасности. Для этого была проведена научно-исследовательская работа «Интеграция-2000».

В 1997 — 2001 гг. были выполнены исследования, результаты которых нашли отражение в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктрине, Доктрине информа-

ционной безопасности и в ряде других документов Российской Федерации.

В этот период Центр организовывал проведение ежегодных Всероссийских научно-практических конференций. За 1997 — 2001 гг. было проведено 4 Всероссийских и одна международная конференция. Конференции проводились с привлечением руководящего состава федеральных органов исполнительной власти, ведущих ученых страны. В ходе дискуссий на конференциях возникали новые идеи, вырабатывался единый подход к решению проблем гражданской защиты.

В деятельности Центра большое значение придавалось редакционно-издательской деятельности и публикационной активности. Тематика изданий и публикаций охватывала широкий круг вопросов. Вышли в свет книги «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (серия «Безопасность России»), «Катастрофы и государство», «Катастрофы конца XX века», «Катастрофы и общество», «Катастрофы и образование», «Катастрофы и экология». Исторический очерк «От МВПО к гражданской защите», книга «Чрезвычайная служба России» были посвящены истории развития гражданской обороны, создания и развития МЧС России и РСЧС.

Центр регулярно издавал материалы проведенных научно-практических конференций, материалы ежегодных сборов руководящего состава системы МЧС России, информационные сборники.

Значительный вклад в становление и развитие Центра в эти годы внесли: Долгин Н.Н., Кимстач И.Ф., Козлов А.М., Колесов В.П., Макеев В.А., доктор химических наук, профессор Малышев В.П., Мартынов Б.П., Медведев В.А., Могильников А.С., Попов В.И., кандидат военных наук, доцент Богатырёв Э.Я., кандидат технических наук, старший научный сотрудник Исаев В.С., Ткачёв А.И., Соколов Ю.И., Сульдин Ю.И., Сурина И.В., Руденко Г.В., Пашина Н.Н., Шевченко А.В., Шереметьева З.С. и многие другие.

В 2002 году Центр возглавил доктор технических наук, профессор полковник Акимов Валерий Александрович. Он внес большой личный вклад в совершенствование деятельности Центра. Наступил новый этап в его развитии как в научном, так и в организационном аспекте. С этого времени работники Центра начали проведение исследований, связанных с формированием нового облика системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и облика гражданской обороны в современных условиях. Активизировались исследования в области оценки и прогноза угроз для национальной безопасности и устойчивого развития современной России.

Решение научных задач стратегического характера в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах требовало от рабо-

тников Центра широкого кругозора, творческого мышления и понимания перспектив развития МЧС России.

В этот период существенно расширились научные задачи Центра, увеличилась численность работников Центра и объем выполняемых научно-исследовательских работ. К когорте ученых и специалистов Центра, стоявших у истоков его создания и становления, присоединились и вели активную исследовательскую деятельность доктора наук Быков А.А., Лесных В.В., Милованов В.И., По-рфирьев Б.Н., Хоруженко А.Ф., Шевченко А.В., Шпаковский Ю.Г.; кандидаты наук Икрамов Д.Б., Грязнов С.Н., Дурнев Р.А., Комлев А.А., Кондратьев Г.Г., Костров А.В., Кукин П.П., Пономарёв А.И. и др.

К 2005 году в Центре трудилось 15 докторов и 16 кандидатов наук. Полученная Центром в то время прибыль от внебюджетной деятельности и увеличение объёмов финансирования позволили не только укрепить материально-техническую базу Центра, но и обеспечить социальную защиту его сотрудников.

Исследования в Центре в этот период проводились по шести научным направлениям: стратегические проблемы развития РСЧС; стратегические проблемы совершенствования гражданской обороны; проблемы анализа и управления риском ЧС; социологические и социально-прикладные исследования; исторические исследования; исследования в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Работы выполнялись по заказу подразделений центрального аппарата МЧС России, а также по заказу сторонних организаций. В 2002 — 2010 гг. было выполнено более 200 научно-исследовательских работ стратегического характера в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

В 2002 году по инициативе руководства Центра, поддержанной руководством Министерства, в Российском государственном технологическом университете им. К.Э. Циолковского (МАТИ-РГТУ) была создана базовая кафедра МЧС России «Природная и техногенная безопасность и управление риском». Руководителем научно-методической деятельности кафедры был назначен заместитель Министра кандидат политических наук Фалеев Михаил Иванович, а заведующим кафедрой — начальник Центра В.А. Акимов.

В 2005 году на Центр было возложено научно-методическое обеспечение научно-практической работы в системе МЧС России. Благодаря большой организаторской и методической работе специалистов Центра, результаты научно-практической работы в Министерстве содержали большой эмпирический материал по различным практическим вопросам деятельности системы МЧС

России, РСЧС и гражданской обороны, а также материалы анализа их деятельности, выполненного специалистами-практиками различных структурных подразделений МЧС России.

Эти результаты позволили создать необходимую эмпирическую базу и поднять качество научно-исследовательских работ, выполняемых научными учреждениями и образовательными организациями, подведомственными МЧС России, по единому тематическому плану научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Министерства.

В это же время Центр начал активно сотрудничать с Общероссийской общественной организацией «Российское научное общество анализа риска», первым и бессменным президентом которого с 2004 года является кандидат политических наук Фалеев М.И.

Научными работниками Центра по решению Президиума общества был разработан пакет методик и система показателей (индикаторов) для комплексной оценки безопасности территорий. На их основе в 2004 году были реализованы пилотные проекты по комплексной оценке безопасности населения и территорий Ульяновской и Кемеровской областей.

Новый импульс получила редакционно-издате-льская деятельность Центра. В 2004 году Центр совместно с «Российским научным обществом анализа риска» приступил к подготовке и изданию общероссийского научного журнала «Проблемы анализа риска». На страницах журнала публикуются статьи фундаментального и прикладного характера, посвященные проблемам анализа и управления риском различного происхождения и характера. Журнал издаётся на русском и английском языках. Публикации в журнале получили высокую оценку отечественной и мировой научной общественности.

В 2007 году вышли в свет 4-х томная энциклопедия «Гражданская защита» и энциклопедический словарь «Гражданская защита». Эти издания стали итогом многолетней исследовательской работы Центра по систематизации знаний в области гражданской защиты. В 2009 году авторским коллективом Центра было подготовлено и издано 2-е издание энциклопедии «Гражданская защита». В 2015 году готовится к печати 3-е издание данной энциклопедии. Оно существенно переработано и дополнено работниками Центра с учетом изменений в нормативной правовой базе Российской Федерации и новых дополнительных функций, возложенных на систему МЧС России.

В Центре был подготовлен и издан научно-популярный трехтомный труд «Россия в борьбе с катастрофами», вышли в свет научно-методические труды: «Катастрофы и безопасность», «Основы организации и ведения гражданской обороны в современных условиях», «Основы защиты населения и территорий в кризисных ситуациях», «Основы

формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения», монография «Цунами: предупреждение и защита», научно-популярное издание «Спасательное дело в России» и др.

В 2008 году главный специалист Востоков В.Ю., а в 2009 году главный специалист Кондратьев-Фир-сов В.М. защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук.

После передачи ряда функций Центра во ВНИИ ГОЧС (ФЦ) и масштабной реорганизации Центра в конце 2008 г. Центр возглавил полковник Икрамов Дмитрий Бурханович, Научным консультантом Центра являлся кандидат политических наук Фалеев Михаил Иванович.

В этот период в Центре активно и плодотворно работали генерал-лейтенант запаса Долгин Н.Н., доктор технических наук, контр-адмирал запаса Владимиров В.А., генерал-лейтенант запаса Ткачёв А.И., доктор химических наук, профессор, полковник запаса Малышев В.П., кандидат военных наук, доцент, полковник запаса Богатырев Э.Я., кандидат технических наук, старший научный сотрудник, полковник запаса Исаев В.С., полковник запаса Попов В.И., доктор технических наук, профессор, капитан первого ранга запаса Из-малков В.И., кандидат социологических наук, доцент, полковник запаса Грязнов С.Н., кандидат технических наук Кондратьев-Фирсов В.М., кандидат социологических наук Малютин А.А., кандидат педагогических наук, доцент, полковник запаса Елисеев А.П., кандидат экономических наук, доцент Грязнова И.А., Петелина Т.А., Чураков Ю.И., Ру-денко Г.В., Мордвинова В.А., Пашина Н.Н. и др.

В Центр пришли и новые специалисты и ученые: полковник запаса Смирнов Д.Е., полковник запаса Лебедев А.В., генерал-майор запаса Новожилов В.А., доктор военных наук, профессор, полковник запаса Черных Г.С., полковник запаса Веденеев А.М., Чентемиров А.М., Александрова С.С., Козлова О.В.

С октября 2010 года по настоящее время Центром руководит кандидат политических наук Фалеев Михаил Иванович.

В этот период в Центре были прекращены исследования процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Военно-историческая функция Центра России была передана в Департамент кадровой политики. Были определены приоритетные направления деятельности Центра исходя из стратегии государственной национальной политики Российской Федерации, а также задач, стоящих перед МЧС России.

В течение данного периода в Центре в соответствии с решением Коллегии МЧС России и Правительственной комиссии активно велась работа по созданию Российской системы гражданской защиты и разработке пилотных проектов формирования элементов этой системы, а также разработка проекта Кодекса гражданской защиты Российской Федерации.

В этот период в Центре проведены исследования и осуществлены разработки по формированию нового облика МЧС России до 2020 года, разработаны научно обоснованные подходы и предложения на их основе по оптимизации задач, состава, численности, дислокации и оснащению группировки сил и органов управления МЧС России на период до 2020 года.

В 2011 — 2014 гг. в Центре проводились исследования в целях разработки системного проекта создания единой государственной системы мониторинга и прогнозирования угроз природного, техногенного и военного характера, выявления и оценки их последствий.

В результате выполнения данной научной темы в 2013 году Центром был подготовлен пакет документов по проекту Постановления Правительства Российской Федерации «О комплексной системе мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации» и два проекта методических рекомендаций: по организации и ведению мониторинга и прогнозирования ЧС природного характера и по организации и ведению мониторинга и прогнозирования ЧС техногенного и военного характера.

В 2011 году Центр стал федеральным казенным учреждением. В этот период на работу были приняты доктор технических наук, доцент Горбунов С.В., Ермакова Е.С., Самаркина К.И., Старостин А.С., Калугина Т.А., Макаров Л.К., кандидат физико-математических наук Цыбиков Н.А., Сар-дановский С.Ю., которые активно включились в жизнь Центра, выполнение плановых работ и исследований.

Таким образом, Центр в этот период продолжал активно играл роль головной научно-исследовательской организацией МЧС России, осуществляющей анализ, обобщение и разработку стратегически важных проблем и приоритетных направлений государственной политики в области гражданской защиты страны.

По решению руководства Министерства были уточнены следующие основные задачи Центра:

проведение исследований в области стратегического развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, антитеррористической защиты населения и критически важных для национальной безопасности объектов, деятельности системы МЧС России;

проведение исследований и подготовка предложений по проблемам законодательного и нормативно-правового регулирования в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

проведение социально-прикладных исследований в интересах обеспечения стратегического планирования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и тех-

ногенного характера и оценки эффективности деятельности МЧС России;

анализ основных угроз для России, вызываемых глобальными климатическими и природными изменениями, техногенными, биосоциальными процессами, внешнеполитическими и военными тенденциями.

Главной задачей Центра в этот период и в среднесрочной перспективе осталась задача разработки и обоснования направлений стратегического развития системы МЧС России, РСЧС и системы гражданской обороны.

За годы деятельности Центром было выполнено более 300 научно-исследовательских работ. Результаты выполненных исследований легли в основу более 100 проектов различных нормативных правовых, нормативно-методических и методических документов для МЧС России, РСЧС и системы гражданской обороны. Издано более 50 научных трудов и монографий.

Научные труды «Стратегические риски России», «Основы организации и ведения гражданской обороны в современных условиях», а также научно-популярный труд «Россия в борьбе с катастрофами» были удостоены премии МЧС России за научные и технические разработки.

Десять лет с 2002 по 2012 годы заместитель начальника Центра кандидат социологических наук Д.Б. Икрамов организовывал проведение социологических исследований в интересах МЧС России. Ежегодно работники направления социологических исследований лично проводили мониторинг во многих регионах России. Ежегодно составлялся отчет о результатах мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей. Результаты исследований рассматривались на заседаниях коллегии МЧС России, утверждались Министром и направлялись в Правительство Российской Федерации.

Наиболее важными исследованиями, которые выполняло социологическое направление Центра, были:

социологический (экспертный) опрос в системе МЧС России по оценке функционирования системы гражданской обороны и защиты населения;

аналитический отчет с результатами социологического исследования основных причин, порождающих коррупционные и иные виды правонарушений в территориальных органах и организациях МЧС России;

массовый социологический опрос среди всех категорий сотрудников МЧС России по темам: «Факторы реализации мероприятий реформирования МЧС России в оценках различных категорий личного состава министерства», «Оценка эффективности деятельности МЧС России по организации научных разработок и их внедрения в практику»;

целевые социологические опросы экспертов и населения по проблеме пожарной безопасности и по проблемам реализации мероприятий ФЦП «По-

жарная безопасность Российской Федерации на период до 2012 года»; результаты социологических опросов среди населения по темам: «Культура пожарной безопасности в оценках населения в субъектах Российской Федерации», «Мотивация граждан Российской Федерации к вступлению в добровольную пожарную охрану», «Эффективность реагирования спасательных подразделений МЧС России на ДТП в оценках внешних экспертов в субъектах Российской Федерации» и др.

Время показало, что на сегодняшний день методы социологического исследования становятся ключевыми в процессе формирования научного сопровождения процессов стратегического и программно-целевого планирования во всех отраслях и сферах государственного управления.

Начиная с 2011 года, специалистами Центра разрабатывались научно-методические основы социологического и социально-прикладного сопровождения процессов планирования и оценки эффективности реализации мероприятий в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одновременно создавался программно-аппаратный комплекс, дающий возможность целевого привлечения различных групп специалистов страны к эк-спертно-аналитическим исследованиям в удаленном режиме.

Данная работа была проведена в ходе реализации проекта «Создание и развитие постоянно действующей экспертной площадки по проблемам стратегического планирования в области снижения рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации».

В 2012 году были разработаны научно-методические основы и инструментарий реализации данного проекта и начато внедрение программно-технических средств, обеспечивающих функционирование экспертной площадки. В 2014 году годах была создана постоянно действующая электронная экспертная площадка по проблемам стратегического планирования в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации и введена в эксплуатацию на базе Центра.

В рамках пилотного экспертно-аналитического исследования с использованием ресурсов Экспертной площадки в 2014 году в режиме удаленного доступа были проведены комплексные исследования по теме: «Результаты проведения мониторинга эффективности рабочих учебных планов и учебных программ в учебных заведениях МЧС России». В этом заслуга специалистов Центра — Икрамо-ва Д.Б., Малютина А.А., Михайлова А.А., Ковалёва В.А., Елисеева А.П., Грязновой И.А. и др.

Центр вносит существенный вклад в развитие теории риска и ее прикладных аспектов, активно развивая научные исследования по анализу и

управлению риском. Формируются новые подходы к обеспечению устойчивого развития страны, механизмов государственного управления на основе концепции стратегических рисков.

Среди важных практических результатов этой деятельности стало методическое обеспечение системы декларирования безопасности территорий, разработка количественных методов оценки комплексных показателей стратегических рисков в различных сферах жизнедеятельности государства и научного мониторинга индикаторов безопасности, прогноз стратегических рисков на среднесрочную и долгосрочную перспективы.

В течение многих лет ученые Центра принимают активное участие в подготовке научных и педагогических кадров для системы МЧС России, осуществляют научное руководство диссертационными исследованиями. Специалисты Центра участвуют в рецензировании рукописей учебных изданий, подготовленных организациями высшего профессионального образования, подведомственными МЧС России, а также в работе Учебно-методического совета МЧС России по присвоению грифа МЧС России учебным изданиям.

С 2011 года издается научно-аналитический сборник «Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования», который явился правопреемником «Информационного сборника», издававшегося Центром начиная с 1997 года. В этот период вышел в свет ряд монографий, подготовленных учеными и специалистами Центра: «Гражданская защита»; «Научно-методические основы количественной оценки функциональной устойчивости Российской системы гражданской защиты»; «Состояние и перспективы развития систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций» (под общей ред. В.А. Пучкова); «Оценка последствий аварий при страховании опасных объектов» (под ред. М.И. Фалеева), а также научно-популярное издание «Спасательное дело в России».

Основные результаты стратегической научной деятельности Центра сводятся к следующему:

разработан методический аппарат, позволяющий осуществлять подготовку исходных данных для планирования строительства и развития сил и средств МЧС России;

разработаны предложения по оптимизации состава сил МЧС России на период до 2020 года на основе совершенствования мобилизационной подготовки в МЧС России на период 2013-2020 годы и создания специальных формирований гражданской обороны;

разработан проект Концепции совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны на период до 2020 года;

разработаны: проект Методических рекомендаций по организации и ведению мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций при-

родного, техногенного и военного характера и проект Рекомендаций по организации и ведению мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций в органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

разработаны методические основы оценки эффективности реализации Государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»;

разработан проект Положения о единой сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения;

разработан проект Плана строительства и развития сил и средств МЧС России на 2016 — 2020 годы.

Руководству МЧС России были представлены результаты следующих аналитических работ, выполненных в Центре: «Анализ современного состояния аварийно-спасательных сил МЧС России и разработка предложений по их совершенствованию»; «Оценка угроз в информационной сфере в интересах обеспечения национальной безопасности государства и задачи МЧС России в этой области деятельности»; «Анализ современного состояния и тенденций пресноводных ресурсов России и меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с их загрязнением и дефицитом»; «Состояние и перспективы радиационной, химической и биологической защиты в системе МЧС России и предложения по ее совершенствованию»; «Оценка опасностей и угроз, обусловленных катастрофическими наводнениями, и разработка предложений по защите населения и территорий от них»; «О предложениях в разрабатываемую ООН Рамочную программу действий по снижению риска бедствий после 2015 года (Хиого-2) и основных направлениях деятельности РСЧС по реализации этой программы»; «Актуальность разработки профессиональных стандартов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах и предложения по решению данной проблемы в системе МЧС России» и ряд других.

В 2014 году работники Центра приняли участие в подготовке проектов документов: проект изменений в Военную доктрину Российской Федерации, Порядок сбора и обмена информацией по вопросам обороны Российской Федерации; наставление по территориальной обороне Российской Федерации; Методические рекомендации по организации территориальной обороны Российской Федерации; концепция ядерной и радиационной безопасности государств-участников СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях; соглашение о координации развития системы управления МЧС России Министерством обороны Российской Федерации в целях совместных действий в об-

ласти обороны Российской Федерации; соглашение между Минобороны России и МЧС России об информационном обмене; типовые проекты нормативных правовых актов для организации работы и функционирования комплексных систем безопасности жизнедеятельности на территории субъектов Российской Федерации; типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне; концепция основных направлений совершенствования деятельности надзорных органов МЧС России и ряда других.

Работники Центра приняли активное участие в проведении анализа и возможностей имеющихся сил и средств, дислоцирующихся на территории Республики Крым и города Севастополя, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС, обосновании потребности необходимых сил и средств, уточнения мест их дислокации для обеспечения требуемого уровня безопасности жизнедеятельности населения, с учетом рисков ЧС природного и техногенного характера.

В целях обеспечения разработки Планов гражданской обороны и защиты населения главными управления МЧС России по соответствующим субъектам РФ и оказания практической помощи Центром были предоставлены необходимые программные средства, разработанные в Центре, и оказана методическая помощь. По решению Министра В.А. Пучкова Центром была проведена оценка возможной обстановки на территории Крымского полуострова в целях переработки Плана гражданской обороны и защиты населения.

В 2014 г. Центр продолжил участие в работе секции по проблемам нейтрализации внутренних угроз национальной безопасности Научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации.

Сегодня Центр по праву является ведущей научной организацией в Российской Федерации по решению стратегических проблем совершенствования гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, анализа риска катастроф и стихийных бедствий, социологии и истории кризисов и катастроф.

В настоящее время в Центре трудятся 8 докторов наук и 15 кандидатов наук, среди которых 6 профессоров, 8 доцентов, 4 заслуженных деятеля науки Российской Федерации, 2 заслуженных работника высшей школы Российской Федерации, 1 заслуженный военный специалист Российской Федерации, 1 заслуженный строитель Российской Федерации, 1 заслуженный врач Российской Федерации, 2 лауреата премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, 9 лауреатов премии МЧС России за научные и технические разработки, что составляет более 60 % исследователей Центра.

На правах совещательного органа в Центре функционирует Научный совет. В его состав входит 25 человек, в том числе 11 докторов и 12 канди-

датов наук. В работе Научного совета принимают активное участие первый заместитель Министра Шляков С.А., руководители и представители структурных подразделений центрального аппарата МЧС России. Трое ученых Центра (Фалеев М.И., Владимиров В.А., Быков А.А.) активно участвуют в работе Экспертного совета МЧС России.

В соответствии с основными задачами и функциями, возложенными на Центр руководящими документами, и годовым планом научной работы Центра основными направлениями исследований и деятельности Центра на 2015 год и ближайшие годы являются:

проработка основных направлений дальнейшего развития РСЧС и гражданской обороны с учетом их места в системе общественной безопасности Российской Федерации и в системе военной организации государства соответственно, создания единой государственной системы обеспечения защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при военных конфликтах и от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на основе сближения решаемых системой обеспечения защиты населения и территорий от ЧС и системой обеспечения гражданской обороны задач по защите населения и территорий, форм и методов их реализации;

участие в научно-методическом сопровождении перехода на стратегическое планирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

научно-экспертное сопровождение реализации Государственной программы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»;

разработка методического аппарата прогнозирования и анализа влияния внешних факторов и условий учета внешних рисков на достижение показателей Госпрограммы;

проведение анализа функционирования функциональных подсистем РСЧС и разработка предложений по совершенствованию их деятельности;

участие в разработке плана реализации рамочной программы действий «Хиого-2» и национальных инициативных обязательств;

разработка научно-методических основ совершенствования мобилизационной подготовки в МЧС России на период 2015 — 2020 годов;

разработка материалов в проект Плана строительства и развития сил и средств МЧС России на 2016 — 2020 годы;

экспертно-методическое сопровождение мониторинга социальной эффективности реализации мероприятий федеральной целевой программы «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года»;

организация и проведение экспертно-аналити-ческих исследований с использованием ресурсов «экспертной площадки» по проблемам технологического развития гражданской защиты в Российской Федерации»;

подготовка аналитических материалов для руководства МЧС России в соответствии с утвержденными планами на полугодие и по оперативным заданиям;

подготовка информационно-аналитических материалов к заседаниям Научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации по планам работы на полугодие;

участие в подготовке и проведении в октябре 2015 года Международного конгресса по теме: «Глобальная и национальные стратегии управления рисками катастроф и стихийных бедствий» в г. Москве;

подготовка материалов к Всемирному гуманитарному конгрессу (2016г.);

завершение разработки рукописи Энциклопедии «Гражданская защита», том № 4 (издание 3 с дополнениями и изменениями) и обеспечение работы Главной редакционной комиссии Энциклопедии;

подготовка к изданию рукописей и макетов печатных изданий, предусмотренных Единым планом изготовления печатной продукции МЧС России на 2015 год, включая монографию «Система раннего предупреждения об опасности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

подготовка к празднованию 20-летия Центра (3 октября 2015г.) и 25-летия МЧС России (27 декабря 2015 г.).

Литература:

1. Наука и стратегия на службе безопасности: Центру стратегических исследований гражданской защиты МЧС России10 лет./МЧС России. М.: Деловой экспресс, 2005. 384 с.

14.03.2015

Сведения об авторах:

Владимиров Виктор Алексеевич; д.т.н., Заслуженный деятель науки Российской Федерации, главный специалист;

Фалеев Михаил Иванович; к.полит.н., начальник Центра.

ФКу ЦСИ ГЗ МЧС России; e-mail: csi430@yan-dex.ru; 121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7.