Научная статья на тему 'Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях как составная часть национальной безопасности России'

Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях как составная часть национальной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2986
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях как составная часть национальной безопасности России»

ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Проблема обеспечения национальной безопасности в последнее время стала весьма актуальной и в определенной степени модной в политической жизни России.

В национальной безопасности многие увидели ту базу, на основе которой может сложиться национальная идея и единое общество. Недаром бывший государственный секретарь США З.Бжезинский сказал: "Россия повержена, так как у нее нет концепции бытия".

Ряд ведомств и организаций спешат найти свое место в пространстве национальной безопасности, получить свою долю приоритетности, внимание правительства. МЧС России не может стоять в стороне от определения своей роли и места.

К настоящему времени появился ряд концепций и доктрин, однако общепризнанной концепции национальной безопасности России до сих пор пока не существует. Она только рождается. В связи с этим возникает воп-

рос - могут ли десять основных задач, выполняемых РСЧС, быть достаточным основанием для определения самостоятельного места в пространстве национальной безопасности.

На сегодняшний день своего особого места РСЧС в пространстве национальной безопасности не имеет. Это объясняется следующими причинами.

Во-первых, противники необходимости особого места РСЧС полагают, что задачи, решаемые РСЧС, не оказывают существенного влияния на национальную безопасность.

Во-вторых, участие научных организаций МЧС в разработке концепции национальной безопасности было недостаточным. В связи с этим в вариантах концепций не просматривается самостоятельная роль РСЧС.

Центр стратегических исследований гражданской защиты полагает, что ниша РСЧС в национальной безопасности, безусловно, существует и занимает существенное место, но вначале необходимо выбрать ей общеприемлемое название и дать четкое определение.

Можно привести некоторые термины, предлагавшиеся в качестве наименования ниши РСЧС - техногенная, антропогенная, гражданская и др. Однако, все они в определенной степени не отражают существа деятельности РСЧС. Мы предлагаем остановиться на природно-техногенной безо-

пасности. Нельзя рассматривать природно-техногенную безопасность через призму экологической безопасности, т. е. нельзя согласиться с тем. что сфера экологической безопасности поглощает сферу природно-техногенной безопасности. Это следует из принятых сегодня определений понятий экологической безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях, что по сути, представляет собой природно-техногенную.

Экологическая безопасность - предотвращение существующей угрозы значительного ухудшения экологических параметров среды обитания людей и биосферы в целом, состоянию атмосферы, гидросферы, литосферы и ближней космосферы, видовому составу животного и растительного мира, а также предотвращение опасности истощения невозобновляемых природных ресурсов (энергетических, минеральных и т.п.) в результате различных видов деятельности человека.

Безопасность в чрезвычайных ситуациях - состояние, при котором путем соблюдения правовых норм, экологических, инженерно-технических и специальных требований, а также проведения соответствующих мероприятий достигается предотвращение или максимальное снижение вероятности возникновения в чрезвычайных ситуациях потенциальных опасностей, либо возможного ущерба.

Угроза природно-техногенного катастрофизма для современной цивилизации постоянно растет. За последние 30 лет число разрушительных природно-техногенных катастроф с ущербом более 1% годового ВНП страны возросло более чем в 4 раза, а с числом погибших более 100 человек - в 2 раза. Не случайно Организацией Объединенных Наций объявлено международное десятилетие борьбы за уменьшение угрозы и опасности стихийных бедствий.

Рис. 1 иллюстрирует структуру природно-техногенной безопасности -цели, основные задачи, источники и причины опасностей, угроз и ЧС и структуру противодействия им - силы, средства, ресурсы РСЧС. Основной вывод заключается в том, что имеются все необходимые системные признаки для самостоятельной ниши безопасности.

ЦСИ ГЗ считает, что необходимо приступить к разработке проекта Концепции природно-техногенной безопасности, и Центр готов принять в этом активное участие, а затем установленным порядком представить в Совет Безопасности Российской Федерации.

Естественно, МЧС России не может ограничиться участием только в одной специфической области безопасности.

На рис.2,3,4 наглядно показано насколько высок удельный вес РСЧС

Цель

Поддержание безопасности личности.

общества и государства от природных

н техногенных бедствий

/

Национальная безопасность Российской Федерации

Природно-техногенная

безопасность

Задачи .

1. Снижение риска катастроф я ЧС

2. Защита жизнедеятельности насе-

ц ления н территорий

3. Экстренное реагирование я ликви-

дация ЧС |

Природные источники 1 прятаны опасностей, угроз ■ ЧС

И

землетрясения

наводнения

цунами, штормы ■ т.п.

оползи ж, с«л1,шиы

природные пожары

эпидемии I тл.

Гредотвращение я предупреждение ЧС

Техногенные источит а причины опасностей, угроз и ЧС

ТЕ

радиационные катастрофы

химические катастрофы

| пожаро-ьзрьганые катает? | экологические катастрофы

морские катастрофы авиакатастрофы |

Организация защиты а жизнеобеспечение населения > территорий

I

I СИЛЫ

1

_________Готовность органов, сид я средств

«(Экстренное реагирование и оперативное управление]" Ликвидация ЧС и воссталовление безопасности :

1

| СРЕДСТВА | | РЕСУРСЫ

Рас. I. Природно-техногенная сфера национальной безопасности

172

Территориальная

целостность

Г:~1 • ------_

Независимость

ПЩ Сохранение

Национальная безопасность России

конституционного строя

)

ШШ Духовные ценности

ШШ*

зівйяйііііт

Материальные

ценности

Г осударственная | Безопасность 1 Безопасность 1

безопасность 1 общества | личности 1

РІГ

*н1Щ

ЙЙНЗіїі"

тптта™

Права

Жизнь н здоровье

— Удельный вес МЧС России

Рйс. 2

Национальная безопасность Российской Федерации

Объекты национальной безопасности

Г осударственная безопасность Защита внутренних и внешних национальных интересов государства

И

■*> v 'vv v j.* ;•* v v v у -

Общество

Общественная безопасность Зашита нац. интересов всего Российского общества

И

(имчностй

Гражданская безопасность Защита жизненных интересов гражданина (личности)

Основные направления деятельности МЧС России по обеспечению государственной, общественной и гражданской безопасности

И

1. Организация подготоыл я ведение ГО стржвы. Участяе в оборонном строительстве

2. Обеспечение живучести объектов экономики я структур управления в военное время я ях мобилизационной готовности

3. Поддержание готовности гоударства к ликвидация ЧС. Снижение ущерба экономическому потенциалу и расходов на ликвидацию бедствий

4. Содействие интеграции оборонных структур стран СНГ я участие в создания коллективной системы гражданской защиты

5. Международное сотрудничество по линии ГО я защити от бедствнн, участие в гуманитарных и миротворческих акциях

]. Защита материальных и духовных ценностей общества от бедствий

2. Содействие в преодолении социальных конфликтов

3. Участие в восстановлении деятельности общественных институтов в зонах ЧС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Участие в социальной реабилитации пострадавших районов

5. Информационная защита и поддержка населения в зонах ЧС

И

1. Защита личности, семьи, населения от природных я техногенных бедствий

2. Оказание медицинской помощи і охрана здоровья пострадавших в зонах ЧС

3. Жизнеобеспечение пострадавших в зоне бедствия

4. Защита среды жизнедеятельности от ЧС

5. Подготовка гражданина и населения к защите от бедствий

Рис, 3. Роль и место МЧС России в защите основных объектов национальной безопасности РФ

174

Сферы безопасности по

вилам и источникам угроз

Рис.4 . Сферы национальном безопасности по видам я источникам угроз, в обеспечении которых принимает участие МПС России

1. Гражданская оборона страны

2. Мобилизационная подготовка экономики

3. Поддержание устойчивости жизнедеятельности страны в военное время

4. Содействие в преодолении внутренних вооруженных конфликтов

1. Предотвращение и предупреждение ЧС

2. Организация защиты и жизне-обеспеч. населения и территорий

3. Готовность органов, сил и средств

4. Экстренное реагирование и оперативное управл.

5. Ликвидация ЧС и восстановление безопасности

1. Снижение риска экологических катастроф

2. Предупреждение и ликвидация экологических ЧС

3. Участие в экологическом мониторинге

1. Информационная защита и поддержка населения в зонах ЧС

2. Защита информации в интересах гражданской обороны страны и мобилизационной готовности

Область компетенции н объем полномочий МЧС России

г-------

Военная

безопасность

Экономическая

безопасность

Природно-

техногенная

безопасность

Экологическая

безопасность

I

Информаци-

онная

безопасность

в других областях безопасности и как велика роль РСЧС в защите основных объектов национальной безопасности страны.

Довольно значительны роль и место МЧС России в области военной безопасности, т.е. защита населения в военное время (гражданская оборона) является составной частью этой безопасности. Во всем мире общепризнано, что нанести невосполнимый ущерб противнику и сохранить на приемлемом уровне собственное население и экономику невозможно без мероприятий гражданской обороны.

Обороноспособность государства не может быть признана достаточной, если заблаговременно не решены проблемы выживания населения, устойчивости экономики и государственного управления в условиях ведения вооруженной борьбы.

Внимание к гражданской обороне в стране в последние годы ослабло - не развивается теория гражданской обороны, не вносятся изменения в концептуальные положения, формы и методы ее деятельности, снижается материально-техническая база ГО, фактически утеряны невоенизированные формирования, почти не проводятся учения.

В структуре МЧС России нет специального органа, ответственного за выполнение задач ГО. Этим, по-видимому, и объясняется недостаточность решения проблем защиты населения и экономики в военное время.

Становится очевидным, что необходимо стремиться к созданию единой общегосударственной системы для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера в мирное время, а также от угроз и опасностей, вызванных условиями военного времени. Начало этому было положено еще постановлением Правительства РФ N 261 - 1992 г. Но по непонятной причине в последующем постановлении об РСЧС N 1113 от 5.11.95 г. задачи РСЧС был ограничены только рамками мирного времени.

Предлагается принять термин - "Гражданская защита" как систему мероприятий, осуществляемых всеми государственными и другими органами и учреждениями, независимо от форм собственности, для обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Возможно следовало бы сохранить термин "Гражданская оборона" как составную часть "Гражданской защиты", исходя из того, что мероприятия по защите населения в военное время в определенной степени имеют спе-

цифический характер.

"Новая” гражданская оборона должна, во-первых, сохранить все лучшие стороны старой - всенародность, массовость, масштабность, ответственность первых лиц и т.д.; во-вторых, должна строиться на надежной правовой и нормативной базе; в-третьих, методы защиты населения, создания группировки сил и т.п. должны быть обновлены в соответствии с современными условиями и, наконец, она должна быть гибкой, быстро приспосабливающейся к различным вариантам обстановки.

На современном уровне возникли новые проблемы, в частности,противостояние различных ветвей власти (октябрь 1993 г.). межнациональные конфликты (Чеченские события).

Роль гражданской обороны в решении этих проблем остается неопределенной. так как отсутствует необходимая правовая база.

Основными направлениями практической деятельности РСЧС по

обеспечению национальной безопасности являются:

предупреждение ЧС;

оперативное реагирование по их поводу;

ликвидация последствий.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций в первую очередь связано с возможностью их прогнозирования. Методы прогноза чрезвычайных ситуаций специфичны для прогноза природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.

Так, система прогноза природных ЧС является системой организационно-функционального типа, объединяющей сеть самостоятельно функционирующих других подсистем (сейсмопрогноз, метеопрогноз, прогноз пожароопасности в лесах и т.д.).

В основе системы прогноза техногенных ЧС лежат только мероприятия по анализу функционирования потенциально опасных промышленных производств и транспорта на единой методологической базе (которую еще надо разработать).

В этом случае прогноз можно было бы осуществлять один раз в год (накануне разработки проекта бюджета) на двух уровнях - федеральном и местном. Федеральный прогноз возложить на федеральные надзорные органы. местный - на органы ГОЧС на местах по результатам комиссионного обследования объектов по соответствующим методикам. В целом обобщение по федеральному и местному уровню возлагается на МЧС России (ВНИИ ГОЧС). Результаты докладываются Правительству в соответствующем разде-

ле государственного доклада.

Оперативное реагирование и ликвидация последствий решает проблему уменьшения потерь населения и ущерба путем предупреждения или снижениям последствий природных и техногенных ЧС. Это достигается перспективным планированием соответствующих мероприятий, декларированием, страхованием и лицензированием производств, организацией системы государственного надзора.

При решении этих проблем следует более активно использовать опыт повышения устойчивости функционирования экономики, накопленный, в частности. ВНИИ ГОЧС за двадцатилетний период его деятельности.

В связи с рассматриваемыми проблемами следует кратко остановиться на наиболее острых аспектах проблемы защиты населения и территорий.

Под термином защита территории понимается комплекс мероприятий, направленных на снижение негативных последствий чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время на объекты производственного и социального назначения, а также на окружающую среду.

В частности, что касается окружающей среды, то в Российской Федерации воздействию селевых потоков, снежных лавин, оползней, затоплению могут быть подвержены более 900 городов. 12.5 тыс. населенных пунктов, 1,5 млн. км2 сельскохозяйственных угодий. Происходит постепенное разрушение берегов морей и водохранилищ общей протяженностью 50 тыс. км.

В целях предотвращения ЧС и снижения ущерба осуществляется:

комплекс инженерно-технических мероприятий по оборудованию местности специальными сооружениями (гидротехническими, противолавинными и т. д.);

оборудование территорий в интересах гражданской обороны в целях эффективного осуществления ее мероприятий (подготовка загородной зоны для эвакуации, усовершенствование транспортных магистралей, резервирование водоисточников и т.д.);

надзор за состоянием имеющихся инженерных сооружений (плотин, дамб, каналов и др.);

специальная обработка территории при чрезвычайных ситуациях (дегазация, дезактивация, дезинфекция).

Является очень актуальным вопрос о концепции защиты населения. Разработанные к настоящему времени проекты концепций интерпретируют варианты, разработанные в старой системе ГО.

С того времени в стране и мире произошли радикальные изменения. И сейчас трудно объяснить, зачем производить накопление противогазов для населения, когда:

во-первых, химическое оружие запрещено и уничтожается; во-вторых, в мирное время они не защищают от промышленных СДЯВ; в-третьих, при любых затратах мы никогда не сможем обеспечить все население, причем необеспеченной остается самая уязвимая часть общества - дети;

в-четвертых, при нынешних условиях это очень затратное мероприятие (производство, хранение, освежение и т.д.).

Все ведущие зарубежные страны отказались от этого тупикового пу-

ЦСИ ГЗ считает, что при разработке концепции защиты населения следует вести речь о двух различных концепциях - на мирное и на военное время. Они отличаются разными опасностями и угрозами, различными подходами, методами и способами защиты.

В концепции защиты населения на мирное время предлагается отразить следующие принципы:

максимального ограничения возможностей выхода опасных веществ и поражающих факторов за пределы границ потенциально опасных объектов;

максимального ограничения проживания населения в пределах санитарно-защитных зон и в зонах вероятного воздействия стихийных бедствий;

переход от индивидуальных к коллективным средствам защиты населения, проживающего в опасных зонах. Речь идет не о убежищах и укрытиях, а о жилых и общественных зданиях специальной конструкции с возможностью, например, нахождения людей там при полной изоляции;

создание надежных локальных систем оповещения и информации; использование эвакуации и индивидуальных средств защиты предусматривать в том случае, когда не могут быть использованы другие способы защиты.

В концепции защиты населения на военное время предлагается сохранить традиционные способы и методы защиты (укрытие, эвакуация, индивидуальные средства, в том числе и медицинские, оповещение). Вместе с тем требуется изменить приоритеты и акценты в их использовании, пути реализации.

Так, нельзя считать массовую эвакуацию населения из всех крупных

городов за короткие сроки основным способом защиты. Как показал анализ. проведенный еще 8 лет назад, такая эвакуация не реальна, и она может рассматриваться только как чрезвычайный способ защиты и только в исключительных случаях.

Основным способом защиты является укрытие населения в защитных сооружениях.

На территории бывшего СССР ежегодно строилось до 1,5-2.О тысяч

защитных сооружений, осваивалось до 1 млрд.рублей в год (в ценах тех лет). Финансирование осуществлялось централизованно, по государственной линии.

В настоящее время в связи с изменением основ экономики, форм собственности, по другим причинам не представляется возможным финансировать и обеспечивать строительство защитных сооружений по линии государства. Ведь стоимость одного места в убежище составляют - 2-3 млн.руб., в ПРУ - 500-600 тыс.рублей.

Нам представляется, что тот фонд защитных сооружений, который построен, безусловно, нужно сохранить, содержать в надлежащем порядке, поддерживать в готовности.

Основной объем строительства защитных сооружений перенести на особый период, т.е. по планам расчетного года.

Объемы нового строительства защитных сооружений в мирное время

должны быть максимально сокращены, оно должно вестись только там, где это крайне необходимо. Это, в первую очередь, объекты атомной энергетики. другие радиационно опасные объекты.

В современных условиях экономически целесообразно и технически

наиболее приемлемо освоение с целью защиты населения различных соору-

жений подземного пространства городов, объектов, в том числе и объектов жилищного строительства. При этом, строить не подвалы, как это делается сейчас, а подземные этажи с усиленным перекрытием, размещать в них объекты обслуживания зданий, различные подсобные помещения, мастерские и др.

В случае необходимости эти сооружения можно будет (при соответствующих конструктивных решениях) быстро дооборудовать до уровня защитного сооружения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представляется, что назрела необходимость разработать новый вариант категорирования городов, районов и объектов экономики, исходя из принципа степени риска возникновения ЧС в мирное время и вероятности поражения в военное, так как разработанный два года назад документ ба-

зировался на старых подходах (количестве населения, промышленном потенциале) .

Имеющаяся на сегодня система сил РСЧС не в полной мере отвечает современным требованиям.

Необходима новая целостная концепция сил РСЧС. От того насколько она будет правильно выбрана, зависит не только эффективность спасательных работ, но и эффективность материальных и финансовых затрат, что важно для настоящего экономического положения России.

При определении качественных и количественных показателей сил РСЧС следует учитывать, во-первых, их реальное состояние и возможности.

Войска ГО. Их группировка, дислокация, штаты, вооружение, схема мобилизационного развертывания определялись в свое время только с учетом задач военного времени, причем только для условий мировой ядерной войны.

Для аварийно-спасательных работ в мирное время, когда большинство ЧС происходит в городах и время на реагирование исчисляется минутами, они пока не пригодны. Это подтверждает и практика. (Таблица N1).

Попытка решать проблему через создание сводных мобильных отрядов малоэффективна.

Вместе с тем опыт последних 10 лет показывает, что в отдельных случаях Войска ГО оказываются незаменимыми.

Поисково-спасательная служба (ПСС). ППС не может стать реальной основой для действий при техногенных авариях в условиях города, лесных массивов, тундры, а также на воде и в горах.

Невоенизированные Формирования ГО. Есть основания полагать, что их готовность в настоящее время крайне низкая. Достаточно сказать, что их подготовка ведется все еще по приказу НГО СССР 1975 года.

Силы других ведомств и организаций. Силы других ведомств и организаций систематически сокращаются.

Добровольные спасательные отряды в реальную силу не оформились и в настоящих условиях вряд ли смогут в ближайшем будущем стать такой силой.

При крупномасштабных ЧС привлекаются силы Минобороны и МВД, но и они переживают не лучшие времена.

Кроме реального состояния и возможностей сил следует, во-вторых,

СТЕЛЕШ) УЧАСТИЯ СИЛ МЧС РОССИИ Б ЛИКВИДАЦИИ ЧС В 1995 ГОДУ

Формирования Численность личного состава, чел. Участвс раз звали кол-во чел. Процент участия, %

ПСС 1540 900 5100 331

ДАМО 270 25 300 III

ВОЙСКА ГО '16000 НО 2900 18

при формировании группировки сил учитывать технологию спасательных работ.

Местные техногенные ЧС чаще всего происходят в городе, и они должны ликвидироваться мерами и силами экстренного реагирования.

При крупномасштабных ЧС группировка сил строится традиционно: силы экстренного реагирования, I эшелона, II эшелона.

Силы РСЧС могут привлекаться к решению нетрадиционных задач (Чечня, Вьетнам. Камчатка) со специфической технологией ведения работ.

И, в-третьих, следует учитывать зарубежный опыт. Из таблицы N2 видно, что силы РСЧС в техническом оснащении существенно отстают от зарубежных стран.

В ближайшем будущем создание аварийно-спасательной службы России на базе Противопожарной службы МВД не состоится.

Из вышесказанного ЦСИ ГЗ предлагает:

На военное время. Основу сил РСЧС должны составлять развернутые по штатам военного времени Войска ГО. альтернативы которым пока нет. Развертывание войск возлагается, в основном, на мобилизационное депо. Сроки для развертывания и слаживания войск могут быть удлинены до М-1—15. Вместе с тем представляется необходимым разработать новые штаты военного времени, ориентируясь на ликвидацию последствий от высокоточного обычного оружия. Кроме того, имеется ввиду, что Войска ГО в военное время подкрепляются невоенизированными формированиями ГО. но также в новой структуре и штатах, применительно к новым условиям война мирное время. Основой сил РСЧС остаются Войска ГО. но с уточненными задачами, а именно: в штатах мирного времени используются как силы I эшелона, а в развернутых штатах - как силы II эшелона. Кроме того. Войска ГО участвуют в решении специальных нетрадиционных задач.

В этом случае потребуется 10 бригад, дислоцируемых в региональных центрах. Воинские подразделения ГО небольшой численности разместить непосредственно в крупных городах, т.е. ближе к возможным районам ЧС.

Для экстренного реагирования в городах России следует создать городские службы спасения. Положительный опыт создания таких служб имеется в Москве.

При упорядочении сил РСЧС следует провести ряд мероприятий:

ПСС ограничить традиционными задачами, используя их лишь в ка-

ПОИСКОВО - СПАСАТЕЛЬНЫЕ ОТРЯДЫ

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПОКАЗАТЕЛИ РОССИЯ США ФРАНЦИЯ АНГЛИЯ ч ФРГ ИТАЛИЯ ЯПОНИЯ АВСТРИЯ- В среднем по данным эа16 стран

ДАМО смо псо

юленность чел. 270 66-90 15-40 56 50-100 10-30 50-100 50-100 30-50 200 85

(300)

•еш готовности, час. 0,5 1-4 1-6 1-4 1-4 4-8 4-8 8-12 8-12 4-7

домство МЧС : россі ЕЕ Аг.меж МВД МВД МВД Деп. Яп.аг. МО

разви. гр.32Щ межд.

сотр.

ЄДСТВЗ поиска,детекторы ШТ.

ультрозвуковые • £ акуст. 8 3 1 36 4

оптиковолоконные іС 2 6 2 2 12 2

агепловые 4 20 1 2

Акустические-"Пеленг" 5 1 1

поисковые собаки 8 13 9 10 36 12

пасателъные средства, шт.

змпл.гидрав.оборуд. 15 2-4 1 8 2 3 * 6 4 12

домкраты 30 2-6 2 24 21 12 12 8 +** 24 9

небедки 10 1-2 1-2 1 2 3 3 2 2 12 3

эезаки газовые (дисковые) 10(7) 1 (4) 1 (6) (6) 3 (6) 2 (4) 1 (6) 14 2 (4)

перфораторы, мотопилы и др. 12 2 1 10 36 5

зветительное оборуд.шт. а 1-2 0-1 10 3 3 6 6 12 4

электрогенераторы),

честве сил усиления;

уточнить порядок привлечения сил других ведомств и организаций; а главное - изыскать пути усиления экономических механизмов для поддержания сил в готовности.

Высказанные предложения могут рассматриваться как основа для дискуссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.