Научная статья на тему 'Материалы расширенного заседания Научного совета Центра стратегических исследований гражданской защиты (25. 12. 2002 Г. ). Доклад об итогах деятельности ЦСИ Гз в 2002 году и задачах на 2003 год'

Материалы расширенного заседания Научного совета Центра стратегических исследований гражданской защиты (25. 12. 2002 Г. ). Доклад об итогах деятельности ЦСИ Гз в 2002 году и задачах на 2003 год Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
125
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Воробьев Ю. Л., Шевченко А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Материалы расширенного заседания Научного совета Центра стратегических исследований гражданской защиты (25. 12. 2002 Г. ). Доклад об итогах деятельности ЦСИ Гз в 2002 году и задачах на 2003 год»

МАТЕРИАЛЫ РАСШИРЕННОГО ЗАСЕДАНИЯ НАУЧНОГО СОВЕТА ЦЕНТРА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ

(25.12.2002г.)

ДОКЛАД ОБ ИТОГАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦСИ ГЗ В 2002 ГОДУ И ЗАДАЧАХ НА 2003 ГОД

Д. т. л. полковник Шевченко А. В., ВрИО начальника Центра

ЦСИ ГЗ был создан на основании приказа МЧС России от 3.10.95г. № 680 на базе 430 Научно-методического центра в целях повышения уровня научного обеспечения деятельности МЧС России по разработке основных стратегических направлений развития РСЧС, осуществлению единой государственной политики в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Он начал функционировать с 1 марта 1996 года.

Сегодня ЦСИ ГЗ - это государственное учреждение с правом осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, имеющее аккредитацию как научная организация, численность сотрудников которого составляет 56 человек, из которых более 40 % - это доктора или кандидаты наук.

При Центре создан и успешно функционирует Научный совет, в состав которого входят ученые Центра и представители структурных подразделений МЧС России, подведомственных ему организаций, научноисследовательских учреждений федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук. Научный совет включает 28 членов, б том числе одного академика, одного член-корреспондента, 13 докторов и 8 кандидатов наук. Количество членов в Совете, имеющих ученую степень, составляет более 82 %. Такое сочетание состава Научного совета обеспечивает разносторонний подход к решаемым Центром задачам.

За прошедшие годы работы у Центра сложилась довольно устойчивая кооперация с достаточно большим количеством ведущих научноисследовательских учреждений Российской академии наук. Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, высшей школы, Минобороны России, Минатома России, Минздрава России и ряда других министерств и ведомств Российской Федерации, что позволяет осуществлять качественные исследования по широкому круп' вопросов.

Введено в практику проведение заседаний Научного совета с приглашением сотрудников МЧС России, заинтересованных в рассматриваемой тематике.

При Центре действуют два постоянно действующих семинара: один -по управлению рисками чрезвычайных ситуаций, другой - по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера. Ре-

комендант. •; семинаров учитываются при выполнении ряда научно-исстедовательских работ.

Организовано доведение результатов научно-исследовательские работы и заседаний Научного совета по наиболее актуальным проблемам до структурных подразделений чрезвычайных ситуаций России и органов управления по делам ГОЧС субъектов РФ через Информационный сборник ЦСИ ГЗ. Кроме того, с 2003 г. планируется выпуск научно-аналитического журнала «Риск чрезвычайных ситуаций: анализ и управление», в котором будут публиковался материалы исследований по широкому спектру проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и территорий.

На основе заключенного соглашения между ЦСИ ГЗ и Академии гражданской защиты сотрудники Центра выступают с докладами и лекциями по актуальным проблемам развития РС’ЧС и гражданской обороны перед слушателями Института развития МЧС России. Подобное соглашение заключено также с Академией Государственной противопожарной службы и мы надеемся, что каш научный и практический потенциал будет востребован и этой академией.

Все это в комплексе позволило наладить плодотворное сотрудничество с большинством структурных подразделений Министерства, ведущими профильными институтами и академиями.

В последние годы стало больше внимания уделяться проведению комплексных нзучно-исследовательских работ по фундаментальным проблемам зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. В частности, по дальнейшему развитию гражданской обороны России, исследованию проблем стратегических рисков и международной деятельности. Так, на основе разработанной Центром Концепции совершенствования международного сотрудничества в области противодействия природным и техногенным бедствиям приказом МЧС России в ноябре 2002 г. принята «Концепция стратегического развития международной деятельности МЧС России на 2002-2006 годы».

Приоритетные направления научной деятельности Центра в 2002 году представлены на схеме I.

Всего в этом году выполнено 18 научно-исследовательских работ, из них: по единому тематическому плану НИОКР МЧС России - 9, по заказам других ведомств - 6. по оперативным заданиям -2 и в инициативном порядке -1.

По проблемам гражданской обороны выполнено 4 научно- ссле-довательские работы. Наиболее значимыми их результатами являются:

проект Положения о порядке перевода гражданской обороны с мирного на военное время;

проект Норм накопления запасов вооружения и материальных средств для войск тражданской обороны;

проект Концепции развития системы управления МЧС России на период до 2006 года;

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ В 2002 ГОДУ

Проблемы защипы населения и территорий от ЧС мирного времени и в военный период

Стратегия ликвидации и преодоления радиационн ых, химических и биологических катастроф

Стратегия развития системы гражданской защиты

Глобальные проблемы как источники ЧС

Международное сотруд н ичество

Фундаментальные проблемы управления стратегическими рисками, в том числе рисками ЧС

Развитие методологических и организационных основ комплексного управления безопасностью населения и территорий

Схема I

проект Положения о порядке разработки военно-хозяйственного плана (по заказу Минэкономразвития России). Кстати, с Минэкономразвития России мы уже не первый год ведем совместные работы. Это свидетельствует о востребованности разработок Центра в этом направлении.

В области совершенствования РСЧС' выполнено 3 работы Так, выработаны предложения по интеграиии систем РСЧС и гражданской обороны в единую государственную систему защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и опасностей военного времени, которые обсуждались на одном из заседаний Научного совета Центра. Подготовленные основы функционирования такой системы были поддержаны заинтересованными органами исполнительной власти и всеми субъектами Российской Федерации. Кроме того, подготовлены проекты федерального закона и «Положения о российской системе гражданской зашиты», которые могут послужить основой для разработки соответствующих нормативных правовых актов по объединению этих систем

В течение последних лет идет разработка функциональной подсистемы РСЧС по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при неконтролируемых входах в плотные слои атмосферы космических аппаратов с бортовыми ядерными энергетическими установками. В настоящее время разработан проект Положения о системе и принципах информационного взаимодействия внутри нее. Эта работа позволит нам иметь единую систему наблюдения, контроля, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с такими космическими объектами.

В связи с постоянным накоплением опыта работы все большее значение приобретает деятельность по обобщению знании в области защиты населения и территорий, которая ведется в рамках разработки энциклопедического словаря «Гражданская защита». В настоящее время создан его авторский оригинал-макет, содержащий статьи по основным направлениям деятельности РСЧС, фажданской обороны и Государственной противопожарной службы, а также информацию о наиболее видных деятелях в области защиты населения и территорий. Пользуясь возможностью, хотел бы поблагодарить руководителей структурных подразделений за своевременное и качественное представление материалов для данного словаря.

Большое внимание в последнее время уделяется исследованию проблем риска чрезвычайных ситуаций. Используя методологию анализа риска чрезвычайных ситуаций. Центром совместно с институтами Российской академии наук выявлены так называемые стратегические риски, обусловленные угрозами стратегического характера, проведена оценка, сделан прогноз стратегических рисков по сферам жизнедеятельности государства и сформулированы рекомендации по их снижению в рамках выделенных сфер жизнедеятельности государства.

Не остались без внимания и проблемы преодоления последствий радиационных катастроф. Так, в научно-исследовательской работе «Прогнозная оценка задач преодоления последствий радиационных аварий и

катастроф на период посдс 1 года» иесд^товано возможное содержание

192

задач по преодолению последствий и выработаны предложения по их ресурсному обеспечению.

Понимая, что обеспечить эффективное функционирование РСЧС можно только с помощью дипломированных специалистов, ЦСИ ГЗ напрямую принимает участие в их подготовке. Так, во исполнение совместного приказа МЧС России и МАТИ - РГ'ГУ им. К.Э. Циолковского открыта базовая кафедра «Природная и техногенная безопасность и управление риском» с возложением обязанностей заведующего кафедрой на начальника ЦСИ ГЗ МЧС России д.т.н. Акимова В.А. Это позволило придать образовательному процессу новый практический импульс, доводить последние разработки в области безопасности жизнедеятельности до студентов без су щес г венного временного отставания. Такой подход можно было бы рекомендовать и другим подразделениям МЧС России, взаимодействующим с образовательными учреждениями.

Дтя учебно-методического обеспечения деятельности н этом направлении в 2002 году разработаны учебные пособия «Надежность технических систем и техногенный риск», «Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера», которым присвоен гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений», а также учебное пособие «Основы анализа и управления риском в природно-техногенной сфере» для слушателей Академии гражданской защиты. Военно-инженерного университета. Института развития МЧС России.

Большое внимание в Центре уделяется обобщению практическою опыта, доведению до соответствующих структурных подразделений новых подходов к опенке природной и техногенной безопасности, взглядов на пути развития РСЧС, стратегии развития системы. Эго осуществляем через редакционно-издательскую деятельность. В 2002 г. Центром подготовлено и издано 14 книг, в том числе:

четыре монографии («Гуманитарные операции МЧС России», «Оценка риска и управление техногенной безопасностью», «Катастрофические наводнения XXI: уроки и выводы», «Экзогенные геологические опасности»);

три учебных пособия (названы выше);

восемь сборников и справочников (VII Всероссийская научнопрактическая конференция «Гуманитарные операции при чрезвычайных ситуациях и в вооруженных конфликтах», «Сборник материалов сборов руководящего состава гражданской обороны и РСЧС», справочник «Коллективные и индивидуальные средства зашиты. Контроль защитных свойств», информационные сборники ЦСИ ГЗ №№ I 1-15).

ЦСИ ГЗ осуществляет также и организационно-методическое руководство выполнением научно-практической работы в Министерстве. Проводится анализ работ, лучшие и наиболее актуальные из них публикуются

а Информационных сборниках ЦСИ ГЗ. В 2002 голу выполнено 27 тем по следующей тематике:

совершенствование зашиты населения и территорий - 6; обеспечение функционирования РСЧС и гражданской обороны - 3; предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций -5; вопросы преодоления последствий чрезвычайных ситуаций -3: организация управления, связи и оповещения - 2; подготовка населения и руководящего состава РСЧС-3; специальная подготовка спасателей -2:

Наиболее значимые из них:

Анализ мер по внедрению в субъектах Российской Федерации систем страховой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Правовое и методическое обеспечение создания механизма экономического регулирования безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Обоснование состава и содержания учебно-материальной базы субъекта Российской Федерации для обучения населения в области гражданской обороны и зашиты населения от чрезвычайных ситуаций.

В текущем году в Центре целенаправленно проводилась историческая и военно-историческая работа. Особую юбилейную значимость имела разработка и опубликование н журнале «Гражданская защита» календаря памятных дат отечественной военной истории, в части касающейся местной противовоздушной обороны, гражданской обороны и РСЧС, Не менее ответственная работа была связана с ведением исторического формуляра МЧС России, с подготовкой серии статей в журналах «Гражданская защита» и «Военные знания», посвященных 70-летию гражданской обороны. Практически завершена подготовка к изданию 3-й книги «От МПВО к гражданской защите - Страницы из истории МПВО-ГО-РСЧС субъектов Российской Федерации».

Существенным итогом года стало проведение Центром седьмой Всероссийской научно-практической конференции «Г уманитарные операции при чрезвычайных ситуациях и в вооруженных конфликтах».

Гаковы основные результаты 2002 года.

И в то же время, критически оценивая результаты этого года, следует отметить, что настоятельно требуется больше уделять внимания работам, носящим концептуальный стратегический характер.

Гак, наряду с традиционными работами по развитию РСЧС, требуется разработка оперативно-стратегических показателей готовности гражданской обороны и РСЧС, основ дальнейшего строительства гражданской обороны России в современных условиях, принципов создания Государственной спасательной службы, а также согласование проекта Положения о порядке перевода гражданской обороны с мирного на военное время. Эти направления научной работы в определенной степени учтены в плане на-

Вместе с тем следовало бы сказать о необходимости более активной позиции заказывающих департаментов при формировании тематики научно-исследовательской работы на перспективу. Департаменты должны обладать свойством стратегического предвидения и, не дожидаясь, когда остро назреет та или иная проблема, заранее обсуждать их, например, на заседаниях нашего Научного совета и совместно с Центром планировать их научное разрешение. Так, вопросы, связанные с пересмотром принципов зашиты населения, организации эвакуации, защиты от высокоточного оружия, должны включаться в тематику научно-исследовательских работ. Все это необходимо по возможности предвидеть и планировать заранее. Как. например, сделал Департамент инвестиций и эксплуатации основных фондов при рассмотрении проблем, которые могут возникнуть при преодолении последствий радиационных катастроф после 2010 г.

Для этого нам представляется целесообразным иметь отдельный раздел в едином тематическом плане НИОКР, связанный с фундаментальными и поисковыми научно-исследовательскими работами.

Особенностью организации работы ЦОИ в 2003 г. является выделение бюджетною задания по научно-исследовательским работам, оперативным заданиям и друг им поручениям, которые выполняются за счет сметы содержания ЦСИ ГЗ и внебюджетной (предпринимательской и иной приносящей доход) деятельности. Это позволяет Центру участвовать в конкурсах, а полученные в ходе этой деятельности средства направлять на обновление своей материальной базы, социальную поддержку сотрудников в соответствии с коллективным договором.

Так, по бюджетному заданию выполняются пять тем. связанных с гражданской обороной и планированием мероприятий но предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в ходе которых должны быть получены следующие результаты:

проект «Положения о порядке перевода гражданской обороны с мирного на военное время»;

Методические рекомендации по планированию действий в рамках РСЧС;

Исходные данные для корректировки Федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и оптимизации органов управления в кризисных ситуациях;

Методические рекомендации по применению сил и средств гражданской обороны при предупреждении и ликвидации последствий возможных крупномасштабных террористических акций на территории Российской Федерации;

раздел МЧС России в проект «Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны на период до 2025 года».

Хотелось бы призвать руководителей заинтересованных подразделений к совместному обсуждению тематики работ, носящих долгосрочный

играгегичс-скь . характер, для формирования соответствующих бюджетных заданий для Центра.

По внебюджетной деятельности планируется проведение комплексных работ с привлечением широкого круга специализированных организации и ведущих специалистов. В ходе этих работ должны быть получены следующие результаты:

подготовка к изданию оригинал-макета энциклопедического словаря «Г ражданская защита»:

проект Основ дальнейшего строительства гражданской обороны Российской Федерации в современных условиях;

Общие принципы управления стратегическими рисками;

Основы построения государственной системы управления стратегическими рисками;

оригинал-макет монографии «Стратегические риски России: оценка и прогноз»;

Положение о единой системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций космического характера (межведомственной функциональной подсистемы РСЧС);

Принципы информационного взаимодействия единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций космического характера (межведомственную функциональную подсистему РСЧС) с международными организациями в части предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций космического характера;

оригинал-макет учебного пособия «Экономические механизмы у правления рисками чрезвычайных ситуаций».

В области издательской деятельности Центр планирует выпустить около 16 книг, 5 информационных сборников и 2 научно аналитических журнала, в том числе:

монографии «Стратегические риски России: оценка и прогноз» и «Безопасность России. Анализ риска и безопасность»;

учебные пособия «Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях» и «Основы анализа и управления риском в природной и техногенной сферах»;

сборники материалов Всероссийского сбора по подведению итогов работы РСЧС и постановке задач на очередной год и VIII Всероссийской научно-практической конференции «Оценка и прогноз стратегических рисков России: теория и практика».

Особо хотелось бы остановиться на энциклопедической деятель; сти. Накопленный опыт показывает, что в ближайшие годы нам по силам организовать подготовку многотомной энциклопедии по основным направлениям деятельности РСЧС и гражданской обороны, а также наладить работу по терминологической экспертизе важнейших нормативных правовых актов и нормативно-методических документов.

Важным событием в 2003 г. будет проведение VIII Всероссийской

участие в обсуждении на данном форуме проблем, связанных со стратегическими угрозами, рисками чрезвычайных ситуаций и направлений дальнейшего развития системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мы Вас приглашаем.

Главной целью дальнейшей деятельности Центра, которая будет проводиться на основе разработанной Концепции развития ЦСИ ГЗ, является обеспечение эффективности всех видов его деятельности, соответствующей значимости, сложности и трудоемкости решаемых проблем и задач.

Основными факторами и условиями, определяющими необходимость дальнейшего развития Центра, являются:

возрастание значимости, сложности и трудоемкости решаемых проблем и задач как объективная закономерность любой научно-технической деятельности;

усложнение факторов, условий, процессов возникновения и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций, методов их предупреждения и ликвидации, являющихся предметом наших исследований и разработок;

объективный рост потребностей в повышении научного уровня исследований и обоснованности разработок, их технико-экономической эффективности;

недостаточно полное соответствие фактического научно-производственного потенциала Центра указанным выше факторам и условиям, как на современном этапе, гак и на перспективу - в кадровом, организационном. методическом, материально-техническом, финансовом и других отношениях.

Главным принципом дальнейшего развития Центра является комплексный подход к анализу фактического состояния дел в гражданской обороне и РСЧС в условиях возрастания состава, значимости и сложности решаемых задач и научному обоснованию их перспектив развития.

Организационным направлением дальнейшего совершенствования деятельности ЦСИ ГЗ в современных условиях является внесение изменений в перечень решаемых задач, организационную структуру, штат и статус Центра.

Сегодня в качестве одной из мер по совершенствованию управления безопасностью на всех уровнях является переход на практике к методам управления, основанным на анализе и оценке риска как количественной характеристики опасности чрезвычайных ситуаций.

В связи с этим, очевидно, что исследования в области рисков чрезвычайных ситуаций, механизмов их государственного регулирования, организации управления рисками чрезвычайных ситуаций должны стать одним из приоритетных направлений, решаемых Центром.

В свете изложенного основными направлениями деятельности Центра с учетом его дальнейшего развития являются следующие;

проведение исследовании по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного \гг. ктера обработка страге-

197

гических направлений развития системы зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и приоритетных направлений деятельности МЧС России в этой области с учетом опасностей и угроз в современных условиях и на перспективу;

изучение и анализ результатов фундаментальных научных исследований. проводимых в научно-исследовательских учреждениях Российской Федерации, с целью выявления приоритетных направлений развития науки и техники в стратегических интересах МЧС России;

проведение исследований в области совершенствования и развития технических средств, разработки предложений по научно-технической политике МЧС России, долгосрочных программ по реализации этой полити ки;

разработка проектов законодательных и нормативных правовых актов в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

проведение исследований в области рисков чрезвычайных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности, разработка механизмов их государственного регулирования, организации управления рисками чрезвычайных ситуаций различного характера;

разработка среднесрочных (годовых) и долгосрочных прогнозов опасностей и угроз различного характера на территории Российской Федерации, оценка социальных последствий возможных чрезвычайных ситуаций;

проведение исследований по проблемам развития и применения сил и средств системы зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера, подготовка предложений по их использованию в мирное и военное время, разработка необходимых наставлений и руководств;

проведение исследований в области международной деятельности МЧС России, разработка концептуальных положений, проектов нормативных правовых актов в этой области;

проведение независимой экспертизы наиболее важных и сложных целевых научно-технических программ и разработок, имеющих стратегическое значение для развития и функционирования системы зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

организация и проведение научно-практических конференций, симпозиумов и семинаров по проблемам зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.

ВЫСТУПЛЕНИЕ

Воробьев ЮЛ., первый {аместитель Министра

Мы правильно в свое время поступили, создав Центр стратегических исследований. Идея создания отдельной структуры, занимающейся перспективными проблемами, себя оправдала.

Хорошо, что Центр занимается вопросами мониторинга чрезвычайных ситуаций, оформляя результаты своих исследований в виде научных работ, которыми можно воспользоваться на практике. Кроме того. Центр оформляет свои исследования в виде проектов государственных документов, монографий и других концептуальных изданий, организует научнопрактические конференции, встречи с учеными, участвует во многих практических мероприятиях.

Таким образом. Центр стал не только чисто научной и теоретической, но и научно-практической структурой.

Однако не следует забывать, что Центр является той организацией, которая должна оправдывать свое название, т.е. заглядывать далеко вперед, за горизонт. Он не должен отвлекаться на рутинную работу. Конечно, иногда приходится решать и выполнять повседневные задачи. Но при этом следует помнить, что рутинная работа отвлекает внимание от свежих идей и перспективных направлений в исследованиях.

Об управлении стратегическими рисками разговор особый.

Эта идея принадлежит нам - нашему Министерству. Надо прямо сказать что данное направление научных работ и деятельности является верным, перспективным и необходимым. При этом хочу обратить внимание на то, что мы сейчас находимся только в начале пути наших исследований.

Как известно его социальная организация в мире находится в настоящее время в переходном состоянии. Прошли века и тысячелетия, жизнь людей существенно изменилась. Идет бурный рост народонаселения, ускоренными темпами продолжается техническая революция. В природе, в техногенной и других сферах появилась масса глобальных проблем. Например, потепление климата, развитие экономики и проблемы утилизации отходов, борьба с болезнями, экологические угрозы и другие проблемы. Для России некоторые из них имеют очень важное значение. Другие, наоборот, для нашей страны на данном этапе несущественны. Например, демографический взрыв.

Таким образом. Центр должен выдавать нам новые идеи, должен прогнозировать обстановку на будущее в той или иной области жизнедеятельности государства, общества, человека. Это с одной стороны, а с другой стороны, он должен более углубленно заниматься разработкой теоретических вопросов. Это направление научной деятельности, конечно, относится не только к Центру, но и ко всем коллективам, имеющим отношение к научно-технической политике нашего Министерства. Организацию этой работы, естественно, должен возглавить соответствующий депарга-

мент. Но непосредственное участие в формировании научно-технической политики Министерства, формировании программы в этой области должен принимать и ЦСИ ГЗ, предлагая свои идеи и прогнозы.

Отсюда следует вывод - нужны четкий мониторинг, глубокий анализ и научные исследования проблем по защите населения при чрезвычайных ситуациях не только в нашей стране, но и аналогичных проблем в зарубежных странах.

Научный анализ даст возможность найти пути эффективной деятельности. пути предупреждения кризисных явлений, пути устойчивого развития. Именно набор комплексных научных результатов может лечь в основу научных программ деятельности Министерства.

Таким образом, организация мониторинга кризисных явлений и стратегических угроз крайне необходима.

Кстати, уже есть информация о том, что в США в настоящее время уделяется огромное внимание такому мониторингу, на что выделяются значительные средства. Л именно, определены 150 крупнейших ученых и они работаю! только в поисках приоритетных направлений, которые бы дали наиболее эффективные результаты в социально-экономическом отношении. И это направление, на наш взг ,тяд, выбрано верно, поскольку поиск научных направлений является главным, определяющим основные пути достижения наилучших результатов в практике, в экономике и в уровне жизни в целом. И эго есть приоритет, так как отсюда вытекает вся последующая политика в той или иной области деятельности. Ьезусловно, это касается в первую очередь области научно-технической политики, где Центр должен принимать более активное участие и добиваться более серьезных прогнозных результатов.

В 200! г. мы направили Президенту РФ записку по вопросу управления стратегическими рисками в сгране. Записка поступила в Совет Безопасности. В ней рассматриваются вопросы в таком ракурсе, как мы их ставим сейчас на этом совете. Мы в записке сказали, что управлять страной и обществом в XXI веке нельзя, исходя только из чисто политических и экономических подходов, не учитывая проблем безопасности. В этом случае мы получим тупиковую ситуацию. Фактически современная земная цивилизация к такому тупику уже пришла. Поэтому настало время, когда надо менять подходы к управлению обществом и государством.

Катастрофам, бедствиям, чрезвычайным ситуациям человек может противопоставить только свою социальную организацию. Другого ресурса у человека нет. Нет больше других эффективных способов, методов или подходов. Только социальная организация общества способна защитить человека от существующих угроз.

Исходя из такого подхода, в обществе появятся ресурсы, приоритеты. институты, которые бы решали вопросы безопасности и управления человеческой деятельностью. Ибо вопросы безопасности стоят во главе всех других вопросов. Отсюда и надо исходить, решая все другие проблемы, особенно при реформировании системы в правления государством.

Известно, что в основе любой научной работы лежит глубокий анализ состояния дел в той или иной области деятельности. Такой анализ состояния безопасности страны мог бы лечь в основу крупной научной работы по стратегическим рискам.

Таким образом, изучение стратегических рисков, формирование новых подходов в управлении этими рисками, в выработке идей реформирования системы управления в государстве и есть то направление, которое способно преодолеть имеющийся застой.

Структура управления в государстве пока построена так, что она не способна устранить негативные явления, даже если бы и хотела это сделать. Существующая структура государственного управления в стране пока несовершенна. Она построена на наш взгляд неправильно.

Будущее гражданской обороны нас также беспокоит. Это крайне важная проблема. Изменилась военно-политическая обстановка в мире. Изменились формы борьбы на международной арене. Формы борьбы между государствами в наше время стали совершенно другие. Политических целей в настоящее время достигают не в «горячей» войне, а иными способами, без применения оружия. Примеров этому мы имеем достаточно. А самое главное заключается в том, что защита населения при этой борьбе должна быть совершенно другая, чем при «горячей» войне. Она по существу близка к защите людей в мирное время. Огсюда следует, что переход страны или отдельных структур государства из состояния мирного времени в состояние современной борьбы (войны) будет совсем незаметным. Поэтому и системы защиты населения в мирное и военное время должны быть хорошо интегрированы между собой, обеспечивая защиту при различных формах борьбы.

Но ^горячая» война также может быть, исключать ее полностью нельзя, поэтому элементы системы защиты военного времени должны быть хорошо развиты и готовы к действию на случай такой войны. Мало того, гражданская оборона должна заниматься обеспечением безопасности населения при чрезвычайных ситуациях террористического характера. Безусловно, в рамках задач МЧС России.

Если рассматривать подробнее методы борьбы с терроризмом, то, на наш взгляд, существующие подходы в этом отношении требуют определенной корректировки. Мы в принципе действуем пока по-старинке. Суть дела в том, что мы не воспринимаем терроризм как форму борьбы и неверно ее структурируем. Например, МЧС России не является субъектом по борьбе с терроризмом (согласно фе трального закона), но мы участвуем в процессе борьбы с терроризмом на определенном этапе. А конкретно: на этапе аварийно-спасательных работ, или когда нас привлекапи - мы участвовали, не привлекали - не участвовали.

Но ведь есть ряд предупредительных мер против терроризма. Это целый комплекс мероприятий, которые должны выполняться различными институтами. Сам процесс таких мероприятий также достаточно сложный. Вопросов здесь различных много. А главный вопрос для госчдапства - как

201

исполнительные органы власти должны вести себя в различных ситуациях? Мы пока не имеем ответов на этот главный вопрос.

Далее. Какая главная задача органов власти из двух при террористическом акте: спасать заложников или уничтожать террористов? Что главнее? Ответа пока нет. Следующее. Когда считать задачу успешно выполненной? Когда уничтожены захватчики и пострадали люди? Или когда люди не пострадали, но и террористы не уничтожены или не схвачены? Кто даст ответ на такие вопросы? Пока что н таких ситуациях ответы будут разные. Одни скажут, что первый вариант наиболее приемлем, другие -наоборот. А ведь ответ должен быть прямой и конкретный. Что же касается нашего Министерства, то мы исходим из того, что защита населения для МЧС России - главная задача, причем и в мирное и военное время.

Вот почему в свои планы Центр должен включать разработку проблем защиты населения в разных ситуациях. Надо по-новому ставить задачи в этих исследованиях, привлекая заинтересованные министерства, ведомства и организации. Рекомендую это учесть. Естественно, предварительно надо определить место МЧС России в тех или иных мероприятиях, выработать подходы, найти главные направления исследований, определить конечную цель, а именно - что мы можем конкретно предложить руководству государства.

Занимаясь совершенствованием системы управления или концепцией управления (а это одно из важных направлений), надо иметь ввиду, что эту проблему следует рассматривать в контексте видения будущего нашего Министерства, его структуры. Допустим, какими структурными подразделениями мы должны располагать, чтобы успешнее решать свои задачи? Конечно, я понимаю, что будет получена сначала, допустим к 2010 году, какая-то модель чисто прогностическая, основанная на сегодняшнем опыте. Но это будет очень важный для нас научный вывод. Но к 2006 году, если взять этот срок, то тут мы уже сейчас многое видим, в том числе и по структуре Министерства.

Таким образом, если рассматривать более внимательно, то можно сделать ряд интересных выводов - и по структуре сил, и по органам управления, и по задачам, которые соответственно также будут изменяться.

Г {осмотрите на пройденный нами путь в 12 лет внимательнее. Мы ведь изменились коренным образом за эти годы. Мы показали, что Министерство не только защищающая население и территории система, что МЧС России стало антикризисной системой. Коль это так, то мы уверены в том, что государству ан: ^кризисная система нужна. Тем более, когда такая система смогла бы управлять определенными структурами в кризисной ситуации.

Таким образом, будущее нашего государственного института очень важно прогнозировать, так как система устойчивого развития без такого института не сможет функционировать.

Построение любого крупного структурного подразделения в госу-

' ■ ■■■■ ■ ■ ■ 2()2

не будем иметь какую-то перспективную структурную модель, то будем терять время и успеха не добьемся. А в итоге будем отставать на 3-5 лет в своем развитии.

Итак, нам нужна перспективная структурная модель системы зашиты населения и территорий от ЧС различного характера что позволит двигаться дальше в своем развитии.

Коротко о глобальном изменении климата. Для нас очень важны исследования в этой области. Проблему нельзя упускать из вида. Нам пока не ясно, почему ей в стране глубоко никто не занимается? Хотя другие страны на изучение данной глобальной проблемы выделяют значительные средства.

Чем грозит потепление климата?

В России 2/3 территории - вечная мерзлота, у нас северные реки, мы имеем мощные коммуникации и индустрию. Последствия от подъема уровня воды непредсказуемы. Стихия воды изменит карту земли.

Многие чрезвычайные ситуации в настоящее время происходят от неправильных действий людей, ибо руководители не так управляют, не так и не там строят Мало того, мы настойчиво продолжаем свои ошибки, строим объекты и жилье там, где происходят чрезвычайные ситуации, и по старым нормам. Вот почему от нас ждут убедительных рекомендаций.

В этом году мы включили Государственную противопожарную службу в состав МЧС России.

В последние годы установилась устойчивая тенденция роста количества пожаров, роста количества погибших на пожарах. В мире по этим показателям мы занимаем соответствующие «передовые» места. По технической оснащенности ГТ1С очень слабая. Технология устарела, требует замены. Население наше часто игнорирует самые элементарные меры противопожарной безопасности. Промышленные объекты также не имеют хорошей противопожарной защищенности.

На наш взгляд, увеличение личного состава, пожарных расчетов, количества пожарных машин, лестниц и т.д. - это не те меры борьбы с пожарами, которые бы могли изменить негативные тенденции. Нужны другие подходы, новые принципы, а главное - надо изменить меры ответственности, как руководителей, так и населения. Законодательство в этой области требует существенного изменения, именно в нормативном правовом отношении. А пока мы действуем старыми методами. Мы не определились в принципиальном отношении - кто отвечает за собственность, кто отвечает за леса, предприятия и т.д.

А каково в стране положение дел со страхованием имущества, домов, объектов и других ценностей? Другой вопрос. Почему государство должно строить дома потерпевшим? Ведь дома не были застрахованы. Пострадавшие со своей стороны говорят: государство им должно дома, разрушенные при чрезвычайных ситуациях, восстановить. Но ведь сегодня у нас другое государство. Человек в этом случае становится как бы ижди-

венцем. такое положение, естественно, ненормальное. Оно не соответствует изменившимся условиям и взаимоотношениям между субъектами.

Далее. Пожарный не должен приходить и проверять ларек предпринимателя на соотвегствие противопожарного состояния. Пусть продавец приходит в Г ПС с этой просьбой, это же его проблема. Он должен застраховать свой ларек и прийти в ГПС, чтобы ему дали заключение на соответствие ларька противопожарным нормам. Ведь это его собственность и он отвечает за нее. А в чем же тогда задачи ГПС? Ее задачи - надзор, контроль, выдача заключений, оказание услуг, подготовка кадров, разработка новых принципов и технологий тушения пожаров.

На этот счет мы готовим эксперимент. И постараемся доказать наше верное направление по совершенствованию противопожарной службы и ее деятельности.

Сейчас борьба с пожарами по старым схемам зашла в тупик. Очевидно, что только радикальные меры могут остановить гибель людей на пожарах, предотвратить огромный ущерб от них.

Из общего количества 70-80 % пожаров имеют малые площади, всего до 5 м2, но от них гибнет до 70 % людей. Вот такова статистика. В этих случаях часто не нужна лаже большая бочка воды, не говоря уже о пожарной машине, которая, кстати, не может сейчас проехать к очагам пожаров по забитым транспортом улицам. Таким образом, нужны совсем другие подходы, нужны другие формирования с малыми силами, рассредоточенные должным образом, необходим другой транспорт и другие способы тушения. Короче говоря, нужна другая идеология. Иначе мы будем иметь уже не 18 тыс. погибших в год, а значительно больше.

Итак, нам надо сначала внимательно изучить собственный опыт, накопленный в организации противопожарной безопасности, затем опыт других стран и сделать выводы по определенным векторам и направлениям. Важно прийти к главному заключению - наши методы устарели, действовать надо не так, как действуем сейчас, нужна смена принципов и подходов, нужны новые технологии в противопожарном деле.

Известно, что мног ие пожары возникают из-за пьянства. Что тут сделаешь? Значит социальная ситуация у нас такова, значит ее надо менять. Оставлять негативным сложившееся положение в обществе нельзя.

Показатели готовности ГО и РСЧС играют решающую роль в выполнении ими своих задач. Без таких показателей нельзя строить эффективную систему. Но я готов утверждать, что ЦСИ может эти показатели разработать. Здесь надо подключать также ВНИИ ГОЧС и другие структуры. Я подписал указание о том, чтобы в первом квартале 2003г. был подготовлен документ по этому вопросу. А пока этим никто раньше не занимался, в том числе и ДГЗ. Вопрос пока стоит на месте. Но всем очевидно, что проблема требует решения.

Необходимо сделать анализ существующей нормативной базы. Нам надо разобраться - что нам из документов нужно, а что не нужно. Наработано много, но много и лишнего. Например, подготовлены Основы единой

204

государственной политики в области ГО для утверждения у І Ірезидента РФ. Повторяю - «единой» государственной политики. Разработаны Основы устаревшим языком, без учета перспектив развития системы в целом. Ну что ло за Основы, если они не ведут нас ни куда? Зачем нужны такие Основы? А что такое Основы? На мой взгляд, это должны быть новые пути, новые подходы и т.д. А зачем повторять то, что уже есть. В Основах фактически расписаны существующие функции, которыми надо заниматься в соответствии с устаревшими документами. Такой документ нам не нужен, от него неї пользы. Такие документы надо отменять.

Таким образом, нам надо хорошо продумать - какие документы нам необходимы, чтобы хорошо и правильно организовать защиту населения от ЧС в мирное и военное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.