МАТЕРИАЛЫ СОВЕЩАНИЯ МЧС РОССИИ ПО ИТОГАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС РОССИИ В 2004 ГОДУ И ЗАДАЧАМ НА 2005 ГОД
(17 марта 2005 г.)
Председательствовал: первый заместитель Министра МЧС России Ю.Л. Воробьев
Присутствовали: В.А. Акимов, Ю.В. Бражников, А.И. Волосов,
В.В. Епишкин, А.И. Залорожеи, A.B. Командиров, Н.П. Копылов, С.Г. Минга-леев, В.А. Пучков, М.И. Фалеев, С.А. Шляков, Члены Научного совета Центра стратегических исследований гражданской зашиты МЧС России - 20 чел.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЮЛ. Воробьев, первый заместитель Министра
Коротко о деятельности ЦСИ ГЗ как научном механизме формирования политики в области стратегических исследований. Центр позволяет нам избежать грубых ошибок в развитии системы. Поэтому крайне важно, чтобы в основных сферах нашей деятельности велись поисковые исследования, определялись пути движения вперед с опережением на 10-15 лет.
Центр должен:
- показывать тенденции развития, которые происходят в мире, причем не только обозначать их, но и исследовать причины этих тенденций, выяснять, как они происходят и формируются;
- доводить до нас рекомендации в вопросах планирования нашего будущего, И не только относительно структурных составляющих Министерства, но и в развитии той или иной сферы нашей деятельности: гражданской обороны, зашиты населения и территорий в ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
- давать нам рекомендации по формированию государственных структур, ответственных за защиту населения, по задачам и функциям территориальных и функциональных подсистем РСЧС;
- давать рекомендации по разработке новых и перспективных нормативных актов в области безопасности жизнедеятельности населения;
- предусматривать работы по внедрению новых технологий в области безопасности, определять тенденции в развитии этих технологий;
- организовать эффективную кооперацию научных и образовательных организаций Российской Федерации и международных институтов с целью проведения стратегических исследований в области природной и техногенной безопасности.
Мы уже сегодня нуждаемся в передовых технологиях прогнозирования чрезвычайных ситуаций, обусловленных глобальным изменением окружающей среды.
Нужны новые, более достоверные методы про!позирования природных явлений. Прогностические рекомендации спасательным силам должны быть более достоверные, особенно по кратко срочным прогнозам в регионах с опасными природными явлениями. Здесь нужно тесное взаимодействие с Росгидрометом и другими структурами мониторинга природной сферы.
ЦСИ должен давать рекомендации руководителям спасательных подразделений и населению по вопросам их подготовки относительно применяемых средств и сил, методов зашиты, реагирования и поведения, технологий спасения и другим вопросам обеспечения безопасности. При этом необходимо тесно увязывать природные риски с техногенными и рисками террористического характера. Такие инфраструктуры создаются в крупных городах и промышленных районах. Поэтому уже сейчас есть возможность отслеживать стратегические риски и парировать угрозы с целью смягчения их последствий.
Мы недостаточно эффективно используем современные технологии предупреждения кризисных ситуаций, в частности, космические, информационные и телекоммуникационные. Мы еще не создали единый банк данных кризисных явлений, который мог бы стать основой стратегического прогноза таких событий.
Наши научные организации осуществляют мониторинг событий в основных сферах нашей деятельности, но этот мониторинг не активен, он не влияет на нашу политику в области защиты населения от различных опасностей и угроз. Не смотря на то, что в Центре работают опытные, достойные и энергичные люди, Центром еще многое не сделано. Цели и задачи, поставленные перед Центром при его создании, пока еще в полном объеме не решены. Хотя и очень много сделано. Пока еще не хватает глубины, основательности и надежности в исследованиях.
Главным заказчиком исследований для Центра должен быть Департамент гражданской защиты, который формирует единую государственную политику в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах и должен стать «системным» департаментом МЧС России. Сотрудничество между ДГЗ и ЦСИ должно быть творческим и интеллектуальным, а не как взаимодействие между руководящей н подчиненной структурами.
Естественно, Центр не следует загружать второстепенными работами. Есть сведения, что Центр пытаются загрузить мелкими работами, это становится тенденцией. Такие работы не для Центра, есть для этого другие структуры. Подобную тенденцию надо изменить. Нельзя текущую и оперативную работы сбрасывать на ЦСИ.
Гражданская оборона в своем развитии меняется, как и весь мир, меняются и способы вооруженной борьбы. Меняется вся система защиты человека. И здесь у нас значительные претензии к ФГ У ВНИИ ГОЧС, который в настоящее время занимается всем, чем угодно, но только не вопросами гражданской обороны. Институт потерял кадры и это очень печально. Сейчас в связи с назначением нового руководителя появилась надежда на восстановление престижа института и его роли в научных разработках по тематике гражданской обороны. Институт должен стать ведущим в этой области. Ведь для этих целей он, в первую очередь, и был создан. Конечно, другие направления также важны, но гражданская оборона остается одним из главных приоритетов в нашей политике.
Наши институты должны заниматься разработкой методической базы и конкретными техническими решениями, а главная задача ЦСИ - стратегические исследования, направленные на совершенствование государственной политики в области гражданской обороны и защиты населения от различных угроз современной цивилизации.
Слово для доклада представляется начальнику Центра стратегических исследований В.А. Акимову.
ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС РОССИИ В 2004 ГОДУ И ЗАДАЧИ НА 2005 ГОД
В.А. Акимов ó.ntHr профессор, начальник ЦСИ ГЗ МЧС России
В докладе наиболее подробно раскрыты следующие основные вопросы:
- количественные показатели развития Центра за 2001-2004 годы;
- научно-исследовательская деятельность Ценгра в 2004 году;
- научно-практическая работа Центра в 2004 году;
- редакционно-издательская деятельность Центра в 2004 году;
- организационная и координационная деятельность Центра в 2004 году;
- основные задачи Центра на 2005 год и перспективу:
- некоторые проблемные вопросы.
1. Количественные показатели развития Центра за 2001-2004 годы
За последние четыре года количество сотрудников Центра увеличилось в і ,22 раза и на конец прошлого года составило 61 человек (схема 1).
г»™ I
[
Количественное показатели развития Центра и 2001* 2004гт.
Количество сотрулияаое ЦСИ ¡ Досгоре и кемдидпм мгу*
М ІЗ
SS fit
'—Ч і —*
г I ■ П!« !
LlUT 1
в ■
1 *’ У : \ 15 I* и ij И ti
1 ■ ■ 1
її«?1.
2001 ¿002 2003 2004 2005 У мл • 1 42 раж
aoot
-юггора
н#уи
2002 2003 2004
-шщипаш ;
Н«уі I
[ Средний возраст сотрудников Центра, лат]
н.« ео.т MJ ST.#
í ,
2001
2002 2003 2004
Увеличение произошло в основном в 2004 году за счет введения в штат Центра нового научного направления по социологическим и соци&тьно-прнкладным исследованиям. С 01.02.2005 г. в штат Центра введено еще 10 должностей для формирования научного направления по оперативно аналитическим исследованиям. В настоящее время Центром совместно с Департаментом гражданской защиты проводится кадровая работа по укомплектованию данного направления. Таким образом, на сегодняшний день штатная численность Центра составляет 71 сотрудник, из которых 15 военнослужащих и 56 должностей гражданского персонала.
Сегодня в Центре трудятся 14 докторов и 13 кандидатов наук. Доля научных сотрудников высшей квалификации среди исследователей Центра составляет более 50 %, что является наивысшем показателем в научно-техническом комплексе нашего Министерства.
За всю историю существования Центра средний возраст его сотрудников в
2004 году стал меньше пенсионного и составил 57,4 года.
Таким образом, по своему кадровому потенциалу Центр способен эффективно и результативно решать все задачи, которые перед ним поставлены руководством Министерства.
В 2004 году Центром выполнено 22 научно-исследовательских работы (схема 2).
с«™:
Количественны* поштли редемпм Центре м 2001 - 2004 гг.
*
I
Количество аылоливииы* НИР
I Количеств ноучкы* публикации
Количество отрвботаммык документов
К
2001 200? 2003 200«
ІЧЧ
!
тшшшшаЛ
117%
, Г .1 :: п г *| "! 52 «2
2001 200! 2СЙЗ -¿ХА 2001 2003 200: 2004
По сравнению с 2001 годом количество выполненных исследований увеличилось в 1,24 раза. За этот же период количество серьезных научных публикаций возросло более чем в 2.5 раза, а число выполненных оперативных заааний
- более чем в полтора раза. За счет полученной Центром прибыли удалось серьезно укрепить его материально-техническую базу. В частности, сегодня каждый научный сотрудник Центра обеспечен автоматизированным рабочим местом для проведения исследований. Количество оргтехники за последние годы увеличилось в 2,2 раза с учетом списания морально и физически устаревшей. С учетом хозрасчетной деятельности обший объем финансирования Центра в 2004 году составил 24,637 млн. рублей (схема 3).
С'хшмз .1
Количественные поаэетели римпм Центре и 2001 • 2094 гг.
Общий объем финансирования. включая анабмивктмую
* ДМПЛкНОСТк, ИЛИ. руб.
4.12*
а
0,043
34,«г
I
171%
2001 2002 2003 2004
Средняя заработная плата сотрудника • масяи. руб.
1500
200'
5*] о
2002
200.1
14000
2004
<Яв%
Увеличение объемов финансирования по сравнению с 2003 годом составило 172 % с учетом инфляции. Это позволило не только укрепить материально-техническую базу Центра, но обеспечить и социальную защиту его сотрудников. Среднемесячная заработная плата за 2004 год составила 14 000 рублей, что в 1,8 раза больше по сравнению с 2003 годом.
Значительное улучшение финансового положения сотрудников Центра произошло за счет трех источников: увеличение прибыли организации; выплаты за научные звания и степени; выплаты за научный стаж работы в Центре.
Таким образом, предпринятые руководством меры по укреплению материально-технической базы Центра и социальной защищенности его сотрудников способствовали притоку в организацию известных ученых, молодых специалистов с хорошей базовой подготовкой и сокращению «текучести» кадров.
2. Научно-исследовательская деятельность Центра в 2004 году
В прошлом году научные исследования в Центре проводились по 4 основным направлениям:
стратегические направления развития РСЧС (52 % от общего объема исследований);
стратегические направления совершенствования ГО (24 %); проблемы анализа и управления риском ЧС (14 %); социологические и социально-прикладные исследования (10 %).
Работы выполнялись по заказу основных подразделений центрального аппарата МЧС России (ДПЧС - 5 НИР, ДГЗ - 3, У ВС - 2, АПД - 2, ОМД - 2, ГУ
ГПС - 2, ДМД - 2, ФЭД - П. Четыре НИР, направленные на обеспечение при-
624
родной и техногенной безопасности России, были выполнены по заказу сторонних организаций, при чем одна из них - по гранту РФФИ. Три работы были выполнены в инициативном порядке за счет собственных средств.
По проблемам развития РСЧС и МЧС России Центром в 2004 году выполнено 10 работ. В ходе проведенных исследований были получены следующие основные результаты:
научно обоснованы основные направления развития системы МЧС России на период до 2010 года, разработана система показателей и их значений для оценки эффективности и результативности деятельности МЧС России (включены в доклад Министра на заседании Правительства РФ);
разработано, согласовано и издано «Руководство по ликвидации последствий радиационных и химических аварий»;
разработано, согласовано и подготовлено к изданию «Методическое пособие для подготовки руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области зашиты населения и территорий от ЧС»;
разработан и подготовлен к изданию энциклопедический словарь «Гражданская зашита», в котором впервые систематизированы современные знания в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
разработан, согласован и одобрен на заседании совместной коллегии МЧС России и Республики Беларусь проект «Основ законодательства Союзного государства в области предупреждения и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф»;
подготовлен и принят Международным комитетом «Национальный доклад Российской Федерации по реализации международной стратегии уменьшения опасности бедствий»;
разработан и согласован проект «Федерального плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС»;
разработаны и согласованы проекты «Положения о защите населения в зонах возможных ЧС радиационного характера» и «Положения о нормах накопления средств индивидуальной защиты»;
создана «Методика оценки социально-экономической эффективности мероприятий по защите населения от ЧС»;
обобщены данные о причинах и последствиях наиболее крупных катастроф и стихийных бедствий, произошедших в России и мире в 2004 году.
По проблемам совершенствования гражданской обороны в 2004 году выполнено 5 НИР, в рамках которых получены следующие основные результаты: разработана и согласована «Концепция совершенствования гражданской обороны, обоснованы тенденции и направления ее развития»;
впервые подготовлен и согласован проект «Основ организации и ведения гражданской обороны в Российской Федерации»;
разработана «Система исходных данных для планирования мероприятий гражданской обороны в мирное и военное время, с учетом террористических
угроз»;
обоснована рациональная численность и состав группировки войск гражданской обороны и частей государственной противопожарной службы на военное время;
разработан и согласован проект «Федеральной государственной программы оперативного оборудования территорий Российской Федерации в целях обороны на период до 2025 года», в части касающейся МЧС России;
разработана и согласована «Концепция защиты населения от природных и техногенных ЧС, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий».
В ходе выполнения в 2004 году 4-х НИР по проблемам анализа и управления риском получены следующие основные результаты:
разработана «Система показателей и критериев оценки и прогноза стратегических рисков современной России, методов и моделей их анализа; предложена система научного мониторинга рисков катастроф и кризисов для оценки уровня национальной безопасности и устойчивого развития страны»;
разработаны методы и модели оптимизации национальной системы возмещения ущербов от катастроф и стихийных бедствий;
разработан и согласован проект «Концепции федеральной целевой программы «Снижение рисков ... до 2010 года»;
разработана и подготовлена к изданию монография «Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».
В 2004 году Центром выполнено 2 работы по социально-прикладным исследованиям. Получены следующие основные результаты:
разработаны организационно-технологическая модель проведения социологических исследований в системе МЧС России и соответствующее Положение (Приказ МЧС России от 10.06.2004 г. № 271);
проведен социологический опрос среди ученых и специалистов по приоритетным направлениям совершенствования гражданской обороны в современных условиях;
проведен социологический опрос и сделан научный анализ состояния социально-экономического положения военнослужащих МЧС России и членов их
семей;
выявлены основные социальные факторы, влияющие на процесс реализации кадровой политики МЧС России.
3. Научно-практическая работа Центра в 2004 году Одной из задач Центра является организация проведения научно-практической работы в системе МЧС России. В 2004 году всеми региональными центрами и главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации были выполнены научно-практические работы по 25 темам. Впервые в прошлом году к выполнению научно-практических работ были привлечены органы управления по делам ГОЧС муниципальных образований и хозяйствующих субъектов.
В частности, в процессе выполнения научно-практических работ были получены следующие результаты:
проведен анализ состояния и использования местных систем оповещения населения в ЧС и подготовлены предложения по их совершенствованию;
разработаны предложения по созданию типовых пожарно-спасательных подразделений на муниципальном, территориальном и региональном уровнях;
разработаны предложения по совершенствованию организационно-штатной структуры территориальных органов МЧС России;
научно обоснована единая «вертикаль» ЕДДС в системе МЧС России, разработаны предложения по созданию образцовых ЕДДС на базе единого телефона «01» на муниципальном, территориальном и региональном уровнях;
проанализировано состояние и разработаны предложения по совершенствованию системы медицинской защиты населения, проживающего в районах размещения химически опасных объектов;
проанализированы особенности планирования и применения авиации МЧС России и других органов государственной власти в целях предупреждения и ликвидации ЧС;
обобщена практика и подготовлены предложения по совершенствованию системы подготовки неработающего населения по вопросам гражданской обороны и защиты от ЧС;
разработаны основные направления совершенствования технологий аварийно-спасательных и других неотложных работ, выполняемых пожарноспасательными подразделениями МЧС России;
проанализирован опыт предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти на территориях республик Татарстан, Башкортостан и Коми, Калининградской и Тюменской областей;
обобщен опыт проводимых мероприятий по предупреждению и разрушению заторов льда на реках Сибирского и Дальневосточного регионов;
проведен анализ действий спасателей в реальной обстановке при ликвидации ЧС, разработаны предложения по совершенствованию профессионализма спасателей и пожарных;
проанализировано состояние социально-экономического обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
' 627
разработаны предложения по совершенствованию организации обеспечения водой населения городов и объектов первоочередного жизнеобеспечения в ЧС;
проведена комплексная оценка функционального состояния специалистов ГПС с учетом профессиональной нагрузки и стажа работы;
исследована организация сисгемы технического обслуживания и ремонта образцов вооружений, военной и специальной техники МЧС России;
исследовано состояние и разработаны предложения по совершенствованию системы ликвидации последствий ДТП;
проанализирована научно-исследовательская деятельность испытательных пожарных лабораторий и разработаны предложения по ее совершенствованию.
В целом «План научно-практической работы МЧС России на 2004 год» выполнен. В лучшую сторону по качеству выполненных научно-практических работ выделяются Центральный, Сибирский и Дальневосточный региональные центры; главные управления МЧС России по республикам Татарстан и Марий-Эл, Приморскому и Хабаровскому краям. Астраханской, Вологодской, Волгоградской, Новосибирской, Ростовской и Смоленской областям. В худшую сторону отмечаются главные управления МЧС России по республикам Ингушетия и Карачаево-Черкессия, Ставропольскому краю. Калининградской, Курганской и Томской областям.
4. Редакционно-издательская деятельность Центра в 2004 году В 2004 году Центром подготовлено к изданию 20 и издано 17 монографий, учебников, сборников и журналов (схема 4).
(иш 4
шипим—мжиывт цаиц
В 2004 году Центром подготовлено ■ изданию ТО и »ад***о 17 монографий, учебников, сборимо* и журналов
| . сбор**«, смяв«*., шуриелм ИМ МИ *••» **
2 - шттуегигиш рвсвмвчМчии.-----------------------------------------------
хмформацмоикыа своримн Количмстю пмим и рушопкее*
У . мои« грвфіві »оуотоспвимьи
6ПТр»МВИМ>|1|| Цемтрв.
4 - ГМбн*» посовн» УВМН.ЧВЛОЄ*. м послам
талій * и р»в
Монография «Стратегические риски России: оценка и прогноз» находится в издательстве. Энциклопедический словарь «Гражданская зашита» и монография «Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» не изданы по причине отсутствия финансирования в 2004 году.
Количество изданий, рукописи которых подготовлены сотрудниками Центра, увеличилось за последние годы в 1,5 раза.
В 2004 году Центр совместно с Российским научным обществом анализа риска приступил к подготовке и изданию общероссийского научного журнала «Проблемы анализа риска» (схема 5).
Піеио 5
Издание научного журнала «Проблемы анализа риска»
В 2004 году Центр совместно с Российским научным обществом анализе риска приступил к подготовив и изданию общероссийского научною журнала «Проблемы анализа риска»
1 ■- * * ■ ; [ZT:. .„..4.. 7;Г( На странице? журивші f*1?? n- '' *.
пуфгжжуютгя ciaitiM фу>^и*«итльйого и прикладного характер*, кая
прваило и*«д»ісциіиіинарн*в м
мио/оплано«ы« лоса«а«вимые ЛроФ#*ЄМА«І Аиалим * уп^вВГвН^Ч риском раї/кчногп
пс*л«і»гтіпівД4и*(лв т *»рлгг*о*
na »* , ;*» *м«ч.нлі * t i
b41fl^v М1Э1* n»»« . --Ir '■
в 2004 іиау изсЫ'«’ діиі сигналами** момсрл лурклпа «огорме получили высокую 0ue«wy ииіюво»! HavVWOH общественное'«
С ?00' годе пврнодкчмосгь - 4 номера в іод
Концепция научного журнала основывается на представлении всего спектра исследований риска. На страницах журнала публикуются статьи фундаментального и прикладного характера, как правило, междисциплинарные и многоплановые, посвященные проблемам анализа и управления риском различного происхождения и характера.
Журнал издается на русском и английском языках. В 2004 году издано два сигнальных номера журнала, которые получили высокую оценку мировой научной общественности. С' 2005 года периодичность - 4 номера н год.
5. Организационная и координационная деятельность Центра в 2004
году
В 2004 году Центр осуществлял активное сотрудничество с научными и образовательными организациями страны в рамках подписанных соглашений, в гом числе с:
Академией гражданской зашиты МЧС России;
Академией государственной противопожарной службы МЧС России;
Санкт-Петербургским институтом ГПС МЧС России;
Институтом развития МЧС России;
Уральским институтом ГПС МЧС России;
Северо-Восточным институтом МВД России;
Московским государственным университетом;
Российским государственным технологическим университетом (МАТИ им. К.Э. Циолковского) и др.
Ученые Центра принимают активное участие в подготовке научных кадров системы МЧС России. 10 докторов наук - сотрудников Центра работают в спе-
циализированных докторских советах, в том числе при АГЗ, ФГУ ВНИИ ГОЧС и РАГС при Президенте Российской Федерации по специальности «Безопасность в чрезвычайных ситуациях».
В настоящее время 3 офицера Центра проходят обучение в РАГС по специальности «Социология управления».
На правах совещательного органа управления в Центре функционирует Научный совет, в состав которого входят 30 членов, в том числе, 16 докторов и 12 кандидатов наук. В 2004 году проведено 8 заседаний совета, на которых с участием представителей заказывающих подразделений МЧС России рассмотрены наиболее значимые результаты научных исследований.
В 2004 году сотрудники Центра продолжали педагогическую деятельность по подготовке инженеров по специальности «Безопасность жизнедеятельности» на базовой кафедре МЧС России «Природная и техногенная безопасность и управление риском» в МАТИ - РГТУ им. К.Э. Циолковского. В настоящее время на кафедре проходят обучение более 100 студентов, в том числе, на вечернем отделении 15 военнослужащих войск гражданской обороны. В прошлом году сотрудниками Центра подготовлено 8 курсов лекций по специальным дисциплинам, 11 студентов принимают активное участие в научных исследованиях в интересах МЧС России.
Центр проводит большую работу с Общероссийской общественной организацией «Российское научное общество анализа риска». Сегодня в составе общества плодотворно работают более 2000 ученых и специалистов в области анализа и управления риском из 58 субъектов Российской Федерации. В конце 2004 года Российское научное общество анализа риска вошло в состав «Международного общества анализа риска» на правах национального отделения.
Сотрудниками Центра по решению Президиума общества разработаны комплекс методик и система показателей (индикаторов) для комплексной оценки безопасности территорий, на основании которых в 2004 году осуществлена комплексная оценка безопасности Ульяновской и Кемеровской областей. В настоящее время аналогичная работа проводится региональными отделениями общества в 8 субъектах Российской Федерации.
6. Основные задачи Центра на 2005 год н перспективу
Приказом МЧС России от 10.12.2004 г. № 504 утвержден новый «Устав Центра стратегических исследований гражданской защиты МЧС России», в котором на Центр возложены дополнительные задачи. В частности:
исследование проблем пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
организация и проведение социологических и социально-прикладных исследований в системе МЧС России;
ведение совместной деятельности с ведущими научными и образовательными учреждениями;
подготовка аналитических докладов по проблемам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах и при террористических актах;
решение оперативно-аналитических задач в сфере гражданской защиты.
С учетом дополнительных задач, возложенных на Центр, с 01.02.2005 г. введен в действие штат № 51/928 ЦСИ ГЗ, согласно которому Центр состоит из 5 научных направлений:
стратегических проблем развития гражданской обороны; стратегических проблем развития РСЧС; проблем анализа и управления риском; социологических и исторических исследований; оперативно-аналитических исследований.
Основными задачами Центра на 2005 год в области исследования проблем гражданской обороны являются:
обоснование основных направлений развития сил гражданской обороны на период до 2015 года;
оптимизация и унификация организационно-штатных структур войск гражданской обороны и воинских частей ГПС на военное время;
разработка методологических подходов к повышению эффективности мероприятий гражданской обороны и защиты населения;
разработка проектов «Концепции зашиты населения» и «Нормативов по размещению и строительству защитных сооружений гражданской обороны»;
оперативно-стратегические исследования в целях оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны на период до 2025 года;
разработка интерактивной системы поддержки принятия решений при ликвидации ЧС радиоактивного, химического и бактериологического характера;
разработка технологий совершенствования профессиональной подготовки кадров МЧС России по вопросам гражданской обороны;
разработка типовых проектов быстровозводимых убежиш для укрытия населения.
По проблемам развития РСЧС и МЧС России Центром планируется выполнить в 2005 году следующие работы:
систематизация знаний по истории катастроф, теории и практики гражданской защиты на территории России;
инновационные и маркетинговые исследования с целью создания конкурентоспособных разработок в интересах МЧС России;
разработка проектов «Стратегии международного сотрудничества МЧС России» и федерального закона «О международной гуманитарной деятельности»;
развитие автоматизированной информационной системы оперативного персонального поиска и спасения людей с использованием ресурсов КОСПАС-САРСАТ;
совершенствование методологии и системы показателей оценки и прогноза результативности и эффективности функционирования сисгемы МЧС России.
По проблемам анализа и управления риском ЧС в 2005 шду Центр приступил к проведению следующих исследований:
участие в разработке проекта ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в РФ на период до 2010 года»;
разработка методов прогноза кризисных ситуаций в стране и предложений по их предупреждению;
разработка комплекса программных средств имитационного исследования и прогнозирования кризисов и катастроф в Российской Федерации;
разработка проекта концепции государственного управления на основе оценки и прогноза значений показателей стратегических рисков;
развитие методов моделирования и оптимизации национальной системы возмещения ущерба от ЧС с использованием внебюджетных механизмов и новых продуктов финансового рынка.
В текущем году Центр выполняет комплекс работ по социологическим и историческим исследованиям, в том числе:
социологическая оценка состояния морально-психологического обеспечения деятельности МЧС России на основе опроса всех категорий сотрудников министерства;
социологическая оценка эффективности и результативности функционирования МЧС России по результатам опроса различных категорий населения страны;
мониторинг социально-экономического и правового положения военнослужащих войск гражданской обороны и членов их семей;
социологический анализ международного и отечественного опыта формирования и развития кадровых ресурсов в органах государственной власти; выявление социальных факторов развития кадрового потенциала МЧС России;
разработка инструментария и программы социологического мониторинга кадровых ресурсов системы МЧС России;
мониторинг социальных причин коррупционных правонарушений и их отдельных видов в системе МЧС России;
подготовка рукописей юбилейных изданий, посвященных 15-летию МЧС России;
разработка и издание научно-исторического сборника, посвященного 10-летию ЦСИ ГЗ МЧС России.
По заданиям Департамента гражданской защиты в 2005 году Центром запланированы мероприятия по оперативно-аналитическим исследованиям, в том числе:
подготовка аналитических докладов по проблемам гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
внедрение современных методов, технических средств и технологий для подготовки учащихся и студентов средних и высших учебных заведений по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»;
научно-методическое сопровождение работ по созданию «Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения о ЧС мирного и военного характера»;
участие в комплексных проверках готовности территориальных органов МЧС России к выполнению задач по предназначению:
участие в подготовке и проведении проверки научных и образовательных организаций МЧС России.
В области редакционно-издательской деятельности на 2005 год Центром планируется подготовка к изданию более 20 рукописей. Издание некоторых из них будет приурочено к 15-летию нашего Министерства.
В соответствии с «Планом основных мероприятий МЧС России на 2005 год» на Центр возложена подготовка и проведение двух конференций:
X Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы регулирования природной и техногенной безопасности в XXI веке» (19-21 апреля 2005 года);
научно-практической конференции «Проблемы совершенствования гражданской зашиты в Российской Федерации - стратегия, теория, практика», посвященной 10-летию ЦСИ ГЗ МЧС России (4 октября 2005 года).
Распоряжением МЧС России от 15.02.2005 г. № 29 утвержден «План подготовки и обеспечения работы международной конференции». Все мероприятия плана выполнены в полном объеме.
7. Некоторые проблемные вопросы
При планировании научной деятельности необходимо уделять больше внимания работам, носящим концептуальный, стратегический характер, которые должны проводиться в рамках комплексных НИР (например, по ЕТТ1 НИОКР МЧС России на 2005 год по разделу «Фундаментальные и прикладные исследования ...» (3-й раздел плана) предусмотрено выполнение 84 НИР с общим объемом финансирования около 18 млн. руб., т.е. около 200 тыс. руб. на работу);
Не урегулирован вопрос участия научных и образовательных учреждений системы МЧС России по работам ЕТП НИОКР МЧС России, исполнитель которых определяется на конкурсной основе (по смете, по договорам, в качестве соисполнителя);
Необходимо урегулировать практику финансирования мероприятий МЧС России, не проводимых Центром непосредственно, через его смету расходов, так как это обуславливает большую внеплановую загрузку сотрудников Центра работами, несвязанными с проведением научных исследований;
В связи с увеличением количества сотрудников Центра в 2 раза, объемов бухгалтерского учета - более чем в 3 раза, а также в связи с переходом на новую систему бухгалтерского учета бюджетных организаций, необходимо введение в штат Центра дополнительных должностей бухгалтера и экономиста;
Необходимо выделение дополнительных площадей для размещения сотрудников Центра (по нормативам - не менее 12 кв. м, реапьно- менее 5 кв. м) и для оборудования отдельного помещения для научно-технической библиотеки;
Необходимо решить вопрос об источниках финансирования социологических исследований в системе МЧС России.
Решение данных вопросов значительно повысит эффективность функционирования Центра и заинтересованность его сотрудников в конечных результатах труда.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ СОВЕЩАНИЯ
ЮЛ. Воробьев, первый заместитель Министра
Первое. Относительно проблемных вопросов, поставленных В.А. Акимовым в своем докладе. Я согласен с докладчиком, что при планировании НИОКР нам необходимо уйти от мелкотемья, а имеющиеся ресурсы сосредоточить на комплексных НИР, результаты которых будут способствовать научно обоснованному стратегическому развитию системы МЧС России.
Научные и образовательные учреждения нашей системы должны более активно участвовать в конкурсах работ, выполняемых по ЕТП НИОКР МЧС России, а задача конкурсных комиссий - объективно определить самого достойного исполнителя.
Одной из важных задач Центра является организация и проведение социологических исследований как внутри нашей системы, так и за ее пределами. Я имею в виду, прежде всего, проведение социологических опросов среди населения об их оценке нашей работы, ведь главная задача нашего Министерства -спасение и оказание помощи пострадавшему населению независимо от национальности и вероисповедания. Ежегодное проведение социологических исследований - это один из основных инструментов получения обратной связи, как от наших специалистов, так и от общественности о результативности деятельности министерства, это механизм повышения эффективности нашей работы.
Что касается других вопросов, поставленных докладчиком, то они не являются проблемными и должны решаться в рабочем порядке.
Второе. В настоящее время куратором Центра является Департамент гражданской защиты, который должен стать системообразующим департаментом, осуществляющим общую координацию деятельности всех структур министерства. При этом Центр должен стать мозговым, а не оперативным штабом по научному обоснованию государственной политики во всех сферах деятельности МЧС России. Нельзя Центр нагружать текущей, оперативной работой. Его задача - научное прогнозирование и стратегическое планирование всей нашей деятельности. Поэтому в управлении деятельностью Центра должна возрасти роль коллегиальных органов министерства - коллегии и военного совета. Основные результаты научных исследований, осуществленных Центром, должны обсуждаться: по проблемам развития МЧС России и РСЧС - на заседаниях Коллегии МЧС России; по проблемам совершенствования гражданской обороны - на заседаниях Военного совета войск гражданской обороны.
Третье. Учредителем Центра является МЧС России, поэтому большая часть исследований должна осуществляться в интересах нашего ведомства, как по смете, так и на договорной основе. Но руководство Центра должно уделять достаточно внимания ч социальной защищенности своих сотрудников и разви-
635
гию материально-технической базы Центра. Поэтому Центр должен участвовать в исследованиях на договорной основе и с другими организациями, в том числе и с международными, по проблемам природной и техногенной безопасности.
Четвертое. Нам необходимо совершенствовать редакционно-издательскую деятельность МЧС России. Процесс разработки Плана редакционно-издательской деятельности должен быть более открытым и рассматриваться на заседаниях Научного совета и Коллегии МЧС России, а подготовленные рукописи - на заседаниях Редакционно-издательской комиссии. Все наиболее значимые труды должны обязательно проходить процедуру рецензирования независимыми экспертами. Только после этого рукописи могут быть изданы под эгидой МЧС России.
Сотрудники Центра принимают активное участие в издательской деятельности. В некоторых монографиях и учебных пособиях излагаются спорные позиции, иногда не соответствующие нашему видению развития системы, а отражающие точку зрения только ученых Центра Такие труды не должны издаваться под эгидой МЧС России.
Пятое. Центр организует и осуществляет научно-практическую деятельность МЧС России. Это важная работа, направленная на обобщение и анализ опыта деятельности всех структур нашего министерства. Это один из основных механизмов привлечения территориальных органов МЧС России к научной деятельности. Но эта работа не должна быть тотальной. Каждый региональный центр, главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации должны ежегодно выполнять не более 1-2 НПР. Но эти работы должны быть посвящены наиболее значимым результатам, достигнутым тем или иным территориальным органом за исследуемый период.
Заказчиками НПР являются департаменты и управления центрального аппарата, научные и образовательные учреждения МЧС России, которые ежегодно должны формулировать задания нашим территориальным органам только по приоритетным направлениям нашей деятельности. Задача Центра - не только сформировать оптимальный план и добиться его выполнения, но и подготовить и довести до руководителей всех уровней ежегодный аналитический отчет по результатам его реализации. Наверное, было бы целесообразным основные научно- практические результаты ежегодно рассматривать на заседаниях Научного совета и Коллегии МЧС России.
Шестое. Я не раз слышу мнение, что сотрудники Центра слишком увлечены исследованиями в области анализа и управления риском. Категорически не согласен с такой оценкой. Это важная работа, а не увлечение ученых. Количественная оценка и прогноз риска чрезвычайных ситуаций - это та научная основа, которая позволяет нам адекватно реагировать на современные угрозы и вызовы и планировать превентивные мероприятия. Анализ риска кризисных
636
явлений - один из основных этапов стратегического планирования безопасного развития регионов и страны в целом.
Седьмое. Центр, как единственная научная организация нашего Министерства, выполняющая стратегические исследования, должен взять на себя роль научного координатора исследований, проводимых всеми другими научными и образовательными учреждениями МЧС России. Стратегии, концепции, основы государственной политики, законопроекты и т.п., разработанные Центром, должны доводится до методик, рекомендаций, конкретных технических решений другими организациями научно-технического комплекса МЧС России.
Восьмое. Я поддерживаю преподавательскую деятельность, осуществляемую сотрудниками Центра. Если ученый публично не выступает с лекциями -это не ученый, это случайный человек в науке. Новые знания, полученные в ходе исследований, должны доводиться до общественности, в том числе и до студентов, курсантов и слушателей. То. что вы готовите молодые кадры, заслуживает поощрения и поддержки. Ученым Центра надо активнее участвовать не только в национальных конференциях, но и международных симпозиумах, обмениваться научным и практическим опытом с международными специалистами.
Девятое. В декабре этого года мы отмечаем 15-ю годовщину создания нашего министерства. К этому событию мы должны реализовать целый комплекс мероприятий, в том числе и в научно-практической сфере. Из доклада В.А, Акимова мы услышали, что Центр планирует к этому юбилею подготовить и издать ряд трудов, в том числе, Энциклопедический словарь, 1-Й том Энциклопедии «Гражданская защита», научный труд «Основы организации и ведения гражданской обороны в современных условиях» и т.п.
Нам всем вместе также необходимо разработать юбилейное издание «Чрезвычайная служба России: 1990-2005 гг.», в котором изложить не только историю создания и развития нашей системы, но и показать достижения в различных сферах нашей деятельности: законотворческой, управленческой, надзорно-контрольной, социальной, научно-технической, образовательной, международной, организационной и т.д. Это должен быть коллективный труд. За последние 15 лет в деле обеспечения безопасности жизнедеятельности населения сделан огромный прорыв. Эти результаты достигнуты благодаря самоотверженному труду государственных служащих, военнослужащих, спасателей, пожарных, ученых, врачей, авиаторов - всех сотрудников нашей системы. По многим направлениям достигнуты уникальные результаты. В этом труде должен быть обобщен наш многолетний опыт и показаны стратегические направления совершенствования гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Это будет коллективный труд, но обоб-
шение материалов должен осуществить Центр, в котором сегодня трудятся ветераны, которые стояли у истоков создания МЧС России.
В заключение хочу сказать следующее. Мы сегодня провели очень важное мероприятие не только для сотрудников Центра, но и для руководящего состава МЧС России, руководителей научных и образовательных организаций. Рассмотрели не только итоги деятельности и основные задачи Центра, но и обсудили важные проблемы нашего развития.
По своему кадровому потенциалу Центр способен качественно решать поставленные перед ним задачи, и мы надеемся, что этот потенциал будет реализован.
ПРОТОКОЛ
совещания у первого заместителя Министра ЮЛ. Воробьева по вопросу: «Об итогах деятельности Центра стратегических исследований гражданской зашиты МЧС России в 2004 году н задачах на 2005 год»
17 марта 2005 г.№22-ЮВ
Присутствовали: В.А. Акимов, Ю.В. Бражников, А.И. Волосов,
В.В. Епишкин, А.И. Запорожец, A.B. Командиров, Н.П. Копылов, С.Г. Минга-леев, В.А. Пучков, М.И. Фалеев, С.А. Шляков. члены научного совета Центра стратегических исследований гражданской зашиты МЧС России - 20 чел.
На совещании приняты решения:
1. Принять к сведению информацию начальника Центра стратегических исследований гражданской защиты о проделанной работе в 2004 году.
2. Начальнику Центра стратегических исследований гражданской защиты в
2005 году основное внимание сосредоточить на:
стратегических проблемах в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечении пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
научном исследовании современных методов противоборства сторон и выработке основных направлений формирования нового облика гражданской обороны Российской Федерации;
разработке новых методических подходов к повышению эффективности мероприятий по защите населения и ведению спасательных и других неотложных работ, обоснованию рациональной структуры сил гражданской обороны;
научном обосновании основных направлений формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения;
научно-методическом сопровождении работ по созданию и развитию комплексной системы информирования населения о кризисных ситуациях;
научно-методическом сопровождении деятельности по созданию и развитию нештатных аварийно-спасательных формирований;
проведении исследований, направленных на оценку риска, мониторинг и обоснование предложений по использованию методологии оценки риска в интересах стратегического планирования развития РСЧС;
создании методов прогноза кризисных ситуаций в стране, оптимизации национальной системы возмещения ущербов от чрезвычайных ситуаций;
систематизации знаний об истории катастроф, теории и практики гражданской защиты в Российской Федерации;
проведении мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих войск гражданской обороны и членов их семей;
исследовании социального механизма реализации кадровой политики МЧС России и мониторинге социальных причин коррупционных правонарушений в системе МЧС России;
подготовке аналитических докладов по проблемам гражданской обороны, зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах;
научно-аналитическом сопровождении комплексных проверок территориальных органов МЧС России, проводимых Департаментом гражданской защиты.
3. Начальнику Центра стратегических исследований гражданской защиты: подготовить в месячный срок проект приказа МЧС России «Об утверждении Руководства по организации и ведению научно-практической работы в системе Министерства»;
ежегодно готовить предложения по рассмотрению итоговых результатов научных исследований по проблемам гражданской обороны на заседаниях Военного совета войск гражданской обороны, а по проблемам развития РСЧС и МЧС России - на заседаниях коллегии Министерства.
4. Директору Департамента гражданской защиты совместно с директором Департамента предупреждения чрезвычайных ситуаций обеспечить выполнение комплексных научно-исследовательских работ по актуальным проблемам развития системы МЧС России.
5. Директору Департамента предупреждения чрезвычайных ситуаций принять меры по систематическому обсуждению результатов основных НИР специалистами центрального аппарата и подразделений МЧС России.