фа можно при сочетании данного вида взыскания
с возбуждением ходатайств перед соответствующими органами о лишении субъекта проступка премиальных выплат. Например, законодательством установлено, что за несоблюдение природоохранительных норм виновные в том должностные лица по представлению органов, осуществляющих контроль за использованием природных ресурсов, лишаются премий (полностью или частично) независимо от привлечения их к дисциплинарной или административной ответственности [31.
Основаниями к пересмотру дела об административном правонарушении являются жалоба лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, на несоразмерность наложенного взыскания или необоснованность привлечения к ответственности или невиновность в совершении проступка, либо протест прокурора, если нарушен закон. Порядок подачи жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении, их рассмотрение, обстоятельства, подлежащие проверке, решение принимаемое по жалобе (протесту), регламентируются ст. 266—273, 275—276 Кодекса.
Производство по делу об административном правонарушении завершается исполнением административного взыскания: постановление о наложении административного взыскания в виде предупреждения приводится в исполнение путем объявления постановления после окончания рассмотрения дела (ст. 284 Кодекса), а штраф уплачивается нарушителем (ст. 285 Кодекса). В случае неуплаты нарушителем штрафа добровольно в течение 15 дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа данное взыскание приводится в исполнение принудительно. Особенности принудительного исполнения постановления о наложении штрафа установлены ст. 286 Кодекса. При злостном уклонении нарушителя от уплаты штрафа необходимо обращаться к про-курору, так как в соответствии с Законом СССР «О прокуратуре СССР» на него возложен надзор за исполнением наказаний. Не следует забывать, что взыскание штрафа ограничено сроком давности — 3 мес со дня вынесения постановления о
наложении взыскания, по истечении которого оно не подлежит исполнению (ст. 282 Кодекса).
Наши предложения по совершенствованию законодательства об административной огветствеи-ности за нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемических правил и норм заключаются в следующем.
1. Объект полномочий по наложению штрафов, органов, осуществляющих государственный санитарный надзор в районах, ограничен суммой до 10 руб., которая была установлена еще в начале 60-х годов. С тех пор среднемесячная заработная плата возросла с 80,6 до 193 руб. в 1983 г. Очевидно, что в настоящее время штраф в таком размере как угрозой применения, так и реальным применением вряд ли может оказать заметное влияние на поведение должностных лиц, общую и частичную превенцию соответствующих правонарушений. Поэтому желательно перераспределить полномочия по наложению штрафов в систеи ме органов, осуществляющих государственный санитарный надзор: главным государственным санитарным врачам округов, городов, имеющих районное деление, городов, не имеющих районного деления, и районов предоставить право нф* лагать штраф до 30 руб., а главным государственным санитарным врачам автономных республик, краев и областей — до 50 руб.
2. В целях укрепления санитарно-гигиенической и санитарно-эпидемиологической дисциплины целесообразно обсудить также вопрос о распространении в законодательном порядке административной ответственности на недолжностных лиц, занятых на объектах пищевой промышленности, общественного питания и торговли продовольственными товарами.
Литература
1. Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1984, № 27, с. 909.
2. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14—15 июня 1983 с. М., 1983, с. 38.
3. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 декабря 1978, № 984 «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов».— Свод постановлений СССГ^ 1979, № 2, с. 6. 0
Поступила 02.10-84
УДК 613:378.641
Н. И. Омельянец, Р. Д. Габович, И. И. Никберг, В. А. Карева
МАТЕРИАЛЫ К ОБОСНОВАНИЮ ОПТИМИЗАЦИИ ДОМАШНЕЙ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МЕДИНСТИТУТА ПО ГИГИЕНЕ
Киевский медицинский институт
Изыскание оптимальных по объему и содержанию вариантов заданий для внеаудиторной самоподготовки студентов к практическим занятиям является одной из актуальных задач совершенст-
вования учебного процесса. Особенно сложна эта задача в преподавании основной профилактической дисциплины медицинского вуза — общей гигиены, в связи с тем что в современных услови-
Ф
ях наблюдаются два параллельных процесса: увеличение объема и качественное усложнение подлежащей усвоению информации и сокращение количества учебных часов, отведенных на изучение дисциплины. Все это обусловливает актуальность научной организации учебного процесса в высшей медицинской школе и необходимость изучения и оптимизации всех звеньев этого процесса, одним из наиболее важных и малоизученных элементов которого в медицинском институте является домашняя самоподготовка студентов.
На протяжении ряда лет нами проводилось научное изучение бюджета времени студентов лечебного факультета в связи с выполнением ими разных объемов заданий для самоподготовки к практическим занятиям по гигиене.
В течение учебного года в 43 академических группах были проведены экспериментальные занятия по 12 темам. В эксперименте участвовало 460 студентов (210 женщин и 250 мужчин). Все наблюдаемые были разделены на 3 группы в зависимости от успеваемости: 1-я группа — занимающиеся на «отлично» (средний балл 4,6 и выше), 2-я — занимающиеся на «хорошо» (средний ^алл 3,8 и выше), 3-я — занимающиеся удовлетворительно (средний балл 3,7 и ниже). Студентам предлагали два варианта домашних заданий: в первом задание ограничивалось указанием темы, ссылкой на литературу и перечнем узловых вопросов темы, во втором студенты дополнительно знакомились с краткой методической запиской, планом и содержанием практического занятия; кроме того, они должны были дать краткие письменные ответы на узловые вопросы темы и решить 2—3 ситуационные задачи. Все участники эксперимента заполняли персональную анкету, в которой отражали данные о возрасте, успеваемости, режиме питания и отдыха, состоянии здоровья и другие общие сведения, а также карту учета бюджета времени, в которой они фиксировали время, затраченное на различные элементы режима дня и подготовку разных вариантов домашних заданий по гигиене. Контроль эффективности усвоения учебного материала по каждому занятию проводился путем оценки ответов на заранее составленные вопросы в начале занятия (исходный уровень знаний), устного и программированного письменного опроса, оценки решения усложненной ситуационной задачи и проверки протокола в конце занятия (конечный уровень усвоения). Все оценки заносились преподавателем в контрольный лист.
При безмашинном программированном контроле каждому студенту индивидуально предлагалось 10 вопросов с 5 вариантами правильных и неправильных ответов (всего 50 вариантов ответов). Проверка правильности ответов осуществлялась преподавателем непосредственно в ходе занятия с помощью перфокарты, которая накладывалась на специальный бланк ответов на контрольные вопросы.
Оценка эффективности усвоения включала 2 показателя: усвоение домашнего задания и усвоение темы в целом (домашнее задание и практическое занятие). Примененная методика двух-этапной оценки эффективности усвоения учебного материала вполне себя оправдала и позволила выявить четкую зависимость между степенью усвоения материала, объемом и содержанием домашнего задания и успеваемостью студентов. Для оценки «выживаемости» знаний через 2 мес после прохождения занятий по разделу «Гигиена питания» без предупреждения каждому студенту индивидуально было предложено 5 вопросов по содержанию этого раздела, на которые они должны были дать краткие письменные ответы.
Изучая недельный бюджет времени студентов, мы пользовались методом самофотографии суточного фонда времени с последующим анкетным опросом [1]. С целью контроля правильности заполнения карт среди студентов в общежитии был проведен выборочный хронометраж времени, затрачиваемого ими на выполнение заданий по самоподготовке. Для анализа бюджета времени студентов мы использовали классификацию П. А. Назарова [2], строго разграничивающую учебное время студента (лекции, практические занятия, семинары и самоподготовка), вне-учебное время (сон, прием пищи и ее приготовление, домашняя работа) и свободное время (чтение художественной литературы, просмотр телевизионных передач, посещение театров, музеев, выставок, кино и т. д.).
Применяя в эксперименте различные варианты заданий для самоподготовки, мы исходили из того, что простое чтение учебника не дает желаемых результатов, так как при этом студент не в состоянии контролировать себя, свои знания, а также степень усвоения и правильность понимания вопроса. Результаты эксперимента подтвердили этот вывод. Как видно из табл. 1, все студенты независимо от успеваемости лучше усваивали заданный материал, если в процессе самоподготовки они давали краткие письменные ответы на узловые вопросы темы и решали ситуаци-
Таблица 1
Исходны! уровень знаний студентов в зависимости от типа домашних заданий
Группа по успеваемости Число студентов Средний балл оценок Число студентов Средний балл оценок Р
1-П вариант 2-1) париапт
* ±т X ± т
1-Я 2-я 3-я 77 82 71 3,74 3,12 2,34 0,07 0,1 0,08 75 80 75 4.12 3,66 2,83 0,09 0,08 0,05 <0,01 <0,01 <0.01
В вето . . 230 3,07 0,08 230 3,53 0,07 <0,01
2*
- 35 —
Таблица 2
«Выживаемость* знаний студентов по разделу «Гигиена питания»
Группа по успеваемости Число студентов Средний балл оценок Число студентов Средний балл оценок Р
1 -й вариант 2-й вариант
X ±т X ±т
1-Я 2-я 3-я 31 58 21 3,36 3,00 2,18 0,11 0,10 0,11 33 53 24 3,89 3,43 2,48 0,12 0,09 0,05 <0.01 <0,01 <0,01
Всего . . 110 2,85 0,08 110 3,27 0,06 <0,01
онные задачи. У студентов, выполнявших второй вариант домашнего задания, средний балл оценок был значительно выше, чем у студентов, выполнявших более простой вариант домашнего задания.
Анализируя результаты, полученные при изучении «выживаемости» знаний, мы наблюдали, что средний балл оценок контрольных работ был выше у студентов, выполнявших второй вариант домашних заданий по теме «Гигиена питания» (табл. 2).
Следует обратить внимание на существенное расхождение результатов, полученных при программированном и традиционном устном контроле знаний студентов. В среднем оценки при устном контроле были выше, чем при программировании. Особенно отчетливым это различие было у отличников. Очевидно, это объясняется тем, что использованный вариант программированного контроля позволял проверить лишь формальные знания студентов, а в ходе устного опроса в большей мере проявляется уровень общей подготовки и логичность мышления.
Хронометраж времени, затрачиваемого студен-
Таблица 3
Недельный бюджет времени студентов (средние данные в %)
Виды затрат времени Мужчины Женщины В среднем
Необходимое время:
учебное время (лекции, прак-
тические занятия, самоподго-
товка) 40,5 39,7 40,1
внеучебное время (утренняя
гимнастика, хозяйственные и
бытовые дела, сон) 38,6 39,1 38,8
Свободное время:
участие в художественной са-
модеятельности, работа вСНО,
чтение художественной и по-
литической литературы, посе-
щение музеев, театров и др. 20,9 21,2 21,1
Всего (168 ч) ЮО 100 10в
тами на приготовление домашних заданий по гигиене, показал, что на выполнение первого вари^ анта задания затрачивалось в среднем 2 ч, второго варианта — 2 ч 48 мин. В общем бюджете времени затраты учебного времени, в том числе на самоподготовку, составляют 40,1 % (табл. 3). Средняя продолжительность пребывания на аудиторных занятиях составила 6,3±0,02 ч, продолжительность самоподготовки — в среднем 3,4± ±0,03 ч. Следует отметить, что затраты времени на выполнение домашних заданий представляются значительными: до 3 ч у 40%, от 3 до 5 ч у 48 %, более 5 ч у 12 % студентов, что свидетельствует о значительной перегрузке учащихся.
На основании полученных результатов и в целях оптимизации учебного процесса в период 1981 —1984 гг. кафедра общей гигиены перестроила организацию самоподготовки студентов. В настоящее время для самоподготовки к очередному занятию студенты получают комплект материалов, включающий наименование темы, перечень вопросов для теоретической подготовки, ситуационные задачи, структуру занятия, инструкции по выполнению заданий в процессе самоподготовки и на самом занятии. Все материалы, а^ также формулировку цели занятия, перечень практических навыков студенты должны записать в протокольную тетрадь. Домашние задания для студентов вывешиваются на специальном стенде, а также имеются в нескольких экземплярах у дежурного преподавателя.
Проведенные на кафедре мероприятия по оптимизации домашней самоподготовки студентов значительно повысили уровень усвоения учебного материала студентами. Объективно об этом свидетельствуют результаты курсовых экзаменов и аттестаций.
Выводы. 1. Эффективность усвоения учебного материала и его «выживаемость» находятся в закономерной зависимости от структуры и степени сложности домашнего задания.
2. Задание для самоподготовки студентов по общей гигиене, помимо вопросов теории, должно включать ряд заданий, требующих письменного решения. Письменные ответы на вопросы являются рациональным приемом повышения эффек^ тивности учебного процесса. Такая форма подго' товки учит студента работать над книгой, активно мыслить, логично и последовательно выражать свои мысли, повышает «выживаемость» знаний.
3. Изучение и научное обоснование оптимальных объемов и форм заданий для самоподготовки к практическим занятиям в медицинском институте являются актуальной задачей научно-методических исследований.
Литература
1. Кравченко С. Г. — Эконом, науки, 1978, № 1, с. 24—28.
2. Назаров П. Л. — Теор. и практ. физ. культуры, 1971,
№ 8, с. 53-58.
Поступила 05.07.84
— » —