Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИИ ОРГАНАМИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОИ СЛУЖБЫ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИИ ОРГАНАМИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОИ СЛУЖБЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИИ ОРГАНАМИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОИ СЛУЖБЫ»

ческой службой [1]. Данная методика позволяет ^в динамике оценивать эффективность и качество *"текущего санитарного надзора за объектами общественного питания, выражать степень санитарно-эпидемиологического риска и соблюдения требований санитарного законодательства в количественных показателях, своевременно выявлять наиболее узкие места в работе предприятий общественного питания и направленно проводить работу по предупреждению пищевых отравлений и острых кишечных заболеваний среди населения.

Для предупреждения возникновения пищевых отравлений важно знать и четко представлять значимость отдельных санитарно-эпидемиологических факторов риска в общественном питании. В общественном питании можно выделить до 19 комплексных факторов риска, условно объединяемых в 5 групп: транспортирование, прием и хранение пищевых продуктов — 10 баллов, кулинарная обработка — 20 баллов, реализация и хранение готовой пищи — 50 баллов, санитарное благоустройство и содержание предприятий — 10 баллов, соблюдение правил личной гигиены и

УДК 614.3/.4:34

санитарная грамотность персонала, его здоровье— 10 баллов fl]. При соблюдении всех санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпи-демических правил и норм, предъявляемых к предприятиям общественного питания, состояние на объекте оценивают в 100 баллов. В зависимости от суммы баллов объект может быть отнесен к одной из 3 групп санитарно-эпидемического риска. Отнесение предприятия общественного питания к группе высокого или умеренного санитарно-эпидемического риска служит сигналом усиления за ним санитарного надзора. Эта форма работы широко применяется в учреждениях санитарно-эпидемиологической службы, определяет кратность посещения объектов повышенного эпидемического риска.

Литература

1. Ванханен В. Д. и др. Санитарно-эпидемические факторы риска в общественном питании. (Информ. письмо). Донецк, 1976.

2. Скляр Р. К., Кабанова В. С.. Ковешников В. С. Организация общественного питания на промышленных предприятиях. Киев, 1981.

Поступила OI.Oti.8S

В. Г. Чмутов

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИИ ОРГАНАМИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Саратовский юридический институт

В борьбе с различными негативными явлениями, как отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, необходимы не только постоянные пропа! эндистские условия, но и меры правового порядка [2]. Последним, в частности административной ответственности, суть которой состоит в применении административных взысканий, принадлежит важная роль в обеспечении санитарно-гигиенической и санитарно-эпидемической дисциплины.

I Наложение административных взысканий — "то юрисдикционная правоохранительная деятельность, которая в работе органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, занимает немаловажное место. Поэтому руководящий состав и специалисты санитарно-эпидемиологической службы должны иметь определенную правовую подготовку, т.е. знать новое законодательство, регламентирующее производство по делам об административных правонарушениях. Таким законодательством являются Кодексы союзных республик об административных правонарушениях1 [1], принятые в соответ-

' В РСФСР Кодекс об административных правонарушениях принят 20Л/1 1984 г. В тексте ссылка делается на этот законодателькый акт.

ствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях.

Административно-юрисдикционная деятельность органов, осуществляющих государственный санитарный надзор, проходит 4 стадии: возбуждения дела об административном правонарушении, рассмотрения дела, пересмотре дела и исполнения административных взысканий.

Право на применение административного взыскания органом санэпидслужбы и обязанность субъекта его претерпеть возникают у сторон тогда, когда совершено административное правонарушение (проступок) и факт его наличия зафиксирован в протоколе об административном правонарушении. Поэтому дело об административном проступке может быть возбуждено лишь при наличии на то основания и повода.

Основанием для возбуждения дела является деяние (действие или бездействие) лица, запрещенное Особенной частью Кодекса об административных правонарушениях, т. е. совершение им административного проступка. Органы, осуществляющие государственный санитарный надзор, вправе возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 42 Ко-

декса (нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемических правил и норм), ст. 43 (нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемических правил на транспорте, за исключением железнодорожного), ст. 77—83 (нарушения санитарно-гигиенических правил и норм по охране атмосферного воздуха) и ст. 84 (невыполнение предписаний органов, осуществляющих государственный санитарный надзор, об устранении нарушений правил но охране атмосферного воздуха).

Поводом к возбуждению дела служат источники, являющиеся носителями информации о нарушении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемических правил: личные наблюдения работников санэпидслужбы при санитарном осмотре объектов, сообщения в печати или общественных санитарных инспекторов, жалобы и заявления граждан, докладные записки, телефонные звонки и т. п. Однако во всех случаях независимо от источника информации констатация факта совершения административного правонарушения, как требует ст. 234 Кодекса, должна обязательно фиксироваться в протоколе об административном правонарушении2, который содержит сущность обвинения, предъявляемого нарушителю, доказательства его виновности. На основании только этого документа главный государственный санитарный врач рассматривает и решает дело по существу. В связи с этим в протоколе должны фиксироваться сведения о личности нарушителя, место, время совершения и существо административного правонарушения, нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение, фамилии и адреса свидетелей, если они имеются, и другие сведения, необходимые для решения дела.

Прежде чем составить протокол об административном правонарушении, уполномоченное на то должностное лицо санэпидслужбы должно провести административное расследование, в процессе которого необходимо правильно квалифицировать деяние, а именно установить противоправный характер действия или бездействия (т. е. какие санитарно-гигиенические и саннтар-но-эпидемические правила и нормы нарушены), исключить уголовную ответственность, определить субъекта проступка (лицо, которое должно нести административную ответственность) и виновно ли это лицо в его совершении; наконец, дать оценку доказательствам с точки зрения их полноты, всесторонности и объективности.

Субъектами административной ответственности за правонарушения, подведомственные органам. осуществляющим государственный санитарный надзор, являются граждане СССР, иностран-

2 Исключение из общего правила: согласно ст. 237 Кодекса, при совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 43, протокол не составляется, если нарушитель не оспаривает налагаемое на него взыскание.

ные граждане и лица без гражданства, достигшие к моменту совершения административного^ проступка 16-летнего возраста (ст. 42, 43, 81 — 84), а также должностные лица (ст. 42, 43, 77— 80, 82—84). Последние совершают правонарушения в процессе несения государственной или общественной службы и наделены распорядительными полномочиями, т. е. в подчинении у них находится персонал, в отношении которого они имеют право давать обязательные к исполнению распоряжения, влекущие правовые последствия, по соблюдению санитарно-гигиенических, санитар-но-эпндемических правил и осуществлять контроль за их выполнением. Следовательно, незаконна практика привлечения к административной ответственности за несоблюдение санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемических правил и норм продавцов, старших продавцов, посудомой-щиц, поваров, дворников, приемщиков посуды, парикмахеров и т. п. Эта категория работников должностными лицами быть не могут, так как не обладают распорядительными полномочиями. Значит, субъектами административной ответственности по действующему законодательству они не являются. ^

Должностное лицо как таковое может нести административную ответственность только за несоблюдение тех санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемических правил, обеспечение выполнения которых входит в круг его служебных обязанностей. Из всей иерархии должностных лиц (например, директор завода, заместитель директора, главный инженер, начальник и мастер цеха) к административной ответственности следует привлекать тех, на которых в силу служебного положения (в соответствии с должностной инструкцией) или по специальному распоряжению (приказом по организации) непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение тех или иных правил, норм. Так, за сброс в реку неочищенных сточных вод с нарушением санитарно-гигиенических правил был оштрафован директор завода. Народный суд по его жалобе отметил штраф на том основании, что есть лица — главный инженер и инженер-строитель, — которые непосредственно отвечают за этот участок рабо-^ ты.

Формы выражения противоправного поведения (деяний) должностных лиц различны: это принятие решения, противоречащего санитарно-гигиеническим и санитарно-эпидемическим правилам (например, допуск к работе лиц, не прошедших медицинское обследование), либо отсутствие контроля за исполнением подчиненным персоналом этих правил, либо нераспорядительность, означающая неиспользование предоставленных ему возможностей для предотвращения нарушений соответствующих правил. Перечисленным проявлениям противоправного поведения должностных лиц присущи и определенные формы вины. Так, принятие незаконного решения означает, что дол-

^кностное лицо совершает административное правонарушение умышленно, т. е. желает либо соглашается совершить противоправное деяние. Остальные деяния совершаются по неосторожности (халатности). Ссылка нарушителя на незнание санитарно-гигиенических и санитарно-эпидеми-ческих норм как на причину совершения правонарушения не освобождает его от ответственности, так как в советском праве действует принцип презумпции знания закона.

Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения главным государственным санитарным врачом протокола об административном правонарушении и в присутствии, как правило, лица, привлекаемого к ответственности. Соответствующие дела могут рассматриваться и непосредственно в трудовых коллективах, по месту учебы или жительства нарушителя. Открытая процедура рассмотрения дел значительно повышает эффективность административных взысканий, прививает гражданам сознательность и дисциплину, оказывает общую и частую превенцию правонарушений.

** При рассмотрении дела выяснению, согласно ст. 259 Кодекса, подлежит следующее: было лн совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность; имеются ли основания для передачи материалов об административном правонарушении на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации, трудового коллектива, а также наличие других обстоятельств, имеющих значение для правильного решения дела.

Стадия рассмотрения дела завершается принятием одного из следующих решений: либо о наложении взыскания, либо о прекращении дела производством. Постановление о прекращении дела производством выносится письменно в следующих случаях: а) при отсутствии событий и состава административного правонарушения; ¿6) при невменяемости лица, совершившего противоправное деяние; в) в случае действий лица в состоянии крайней необходимости; г) при издании акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания; д) по истечении к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении 2 мес со дня совершения правонарушения; е) в случае смерти лица, в отношении которого было начато производство по делу; ж) при объявлении устного замечания в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения; з) при передаче материалов на рассмотрение товарищеского суда,общественной организации или трудового коллектива, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности нарушителя к нему целесообразно применить меру обще-

2 Гнгнсна н санитария № 2

ч

ственного воздействия; и) при передаче дела прокурору, органу предварительного следствия или дознания, когда в нарушении содержатся признаки преступления.

За совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 77—84 Кодекса, установлена альтернативная санкция: или предупреждение, или штраф. За остальные правонарушения (ст. 42, 43) главные государственые санитарные врачи вправе налагать на виновных только штраф. При выборе вида административного взыскания, а также при определении размера штрафа должны учитываться характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Предупреждение — административное взыскание морально-правового характера, суть которого состоит в порицании со стороны государственного органа поведения нарушителя и предостережении его о недопустимости совершения противоправных деяний в будущем. Поэтому результативность данного вида взыскания во многом зависит от соблюдения условий и оснований его применения. Условиями для назначения предупреждения являются совершение правонарушения впервые и его незначительность, незнание правовых норм, положительная характеристика нарушителя по месту работы; основаниями — смягчающие ответственность обстоятельства: чистосердечное раскаяние виновного, предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное устранение причиненного вреда, совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств, совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 1 года. Причем лицо, рассматривающее дело, согласно ст. 34 Кодекса, может признать смягчающим и иное обстоятельство. Так, в правоприменительной практике в качестве такого обстоятельства в отношении должностного лица признается незначительное по времени пребывание субъекта проступка в новой должности. Однако не следует применять предупреждение, когда субъект совершил повторное в течение года однородное административное правонарушение, за которое он уже подвергался административному взысканию.

Административный штраф в отличие от предупреждения — это взыскание денежного характера, воздействующее материально на поведение субъекта. Естественно, как более строгий вид взыскания его следует налагать, когда отсутствуют условия и основання для применения предупреждения и имеются обстоятельства, отягчающие ответственность, исчерпывающий перечень которых закреплен в ст. 35 Кодекса. Значительно повысить дисциплинирующее воздействие штра-

— 33 —

фа можно при сочетании данного вида взыскания

с возбуждением ходатайств перед соответствующими органами о лишении субъекта проступка премиальных выплат. Например, законодательством установлено, что за несоблюдение природоохранительных норм виновные в том должностные лица по представлению органов, осуществляющих контроль за использованием природных ресурсов, лишаются премий (полностью или частично) независимо от привлечения их к дисциплинарной или административной ответственности [31.

Основаниями к пересмотру дела об административном правонарушении являются жалоба лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, на несоразмерность наложенного взыскания или необоснованность привлечения к ответственности или невиновность в совершении проступка, либо протест прокурора, если нарушен закон. Порядок подачи жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении, их рассмотрение, обстоятельства, подлежащие проверке, решение принимаемое по жалобе (протесту), регламентируются ст. 266—273, 275—276 Кодекса.

Производство по делу об административном правонарушении завершается исполнением административного взыскания: постановление о наложении административного взыскания в виде предупреждения приводится в исполнение путем объявления постановления после окончания рассмотрения дела (ст. 284 Кодекса), а штраф уплачивается нарушителем (ст. 285 Кодекса). В случае неуплаты нарушителем штрафа добровольно в течение 15 дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа данное взыскание приводится в исполнение принудительно. Особенности принудительного исполнения постановления о наложении штрафа установлены ст. 286 Кодекса. При злостном уклонении нарушителя от уплаты штрафа необходимо обращаться к про-курору, так как в соответствии с Законом СССР «О прокуратуре СССР» на него возложен надзор за исполнением наказаний. Не следует забывать, что взыскание штрафа ограничено сроком давности — 3 мес со дня вынесения постановления о

наложении взыскания, по истечении которого оно не подлежит исполнению (ст. 282 Кодекса).

Наши предложения по совершенствованию законодательства об административной огветствеи-ности за нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемических правил и норм заключаются в следующем.

1. Объект полномочий по наложению штрафов, органов, осуществляющих государственный санитарный надзор в районах, ограничен суммой до 10 руб., которая была установлена еще в начале 60-х годов. С тех пор среднемесячная заработная плата возросла с 80,6 до 193 руб. в 1983 г. Очевидно, что в настоящее время штраф в таком размере как угрозой применения, так и реальным применением вряд ли может оказать заметное влияние на поведение должностных лиц, общую и частичную превенцию соответствующих правонарушений. Поэтому желательно перераспределить полномочия по наложению штрафов в систеи ме органов, осуществляющих государственный санитарный надзор: главным государственным санитарным врачам округов, городов, имеющих районное деление, городов, не имеющих районного деления, и районов предоставить право нф* лагать штраф до 30 руб., а главным государственным санитарным врачам автономных республик, краев и областей — до 50 руб.

2. В целях укрепления санитарно-гигиенической и санитарно-эпидемиологической дисциплины целесообразно обсудить также вопрос о распространении в законодательном порядке административной ответственности на недолжностных лиц, занятых на объектах пищевой промышленности, общественного питания и торговли продовольственными товарами.

Литература

1. Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1984, № 27, с. 909.

2. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14—15 июня 1983 с. М., 1983, с. 38.

3. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 декабря 1978, № 984 «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов».— Свод постановлений СССГ^ 1979, № 2, с. 6. 0

Поступила 02.10-84

УДК 613:378.641

Н. И. Омельянец, Р. Д. Габович, И. И. Никберг, В. А. Карева

МАТЕРИАЛЫ К ОБОСНОВАНИЮ ОПТИМИЗАЦИИ ДОМАШНЕЙ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МЕДИНСТИТУТА ПО ГИГИЕНЕ

Киевский медицинский институт

Изыскание оптимальных по объему и содержанию вариантов заданий для внеаудиторной самоподготовки студентов к практическим занятиям является одной из актуальных задач совершенст-

вования учебного процесса. Особенно сложна эта задача в преподавании основной профилактической дисциплины медицинского вуза — общей гигиены, в связи с тем что в современных услови-

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.