ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ1
(фрагменты)
Административное правонарушение и административная ответственность
Верховный Совет СССР 23 октября 1980 г принял Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях2. Этот закон основан на фундаментальных правовых положениях Конституции СССР 1977 г, на указаниях КПСС о дальнейшем укреплении социалистической законности и правопорядка, о развитии демократии в борьбе с правонарушениями, о совершенствовании гарантий прав личности.
Принятие Основ означает дальнейшее совершенствование кодификации норм советского права об административных правонарушениях, обобщение большого опыта применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 г «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке»3 и законодательства союзных республик, изданного в развитие этого указа4.
Двадцатилетний опыт использования законодательства, регулирующего общественные отношения в борьбе с административными проступками, доказал огромную пользу правотворческой работы, проведенной в 1961—1982 гг. по совершенствованию законодательства об административной ответственности. Это законодательство определило процессуальные правила возбуждения и расследования дел об административных проступках, порядок обжалования решений о наложении взысканий, сроки давности по проступкам.
Однако кодификация 1961—1982 гг. не решала всех задач, связанных с предупреждением, выявлением и пресечением административных проступков, с совершенствованием системы видов административной ответственности и улучшением административно-процессуальных правил. Потребность в дальнейшей кодификации обусловлена необходимостью шире отразить в административно-правовых актах социалистические демократические принципы регулирования управленческих отношений, связанных с реализацией прав граждан и выполнением гражданами обязанностей перед обществом и государством, а также четче определить задачи законодательства об административных правонарушениях.
Основы устанавливают, что законодательство об административных правонарушениях должно способствовать охране общественного строя СССР, социалистической собственности, социально-экономических и личных прав и свобод граждан, законных интересов предприятий, учреждений и организаций, а также охране установленного порядка управления, государственного и общественного порядка, укреплению социали-
1 Печатается по: Лунев А. Е. Воспитательное и правоохранительное значение административной ответственности. М., 1983.
2 См.: Ведомости Верховного Совета СССР 1980. № 44. Ст. 909.
3 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1961. № 35. Ст. 368.
4 См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР 1962. № 13. Ст. 166.
Александр
Ефремович
ЛУНЁВ
(1910—1984), доктор юридических наук, профессор, полковник
5 и е д Е x гп п
д
□
гп
наследие
>
ввсвдпее
стической законности, предупреждению правонарушений, воспитанию граждан в духе точного исполнения Конституции СССР и советских законов, уважения к правам, чести и достоинству других граждан, добросовестному выполнению каждым гражданином СССР своих обязанностей.
Одна из главных идей, воплощенных в данном законе, состоит в том, чтобы государственные органы, общественные организации и трудовые коллективы систематически осуществляли мероприятия, обеспечивающие предотвращение административных правонарушений. В связи с этим особенно важно выявлять и устранять причины, способствующие совершению правонарушений, воспитывать граждан в духе высокой дисциплинированности, сознательного выполнения конституционных и других установленных законами обязанностей.
Партийные, профсоюзные, комсомольские и другие общественные организации, а также администрация предприятий и учреждений, трудовые коллективы, разрабатывая и реализуя планы социального развития, идейно-политического и нравственного воспитания трудящихся, должны уделять постоянное внимание их правовому воспитанию.
В правовом воспитании первостепенное значение имеет изучение конституционных прав и обязанностей, их неразрывной связи и взаимозависимости, их социалистической сущности. Правовое воспитание — важная часть идеологической, политико-воспитательной работы. Она может быть эффективной там, где нет разрыва между словами и делами. Не может быть эффективной правовоспитательная работа по охране природной среды в тех трудовых коллективах, где администрация не принимает мер по очистке вредных отходов производства (дыма, пыли, газов, загрязненной воды), выбрасываемых в атмосферу и в водоемы, совершая тем самым административные проступки, за которые на руководителей предприятий налагаются штрафы. Неэффективна правовая пропаганда о режиме экономии там, где систематически расточительно расходуется тепловая и электрическая энергия, т.е. совершаются административные проступки, влекущие административную ответственность руководителей предприятий и учреждений5.
В связи с этим при оценке работы руководителей и трудовых коллективов необходимо учитывать не только показатели выполнения производственных планов, но и уровень государственной и трудовой дисциплины6.
Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях устанавливают обязанности государственных органов и общественных организаций по предупреждению административных правонарушений. Например, активно и систематически осуществляя мероприятия по обеспечению соблюдения законности всеми гражданами, должностными лицами, предприятиями, организациями и учреждениями, Советы народных депутатов вскрывают причины противоправного поведения, принимают меры к их ликвидации и этим предупреждают неправомерное поведение, приводящее к совершению административных проступков.
Советы, организуя охрану государственного и общественного порядка путем принятия решений на сессиях, с помощью активной деятельности постоянных комиссий, исполнительных комитетов и подчиненных им органов внутренних дел, природоохранительных органов, административных комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних, осуществляют скоординированные комплексные правоохранительные мероприятия7.
См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1965. № 13. Ст. 166.
См.: О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. М., 1980. С. 5 ; Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14—15 июня 1983 г. М., 1983. С. 16, 38.
См., напр.: Закон РСФСР о поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1979. № 32. Ст. 787.
Вся деятельность органов государства и общественности по применению мер воздействия за административные правонарушения должна осуществляться на основе конституционного принципа законности8. Это значит, что в СССР можно подвергать административному воздействию за административный проступок только на основаниях и в порядке, установленных законодательством СССР и союзных республик. Органы и должностные лица, уполномоченные применять меры административного воздействия, обязаны действовать в соответствии с законодательством и в пределах их компетенции.
Закон относит к мерам административного воздействия административные взыскания, а также административно-предупредительные и пресекательные меры: задержание, досмотр вещей, изъятие вещей и документов9. Все стадии производства по установлению фактов, свидетельствующих о совершении административного правонарушения, вынесение решения о применении административного взыскания, задержания, досмотра и изъятия вещей и документов должны осуществляться на основе строгого соблюдения социалистической законности.
Способами, обеспечивающими проверку законности применения мер административного воздействия, являются систематический контроль со стороны вышестоящих органов и должностных лиц за деятельностью нижестоящих органов и должностных лиц, надзор органов прокуратуры, судебный контроль, рассмотрение жалоб граждан, привлеченных к ответственности, а также потерпевших, свидетелей, адвокатов и др.
В теории советского административного права нет единого взгляда на сущность административного проступка. Многие утверждают, что административный проступок — это общественно опасное противоправное, виновное действие или бездействие, за которое правонарушитель привлекается к административной ответственности. С нашей точки зрения, такой подход к оценке сущности административного проступка правильный. Степень общественной опасности проступка меньше степени общественной опасности уголовного преступления. В этом их отличие друг от друга.
Законодательные органы СССР или союзных республик, используя предоставленные им конституционные права, на основе учета внутренних и международных условий определяют степень опасности противоправного поведения, относя его к уголовному преступлению или к административному проступку. «Общим и основным критерием, из которого следует исходить при решении вопроса об отнесении тех или иных нарушений гражданами к уголовно наказуемым деяниям или административным проступкам, является степень общественной опасности этих нарушений»10. Это суждение профессора В. Д. Меньшагина, высказанное применительно к воинским преступлениям и административным проступкам, одинаково справедливо для отграничения преступлений от административных проступков против социалистической собственности, здоровья, свободы и достоинства личности, порядка управления, общественной безопасности и общественного порядка и др.
Любой вид юридической ответственности, используемый государством, оправдан в тех случаях, когда противоправное деяние имеет определенную (большую или меньшую) степень общественной опасности. При отсутствии общественной опасности в действии и бездействии человека его не за что привлекать к ответственности. Даже дисциплинарная ответственность за нарушение служебных обязанностей государственных служащих (руководящих работников министерств и ведомств, судей, прокуроров и др.) и
д
--ч
8 См.: Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Ст. 4. т
9 См.: Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных пра- к вонарушениях. Ст. 12 и 33 // Ведомости Верховного Совета СССР. 1980. № 44. Ст. 909. е
10 Меньшагин В. Д. Преступления против обороны СССР. М., 1949. С. 19. наследие 2/2014
ВВОИНЕШ ^УШИВВРЭИ'й'З™
имани О.Е. Кутафина (МГЮА)
оправдана, когда виновный совершает действие (бездействие), влекущее общественно опасные последствия. Так, ослабление дисциплины, подрыв авторитета военнослужащих или судебных работников, порча произведенной продукции, природных ресурсов имеют общественную опасность. Прав М. В. Турецкий, утверждая, что дисциплинарный проступок, будучи противоправным действием, причиняет вред обществу11.
Подтверждением изложенной выше точки зрения о сущности административного проступка как общественно опасного поведения являются нормы права, содержащиеся в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1977 г, который устанавливает основания замены уголовной ответственности административной ответственностью12.
В теории есть и такая точка зрения, согласно которой административный проступок не имеет общественной опасности, но является вредоносным, противоправным, виновным действием (бездействием), за которое виновный по закону несет ответственность в виде административного взыскания13. Некоторые авторы при анализе состава административного проступка не указывают как на один из его элементов ни на общественную опасность, ни на вредность. Например, Б. М. Лазарев включает в понятие административного проступка такие юридические признаки: противоправность деяния (действие или бездействие), виновность деяния. Административные проступки, пишет Б. М. Лазарев, «причиняют вред уже тем, что вносят дезорганизацию в общественные отношения... и препятствуют достижению тех целей, к которым стремится государство»14. Эти теоретические противоречия в оценке содержания административного проступка осложняют правотворческую и правоприменительную практику, не содействуют унификации термикологии, используемой в теории и в правовых актах.
Основы дают такое определение понятия административного проступка: «Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность» (ст. 7). Статья 7 Основ фактически выражает материальную сущность общественной опасности административных проступков, указывая на то, что они посягают на государственный или общественный порядок, на социалистическую собственность, права и свободы граждан.
За административное правонарушение установлена административная ответственность, к которой привлекаются только физические лица, достигшие к моменту совершения административного проступка шестнадцатилетнего возраста. При этом к лицам в возрасте от 16 до 18 лет применяются меры воздействия, предусмотренные положениями о комиссиях по делам несовершеннолетних. На общих основаниях эти лица могут привлекаться к административной ответственности только в случаях, когда это прямо предусмотрено законодательными актами СССР Например, за мелкое хулиганство, т.е. за нецензурную брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие
См.: ТурецкийМ. В. Уголовная ответственность и ответственность дисциплинарная. М., 1957.
С. 8.
Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке применения мер административного взыскания к лицам, освобожденным от уголовной ответственности в соответствии со статьей 43 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1977. № 7. Ст. 117.
См.: Якуба О. М. Советское административное право. Киев, 1975. С. 163. Лазарев Б. М. Административная ответственность. М., 1976. С. 11.
11
12
13
граждан, за несоблюдение правил дорожного движения и некоторые другие нарушения. За данные нарушения лица, достигшие 16-летнего возраста, могут привлекаться к административной ответственности народным судьей или начальником органа внутренних дел. Указанные должностные лица, учитывая возраст совершившего проступок, могут вместо привлечения его к административной ответственности передать дело на рассмотрение районной (городской), районной в городе комиссии по делам несовершеннолетних15. Аналогично привлекаются к административной ответственности лица в возрасте от 16 до 18 лет за мелкую спекуляцию16.
Основы устанавливают административную ответственность должностных лиц, за административные правонарушения в виде несоблюдения правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, нарушения правил охраны и рационального использования природы, здоровья людей, а также других правил, соблюдение которых входит в их служебные обязанности. Например, за нарушение правил техники безопасности и охраны труда в промышленности, строительстве, на транспорте, в сельском хозяйстве, правил по карантину животных и растений, за перерасход на предприятиях электрической и тепловой энергии, за загрязнение вредными веществами водоемов и атмосферного воздуха и др.17
Административную ответственность за правонарушения, совершенные на территории СССР, несут на общих основаниях иностранные граждане и лица без гражданства, если они не пользуются иммунитетом от административной юрисдикции СССР и союзных республик.
Если иностранный гражданин пользуется иммунитетом от административной юрисдикции СССР и союзных республик, то вопрос о его ответственности за административный проступок разрешается дипломатическим путем18. Закон СССР о правовом положении иностранных граждан в СССР устанавливает, что иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории СССР, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами СССР Иностранные граждане, проживающие в СССР, также отвечают за некоторые другие проступки: за проживание без документов на право жительства в СССР, проживание по недействительным документам, несоблюдение правил регистрации, прописки, передвижения и выбора места жительства, уклонение от выезда по истечении срока пребывания в СССР, несоблюдение правил транзитного проезда через территорию СССР
К иностранным гражданам за вышеперечисленные проступки советскими органами внутренних дел могут быть применены в качестве меры административного взыскания предупреждение или штраф в размере до 50 руб. В отдельных случаях закон допускает выдворение иностранца из пределов СССР Иностранец, уклоняющийся от выезда из СССР в установленный срок, подлежит с санкции прокурора задержанию и выдворению в принудительном порядке19.
15 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1981. № 23 . Ст. 783.
16 См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1977. № 51. Ст. 1215.
См.: Ст. 8 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях. И
17
См.: Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных госу- е
дарств на территории СССР от 23 мая 1966 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1966. п
№ 22. Ст. 387. о
Закон Союза Советских Социалистических Республик о правовом положении иностранных
граждан в СССР. Ст. 28—31. наследие
18
19
ввоинин ^УШИВВРЭИ'й'З™
имани О.Е. Кутафина (МГЮА)
Узаконены особенности административной ответственности военнослужащих и военнообязанных, призванных на сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел СССР и КГБ СССР Эти граждане СССР несут административную ответственность не за все виды административных проступков. На общих основаниях они отвечают в административном порядке за нарушение правил: дорожного движения, охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду20. Но закон запрещает применять к этой категории граждан СССР следующие административные взыскания: штраф, исправительные работы и административный арест
Основы дают право органам, могущим налагать административные взыскания, во-первых, вместо применения этого взыскания передать материалы о правонарушении соответствующему органу для привлечения виновного к дисциплинарной ответственности, во-вторых, исходя из характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя, освободить виновного от административной ответственности, а материал о нем передать на рассмотрение товарищеского суда для применения мер общественного воздействия, в-третьих, при незначительности проступка освободить виновного от ответственности и ограничиться устным замечанием21.
Виды административных взысканий и административно-пресекательных мер
В СССР узаконено семь видов административных взысканий:
— предупреждение — административное взыскание, выносимое в письменной форме или в иной форме, установленной законодательством. Например, предупреждение за нарушение правил дорожного движения выносится в форме прокола компостером в талоне предупреждений;
— штраф налагается на граждан СССР, должностных лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства. На граждан, как правило, штраф налагается в размере до 10 руб., а на должностных лиц — до 50 руб. В отдельных случаях при необходимости повышения ответственности законодательными актами СССР и союзных республик размер штрафа может быть увеличен: в отношении граждан до — 50 руб. и должностных лиц — до 100 руб. Основы законодательства СССР и союзных республик об административных правонарушениях разрешают (в исключительных случаях) в связи с выполнением обязательств, вытекающих из международного договора СССР, и особой необходимостью усиления административной ответственности устанавливать законодательными актами СССР штраф в большем размере. Например, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1983 г водители за управление транспортными средствами в состоянии опьянения, а также за передачу управления транспортными средствами лицу, находящемуся в состоянии опьянения, подвергаются штрафу в размере от 30 до 100 руб.22;
— возмездное изъятие предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Это взыскание состоит в принудительном изъятии и последующей реализации предметов с передачей вырученной суммы денег бывшему собственнику этих предметов за вычетом расходов, связанных с их реализацией. Например, у лиц, нарушающих правила приобретения, регистрации, использования и хранения огнестрельного оружия, принудительно изымается
См.: Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях. Ст. 9.
См.: Там же. Ст. 10, 11.
См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1983. № 12. Ст. 174.
20
21
огнестрельное оружие органами внутренних дел и по решению поселковых, сельских Советов народных депутатов, исполнительных комитетов Советов или их административных комиссий продается на комиссионных началах, а вырученные деньги выдаются владельцу оружия23;
— конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Применение этого вида административного взыскания означает принудительное безвозмездное обращение в собственность государства предмета, при помощи которого совершен административный проступок. Правовые акты об административной ответственности предусматривают применение этого административного взыскания.
Например, законодательными актами союзных республик установлена конфискация радиопередающих устройств, изготовленных и используемых без надлежащего разрешения. Подлежат конфискации шкурки ценных видов пушных зверей, незаконно добытые или купленные24. Конфискуются запрещенные орудия лова рыбы и морских зверей, применявшиеся на континентальном шельфе СССР, и продукты переработки рыб и морских животных, добытых с нарушением установленных правил лова25;
— лишение специального права, предоставленного данному гражданину, применяется к лицам, виновным в грубом или систематическом нарушении правил эксплуатации механизированного транспорта или правил дорожного движения, а также правил охоты. Лишение права управления средствами механизированного транспорта или права охоты допускается на срок до трех лет. Но это административное взыскание не может применяться к лицам, которые пользуются транспортным средством в связи с инвалидностью, и к лицам, для которых охота является основным источником существования.
Водители транспортных средств могут лишаться права управления этими средствами за такие нарушения правил дорожного движения, как управление транспортными средствами, имеющими неисправности, с которыми запрещена их эксплуатация, или переоборудованными без соответствующего разрешения, или не зарегистрированными в установленном порядке, или не прошедшими государственного технического осмотра; за превышение установленной скорости, неподчинение сигналам регулирования дорожного движения, несоблюдение дорожных знаков и правил перевозки людей и другие нарушения.
Лишаются права управления транспортными средствами водители за управление этими средствами в состоянии опьянения, а также за передачу управления ими лицу, находящемуся в состоянии опьянения26;
— исправительные работы применяются на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение. Из заработка этого лица удерживается в доход государства до 20%. Это взыскание назначается только постановлением районного (городского) народного суда или народного судьи;
— административный арест является административным взысканием, устанавливаемым и применяемым в исключительных случаях. Ныне действующее законодательство об административных правонарушениях предусматривает возможность применения административного ареста за мелкое хулиганство, за злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружин- и
д
ч
с
к
□
См. См. См. См.
Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1976. № 872. Ст. 110. СП РСФСР. 1973. № 9. Ст. 34. СП СССР. 1974. № 3. Ст. 18. Ведомости Верховного Совета СССР. 1983. № 12. Ст. 174. наследие
26
ввошаин ШИВВРЭИ'П'В™
имвни О.Е. Кутвфинв (МГЮА)
ника. Административный арест назначается районным или городским народным судом (народным судьей) на срок до 15 суток. Это взыскание не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до двенадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, к инвалидам первой и второй групп.
Взыскания делятся на основные и дополнительные. Основными взысканиями являются: предупреждение, штраф, лишение специального права, исправительные работы, административный арест. Если на виновного в совершении административного проступка налагается одно из основных административных взысканий, то нельзя одновременно налагать какое-либо другое основное административное взыскание.
Такие взыскания, как возмездное изъятие предметов и конфискация предметов, могут налагаться в качестве основных и дополнительных. Когда применяется одно из основных взысканий, одновременно может быть применено одно из дополнительных взысканий.
Основные и дополнительные взыскания должны соответствовать предписаниям, содержащимся в соответствующих нормативных актах, предусматривающих состав проступка и вид взыскания. При этом обязательно должны учитываться характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
К смягчающим вину обстоятельствам законодательство относит: чистосердечное раскаяние виновного; предотвращение им вредных последствий правонарушения; добровольное возмещение ущерба или причиненного вреда; совершение проступка под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение проступка несовершеннолетним или беременной женщиной. Органы и должностные лица, рассматривающие дело и выносящие решение о взыскании, могут признать смягчающими и такие обстоятельства, которые не указаны в законодательстве.
Отягчающими административную ответственность обстоятельствами являются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требования уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное совершение в течение года однородного правонарушения (рецидив), за которое данное лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение административного проступка лицом, ранее совершившим уголовное преступление; вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение; совершение проступка группой лиц или в условиях стихийного бедствия, или при других чрезвычайных обстоятельствах.
Когда виновный совершил несколько однородных административных правонарушений (проступков), дела о которых рассматриваются одним органом или должностным лицом, взыскание налагается за более серьезное нарушение. В этом случае к основному взысканию может быть присоединено дополнительное взыскание, предусмотренное статьями закона об ответственности за менее серьезные правонарушения.
В целях обеспечения порядка, дисциплины и законности в расследовании и рассмотрении дел о проступках узаконены сроки наложения взысканий. Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позднее двух месяцев со дня его обнаружения. Эти сроки не распространяются на случаи применения конфискации предметов контрабанды, производимой на основе норм права, содержащихся в Таможенном кодексе СССР
В случаях, когда отказано в возбуждении уголовного дела, но при наличии в противоправных действиях нарушителя признаков административного проступка административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.
Подвергнутый административному взысканию, если он в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершил нового административного правонарушения, считается не подвергавшимся административному взысканию.
Советское административное законодательство наряду с административными взысканиями, применяемыми за правонарушения, предусматривает возможность возложить на правонарушителя обязанность возместить потерпевшим причиненный им материальный ущерб. Возложить на правонарушителя обязанность возместить причиненный материальный ущерб имеют право: административные комиссии, исполнительные комитеты сельских и поселковых Советов народных депутатов, комиссии по делам несовершеннолетних, районные и городские народные суды, рассматривающие дела об административных правонарушениях, отнесенные законом к их компетенции. Указанные комиссии и исполкомы вправе обязать возместить ущерб, если его размер не превышает 50 руб., а районные и городские народные суды — независимо от размера ущерба.
Некоторые органы и должностные лица, наделенные юрисдикционными полномочиями, могут применять меры административного пресечения. К этим мерам относятся: административное задержание лица на срок до трех часов, личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов. Применение данных мер допускается в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами СССР и союзных республик. Цель их — пресечь административное правонарушение, составить протокол, обеспечить своевременное и правильное рассмотрение дел и исполнить постановления, вынесенные по делам об административных правонарушениях.
Правом на применение этих мер пользуются некоторые органы и должностные лица внутренних дел, пограничных войск, рыбоохраны, железнодорожного, морского, речного, воздушного транспорта, народные дружинники и др. При особой необходимости задержание допускается на срок более трех часов. Например, пограничные войска могут задерживать на срок до 10 суток с санкции прокурора; задержания органами внутренних дел за мелкое хулиганство допускаются на срок, необходимый для рассмотрения дела народным судьей или начальником (его заместителем) органа внутренних дел. Срок задержания исчисляется с момента доставления нарушителя в соответствующий государственный орган для составления протокола, а в случаях, когда задержанный находится в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления. По требованию задержанного о месте его нахождения уведомляются его родственники, администрация по месту его работы или учебы. О задержании несовершеннолетнего уведомляются его родители или лица, заменяющие родителей.
Личный досмотр может производиться только лицами одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола. Досмотр вещей, ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и других предметов осуществляется, как правило, в присутствии лица, в собственности или во владении которого они находятся. В случаях, не терпящих отлагательства, указанные вещи и предметы могут подвергаться досмотру в отсутствии их собственника или владельца, но при участии двух понятых.
Вещи и документы, обнаруженные при задержании и являющиеся орудиями или и объектами правонарушений, изымаются и хранятся до рассмотрения дела об админи- и стративном правонарушении. О произведенном изъятии составляется протокол либо де- ч лается запись в протоколе о задержании. с
В целях охраны законности и законных интересов граждан задержание, личный □ досмотр, досмотр, изъятие вещей и документов могут быть обжалованы в вышестоящий т орган, вышестоящему должностному лицу или прокурору. наследие
ВВОИНЕШ ШИВВРЭИ'П'З™
имвни О.Е. Кутвфинв (МГЮА)
Полномочия органов Советского государства и их должностных лиц на применение административных взысканий
Некоторые органы государства, главным образом органы государственного управления, наделяются полномочиями27 на применение государственно-властных мер, именуемых административными взысканиями. В юридической литературе такие полномочия называются юрисдикционными. Юрисдикционная деятельность имеет государственно-властное назначение, завершающееся часто применением административных взысканий.
Административная юрисдикция — это деятельность исполнительно-распорядительного содержания, связанная с рассмотрением и разрешением индивидуальных дел. Используется она для борьбы с административными правонарушениями (проступками), защиты прав граждан от противоправных на них посягательств. «Юрисдикция имеет место тогда, когда требуется разрешить спор о праве»28, это способ охраны социалистических общественных отношений29.
В обобщенном виде юрисдикцией следует считать установленное законом правомочие государственного органа или должностного лица давать правовую оценку действиям государственных и общественных органов и их должностных лиц, а также граждан с точки зрения их правомерности или неправомерности путем рассмотрения юридических споров и применения в соответствии с законом установленных санкций к органам, организациям и лицам, нарушившим право.
В СССР органами общей юрисдикции являются народные суды — районные (городские), областные (краевые), Верховные суды АССР и союзных республик и Верховный суд СССР
Правомочиями на осуществление административной юрисдикции по делам об административных проступках наделены: административные комиссии при исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских Советов народных депутатов; исполнительные комитеты поселковых, сельских Советов народных депутатов; районные, городские, районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних; районные, городские народные суды (народные судьи).
Дела о проступках полномочны рассматривать также многие органы государственного управления отраслевой исполнительно-распорядительной компетенции30. К ним относятся: органы (должностные лица) внутренних дел (милиция); органы Государственного пожарного надзора; железнодорожного транспорта СССР; морского транспорта СССР; воздушного транспорта СССР; речного транспорта РСФСР; Государственной инспекции по маломерным судам РСФСР; пассажирского городского и междугородного автомобильного и электротранспорта; Госгортехнадзора; таможенные органы; военные комиссариаты; органы и учреждения, осуществляющие санитарный надзор; медицинские службы Министерства обороны СССР, Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР; органы Государственного ветеринарного надзора; охраны водных ресурсов; рыбоохраны; лесного хозяйства; органы, осуществляющие государственный надзор за соблюдением правил охоты; органы госсельхозтехники; правовые и технические инспектора труда и др.
27 См.: Лазарев Б. М. Компетенция органов управления. М., 1972. С. 52.
28 Салищева Н. Г. Гражданин и административная юрисдикция в СССР. М., 1970. С. 19.
29 См.: ШергинЛ. П. Административная юрисдикция. М., 1979. С. 9.
30 См.: СтуденикинаМ. С. Законодательство об административных правонарушениях. М., 1981.
С. 31—44.
Характер дел, которые правомочен рассматривать и решать какой-либо орган управления, определяется законодательными актами СССР и союзных республик.
Административные комиссии при исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских Советов народных депутатов решают все дела об административных правонарушениях, кроме дел, отнесенных законодательством к компетенции других органов государства.
К компетенции этих комиссий законодательство СССР и союзных республик относит значительное число дел об административных правонарушениях. Например, районные и городские комиссии рассматривают дела о нарушениях права государственной собственности на некоторые природные объекты (на землю, на леса), о нерациональном использовании тепловой и электрической энергии, повреждении высоковольтных электрических сетей и сетей напряжением до 1 тыс. в; о нарушениях правил пуска и эксплуатации газоиспользующих установок и о перерасходе выделенных фондов на газ; о непринятии мер к обеспечению подготовленности для эксплуатации газоиспользующих установок на резервных видах топлива; о нарушении правил перевозки опасных веществ и предметов на железнодорожном, морском, речном транспорте; о нарушениях правил охраны линий и сооружений связи и о повреждениях телефонов-автоматов.
Большую группу дел, рассматриваемых административными комиссиями, составляют дела об административных правонарушениях, причиняющих вред сельскому хозяйству. В их числе: потравы посевов или повреждения посевов колхозов, совхозов и других государственных и общественных хозяйств; нарушение правил по борьбе с карантинными вредителями, болезнями растений и сорняками; непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками.
Важное социальное и экономическое значение имеет юрисдикционная деятельность административных комиссий по применению административных взысканий к лицам, совершающим административные правонарушения в области жилищно-коммунального хозяйства.
К сожалению, современная практика работы этих комиссий имеет некоторые недостатки. В ряде районов, поселков и сел комиссии пассивны, несвоевременно рассматривают дела, пропускают узаконенные сроки их рассмотрения; слабо контролируют исполнение вынесенных постановлений о наложении взысканий, в силу чего многие правонарушители уклоняются от ответственности. Немало случаев нарушения требований закона в процессе рассмотрения дел и принятия постановления по делу. Во многих областях и АССР исполкомы местных Советов слабо контролируют работу административных комиссий и мало проявляют заботы об оказании им правовой помощи и правовом обучении членов комиссии.
Правовая пропаганда законодательства об административной ответственности, проводимая лекторами общества «Знание», может оказать большую помощь членам административных комиссий в повышении правовых знаний и этим существенно улучшить качество их работы.
Исполнительные комитеты поселковых и сельских Советов народных депутатов осуществляют юрисдикционную деятельность по 16 видам административных правонарушений. В том числе по таким правонарушениям, как потрава посевов, повреждение насаждений; нарушение правил по борьбе с карантинными вредителями и бо- и лезнями растений, а также карантинными сорняками; нарушение порядка продажи ог- и нестрельного оружия, стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах и не ч отведенных для этого местах, уклонение от регистрации или перерегистрации оружия, с покупка и хранение предприятиями и учреждениями огнестрельного оружия без разре- □ шения органов внутренних дел; нарушение правил благоустройства территории городов т и других населенных пунктов. Деятельность исполнительных комитетов органически свя- наследие
ввошаин ШИВВРЭО'П'З™
имвни О.Е. Кутвфинв (МГЮА)
зана с работой подчиненных им административных комиссий. От того, как контролируют они комиссии и как помогают им улучшать работу, во многом зависит состояние законности и правопорядка в городах, поселках, селах и деревнях.
В СССР имеется более 45 тысяч исполкомов районных, городских, поселковых и сельских Советов. Активная деятельность этих коллегиальных органов, основанная на точном выполнении законов, вносит важный вклад в укрепление правового порядка и законности на территории СССР и существенно укрепляет авторитет местных органов государственной власти и государственного управления.
Значительна роль районных (городских) народных судов и народных судей в осуществлении административной юрисдикции по делам об административных проступках. Они рассматривают дела о таких административных правонарушениях, как мелкое хулиганство, изготовление и использование без надлежащего разрешения радиопередающих устройств, мелкая спекуляция, мелкое хищение государственного или общественного имущества, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника, нарушение правил административного надзора.
На основе Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1977 г народные судьи единолично рассматривают материалы прекращенных уголовных дел в соответствии со ст. 43 Основ уголовного законодательства, направленные им для применения к виновным в правонарушении административных взысканий.
В соответствии с законодательством об административных правонарушениях эти дела должны рассматриваться открыто. Иногда народные судьи рассматривают эти дела не в зале судебного заседания, а в своих служебных кабинетах в присутствии только правонарушителя, что снижает воспитательное значение открытого заседания и общую превенцию административных взысканий. Есть случаи, когда указанная категория дел рассматривается народным судьей в отсутствие правонарушителя, потерпевшего и свидетелей. Подобная практика справедливо критикуется за то, что она «по существу, сводит на нет принципы устности, всесторонности и непосредственности в производстве по делам об административных проступках...»31.
Значительной юрисдикционной компетенцией наделены органы (должностные лица) внутренних дел (милиция), в частности начальники районных и городских управлений и отделов внутренних дел и их заместители. начальники районных и городских управлений, отделов, отделений Государственной автомобильной инспекции и их заместители; государственные автомобильные инспектора; инспектора дорожно-патрульной службы; руководители и их заместители главных управлений, управлений, отделов, отделений Государственного пожарного надзора МВД СССР, МВД союзных и автономных республик, УВД исполкомов краевых, областных, окружных, городских, районных Советов народных депутатов, начальники отрядов, частей пожарной охраны поселков городского типа и районных центров.
Органы и должностные лица внутренних дел СССР и республик и их местные органы, выполняя обязанности по охране общественного порядка, могут в пределах предоставленных им прав налагать административные взыскания на виновных в совершении административных правонарушений против общественного порядка. К таким правонарушениям законодательство СССР и союзных республик относит: мелкое хулиганство; хулиганство, совершенное подростками; стрельбу из огнестрельного оружия в населенных пунктах и не отведенных для этого местах; приобретение крепких спиртных напитков домашней выработки; распитие спиртных напитков в общественных местах; появление в общественных местах в пьяном виде.
31 Гусева Е. С. Некоторые итоги изучения деятельности единоличного судьи по применению мер административного взыскания // Суд и применение закона : сб. М., 1982. С. 151.
Борясь с правонарушениями против порядка управления, органы внутренних дел и их должностные лица имеют право налагать административные взыскания за проживание граждан, обязанных иметь паспорта, без паспорта или по недействительному паспорту, а также за проживание без прописки или регистрации; за умышленную порчу паспорта или утрату его по небрежности; допущение лицом, ответственным за соблюдение правил паспортной системы, проживания граждан без паспортов или по недействительным паспортам; за прием должностными лицами на работу граждан без паспортов или с недействительными паспортами; за нарушение правил въезда в пограничную зону и проживания в ней.
Значительную группу дел, отнесенных законодательством к административной юрисдикции органов внутренних дел (милиции), образуют дела о нарушениях на транспорте и в дорожном хозяйстве. К ним относятся, например, нарушение правил безопасности движения на железнодорожном транспорте, правил пользования средствами железнодорожного транспорта, правил безопасности полетов, правил перевозки опасных веществ и предметов на воздушном транспорте, нарушение правил поведения на воздушном судне и др.
Большими административно-юрисдикционными полномочиями наделены органы (должностные лица) Государственной автомобильной инспекции МВД СССР и ее
местные органы. Административно-предупредительные меры и административные взыскания, применяемые органами ГАИ, имеют своей целью предупреждать, не допускать серьезных социально отрицательных последствий, порождаемых дорожно-транспортными происшествиями. Число этих происшествий значительно. По данным, опубликованным в печати в 1978 г. (более поздних сведений не сообщалось), в 1975 г. их было в областях РСФСР: Кемеровской — 4007, Пермской — 4618, Волгоградской — 1690, Ставропольском крае — 2802, Красноярском крае — 3590. Ежегодно их число увеличивается.
Государственные автомобильные инспекции рассматривают и решают дела о нарушениях водителями правил управления транспортными средствами (автомобилями, тракторами, трамваями, троллейбусами и другими самоходными машинами), имеющими неисправности, с которыми запрещена их эксплуатация, или переоборудованными без соответствующего разрешения, не зарегистрированными в установленном порядке и не прошедшими государственного технического осмотра.
Органы (должностные лица) ГАИ имеют право привлекать к административной ответственности, налагать административные взыскания за нарушение водителями правил дорожного движения: превышение установленной скорости, неподчинение сигналам регулирования дорожного движения, несоблюдение требований дорожных знаков или разметки проезжей части дороги, проезд перекрестков, пешеходных переходов, передачи управления транспортными средствами лицу, не имеющему права управления транспортным средством, и другие нарушения.
В числе других к административной юрисдикции ГАИ также отнесены проступки, связанные с управлением транспортными средствами в состоянии опьянения, нарушением правил дорожного движения, приведшим к повреждению транспортных средств или иного имущества. Органы ГАИ привлекают к административной ответственности пешеходов и налагают на них административные взыскания за неподчинение сигналам регулирования дорожного движения, несоблюдение требований дорожных знаков или разметки и проезжей части дорог. и
Должностные лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию ч транспортных средств, привлекаются органами ГАИ к административной ответственно- п сти в виде штрафа за выпуск на линию транспортных средств, имеющих неисправности, □ допуск к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии т опьянения, и лиц, не имеющих права управления этими средствами, за направление гру- наследие
ввошаин ШИВВРЭО'П'З™
имвни О.Е. Кутвфинв (МГЮА)
зовых автомобилей на междугородные линии без разрешения соответствующих должностных лиц автомобильного транспорта общего пользования или без междугородных путевых листов32.
Активная, основанная на законности борьба с указанными и другими правонарушениями имеет важное моральное, воспитательное, дисциплинирующее и правоохранительное значение, содействует охране социалистической собственности, имущества граждан, жизни и здоровья людей.
Определенными правами по наложению административных взысканий наделены военные комиссариаты, являющиеся составной частью органов управления Вооруженными Силами СССР и действующие на основе Закона СССР о всеобщей воинской обязанности. Военные комиссариаты применяют административные взыскания к лицам, нарушающим правила воинского учета.
Граждане СССР, являющиеся военнообязанными, могут привлекаться к административной ответственности по решению районных и городских военных комиссаров за умышленную порчу или небрежное хранение военных билетов или специальных свидетельств, повлекшее их утрату, за неявку без уважительных причин по вызову в военный комиссариат, за несвоевременное сообщение в соответствующий учетный орган об изменении адреса места жительства, образования, места работы и занимаемой должности. Указанные изменения военнообязанный должен сообщать в учетный орган в семидневный срок после происшедшего изменения.
Юрисдикционными правами наделены некоторые органы государственного управления, в обязанности которых входит охрана природной среды и обеспечение рационального использования природных ресурсов, в том числе недр, вод и лесов. В связи с этим органы и должностные лица Государственного комитета СССР по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору, должностные лица Государственной лесной охраны СССР, лесной охраны министерств, государственных комитетов, ведомств и исполнительных комитетов городских Советов народных депутатов, должностные лица органов по регулированию использования и охране вод системы Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР имеют право налагать административные взыскания на правонарушителей. Реализация этих прав призвана обеспечить выполнение всеми государственными органами, общественными, колхозными и кооперативными организациями, всеми гражданами возложенных на них обязанностей по охране природной среды. Охрана природных богатств — одна из основных конституционных обязанностей граждан СССР33. Статья 18 Конституции СССР гласит: «В интересах настоящего и будущих поколений в СССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды»34.
Должностные лица и граждане СССР, виновные в самовольном пользовании недрами; в совершении сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на недра; в самовольной застройке мест залегания полезных ископаемых; в невыполнении правил охраны недр и требований по охране окружающей природной среды, зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; в уничтожении или повреждении наблюдательных режимных скважин
32 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1983. № 12. Ст. 174.
33 См.: Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М., 1977. Ст. 67.
34 Там же. Ст. 18.
на подземные воды, а также маркшейдерских и геодезических знаков, привлекаются к административной ответственности в виде штрафа.
К административной ответственности привлекаются должностные лица за выборочную отработку богатых участков месторождений, приведшую к необоснованным потерям балансовых запасов полезных ископаемых; за сверхнормативные потери полезных ископаемых при добыче; за порчу месторождений полезных ископаемых и другие нарушения требований рационального использования их запасов; за утрату маркшейдерской документации; за невыполнение требований по приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также требований по сохранению месторождений, горных выработок и буровых скважин на время консервации. Административные взыскания за указанные и некоторые другие правонарушения налагают должностные лица органов госгортехнадзора — начальники районных (областных) инспекций госгортех-надзора; начальники управлений округов госгортехнадзора и их заместители; председатели (начальники) госгортехнадзоров союзных республик и их заместители; председатель Государственного комитета СССР по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору и его заместители. Объем компетенции на размер налагаемого штрафа каждого должностного лица определяется законодательством СССР35. Органы госгортехнадзора имеют право привлекать к административной ответственности и наказывать штрафом должностных лиц, виновных в нарушениях правил, норм и инструкций, регулирующих хранение, использование и учет взрывчатых материалов в отраслях промышленности и на объектах, подконтрольных органам госгортехнадзора36.
Органы лесоохраны могут привлекать к административной ответственности граждан и должностных лиц за уничтожение или повреждение леса в результате поджога и небрежного обращения с огнем или нарушения требований пожарной безопасности в лесах, повлекшие возникновение лесного пожара либо распространение его на значительные площади.
Налагать административные взыскания — штрафы за указанные правонарушения имеют право: председатель Государственного комитета СССР по лесному хозяйству, министр лесного хозяйства РСФСР; руководители и главные лесничие органов управления лесным хозяйством АССР, краев и областей, начальники государственных лесных инспекций АССР, краев и областей; начальники баз авиационной охраны лесов; начальники отделов охраны и защиты леса органов управления лесным хозяйством АССР, краев и областей; руководители и главные лесничие лесхозов и других государственных лесо-хозяйственных предприятий и организаций; главные летчики-наблюдатели и командиры авиазвеньев авиационной охраны лесов.
За совершение других нарушений лесного законодательства, являющихся административными проступками, административные взыскания налагают административные комиссии при исполнительных комитетах районных, городских и районных в городах Советов народных депутатов на основании протоколов (актов), фиксирующих факты совершения проступков, составляемых уполномоченными на это лицами37.
Органы и должностные лица рыбоохраны наделены правом налагать административные взыскания за правонарушения, причиняющие вред воспроизводству, уве- И
личению и охране рыбных запасов. Эти органы правомочны применять такие админи- Е
Ч
С □
35 См.
36 См.
37 См.
Ведомости Верховного Совета СССР. 1978. № 45. Ст. 735. Ведомости Верховного Совета СССР. 1983. № 9. Ст. 138. Ведомости Верховного Совета СССР. 1980. № 33. Ст. 677. наследие
__ ввоинин
236 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАСЛЕДИЕ
стративные взыскания к гражданам и должностным лицам, как штраф, конфискация запрещенных орудий лова и незаконно добытых рыбы и других водных животных38.
Административными проступками, причиняющими вред рыбному хозяйству, признаются следующие нарушения: загрязнение рыбохозяйственных водоемов сточными водами промышленных и коммунальных предприятий; производство завалов и сплошные заграждения рек, протоков и каналов; сплав леса по рекам, являющимся местами нереста лососевых и осетровых рыб; заготовка леса по берегам рек, их протоков и озер, являющихся местами нереста лососевых и осетровых рыб, на расстоянии менее 1 км от берега, а в районах расположения заводов и хозяйств по разведению осетровых и лососевых рыб — на расстоянии менее 3 км.
В число нарушений рыбоохранных правил также входят: применение взрывчатых и отравляющих веществ для добычи рыбы и других водных животных; заготовки без согласования с органами рыбоохраны водной растительности в запретных для рыболовства зонах; забор воды из рыбохозяйственных водоемов для нужд предприятий и для орошения без разрешения органов рыбоохраны и установками, не имеющими приспособлений для предохранения рыбы от попадания в водозаборные сооружения.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях
Узаконен общий пятнадцатидневный срок со дня правонарушения, в течение которого дело должно быть рассмотрено органом или должностным лицом, к компетенции которого оно относится. Дело рассматривается, как правило, по месту совершения правонарушения. Некоторые дела подлежат рассмотрению в более короткий срок. Например, дела о незаконных операциях с иностранной валютой и платежными документами, о мелком хулиганстве, о злостном неповиновении законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника рассматриваются в течение суток, а дела о мелкой спекуляции — в течение трех суток.
Если дело рассматривается коллегиальным органом, то ведется протокол, который подписывается председательствующим и секретарем. Рассмотрение дела коллегиальным органом и единолично должностным лицом завершается вынесением одного из следующих постановлений по делу: о наложении взыскания, о прекращении дела производством; о передаче материалов дела прокурору, органу предварительного следствия или дознания; о передаче материалов дела на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива.
В процессе рассмотрения дел выявляются причины и условия, способствующие совершению административных правонарушений: слабая воспитательная работа в коллективе, отсутствие должного порядка в охране социалистической собственности, запущенность в контроле за работой материально ответственных лиц, недисциплинированность работников охраны и др. Об этих фактах орган и должностное лицо, рассматривавшие дело, обязаны информировать руководителей предприятий, учреждений и организаций путем направления им письменного предложения о принятии мер по устранению этих причин и условий. Получившие такое предложение обязаны в течение месяца сообщить органу или должностному лицу, направившим предложение, о примятых ими мерах.
Постановления по делам об административных правонарушениях могут обжаловаться лицами, в отношении которых они вынесены, и потерпевшими. Жалобы подлежат направлению в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, которому подчинен орган (должностное лицо), вынесший постановление. Жалоба должна быть
См.: СП СССР. 1958. № 16. Ст. 127 // Ведомости Верховного Совета СССР. 1964. № 14. Ст. 158.
38
подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления и рассмотрена в десятидневный срок со дня ее поступления. Постановление административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних обжалуется в исполком соответствующего Совета или в районный (городской) народный суд, решение которого является окончательным. Решения исполнительного комитета поселкового, сельского Совета народных депутатов могут обжаловаться в исполнительный комитет районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов или в районный (городской) народный суд, решение которого является окончательным39.
Не подлежит обжалованию в порядке производства постановление народного суда о наложении административного взыскания.
Законодательство об ответственности за административные правонарушения предписывает всем органам и должностным лицам строжайше соблюдать законность на всех стадиях административного процесса: возбуждение дела, расследование, рассмотрение дела и вынесение по нему постановления, рассмотрение жалобы и исполнение постановления. Обязанности по надзору за законностью этого производства возложены на прокуроров и соответствующие органы (должностных лиц), которым непосредственно подчинен орган, вынесший постановление по делу, а также народные суды (судей) по жалобам о наложении штрафа. Прокурор имеет право принести протест на постановление как по собственной инициативе, так и по жалобе лица, по поводу которого вынесено постановление, а также по жалобе потерпевшего. Протест должен рассматриваться в десятидневный срок со дня его поступления в орган, которому он адресован.
Подача жалобы в узаконенный срок приостанавливает исполнение постановления до тех пор, пока она не будет рассмотрена. Это правило не распространяется на постановления о взысканиях в виде предупреждения н административного ареста, а также в виде штрафа, взимаемого на месте.
Орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу или протест, обязан принять одно из следующих решений: оставить постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения, отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение; отменить постановление и прекратить дело; изменить меру взыскания на менее тяжкую. Если отменяется постановление с прекращением дела, то денежные суммы, возмездно изъятые и конфискованные вещи и предметы возвращаются. В случаях, когда возврат вещей и предметов невозможен, выплачивается их стоимость.
Постановление о наложении административного взыскания обязательно для исполнения всеми государственными организациями, должностными лицами и гражданами». Исполнение постановления должно быть осуществлено в пределах пятнадцати дней со дня его вручения лицом, на которое наложено взыскание, или органом, на которое возложены законом обязанности по исполнению постановления. Контроль за исполнением постановления осуществляет орган (должностное лицо), вынесший его. Не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Таковы основные правовые требования производства по делам об административных правонарушениях. Все они основаны на конституционных принципах законности и демократизма, объективности и неотвратимости применения административных мер воздействия на виновных в нарушении права.
См.: Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях // Ведомости Верховного Совета ССР. 1980. № 44. Ст. 39.
39