Научная статья на тему 'ЭКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ЭКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
санитарно-эпидемиологические требования / общеобразовательное учреждение / воздушно-тепловой режим / гигиенические требования / образовательная деятельность / расписания уроков / санитарные правила. / sanitary and epidemiological requirements / educational institution / air-thermal regime / hygienic requirements / educational activities / lesson schedules / sanitary rules.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яппарова Э. Н., Гилязов Р. М.

Статья посвящена изучению нормативно-правовых и санитарноэпидемиологических требовании образовательных учреждений к соответствию эколого-гигиеническим показателям. Мы исследовали экологогигиенические показатели образовательного учреждения. Изучив эти документы, мы выяснили как должна организоваться условия и организация обучения в общеобразовательных учреждениях, а также какие наказания будут за несоответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яппарова Э. Н., Гилязов Р. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL AND HYGIENIC ASSESSMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article is devoted to the study of the regulatory and sanitary and epidemiological requirements of educational institutions for compliance with environmental and hygienic indicators. We investigated the environmental and hygienic indicators of an educational institution. Having studied these documents, we found out how the conditions and organization of training in general education institutions should be organized, as well as what penalties will be for not meeting sanitary and epidemiological requirements.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

ЭКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ

ECOLOGICAL AND HYGIENIC ASSESSMENT OF EDUCATIONAL

INSTITUTIONS

Яппарова Э.Н., кандидат биологических наук, доцент кафедры «Биологии, экологии и химии», Башкирский Государственный Университет, Бирский филиал, г. Бирск

Гилязов Р.М., магистрант, факультет «Биологии и химии», Башкирский Государственный Университет, Бирский филиал, г. Бирск

Уаррагоуа Е.К. [email protected] СПуагоу КМ. [email protected]

Статья посвящена изучению нормативно-правовых и санитарно-эпидемиологических требовании образовательных учреждений к соответствию эколого-гигиеническим показателям. Мы исследовали эколого-гигиенические показатели образовательного учреждения. Изучив эти документы, мы выяснили как должна организоваться условия и организация обучения в общеобразовательных учреждениях, а также какие наказания будут за несоответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.

The article is devoted to the study of the regulatory and sanitary and epidemiological requirements of educational institutions for compliance with

УДК 00

Аннотация

Annotation

environmental and hygienic indicators. We investigated the environmental and hygienic indicators of an educational institution. Having studied these documents, we found out how the conditions and organization of training in general education institutions should be organized, as well as what penalties will be for not meeting sanitary and epidemiological requirements.

Ключевые слова: санитарно-эпидемиологические требования, общеобразовательное учреждение, воздушно-тепловой режим, гигиенические требования, образовательная деятельность, расписания уроков, санитарные правила.

Keywords: sanitary and epidemiological requirements, educational institution, air-thermal regime, hygienic requirements, educational activities, lesson schedules, sanitary rules.

Обучающиеся и педагоги большую часть дня проводят в школе: в классных кабинетах, в библиотеке, столовой, в спортивном зале, то есть в здании. Поэтому важно следить за экологическим состоянием среды обитания человека, так как это влияет на его работоспособность, его настроение и самочувствие.

Чтобы сохранить свое здоровье, нам необходимо знать, соответствуют ли реальные условия общеобразовательных школ к требованиям санитарных норм. Объектом нашего исследования являются санитарно-гигиенические требования к условиям обучения школьников в образовательных учреждениях.

Чтобы выяснить, соответствуют ли реальные условия общеобразовательных школ требованиям санитарно-гигиенических норм, обратимся к санитарно-эпидемиологическим требованиям (СанПин 2.4.282110) к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Они утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 и вступили в силу с 1 сентября 2011 г.

СанПиН регулирует все сферы деятельности общеобразовательных учреждений и приводит их в соответствие с современными представлениями о здоровье и благополучии детей в начальной и средней школе.

Требования СанПин направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к: размещению; территории; зданию; оборудованию помещений; воздушно-тепловому режиму; естественному и искусственному освещению; водоснабжению и канализации; помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений; режиму образовательного процесса; организации медицинского обслуживания обучающихся; санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения; соблюдению санитарных правил.

Мы в своей работе рассматриваем требования к:

- размещению общеобразовательного учреждения;

- территории общеобразовательного учреждения;

- зданию общеобразовательного учреждения;

- оборудованию помещений общеобразовательного учреждения;

- воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения;

- естественному и искусственному освещению;

- помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях;

- режиму образовательного процесса.

Санитарные правила обязательны для всех граждан, юридических лиц и частных предпринимателей, занимающихся проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией, образованием и обучением общеобразовательных учреждений.

СанПин распространяется на все общеобразовательные учреждения, реализующие программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и реализующие образовательный процесс на

основе трехступенчатых общеобразовательных программ общего образования.

Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Условием принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, территорий, помещений, оборудования и иного имущества, режима образовательного процесса, который соискатель лицензии намерен использовать для осуществления образовательной деятельности. [Санитарно-эпидемиологические ... , 2011].

Использование зданий общеобразовательных учреждений не по назначению не допускается. Территория общеобразовательного учреждения должна быть огорожена и благоустроена. На озеленение территории приходится не менее 50% территории. Допускается уменьшение площади озеленения на 10% при размещении территории общеобразовательного учреждения на границе лесных и садовых участков.

Деревья высаживаются на расстоянии не менее 15,0 метров, а кустарники-на расстоянии не менее 5,0 метров от здания учреждения. При озеленении территории не используются деревья и кустарники с ядовитыми плодами.

На территории общеобразовательного учреждения должны быть уделены последующие зоны: место отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная зоны. Можно выделить учебно-опытную зону.

При организации учебно-опытной зоны не допускается сокращение физкультурно-спортивной зоны и зоны отдыха. Физкультурно-спортивную зону рекомендуется размещать со стороны спортивного зала.

При проектировании и строительстве общеобразовательных учреждений необходимо учитывать зону отдыха для организации мобильных игр, а также для образовательных программ предусматривающие занятия на свежем воздухе.

Хозяйственная зона расположена со стороны входа в производственные помещения столовой и имеет отдельный въезд с улицы. При отсутствии централизованного теплоснабжения и централизованного водоснабжения на территории хозяйственной зоны должны быть расположены котельная и насосная с водонапорным баком.

На территории заведения должно быть наружное искусственное освещение. Уровень искусственного освещения на земле должен быть не менее 10 лет. [СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»].

Не допускается размещение на территории нефункциональных объектов и сооружений общеобразовательного учреждения.

Надзор за выполнением СанПиН осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и его территориальным исполнительным органом в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и защиты потребительского рынка в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Требования к воздушно-тепловому режиму.

Общеобразовательные учреждения должны быть оборудованы централизованными системами отопления и вентиляции, которые должны соответствовать проектно-строительным нормам жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры микроклиматических и воздушных условии.

Во внеучебное время, при отсутствии детей в помещениях общеобразовательного учреждения, температура должна поддерживаться не менее 15 ° С.

В помещениях учебных заведений относительная влажность воздуха должна составлять 40 - 60%, скорость движения воздуха-не более 0,1 м / с.

Занятия физической культуры и спортивных секций должны проводиться в хорошо проветриваемых спортивных залах.

Температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 - 24 С°; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17 - 20 С°; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната - 20 - 24 С°; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала - 20 - 22 С°, душевых - 25 С°.

Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами. [Санитарно-эпидемиологические ... , 2014].

Гигиенические требования к режиму образовательной деятельности.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

Учебная программа составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Внеклассные мероприятия должны быть запланированы на те дни, когда количество обязательных занятий минимально. Рекомендуется сделать перерыв не менее 45 минут между началом факультативов и последним уроком.

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4-м уроках.

Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60 - 80%.

Чтобы предотвратить усталость и поддерживать оптимальный уровень работоспособности в течение недели, учащиеся должны иметь легкий учебный день в четверг или пятницу.

Продолжительность перерывов между уроками составляет не менее 10 минут, большой перерыв (после 2 - го или 3-го урока) - 20-30 минут. Вместо одного большого перерыва разрешается после 2-го и 3-го уроков установить два перерыва, по 20 минут каждый.

Использование инновационных образовательных программ и технологий в учебном процессе, расписании уроков и режимах обучения возможно при отсутствии отрицательного воздействия на функциональное состояние и здоровье учащихся.

Во время урока необходимо чередовать различные виды учебной деятельности (кроме контрольной).

После применения технических мероприятий, связанных со зрительным напряжением, необходимо выполнить комплекс упражнений для предотвращения утомления глаз, а в конце урока - физические упражнения для предотвращения общего утомления. [СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»].

Гигиенические рекомендации к расписанию уроков.

Биоритмологический оптимум умственной работоспособности детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В это время происходит эффективное усвоения материала.

Неодинаковая умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Его уровень повышается в середине недели и остается низким по понедельникам и пятницам.

Поэтому распределение учебной нагрузки на неделю строится таким образом, чтобы ее максимальный объем соответствовал вторникам и (или) средам. В эти дни расписание уроков включает предметы, которые соответствуют наивысшему баллу по весу или среднему баллу по весу и самому низкому баллу по шкале, но больше, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала и контрольную работу следует проводить на уроках 2-4 в середине учебной недели.

Предметы, которые требуют больше времени для подготовки к домашнего задания, не следует группировать в один день.

Физическую культуру рекомендуется ставить на последние уроки.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме должно приходиться на вторник и (или) среду.

Требования санитарного законодательства для образовательных организаций

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и воспитания обучающихся и воспитанников определены статьей 28 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Он гласит, что дошкольные и другие образовательные учреждения, независимо от их организационно-правовых форм, должны принимать меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья учащихся и учащихся, включая меры по организации их питания, и соблюдать требования санитарных норм законодательства.

С 21 октября 2011 г. вступила в силу новая редакция п. 2. на основании которых допускается использование программ, методов и режимов воспитания и обучения детей при наличии санитарно-эпидемиологических результатов. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств и учебных пособий, учебного оборудования, обучающей и другой издательской продукции для детей осуществляется с учетом их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям. [Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»].

Нормы санитарного законодательства, на которые ссылается статья 28 Закона № 52-ФЗ, закреплены, в частности, в следующих документах:

— СП 2.4.990-00. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских

домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Санитарные правила (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 01.11.2000);

— СанПиН 2.4.4.1204-03. 2.4.4. Гигиена детей и подростков. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 17.03.2003 № 20);

— СанПиН 2.4.4.1251-03. 2.4.4. Гигиена детей и подростков. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 № 27);

— СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189). Введены в действие с 1 сентября 2011 года);

— СанПиН 2.4.3.1186-03. 2.4.3. Учреждения начального профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2003 № 2);

— СанПиН 2.4.5.2409-08. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45).

Согласно статьям 28 и 29 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон об образовании) федеральные органы государственной власти в сфере образования обязаны проводить обучение образовательным учреждениям в области здравоохранения, санитарных норм. При этом органы государственной власти Российской Федерации вправе в

этой части предъявлять дополнительные требования к федеральным требованиям к подведомственным образовательным учреждениям.

Прочие нормативные правовые акты, касающиеся санитарных требований к образовательным организациям

Статья 33.1 Закона об образовании устанавливает общие требования к лицензированию образовательной деятельности. В частности, необходимо лицензировать образовательную деятельность по образовательным программам образовательных учреждений, научных организаций и других организаций.

А согласно статье 40 Закона № 52-ФЗ обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии образовательной организации является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности.

Ответственность за нарушение санитарных правил

Согласно статье 55 Закона № 52-ФЗ устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства.

Административная ответственность

Административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям обучения и профессиональной подготовки, техническим, в том числе аудиовизуальным, и другим учебно-методическим средствам, учебным пособиям, а также учебникам и другой издательской продукции определяется статьей 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 6.7 КоАП РФ данное правонарушение, совершенное должностными лицами, влечет наложения штрафа - от 2000 до 3000 рублей; а

также наложению административного штрафа на юридические лица в размере от 20 000 до 30 000 рублей.

Нередко в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность, применяется статья 6.3 КоАП РФ, которая гласит, что при нарушении действующих санитарных правил и гигиенических норм, требований технических регламентов, несоблюдении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

- для граждан - от 100 до 500 рублей;

- для должностных лиц - от 500 до 1000 руб.;

- административное приостановление деятельности для юридических лиц - от 10 000 до 20 000 рублей или на девяносто дней.

Стоит отметить, что предупреждение - это административная санкция, наложенная на лицо, которому объявлен выговор. Он выдается в письменной форме и назначается впервые при административном правонарушении, когда нет риска причинения вреда или потери жизни или здоровья.

Органы Роспотребнадзора осуществляют функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и они рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3 и 6.7 КоАП РФ (ст. 23.13 КоАП РФ).

Порядок привлечения к административной ответственности за нарушение санитарного законодательства совместно с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливается административным регламентом, утвержденным приказом

Минздравсоцразвития России от 19.10.2007 № 658.

Методические рекомендации о порядке применения Регламента утверждены Роспотребнадзором 03.04.2008 № 01/3054-8-34.

Срок административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в сфере

санитарно-эпидемиологического благополучия населения составляет один год со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Уголовная ответственность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перечислим некоторые положения УК РФ, которые могут быть использованы в особо важных случаях:

- за нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК РФ);

- за сокрытие информации, представляющей угрозу жизни и здоровью человека (ст. 237 УК РФ);

- для производства, хранения, перевозки или реализации товаров и продукции, для выполнения или обслуживания работ, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ). [Моторыгина, 2014, с. 534]

После изучения нормативных документов можем сделать следующие выводы:

1. Прежде всего, для осуществления образовательной деятельности образовательное учреждение должно получить разрешение на такую деятельность в зависимости от соблюдения гигиенических требований к условиям обучения.

2. Гигиенические требования распространяются не только на внутренние образовательные процессы, но и местоположение здания, и организацию прилегающих территорий.

3. Есть четкие требования к помещениям и оборудованию, где приводится численная информация о вместимости того или иного помещения, а также соответствии оборудования росту, физическим способностям и иным характеристикам обучающихся.

4. Для улучшения эффективности работы и избежания заболеваний требуется соблюдать требования к воздушно-тепловому режиму.

5. На основании существующих коэффициентов освещенности и в зависимости от предназначения того или иного помещения, устанавливаются определенные для каждой конкретной ситуации осветительные приборы.

6. Разрабатываются определенные допустимые показатели нагрузки для каждого года обучения, и в соответствии с ними составляется расписание уроков, а также определяется длительность перерывов и допустимое комбинирование предметов в течение учебного дня.

7. Для достижения наибольшей эффективности с наименьшим вредом для здоровья разрабатываются специальные упражнения, рассчитанные на смену деятельности и снятие утомления в течение образовательного процесса.

Литература

1. Моторыгина, И. В. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в ДО. Комментарии специалиста к СанПин / И.В. Моторыгина. - М.: Учитель, 2014. - 534 а

2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901859404, свободный. - (Дата обращения: 27.10.2020).

3. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901865498, свободный. - (Дата обращения: 26.10.2020).

4. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901835064, свободный. - (Дата обращения: 28.10.2020).

5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.3049-13. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 382 а

6. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10. -М.: Перспектива, 2011. - 424 c.

Literature

1. Vtorygina, I. V. Sanitary-epidemiological requirements to the device, content and organization mode of work in TO. Comments of a specialist to the SanPiN / I. V. Motorygina. - M.: Teacher, 2014. - 534 p.

2. SanPiN 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Hygienic requirements for natural, artificial and combined lighting of residential and public buildings" [Electronic resource]. -Access mode: http://docs.cntd.ru/document/901859404, free. (Date of application: 27.10.2020).

3. SanPiN 2.2.2/2.4.1340-03 "Hygienic requirements for personal electronic computers and organization of work" [Electronic resource]. - Access mode: http://docs.cntd.ru/document/901865498, free. - (Accessed: 26.10.2020).

4. Sanitary and epidemiological rules of SanPiN 2.4.2.1178-02 "Hygienic requirements for educational conditions in General education institutions" [Electronic resource]. - Access mode: http://docs.cntd.ru/document/901835064, free. (Date of application: 28.10.2020).

5. Sanitary and epidemiological rules and regulations. SanPiN 2.4.1.3049-13. -Moscow: Detstvo-Press, 2014. - 382 p.

6. Sanitary and epidemiological requirements for the conditions and organization of education in General education institutions. SanPiN 2.4.2.2821-10. -Moscow: Perspektiva, 2011. - 424 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.