УДК 141.1
Л.А. Зеленое, доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВО «ННГАСУ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65
МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ МОНИЗМ
Ключевые слова: монизм, плюрализм, материализм, идеализм, диалектика, постмодернизм, мировоззрение.
В статье констатируется утверждение плюралистических взглядов в границах всех
типов мировоззрения и обосновывается необходимость и возможность диалектико-
материалистического монизма.
Состояние расшатанной «социальной наследственности» с закономерными социальными мутациями самого разного вида - характерная черта духовного мира постперестроечного россиянина. В повседневно-обыденной среде жизнедеятельности российского народа это проявляется в аморфных диспозициях людей (оппозициях, контрпозициях, пропозициях) четырех типах мировоззрения:
1) народном (традиционалистском) мировоззрении: возрождаются языческие, шаманские, суеверные, магические, колдовские, знахарские обычаи-обряды-традиции с обязательным спекулятивно-мошенническим корыстным сопровождением, усиливающим отчуждение человека от истинного, адекватного мере человека образа жизни;
2) мифологическом (символическом) мировоззрении: воспроизводятся или вновь создаются ложные культовые символы-мифы счастливого бытия, связанные с чувством обладания, а не деятельности, деньгами, богатством, роскошью, вещами, брендами, собственностью, властью, что еще более усиливает отчуждение человека от истинных родовых качеств человеческой меры;
3) религиозном (догматическом) мировоззрении: оживляются или модифицируются сотни (более 600) специфических конфессиональных видов веры в сверхъестественное, распыляющих и трансформирующих единые принципы традиционных мировых религий (мормоны, адвентисты, меннониты, баптисты, иеговисты, старообрядцы, лютеране, протестанты, кришнаиты, шииты, сунниты, фундаменталисты, сионисты, конфуцианты...), что приводит к отчуждению человека и от последней спасительной надежды - от веры;
4) художественном (образном) мировоззрении: корыстно-коммерческое процветание антиреалистических низкопробных симулякров, имитаций, модных имиджей (ташизм, фовизм, дадаизм, сюрреализм, супрематизм, дивизионизм, пуантелизм, опарт, эль-арт, постмодернизм...), усиливающих отчуждение человека от реальной жизни и уводящих его в мир виртуальных фантазий.
В высшей сфере жизни, в научно-философских спекуляциях аморфные диспозиции проявляются разноцветно в двух оставшихся типах мировоззрения, в которых спасается интеллигенция;
5) научном (номологическом) мировоззрении, представленном всем многочисленным (1600) отрядом наук: возникает множество квази-научных (донаучных, околонаучных, псевдонаучных и даже антинаучных) направлений, течений, школ, центров, спекулирующих на позитивных достижениях наук (астрономии, психологии, физики, химии, кибернетики, геологии...) и на поставленных, но еще нерешенных научных проблемах (астрология, экстрасенсорика, телепатия, трансформация генетических программ, НЛО, внеземные цивилизации, дети-индиго, архаические культуры ацтеков, инков, майи, коды индийских Вед, загадочные гипербореи, палеонтологические находки...), что деформирует научное сознание ученых, отчуждает их от рациональ-
ного пути достижения истинного знания и погружает в мистическое болото иррациональных оккультных исканий;
6) философском (концептуальном) мировоззрении: в нем в условиях специфической концептуальной толерантности процветают амбициозные до нарциссизма философские учения, направления, течения, школы, питаемые эгоистическим солипсизмом, постмодернистским плюрализмом, прагматическим субъективизмом и прошлыми религиозно-философскими концепциями. Точно и аргументировано эти позиции в современной России оценил профессор М.В. Бахтин, составитель энциклопедического словаря «Философы современной России» [1]. Ретроградные позиции российских философов наносят урон авторитетности философии в глазах науки и общественного мнения. А ведь именно философия обязана (Гегель, Маркс, Маркузе, Сартр, Фромм) подсказать человеку пути преодоления отчуждения от универсума и от себя.
Во всех 6 аспектах анализа мы обратили внимание на общее аморфное состояние мировоззренческих позиций людей - на плюрализм, который противоположен монизму. Эти два понятия имеют философский статус, и они в виде конвенционального дуализма или толерантного плюрализма, двух противоположностей монизма давно представлены в философском мировоззрении (стоики, скептики, схоласты, томисты, кантианцы, прагматисты, постмодернисты).
Дорога от монизма к дуализму-плюрализму проходит через скептицизм, который сознательно уходит от однозначных ответов на вечные вопросы бытия о возможности познания (гностики - агностики), об истинности знания (абсолютное - относительное), о характере изменений (качество - количество), о состоянии объектов (движение - покой), о детерминанте явлений (материя - сознание), об бусловленности (каузальности) состояний объектов (необходимость - случайность) и т.д. Отступления от монистической, однозначно-истинной трактовки самых разных явлений и переход на удобные, примиренческие позиции дуализма или плюрализма объясняются несколькими причинами вполне рационального характера.
Во-первых, игнорирование диалектики с ее сущностным принципом поляризации, предполагающим единство противоположностей, а значит исключающим истинность двух толерантных равнозначных полярностей (материализм и идеализм, фатализм и волюнтаризм, объективизм и субъективизм, гностицизм и агностицизм...) или истинность растерянной всеядности плюрализма! («все кошки хороши...», «пусть расцветают все цветы...», «о вкусах не спорят...», «каждый прав по-своему...», «на вкус, на цвет товарища нет...).
Метафизическая двусторонность и всеядность определяют и оправдывают существование на планете аморализма, утраты, угрызений совести, безответственности, двойных стандартов, вялотекущих конфликтов, замороженных болевых точек, лукавой статистики, хитроумных «дипломатических истин» и т.д., то есть в целом аморфной неопределенности. Обо всем этом нам приходилось писать неоднократно, например, в связи с иррациональным существованием 550 определений понятия «культура» [2].
Диалектика исповедует принципы всесторонности, многомерности, многоаспект-ности анализа явлений, которые объективно этой всесторонностью, многомерностью, многоаспектностью обладают, но она призывает выделять доминанты сторон, мер, аспектов или единство их в системной целостности объектов: диалектическая системность товара, деятельности сознания, меры человека, культуры, собственности, материи, истины, пространства, движения...
Во-вторых, игнорирование принципиального отличия предмета и объекта. Проблема эта была поставлена и решена профессором Лекторским в начале 60-х годов в докторской диссертации и серии статей в «Вопросах философии». Она остается актуальной до сих пор, о чем говорят нормативные требования ВАК к диссертациям. Можно исключить качественную сторону решения проблемы разграничения предмета и объекта исследования (что первично?), но важен сам факт такого разграничения.
Например, с нашей точки зрения предмет онтологически (независимо от субъекта) многогранен, многоаспектен, многосторонен, а объект гносеологически (в зависимости от субъекта) - это грань, аспект, сторона предмета, выделенная познающим субъектом. Это разграничение предмета и объекта объясняет столкновение различных субъектов, когда они один и тот же предмет начинают рассматривать, оценивать с разных сторон, принимая точку зрения оппонента идентичной своей: предмет один, а объектов может быть столько, сколько субъектов. С позитивистской позиции эту проблему основательно анализировал, например, Бродер Христиансен в своей монографии «Философия искусства» [3].
Не затрудняя себя уточнением «объектной грани» предмета, субъекты спора могут дуалистически или плюралистически согласиться со своими противоречивыми позициями, оценками: человек и добр, и зол; частная собственность и хороша, и плоха; рынок - полезен, вреден, закономерен, случаен, нужен, не нужен...
Постмодернизм и предлагает обывателю спасительный выход: плюрализм истин! Постмодерн господствует на планете: помесь «нижегородского» с «французским»!
В-третьих, игнорирование принципа конкретности конкретного анализа конкретной ситуации (души марксизма - В.И. Ленин). Предмет или объект исторически меняется в пространстве и времени, качественно и количественно, качествами и свойствами, отношениями и связями, поэтому и рассматривать, оценивать его необходимо с позиций этих всесторонних изменений. Отсутствие учета этого фактора приводит не только ко всем знакомому метафизическому догматизму консерваторов, ретроградов, но и к метафизическому релятивизму, являющемуся в толерантной оболочке плюрализма.
Жесткой определенности диалектико-материалистического монизма противостоит не только релятивистский плюрализм, который процветает сегодня, но и догматический монизм вульгарно-материалистического или идеалистического характера.
Если «вульгарный материализм» с однозначным монизмом «первичности материи», «абсолютности экономики» еще продолжает вызывать негативное к себе отношение, то идеалистический монизм в форме культивирования первичности духа, сознания находит свою поддержку не только в богословских догматах, но и в концепциях реставрированной религиозной философии России XIX века: К. Леонтьев, В. Розанов, В. Соловьев, Л. Шестов, П. Бердяев, Н. Трубецкой... Аргументированную критику идеалистического монизма одного из известных российских философов П.П. Гай-денко с позиций диалектико-материалистического монизма дает профессор М.М. Прохоров в содержательной статье в «Вестнике РФО» [4]. Он делает это на основе анализа идеалистического текста П.П. Гайденко в ее «постперестроечных» монографиях: «Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века» [5], «Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке» [6].
Подобные религиозно-идеалистические повороты в философских учениях представлены у многих авторов, ранее стоявших на позициях марксистского диалектического и материалистического монизма.
Список литературы:
[1] Бахтин М.В. Философы современной России / М.В. Бахтин. - М.: ИФ РАН, РФО, 2015. -С. 4-6.
[2] Зеленов Л.А. Философия культуры / Л.А. Зеленов, А.С. Балакшин, А.А. Владимиров. -Н.Новгород: ВГАВТ, 2013; Зеленов, Л.А. Системно-типологический анализ культуры / Л.А. Зеленов, А.С. Балакшин, А.А. Владимиров. - Н.Новгород: ВГАВТ, 2009; Зеленов, Л.А. Основы теоретической культурологи / Л.А. Зеленов, А.С. Балакшин, А.А. Владимиров. -Н.Новгород: ВГАВТ, 2015; Зеленов, Л.А. Методологический потенциал философии / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров. - Н.Новгород: ВГУВТ, 2016.
[3] Христиансен Б. Философия искусства / Б. Христиансен. - СПб.: Шиповник, 1911. - 350 с.
[4] Прохоров М.М. Время и/или вечность: Социальные корни «религиозного поворота» в философии // Вестник РФО. - 2008. - № 2(46). - С. 115-119.
[5] Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века / П.П. Гайденко. -М., 1997.
[6] Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке / П.П. Гайденко. - М., 2006.
MATERIALISTIC MONISM
L.A. Zelenov
Key words: monism, pluralism, materialism, idealism, dialectisc, postmodernism, world outlook
In this article the pluraltic views assertion within all the world outlook types is stated. The dialectic-materialistic monism necessity and possibility is substantiated.
Статья поступила в редакцию 10.02.2016 г.
УДК 316
В.А. Щуров, д.ф.н, профессор ННГУ им. Н.И. Лобачевского
Д.Ю. Шаталов-Давыдов, к.ф.н., ассистент ННГУ им. Н.И. Лобачевского
603950, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23
АДАПТАЦИЯ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: МЕТАЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДОЛГОСРОЧНОЙ СТРАТЕГИИ ПО БОРЬБЕ С ИЗМЕНЕНИЕМ КЛИМАТА
Ключевые слова: адаптация, устойчивое развитие, НАМА
Статья рассматривает формирование концепции адаптации в системе ООН применительно к устойчивому развитию, анализируется отношение адаптации к основным концепциям устойчивого развития.
Теория устойчивого развития, возникшая как ответ на глобальные угрозы человечества, с момента своего возникновения претерпела множество трансформаций. Так она пережила экологистский период, когда основным вопросом для анализа являлось загрязнение и ограничение вредных выбросов, и антропоцентристский период, когда анализировалось развитие человека и, соответственно, превыше всего ставился социально-экономический блок. В современном своем состоянии устойчивое развитие взаимодействует с концепцией адаптации, которая видится элементом долгосрочной стратегии по борьбе с изменением климата.
Нам видится важным развести концепцию адаптации и само явление. Так явлением адаптации будут действия связанные с предотвращением негативных климатических изменений, например, строительство дамб и плотин, предотвращающих разлив рек, а концепцией адаптации - направление в концепции устойчивого развития, вписывающее различные стратегии адаптации в общую долгосрочную стратегию устойчивого развития. Таким образом, различие заключается в разведении явления (деятельности) и его концептуального описания, что, естественно, переносит нас на территорию металингвистического подхода. Концептуальное описание деятельности по адаптации оказывается неумолимо вписанным в «большую теорию», разделяет с ней ее предметную область, становясь не описанием деятельности, а неотъемлемым эле-