УДК 373.2
Сырман И.В студент 5 курс, отделение психологии и дефектологии ГБОУВО «Ставропольский государственный педагогический институт»,
Россия, г. Ставрополь МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Аннотация: Статья посвящена проблеме умственного развития детей старшего дошкольного возраста, посредством использования в образовательном процессе математических игр. Предназначается для широкого круга читателей.
Ключевые слова: дошкольный возраст; математические игры; обучение; воспитание; развитие; интеллектуальное развитие.
Syrman I.V. student
5 course, department of psychology and defectology GBOU VO "Stavropol State Pedagogical Institute",
Russia, Stavropol MATH GAMES AS A DIDACTIC TOOL OF MENTAL DEVELOPMENT OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE
Annotation: the Article is devoted to the problem of mental development of preschool children through the use of mathematical games in the educational process. It is intended for a wide range of readers.
Keywords: preschool age; mathematical games; training; education; development; intellectual development.
Отечественные и зарубежные ученые считали дошкольное детство оптимальным периодом, характеризующим процесс становления воспитания, а так же умственного развития (Ф. Фребель, М. Монтесори, А.П. Усова, А.В. Запорожец, Л.А. Венгера, Н. Поддьяков .). В существующих исследованиях неоднократно отмечалось, то, что возможности умственного развития детей старшего дошкольного возраста гораздо выше: стоит заметить, что ребенок может не только осознавать внешние наглядные особенности предметов и явлений, а так же способен уточнять представления об общих связях, которые лежат в основании природных и социальных явлений, но и овладевать способами анализа и решения разного рода задач.
Умственное развитие - это не только комплекс качественных и количественных изменений, которые происходят в мыслительных процессах в виду возрастных особенностей под влиянием среды, но и преднамеренно
организованных воспитательных и обучающих воздействий, собственной компетенции ребенка (Л.А. Венгер). Об умственном развитии ребенка стоит судить не только по объему, характеру и сущности знаний, но и по степени сформированности познавательных процессов, таких как: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание; а также по способности к индивидуальному творческому познанию.
С раннего возраста у ребенка дошкольного возраста формируется комплекс индивидуальных умений к накоплению знаний,
совершенствованию мыслительных операций, иначе говоря, развивается его ум. В старшем дошкольном возрасте стоит отметить, в большей или меньшей степени появляются следующие интеллектуальные свойства: быстрота, широта, критичность, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность. Следовательно, умственное развитие дошкольников обуславливается совокупностью социальных и биологических факторов, между каковыми направляющую, обогащающую, а также систематизирующую функцию реализует умственное обучение и воспитание.
Умственное воспитание - это последовательное направленное воздействие взрослых на умственное совершенствование детей с целью передачи знаний, нужных для всестороннего развития, приспособления к окружающей жизни и формирования на этой почве познавательных процессов, навыка применять усвоенное знание в деятельности (А.Б. Усова)
Основным характерным признаком умственного развития ребенка дошкольного возраста выступает - доминирование образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особенными возможностями. Умственное воспитание ребенка, как отмечал А.Н. Леонтьев, «нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств, и других черт, образующих его духовный облик».
Главная ипостась умственного воспитания детей дошкольного возраста - формирование познавательной деятельности, в процессе которой ребенок учиться осознавать окружающий мир: игра, прогулка, труд, занятия, общение с взрослыми и сверстниками.
Познавательная деятельность реализуется в формах восприятия, когда ребенок познает свойства внешних предметов в их совокупности и мышления, когда ребенок познает внутренние скрытые свойства, связи между предметами и явлениями (причинно-следственные, временные и другие связи).
Е.И. Корзакова в своих трудах сравнивала усвоение детьми старшего дошкольного возраста высших логических операций в различных ситуациях. Ими служили: игровые, практические и ситуации прямого обучения на занятиях. В итоге исследования был сделан вывод о том, что только дети старшего дошкольного возраста способны достигать определённых результатов в ситуациях прямого обучения, но данные
результаты гораздо ниже полученных в практической и игровой деятельности. Подобные данные были установлены З.М. Истоминой по произвольному запоминанию и З.М. Богуславской, работавшей над исследованием, усвоения детьми 3-7 лет обобщённых понятий.
Особенностью учебных задач является то, что существенной целью работы детей выступает усвоение общих приемов выделения свойств понятий при решении отдельного класса конкретно-практических задач. Мыслительные действия ребёнка дошкольного возраста направлены на воспроизведение примеров данных общих способов. Они дополняются действиями контроля и оценки.
Кроме всего прочего, важным условием развития мышления представляется включение детей в деятельность, в процессе которой могла бы ярко проявиться их активность в границах нестандартной, неоднозначной ситуации.
Н.Н. Поддъяков обращает внимание на то, что центральным моментом формирования мыслительной деятельности дошкольников выступает перенацеливание сознания ребёнка с итогового результата, который нужно получить в процессе задания, на способы выполнения данного задания. Перенацеливание на способы действия подготавливает дошкольника к осознанию своих деяний, ведёт к росту произвольности и контроля своей деятельности, что выступает одной из посылок формирования логического мышления. Стоит заметить, что само перенацеливание представляет собой довольно сложный процесс.
Мышление ребёнка имеет непосредственную и тесную связь с его знаниями. К возрасту шести лет его интеллектуальный кругозор довольно велик. В научных трудах, приведенных Н.Г. Коленцевой и её коллегами, отмечены интересные данные касаемые знаний, формирующихся в дошкольном возрасте у детей.
Здесь обнаруживаются две противоречивые тенденции [47]:
- Первая - в ходе мыслительной деятельности осуществляется расширение объёма и углубление познаний об окружающем мире. Эти устойчивые знания образуют ядро познавательной сферы дошкольника.
- Вторая - в ходе мыслительной деятельности развивается и растёт круг неопределённых, не очень ясных знаний, выступающих в форме вопросов, а также догадок, предположений,
Эти развивающиеся знания представляются мощным стимулятором умственной активности детей дошкольного возраста. В процессе взаимодействия этих тенденций неопределённость знаний минимизируется -они уточняются, проясняются и перерастают в определённые знания путем формирования логических операций.
В классической педагогике собственно формированию определённых знаний, уделяется большее внимание. Стоит отметить, что данная позиция не представляется оптимальной. На первый взгляд, укрепляется база знаний, на которой будет строиться школьное. Но в свою очередь, переход
развивающихся диффузных знаний в стабильные, ведёт к уменьшению умственной активности.
Реализация специфических возрастных возможностей умственного развития в период дошкольного детства осуществляется благодаря участию детей дошкольного возраста в соответствующих их возрасту видах деятельности. Основным видом деятельности в данный период детства выступает игра. Комбинирование возрастного и индивидуального подходов в игровой деятельности, ее самостоятельный и творческий характер позволяет обеспечить эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие детей старшего дошкольного возраста. Вместе с тем, игра является еще и приоритетным средством необходимым для умственного воспитания детей дошкольного возраста. В начале - это дидактические игры, целью которых является умственное развитие ребенка. С их помощью можно реализовать различные режимные моменты ребенка дошкольного возраста, стоит отметить, что дидактические игры связаны не только со словом, но и с предметами или моделями, с явлениями жизни. Следовательно, дидактические игры позволяют дошкольникам расширять кругозор, обогащать словарь, развивать познавательную активность.
Математические игры по большей части считаются дидактическими, даже в случае если некоторые их типы носят только занимательный характер. В ходе реализации математических игр закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько же), умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени. Особый интерес вызывает формирование умения группировать предметы по признакам (свойствам), сначала по одному, а затем по двум (форма и размер). Большая часть математических игр ориентирована на развитие логического мышления, а если быть более точным, на умение устанавливать элементарные закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру, нахождение пропущенной в ряду фигуры и т.д.
Таким образом, в процессе игры с математическим содержанием у дошкольников формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности, развиваются приёмы познавательной, собственно-волевой и эмоциональной саморегуляции.
Благодаря таким играм у дошкольников формируется радость от инициативного действия, происходит новый толчок развития социальных эмоций во взаимодействии с взрослыми и сверстниками.
На основе детской любознательности впоследствии формируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужит основой для формирования теоретического мышления; развитие произвольности даёт возможность преодолевать трудности при решении учебных задач; овладение элементами специальных языков, характерных для отдельных видов математических игр, станет основой усвоения математики в школе.
Использованные источники:
1. Агеева, С.И. Обучение с увлечением / С.И. Агеева. - М.: Просвещение, 2012. - 64 с.
2. Бунина, Л. Развиваем логическое мышление / Л. Бунина // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. - с. 59-62.
3. Богуславская, З.М. Развивающие игры детей дошкольного возраста / З. М. Богуславская. - М.: Дрофа, 2015. - 89 с.
4. Веклерова, Х.М. Формирование логических структур у старших дошкольников / Х.М. Веклерова. - Обнинск: Светоч, 2013. - 87 с.
5. Доценко, Е. В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях / Е. В. Доценко. - Волгоград: Учитель, 2012. - 297 с.
6. Ермакова, Е. С. Развитие гибкости мышления детей: Дошкольный и младший школьный возраст: Учебно-методическое пособие / Е. С. Ермакова. СПб.: Речь, 2012. - 109 с.
УДК:372.34
Тахтарова Ф.Ш. обучающаяся группы ЗДО-З-5-14 факультета психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно -педагогический университет» РФ, Республика Крым, г. Симферополь РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К СКАЗКАМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: в статье раскрыты педагогические возможности иллюстраций к сказкам как средства формирования пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста. Рассматривая с детьми любые картинки, иллюстрации в книге, необходимо учить их осмысливать положение каждого предмета и его взаимоотношения с другими предметами. Это позволяет раскрывать смысловые отношения, связывающие предметы между собой. Детям нужно объяснить, что основным средством выразительности в книжной графике является рисунок - пространственная характеристика образа, переданная через изображение внешности: формы, строения, позы, движения, жеста, мимики, раскрывающих внутреннюю сущность, характер героя, его эмоциональное состояние с помощью разнообразных выразительных точек, линий, штрихов.
Ключевые слова: иллюстрации к сказкам, пространственные представления, дети среднего дошкольного возраста.