Научная статья на тему 'МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PRESCHOOL AGE / MATHEMATICAL GAMES / TRAINING / EDUCATION / DEVELOPMENT / INTELLECTUAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сырман И.В.

Статья посвящена проблеме умственного развития детей старшего дошкольного возраста, посредством использования в образовательном процессе математических игр. Предназначается для широкого круга читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сырман И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATH GAMES AS A DIDACTIC TOOL OF MENTAL DEVELOPMENT OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

The Article is devoted to the problem of mental development of preschool children through the use of mathematical games in the educational process. It is intended for a wide range of readers.

Текст научной работы на тему «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 373.2

Сырман И.В студент 5 курс, отделение психологии и дефектологии ГБОУВО «Ставропольский государственный педагогический институт»,

Россия, г. Ставрополь МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Аннотация: Статья посвящена проблеме умственного развития детей старшего дошкольного возраста, посредством использования в образовательном процессе математических игр. Предназначается для широкого круга читателей.

Ключевые слова: дошкольный возраст; математические игры; обучение; воспитание; развитие; интеллектуальное развитие.

Syrman I.V. student

5 course, department of psychology and defectology GBOU VO "Stavropol State Pedagogical Institute",

Russia, Stavropol MATH GAMES AS A DIDACTIC TOOL OF MENTAL DEVELOPMENT OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

Annotation: the Article is devoted to the problem of mental development of preschool children through the use of mathematical games in the educational process. It is intended for a wide range of readers.

Keywords: preschool age; mathematical games; training; education; development; intellectual development.

Отечественные и зарубежные ученые считали дошкольное детство оптимальным периодом, характеризующим процесс становления воспитания, а так же умственного развития (Ф. Фребель, М. Монтесори, А.П. Усова, А.В. Запорожец, Л.А. Венгера, Н. Поддьяков .). В существующих исследованиях неоднократно отмечалось, то, что возможности умственного развития детей старшего дошкольного возраста гораздо выше: стоит заметить, что ребенок может не только осознавать внешние наглядные особенности предметов и явлений, а так же способен уточнять представления об общих связях, которые лежат в основании природных и социальных явлений, но и овладевать способами анализа и решения разного рода задач.

Умственное развитие - это не только комплекс качественных и количественных изменений, которые происходят в мыслительных процессах в виду возрастных особенностей под влиянием среды, но и преднамеренно

организованных воспитательных и обучающих воздействий, собственной компетенции ребенка (Л.А. Венгер). Об умственном развитии ребенка стоит судить не только по объему, характеру и сущности знаний, но и по степени сформированности познавательных процессов, таких как: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание; а также по способности к индивидуальному творческому познанию.

С раннего возраста у ребенка дошкольного возраста формируется комплекс индивидуальных умений к накоплению знаний,

совершенствованию мыслительных операций, иначе говоря, развивается его ум. В старшем дошкольном возрасте стоит отметить, в большей или меньшей степени появляются следующие интеллектуальные свойства: быстрота, широта, критичность, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность. Следовательно, умственное развитие дошкольников обуславливается совокупностью социальных и биологических факторов, между каковыми направляющую, обогащающую, а также систематизирующую функцию реализует умственное обучение и воспитание.

Умственное воспитание - это последовательное направленное воздействие взрослых на умственное совершенствование детей с целью передачи знаний, нужных для всестороннего развития, приспособления к окружающей жизни и формирования на этой почве познавательных процессов, навыка применять усвоенное знание в деятельности (А.Б. Усова)

Основным характерным признаком умственного развития ребенка дошкольного возраста выступает - доминирование образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особенными возможностями. Умственное воспитание ребенка, как отмечал А.Н. Леонтьев, «нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств, и других черт, образующих его духовный облик».

Главная ипостась умственного воспитания детей дошкольного возраста - формирование познавательной деятельности, в процессе которой ребенок учиться осознавать окружающий мир: игра, прогулка, труд, занятия, общение с взрослыми и сверстниками.

Познавательная деятельность реализуется в формах восприятия, когда ребенок познает свойства внешних предметов в их совокупности и мышления, когда ребенок познает внутренние скрытые свойства, связи между предметами и явлениями (причинно-следственные, временные и другие связи).

Е.И. Корзакова в своих трудах сравнивала усвоение детьми старшего дошкольного возраста высших логических операций в различных ситуациях. Ими служили: игровые, практические и ситуации прямого обучения на занятиях. В итоге исследования был сделан вывод о том, что только дети старшего дошкольного возраста способны достигать определённых результатов в ситуациях прямого обучения, но данные

результаты гораздо ниже полученных в практической и игровой деятельности. Подобные данные были установлены З.М. Истоминой по произвольному запоминанию и З.М. Богуславской, работавшей над исследованием, усвоения детьми 3-7 лет обобщённых понятий.

Особенностью учебных задач является то, что существенной целью работы детей выступает усвоение общих приемов выделения свойств понятий при решении отдельного класса конкретно-практических задач. Мыслительные действия ребёнка дошкольного возраста направлены на воспроизведение примеров данных общих способов. Они дополняются действиями контроля и оценки.

Кроме всего прочего, важным условием развития мышления представляется включение детей в деятельность, в процессе которой могла бы ярко проявиться их активность в границах нестандартной, неоднозначной ситуации.

Н.Н. Поддъяков обращает внимание на то, что центральным моментом формирования мыслительной деятельности дошкольников выступает перенацеливание сознания ребёнка с итогового результата, который нужно получить в процессе задания, на способы выполнения данного задания. Перенацеливание на способы действия подготавливает дошкольника к осознанию своих деяний, ведёт к росту произвольности и контроля своей деятельности, что выступает одной из посылок формирования логического мышления. Стоит заметить, что само перенацеливание представляет собой довольно сложный процесс.

Мышление ребёнка имеет непосредственную и тесную связь с его знаниями. К возрасту шести лет его интеллектуальный кругозор довольно велик. В научных трудах, приведенных Н.Г. Коленцевой и её коллегами, отмечены интересные данные касаемые знаний, формирующихся в дошкольном возрасте у детей.

Здесь обнаруживаются две противоречивые тенденции [47]:

- Первая - в ходе мыслительной деятельности осуществляется расширение объёма и углубление познаний об окружающем мире. Эти устойчивые знания образуют ядро познавательной сферы дошкольника.

- Вторая - в ходе мыслительной деятельности развивается и растёт круг неопределённых, не очень ясных знаний, выступающих в форме вопросов, а также догадок, предположений,

Эти развивающиеся знания представляются мощным стимулятором умственной активности детей дошкольного возраста. В процессе взаимодействия этих тенденций неопределённость знаний минимизируется -они уточняются, проясняются и перерастают в определённые знания путем формирования логических операций.

В классической педагогике собственно формированию определённых знаний, уделяется большее внимание. Стоит отметить, что данная позиция не представляется оптимальной. На первый взгляд, укрепляется база знаний, на которой будет строиться школьное. Но в свою очередь, переход

развивающихся диффузных знаний в стабильные, ведёт к уменьшению умственной активности.

Реализация специфических возрастных возможностей умственного развития в период дошкольного детства осуществляется благодаря участию детей дошкольного возраста в соответствующих их возрасту видах деятельности. Основным видом деятельности в данный период детства выступает игра. Комбинирование возрастного и индивидуального подходов в игровой деятельности, ее самостоятельный и творческий характер позволяет обеспечить эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие детей старшего дошкольного возраста. Вместе с тем, игра является еще и приоритетным средством необходимым для умственного воспитания детей дошкольного возраста. В начале - это дидактические игры, целью которых является умственное развитие ребенка. С их помощью можно реализовать различные режимные моменты ребенка дошкольного возраста, стоит отметить, что дидактические игры связаны не только со словом, но и с предметами или моделями, с явлениями жизни. Следовательно, дидактические игры позволяют дошкольникам расширять кругозор, обогащать словарь, развивать познавательную активность.

Математические игры по большей части считаются дидактическими, даже в случае если некоторые их типы носят только занимательный характер. В ходе реализации математических игр закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько же), умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени. Особый интерес вызывает формирование умения группировать предметы по признакам (свойствам), сначала по одному, а затем по двум (форма и размер). Большая часть математических игр ориентирована на развитие логического мышления, а если быть более точным, на умение устанавливать элементарные закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру, нахождение пропущенной в ряду фигуры и т.д.

Таким образом, в процессе игры с математическим содержанием у дошкольников формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности, развиваются приёмы познавательной, собственно-волевой и эмоциональной саморегуляции.

Благодаря таким играм у дошкольников формируется радость от инициативного действия, происходит новый толчок развития социальных эмоций во взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

На основе детской любознательности впоследствии формируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужит основой для формирования теоретического мышления; развитие произвольности даёт возможность преодолевать трудности при решении учебных задач; овладение элементами специальных языков, характерных для отдельных видов математических игр, станет основой усвоения математики в школе.

Использованные источники:

1. Агеева, С.И. Обучение с увлечением / С.И. Агеева. - М.: Просвещение, 2012. - 64 с.

2. Бунина, Л. Развиваем логическое мышление / Л. Бунина // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. - с. 59-62.

3. Богуславская, З.М. Развивающие игры детей дошкольного возраста / З. М. Богуславская. - М.: Дрофа, 2015. - 89 с.

4. Веклерова, Х.М. Формирование логических структур у старших дошкольников / Х.М. Веклерова. - Обнинск: Светоч, 2013. - 87 с.

5. Доценко, Е. В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях / Е. В. Доценко. - Волгоград: Учитель, 2012. - 297 с.

6. Ермакова, Е. С. Развитие гибкости мышления детей: Дошкольный и младший школьный возраст: Учебно-методическое пособие / Е. С. Ермакова. СПб.: Речь, 2012. - 109 с.

УДК:372.34

Тахтарова Ф.Ш. обучающаяся группы ЗДО-З-5-14 факультета психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно -педагогический университет» РФ, Республика Крым, г. Симферополь РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К СКАЗКАМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: в статье раскрыты педагогические возможности иллюстраций к сказкам как средства формирования пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста. Рассматривая с детьми любые картинки, иллюстрации в книге, необходимо учить их осмысливать положение каждого предмета и его взаимоотношения с другими предметами. Это позволяет раскрывать смысловые отношения, связывающие предметы между собой. Детям нужно объяснить, что основным средством выразительности в книжной графике является рисунок - пространственная характеристика образа, переданная через изображение внешности: формы, строения, позы, движения, жеста, мимики, раскрывающих внутреннюю сущность, характер героя, его эмоциональное состояние с помощью разнообразных выразительных точек, линий, штрихов.

Ключевые слова: иллюстрации к сказкам, пространственные представления, дети среднего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.