Нуртдинова Э. Т. студент 3 курса, группы 7414/2 факультета педагогики и психологи Казанский (Приволжский) федеральный университет,
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет
Республика Татарстан, г. Елабуга Научный руководитель: Миннуллина Р.Ф., к.п.н.
доцент
Nurtdinova E. T. student 3 courses, groups 7414/2 Faculty of Education and Psychologists Kazan (Volga) Federal University, Elabuga Institute (branch) Federal State Autonomous educational institution of higher education Kazan (Volga) Federal University Republic of Tatarstan, the city of Elabuga Scientific adviser: Minnullina R.F., Ph.D.
associate Professor
ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Аннотация: В статье представлен теоретический анализ литературных источников по проблеме познавательной активности у дошкольников. Дано понятие познавательной активности, охарактеризованы формы ее проявления, показатели выраженности познавательной активности, представлена концепции игр с правилами.
Ключевые слова: Познавательная активность, игра, игровые технологии, познавание, игровая деятельность, игровое обучение.
Nurtdinova E. T. student 3 courses, groups 7414/2 Faculty of Education and Psychologists Kazan (Volga) Federal University, Elabuga Institute (branch) Federal State Autonomous educational institution of higher education Kazan (Volga) Federal University
Republic of Tatarstan, the city of Elabuga Scientific adviser: Minnullina R.F., Ph.D. associate Professor
GAMES WITH RULES AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN
Annotation: The article presents a theoretical analysis of literary sources on the problem of cognitive activity in preschool children. The concept of cognitive activity is given, the forms of its manifestation, indicators of the severity of cognitive activity are characterized, the concept of games with rules is presented.
Key words: Cognitive activity, game, game technology, cognition, game activity, game training.
Проблема развития познавательной активности личности в воспитательном процессе недостаточно изучена, хотя определено, что влияние различных факторов является заметным и важным в сложном процессе личностного роста ребенка. Эта задача успешно решается в игровой деятельности [1].
Изучение роли игры и ее соотношения с обучением занимает большое место в работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов. А. В. Запорожец считал, что нельзя противопоставлять игру учению, но необходимо выяснить, как в игре осуществляется обучение и как оно влияет на развитие способностей [3].
Исследования П. Я. Гальперина показывают, что «поэтапная отработка умственных действий и понятий» в игре обычно происходит стихийно, но при соответствующих методах руководства игрой в дидактических целях можно значительно повысить эффективность этого процесса. В своих исследованиях З.М. Богуславская обнаружила переход детей на более высокий уровень абстракции и обобщения, осуществляемый в играх. Многочисленные исследования показали, что шестилетние дети могут успешно учиться в ситуациях, приближающихся к игровым [8]. Исследования Е.С. Ермаковой по формированию гибкости мышления познавательной активности дошкольников указывают на необходимость овладения действиями замещения в игровой деятельности для развития познавательной активности [9]. Е.Е. Кравцова делает важный вывод в ходе своего исследования: «если необходимо введение игры или игровых приемов на занятии с детьми, нужно лишь задать образ, правило, сопряженные роли и отдельные предметы, и занятие превратится в игру, так как мы создадим основу для развития игры» [11].
Среди средств стимуляции познавательной активности ребенка в дошкольном возрасте особое внимание привлекает роль дидактической игры. Мы рассматриваем ее как существенный фактор и исследуем особенности использования игр с правилами для развития их познавательной активности детей старшего дошкольного возраста [7].
Ученые часто определяют взаимозависимость этих понятий (поскольку «познание» - это активная активность индивида), усиление одного понятия другим: «познавательная активность», «активность познания», «познание, направленное на поиск неизвестного» (Ф. Аквинский, Аристотель, Е. Кант, Г. Лейбниц и др.). Так, философ Аристотель, рассматривая познавательную активность ребенка, отмечает, что знание не является продуктом пассивного созерцания действительности, а возникает, развивается и функционирует в процессе активной продуктивной деятельности ребенка. Итак, в трудах философов указано, что активность познания тесно связана с познавательной активностью, они взаимосвязаны, и ребенок получает знания, то есть познает, активно действуя [2]
В. Лозова под «познавательной активностью» понимает черту личности, проявляющуюся в ее отношении к познавательной активности, что предполагает состояние готовности, стремление к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение индивидом социального опыта, накопленных человечеством способов и знаний деятельности, а также проявляется в качестве познавательной активности [6].
В философской и психолого-педагогической литературе определены основные виды познавательной активности. Так, В. В. Антропова среди них выделяет: инициативно-автономную и нормативно-гетерономную; функционирующую и потенциальную; внутреннюю и внешнюю; интегральную и ситуативную; осознанную и импульсивную; реконструктивную, репродуктивную и творческую познавательную активность. Каждый из названных видов активности имеет степень и определенные уровни обнаружения [9].
Н.Е. Веракса выделяет следующие формы проявления
познавательной активности: самостоятельно формулировать познавательную задачу и умение видеть; выбирать средства решения задачи с использованием результативных и надежных приемов и умение составлять план; понять необходимость его проверки и умение достигать результата [4].
М. Ю. Демина определяет формы проявления познавательной активности старших дошкольников: ответственность, любознательность (при потенциальной познавательной активности), добросовестность, интенсивность (при исполнительской познавательной активности), энергичность, умение выбирать средства деятельности и осуществлять
простой перенос (при реконструктивной познавательной активности), интерес, инициатива, оригинальность, самостоятельность, оптимальность (при творческой познавательной активности) [8].
Познавательная активность дошкольников развивается в постоянном движении и взаимодействии разных компонентов. Происходит трансформация косвенных мотивов в прямые мотивы действия; объект познания все время усложняется с точки зрения его усвоения дошкольниками, совершенствуются и вызревают новые способы усвоения, наступает осознание собственных изменений, которые и рассматриваются дошкольниками как главные результаты познавательной активности [11 ].
Педагог в этом процессе выступает посредником. Л. Д. Морозовой были выделены и обоснованы следующие компоненты познавательной активности: мотивационный (направление и устойчивость познавательного интереса), содержательно-операционный (путь к эффективному овладению знаниями) и волевой компонент, включающий мобилизацию силы воли детей на достижение конкретной познавательной цели [9].
К факторам, которые влияют на формирование познавательной активности дошкольника относят: общение, потребность в новых впечатлениях, общий уровень развития активности/
Показателями выраженности познавательной активности у детей являются: эмоциональная бедность ребенка в активности (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления заинтересованности; положительный эмоциональный фон целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить активность до конца); степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, свои предложения, замечания, просьбы о помощи, а также диалог с партнером о содержании деятельности) [6].
Таким образом, познавательная активность, сформированная в дошкольном возрастном периоде, является важной движущей силой познавательного развития ребенка с особыми образовательными потребностями в целом. Развитие познавательной активности определяется качественными изменениями, которые отражаются в энергетическом и содержательном показателях. Энергетический показатель характеризует заинтересованность ребенка в деятельности, настойчивость в познании.
Важное условие формирования познавательной активности -игровые технологии обучения. Игровые технологии обучения - это система взаимосвязанных элементов, представляющих собой комплекс выборочного использования составляющих, где взаимодействие и взаимоотношения приобретают характер взаимодействия компонентов, направленных на достижение запланированного дидактического
результата [5].
В основе игрового обучения лежит игра. Она представляет собой особое отношение ребенка к окружающему миру. Игровая деятельность (игра) - разновидность активной деятельности детей, в процессе которой они овладевают общественными функциями, отношениями и родным языком как средством общения между людьми. Игровая деятельность является своего рода детским моделированием социальных отношений. При умелом и правильном руководстве со стороны взрослых, игровая деятельность формирует эмоциональную, нравственную и интеллектуальную сферы ребенка, развивает его воображение, способствует физическому совершенствованию, воспитывает у детей волю к действию и способность к торможению - качества, необходимые человеку в трудовой и общественной деятельности. По содержанию и целевыми установками игры делятся на ролевые, учебные (дидактические) и имитационно-моделирующие [7].
Потенциально любая игра с правилами может использоваться как средство организации обучающе-исследовательской деятельности детей и провоцировать процесс открытия учащимися субъективно новых знаний и способов действий, если содержание игровой ситуации будет стимулировать познавательную активность детей, а содержание правил игры касаться определения очередности проявления воспитанниками активности, распределения между ними ролей, а не регламентировать их мыслительные действия или ограничивать проявление творчества [13].
Концепция игр с правилами разрабатывается педагогическим коллективом в свободной форме, однако должна содержать такие компоненты, как:
- целевые ориентации (чего стремимся достичь), переход от педагогики требований к педагогике отношений, развитие творческих способностей, творческих личностных качеств всех участников образовательного комплекса (детей, педагогов, сотрудников, родителей);
- общие характеристики образовательной модели (как, каким образом планируем достичь поставленной цели). Это: субъект-субъектное взаимодействие; проблемно-поисковая деятельность, интерактивные технологии обучения как приоритетные способы обучения; дифференцированные формы организации образовательного процесса;
- четкое определение позиции воспитателя и ребенка (чего я жду от ребенка, что я ему могу гарантировать). Прежде всего, это - признание индивидуальности, самобытности каждого, инициирование субъектного опыта получения образования;
принципы реализации образовательной цели (конкретные требования к осуществлению образовательного процесса). Среди них -закон взаимности, принцип партнерства, успешности каждого в общем
деле, принцип доминанты детского счастья как главной образовательной ценности [12].
Из вышесказанного можно сделать вывод, что игра с правилами -это активная познавательная деятельность, в процессе которой дети под руководством воспитателя, являясь участниками игровой деятельности, проявляя инициативу, самодеятельность и состязательность, овладевают умениями, навыками, формируют активное поведение, активную жизненную позицию и творческий стиль деятельности. Игра с правилами способствует развитию познавательной активности дошкольников и формирует у них познавательный интерес.
Использованные источники:
1. Акиншева О.В. Инновационные подходы к образовательной среде в ДОО // Эксперимент и инновации в школе. - 2015. - №6. - С. 116 - 119.
2. Бардашова Г.А., Кормильцева М.В. Опыт внедрения информационно -коммуникационных технологий в образовательную среду ДОУ // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2012. - №3. -С. 45- 49
3. Белошистая А. В. Игровые образовательные технологии как способ организации исследовательской деятельности дошкольника // Детский сад: теория и практика. - 2015. - №9. - С. 62-69.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 2016. - 336 с.
5. Зайцева Т.Ю. Игровая деятельность в детском саду // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2015. - №2. - С.16-25
6. Земцова О.Н.. Умные книжки. Задачки для ума. Развиваем мышление. 5-6 лет. - М.: Махаон, 2017. - 18 с.
7. Менджерицкая Д.В. Воспитание о детской игре. - М.: Просвещение, 2017. - 128 с.
8. Мисуна С. Развиваем логическое мышление //Дошкольное воспитание. - 2015. - №8. - С.48-50
9. Мышление: процесс, деятельность, общение / Под ред. Брушлинского А.В. - М.: Наука, 2017. - 452 с.
10. Пахомова Н. Ю. Метод учебной дидактической игры в образовательном учреждении. - М.: Наука, 2018. - 314 с.
11. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М.: Педагогика, 2017. -282 с.
12. Сорокина А. И.. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 2017. - 95 с.
13. Ховякова А.А. Метод игр с правилами как технология формирования информационной компетентности ребенка дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. - 2016. - №2. - С. 144-150.