Научная статья на тему 'ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРЕДМЕТЕ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР'

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРЕДМЕТЕ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
762
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / АНАЛИЗ / ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нуриева А. Р., Храмова Э. Н.

В статье проведен анализ теоретических аспектов развития познавательных процессов младших школьников через игры на предмете окружающий мир. Рассмотрена сущность познавательного интереса младших школьников. Рассмотрены дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Проведен анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAME AS A MEANS OF DEVELOPMENT COGNITIVE PROCESSES YOUNGER SCHOOLBOYS ON THE SUBJECT OF THE WORLD

The article analyzes the theoretical aspects of the development of cognitive processes in junior schoolchildren through games on the subject of the surrounding world. The essence of the cognitive interest of junior schoolchildren is considered. Didactic games are considered as a means of enhancing the cognitive activity of junior schoolchildren. The analysis has been carried out.

Текст научной работы на тему «ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРЕДМЕТЕ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

УДК 1

Нуриева А.Р.

Старший преподаватель, б/с Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Елабужский институт (филиал) Казанский федеральный университет (Елабуга, Россия)

Храмова Э.Н.

студент

Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Елабужский институт (филиал) Казанский федеральный университет (Елабуга, Россия)

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРЕДМЕТЕ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Аннотация: в статье проведен анализ теоретических аспектов развития познавательных процессов младших школьников через игры на предмете окружающий мир. Рассмотрена сущность познавательного интереса младших школьников. Рассмотрены дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Проведен анализ.

Ключевые слова: младшие школьники, познавательные процессы, дидактическая игра, анализ, планирование.

Проблема развития познавательной активности на уроках у детей мл.шк. возраста стояла перед педагогами всегда. Ж.Ж. Руссо, чтобы ученик захотел узнать и найти новое знание, создавал для него специальные игровые ситуации,

вынуждающие к познавательному поиску. Эта проблема получила разработку в педагогике и ученых XX века. [5, с. 96].

Чтобы активизировать познавательную активность детей на уроках окружающего мира, надо привнести элемент занимательности как в содержание, так и в форму работы. Познавательная активность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.

Многие педагоги используют в учебном процессе различные методические приемы: дидактические игры, игровые моменты и т.д.

Игра - это «дитя труда». Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру.

Игра для младших школьников - любимая форма деятельности. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Высоко оценивая значение игры, В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. [1, с. 202].

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные

ему анализ и синтез, делает обобщения. Однако не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности.

Дидактическая игра в ходу обучения младших школьников окружающему миру, несет обучающий характер облегчает переход от игры к серьезной умственной работе. Познавательные игры дают возможность решать сразу целый ряд задач обучения и воспитания.

Во-первых, они таят огромные возможности для расширения объема информации, получаемой детьми в ходе обучения, и стимулируют важный процесс - переход от любопытства к любознательности.

Во-вторых, являются прекрасным средством развития интеллектуальных творческих способностей. [7].

В-третьих, снижают психические и физические нагрузки. В познавательных играх нет прямого обучения. Они всегда связаны с положительными эмоциями, чего нельзя порой сказать о непосредственном обучении.

Познавательная игра - не только наиболее доступная форма обучения, но и, что очень важно, наиболее желаемая ребенком. В игре дети готовы учиться сколько угодно, практически не уставая и обогащаясь эмоционально.

В-четвертых, в познавательных играх всегда эффективно создается зона ближайшего развития, возможность подготовить сознание для восприятия нового.

0.С. Газман выделяет следующие требования, предъявляемые к использованию познавательных игр [6 с. 98].:

1.Игра должна соответствовать имеющимся у детей знаниям. Задачи, для решения которых у детей нет никаких знаний, не вызовут интереса и желания их решать. Здесь особенно важно соблюдать возрастной подход и принцип перехода от простого к сложному. Только в этом случае игра будет носить развивающий характер.

2.Интерес к играм, требующим напряженной мыслительной работы, есть далеко не у всех детей, поэтому предлагать такие игры следует не оказывая давления, чтобы игра не воспринималась как преднамеренное обучение. Игровые ситуации используются главным образом для того, чтобы дети хорошо понимали смысл задачи.

Загадочные названия дидактических игр помогают мобилизовать внимание детей, меньше утомляют, создают положительные эмоции на уроке и способствуют прочному усвоению знаний. Но ценность дидактической игры необходимо определять не по тому, какую реакцию она вызывает со стороны детей, а надо учитывать, насколько она эффективно помогает решать учебную задачу применительно к каждому ученику. Использование дидактических игр приносит хорошие результаты, если игра полностью соответствует целям и задачам урока и в ней принимают активное участие все дети.

Играя с увлечением, они лучше усваивают материал, не устают и не теряют интереса. В процессе игры у детей формируются общеучебные умения и навыки, в частности умения контроля и самоконтроля, формируются такие черты характера, как взаимопонимание, ответственность, честность.

Интерес к обучению - вот основной параметр, который определяет полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие, а значит, и качество работы учителя. Создание игровых ситуаций и проведение урока в форме игры способствует развитию познавательного интереса и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятию усталости, позволяют создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний. [4, с. 4].

Таким образом, развитие познавательной активности учащихся на уроке окружающего мира - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Поэтому работу на каждом уроке следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом

активных действий ученика. Педагогу необходимо стараться максимально приблизить изучение программного материала через игру. И сделать процесс обучения более эмоциональным и интересным. Это позволит пробудить у учащихся младшего школьного возраста интерес к новому, желание познавать мир и, учитывая психологические особенности детей, помогать им лучше и легче усваивать учебный материал.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Международный научный журнал «Вестник науки» // г. Тольятти. ISSN 27128849 // Электронный ресурс: https: //вестник-науки .рф/home Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети! - М., 2016, с 202. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Москва: "Прогресс", 1987 г. - 316с. Богомолова Н.Н. Ситуационно - ролевая игра, как активный метод социально-психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии, Москва - МГУ, 2018 г. Вуарен Н. Что такое игра? // Культура, 1982 г., №4.

Газман, О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. - М.: Просвещение, 2018.- 96с. Данилов, И.К. Об игровых моментах на уроках математики // Математика в школе. - 2005.- №1.- 98с.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://azps.ru/

Nurieva A.R.

Senior Lecturer

Department of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education

Elabuga Institute (branch) Kazan Federal University (Elabuga, Russia)

Khramova E.N.

student

Department of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education

Elabuga Institute (branch) Kazan Federal University (Elabuga, Russia)

GAME AS A MEANS OF DEVELOPMENT COGNITIVE PROCESSES YOUNGER SCHOOLBOYS ON THE SUBJECT OF THE WORLD

Abstract: the article analyzes the theoretical aspects of the development of cognitive processes in junior schoolchildren through games on the subject of the surrounding world. The essence of the cognitive interest of junior schoolchildren is considered. Didactic games are considered as a means of enhancing the cognitive activity of junior schoolchildren. The analysis has been carried out.

Keywords: junior schoolchildren, cognitive processes, didactic game, analysis, planning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.